Зайнетдинова Ольга Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 27
г. Сургут
ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
Аннотация: рассматриваются приёмы развития творчества на уроках русского языка при изучении раздела «Имя прилагательное». Представлен опыт работы с обучающимися.
Ключевые слова: методические приёмы, имя прилагательное, творческий потенциал личности, креативное развитие учащихся.
Творчество – это непрерывное продвижение и совершенствование в какой-либо деятельности. Несмотря на распространенное мнение о том, что творческие способности можно развивать только на занятиях, связанных исключительно с искусством, многолетняя практика доказывает, что развивать творческие способности возможно на любом уроке и во внеурочное время. Для этого необходимо лишь творчески подойти к методике преподавания предмета. В последнее время в современной российской школе идет активная разработка научно-методических оснований психолого-педагогического сопровождения творческого развития личности в образовательном пространстве, поиск и апробация различных приемов обучения в данной области.
Для грамотно построенного процесса обучения, направленного на развитие творческих способностей учащихся, необходимы гибкая методология учебного процесса, основанная на законах психологии образования и творчества. Это требует внесения изменений в концепцию образования, в ее содержательные компоненты, в том числе и в организацию уроков русского языка.
С учетом решения этих актуальных задач нами подобран разнообразный дидактический материал к разделу «Морфология».
Одним из способов повышения учебной мотивации является введение в занятие творческого момента, построение урока таким образом, чтобы развивать креативность, творческий потенциал личности. Если учащихся научить творить, то им, определенно, будет интереснее учиться, возрастет эффективность педагогического труда, школьные занятия станут важной частью творческой жизни учащихся.
В данном параграфе мы рассмотрим дополнительные задания, которые можно и нужно использовать на уроках русского языка при изучении раздела морфологии, для развития творческого мышления школьников.
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную или воображаемую действительность. В игре каждый выбирает себе роль добровольно, при этом познавательные действия учащегося выполняются в структуре деятельности, которая имеет для него личностный смысл. Все это говорит о том, что имитационная игра в школе является основой личностно-ориентированного обучения.
Игра выполняет следующие функции:
– психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке учащихся;
– психотерапевтические, помогая школьнику изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие;
– технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу воображения, преображающего реальную действительность.
Специфика творческой игры заключается в том, ребенок чувствует себя комфортно, в безопасности, ощущает психологическую свободу, необходимую для его личностного развития, и это помогает развивать творческие способности и воображение учащихся.
Существуют такие специальные упражнения и задания, направленные на развитие ассоциативного творческого мышления. Рассмотрим некоторые из них. Например, на этапе закрепления материала при изучении темы «Качественные прилагательные» с целью контроля усвоения темы урока и с целью обогащения словарного запаса учащихся можно провести игру «Цепочка» (в примерах приводятся работы учащихся).
Игра проводится в кругу. Учитель бросает мяч и называет любое слово (существительное). Ученик возвращает мяч или передает мяч другому, называя признак данного объекта (качественное прилагательное). Следующий придумывает другой объект, обладающий таким же признаком, и бросает мяч следующему ученику. И т.д.
Пример: лягушка – скользкая – трава – зеленая – роща – большая – река – быстрая – стрела – острая – сабля – длинная – веревка – крепкая – дружба – вечная.
Например, при изучении темы «Разряды прилагательных» учащимся можно предложить игру «На одну букву». Цель данного упражнения – научиться определять и разграничивать разряды прилагательных. Задание предполагает подобрать как можно больше прилагательных, которые начинаются на одну букву (например, К), а затем определить разряды записанных прилагательных.
Пример: красивый (качественное), красный (качественное), кожаный (относительное), кирпичный (относительное), крутой (качественное), кислый (качественное), колючий (качественное), качественный (качественное), королевский (притяжательное), кошачий (притяжательное), (качественное), киевский (относительное), коричневый (качественное), компактный (качественное), каменный (относительное).
Изучая тему «Правописание суффиксов прилагательных -к- и -ск-, с учениками можно сыграть в игру «От имён собственных», здесь нужно образовать прилагательные от имён собственных.
Пример: Кривой Рог (криворожский), Белая Церковь (белоцерковский), Париж (парижский), Воронеж (воронежский), Чернигов (черниговский), Винница (винницкий), Западная Европа (западноевропейский).
Многовековая фольклорная, а вслед за ней и литературная традиция создали специальный жанр, адресованный детскому воображению, – сказку. Сочиняя сказку, учащиеся развивают в себе такой неотъемлемый компонент интеллекта, как воображение. Эту возможность можно дать детям и в старших классах.
