Календарно-тематическое планирование коррекционной работы по исправлению ротацизма (р, р’)

  • docx
  • 09.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Календарно-тематическое планирование коррекционной работы по исправлению ротацизма (р, р’).docx

Календарно-тематическое планирование коррекционной работы по исправлению ротацизма (р, р’) (34 ч.)

 

п/п

Тема занятия

Содержание

коррекционной

работы

Основные

требования к

формированию

умений и навыков

Восполнение

пробелов в развитии

психологических

предпосылок и

навыков учебной

деятельности

Оборудование,

речевой материал

Кол-во

часов

I этап: подготовительный

1.

Знакомство с органами

артикуляции

Строение

артикуляционного

аппарата

Знать строение

артикуляционного

аппарата

Развивать внимание,

память. Развивать

мелкую моторику

Зеркала, схема

строения органов

артикуляционного

аппарата

1

2.

Подготовительные

артикуляционные

упражнения (создание

артикуляционной базы

звука). Развитие

слухового внимания

Артикуляционная

гимнастика для

постановки

данного звука

Уметь выполнять

артикуляционные

упражнения

Развивать

устойчивость

внимания,

способность к

запоминанию,

переключению.

Развивать мелкую

моторику

Зеркала, речевые

профили для звука р.

Игровые упражнения

на развитие

фонематического

слуха. Игры на

развитие речевого

дыхания

4

3.

Вызывание звука по

подражанию

Показ правильной

артикуляции

данного звука

перед зеркалом.

Характеристика

звука

Знать правильное

положение органов

артикуляции для

данного звука

Активизировать

мыслительную

деятельность,

наблюдательность.

Развивать

тактильные

ощущения

Зеркала, речевые

профили для звука р.

Игра «Узнай звук»,

«Звуковая мозаика»

1

II этап: формирование первичных произносительных умений и навыков

4.

Постановка звука р

Постановка звука

механическим

способом

Уметь выполнять

артикуляционные

упражнения.

Знать правильное положение органов

артикуляции для

данного звука

Развивать слуховое

восприятие и

навыки

самоконтроля

Зеркала, речевые

профили для звука р,

логопедические зонды,

картинки и стихи для артикуляционной

гимнастики

5

5.

Автоматизация звука р

в слогах

Автоматизация

звука в прямом,

обратном слоге, со

стечением

согласных, в

закрытом слоге

Уметь правильно

произносить

поставленный звук

в слогах.

Определять место

звука в слогах

различной

структуры

Развивать слуховое

восприятие,

наблюдательность

Зеркала, речевые

профили для звука р,

слоговые схемы. Игра

«Составь слог»,

«Назови слог со звуком

р» (выделение его из

слов)

1

6.

Автоматизация звука р

в словах,

словосочетаниях

 

Постановка звука р’

Автоматизация звука р’

в слогах, словах,

словосочетаниях

Закрепление

правильного

произношения

звука в начале,

середине и конце

слова; словосочетаниях

Уметь правильно

произносить

поставленный звук

в словах.

Определять место

звука в словах.  Уметь составлять

простые

словосочетания с

данными словами

Развивать навыки

звукобуквенного

состава слова

Игры «Составь слово»,

«Определи место звука

в слове», «Светофор»

«Цепочка слов», «Что

изменилось?»,

«Рифмы», «Ласковые

слова», игры с мячом,

лото, домино

5

7.

Автоматизация звука р

в предложениях

 

Автоматизация звука р’

в предложениях

Отработка

поставленного

звука на уровне

предложения

Уметь правильно

произносить

поставленный звук

в предложениях;

правильно

воспроизводить

предложения с

заданным звуком

Развивать память,

фонематическое

восприятие

Игры «Собери

предложение»,

«Придумай

предложение по

картинке», «Что на

нашем дворе?»

5

III этап: развитие коммуникативных умений и навыков

8.

Автоматизация звука р в

чистоговорках,

пословицах, поговорках,

скороговорках Автоматизация звука р’

в чистоговорках,

пословицах, поговорках,

скороговорках

Отработка

поставленного

звука посредством

чистоговорок,

пословиц, поговорок,

скороговорок

Уметь четко

произносить

поставленный звук

с различным

темпом. Уметь объяснять значение

пословиц и

поговорок

Развивать

просодическую

сторону речи

Игра «Кто быстрее?»,

«Повтори за мной»

2

9.

Автоматизация звука р в

стихах, загадках

Автоматизация звука р’

в стихах, загадках

Отработка

поставленного

звука в

стихотворных

текстах, загадках

Уметь правильно

произносить

поставленный звук

в стихотворениях,

отгадывать загадки

с данным звуком

Развивать память и

образное мышление

Стихи различных

авторов «Крот»,

«Радуга», «Две руки»,

картинки с загадками

«Помоги Буратино»

3

10.

Автоматизация звука р

при пересказе

Составление рассказа по

серии картин, по картине

Автоматизация звука р’

при пересказе

Составление рассказа по

серии картин, по

картине

Закрепление

поставленного

звука в свободной

речи

Уметь

воспроизвести

рассказ по

наводящим

вопросам, по

памяти, правильно,

употребляя

поставленный звук

Развивать

просодическую

сторону речи

Тексты с рассказами

«Рак и ворона»,

«Кормушка для птиц»,

иллюстрации. Серии

сюжетных картинок

«Два Мороза», «К

морю», иллюстрации

3

11.

Дифференциация р – р’ в

слогах, словах,

предложениях, в

рассказах и свободной

речи

Умение различать

данные звуки в

свободной речи

Уметь составить

рассказ по серии

картинок, по

сюжетной

картине

Развивать контроль

за ходом своей

деятельности и

способности к

переключению

Предметные картинки

на звуки р – р’

3

12.

Итоговое занятие.

Викторина «Сказочная

страна»

Закрепление

поставленного

звука в свободной

речи

Уметь правильно

произносить

поставленный звук

в свободной речи

Развивать контроль

за ходом своей

деятельности,

развитие

выразительности

речи

Сказочные герои,

иллюстрации к

сказкам, загадки

1