МБОУ Шуваевская СОШ
Емельяновского р- на
Исследовательский проект на тему:
«Как связаны конфеты с уроками русского языка»
Работу выполнили ученицы 5 «Б» класса
Макарова Татьяна, Григорьева Валерия
Руководитель: Машинистова Ирина Николаевна
2015-2016
Введение
Не секрет, что все дети любят сладости. Каждый ребенок под Новый год ждет и получает сладкий подарок, в котором много конфет. После конфет остаются фантики, которые, в свою очередь, превращаются в мусор. Но оказывается, фантики могут напомнить и про правила русского языка.
Разглядывая яркие блестящие конфетные обертки, мы предположили, что если использовать названия конфет, то можно сделать уроки русского языка интересными. В нашем исследовании приводятся примеры того, какие изученные правила можно встретить на конфетных обертках. Фантики собирались от реально съеденных конфет.
Цель: Изучить названия конфет и классифицировать их с целью использовать их на уроках русского языка
Задачи:
· Собрать названия конфет
· Рассмотреть названия конфет с точки зрения русского языка
· Классифицировать их названия
· Сделать карточки для уроков русского язык
Гипотеза: Мы предположили, что названия конфет можно использовать на уроках русского языка
Методы исследования: основными методами исследовательской работы являются наблюдение, классификация, описание
Методики исследований
Список исследуемых наименований конфет
Для своего исследования мы использовали 77 различных наименований конфет, которые распределили следующим образом: на фантиках встретились 38 имён существительных, 7 имён прилагательных, 32 словосочетания. Глаголы и наречия среди рассмотренных нами конфет не встретились
Мы выяснили, что названия конфет можно разобрать по принадлежности к разным частям речи
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Словосочетание |
Лёвушка |
Саянские |
Мишка на севере |
Маша и Медведь |
Казахстанские |
Черёмуховый букет |
Фру-Фру |
Московские |
Топлённое молоко |
Пчёлка |
Лётные |
Белая черёмуха |
Кузнечик |
Молочная |
Три берёзы |
Буревестник |
Халвичная |
Магия двух |
Ромашка |
Сливочные |
Царство Нептуна |
Василёк |
Мятная |
Озорной тигрёнок |
Ласточка |
Театральная |
Алёнушкино счастье |
Ириска |
Апельсиновая |
Детский сувенир |
Китаянка |
Ореховая |
Молочная река |
Хрумка |
|
Птичье молоко |
Вишня |
|
Молодёжные истории |
Южанка |
|
Весёлым детишкам |
Вивьен |
|
Клубника со сливками |
Француженка |
|
Шоколадная ночь |
Рома+Машка |
|
|
Классификация наименований конфет
Названия конфет можно распределить по количеству слов в названии
Состоят из одного слова |
Состоят из двух слов |
Алёнка |
Му-му |
Коровка |
Маша и медведь |
Василёк |
Чио-Рио |
Никитка |
Магия двух |
Кроме того, каждое название конфеты что – либо обозначает, т.е. содержит свое лексическое значение
Имя существительное |
Имя прилагательное
|
Корабль |
Питерские |
Праздник сластёны |
Пиратские |
Васька |
Саянские |
Колдун |
Лётные |
Кроме того встретились
Надписи, указывающие на число имён существительных |
а) Единственное число – Степ, Медунок, Коровка (всего68 названий) б) Множественное число – Королевские, Три берёзы (9 НАЗВАНИЙ)
|
Надписи, указывающие на географическую принадлежность |
Саянские, Казанские |
Надписи, в которых встречаются имена и клички животных |
Мурка , Шарик |
Надписи, указывающие на животных |
Лёвушка, Нерпёнок
|
Надписи, указывающие на национальность |
Марсианка, Английский стиль |
Надписи, указывающие на место проживания |
Питерские, Киевские, Московские |
Надписи, указывающие на растения |
Барбарис, Дюшес |
Темы по русскому языку
Внимательно рассмотрев все представленные названия, мы выделили несколько тем по русскому языку, при изучении которых можно использовать названия конфет.
