МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Соликамский социально – педагогический колледж имени А.П. Раменского»
Курсовая работа
по МДК.02.01 Основы организации внеурочной работы в научно-познавательной деятельности
Тема: Организация проектной деятельности обучающихся на внеурочных занятиях на примере темы: «Рассказы о том, как и кого обучали грамоте в далеком прошлом»
Выполнила: Аникина Любовь Геннадьевна , Ш-36
44.02.02 Преподавание в начальных классах
(наименование специальности)
Руководитель: Глухова Юлия Валерьевна преподаватель колледжа
Допущена к защите: «__» ______________ 2024 г.
Защита состоялась: «__» _______________ 2024 г.
Отметка «__» (_______________)
Соликамск, 2024 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………5
Глава 1. Теоретические основы использования проектной деятельности во внеурочной работе.
1.1 Организация внеурочной деятельности в начальной школе………..........................................................................................6
1.2 Организация проектной деятельности в начальной школе.........9
1.3 Особенности организации проектной деятельности во внеурочной деятельности…..………………………………………...15
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ………………………………………………………..17
Глава 2 « Разработка проекта внеурочной деятельности по теме: « Рассказ о том, как и кого обучали грамоте в далеком прошлом».
2.1. Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности........................................................................................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….….26
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………...………….29
Введение.
Актуальность исследования:
В
древности грамота передавалась из уст в уста, и лишь немногие имели доступ к
знаниям. Классические цивилизации, такие как Древний Египет и Месопотамия, уже
тогда осознавали важность письменности, открыв школы для подготовки писцов и
жрецов. В средние века, в условиях роста христианства, образование стало
сосредоточено в монастырях, где обучали чтению Святого Писания.
С переходом к Новому времени, развитие типографического дела и возникновение
светских школ привели к тому, что грамотность стала доступной более широким
слоям населения. В России образование также эволюционировало: от домашних
учителей и церковных школ до реформы Александра II, которая значительно
расширила возможности для получения знаний.
Изучение истории обучения грамоте дает возможность не только понять, как
менялись методы преподавания и кто имел доступ к образованию, но и оценить
влияние этих процессов на культурное и социальное развитие общества. Этот
историко-культурный контекст создает богатую основу для проектной деятельности,
позволяя учащимся осваивать не только факты, но и развивать навыки критического
анализа и исследования.
Также
изучение этой темы помогает воспитать интерес к истории своей
страны и стремление быть образованным и грамотным, бережно относиться к
родному языку.
Кроме того, понимание процесса обучения грамоте в Древней Руси может быть полезно для развития общей культуры и просвещения, так как в качестве учебных пособий тогда использовали церковные книги, например Часослов и Псалтирь.
Я решила взять тему "Рассказ о том, как и
кого обучали грамоте в далеком прошлом" в качестве Организации проектной деятельности
обучающихся на внеурочных занятиях на примере данной темы, потому что она
сочетает в себе несколько ключевых аспектов, которые имеют важное значение как
для образовательного процесса, так и для формирования культурной идентичности учащихся.
Во-первых, изучение истории обучения грамоте позволяет глубже
понять важность грамотности как основного элемента цивилизации. Грамота была и
остается важнейшим инструментом для передачи знаний, культуры и традиций.
Осознав, какую роль она играла в жизни людей в разные исторические эпохи, я
надеюсь вызвать у учащихся интерес к изучению истории и культуры своей страны.
Во-вторых, развивая проект вокруг темы обучения грамоте, я хочу
показать, что образование — это не только набор знаний, но и процесс
взаимодействия между людьми. В разные времена обучение происходило в различных
формах: от устной традиции до школьного обучения. Исследование этих методов
поможет учащимся увидеть, как менялся подход к образованию и какое значение оно
имело для различных групп населения.
В-третьих, данный проект позволит развить множество важных навыков
у учащихся: исследовательские навыки, умение работать в команде, а также навыки
презентации и критического мышления. Это особенно актуально в контексте
внеурочной деятельности, так как она предоставляет ученикам возможность
проявить инициативу и креативность, а также углубить свои знания в комфортной и
поддерживающей обстановке.
