Курсовая работа по МДК.02.01 Основы организации внеурочной работы в научно-познавательной деятельности Тема: Организация проектной деятельности обучающихся на внеурочных занятиях на примере темы: «Рассказы о том, как и кого обучали грамоте в далеком прошлом»

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 11.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Курсовая работа по МДК.02.01 Основы организации внеурочной работы в научно-познавательной деятельности Тема: Организация проектной деятельности обучающихся на внеурочных занятиях на примере темы: «Рассказы о том, как и кого обучали грамоте в далеком прошлом»
Иконка файла материала Курсовая работа.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Соликамский социально – педагогический колледж имени А.П. Раменского»

 

 

Курсовая работа

по МДК.02.01 Основы организации внеурочной работы в научно-познавательной деятельности

Тема:  Организация проектной деятельности обучающихся на внеурочных занятиях на примере темы: «Рассказы о том, как и кого обучали грамоте в далеком прошлом»

 

Выполнила:          Аникина Любовь Геннадьевна , Ш-36

     44.02.02 Преподавание в начальных классах

(наименование специальности)

Руководитель: Глухова Юлия Валерьевна  преподаватель колледжа

 

Допущена к защите: «__» ______________ 2024 г.

Защита состоялась: «__» _______________ 2024 г.

                                

Отметка «__» (_______________)

 

       

 

 

Соликамск, 2024 г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………5

Глава 1. Теоретические основы использования проектной деятельности во внеурочной работе.

1.1 Организация  внеурочной деятельности в начальной школе………..........................................................................................6

1.2 Организация проектной деятельности в начальной школе.........9

1.3 Особенности организации проектной деятельности во внеурочной деятельности…..………………………………………...15

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ………………………………………………………..17

Глава 2 « Разработка проекта внеурочной деятельности по теме: « Рассказ о том, как и кого обучали грамоте в далеком прошлом».

               2.1.  Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности........................................................................................................19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………….24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….….26

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………...………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность исследования:  В древности грамота передавалась из уст в уста, и лишь немногие имели доступ к знаниям. Классические цивилизации, такие как Древний Египет и Месопотамия, уже тогда осознавали важность письменности, открыв школы для подготовки писцов и жрецов. В средние века, в условиях роста христианства, образование стало сосредоточено в монастырях, где обучали чтению Святого Писания.
С переходом к Новому времени, развитие типографического дела и возникновение светских школ привели к тому, что грамотность стала доступной более широким слоям населения. В России образование также эволюционировало: от домашних учителей и церковных школ до реформы Александра II, которая значительно расширила возможности для получения знаний.
       Изучение истории обучения грамоте дает возможность не только понять, как менялись методы преподавания и кто имел доступ к образованию, но и оценить влияние этих процессов на культурное и социальное развитие общества. Этот историко-культурный контекст создает богатую основу для проектной деятельности, позволяя учащимся осваивать не только факты, но и развивать навыки критического анализа и исследования
.
Также изучение этой темы помогает воспитать интерес к истории своей страны и стремление быть образованным и грамотным, бережно относиться к родному языку. 

      Кроме того, понимание процесса обучения грамоте в Древней Руси может быть полезно для развития общей культуры и просвещения, так как в качестве учебных пособий тогда использовали церковные книги, например Часослов и Псалтирь. 

      Я решила взять тему "Рассказ о том, как и кого обучали грамоте в далеком прошлом" в качестве Организации проектной деятельности обучающихся на внеурочных занятиях на примере данной темы, потому что она сочетает в себе несколько ключевых аспектов, которые имеют важное значение как для образовательного процесса, так и для формирования культурной идентичности учащихся.
     Во-первых, изучение истории обучения грамоте позволяет глубже понять важность грамотности как основного элемента цивилизации. Грамота была и остается важнейшим инструментом для передачи знаний, культуры и традиций. Осознав, какую роль она играла в жизни людей в разные исторические эпохи, я надеюсь вызвать у учащихся интерес к изучению истории и культуры своей страны.
      Во-вторых, развивая проект вокруг темы обучения грамоте, я хочу показать, что образование — это не только набор знаний, но и процесс взаимодействия между людьми. В разные времена обучение происходило в различных формах: от устной традиции до школьного обучения. Исследование этих методов поможет учащимся увидеть, как менялся подход к образованию и какое значение оно имело для различных групп населения.
     В-третьих, данный проект позволит развить множество важных навыков у учащихся: исследовательские навыки, умение работать в команде, а также навыки презентации и критического мышления. Это особенно актуально в контексте внеурочной деятельности, так как она предоставляет ученикам возможность проявить инициативу и креативность, а также углубить свои знания в комфортной и поддерживающей обстановке.
      Таким образом, выбор данной темы обусловлен моим стремлением создать увлекательный и познавательный проект, который не только расширит горизонты учеников, но и поможет им осознать значимость образования в их жизни и будущем.

