Какими приемами и способами пользуются члены инвентаризационных комиссий при проведения контрольных проверок?
Приемы и способы, которыми пользуются специалисты при проведении контрольных проверок оперативных и бухгалтерских данных, делятся на общие и частные. К общим можно отнести вышеупомянутые перевешивание, перемеривание, пересчет и т. п. Что касается частных, то один из способов, нашедший практическое применение, состоит в следующем: к остатку товара соответствующего наименования, определенного в предыдущей инвентаризационной описи, составленной до начала учетного периода, прибавляют количество учетных единиц проверяемого товара, поступивших за время после последней инвентаризации (в течение исследуемого периода) и вычитают количество единиц данного товара, выбывших за данный период (в нашем случае - год).
Полученная величина показывает максимально точный (при условии, что предыдущая инвентаризация была сделана правильно) остаток такого товара на конец инвентаризационного периода, за который проводится контрольная проверка. В дальнейшем полученный расчетный остаток товара сравнивают с остатками инвентаризационной описи, а в случае необходимости - с остатками оперативного (складского) учета, которые должны быть идентичными. Расхождение в цифрах свидетельствует о том, что учет, осуществляемый в данный момент на данном предприятии, находится в плачевном состоянии и требует кардинальных изменений.
При проведении таких расчетов (см. табл. 1.1.6 - ВЕДОМОСТЬ контрольной проверки движения отдельных видов материальных ценностей в соответствии с первичными бухгалтерскими документами (PDF-37.3Kb )
существенным является то, что стоимостные показатели не всегда дают возможность определить, сколько единиц того или иного товара было реализовано (поскольку цена покупки и реализации единицы товара может быть разной), при таких расчетах желательно использовать количественные показатели, которые обязательно следует брать из первичных документов.
На базе сделанного расчета не составляет трудности заполнить акт контрольной проверки (приложение №1 к Инструкции №69, см. табл. 1.1.7 - АКТ контрольной проверки инвентаризации ценностей (PDF-36.3Kb ).
При выявлении значительных расхождений между данными инвентаризационной описи и данными контрольной проверки назначается новый состав рабочей инвентаризационной комиссии для проведения повторной сплошной инвентаризации ценностей.
Руководитель предприятия должен срочно после доклада постоянно действующей инвентаризационной комиссии рассмотреть вопрос об ответственности первого состава рабочей инвентаризационной комиссии, допустившей нарушения при проведении инвентаризации ценностей.
Регистрацию проведенных контрольных проверок осуществляет бухгалтерия в специальной книге (приложение №2 к Инструкции №69, см. табл. 1.1.8 - КНИГА регистрации контрольных проверок инвентаризаций (PDF-34.4Kb ).
В конце - несколько слов о других способах проверки правильности данных бухгалтерского, оперативного учета и результатов инвентаризации. Среди них важен способ сравнения данных приходно-расходных документов, которые непосредственно отображают движение товарно-материальных ценностей или денежных средств с документами, которые фиксируют те же операции в других аспектах (например, сравнение приходно-расходных накладных с их оплатой, которая осуществляется за наличные или путем перечисления денежных средств на расчетный счет; проверка данных книги кассира-операциониста с данными кассовых чеков и контрольных лент кассового аппарата; проверка фактического выполнения работ в натуральных показателях, оплаченных по денежным документам; проверка объективной возможности выполнения операций, отображенных в документах, и т. п.).
Чаще всего этот способ используют тогда, когда имеется подозрение, что при осуществлении данных операций ответственными лицами были допущены нарушения, а документально эти операции оформлены правильно. Рабочая комиссия по каким-то причинам (то ли из-за нехватки опыта, то ли по сговору с ответственными лицами) не зафиксировала это в своих документах.
Часто используются такие приемы, как сравнение документов, непосредственно отображающих движение ТМЦ и денежных средств, с данными документов, которыми оформлены другие операции, обусловленных первой операцией (в частности, с данными о движении тары). Например, если на предприятие поступила одна тонна сахара, который упакован в мешки вместимостью 50 килограммов, а в учете числится 19 мешков тары, то очевидно, что где-то кроется умышленное или неумышленное искажение учетных данных.
Сравнение данных оперативного учета с данными бухгалтерского учета применяют для изучения движения ТМЦ в тех случаях, когда есть сигналы о причастности работников бухгалтерии к выписыванию фиктивных документов, отображающих движение ТМЦ, или принятию таких документов на учет. И хотя данные оперативного учета не могут быть основанием для осуществления бухгалтерских записей, а следовательно, на его основе не могут быть приняты окончательные решения по обнаруженным недостаткам (злоупотреблениям), но по документам оперативной отчетности можно определить настоящий характер и объем операций. Практический опыт доказывает, что оперативный учет в большинстве случаев точнее всего отображает движение товарно-материальных ценностей или денежных средств.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.