Многие учителя для «оживления» уроков грамматики используют лингвистические сказки.
Ориентируясь на знания о возрастных особенностях учащихся 5-7 классов, учитель может попробовать «оживить» теоретические, абстрактные правила учебника, подавая теоретический материал через конкретные, а часто даже визуальные образы героев лингвистических сказок. При этом не только увеличивается интерес к урокам русского языка вследствие любви детей ко всему необычному, сказочному. Грамматические сказки, являясь «проводником» между учеником и учебником, помогут формированию абстрактного типа мышления, если учитель сможет организовать работу на уроке так, чтобы каждый учащийся соотносил «сказочный» материал с теоретическим материалом учебника.
«Сказочный» дидактический материал придает уроку яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя «сухие» правила учебника.
Приведем примеры подобранных нами лингвистических сказок, которые можно использовать при изучении имени прилагательного.
«Имя Прилагательное»
«В некотором царстве, в
некотором государстве, название которому Морфология, в городе Частиречинск
появился новый житель.
Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и
спрашивал: «Какой я? Я чей?» Царица Морфология посмотрела на такое чудо и не
могла решить, что с этим дальше делать. Обратилась она по такому случаю ко всем
своим самостоятельным господам – частям речи: «Господа мои великие да
самостоятельные! Не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего
государства?» Но не захотели брать на себя такую обузу ни Глагол, ни Наречие,
ни Числительное: мол, зачем нам это? Только Существительному жаль стало
бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать.
Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я – предмет,
то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого!». А Прилагательное (так его
теперь все звать стали с легкой руки Существительного) и радо стараться: как
старший друг скажет, так и сделаю; подчиняться, так подчиняться. Лишь бы не
прогнали. И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные
петь: и доброе оно, и умное, и милостивое, и самостоятельное… Существительному
это так нравилось! Так и стали поживать, горя не знать.
Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец».
«НЕ с прилагательными»
«Много переделала дел
Орфография, да стались еще дела.
В этот раз – проблема так сказать с нехочухой «НЕ». «НЕ» очень не хотела стоять
с прилагательными. Но Орфография не только умная и красивая, но еще и очень
мудрая и плюс – хороший оратор. И поэтому, сколько не сопротивлялась нехочуха,
все равно принцесса уговорила её. Ведь не всегда все бывает хорошее, а есть и
нехорошее. И вот пошла принцесса с «НЕ» указ издавать. Указ: “Если слово без
«НЕ» не употребляется или если можно подобрать синоним к слову, то пишем слово
с «НЕ» слитно. Если есть противопоставление с союзом «а», то пишется такое
слово с «НЕ» пишется раздельно. И со словами: вовсе не, отнюдь не, далеко не –
прилагательное тоже пишется раздельно”».
Кроме того, можно использовать и такой методический прием – сочинение лингвистических сказок самими учащимися. Приведем пример лингвистических сказок, написанных учащимися 6 класса.
На вводном уроке изучения имени прилагательного в 6-ом классе мы предложили учащимся 6 класса написать сказки о прилагательном. Приведем некоторые примеры таких работ.
С самого рождения у Прилагательного был очень сговорчивый характер. Оно с удовольствием согласовывалось бы во всём с Существительным. Но тут была небольшая проблема: не было у Прилагательного собственных рода, числа и падежа.
Прилагательное решило попросить их у Существительного. Существительному понравилась эта идея, и оно подарило Прилагательному свои формы. Существительное радовалось дружбе с новым знакомым. Так и живет с тех пор Прилагательное: согласовывается с Существительным в роде, числе и падеже, и полноценно жить они друг без друга уже не могут!
(Сторожилов Антон, 6 класс).
В одном лингвистическом государстве, в некотором лексическом царстве жила-была королевская семья. Его Величество король по имени Глагол был очень активным. За его действиями иногда даже не успевали его верные, постоянные слуги Спряжение и Вид. Красавица королева – Имя Существительное у своих верных слуг Склонение, Число, Род и Падеж каждый день запрашивала данные переписи всех предметов в царстве, деля их на одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.
Как-то раз в гости к королеве приехала ее близкая подруга –Местоимение. Она очень часто путешествовала, видела много интересного. И она сразу заметила, что в царстве Глагола и Существительного все предметы были серых, тусклых цветов. Она решила, во что бы то ни стало изменить жизнь в царстве своих близких друзей. Местоимение подарила королеве волшебное семечко и наказала посадить его в своем саду. Имя Существительное лично посадила чудесное семя, поливала каждый день и не позволяла никому без надобности подходить к волшебному семечку.