Таким образом, выбор данной темы обусловлен моим стремлением создать
увлекательный и познавательный проект, который не только расширит горизонты
учеников, но и поможет им осознать значимость образования в их жизни и будущем.
Цель исследования: Создания условия для эффективного и увлекательного изучения истории грамотности, и понимание значения образования в современном мире.
Объект исследования: Организация внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе.
Предмет исследования: Реализация проектной деятельности на внеурочных занятиях у обучающихся на примере темы: «Рассказ о том как и кого обучали грамоте в далеком прошлом».
Задачи исследования:
1) Изучить нормативно – правовые документы по организации внеурочной деятельности с детьми начальной школы
2) Рассмотреть организацию проектной деятельности с детьми в начальной школе.
3) Познакомить с возникновением обучения на Руси и принадлежности того времени.
4) Разработать методическую книгу, на примере внеурочного занятия «Рассказ о том как и кого обучали грамоте в далеком прошлом»
Методы исследования:
- анализ педагогической и методической литературы
- анализ УМК
- метод обобщения теоретического материала
Глава 1 Теоретические основы использования проектной деятельности во внеурочной работе.
1.1. Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Внеурочная деятельность в начальной школе играет важную роль в комплексном развитии детей. Она помогает формировать у них необходимые социальные, эмоциональные и интеллектуальные навыки, а также обогащает образовательный процесс, выходя за его рамки.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. [1]
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. [ ФГОС]
А также определение внеурочной деятельности :
Внеурочная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. (Википедия).
Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной формы, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ.
Исходя из этого, можно сделать вывод. Таким образом, в рамках реализации ФГОС, внеурочная деятельность — это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной формы, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ.
Главной целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации.
Цели организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС:
• создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;
• создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;
• создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся;
• развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям:
1. Познавательная.
2. Игровая.
3. Трудовая (производственная) деятельность.
4. Досугово-развлекательная деятельность,
5. Спортивно-оздоровительная деятельность.
6. Туристско-краеведческая деятельность.
7. Художественное творчество.
8. Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность).
9. Проблемно-ценностное общение.
Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
1.2. Организация проектной деятельности в начальной школе.
Проект – это совокупность действий, направленных на создание продукта или услуги, обладающих обновленными свойствами, либо изменение текущей услуги. ( Википедия)
Проектная деятельность- это совокупность действий, направленных на решение конкретной задачи в рамках проекта, ограниченного целевой установкой, сроками и достигнутыми результатами (или продуктами).
Проектная деятельность в системе образования может варьироваться от индивидуальных mini-проектов до комплексных коллективных исследований. Она нацелена на развитие как предметных, так и метапредметных компетенций. Основные преимущества проектной деятельности заключаются в следующем:
1. Развитие критического мышления.
2. Формирование навыков работы в группе.
3. Углубление знаний по изучаемому предмету.
4. Развитие исследовательских умений.
5. Повышение мотивации и интереса к обучению.
В начальной школе можно определить несколько видов проектов:
1. Исследовательский проект – требует структуру , а также обозначенных целей, актуальности исследования для всех обучающихся социальной значимости, продуманных методов обработки результата.
2. Информационный проект – получение и обработки информации, а также продуманный результат.
3. Творческие проекты – Развивает структуру деятельности конечному результату, интересам младших школьников. Однако оформление результатов проекта требует четкого продуманного структуры в виде сценария фильма, программы концерта.
4. Игровые ( приключенческие) проекты- определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные игроки, имитирующие или деловые отношения в придуманных ситуациях.
5. Практико- ориентированы проекты – обозначаемый, ожидаемый, на социальные интересы и результат деятельности участников, а также требует продуманной структуры организации работы на каждых отдельных этапах.
6. Открытые проекты: Наиболее распространенно проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудностей, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; имеют представление о предметно-пространственной среде класса. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения.
7. Индивидуальные и коллективные проекты
Индивидуальный проект. Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.
Однако дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Существенной чертой психологической характеристики любого человека является умение участвовать в коллективной деятельности, совместно находить пути решения задач. Формированию у школьников устойчивых навыков коллективного сотрудничества.
