Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ п/п |
Класс |
Дата |
Тема урока |
ОВО |
Содержательные линии урока |
Элементы интеграции |
|
|||||
по плану |
фактически |
Восприятие музыки (материал для восприятия и интерпретации) |
Практическая художественно-творческая деятельность (материал для исполнения) |
Основные термины, понятия (теория) |
||||||||
|
||||||||||||
Раздел 1: «Россия-Родина моя» |
||||||||||||
1. |
4а
4б
|
02.09 |
|
Повторение. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... Джаз- музыка ХХ века. Тема. Мелодия «Ты запой мне эту песню…» Песня – душа народа |
|
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром.ч1 С.Рахманинов. |
«Ты, река ль, моя – реченька» «Песня о России» В.Локтев |
Народная музыка Сергей Рахманинов Концерт |
|
|
||
2. |
4а
4б
|
|
|
Повторение. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Тема «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» Жанры русских народных песен
|
Контроль № 1. ОВО. Художественно-практическая деятельность |
«Колыбельная» в обраб. А. Лядова, «Солдатушки, бравы ребятушки», «А мы просо сеяли» в обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова. |
«Ты, река ль, моя – реченька» «Песня о России» В.Локтев
|
Жанры русских народных песен: колыбельные; трудовые; солдатские. |
М Горький. Рассказ «Как сложили песню» К.Петров –Водкин «Полдень» |
|||
3. |
4а
4б
|
|
|
Повторение. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... «Прославим радость на земле» Тема. Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь. Народный плач, Причитания.
|
|
Кантата С.Прокофьева «Александр Невский» Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М.Глинка |
«Песня об Александре Невском» Муз.С.Прокофьева
«Песня о России» В.Локтев |
Народный плач, причитания Сергей Прокофьев Кантата Михаил Иванович Глинка Опера |
В.Васнецов. «После побоища» С.Присекин . «И клятву верности сдержали» |
|
||
Раздел 2: «День, полный событий» |
||||||||||||
4. |
4а
4б
|
|
|
Повторение. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» Мир Бетховена. Тема. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...»
Пушкин и музыка. Образ осени в музыке |
|
«Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чайковский. «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. |
«У зори-то, у зореньки»,р.н.п. «Листик-листик листопад» |
Лирические песни |
В Попков «Осенние дожди» А.С.Пушкин «Унылая пора!очей очарованье» |
|
||
5 |
4а
4б
|
|
|
«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда. Сказочные образы Пушкина в музыке Римского-Корсакова.
|
Контроль № 2. ОВО. Анализ-интерпретация музыкального произведения |
Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков |
«Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц.
|
Н. Римский-Корсаков опера
|
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» Сказки Пушкина.Палех |
|||
6. |
4а
4б
|
|
|
Ярмарочное гулянье. Пушкин и Святогорский монастырь.
|
|
«Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хор из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский. Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. |
«Уж как по мосту, мосточку» «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц. |
Хороводные песни. Обработка русской народной песни П. Чайковский М. Мусоргский Опера |
А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Б.Кустодиев. Ярмарка А.С.Пушкин «Борис Годунов» |
|||
7. |
4а
4б
|
|
|
«Приют, сияньем муз одетый...»
|
|
Романс «Венецианская ночь» М.Глинка |
«Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц. |
Михаил Глинка романс |
|
|
||
8. |
4а
4б
|
|
|
Обобщающий урок 1 четверти
|
Контроль № 3. ОВО. Музы- кальная грамота: теория |
Музыкальная викторина
|
Повторение выученных песен |
Образовательная игра
|
Представление творческих работ учащихся |
|||
Раздел 3: «В музыкальном театре» |
|
|||||||||||
9 |
4а
4б
|
|
|
События отечественной истории в творчестве композиторов
|
|
М. Глинка, М. Мусоргский, С. Прокофьев. |
Сл. и муз. Семенова «Звёздная река» |
Ария, речитатив,песня, танец, |
|
|
||
10 |
4а
4б
|
|
|
Кантата «Александр Невский» С.Прокофьева
|
|
Кантата С.Прокофьева «Александр Невский» Мёртвое поле |
Сл. и муз. Семенова «Звёздная река» |
Сергей Прокофьев кантата |
|
|
||
11 |
4а
4б
|
|
|
Опера «Иван Сусанин». М.Глинка За Русь мы все стеной стоим… |
Контроль № 4. Художественно-практическая деятельность. |
Опера «Иван Сусанин». М.Глинка. ( хор из 3 действия) (танцы из 2 действия) |
Сл. и муз. Семенова «Звёздная река» «Исходила младешенька» р.н.п. |
Михаил Иванович Глинка краковяк мазурка |
|
|
||
12 |
4а
4б
|
|
|
Опера «Хованщина» М.Мусоргского.
