Николаева Светлана Николаевна
Доктор педагогических наук,
главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования.
Разработала систему экологического воспитания дошкольников.
Автор многих методических изданий по экологии для педагогов.
Большое внимание уделяла работе
с календарём природы.
Предлагала варианты календарей,
правила действия с ними,
правила заполнения их в разных возрастных группах детского сада.
В дальнейшем при заполнении календаря
им станет понятно, что:
сезон состоит из трёх месяцев,
месяц из четырёх недель,
неделя состоит из семи дней
В календаре детей шестого жизни первая графа представлена одной неделей.
В календаре детей ceдьмого года жизни — четырьмя
(клеточки второй или третьей недели закрашены, остальные-пустые).
Это важно для формирования у детей временных представлений: они видят, что в месяце четыре недели, а наблюдения они вели на одной.
Время
обозначается в календаре
названием 12 месяцев, составляющих круглый год
и названием дней недель
Цвет дней недели обозначен цветами спектра, начиная с фиолетового – понедельника, рабочего дня
и заканчивается красным – воскресеньем – выходным днём.
Неживая природа - погода
обозначается в календаре с помощью условных обозначений.
С развитием словесно-логического мышления, дети старшего дошкольного возраста могут осмысливать природные явления, отражать их в простейших схематических изображениях.
Условные обозначения погоды, силы ветра, температуры воздуха для дошкольников.
(из интернета)
Графическое изображение степени тепла и холода - это схематическая фигура ребенка, по-разному одетого,
в трусах, платье, в пальто, в куртке, в шубе.
Дошкольникам такие значки понятны,
так как они соответствуют их одежде во время прогулки.
Живая природа
Растительный и животный мир, труд и развлечения людей.
В картине живой природы обязательно присутствуют деревья и кустарники.
В конце недели (в четверг или пятницу,
понаблюдав за растительностью и животным миром,
дошкольники рисуют картину живой природы.
Если детям трудно изображать птиц так,
чтобы они различались по видам,
рисунок можно заменить «галочкой»
того или иного цвета
Животный мир
обозначается в календаре с помощью условных обозначений
Заполнить клетки календаря помогут и специальные трафаретки,
изготовленные воспитателем из плотной прозрачной пленки или картона.
Рисование по трафареткам
интересно дошкольникам и помогает им изобразить
живые объекты.
При работе с календарём природы,
обобщающие картинки помогают детям усвоить признаки времён года
Лето. Признаки лета.
Календарь -
это предмет логично построенного обсуждения,
который способствует развитию умений рассуждать,
анализировать, сопоставлять события,
а затем отражает их в речи.
Работа с календарем на всех этапах
(заполнение, подведение итогов,
повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений)
обогащает представления детей, учит видеть изменения объектов природы
в единстве с понятием времени.
Опыт внедрения календарей в практику детских садов,
показал, что использование данного типа моделирования
оказывает интенсивное воздействие
на развитие наглядно-образного и словесно - логического мышления.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.