КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2021 / 2022 учебный год
по предмету «БИОЛОГИЯ» для обучающихся 9 клАССА
уровень изучения – базовый
Учитель: Сахарова С.Н.
№ п/п |
Тема урока, тип урока, Домашнее задание |
Элемент содержания |
Требования к результатам (предметным и метапредметным) |
Сроки проведения |
||||
Предметные |
Метапредметные Личностные |
|||||||
|
||||||||
1. |
Биология – наука о живом мире.
Тип урока: открытия нового знания
ДЗ:&1, 2 |
Биология – наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. |
Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. Овладевать методами биологической науки: постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. |
Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы |
|
|||
2. |
Общие свойства живых организмов.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&3 |
Признаки живых организмов: особенности химического состава; клеточное строение; обмен веществ и превращения энергии; рост, развитие, размножение; наследственность и изменчивость; эволюция; связь со средой. |
Выделять отличительные признаки живых организмов |
Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы |
||||
3. |
Многообразие форм живых организмов.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&4, подведем итоги стр.19-21 |
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. Царства живой природы.
|
Выделять отличительные признаки живых организмов Сравнивать биологические объекты, делать выводы и умозаключения на основе сравнения |
Метапредметныеанализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы |
|
|||
4 |
Многообразие клеток.
Тип урока: открытия нового знания
ДЗ:&5 |
Многообразие клеток. Цитология - наука о клетке. |
Сравнивать биологические объекты, делать выводы и умозаключения на основе сравненияВыделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов, клеток) |
Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы |
|
|||
5. |
Неорганические вещества.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&6 |
Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и вещества. Роль воды, минеральных солей в организме. |
Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения. |
Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам |
|
|||
6. |
Органические вещества.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&6 |
Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества. Роль углеводов, липидов, белков в организме. |
Классифицироватьорганические соединения по группам. Объяснять роль органических соединений в жизнедеятельности организмов. |
Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам |
|
|||
7. |
Строение клетки.
Тип урока: открытия нового знания
ДЗ:&7 |
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Хромосомы. Многообразие клеток. |
Выделять существенные признаки строения клетки и процессов обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, деления клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток. |
Метапредметные: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям Личностные:сформированность интеллектуальных умений, анализировать |
|
|||
8. |
Органоиды клетки и их функции.
Лабораторная работа №1. «Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание» Тип урока: урок-практикум ДЗ:&8 |
Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, вакуоли, митохондрии. Хромосомы. |
Различать на таблицах основные части и органоиды клетки. Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах; Овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов; Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы). |
Метапредметные: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение наблюдать, проводить опыты, делать выводы и заключения. Личностные:сформированность интеллектуальных умений, сравнивать, делать выводы |
||||
9. |
Обмен веществ основа существования клетки.
Тип урока: открытия нового знания
ДЗ:&9 |
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена в клетке и организме. |
Выделять существенные признаки процессов обмена веществ и превращений энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ в клетке и организме. |
Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные:реализация установок здорового образа жизни |
||||
10. |
Биосинтез белка в клетке.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&10 |
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена в клетке и организме. |
Выделять существенные признаки процессов обмена веществ и превращений энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ в клетке и организме. |
Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные:реализация установок здорового образа жизни |
||||
11. |
Биосинтез углеводов - фотосинтез.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&11 |
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена в клетке и организме. |
Выделять существенные признаки процессов обмена веществ и превращений энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ в клетке и организме. |
Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные:реализация установок здорового образа жизни |
|
|||
12. |
Обеспечение клеток энергией.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&12 |
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена в клетке и организме. |
Выделять существенные признаки процессов обмена веществ и превращений энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ в клетке и организме. |
Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные:реализация установок здорового образа жизни |
|
|||
13. |
Обобщение и систематизация знаний |
|
|
|
|
|||
14. |
Организм – открытая живая система
Тип урока: открытия нового знания
ДЗ:& 14 |
Организм как открытая живая система (биосистема) |
Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки живых организмов) |
Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения) |
|
|||
15. |
Примитивные организмы.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:& 15 |
Особенности организмов разных царств живой природы: бактерии, вирусы |
Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки вирусов и бактерий) Объяснять особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактерий. |
Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Личностные:сформированность интеллектуальных умений (сравнивать, делать выводы) |
|
|||
16. |
