Календарно-тематическое планирование коррекционной работы по исправлению ротацизма (р, р’) (34 ч.)
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание коррекционной работы |
Основные требования к формированию умений и навыков |
Восполнение пробелов в развитии психологических предпосылок и навыков учебной деятельности |
Оборудование, речевой материал |
Кол-во часов |
I этап: подготовительный |
||||||
1. |
Знакомство с органами артикуляции |
Строение артикуляционного аппарата |
Знать строение артикуляционного аппарата |
Развивать внимание, память. Развивать мелкую моторику |
Зеркала, схема строения органов артикуляционного аппарата |
1 |
2. |
Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Развитие слухового внимания |
Артикуляционная гимнастика для постановки данного звука |
Уметь выполнять артикуляционные упражнения |
Развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению. Развивать мелкую моторику |
Зеркала, речевые профили для звука р. Игровые упражнения на развитие фонематического слуха. Игры на развитие речевого дыхания |
4 |
3. |
Вызывание звука по подражанию |
Показ правильной артикуляции данного звука перед зеркалом. Характеристика звука |
Знать правильное положение органов артикуляции для данного звука |
Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность. Развивать тактильные ощущения |
Зеркала, речевые профили для звука р. Игра «Узнай звук», «Звуковая мозаика» |
1 |
II этап: формирование первичных произносительных умений и навыков |
||||||
4. |
Постановка звука р |
Постановка звука механическим способом |
Уметь выполнять артикуляционные упражнения. Знать правильное положение органов артикуляции для данного звука |
Развивать слуховое восприятие и навыки самоконтроля |
Зеркала, речевые профили для звука р, логопедические зонды, картинки и стихи для артикуляционной гимнастики |
5 |
5. |
Автоматизация звука р в слогах |
Автоматизация звука в прямом, обратном слоге, со стечением согласных, в закрытом слоге |
Уметь правильно произносить поставленный звук в слогах. Определять место звука в слогах различной структуры |
Развивать слуховое восприятие, наблюдательность |
Зеркала, речевые профили для звука р, слоговые схемы. Игра «Составь слог», «Назови слог со звуком р» (выделение его из слов) |
1 |
6. |
Автоматизация звука р в словах, словосочетаниях
Постановка звука р’ Автоматизация звука р’ в слогах, словах, словосочетаниях |
Закрепление правильного произношения звука в начале, середине и конце слова; словосочетаниях |
Уметь правильно произносить поставленный звук в словах. Определять место звука в словах. Уметь составлять простые словосочетания с данными словами |
Развивать навыки звукобуквенного состава слова |
Игры «Составь слово», «Определи место звука в слове», «Светофор» «Цепочка слов», «Что изменилось?», «Рифмы», «Ласковые слова», игры с мячом, лото, домино |
5 |
7. |
Автоматизация звука р в предложениях
Автоматизация звука р’ в предложениях |
Отработка поставленного звука на уровне предложения |
Уметь правильно произносить поставленный звук в предложениях; правильно воспроизводить предложения с заданным звуком |
Развивать память, фонематическое восприятие |
Игры «Собери предложение», «Придумай предложение по картинке», «Что на нашем дворе?» |
5 |
III этап: развитие коммуникативных умений и навыков |
||||||
8. |
Автоматизация звука р в чистоговорках, пословицах, поговорках, скороговорках Автоматизация звука р’ в чистоговорках, пословицах, поговорках, скороговорках |
Отработка поставленного звука посредством чистоговорок, пословиц, поговорок, скороговорок |
Уметь четко произносить поставленный звук с различным темпом. Уметь объяснять значение пословиц и поговорок |
Развивать просодическую сторону речи |
Игра «Кто быстрее?», «Повтори за мной» |
2 |
9. |
Автоматизация звука р в стихах, загадках Автоматизация звука р’ в стихах, загадках |
Отработка поставленного звука в стихотворных текстах, загадках |
Уметь правильно произносить поставленный звук в стихотворениях, отгадывать загадки с данным звуком |
Развивать память и образное мышление |
Стихи различных авторов «Крот», «Радуга», «Две руки», картинки с загадками «Помоги Буратино» |
3 |
10. |
Автоматизация звука р при пересказе Составление рассказа по серии картин, по картине Автоматизация звука р’ при пересказе Составление рассказа по серии картин, по картине |
Закрепление поставленного звука в свободной речи |
Уметь воспроизвести рассказ по наводящим вопросам, по памяти, правильно, употребляя поставленный звук |
Развивать просодическую сторону речи |
Тексты с рассказами «Рак и ворона», «Кормушка для птиц», иллюстрации. Серии сюжетных картинок «Два Мороза», «К морю», иллюстрации |
3 |
11. |
Дифференциация р – р’ в слогах, словах, предложениях, в рассказах и свободной речи |
Умение различать данные звуки в свободной речи |
Уметь составить рассказ по серии картинок, по сюжетной картине |
Развивать контроль за ходом своей деятельности и способности к переключению |
Предметные картинки на звуки р – р’ |
3 |
12. |
Итоговое занятие. Викторина «Сказочная страна» |
Закрепление поставленного звука в свободной речи |
Уметь правильно произносить поставленный звук в свободной речи |
Развивать контроль за ходом своей деятельности, развитие выразительности речи |
Сказочные герои, иллюстрации к сказкам, загадки |
1 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.