Цель исследования:  Создания условия для эффективного и увлекательного изучения истории грамотности, и понимание значения образования в современном мире.

Объект исследования: Организация внеурочной деятельности обучающихся в  начальной школе.

Предмет исследования: Реализация проектной деятельности  на внеурочных занятиях у обучающихся на примере темы: «Рассказ о том как и кого обучали грамоте в далеком прошлом». 

Задачи исследования:   

1)    Изучить нормативно – правовые документы по организации внеурочной деятельности с детьми начальной школы

   2) Рассмотреть организацию проектной деятельности с детьми в начальной школе.

   3)  Познакомить с  возникновением обучения на Руси и принадлежности того времени. 

 4) Разработать методическую книгу, на примере внеурочного занятия «Рассказ о том как и кого обучали грамоте в далеком прошлом»

Методы исследования:

- анализ педагогической и методической литературы

- анализ УМК

- метод обобщения теоретического материала

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические основы использования проектной деятельности во внеурочной работе.

1.1.        Организация  внеурочной  деятельности  в начальной  школе. 

Внеурочная деятельность в начальной школе играет важную роль в комплексном развитии детей. Она помогает формировать у них необходимые социальные, эмоциональные и интеллектуальные навыки, а также обогащает образовательный процесс, выходя за его рамки.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. [1]

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. [ ФГОС]

А также определение внеурочной деятельности :

Внеурочная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. (Википедия).

Внеурочная деятельность – это  образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной формы, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ.

Исходя из этого,  можно сделать вывод. Таким образом, в рамках реализации ФГОС, внеурочная деятельность — это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной формы, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ.

Главной целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации.

Цели организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС:

• создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;

• создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;

• создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся;

• развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям:

1. Познавательная.

2. Игровая.

3. Трудовая (производственная) деятельность.

4. Досугово-развлекательная деятельность,

5. Спортивно-оздоровительная деятельность.

6. Туристско-краеведческая деятельность.

7. Художественное творчество.

8. Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность).

9. Проблемно-ценностное общение.

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.           Организация проектной  деятельности   в начальной школе.

Проект – это  совокупность действий, направленных на создание продукта или услуги, обладающих обновленными свойствами, либо изменение текущей  услуги.  ( Википедия)

Проектная деятельность- это совокупность действий, направленных на решение конкретной задачи в рамках проекта, ограниченного целевой установкой, сроками и достигнутыми результатами (или продуктами).

Проектная деятельность в системе образования может варьироваться от индивидуальных mini-проектов до комплексных коллективных исследований. Она нацелена на развитие как предметных, так и метапредметных компетенций. Основные преимущества проектной деятельности заключаются в следующем:

1.     Развитие критического мышления.

2.     Формирование навыков работы в группе.

3.     Углубление знаний по изучаемому предмету.

4.     Развитие исследовательских умений.

5.     Повышение мотивации и интереса к обучению.

В начальной школе  можно определить несколько видов проектов:

1.     Исследовательский проект – требует структуру , а также обозначенных целей, актуальности исследования для всех  обучающихся социальной значимости, продуманных методов обработки результата.

2.     Информационный проект – получение и обработки информации,  а также продуманный результат.

3.     Творческие проекты – Развивает структуру деятельности конечному результату, интересам младших школьников. Однако оформление результатов проекта требует четкого продуманного структуры в виде сценария фильма, программы концерта.

4.     Игровые ( приключенческие) проекты- определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные игроки, имитирующие или деловые отношения в придуманных ситуациях.

5.     Практико- ориентированы проекты – обозначаемый, ожидаемый, на социальные интересы и результат деятельности участников, а также требует продуманной структуры организации работы на каждых отдельных этапах.

