Пояснительная записка.
Рабочая программа по физической культуре для 8 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
· Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образовании Российской Федерации от 09 .03. 2004 № 1312 (с изменениями и дополнениями)
· Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
· от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
· от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
· от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
· Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального, основного, среднего общего образования»
· СанПиНов «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» от 29.12.2010 №189. (Зарегистрировано в Минюсте 03.03.2011, регистрационный номер 2.4.2.28.21-10
(Изменения, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» - СанПиН 2.4.2.3286-15. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации А.Ю. Поповой от 10 июля 2015 г. № 26. Зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 14.08.2015, регистрационный номер 38528.
· Примерной основной образовательной программы, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04. 2015 № 1/15)
· Устава МБОУ «СОШ № 26», утвержденного Постановлением Администрации Муниципального образования «Мирнинский район» от 21.12.2015 за № 1854, зарегистрированного в налоговой 30.12. 20.
· Реестра основных образовательных программ;
· Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»);
· Примерной программы по физической культуре, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 28 июня 2016 г. № 2/16-з,
Рабочая программа по физической культуре, составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов В.И. Ляха, А.А. Здановича – М.: Просвещение, 2012.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по физической культуре (базовый уровень). Программа направлена на изучение физической культуры на базовом уровне, для достижения следующих целей:
- развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление здоровья.
- воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно –оздоровительной деятельности.
-овладение технологиями современных оздоровительных систем физ. воспитания, обогащения индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упр. и базовыми видами спорта.
-освоение системы знаний о занятиях физ. культурой, их роли и значения в формировании здорового образа жизни и соц. ориентации.
-приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физ.упр.
Содержание программного материала уроков в планировании состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). В связи с учетом особенностей образовательного учреждения, материально-технической базы, часы раздела «Гимнастика» заменены лыжной подготовкой, а так же распределены для занятий спортивными играми и легкой атлетикой, где посредством специальных прикладных легкоатлетических упражнений обеспечивается развитие жизненно необходимых физ. качеств, умении и навыков.
Общая цель образования в области физической культуры - формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, Программа основного общего образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей:
1. содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
2. обучение основам базовых видов двигательных действий;
3. дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
4. формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств; выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
5. углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
6. воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
7. выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
8. формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
9. воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
10. содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Особенностями рабочей учебной программы образовательной области «Физическая культура» в основной школе являются:
· соотнесенность с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений;
· направленность на реализацию принципа вариативности;
· объемность и многообразие знаний, средств и форм физкультурной деятельности.
Учебное содержание каждого из разделов программы излагаются в логике от общего к частному и от частного к конкретному.
Целью обучения предмета «Физическая культура» в основной школе является формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с обще прикладной и спортивной – рекреационной направленностью.
Задачи учебной программы.
· Расширение двигательного опыта
· Совершенствование функциональных возможностей организма
· Воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии
· Обучение основам знаний педагогики, психологии, физиологии, гигиены, профилактики травматизма, коррекции осанки.
· Формирование практических умений в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическая культура»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
· Историческое развитие физической культуры в России.
· Педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательных действий и воспитания физических качеств.
· Физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращение и энергообеспечение при мышечных нагрузках.
· Возрастные особенности развития физических качеств.
· Психофункциональные особенности собственного организма.
· Способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.
· Правила личной гигиены, профилактики травматизма.
Уметь:
· Технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации.
· Проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей.