Через некоторое время из семени проклюнулся разноцветный росток, который рос не по дням, а по часам. То и дело на нем появлялись и распускались фантастические, сверкающие листья. Затем один за другим стали проклевываться цветные бутоны, которые превращались в цветы неписанной красоты. Цветы стали превращаться в сказочных Эльфов. По мере роста волшебного растения весь дворец наполнился сотнями, тысячами радужных крылатых существ. Каждый из них был неповторим в своей красоте! Эльфы садились на пышное серое платье королевы, и оно стало сказочно красивым, переливающимся всеми цветами радуги. Имя Существительное не могла сдержать слез от восторга.
Эльфы сказали, что будут служить ей вечно, быть при ней и днем, и ночью, стать ее слугами. Имя Существительное была очень рада и только попросила, чтобы Эльфы приноровились к порядкам царства. А за их верность и преданность, стремление во всем подражать подданным ее Величества, королева дала им ласковое имя «Прилагательные», что значит находящиеся при Имени Существительном, во всем полагающиеся на Склонение, Число, Род и Падеж. Так и живут до сих пор Прилагательные в царстве Имени Существительного. А царство стало ярким и процветающим.
(Ахметдинова Эльвира, 6 класс).
Подобные задания можно также использовать по закреплению грамматического материала и связанных с изучением имени прилагательного орфограмм.
Интересным приемом, который не только позволяет запомнить основные признаки прилагательного, но и способствует развитию творческого мышления, является составление стихотворений. Сначала ученикам можно предложить упрощенный вариант работы в парах или группах по 4-5 человек: вставить пропущенные слова в предложенное стихотворение:
Сильно ___________________
Имя прилагательное.
В чём предметов-то секрет?
На вопросы дай ответ:
Он какой? Она какая?
________, ________, ________.
А оно? Оно________,
________ и ________.
Эти признаки важны,
Речь
обогатить должны.
Приведем в пример стихотворения, которые получились у учащихся 6 класса.
«Я – имя прилагательное.
Я просто замечательное.
Украшаю всё вокруг,
Для ребят я – лучший друг
Мои признаки важны,
Речь обогатить должны»
(Манаева Виктория, 6 класс).
Определяет он предметы
Они с ним становятся приметны.
И украшает нашу речь,
Его нам надо всем беречь!
Он какой? Она какая?
Добрый, нежная, смешная.
Без признаков предмета нет
Об этом знает целый свет
(Хакимова Гульнара, 6 класс).
Также на уроках можно предложить ребятам послушать песни по теме. Так как песни – отличный способ мотивации учащихся к изучению языка. Песенки в непринуждённой форме позволяют запоминать новую лексику, способствуют усвоению нового материала и не дают утратить интерес к урокам, так как, слушая музыку, мы отдыхаем, снимаем напряжение, получаем удовольствие, и как раз в это время тоже происходит полезная работа нашего мозга, зачастую не до конца осознаваемая нами.
«Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных».
«Есть
давно такое мненье:
“Познается все в сравнении”.
Кто силен, а кто сильнейший.
Кто умен, а кто умнейший.
Кто старейший на планете,
И кто прожорливей в буфете.
Всем известно, без сомненья –
Есть три степени сравненья:
Положительная степень,
И сравнительная степень.
Превосходная всех выше,
Про то ты песенку и слышал».
«-НН-, -Н- в суффиксах прилагательных»
Для прилагательных давно
Записано в ученых книжках,
Когда -АН-, -ИН-, -ЯН-, то -Н- одно
И
больше никаких излишков.
Румяный Дед Мороз взмахнёт серебряною рукавицей –
Здесь -Н- одно лишь подойдёт, а два тут не годится.
А где два -Н-? Ответ простой:
В
окне с поверхностью стеклянной,
Где оловянный шпингалет и подоконник деревянный.
Туман одно имеет -Н-, но если город стал туманный,
В основе -Н- и суффикс -Н-, и получается два -Н-.
Такие песенки можно использовать на этапе закрепления материала. После прослушивания песенки-правила можно предложить выполнить задание, где нужно объяснить правильное написание слова или составить четверостишия для запоминания исключений, приведем полученные примеры:
«Вот
солдатик оловянный
Взял топорик деревянный
И построил дом стеклянный.
В нём ни потолка, ни стен,
И живут две буквы “Н”».