6.     Открытые проекты: Наиболее распространенно проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудностей, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; имеют представление о предметно-пространственной среде класса. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения.

7.     Индивидуальные и коллективные проекты

Индивидуальный проект.  Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.

Однако дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Существенной чертой психологической характеристики любого человека является умение участвовать в коллективной деятельности, совместно находить пути решения задач. Формированию у школьников устойчивых навыков коллективного сотрудничества.

          То есть проект — это «шесть П»:

       Проблема

       Проектирование (планирование)

       Поиск информации

      Продукт

      Презентация

      Портфолио.

Требования к проектной деятельности

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. Однако в роли заказчика может выступать и сам преподаватель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами студенты (проект, нацеленный на разработку и проведение праздника). Поиск социально значимой проблемы — одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать педагогу-руководителю проекта вместе со студентами— проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных..

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

 

В начальной школе организация проектной деятельности играет важную роль в формировании у школьников различных навыков и компетенций. Проектная деятельность позволяет ученикам активно участвовать в учебном процессе, развивать творческое мышление, самостоятельность, коммуникативные навыки и способствует формированию у них позитивного отношения к учению.

Для успешной организации проектной деятельности в начальной школе важно:

Проектирование: определить цели и задачи проекта, выбрать тему и формат проведения, определить ресурсы и сроки реализации.

Организация работы: распределить роли и обязанности участников проекта, создать условия для творческого процесса, обеспечить необходимые материалы и ресурсы.

Обратная связь: следить за ходом работы, оценивать результаты, обсуждать ошибки и совершенствовать проект на основе обратной связи.

Презентация: представить результаты проекта публике (учителям, родителям, одноклассникам), провести выставку или презентацию для обсуждения и обратной связи.

Проектная деятельность в начальной школе может быть организована как в рамках учебных предметов, так и в форме внеурочной деятельности. Важно учитывать интересы и потребности учащихся, поддерживать их инициативу и самостоятельность, стимулировать творческое мышление и развивать коммуникативные навыки.

Применение проектной деятельности во внеурочных занятиях

Во внеурочной деятельности проектная работа может принимать различные формы: от научных исследований до творческих конкурсов и выставок. Одним из примеров проектной деятельности является тема: «Рассказы о том, как и кого обучали грамоте в далеком прошлом».

 

 Целевое направление проекта.

Целевое направление данного проекта состоит в изучении исторических аспектов обучения грамоте, анализе методов и подходов, использовавшихся в различных эпохах. Учащиеся получат возможность открыть для себя, как изменялось отношение к образованию и грамотности в разные исторические периоды, какие методики использовались и как это отражалось на уровне грамотности населения.

 Этапы реализации проекта

1.     Подготовительный этап. Обсуждение темы проекта, формулирование целей и задач, распределение ролей в группе.

2.     Исследовательский этап. Сбор информации о различных методах обучения грамоте в разные исторические периоды (например, в Древней Руси, в Средневековье, в эпоху Возрождения).

3.     Анализ и систематизация данных. Обсуждение собранных материалов, выявление схожих и отличительных черт.

4.     Создание конечного продукта. На основе собранной информации учащиеся могут создать презентацию, написать эссе или подготовить выставку.

5.     Презентация результатов. Участники представляют свои выводы и результаты работы остальным учащимся и преподавателям.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Особенности организации проектной деятельности во внеурочной деятельности.

 

Проектная деятельность во внеурочной деятельности представляет собой метод, позволяющий учащимся решать конкретные проблемы, развивать креативное мышление и приобретать практические навыки работы в команде. Она имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при организации таких занятий.

Проектная деятельность — это форма учебной активности, направленная на создание конкретного продукта или результата в процессе совместной работы учащихся. Обычно она включает в себя этапы планирования, реализации и презентации результатов.

 

Цели проектной деятельности во внеурочной работе могут включать:

Развитие исследовательских и аналитических навыков.

Формирование умений работать в команде и развивать коммуникативные навыки.

Поддержание интереса к обучению через творческую практику.

Разнообразие форм и методов работы: Проекты могут быть групповые или индивидуальные, теоретические или практические, короткие или долгосрочные. Важно, чтобы они включали различные виды деятельности — исследования, эксперименты, мастер-классы.