· Разрабатывать индивидуальный двигательный режим
· Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений
· Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма
· Пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Нормативы для обучающихся
Физические способности |
Физические упражнения |
Мальчики |
Девочки |
Скоростные |
Бег 60м. (с) |
9.0 |
9.7 |
Силовые |
Лазанье по канату на расстояние 6м. (с) |
11 |
- |
|
Прыжок в длину с места (см) |
190 |
175 |
К выносливости |
Кроссовый бег на 2км. (мин.с) |
9.00 |
10.50 |
К координации |
Последовательное выполнение пяти кувырков (с) |
10.0 |
14.0 |
Челночный бег 4х9м. (с) |
9.6 |
10.0 |
Перечень учебно-методического обеспечения
№ |
Спортивный инвентарь, оборудование
|
количество |
1 |
Мячи волейбольные |
10 шт. |
2 |
Мячи баскетбольные |
15 шт. |
3 |
Мячи набивные |
10 шт. |
4 |
Мячи футбольные |
3 шт. |
5 |
Скакалки |
10 шт. |
6 |
Лыжи на ботинках |
30 пар |
7 |
Лыжи на мягких креплениях |
30 пар |
8 |
Лыжные ботинки |
30 пар |
9 |
Маты |
2 шт. |
10 |
Гранаты |
8 шт. |
11 |
Мячи для метания |
3 шт. |
12 |
Щиты и кольца баскетбольные |
2 шт. |
13 |
Стенка гимнастическая |
6 пролётов |
14 |
Гантели - 0,3 и 0,5 кг |
6 шт. |
15 |
Волейбольная сетка |
1 шт. |
16 |
Рулетка измерительная |
1 шт. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 8 классах
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта рабочая программа для 5 – 9 классов направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые социальные
сообщества;
- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастной компетенции с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Метапредметные результаты
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
-умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
-умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать:
-понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
-овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физический нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
-приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
-расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
-формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и коррегирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умение использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
-умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.
-выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
Содержание
Основы знаний
Инструктаж по охране труда.
Легкая атлетика
Развитие скоростных способностей. Стартовый разгон Высокий старт Финальное усилие. Эстафеты. Развитие выносливости. Развитие силовой выносливости .Преодоление препятствий. Переменный бег. Преодоление препятствий. Развитие выносливости. Кроссовая подготовка
Развитие силовой выносливости. Гладкий бег. Развитие скоростных способностей. Стартовый разгон. Высокий старт
Волейбол
Стойки и передвижения, повороты, остановки. Прием и передача мяча. Нижняя подача мяча. Нападающий удар (н/у.).Развитие координационных способностей. Тактика игры.
Баскетбол
Стойки и передвижения, повороты, остановки. Ловля и передача мяча. Ведение мяча. Бросок мяча
Гимнастика
СУ. Основы знаний. Акробатические упражнения. Развитие гибкости. Упражнения в висе, равновесии. Развитие силовых способностей
Развитие координационных способностей. Развитие скоростно-силовых способностей.
Лыжная подготовка
Основы теоретических знаний. Охрана труда на уроках лыжной подготовки. Одновременный и попеременный ход. Совершенствование техники бесшажного одновременного хода. Подъем в гору скользящим шагом. Техника спуска со склона до 45`. Поворот плугом при спуске
Занятие на склоне 40-45'. Прохождение дистанции до 2 км со средней скоростью. Прохождение дистанции 3 км со средней скоростью
Совершенствование техники передвижения на лыжах. Ходьба на лыжах до 3,5 км
Тематический план по физической культуре 8 класс 102 ч (3ч × 34 недели)
Номер |
Раздел |
Кол-во часов |
Контрольные работы |
1 |
Основы знаний |
1 |
|
2 |
Легкая атлетика |
30 |
|
3 |
Волейбол |
22 |
|
4 |
Баскетбол |
19 |
|
5 |
Гимнастика |
14 |
|
6 |
Лыжная подготовка |
12 |
|
|
Итого |
102 |
|
Календарно – тематическое планирование по физической культуре для учащихся 8 классов – 3 часа в неделю.