«Посмотрите на окно:
В окне стеклянное стекло,
Рамы деревянные,
Ручки оловянные»
В современной методике урока широко используется такой прием как составление синквейна.
Синквейн – это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо.
Написание синквейна – это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения. Составлять cинквейн несложно и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление школьников.
При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.
При изучении прилагательного и других частей речи можно предложить составление синквейна. На первой строчке записывается одно слово –существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке записываются два прилагательных. На третьей строчке – три глагола, описывающих действия. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Он позволяет эффективно развивать образное мышление и речь, является отличным инструментом при осмыслении и синтезе сложного программного материала. Занимательный, игровой элемент, присутствующий в момент работы над составлением стихотворения на заданную тему, пробуждает интерес школьников к изучаемому материалу, стимулирует их логику, развивает творческую сторону личности. Так, проходя тему «Имя прилагательное», можно предложить детям составить синквейн, примеры которого будут указывать на основные грамматические категории этой части речи.
В методической литературе синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи. Также творческой работой может стать составление синквейна к прочитанному тексту, например при изучении параграфа «Описание природы» в учебнике 6 класса под редакцией Т. Ладыженской и М. Баранова можно предложить учащимся составить синквейн к фрагменту из произведения «Жизнь Арсеньева» И. Бунина. Приведем в пример полученные результаты.
Утро
Великолепное, спокойное
Играет, замирает, дышит.
Утро – самое таинственное время суток.
Рассвет.
Утро
Свежее, тихое
Наступает, дышит, окутывает
Такое утро бывает только в январские морозы.
Спокойствие.
Традиционными творческими упражнениями на уроках русского языка являются разные виды сочинений и творческих диктантов.
Творческий диктант – диктант, в процессе выполнения которого текст редактируется. Учащиеся распространяют предложения второстепенными членами предложения (например, определениями или вводят в текст вводные конструкции. К таким диктантам относится и запись текста от определенного лица (например, если текст передается от первого лица, следует записать его от третьего; или наоборот – текст от третьего лица записать от первого). Такой вид работы также является хорошей подготовкой к написанию сжатого изложения.
Творческие диктанты могут быть: с определенными словами, записанными на доске или карточках, или же учащимся предлагается составить связный текст или предложения на определенную тему.
Сочинение – вид письменной школьной работы, изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. Это могут быть сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение и т.д.
Также можно предложить ребятам такие задания, как «Словесный портрет» и «Круговая-порука». Данные задания можно предложить учащимся 5-го класса при знакомстве с именем прилагательным. Цель упражнений – научиться использовать прилагательные в тексте, развивать связную письменную речь учащихся.
«Словесный портрет». Учащиеся должны составить словесный портрет своего одноклассника или друга, используя различные прилагательные.
Согласно исследованиям учёных-дидактов, обучение творчеству учащихся – это вооружение их умением понимать проблему, поднятую учителем, а позднее – формулировать ее самостоятельно, собственными силами. Это развитие способностей переноса знаний и действий в нестандартную, индивидуальную ситуацию или создания нового способа действий для достижения результата. Уроки русского языка, пожалуй, открывают намного больше возможностей для развития творческих способностей. На уроках необходимо развивать творческую активность обучающихся в рамках этого предмета (способствовать сознательному овладению богатством родного языка и развитию речи), а также стимулировать развитие личности ученика и стойкое стремление к творчеству.
Креативное развитие учащихся возможно осуществлять только в русле самого творчества. Сухомлинский писал: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества» [Сухомлинский, 1973]. Уроки русского языка требуют атмосферы творчества, так как процесс постижения искусства невозможен без личностного включения, без творческой направленности. Уроки, включающие в себя творческие задания, позволяют развивать креативные способности, и в процессе работы создается нечто новое, личностное и переосмысленное.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранов, М. Т. Русский язык (6 класс): учебник в 2 ч. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2022. – Ч.2 – 175с.
2. Максимова, С. В. Творчество как феномен неадаптивной активности / С. В. Максимова // Развитие творческого потенциала учащихся в системе детского дополнительного образования. – Челябинск: Паритет-Профит, 2002. – № 2. – С. 42-58.
3. Мухина, С. А. Современные инновационные технологии обучения / С. А. Мухина, А. А. Соловьева. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2018. – 360 с.
4. Плавинская, Н. Несколько слов о синквейне / Н. Плавинская // Литература. – 2006. – № 5. – С. 38.
5. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский – М.: Политиздат, 1973. – 272 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.