Этапы проектной деятельности: Проект обычно проходит несколько этапов:

Оформление идеи и постановка целей.

Планирование действий и распределение ролей в команде.

Исследовательская работа и сбор материалов.

Подготовка итогового продукта (презентация, отчет, выставка и т.д.).

Защита проекта перед аудиторией, что способствует развитию навыков публичного выступления.

Можно включить обязательно условие  – это роль педагога в проектной  деятельности.

Учитель становится не просто источником знаний, а наставником и координатором. Его задача заключается в:

·        Помощи в формулировании темы и целей проекта.

·        Поддержке до, во время и после выполнения проекта.

·        Создании мотивирующей и безопасной атмосферы для экспериментов и творчества.

·        Оценивании результатов и предоставлении конструктивной обратной связи.

 

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по  1 главе.

 

В первой главе была проанализирована значимость проектной деятельности во внеурочной работе, а также ее принципы и этапы организации. Проектная деятельность представлена как эффективный метод обучения, способствующий развитию критического мышления, исследовательских умений и навыков сотрудничества среди обучающихся.

Проектная деятельность способствует формированию и развитию у учащихся ключевых компетенций, таких как критическое мышление, креативность, коммуникационные навыки и умение работать в команде. Эти компетенции необходимы для успешной адаптации в современном обществе.

Направление проектной деятельности на решение практических задач и проблем позволяет учащимся применять теоретические знания на практике, что делает обучение более осмысленным и запоминающимся. Это создает глубокую связь между учебным материалом и реальной жизнью.

Проектная деятельность позволяет соединять знания из разных учебных дисциплин, что формирует целостное понимание изучаемых тем и проблем. Это способствует междисциплинарному подходу к обучению, что является важной тенденцией современного образования.

Проектная работа помогает учащимся развивать навыки исследований, включая сбор информации, анализ данных и формирование заключений. Эти навыки не только важны для учебы, но и будут полезны в будущей профессиональной деятельности.

Проекты, особенно связанные с личными интересами учеников, повышают их мотивацию к обучению. Учащиеся чувствуют принадлежность к процессу, что способствует более активному участию в учебной деятельности.

Это не только способствует развитию необходимых учебных навыков, но и формирует у учащихся интерес к образовательному процессу, создавая мотивирующую среду для самореализации и самовыражения.

Проектная деятельность во внеурочной работе формирует у обучающихся навыки, необходимые для успешной социальной адаптации, развивает критическое мышление и способствует более глубокому усвоению учебного материала. Применение проектной деятельности в рамках темы «Рассказы о том, как и кого обучали грамоте в далеком прошлом» позволит учащимся погрузиться в исторический контекст, развивать исследовательские навыки, а также создавать продуктивные и творческие результаты своей работы

Таким образом, использование проектной деятельности во внеурочных занятиях не только обогащает образовательный процесс, но и служит эффективным инструментом для формирования у обучающихся критического мышления, самостоятельности и командного духа, что является важным условием для успешной социализации в современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Разработка проекта по внеурочной деятельности по теме:  «Рассказ  о том, как и кого обучали грамоте в далеком прошлом».

 2.1 Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности.

Младший школьник – активен, любознателен, подвижен, открыт для всего нового. Следовательно, для его обучения актуальны деятельностные технологии. Более того, необходимо использовать такие образовательные технологии, которые приводят к разумному балансу между все возрастающим объемом знаний и практическими умениями. Как раз это и характерно для проектной деятельности.

    Под проектной деятельностью мы понимаем вид развивающего обучения, направлен на выработку самостоятельных проектных умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, приобщает к конкретным проблемам.

       Основой проектной деятельности выступает работа над проектом, который разрабатывается по инициативе детей. Проект имеет прагматическую направленность на результат/продукт, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис проектной деятельности.

       Участие в проекте смещает акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности и способствует формированию у младших школьников ключевых компетенций. Поиск решения разнообразных учебных и практических задач, самостоятельное овладение знаниями составляет суть проектной деятельности. И здесь главное для меня, как учителя – увлечь и «заразить» учащихся, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Компоненты паспорта

Описание проекта

1

ФИО участника

 Аникина Любовь Геннадьевна

2

Тема проекта

Создания книги: «Учитель письма-  история обучения грамоте в далеком прошлом».