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
||
|
План |
факт |
|
|||
I четверть Основы знаний |
|
|||||
1 |
Инструктаж по охране труда. |
1 |
04.09 |
04.09 |
|
|
Легкая атлетика Спринтерский бег |
|
|||||
2-3 |
Развитие скоростных способностей. Стартовый разгон |
2 |
05.09 06.09 |
05.09 06.09 |
|
|
4-5 |
Высокий старт |
2 |
11.09 12.09 |
11.09 12.09 |
|
|
6-7 |
Финальное усилие. Эстафеты. |
2 |
13.09 18.09 |
13.09 18.09 |
|
|
Длительный бег |
|
|||||
8-9 |
Развитие выносливости. |
2 |
19.09 20.09 |
19.09 20.09 |
|
|
10-11 |
Развитие силовой выносливости |
2 |
25.09 26.09 |
|
|
|
12-13 |
Преодоление препятствий |
2 |
27.09 02.10 |
|
|
|
14-15 |
Переменный бег |
2 |
03.10 04.10 |
|
|
|
Волейбол |
|
|||||
16-17 |
Стойки и передвижения, повороты, остановки. |
2 |
09.10 10.10 |
|
|
|
18-19 |
Прием и передача мяча. |
2 |
11.10 16.10 |
|
|
|
20-21 |
Нижняя подача мяча. |
2 |
17.10 18.10 |
|
|
|
22-23 |
Нападающий удар (н/у.). |
2 |
23.10 24.10 |
|
|
|
24 |
Развитие координационных способностей. |
1 |
25.10
|
|
|
|
II четверть |
|
|||||
25 |
Развитие координационных способностей. |
1 |
|
|
|
|
26-27 |
Тактика игры. |
2 |
|
|
|
|
Баскетбол |
|
|||||
28 -29 |
Стойки и передвижения, повороты, остановки. |
2 |
|
|
|
|
30 -32 |
Ловля и передача мяча. |
3 |
|
|
|
|
33-35 |
Ведение мяча |
3 |
|
|
|
|
36 |
Бросок мяча |
1 |
|
|
|
|
Гимнастика |
|
|||||
37-38 |
СУ. Основы знаний |
2 |
|
|
|
|
39-40 |
Акробатические упражнения |
2 |
|
|
|
|
41-42 |
Развитие гибкости |
2 |
|
|
|
|
43-44 |
Упражнения в висе, равновесии. |
2 |
|
|
|
|
45-48 |
Развитие силовых способностей |
4 |
|
|
|
|
III четверть Волейбол |
|
|||||
49-50 |
Стойки и передвижения, повороты, остановки. |
2 |
|
|
|
|
51-52 |
Прием и передача мяча. |
2 |
|
|
|
|
53-54 |
Прием мяча после подачи |
2 |
|
|
|
|
55-56 |
Подача мяча. |
2 |
|
|
|
|
57-58 |
Нападающий удар. |
2 |
|
|
|
|
59-60 |
Стойки и передвижения, повороты, остановки. |
2 |
|
|
|
|
61-62 |
Ловля и передача мяча. |
2 |
|
|
|
|
63-64 |
Ведение мяча |
2 |
|
|
|
|
65-66 |
Бросок мяча |
2 |
|
|
|
|
67 |
Бросок мяча в движении. |
1 |
|
|
|
|
68 |
Штрафной бросок. |
1 |
|
|
|
|
Лыжная подготовка |
|
|||||
69 |
Основы теоретических знаний. Охрана труда на уроках лыжной подготовки |
1 |
|
|
|
|
70 |
Одновременный и попеременный ход |
1 |
|
|
|
|
71 |
Совершенствование техники бесшажного одновременного хода |
1 |
|
|
|
|
72 |
Подъем в гору скользящим шагом. |
1 |
|
|
|
|
IV четверть Лыжная подготовка |
|
|||||
73 |
Техника спуска со склона до 45`. |
1 |
|
|
|
|
74 |
Поворот плугом при спуске |
1 |
|
|
|
|
75-76 |
Занятие на склоне 40-45' |
2 |
|
|
|
|
77 |
Прохождение дистанции до 2 км со средней скоростью |
1 |
|
|
|
|
78 |
Прохождение дистанции 3 км со средней скоростью |
1 |
|
|
|
|
79 |
Совершенствование техники передвижения на лыжах |
1 |
|
|
|
|
80 |
Ходьба на лыжах до 3,5 км |
1 |
|
|
|
|
Легкая атлетика |
|
|||||
81-82 |
Преодоление препятствий |
2 |
|
|
|
|
83-84 |
Развитие выносливости.
|
2 |
|
|
|
|
85-86 |
Переменный бег |
2 |
|
|
|
|
87-88 |
Кроссовая подготовка |
2 |
|
|
|
|
89-90 |
Развитие силовой выносливости |
2 |
|
|
|
|
91-92 |
Гладкий бег |
2 |
|
|
|
|
Спринтерский бег |
|
|||||
93-94 |
Развитие скоростных способностей. Стартовый разгон |
2 |
|
|
|
|
95-96 |
Высокий старт |
2 |
|
|
|
|
97-98 |
Финальное усилие. Эстафеты. |
2 |
|
|
|
|
99-100 |
Развитие скоростных способностей. |
2 |
|
|
|
|
101-102 |
Развитие скоростной выносливости |
2 |
|
|
|
|
Итого 102 ч. |
|
|||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.