Исходила младешенька
|
|
«Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского. |
Сл. и муз. Семенова «Звёздная река» «Исходила младешенька» р.н.п. |
Модест Петрович Мусоргский опера |
М.Нестеров. «В скиту» |
|
||
13 |
4а
4б
|
|
|
Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.
|
Контроль № 5. Анализ-интерпретация музыкального произведения. |
Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ»А.Хачатурян Пляска персидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский. |
«Цыплята». Г. Гусейнли Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова.
|
Арам Ильич Хачатурян Лезгинка |
И.Билибин. «Шамаханская царица» |
|
||
14 |
4а
4б
|
|
|
Балет «Петрушка»
|
|
Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский. |
«Светит месяц», русская народная песня-пляска. Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова.
|
Игорь Федорович Стравинский балет |
Б.Кустодиев. «Балаганы»
|
|
||
15 |
4а
4б
|
|
|
Театр музыкальной комедии.
|
|
Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус. Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу. |
Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова. Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина |
Мюзикл, оперетта |
О.Ренуар. Танец в городе.
|
|
||
16 |
4а
4б
|
|
|
Обобщающий урок 2 четверти |
Контроль за 1-ое полугодие. |
Музыкальная викторина
|
Повторение выученных песен |
Образовательная игра
|
Представление творческих работ учащихся |
|
||
Разде 4: «В концертном зале» |
|
|||||||||||
17 |
4а
4б
|
|
|
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.
|
|
Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский |
«Пастушья» французская народная песня |
Александр Бородин Ноктюрн Вариации Рококо |
|
|
||
18 |
4а
4б
|
|
|
«Счастье в сирени живет». Жанры и образные сферы вокальной музыки |
|
Сирень. С.Рахманинов, Е.Бекетов |
|
Сергей Рахманинов романс баркарола |
|
|
||
19 |
4а
4б
|
|
|
Старый замок.
|
|
Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский. Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко. |
«Добрый день». Муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова
|
Модест Мусоргский сюита |
|
|
||
20 |
4а
4б
|
|
|
Царит гармония оркестра. Музыка украинского и русского народов |
Контроль № 6. Художественно-практическая деятельность. |
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. П. Чайковский. |
«Вийди, вийди, Іванку» укр.н.п «Добрый день». Муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова |
Оркестр, концерт |
|
|
||
21 |
4а
4б
|
|
|
«Не смолкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы…
|
Контроль № 7. Анализ-интерпретация музыкального произведения. |
Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен. |
«Добрый день». Муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова
|
Фридерик Шопен Мазурка Полонез |
|
|
||
Раздел 5: «О России петь, что стремиться в храм» |
|
|||||||||||
22. |
4а
4б
|
|
|
Святые земли Русской. Илья Муромец
|
|
«Земля русская». Стихира русским святым – напев Киево-Печорской Лавры (песнопения) «Богатырские ворота» М.Мусоргского. (фрагмент). |
«Солдатушки, бравы ребятушки» «Песня о маленьком трубаче» С. Никитина на слова С. Крылова |
Духовная музыка Церковные песнопения: стихира.
Былины |
Икона всех святых, в земле Русской просиявших.