Растительный организм и его особенности.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:& 16 |
Особенности организмов разных царств живой природы: растения |
Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки растений) и процессов (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма Объяснять особенности строения растительных организмов. |
Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные:сформированность интеллектуальных умений (анализировать); эстетического отношения к живым объектам |
|
|||
17. |
Многообразие растений и их значение в природе.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:& 17 |
Особенности организмов разных царств живой природы: растения |
Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки растений) и процессов (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; Различать на таблицах и на живых объектах – органов цветкового растений, растений разных отделов, наиболее распространенных растений; опасных для человека растений. |
Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Личностные:сформированность интеллектуальных умений (анализировать); эстетического отношения к живым объектам. |
|
|||
18. |
Организмы царства грибов и лишайников.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:& 18 |
Особенности организмов разных царств живой природы: грибы и лишайники |
Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки грибов и лишайников) и процессов (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; Различать на таблицах и на живых объектах наиболее распространенных грибов и лишайников; съедобных и ядовитых грибов. |
Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни |
|
|||
19. |
Животный организм и его особенности
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:& 19 |
Особенности организмов разных царств живой природы: животные |
Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки животных) и процессов (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; Различать на таблицах органов и систем органов животных. |
Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни |
|
|||
20. |
Разнообразие животных.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:& 20 |
Особенности организмов разных царств живой природы: животные |
Различать на таблицах органов и систем органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных домашних животных; опасных для человека животных. |
Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Личностные: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни |
|
|||
21. |
Сравнение свойств организма человека и животных.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:& 21 |
Особенности организмов разных царств живой природы: животные |
Приводить доказательства (аргументации) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; Различать на таблицах органов и систем органов человека |
Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Личностные: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни |
|
|||
26. |
Размножение живых организмов.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:& 22 |
Способы размножения. Половое и бесполое размножение. |
Выделять существенные признаки процессов размножения. Сравнивать половое и бесполое размножение, делать выводы на основе сравнения. |
Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам |
|
|||
27.
|
Деление клеток -митоз.
Тип урока: открытия нового знания
ДЗ:&13
|
Бесполое размножение. |
Выделять существенные признаки процессов бесполого размножения.
|
Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные:сформированность интеллектуальных умений: сравнивать, делать выводы |
|
|||
28.
|
Образование половых клеток. Мейоз.
Тип урока: открытия нового знания
ДЗ:&24 |
Половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. |
Объяснять механизмы мейоза, наследственности и изменчивости. Сравнивать митоз и мейоз, изменчивость и наследственность, половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, рост и развитие организмов, делать выводы на основе сравнения.
|
Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные:сформированность интеллектуальных умений: сравнивать, делать выводы |
|
|||
29. |
Индивидуальное развитие.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&23 |
Рост и развитие организмов. Индивидуальное развитие организма - онтогенез.
|
Выделять существенные признаки процессов роста, развития. Сравнивать рост и развитие организмов, делать выводы на основе сравнения. |
Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные:сформированность интеллектуальных умений: сравнивать, делать выводы |
|
|||
30. |
Обобщение по теме «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне»
Тип урока: урок рефлексии
ДЗ:& 5-13, подведем итоги стр.58-61
|
Основные теоретические вопросы по теме «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне» |
Выделять существенные признаки строения клетки и процессов обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, деления клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток.
|
Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам |
|
|||
31. |
Изучение механизма наследственности.
Тип урока: открытия нового знания
ДЗ:&25 |
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. |
Объяснять механизмы наследственности и изменчивости |
Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию Личностные:сформированность интеллектуальных умений, реализация установок здорового образа жизни |
|
|||
32. |
Основные закономерности наследования признаков у организмов.
Тип урока: открытия нового знания
ДЗ:&26 |
Наследственность - свойство организмов. Закономерности наследования признаков. |
Характеризовать закономерности наследования признаков Объяснять роль гена в наследовании признаков Доказывать роль изменчивости в проявлении признаков у организмов |
Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные:сформированность интеллектуальных умений анализировать, сравнивать |
|
|||
33. |
Закономерности изменчивости.
Тип урока: открытия нового знания
ДЗ:&27 |
Изменчивость - свойства организмов. Закономерности изменчивости признаков |
Характеризовать закономерности изменчивости признаков Доказывать роль изменчивости в проявлении признаков у организмов |
Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные:сформированность интеллектуальных умений анализировать, сравнивать |
|
|||
34. |
Ненаследственная изменчивость.