1.Способы словообразования.
Многие названия конфет образованы суффиксальным способом:
Корень |
Суффикс |
Слово |
Снеж- Коров- Лев- Орех- Нерп- |
-ок- -к- -ушк- -ов- -ёнок- |
Снежок Коровка Левушка Ореховая Нерпёнок |
2.Лексическое значение слов.
Каждое название содержит свое значение, свой смысл, который нужно раскрыть.
Название конфеты |
Лексическое значение |
Ласточка |
1.Стремительная птица 2.Ласковое обращение |
Цветень |
Название месяца |
Алёнка |
Ласковое имя девочки |
Ромашка |
Полевой цветок |
3.Словосочетания.
Названия конфет, которые состоят из двух слов, можно использовать при изучении словосочетаний.
4.Эпитет и метафора.
На примере различных названий можно показать эпитеты и метафоры,
которые содержат переносное значение слова: Шоколадная ночь, Золотой телёнок – эпитеты, т.к. употреблены в переносном значении
5.Морфемный разбор
Со всеми рассмотренными названиями конфет можно провести морфемный разбор.
Заключение
На данном этапе работы мы можем сделать следующие выводы:
Все изученные нами названия конфет по сути – это части речи, которые мы уже изучали и продолжим изучать на уроках русского языка.
Поскольку имя существительное - это самая большая группа слов в русском языке, то чаще всего именно она встречается в названиях конфет.
С точки зрения лексического значения фантики могут дать интересный материал для составления разных заданий по русскому языку.
Многие названия конфет могут стать полезными при изучении темы «Способы образования слов».
Составленные карточки планируем применить на уроках русского языка в своем классе.
Результаты исследования:
1)Составлен список названий фантиков (77 названий конфет)
2) Изучены и классифицированы названия конфет: 38 существительных, 32 словосочетания, 7 прилагательных.
3)Составлена таблица по результатам классификации.
4)Составлены карточки по темам:
1. Способы словообразования.
2. Лексическое значение слов.
3. Словосочетания.
4. Эпитет и метафора.
5. Морфемный разбор.
Литература
1. Толковый словарь русского языка Ефремовой Т.Ф.
2. С.И. Ожегов «Словарь русского языка»- 1987 год
3. В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»- 2007 год
4. Учебник «Русский язык» 5 класс, Ладыженская Т.А.
5. Учебник «Русский язык» 4 класс, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева
6. Ресурсы Интернета
Содержание
1. Введение………………………………………………………….стр.2
2. Методики исследований
2. Список исследуемых наименований конфет……………стр.3
3. Классификация наименований конфет………………….стр4-5
4. Темы по русскому языку…………………………………стр.6
5. Заключение……………………………………………………….стр.7
6. Литература………………………………………………………..стр.8
7. Приложение………………………………………………………стр. 10
Приложение
Карточка №1
Определите способ образования слов.
Запишите его.
Нерпёнок, Живинка, Алёнка, Питерские, Саянские, Лёвушка
Сделайте морфемный разбор выделенных слов
Карточка №2
Определите лексическое значение указанных слов.
Запишите их.
С указанными словами составьте словосочетания.
Масленица, Мечта, Загорье, Лимончики, Маска, Желе, Нива, Марсианка, Эклер, Живинка, Лукоморье, Фрукко, Дюшес.
Карточка №3
Сделайте разбор словосочетаний (выделите главное и зависимое слова), определите падеж имён существительных.
Весёлым детишкам, Шоколадная ночь, Птичье молоко, Гусиные лапки, Золотая резеда
Карточка №4
Распределите словосочетания в 2 столбика
Прямое значение Переносное значение
Шоколадная ночь, Золотой телёнок, Премьера артиста, Птичье молоко, Гусиные лапки, Золотая резеда, Солнечное настроение, Итальянские тайны, Байкальская загадка, Молодёжные истории, Звёздный бриз, Вкус лета, Фруктовый сад.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.