В.Васнецов «Богатыри»
|
|
||
23. |
4а
4б
|
|
|
Святые земли Русской. Кирилл и Мефодий. |
|
Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого. Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев |
Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловский. |
Баллада Величание Святые |
Памятник Кириллу и Мефодию |
|||
24 |
4а
4б
|
|
|
Праздников праздник, торжество из торжеств. Церковные и народные традиции праздника Пасхи |
|
«Христос воскресе!» (тропарь) Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков. Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов. |
«Не шум шумит» - пасхальная народная песня.
|
Тропарь Молитва
|
Воскресение.Икона Ангел. Древняя фреска |
|
||
25 |
4а
4б
|
|
|
Родной обычай старины. Светлый праздник. Церковные и народные традиции праздника Пасхи |
|
Сюита для двух фортепиано. С.Рахманинов. Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов. |
«Не шум шумит» - пасхальная народная песня.
|
Трезвон Сергей Рахманинов Сюита -фантазия |
|
|
||
26 |
4а
4б
|
|
|
Обобщающий урок 2 четверти |
Контроль № 8. Музыкальная грамота: теория. |
Музыкальная викторина
|
Повторение выученных песен |
Образовательная игра
|
Представление творческих работ учащихся |
|
||
Раздел 6: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» |
|
|||||||||||
27 |
4а
4б
|
|
|
Композитор — имя ему народ.
«Птица сильна крыльями, а человек – дружбой». |
|
«Сiяв мужик просо», украинская н.п. «Исходила младешенька», «Тонкая рябина», русские н.п., крымскотатарские песни и танцы |
«Дружба», попевка. «Дружба и достлук». Муз. Л. Джемалядиновой, сл. Л.Джемалядиновой и Н. Кононенко. |
Ленура Джемалядинова
|
|
|
||
28 |
4а
4б
|
|
|
«Музыкант-чародей».
|
Контроль № 9 ОВО. Художественно-практическая деятельность. |
Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. «Ой ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские |
«Дружба и достлук» «Перепёлочка». Белорусская нар. песня. «Мир на планете».Стихи и музыка Л.В.Чернышовой
|
Мифы, легенда, предания |
Белорусская народная сказка «Музыкант-чародей». |
|||
29 |
4а
4б
|
|
|
Народные праздники. Троица.
|
|
Троицкие песни. |
«Дружат дети всей земли». Муз. Д. Львова–Компанейца, сл. В. Викторова |
|
А.Рублёв. Троица. |
|||
Раздел 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» |
|
|||||||||||
30 |
4а
4б
|
|
|
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.
|
|
Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов. Ф. Шопен. Этюд №12 («Революционный») для фортепиано. Ф.Шопен. |
«Дружат дети всей земли». Муз. Д. Львова–Компанейца, сл. В. Викторова
|
Сергей Рахманинов Фридерик Шопен Прелюдия Этюд
|
Памятник Ф.Шопену в Варшаве |
|
||
31 |
4а
4б
|
|
|
В каждой интонации спрятан человек |
Контроль № 10. Анализ-интерпретация музыкального произведения. |
Сюита «Пер Гюнт» Эдвард Григ Песня Сольвейг Танец Анитры |
«Резиновый ежик». С. Никитин, слова Ю. Мориц. |
Эдвард Григ сюита |
|
|
||
32 |
4а
4б
|
|
|
Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).
|
|
Пожелания друзьям; Музыкант. Слова и музыка Б. Окуджавы. Песня о друге. Слова и музыка В. Высоцкого. |
«Резиновый ежик». С. Никитин, слова Ю. Мориц. |
Булат Окуджава, Владимир Высоцкий |
|
|
||
33 |
4а
4б
|
|
|
Обобщающий урок.
|
Годовой контроль. Комплексная проверка образовательных результатов. Контролируемая тема: Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… |
Музыкальная викторина
|
Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года |
Образователь-ная игра «Лото» |
|
|
||
34. |
4а
4б
|
|
|
Урок – концерт |
|
|
Исполнение песен по выбору |
|
|
|
||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.