3

Актуальность проекта

Создание данной книги является особое значение. Ведь это очень интересно узнать как раньше обучали детей в древности. Большой интерес идет к созданию данного продукта. Внимательное изучение наследия прошлого помогает учащимся проникнуть в духовную жизнь наших предков, понять, как они воспринимали русский язык  и пытались воздействовать на него.

4

Объект исследования

История обучения грамоте в далеком прошлом.

5

Цель проекта

Для учителя:  Формирование у школьников устойчивого интереса к  культура речи, уважительного отношения к его наследию, понимания его роли и места в культуре. Знакомство с русским языком, как в далеком прошлом обучали детей.
Для учащихся:  
формирование знаний о культуре речи, создание книги: «Учителя письма-  история обучения грамоте в древности.

6

Тип проекта

  Исследовательский

7

Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание

Постановка  проблемы:  Проведение беседы, которые настоят учащихся на тему проекта: рассказы о том  как и кого, обучали грамоте в далеком прошлом, консультирования по теме, жанр проекта.

Проектирования работы: Консультирования учащихся на тему: «Учитель письма- история обучения грамоте в далеком прошлом», сообщение четкой инструкции, алгоритма и плана проведения работы над создания:

« Учитель письма – история обучения грамоте в далеком прошлом»

  Изучить информацию в интернет – Источниках, познакомиться с историей возникновения и развития обучения грамоте.

 

Исследовательский этап: изучения литературы и источников, выявление особенностей обучения, изучения материалов письма, изучения структуры обучения грамоте.

 

Изготовление  продукта: Создание книги из коробки и плотной бумаги.

Презентация продукта : Защита своего изготовленного продукта.

8

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: узнать информацию о культуре речи,   изучение наследия прошлого помогает учащимся проникнуть в духовную жизнь наших предков, понятие  как они воспринимали русский язык  и пытались воздействовать на него.  

Гипотеза исследования: предположения учащимися о приобретенные знания культуре речи, как раньше обучали детей грамоте в далеком прошлом,   уважительного отношения к его наследию, понимания его роли и места в культуре.

    Методы исследования:

          Изучение научно-методической литературы по исследуемой проблеме.

          Анализ и обобщение материала, полученного в результате изучения литературы из различных источников по теме.

          Систематизация теоретических и практических знаний по теме исследования.

          Изучение объекта путем создания и исследования его модели (копии), замещающей оригинал (моделирование).

Оборудование для проведения исследования: Наглядный материал, коробка, клей пистолет , бумага, ножницы, атласные ленты.

Ход исследования:

·          Постановка проблемы

·          Проектирование работы

·          Поиск информации

·          Изготовление продукта

·          Презентация проекта

9

Продукт проекта

Создания книги: «Учитель письма-  история обучения грамоте в древности».

10

Перспектива проекта

Формирования культуре речи русского языка, приобретение интереса к грамоте.

Проведение продукта- Выставка.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, в данный момент дети приходят учиться для себя. Ведь они приходят получать знания, умения и навыки для себя.

Ведь ученье, это полезно для самого себя. Ведь на протяжении всей жизни человек всегда узнает что- то новое, чему-то учится. Знания- это информация, добытая из разных источников. Знания ведь – это сила. Наш мир и кругозор он мгновенно расширяется.

Обучения в далеком прошлом было трудным. Большое участие в нём принимали не только учителя, но и родители.

Мы с уверенностью можем сказать о том, что реализация проектного метода развивает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться. Для каждого ребёнка важна успешность. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. Выполняя различные проекты, дети научатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретут навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они станут проявлять инициативу, начнут мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысится мотивация.

Во 2 главе в работе можно сделать заключение представляет собой точное и логичное изложение основных моментов работы, собственные выводы учащегося. В нём кратко описывают результаты исследования и разработанные на их основании предложения по практическому применению материала. 

В  заключение подводит общие итоги исследования и содержит авторские рекомендации по дальнейшей разработке проектной проблемы. В нём указывают актуальность темы, предмет и объект исследования, поставленные задачи и цель, а также характеризуют методы, которые использовались для достижения цели. 