То есть проект — это «шесть П»:
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Портфолио.
Требования к проектной деятельности
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. Однако в роли заказчика может выступать и сам преподаватель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами студенты (проект, нацеленный на разработку и проведение праздника). Поиск социально значимой проблемы — одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать педагогу-руководителю проекта вместе со студентами— проектантами.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных..
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
В начальной школе организация проектной деятельности играет важную роль в формировании у школьников различных навыков и компетенций. Проектная деятельность позволяет ученикам активно участвовать в учебном процессе, развивать творческое мышление, самостоятельность, коммуникативные навыки и способствует формированию у них позитивного отношения к учению.
Для успешной организации проектной деятельности в начальной школе важно:
Проектирование: определить цели и задачи проекта, выбрать тему и формат проведения, определить ресурсы и сроки реализации.
Организация работы: распределить роли и обязанности участников проекта, создать условия для творческого процесса, обеспечить необходимые материалы и ресурсы.
Обратная связь: следить за ходом работы, оценивать результаты, обсуждать ошибки и совершенствовать проект на основе обратной связи.
Презентация: представить результаты проекта публике (учителям, родителям, одноклассникам), провести выставку или презентацию для обсуждения и обратной связи.
Проектная деятельность в начальной школе может быть организована как в рамках учебных предметов, так и в форме внеурочной деятельности. Важно учитывать интересы и потребности учащихся, поддерживать их инициативу и самостоятельность, стимулировать творческое мышление и развивать коммуникативные навыки.
Применение проектной деятельности во внеурочных занятиях
Во внеурочной деятельности проектная работа может принимать различные формы: от научных исследований до творческих конкурсов и выставок. Одним из примеров проектной деятельности является тема: «Рассказы о том, как и кого обучали грамоте в далеком прошлом».
Целевое направление проекта.
Целевое направление данного проекта состоит в изучении исторических аспектов обучения грамоте, анализе методов и подходов, использовавшихся в различных эпохах. Учащиеся получат возможность открыть для себя, как изменялось отношение к образованию и грамотности в разные исторические периоды, какие методики использовались и как это отражалось на уровне грамотности населения.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап. Обсуждение темы проекта, формулирование целей и задач, распределение ролей в группе.
2. Исследовательский этап. Сбор информации о различных методах обучения грамоте в разные исторические периоды (например, в Древней Руси, в Средневековье, в эпоху Возрождения).
3. Анализ и систематизация данных. Обсуждение собранных материалов, выявление схожих и отличительных черт.
4. Создание конечного продукта. На основе собранной информации учащиеся могут создать презентацию, написать эссе или подготовить выставку.
5. Презентация результатов. Участники представляют свои выводы и результаты работы остальным учащимся и преподавателям.
1.3 Особенности организации проектной деятельности во внеурочной деятельности.
Проектная деятельность во внеурочной деятельности представляет собой метод, позволяющий учащимся решать конкретные проблемы, развивать креативное мышление и приобретать практические навыки работы в команде. Она имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при организации таких занятий.
Проектная деятельность — это форма учебной активности, направленная на создание конкретного продукта или результата в процессе совместной работы учащихся. Обычно она включает в себя этапы планирования, реализации и презентации результатов.
Цели проектной деятельности во внеурочной работе могут включать:
Развитие исследовательских и аналитических навыков.
Формирование умений работать в команде и развивать коммуникативные навыки.
Поддержание интереса к обучению через творческую практику.
Разнообразие форм и методов работы: Проекты могут быть групповые или индивидуальные, теоретические или практические, короткие или долгосрочные. Важно, чтобы они включали различные виды деятельности — исследования, эксперименты, мастер-классы.
Этапы проектной деятельности: Проект обычно проходит несколько этапов:
Оформление идеи и постановка целей.
Планирование действий и распределение ролей в команде.
Исследовательская работа и сбор материалов.
Подготовка итогового продукта (презентация, отчет, выставка и т.д.).
Защита проекта перед аудиторией, что способствует развитию навыков публичного выступления.