Инструкция №104 Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости у организмов» Тип урока: урок-практикум
ДЗ:&28
|
Изменчивость - свойство организмов. Ненаследственная изменчивость. Основные формы изменчивости.
|
Различать наследственную и ненаследственную изменчивость Овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).
|
Метапредметные: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы. Личностные:сформированность интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, делать выводы |
|
|||
35. |
Основы селекции организмов
Тип урока: открытия нового знания ДЗ:&29
|
Селекция как наука. Общие методы селекции. Методы селекции растений, животных, микроорганизмов.
|
Называть практическое значение селекции Приводить примерыпород животных и сортов растений, выведенных человеком, использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.
|
Метапредметные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; Выявлять эстетические достоинства объектов живой природы. Личностные: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий. |
|
|||
36. |
Обобщение по теме «Закономерности жизни на организменном уровне»
Тип урока: урок рефлексии ДЗ:& 14-29, подведем итоги стр. 127-131
|
Основные теоретические вопросы по теме «Закономерности жизни на организменном уровне» |
Объяснять особенности строения растительных организмов, механизмы наследственности и изменчивости. Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки растений) и процессов (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма Сравнивать изменчивость и наследственность, делать выводы на основе сравнения. |
Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные:сформированность интеллектуальных умений, реализация установок здорового образа жизни |
|
|||
37.
|
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&30
|
Гипотезы о происхождении жизни на Земле. |
Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни. |
Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы) |
|
|||
38. |
Современные представления о возникновении жизни на Земле.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&31
|
Гипотеза о происхождении жизни на Земле А.И.Опарина. Условия возникновения жизни на молодой Земле. |
Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни. |
Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы) |
|
|||
39. |
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в раз витии жизни.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&32
|
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в раз витии жизни. Возникновение биосферы. |
Давать определения основным понятиям:автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты. Описывать, начальные этапы биологической эволюции. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды. |
Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам |
|
|||
40 |
Этапы развития жизни на Земле.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&33
|
Общие направления эволюции жизни. Этапы развития жизни. |
Давать определение терминам ароморфоз, идиоадаптации. Приводить примеры: растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое, мезозое, кайнозое; ароморфозов у растений и животных протерозоя и палеозоя, мезозоя, кайнозоя; идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя. |
Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам |
|
|||
41 |
Идеи развития органического мира в биологии.
Тип урока: урок общеметодологической направленности ДЗ:&34
|
Идеи развития органического мира в биологии. Теория эволюции Ж.Б. Ламарка. |
Сравнивать основные идеи об эволюции |
Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам |
|
|||
42 |
Чарлз Дарвин об эволюции органического мира.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&35
|
Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Суть эволюции животного мира, ее причины и движущие силы. |
Объяснять роль естественного отбора в развитии животного мира; Сравнивать основные идеи об эволюции, изложенные в теории Ч. Дарвина и теориях его предшественников |
Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам |
|
|||
43 |
Современные представления об эволюции органического мира.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&36
|
Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Суть эволюции животного мира, ее причины и движущие силы. |
Сравнивать основные идеи об эволюции, изложенные в теории Ч. Дарвина и теориях его предшественников; Доказывать роль вида и популяции в эволюционном процессе |
Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам |
|
|||
44 |
Вид, его критерии и структура.
Тип урока: урок открытия новых знаний ДЗ:&37
|
Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. |
Выделять существенные признаки вида. Доказывать роль вида и популяции в эволюционном процесе |
Метапредметные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам |
|
|||
45 |
Процессы образования видов.
Тип урока: урок открытия новых знаний ДЗ:&38
|
Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Процессы образования видов. |
Выделять существенные признаки вида. Характеризовать закономерности происхождения видов. Доказывать роль вида и популяции в эволюционном процессе |
Метапредметные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам |
|
|||
46 |
Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов.
Тип урока: урок открытия новых знаний ДЗ:&39
|
Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. |
Выделять существенные признаки вида. Характеризовать закономерности происхождения видов. Доказывать роль вида и популяции в эволюционном процессе Объяснять причины многообразия видов. |
Метапредметные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам |
|
|||
47 |
Основные направления эволюции.
Тип урока: урок открытия новых знаний ДЗ:&40 |
Основные направления эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. |
Называть основные направления эволюции |
Метапредметные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам |
|
|||
48 |
Примеры эволюционных преобразований живых организмов.
Тип урока: урок открытия новых знаний ДЗ:&41
|
Примеры эволюционных преобразований живых организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. |
Приводить примеры эволюционных преобразований живых организмов |
Метапредметные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам |
|
|||
49 |
Основные закономерности эволюции.
Лабораторная работа №3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» Тип урока: урок -практикум
ДЗ:&42
|
Основные закономерности эволюции. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Многообразие животных - результат эволюции. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.- |
Называть основные закономерности эволюции Объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах) Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах), изменчивость у организмов одного вида. Овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы). |
Метапредметные: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы. Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам |
|
|||
50 |
Человек-представитель животного мира.
Тип урока: урок открытия новых знаний ДЗ:&43 |
Человек-представитель животного мира. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. . |
Давать определение терминам: антропология, антропогенез. Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными. Определятьпринадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы. |
Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения) |
|
|||
50 |
Эволюционное происхождение человека.