Таким образом, поставленные в начале работы цели были достигнуты, а задачи — выполнены.

 

 

 

 

Начало формы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Научная литература:

1.     Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от

11.12.2020) ФГОС Начальное общее образование. / - М., 2009.- С. 41

2.     Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. N 03-296 об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС.

3.     Утверждены постановлением Главного государственного санитарного

врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N189 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях санитарно-эпидемиологические правила и нормативы САНПИН 2.4.2.2821-10/ - М., 2010.- С. 60.

4.  Индивидуальный маршрут внеурочной деятельности. Дневник ученика начальной школы. - М.: Легион, 2019. - 660 c.

5. Степанов, П.В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П.В. Степанов. - М.: Педагогический поиск, 2017. - 548 c.

6.  Евладова Е.Б.,Логинова Л.Г. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования.Методическок пособие ФГОС 15г.. - Москва: Огни, 2020. - 459 c.

Интернет-источники:

1.     Исследовательская работа "Как учили грамоте на Руси?"

2.     Модуль Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.

3.     Дидактика. Конспект лекций для студентов педагогических вузов».  [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: [https://kartaslov.ru/книги/Е_А_Волохова_Дидактика_Конспект_лекций_для_студентов_педагогических_вузов/1 ]  (дата обращения: 18.11.2022).

4.     http://kladraz.ru/scenari/dlja-shkoly/scenari-meroprijatii-i-prazdnikov-dlja-1-2-3-4-klasov

5.     Криволапова, Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2022. - 224 c.

6.     Конспект  занятия « Как учили в Старину»

7.     Интерактивное занятия  по теме:  « Как учили обучения грамоте на Руси?»

8.     ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1–2 классов по теме «ОТ «А» ДО «Я». 450 ЛЕТ «АЗБУКЕ» ИВАНА ФЕДОРОВА»

9.     Познавательно-игровая программа «В старину учились дети…»

10. Организация проектной деятельности на внеурочных занятиях по русскому языку [Электронный ресурс].

11.  А. А. Штец — Обучение грамоте в Древней Руси (Х–ХV века).

12. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЧАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детств [ Электронный учебник ].

13. Проект на тему: «История возникновения письменности» [[Электронный ресурс].

14. Проектная работа «Откуда пошла грамота на Руси» [ Электронный ресурс]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения 1

Структура внеурочного занятия

Тема: Мастер класс с элементами беседы на тему: «Рассказ о том как и кого обучали грамоте в далеком прошлом».

Цель: познакомить с уроками  в старой школе, расширить кругозор учащихся.

Возраст:  9-10 лет

Планируемые результаты (предметные, метапредмет6ные, личностные)

Личностные результаты:   

·        Осознание  роли и языка и речи в жизни людей;

·        Эмоциональная отзывчивость к русскому языку;

·        Стремления к самоизменению, приобретению новых знаний и умений;

·        Личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

Метапредметные результаты:  

·Регулятивные УУД:

·        Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

·        Принимает и сохраняет учебную задачу;

·        Высказывают   своё предположение (версию) на основе работе с материалом;

·

 

Познавательные УУД:

·        Осуществляет  поиск и выделяют  необходимой информации;

·        Осознание произвольное строение речевых высказываниях;

·        Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·Коммуникативные УУД:

·        Оформляют свои мысли в устной форме;

·        Слушают и понимают речь других;

·        Работают в группах, выполняют различные роли (лидера,исполнителя);

Предметные результаты:

·        Выделять необходимую информацию  в группе;

·        Оценивание командной работы ;

·        Использование нормы речевого этикета;

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта внеурочного занятия на тему: «Рассказ

о том, как и кого обучали грамоте в далеком прошлом»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

 

Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим работу нашего занятия  «Рассказ о том, как и кого обучали в далеком прошлом ». На улице пасмурно и сыро, а у нас в классе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

- Ребята, давайте улыбнёмся и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится 
Добрым , доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

Слушают учителя, настраиваются на работу.

Личностные: создать эмоциональный настрой на работу.

 

Коммуникативные: развивать стремление работать в группе, коллективе

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Объявляет тему урока, цели.

- Сегодня у нас необычное занятие: игра – путешествие по исторической ленте времени. Мы отправимся в давние – давние времена, узнаем о том, как возникла письменность на Руси, поговорим о первых книгах.