Можно включить обязательно условие – это роль педагога в проектной деятельности.
Учитель становится не просто источником знаний, а наставником и координатором. Его задача заключается в:
· Помощи в формулировании темы и целей проекта.
· Поддержке до, во время и после выполнения проекта.
· Создании мотивирующей и безопасной атмосферы для экспериментов и творчества.
· Оценивании результатов и предоставлении конструктивной обратной связи.
Вывод по 1 главе.
В первой главе была проанализирована значимость проектной деятельности во внеурочной работе, а также ее принципы и этапы организации. Проектная деятельность представлена как эффективный метод обучения, способствующий развитию критического мышления, исследовательских умений и навыков сотрудничества среди обучающихся.
Проектная деятельность способствует формированию и развитию у учащихся ключевых компетенций, таких как критическое мышление, креативность, коммуникационные навыки и умение работать в команде. Эти компетенции необходимы для успешной адаптации в современном обществе.
Направление проектной деятельности на решение практических задач и проблем позволяет учащимся применять теоретические знания на практике, что делает обучение более осмысленным и запоминающимся. Это создает глубокую связь между учебным материалом и реальной жизнью.
Проектная деятельность позволяет соединять знания из разных учебных дисциплин, что формирует целостное понимание изучаемых тем и проблем. Это способствует междисциплинарному подходу к обучению, что является важной тенденцией современного образования.
Проектная работа помогает учащимся развивать навыки исследований, включая сбор информации, анализ данных и формирование заключений. Эти навыки не только важны для учебы, но и будут полезны в будущей профессиональной деятельности.
Проекты, особенно связанные с личными интересами учеников, повышают их мотивацию к обучению. Учащиеся чувствуют принадлежность к процессу, что способствует более активному участию в учебной деятельности.
Это не только способствует развитию необходимых учебных навыков, но и формирует у учащихся интерес к образовательному процессу, создавая мотивирующую среду для самореализации и самовыражения.
Проектная деятельность во внеурочной работе формирует у обучающихся навыки, необходимые для успешной социальной адаптации, развивает критическое мышление и способствует более глубокому усвоению учебного материала. Применение проектной деятельности в рамках темы «Рассказы о том, как и кого обучали грамоте в далеком прошлом» позволит учащимся погрузиться в исторический контекст, развивать исследовательские навыки, а также создавать продуктивные и творческие результаты своей работы
Таким образом, использование проектной деятельности во внеурочных занятиях не только обогащает образовательный процесс, но и служит эффективным инструментом для формирования у обучающихся критического мышления, самостоятельности и командного духа, что является важным условием для успешной социализации в современном обществе.
Глава 2. Разработка проекта по внеурочной деятельности по теме: «Рассказ о том, как и кого обучали грамоте в далеком прошлом».
2.1 Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности.
Младший школьник – активен, любознателен, подвижен, открыт для всего нового. Следовательно, для его обучения актуальны деятельностные технологии. Более того, необходимо использовать такие образовательные технологии, которые приводят к разумному балансу между все возрастающим объемом знаний и практическими умениями. Как раз это и характерно для проектной деятельности.
Под проектной деятельностью мы понимаем вид развивающего обучения, направлен на выработку самостоятельных проектных умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, приобщает к конкретным проблемам.
Основой проектной деятельности выступает работа над проектом, который разрабатывается по инициативе детей. Проект имеет прагматическую направленность на результат/продукт, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис проектной деятельности.
Участие в проекте смещает акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности и способствует формированию у младших школьников ключевых компетенций. Поиск решения разнообразных учебных и практических задач, самостоятельное овладение знаниями составляет суть проектной деятельности. И здесь главное для меня, как учителя – увлечь и «заразить» учащихся, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
№ |
Компоненты паспорта |
Описание проекта |
1 |
ФИО участника |
Аникина Любовь Геннадьевна |
2 |
Тема проекта |
Создания книги: «Учитель письма- история обучения грамоте в далеком прошлом». |
3 |
Актуальность проекта |
Создание данной книги является особое значение. Ведь это очень интересно узнать как раньше обучали детей в древности. Большой интерес идет к созданию данного продукта. Внимательное изучение наследия прошлого помогает учащимся проникнуть в духовную жизнь наших предков, понять, как они воспринимали русский язык и пытались воздействовать на него. |
4 |
Объект исследования |
История обучения грамоте в далеком прошлом. |
5 |
Цель проекта |
Для учителя:
Формирование у школьников устойчивого интереса к культура
речи, уважительного отношения к его наследию, понимания его роли и места в
культуре. Знакомство с русским языком, как в далеком прошлом обучали детей. |
6 |
Тип проекта |
Исследовательский |
7 |
Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание |
Постановка проблемы: Проведение беседы, которые настоят учащихся на тему проекта: рассказы о том как и кого, обучали грамоте в далеком прошлом, консультирования по теме, жанр проекта. Проектирования работы: Консультирования учащихся на тему: «Учитель письма- история обучения грамоте в далеком прошлом», сообщение четкой инструкции, алгоритма и плана проведения работы над создания: « Учитель письма – история обучения грамоте в далеком прошлом» Изучить информацию в интернет – Источниках, познакомиться с историей возникновения и развития обучения грамоте.
Исследовательский этап: изучения литературы и источников, выявление особенностей обучения, изучения материалов письма, изучения структуры обучения грамоте.
Изготовление продукта: Создание книги из коробки и плотной бумаги. Презентация продукта : Защита своего изготовленного продукта. |
8 |
Исследовательский этап проекта (полное описание) |
Цель исследования: узнать информацию о культуре речи, изучение наследия прошлого помогает учащимся проникнуть в духовную жизнь наших предков, понятие как они воспринимали русский язык и пытались воздействовать на него. Гипотеза исследования: предположения учащимися о приобретенные знания культуре речи, как раньше обучали детей грамоте в далеком прошлом, уважительного отношения к его наследию, понимания его роли и места в культуре. Методы исследования: Изучение научно-методической литературы по исследуемой проблеме. Анализ и обобщение материала, полученного в результате изучения литературы из различных источников по теме. Систематизация теоретических и практических знаний по теме исследования. Изучение объекта путем создания и исследования его модели (копии), замещающей оригинал (моделирование). Оборудование для проведения исследования: Наглядный материал, коробка, клей пистолет , бумага, ножницы, атласные ленты. Ход исследования: · Постановка проблемы · Проектирование работы · Поиск информации · Изготовление продукта · Презентация проекта |
9 |
Продукт проекта |
Создания книги: «Учитель письма- история обучения грамоте в древности». |
10 |
Перспектива проекта |
Формирования культуре речи русского языка, приобретение интереса к грамоте. Проведение продукта- Выставка. |
Заключение
Таким образом, в данный момент дети приходят учиться для себя. Ведь они приходят получать знания, умения и навыки для себя.
Ведь ученье, это полезно для самого себя. Ведь на протяжении всей жизни человек всегда узнает что- то новое, чему-то учится. Знания- это информация, добытая из разных источников. Знания ведь – это сила. Наш мир и кругозор он мгновенно расширяется.
Обучения в далеком прошлом было трудным. Большое участие в нём принимали не только учителя, но и родители.
Мы с уверенностью можем сказать о том, что реализация проектного метода развивает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться. Для каждого ребёнка важна успешность. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. Выполняя различные проекты, дети научатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретут навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они станут проявлять инициативу, начнут мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысится мотивация.
Во 2 главе в работе можно сделать заключение представляет собой точное и логичное изложение основных моментов работы, собственные выводы учащегося. В нём кратко описывают результаты исследования и разработанные на их основании предложения по практическому применению материала.
В заключение подводит общие итоги исследования и содержит авторские рекомендации по дальнейшей разработке проектной проблемы. В нём указывают актуальность темы, предмет и объект исследования, поставленные задачи и цель, а также характеризуют методы, которые использовались для достижения цели.
Таким образом, поставленные в начале работы цели были достигнуты, а задачи — выполнены.
Список литературы:
Научная литература:
1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от
11.12.2020) ФГОС Начальное общее образование. / - М., 2009.- С. 41
2. Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. N 03-296 об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС.
3. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N189 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях санитарно-эпидемиологические правила и нормативы САНПИН 2.4.2.2821-10/ - М., 2010.- С. 60.
4. Индивидуальный маршрут внеурочной деятельности. Дневник ученика начальной школы. - М.: Легион, 2019. - 660 c.
5. Степанов, П.В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П.В. Степанов. - М.: Педагогический поиск, 2017. - 548 c.
6. Евладова Е.Б.,Логинова Л.Г. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования.Методическок пособие ФГОС 15г.. - Москва: Огни, 2020. - 459 c.
Интернет-источники:
1. Исследовательская работа "Как учили грамоте на Руси?"
2. Модуль Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.
3. Дидактика. Конспект лекций для студентов педагогических вузов». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [https://kartaslov.ru/книги/Е_А_Волохова_Дидактика_Конспект_лекций_для_студентов_педагогических_вузов/1 ] (дата обращения: 18.11.2022).
4. http://kladraz.ru/scenari/dlja-shkoly/scenari-meroprijatii-i-prazdnikov-dlja-1-2-3-4-klasov
5. Криволапова, Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2022. - 224 c.
6. Конспект занятия « Как учили в Старину»
7. Интерактивное занятия по теме: « Как учили обучения грамоте на Руси?»
8. ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1–2 классов по теме «ОТ «А» ДО «Я». 450 ЛЕТ «АЗБУКЕ» ИВАНА ФЕДОРОВА»
9. Познавательно-игровая программа «В старину учились дети…»
10. Организация проектной деятельности на внеурочных занятиях по русскому языку [Электронный ресурс].
11. А. А. Штец — Обучение грамоте в Древней Руси (Х–ХV века).
12. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЧАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детств [ Электронный учебник ].
13. Проект на тему: «История возникновения письменности» [[Электронный ресурс].
14. Проектная работа «Откуда пошла грамота на Руси» [ Электронный ресурс]
Приложения 1
Структура внеурочного занятия
Тема: Мастер класс с элементами беседы на тему: «Рассказ о том как и кого обучали грамоте в далеком прошлом».
Цель: познакомить с уроками в старой школе, расширить кругозор учащихся.
Возраст: 9-10 лет
Планируемые результаты (предметные, метапредмет6ные, личностные)
Личностные результаты:
· Осознание роли и языка и речи в жизни людей;
· Эмоциональная отзывчивость к русскому языку;
· Стремления к самоизменению, приобретению новых знаний и умений;
· Личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
Метапредметные результаты:
·Регулятивные УУД:
· Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
· Принимает и сохраняет учебную задачу;
· Высказывают своё предположение (версию) на основе работе с материалом;
·
Познавательные УУД:
· Осуществляет поиск и выделяют необходимой информации;
· Осознание произвольное строение речевых высказываниях;
· Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
·Коммуникативные УУД:
· Оформляют свои мысли в устной форме;
· Слушают и понимают речь других;
· Работают в группах, выполняют различные роли (лидера,исполнителя);
Предметные результаты:
· Выделять необходимую информацию в группе;
· Оценивание командной работы ;
· Использование нормы речевого этикета;
Технологическая карта внеурочного занятия на тему: «Рассказ
о том, как и кого обучали грамоте в далеком прошлом»
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
|
Организационный момент |
Приветствует
учащихся, проверяет готовность. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами
продолжим работу нашего занятия «Рассказ о том, как и кого обучали в далеком
прошлом ». На улице пасмурно и сыро, а у нас в классе светло и весело! А
весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко,
от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться
друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! |
Слушают учителя, настраиваются на работу. |
Личностные: создать эмоциональный настрой на работу.
Коммуникативные: развивать стремление работать в группе, коллективе |
|
Подготовка учащихся к работе на основном этапе |
Объявляет тему урока, цели. - Сегодня у нас необычное занятие: игра – путешествие по исторической ленте времени. Мы отправимся в давние – давние времена, узнаем о том, как возникла письменность на Руси, поговорим о первых книгах. - А как вы думаете, для чего мы будем изучать данную тему?
Какова же цель нашего занятия? |
Читают название темы «Письменность и книга на Руси» Учащиеся ставят задачи, цели (Узнаем, как писали наши предки, как появились буквы, книги). (Узнать о возникновении письменности на Руси…) |
Личностные: умение открыто выражать и отстаивать свою позицию. Регулятивные: ставить цель дальнейшей работы. Коммуникативные: уметь строить продуктивное речевое взаимодействие с участниками образовательного процесса, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи. |
|
Игра – путешествие по исторической ленте времени.
Работа с пиктограммами |
3.1 Предлагает отправиться в путешествие. - Итак, начинаем наше путешествие. А путешествовать нам поможет лента времени. «Давным-давно, в незапамятные времена жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, еле прикрывал своё тело, не умел читать и писать, да и не стремился к этому. Лишь бы не голодать – вот всё, что ему было нужно». Этот первобытный человек изобрёл самый древний и самый простой способ письма – Кто знает, как он называется?
Демонстрирует слайды презентации. - «рисуночное письмо» или «пиктографическое письмо» от слова пиктограмма. В переводе с латинского языка слово пиктограмма обозначает «рисую-пишу». Сначала люди рисовали то, что хотели передать или запомнить.
- Как вы думаете, что этот первобытный человек хотел передать?
- А как вы думаете, а если человек хотел передать целое сообщение, как он это делал? - Раз уж мы с вами перенеслись в давние – давние времена, давайте представим, что мы не умеем писать, но нам хочется пообщаться, может быть что – то рассказать о себе. Объединимся в группы (1 ряд – 1 группа, 2 – 2 – я, 3 – 3 - я) и сообща составим пиктографическое письмо. Затем попробуем расшифровать эти письма. - Удобно ли было пользоваться таким письмом?
– Но тем не менее отдельными пиктограммами мы пользуемся до сих пор.
- Где в современной жизни встречаются пиктограммы?
- Итак, как писали люди друг другу ещё задолго до изобретения алфавита? |
Слушают учителя, отвечают на вопросы фронтально
Находят значение слова в словаре (пиктография)
Здесь охотился на быков и отдыхал.
Рисовал несколько рисунков и распределял их в определённом порядке.
Составляют пиктографическое письмо, показывают его другим группам, расшифровывают.
- Не совсем.
Они встречаются на каждом шагу: в знаках дорожного движения, в спортивных и государственных символах, на упаковках
Писали с помощью рисунков-пиктограмм |
Познавательные: умения формировать представление о появлении письменности
Личностные: уметь чётко излагать свои мысли
Коммуникативные: правильно выстраивать диалог с соблюдением речевых норм |
|
Возникновение славянской письменности
|
3.2. – По мере того, как развивался человек, развивались способы передачи информации.
- Итак, перемещаемся по ленте времени уже в нашу эру – IХ век. Представьте себе город Солунь на берегу теплого Эгейского моря. Здесь кончалась Византия и начинались необъятные земли славян – наших предков. В этом городе (городе Солунь) родились и провели своё детство два брата – Кирилл и Мефодий. Отец мальчиков был греком, а мать – славянкой, она всегда говорила с детьми на своём родном славянском языке. Младший брат Кирилл нередко задавал старшему брату один и тот же вопрос:
– Кирилл сдержал слово. Два брата придумали славянскую 3.3азбуку. Демонстрирует слайды, задаёт вопросы по слайдам - Что же представляет из себя азбука, которую создали Кирилл и Мефодий? - Как она называется? - Сколько букв в неё входило?
– Часть была заимствована Кириллом из греческого алфавита, а часть специально придумана для передачи звуков славянского языка. Это буквы Б, Ж, Ц, Ч, Щ, У, Ю, Я.
- Сколько букв в современном русском алфавите?
- Какое значение имело создание славянской азбуки на Руси?
Появлению русской азбуки мы обязаны братьям Кириллу и Мефодию. В Москве этим двум знаменитым людям поставили памятник. В нашей стране 24 мая проводится праздник «День славянской письменности, культуры и просвещения». |
3 учащихся выразительно читают текст по ролям К. – Почему наш учитель всё время говорит по-гречески, а в лавке он прекрасно изъясняется по-славянски? М. – Да, то в лавке. А в школе можно говорить только по-гречески, потому что книги, знания все от греков. К. – А почему нельзя писать на славянском языке. Вот возьму и напишу… «Дом». М. – А вот «Я живу в доме» не напишешь, так как нет такой буквы у славян – «ж», да и «я» нет, и других и многих тоже просто не существует. К. – Нет, можно. Вот возьму и придумаю для славян буквы? Авт.- Когда Кирилл обратился с подобными вопросами к самому учителю, тот ответил: У. – В мире существует лишь два культурных языка – латынь и греческий. Остальные же грубые и писать на них нельзя.
Участвуют в беседе - Азбука (кириллица)
43
33 Рассматривают азбуку Кирилла и Мефодия и современный алфавит.
(Дало начало распространению грамотности на Руси)
|
Личностные: уметь выразительно читать текст, реализовывать творческий потенциал в предметно – продуктивной деятельности
Познавательные: строить логическую цепь рассуждения
Коммуникативные: правильно выстраивать диалог с соблюдением речевых норм, слушать товарища
|
|
Знакомство с летописями |
3.3 Продолжим путешествие по ленте времени, перенесёмся в 12 век Демонстрирует слайды, задаёт учащимся вопросы
«Оглянитесь вокруг, мы находимся в тихой маленькой комнате при монастыре келье».
- Что это за человек склонился над старинной книгой и старательно пишет в ней? У. – писали их люди, которых называли летописцами. Они писали летописи.
- От каких слов образовалось слово летопись?
- Что обозначает слово «лето»?
- Что записывали в летописях - Давайте проверим себя, прочитайте ответ на вопрос «Что такое летопись?» со слайда. - Итак, что такое летопись?
- Часто в летописи входили легенды, народные сказания. Лишь немного из этих сокровищ русской культуры сохранились до нашего времени. Они гибли в огне от пожаров, при вражеских набегах. Самые первые летописи, известные ученые относят к IX веку, сохранились новгородские летописи XII – XIII веков. – Летописи часто называли рукописями. Почему? |
3.3 Рассматривают слайды, отвечают на вопросы учителя (Это летописцы. Они записывали происходившие события по годам).
Год
Летопись – это свиток из пергамента, на котором год за годом отмечены разные события. Их создавали грамотные монахи, выводя гусиными перьями историю русского народа.
Писались вручную |
Познавательные: проводить работу с понятиями «летопись, рукопись…» , уметь составлять сообщение по теме, систематизировать информацию, строить логическую цепь рассуждения.
Коммуникативные: организовывать сотрудничество и совместное действие с учителем и сверстниками
Личностные: уметь чётко, ясно излагать свои мысли
|
|
Работа в группах |
б) Организует работу в группах. - Для нас древние летописи очень важны, они рассказывают о жизни нашей страны на протяжении целого тысячелетия. А сейчас прочитайте 3 вопроса из «Повести временных лет», размещённых на слайде, и попробуйте их перевести на современный язык (1 группа – 1 вопрос, 2 – 2, 3 - 3) |
б) Работают в группах
1. Каково начало Русской земли? 2. Кто первым начал княжить в Киеве? 3. Как образовалось Русское государство? (Это история Руси в развитии)
|
Личностные: открыто выражать и отстаивать свою позицию, проявлять познавательную инициативу в оказании помощи своим друзьям в группе. Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
|
Подведение итогов
|
5. Подводит итоги работы Я думаю, что на занятии вы почерпнули для себя что – то новое. Результат вашей работы – успешно выполненный тест. Отмечает учащихся (группу), которые активно работали |
5. Участвуют в подведении итогов |
Личностные: формирование ответственности за выполненную работу. |
|
Рефлексия |
6.Демонстрирует слайд с предложениями, которые нужно дополнить: Я узнал (а)… Мне было интересно… Могу рассказать…
- Всем спасибо! |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.