Тип урока: урок открытия новых знаний ДЗ:&44
|
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных, его сходство с животными. |
Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными. |
Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения) |
|
|||
51 |
Этапы эволюции вида Человек разумный.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&45
|
Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Биологическая природа и социальная сущность человека. |
Выделять признаки биологического объекта - человека. Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными. Перечислять факторы (движущие силы) антропогенеза. Характеризовать стадии развития человека. |
Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения) |
|
|||
52 |
Этапы эволюции вида Человек разумный.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&45
|
Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Биологическая природа и социальная сущность человека. |
Выделять признаки биологического объекта - человека. Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными. Перечислять факторы (движущие силы) антропогенеза. Характеризовать стадии развития человека. |
Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения) |
|
|||
53 |
Человеческие расы, их родство и происхождение.
Тип урока: урок общеметодологической направленности ДЗ:&46
|
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Антинаучная сущность расизма. |
Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы. Объяснятьродство, общность происхождения и эволюцию человека. Доказывать единство человеческих рас. |
Метапредметные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам |
|
|||
54 |
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&47
|
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. |
Приводить доказательства (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; Знать основные правила поведения в природе и основ здорового образа жизни; Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека. |
Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; реализация установок здорового образа жизни |
|
|||
55 |
Условия жизни на Земле. Среды жизни и
Тип урока: урок открытия новых знаний ДЗ:&48 |
Среда — источник веществ, энергии и информации. |
Характеризоватьособенности четырех сред жизни на Земле; закономерности действия экологических факторов среды |
Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения) |
|
|||
56 |
Экологические факторы. |
Влияние экологических факторов на организмы. |
Характеризоватьособенности четырех сред жизни на Земле; закономерности действия экологических факторов среды |
Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения) |
|
|||
57 |
Общие законы действия факторов среды.
Тип урока: урок открытия новых знаний ДЗ:&49 |
Общие законы действия факторов среды. Закон оптимума. Закон ограничивающего фактора. Периодичность в жизни организмов. |
Характеризовать законы действия факторов среды. Закон оптимума. Закон ограничивающего фактора. Периодичность в жизни организмов. |
Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения) |
|
|||
58 |
Приспособленность организмов к действию факторов среды
Тип урока: урок общеметодологической направленности ДЗ:&50 |
Приспособленность организмов к действию факторов среды |
Характеризоватьзакономерности действия экологических факторов среды Выявлять приспособления организмов к среде обитания |
Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения) |
|
|||
59 |
Биотические связи в природе.
Тип урока: урок общеметодологической направленности ДЗ:&51
|
Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. |
Давать определение терминам: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм, автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень. Называть типы взаимодействия организмов. Характеризовать разные типы взаимоотношений. |
Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы |
|
|||
60 |
Популяции.
Тип урока: урок открытия новых знаний ДЗ:&52 |
Популяция - элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: плотность, возрастная и половая структура. |
Называть признаки биологического объекта - популяции; показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту). |
Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы |
|
|||
61 |
Функционирование популяции в природе.
Тип урока: урок открытия новых знаний ДЗ:&53 |
Популяция - элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, функционирование в природе. |
Характеризовать процессы, происходящие в популяции. |
Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения) |
|
|||
62 |
Сообщества.
Тип урока: урок общеметодологической направленности ДЗ:& 54 |
Структура экосистем: биоценоз, экотоп. Экологические ниши. Роль видов в биоценозе. |
Выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения экосистемы. |
Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения) |
|
|||
63. |
Биоценозы, экосистемы и биосфера.
Тип урока: урок общеметодологической направленности ДЗ:& 55 |
Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. |
Выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения экосистемы. |
Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения) |
|
|||
64. |
Развитие и смена биогеоценозов. Тип урока: урок общеметодологической направленности ДЗ:& 56
|
Экологическая сукцессия Свойства сукцессий: изменение видового богатства; увеличение биомассы органического вещества, снижение скорости прироста биомассы. |
Называть признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений;факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессии.Описывать свойство сукцессии.Анализироватьсодержание определения основного понятия.Объяснять сущность и причины сукцессии.Находить различия между первичной и вторичной сукцессиями. |
Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения) |
|
|||
65. |
Основные законы устойчивости живой природы. Тип урока: урок общеметодологической направленности ДЗ:& 57 |
Основные законы устойчивости живой природы. Цикличность в экосистемах. Отрицательные обратные связи в экосистемах. |
Характеризовать структуру экосистемы;Оценивать роль круговорота веществ и превращения энергии в поддержании и устойчивости экосистем;Доказывать преимущества многообразия видов в природных экосистемах |
Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения) |
|
|||
66. |
Итоговая контрольная работа |
|
|
|
|
|||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.