- А как вы думаете, для чего мы будем изучать данную тему?

 

 

 

Какова же цель нашего занятия?

 

Читают название темы

«Письменность и книга на Руси»

Учащиеся ставят задачи, цели

(Узнаем, как писали наши предки, как появились буквы, книги).

(Узнать о возникновении письменности на Руси…)

Личностные:

умение открыто выражать и отстаивать свою позицию.

Регулятивные: ставить цель дальнейшей работы.

Коммуникативные: уметь строить продуктивное речевое взаимодействие с участниками образовательного процесса, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи.

 

Игра – путешествие по исторической ленте времени.

 

Работа с пиктограммами

 

 

 

3.1 Предлагает отправиться в путешествие.

- Итак, начинаем наше путешествие. А путешествовать нам поможет лента времени.

«Давным-давно, в незапамятные времена жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, еле прикрывал своё тело, не умел читать и писать, да и не стремился к этому. Лишь бы не голодать – вот всё, что ему было нужно». Этот первобытный человек изобрёл самый древний и самый простой способ письма –

Кто знает, как он называется?

 

Демонстрирует слайды презентации.

«рисуночное письмо» или «пиктографическое письмо» от слова пиктограмма.

В переводе с латинского языка слово пиктограмма обозначает «рисую-пишу». Сначала люди рисовали то, что хотели передать или запомнить.

 

- Как вы думаете, что этот первобытный человек хотел передать?

 

- А как вы думаете, а если человек хотел передать целое сообщение, как он это делал?

- Раз уж мы с вами перенеслись в давние – давние времена, давайте представим, что мы не умеем писать, но нам хочется пообщаться, может быть что – то рассказать о себе. Объединимся в группы (1 ряд – 1 группа, 2 – 2 – я, 3 – 3 - я) и сообща составим пиктографическое письмо. Затем попробуем расшифровать эти письма.

- Удобно ли было пользоваться таким письмом?

 

– Но тем не менее отдельными пиктограммами мы пользуемся до сих пор.

 

- Где в современной жизни встречаются пиктограммы?

 

 

 

 

 

- Итак, как писали люди друг другу ещё задолго до изобретения алфавита?

 

 

 

Слушают учителя, отвечают на вопросы

фронтально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Находят значение слова в словаре (пиктография)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь охотился на быков и отдыхал.

 

Рисовал несколько рисунков и распределял их в определённом порядке.

 

 

Составляют пиктографическое письмо, показывают его другим группам, расшифровывают.

 

 

 

 

- Не совсем.

 

 

 

 

 

 

 

Они встречаются на каждом шагу: в знаках дорожного движения, в спортивных и государственных символах, на упаковках

 

Писали с помощью рисунков-пиктограмм

Познавательные: умения формировать представление о появлении письменности

 

 

Личностные: уметь чётко излагать свои мысли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: правильно выстраивать диалог с соблюдением речевых норм

 

Возникновение славянской письменности

 

3.2. – По мере того, как развивался человек, развивались способы передачи информации.

 

- Итак, перемещаемся по ленте времени уже в нашу эру – IХ век. Представьте себе город Солунь на берегу теплого Эгейского моря. Здесь кончалась Византия и начинались необъятные земли славян – наших предков. В этом городе (городе Солунь) родились и провели своё детство два брата – Кирилл и Мефодий. Отец мальчиков был греком, а мать – славянкой, она всегда говорила с детьми на своём родном славянском языке.

Младший брат Кирилл нередко задавал старшему брату один и тот же вопрос:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Кирилл сдержал слово. Два брата придумали славянскую 3.3азбуку.

Демонстрирует слайды, задаёт вопросы по слайдам

- Что же представляет из себя азбука, которую создали Кирилл и Мефодий?

- Как она называется?

- Сколько букв в неё входило?

 

– Часть была заимствована Кириллом из греческого алфавита, а часть специально придумана для передачи звуков славянского языка. Это буквы Б, Ж, Ц, Ч, Щ, У, Ю, Я.

 

- Сколько букв в современном русском алфавите?

 

- Какое значение имело создание славянской азбуки на Руси?

