Какие бывают растения
Оценка 4.7

Какие бывают растения

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
7 кл—9 кл
01.08.2023
Какие бывают растения
урок изучения нового материала
урок Какие бывают растения.docx

 

Непомнящих Ольга Алексеевна

                                                                        учитель начальных классов

                                                       высшей категории

                                                                          МАОУ СОШ №15 г. Златоуст

 

 

 

Урок окружающего мира 2 класс

Тема урока «Какие бывают растения»

 

 

Технологическая карта изучения темы

Тема

Какие бывают растения

Тип урока по целеполаганию

Урок «открытия новых знаний» путём исследования

Цель урока

Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о деревьях, кустарниках, травах, растущих в школьном дворе

Задачи урока

Образовательные:

- Обобщить знания детей о растениях, на этой основе разделить растения на группы (хвойные и лиственные деревья; деревья, кустарники и травы).

 

Развивающие:

- Расширять кругозор детей о природе. Дать представление о невидимых нитях в природе;

- Развивать умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство милосердия,нормы поведения в природной среде.

- Прививать интерес к предмету;

- Воспитывать у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.

Здоровьесберегающие:

- Проведение физминуток. Создание благоприятных условий, эмоционального и психического климата в классе для восприятия учебного материала.

 

Основные термины и понятия

Деревья, кустарники, травы

Личностные результаты

Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Предметные результаты

Приводить примеры деревьев, кустарников, трав, уметь их различать;

Рассматривать и сравнивать растения гербария и школьного двора; устанавливать связь между строением, приспособленностью к условиям жизни деревьев, кустарников, трав

 

Метапредметные  результаты

Познавательные УУД:

·         освоение способов решения проблем исследовательского характера

·         освоение основ познавательной рефлексии

·         овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по признакам

Регулятивные УУД:

·         понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

·         формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Коммуникативные УУД:

·         активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач

·         готовность слушать собеседника и вести диалог

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения

·         умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Оборудование

1.      Учебник «Мир вокруг нас» часть 1-я, 2 класс (А.А. Плешаков);

2.      Картина «Лес»;

3.      Рисунки растений;

4.      Раздаточный материал в больших и маленьких конвертах;

5.    Гербарий

6. мультимедийное оборудование;

7. изображение: цветов, деревьев;

8. экологические знаки;

9. технологическая карта.

10. компьютер

 

Используемые технологии

1. ЭОР

                     1. Здоровьесберегающая технология

                     2. Подготовка творческих заданий

                     3. Игровая

                     4. Работа в группах

                     5. Элементы проблемного обучения

 

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Окружающий мир, русский язык (развитие речи)

Фронтальная, групповая, индивидуальная

 

Ход урока

1 этап: Самоопределение к деятельности

Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.

Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

Учитель: Доброе утро! Доброе утро солнцу, растениям, птицам! Доброе утро и вашим улыбчивым лицам!

Ребята, я рада вас видеть. На сегодняшнем уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного, будете работать дружно в группах и уважать мнение друг друга. (1 мин)

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

(до проверки дом. задания группе ребят даются дополнительные задания Лесовичка, которые будут проверяться по ходу урока: №1 –пара учеников работает за партой; №2- пара работает на откидных досках не видя друг друга)

№ 1 День добрый, ребята! В гости к лесным жителям отправились? А правила вежливости не забыли?

Выберите правила вежливости:

Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени - ещё вырастет!

Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!

Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

Звери всякие важны — звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.)

Лесовичок.

№ 2 работа в парах: разделить предложенные учителем растения в картинках на 2 группы

- О каких богатствах природы говорили на прошлом уроке? (вода, воздух)

Кто помнит, из чего состоит воздух? (смесь газов: азот - 78%, кислород -21%, углекислый газ - 1%)

Для чего нужен воздух?

Что загрязняет воздух? Как его надо очищать?

Где можно встретить воду?

-        В каких состояниях вода может находиться в природе? (жидком, твёрдом, газообразном)

От чего происходит загрязнение воды?

Как нужно расходовать воду и почему?

Вывод. Вода и воздух - особые богатства природы, без которых не смогут жить никакие живые существа. Поэтому их надо ценить и беречь.

II. Сообщение темы и целей урока.

Дидактическая игра «Три подсказки».

 Ребятам нужно догадаться, о чем пойдет речь на уроке, используя как можно меньше подсказок. Ответ можно записать на черновике в любой момент.

 

Подсказки:

·         Среди этих организмов встречаются хищники.

·         Среди них есть гиганты и карлики.

·         Они могут жить до 5000 лет. (Cосна долговечная)

·         Самых маленьких из них можно увидеть лишь под микроскопом, а самые большие весят до 5000 т и могут достигать 110 м. (Cеквоя дендрон)

Если бы эти организмы вдруг исчезли с лица Земли, то вскоре на ней истощились бы запасы кислорода

 

3 этап: Постановка учебной задачи

Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока.

Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель с помощью учителя

    Тема нашего сегодняшнего урока «Какие бывают растения?». И мы с вами совершим путешествие. Куда? Узнаете, отгадав загадку.

(звучат голоса леса)

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём. (Лес)

(картина «Лес»)

- Будем путешествовать по лесу. Надо быть очень внимательным, чтобы увидеть чудеса, происходящие в нём. А поможет нам сегодня хозяин леса - Лесовичок.

(ученик читает стихотворение)

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зелёной бородой.

 Жизнь кажется иною.

И сердце не болит.

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит. (И. Никулин.)

- Во время проверки дом. задания ребята выполняли задание Лесовичка. Давайте узнаем, какое первое задание дал Лесовичок, и как ребята с ним справились.

(проверка задания №1, обсуждение)

2. Знакомство с разнообразием растений.

Вспомните, когда вы ходили в лес, много разных растений видели?

Наша задача - разделить все эти растения на группы.

Читают загадки о деревьях, при правильном ответе ребят показывают рисунок и вывешивают его на доску.

Кудри в речку опустила

И о чём- то загрустила

А о чём она грустит

Никому не говорит (ива)

Никто не пугает,

А она всё дрожит (осина)

Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы (рябина)

-        Какое дерево является символом России? (берёза)

Русская красавица

Стоит на поляне.

В зелёной кофточке

В белом сарафане? (берёза)

Как одним словом назовём все эти растения? (деревья) (вывешивается рисунок дерева)

А чем деревья отличаются от других растений? (один большой ствол покрытый корой, от него много ветвей)

4 этап: Изучение новой темы (решение учебной задачи)

Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения.

 

Формируемые УУД: овладение начальными сведениями о деревьях, кустарниках, травах.

(Далее идут рассказы учащихся, выступающих в роли деревьев)

Берёза, а что интересного ты хотела рассказать о себе?

 Я - береза. Я - древесное растение. Почему меня считают древесным растением? Правильно, у меня один большой ствол. Он покрыт белой корой. Я очень люблю солнышко. У меня дома есть вода и свет. Я расту вместе со своими подружками. Как вы думаете, где я расту? Березу используют в медицине. Из березовых почек, коры, древесины делают лекарство.

(обращение к ели) Почему ты стоишь отдельно?

Потому что я не такое как они.

Давайте угадаем, как называется это дерево.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год (ель)

-        Почему же ель не такая как все остальные деревья? (у ели иголки вместо листьев)

-        Как мы называем деревья, у которых на ветках листочки в виде пластинок? (лиственные)

-        А если листья в виде иголок? (хвойные)

Итог. Деревья бывают ЛИСТВЕННЫЕ и ХВОЙНЫе

 

5 этап: Первичное закрепление

Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

 

Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Групповая работа:

Подготовить –

1 группа: "Хвалебную речь лиственным растениям" (форма: реклама, лозунг, речь);

2 группа: "Хвалебную речь хвойным растениям" (форма: реклама, лозунг, речь).

 

ФИЗМИНУТКА.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте.)

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(подскоки на левой ножке)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(Бег на месте.)

(На доске вывешены рисунки разных кустарников)

-        Какие названия у этих растений? (шиповник, смородина, сирень)

-А   как   назовём   одним   словом   эти   растения(кустарники)

(вывешивается рисунок кустарника)

Чем кустарники отличаются от деревьев? (нет одного толстого ствола, а несколько тонких)

Посмотрите на эти растения (можжевельник, туя). К какой группе они относятся? (кустарники)

-А что у них вместо листьев? (иголки)

Вывод. Кустарники бывают ЛИСТВЕННЫЕ и ХВОЙНЫЕ

Какие ещё можете назвать кустарники? (акация, облепиха, сирень)

Сейчас мы узнаем, как справились с другим заданием Лесовичка. Надо было разделить растения на 2 группы, (проверка задания № 2)

 

Сравнивается объект живой и неживой природы.

Cвойства

Роза

Стул

Появление на свет

+

+

Движение

+

Дыхание

+

Питание

+

Рост и развитие

+

Размножение

+

Завершение жизненного цикла

+

+

 

Вывод: Растения – живые организмы, они дышат, питаются, растут и размножаются

Лесовичок мне подсказывает, что мы не назвали ещё одну группу растений. Может кто-то назовёт её?

Откройте учебники на с. 54 и найдите название этой группы. (травы)

Найдите и прочитайте, какой стебель у трав? (тонкий, мягкий, зелёный стебель) (вывешивается рисунок травы)

Какие же травы можем увидеть в лесу? (одуванчик, мать-и-мачеху, репейник, ромашку)

Предлагаю поближе познакомиться с травами леса, послушав стихи -загадки (учащиеся читают стихи и загадки)

В весенний солнечный денёк

Золотой расцвёл цветок

На короткой, толстой ножке

Всё дремал он на дорожке,

А проснулся, улыбнулся!

"Вот пушистый я какой!    

Удивляю всех красой!" (мать-и-мачеха)

-        Мать-и-мачеха, расскажи нам о себе?

(Рассказ ученика) Пушок защищает мой цветок от жаркого солнца днем, а ночью от холода. А знаете ли вы, что я лекарственное растение? Из моих листьев и цветков заваривают чай и пьют его от кашчя и простуды. Вот какой я замечательный цветок.

-        Сегодня мы рассмотрим еще один всем известный цветок. Отгадайте какой:

Был цветочек золотой,

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова. (Одуванчик)

- Сейчас одуванчик много интересного расскажет нам о себе?

(Рассказ ученика) Мне и луга для жизни подходят, и лесные опушки, сады и огороды. Я пробиваюсь сквозь трещину в асфальте, а могу даже вырасти на старой крыше дома. Вот какой я стойкий и смелый путешественник! Из меня варят мед и варенье. Из корней делают напиток, похожий на кофе. Из молодых листьев готовят салат. Я тоже лекарственное растение, из меня готовят лекарства от бессонницы, зубной боли и глазных болезней.

Чем похожи одуванчик и мать-и-мачеха? Чем отличаются? (сравнение идёт с опорой на картинки растений)

Нам малина рассказала, как помогает людям, и одуванчик, и мать-и-мачеха. А как называются травы, которые помогают лечить людей? (лекарственные)

Лесовичок хочет знать, какие лекарственные травы вы знаете? Давайте угадаем их названия (мята, крапива, подорожник, ромашка)

А какие растения вы бы сюда ещё добавили?  (пижма, мята, зверобой)

Если мы заболеем, мы можем в городе где то взять лекарственные травы? (в аптеке)

-        Лекарственные травы в аптеках продаются вот в таких коробочках. (выставка)

Составьте научное сообщение об одном из видов растений по плану:

- внешний вид растения, зарисовка;

- место обитания;

- размножение;

 -интересные факты.

( Используют учебник и «Растения. Моя первая энциклопедия»)

«Третий лишний»

                                

Роза

Капуста

Ландыш

Сирень

Одуванчик

Ромашка

Ель

Огурец

Подсолнух

 

Какие деревья и кустарники растут в наших уральских лесах? (показ гербария)

Итак, наше путешествие по лесу завершается, подведём итоги. (на доске открывается таблица)

Вывод. Лес состоит как бы из трех ярусов - деревья, кустарники и травы.

Закройте глаза и представьте, что на Земле нет ни деревьев, ни трав. Что тогда произойдёт?

Вот поэтому лес называют «легкими» планеты, потому что лес - это фабрика, по выделению кислорода для жизни человека, животных.

Что мы можем сделать для наших лесов?

-        Чем больше мы будем высаживать деревьев, чем меньше вырубать лесов, тем чище будет воздух на нашей планете.

6 этап: Обобщение и закрепление (игровая ситуация)

Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний на основе игровой ситуации.

Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, сравнения, обобщения, сравнение собственных выводов с выводами в учебнике.

Игра «Это детки с какой ветки?»

Работа в тетради стр.19 тетрадь № 1 самостоятельно с последующей проверкой.

Творческая работа.

Учитель:   - Приступим к творческой работе. Составим рассказ о каждой группе растений. Для этого понадобятся маленькие конверты.

- Взяли их. ( В конвертах находятся заготовки для составления синквейна.)

Синквейн- это пятистрочная стихотворная форма, используемая как эффективный метод развития образной речи, которая позволяет быстро получить результат ).

- 1 гр. – кустарники удивительные, многоствольные, растут, шелестят, плодоносят,                    

               Растений   насчитывается больше миллиона.

- 2 гр. -   деревья длинные, высокие, устремляются, возвышаются, служат, Колечки на стволах показывают возраст деревьев.

- 3 гр. – травы колосистые, разноцветные, благоухают, цветут, покрывают,

                   Травы - покорители полей и лугов.

 

 ( Кроме конвертов у каждой группы есть поле ,на котором будет составлен      синквейн).

1.______________________

2.______________________

3.______________________

4.______________________

5.______________________

Учитель:

– Найти слово, которое отвечает на вопрос «кто?» и приклеить его рядом с цифрой 1.

– Найти два слова, которые отвечают на вопрос «какие?» и приклеить их рядом с цифрой 2.

 

– Найти три слова, которые отвечают на вопрос «что делают?» и приклеить их рядом с цифрой 3.

 

– Из оставшихся четырёх слов составить предложение и приклеить его рядом с цифрой 4. Начинать со слова, напечатанного с заглавной буквы.

 

–  На пятой строке вам нужно одним словом передать свое отношение к тому,о чём составляем наш рассказ.

 

На доске вывешивается плакат с набором слов: интересно, понравилось, удивило и т. д.  Дети могут выбрать нужное слово.

Дети:

Представляют по группам полученный синквейн.

На доске вывесить синквейны под названиями групп животных.  

 1.кустарники
2. удивительные, многоствольные 
3. Растут, плодоносят 
4. Растений насчитывается больше миллиона. 
5. интересно 

 

 1. деревья
2. Длинные, высокие 
3. Устремляются,  возвышаются, служат
4.
Колечки на стволах показывают возраст деревьев.
5. увлекательно

 

1. травы
2. Колосистые, разноцветные 
3. Благоухают, цветут, покрывают 
4. Травы – покорители полей и лугов. 
5. заинтересовало

 

7 этап: Рефлексия. Итог урока

Цель этапа: проверка достижений собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Формируемые УУД: умение излагать своё мнение, закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.

Этот метод позволяет учителю быстро выяснить впечатления учеников по следующим вопросам, начальные буквы которых составляют это не очень понятное название метода:

-ХОРОШО…

- ИНТЕРЕСНО…

- МЕШАЛО…

- ВОЗЬМУ С СОБОЙ…

Каждый ученик должен, по-возможности, откровенно ответить на эти вопросы (написать на листочках), включая и своё личное самочувствие, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.

8 этап: домашнее задание

Нарисовать рисунок любого растения и подобрать к нему загадку, либо стихотворение.

Спасибо за урок.


 

Непомнящих Ольга Алексеевна учитель начальных классов высшей категории

Непомнящих Ольга Алексеевна учитель начальных классов высшей категории

Предметные результатыПриводить примеры деревьев, кустарников, трав, уметь их различать;

Предметные результатыПриводить примеры деревьев, кустарников, трав, уметь их различать;

Используемые технологии 1

Используемые технологии 1

Среди этих организмов встречаются хищники

Среди этих организмов встречаются хищники

В белом сарафане? (берёза) Как одним словом назовём все эти растения? (деревья) (вывешивается рисунок дерева)

В белом сарафане? (берёза) Как одним словом назовём все эти растения? (деревья) (вывешивается рисунок дерева)

А как назовём одним словом эти растения ? (кустарники) (вывешивается рисунок кустарника)

А как назовём одним словом эти растения ? (кустарники) (вывешивается рисунок кустарника)

Сейчас одуванчик много интересного расскажет нам о себе? (Рассказ ученика)

Сейчас одуванчик много интересного расскажет нам о себе? (Рассказ ученика)

Травы - покорители полей и лугов

Травы - покорители полей и лугов

МЕШАЛО… - ВОЗЬМУ С СОБОЙ… Каждый ученик должен, по-возможности, откровенно ответить на эти вопросы (написать на листочках), включая и своё личное самочувствие, которое тоже влияет…

МЕШАЛО… - ВОЗЬМУ С СОБОЙ… Каждый ученик должен, по-возможности, откровенно ответить на эти вопросы (написать на листочках), включая и своё личное самочувствие, которое тоже влияет…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.08.2023