 

Появлению русской азбуки мы обязаны братьям Кириллу и Мефодию. В Москве этим двум знаменитым людям поставили памятник. В нашей стране 24 мая проводится праздник «День славянской письменности, культуры и просвещения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 учащихся выразительно читают текст по ролям

К. – Почему наш учитель всё время говорит по-гречески, а в лавке он прекрасно изъясняется по-славянски?

М. – Да, то в лавке. А в школе можно говорить только по-гречески, потому что книги, знания все от греков.

К. – А почему нельзя писать на славянском языке. Вот возьму и напишу… «Дом».

М. – А вот «Я живу в доме» не напишешь, так как нет такой буквы у славян – «ж», да и «я» нет, и других и многих тоже просто не существует.

К. – Нет, можно. Вот возьму и придумаю для славян буквы?

Авт.- Когда Кирилл обратился с подобными вопросами к самому учителю, тот ответил:

У. – В мире существует лишь два культурных языка – латынь и греческий. Остальные же грубые и писать на них нельзя.

 

 

 

 

Участвуют в беседе

- Азбука (кириллица)

 

43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33

Рассматривают азбуку Кирилла и Мефодия и современный алфавит.

 

(Дало начало распространению грамотности на Руси)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: уметь выразительно читать текст, реализовывать творческий потенциал в предметно – продуктивной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: строить логическую цепь рассуждения

 

Коммуникативные: правильно выстраивать диалог с соблюдением речевых норм, слушать товарища

 

Знакомство с летописями

3.3 Продолжим путешествие по ленте времени, перенесёмся в 12 век

Демонстрирует слайды, задаёт учащимся вопросы

 

«Оглянитесь вокруг, мы находимся в тихой маленькой комнате при монастыре

келье».

 

- Что это за человек склонился над старинной книгой и старательно пишет в ней?

У. –

писали их люди, которых называли летописцами. Они писали летописи.

 

- От каких слов образовалось слово летопись?

 

- Что обозначает слово «лето»?

 

- Что записывали в

летописях

- Давайте проверим себя, прочитайте ответ на вопрос «Что такое летопись?» со слайда.

- Итак, что такое летопись?

 

 

- Часто в летописи входили легенды, народные сказания. Лишь немного из этих сокровищ русской культуры сохранились до нашего времени. Они гибли в огне от пожаров, при вражеских набегах.

Самые первые летописи, известные ученые относят к IX веку, сохранились новгородские летописи XII – XIII веков.

– Летописи часто называли рукописями. Почему?

3.3 Рассматривают слайды, отвечают на вопросы учителя (Это летописцы. Они записывали происходившие события по годам).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Год

 

 

 

 

 

 

 

 

Летопись – это свиток из пергамента, на котором год за годом отмечены разные события. Их создавали грамотные монахи, выводя гусиными перьями историю русского народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Писались вручную

Познавательные: проводить работу с понятиями «летопись, рукопись…» , уметь составлять сообщение по теме, систематизировать информацию, строить логическую цепь рассуждения.

 

 

Коммуникативные: организовывать сотрудничество и совместное действие с учителем и сверстниками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: уметь чётко, ясно излагать свои мысли

 

 

Работа в группах

б) Организует работу в группах.

- Для нас древние летописи очень важны, они рассказывают о жизни нашей страны на протяжении целого тысячелетия. А сейчас прочитайте 3 вопроса из «Повести временных лет», размещённых на слайде, и попробуйте их перевести на современный язык (1 группа – 1 вопрос, 2 – 2, 3 - 3)

б) Работают в группах

 

 

 

1. Каково начало Русской земли?

2. Кто первым начал княжить в Киеве?

3. Как образовалось Русское государство? (Это история Руси в развитии)

 

Личностные: открыто выражать и отстаивать свою позицию, проявлять познавательную инициативу в оказании помощи своим друзьям в группе.

Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

Подведение итогов

 

5. Подводит итоги работы

Я думаю, что на занятии вы почерпнули для себя что – то новое. Результат вашей работы – успешно выполненный тест.

Отмечает учащихся (группу), которые активно работали

5. Участвуют в подведении итогов

Личностные: формирование ответственности за выполненную работу.

 

Рефлексия

6.Демонстрирует слайд с предложениями, которые нужно дополнить:

Я узнал (а)…

Мне было интересно…

Могу рассказать…

 

- Всем спасибо!

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru