Календарно- тематическое планирование по биологии 9 класс

  • doc
  • 12.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КТП 9 класс.doc

КАЛЕНДАРНО  - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

на 2021 / 2022 учебный год

по  предмету   «БИОЛОГИЯ»  для обучающихся 9 клАССА

уровень изучения – базовый

Учитель: Сахарова С.Н.

№ п/п

Тема урока, тип урока,

Домашнее задание

Элемент содержания

Требования к результатам (предметным и метапредметным)

Сроки

проведения

Предметные

Метапредметные

Личностные

 

1.

Биология – наука о живом мире.

 

 

Тип урока: открытия нового знания

 

ДЗ:&1, 2

Биология – наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей.

Овладевать методами биологической науки: постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные:

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

 

2.

Общие свойства живых организмов.

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

 

ДЗ:&3

Признаки живых организмов: особенности химического состава; клеточное строение; обмен веществ и превращения энергии; рост, развитие, размножение; наследствен­ность и изменчивость; эволюция; связь со средой.

Выделять отличительные признаки живых организмов

Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные:

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

3.

Многообразие форм живых организмов.

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

 

ДЗ:&4, подведем итоги стр.19-21

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. Царства живой природы.

 

Выделять отличительные признаки живых организмов

Сравнивать биологические объекты, делать выводы и умозаключения на основе сравнения

Метапредметныеанализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Личностные:

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

 

4

Многообразие клеток.

 

Тип урока: открытия нового знания

 

ДЗ:&5

Многообразие клеток. Цитология - наука о клетке.

Сравнивать биологические объекты, делать выводы и умозаключения на основе сравненияВыделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов, клеток)

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные:

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

 

5.

Неорганические вещества.

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

 

ДЗ:&6

Особенности химического состава живых ор­ганизмов. Неорганические и вещества. Роль воды, минеральных солей в организме.

Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения.

Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам

 

6.

Органические вещества.

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

 

ДЗ:&6

Особенности химического состава живых ор­ганизмов. Органические вещества. Роль углеводов, липидов, белков в организме.

Классифицироватьорганические соединения по группам.

Объяснять роль органических соединений в жизнедеятельности организмов.

Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам

 

7.

Строение клетки.

 

Тип урока: открытия нового знания

 

ДЗ:&7

Клеточное строение организмов как дока­зательство их родства, единства живой при­роды. Хромосо­мы. Многообразие клеток.

Выделять существенные признаки строения клетки и  процессов обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, деления клетки.

Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток.

Метапредметные:

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям

Личностные:сформированность интеллектуальных умений, анализировать

 

8.

Органоиды клетки и их функции.

 

Лабораторная работа №1.

«Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание»

Тип урока:

урок-практикум

ДЗ:&8

Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, вакуоли, митохондрии. Хромосо­мы.

Различать на таблицах основные части и органоиды клетки.

Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах;

Овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов;

Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).

Метапредметные:

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение наблюдать, проводить опыты, делать выводы и заключения.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений, сравнивать, делать выводы

9.

Обмен веществ основа существования клетки.

 

Тип урока: открытия нового знания

 

ДЗ:&9

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Питание, дыха­ние, транспорт веществ, удаление продуктов обмена в клетке и организме.

Выделять существенные признаки процессов обмена веществ и превращений энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ в клетке и организме.

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные:реализация установок здорового образа жизни

10.

Биосинтез белка в клетке.

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

 

ДЗ:&10

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Питание, дыха­ние, транспорт веществ, удаление продуктов обмена в клетке и организме.

Выделять существенные признаки процессов обмена веществ и превращений энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ в клетке и организме.

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные:реализация установок здорового образа жизни

11.

Биосинтез углеводов - фотосинтез.

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

 

ДЗ:&11

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Питание, дыха­ние, транспорт веществ, удаление продуктов обмена в клетке и организме.

Выделять существенные признаки процессов обмена веществ и превращений энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ в клетке и организме.

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные:реализация установок здорового образа жизни

 

12.

Обеспечение клеток энергией.

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

 

ДЗ:&12

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Питание, дыха­ние, транспорт веществ, удаление продуктов обмена в клетке и организме.

Выделять существенные признаки процессов обмена веществ и превращений энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ в клетке и организме.

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные:реализация установок здорового образа жизни

 

13.

Обобщение и систематизация знаний

 

 

 

 

14.

Организм – открытая живая система

 

Тип урока: открытия нового знания

 

ДЗ:& 14

Организм как открытая живая система (биосистема)

Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки живых организмов)

Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения)

 

15.

Примитивные организмы.

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

 

ДЗ:& 15

Особенности организмов разных царств живой природы: бактерии, вирусы

Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки вирусов и бактерий)

Объяснять особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактерий.

Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (сравнивать, делать выводы)

 

16.

Растительный организм и его особенности.

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

 

ДЗ:& 16

Особенности организмов разных царств живой природы: растения

Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки растений) и процессов (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ,  рост, развитие,  размножение, регуляция жизнедеятельности организма

Объяснять особенности строения растительных организмов.

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (анализировать); эстетического отношения к живым объектам

 

17.

Многообразие растений и их значение в природе.

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

 

ДЗ:& 17

Особенности организмов разных царств живой природы: растения

Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки растений) и процессов (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ,  рост, развитие,  размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

Различать  на таблицах и на живых объектах – органов цветкового растений, растений разных отделов, наиболее распространенных растений; опасных для человека растений.

Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (анализировать); эстетического отношения к живым объектам.

 

18.

Организмы царства грибов и лишайников.

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

 

ДЗ:& 18

Особенности организмов разных царств живой природы: грибы и лишайники

Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки грибов и лишайников) и процессов (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ,  рост, развитие,  размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

Различать  на таблицах и на живых объектах наиболее распространенных грибов и лишайников; съедобных и ядовитых грибов.

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни

 

19.

Животный организм и его особенности

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

 

ДЗ:& 19

Особенности организмов разных царств живой природы: животные

Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки животных) и процессов (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ,  рост, развитие,  размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

Различать  на таблицах  органов и систем органов животных.

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни

 

20.

Разнообразие животных.

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

 

ДЗ:& 20

Особенности организмов разных царств живой природы: животные

Различать  на таблицах  органов и систем органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных домашних животных; опасных для человека животных.

Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Личностные: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни

 

21.

Сравнение свойств организма человека и животных.

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

 

ДЗ:& 21

Особенности организмов разных царств живой природы: животные

Приводить доказательства (аргументации) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

Различать  на таблицах  органов и систем органов человека

Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Личностные: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни

 

26.

Размножение живых организмов.

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

 

ДЗ:& 22

Способы размножения. Половое и бесполое размножение.

Выделять существенные признаки процессов размножения.

Сравнивать половое и бесполое размножение, делать выводы на основе сравнения.

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам

 

27.

 

Деление клеток

-митоз.

 

Тип урока: открытия нового знания

 

ДЗ:&13

 

Бесполое размножение.

Выделять существенные признаки процессов бесполого размножения.

 

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений: сравнивать, делать выводы

 

28.

 

Образование половых клеток. Мейоз.

 

Тип урока: открытия нового знания

 

ДЗ:&24

Половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная из­менчивость.

Объяснять механизмы мейоза, наследственности и изменчивости.

Сравнивать митоз и мейоз, изменчивость и наследственность, половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, рост и развитие организмов, делать выводы на основе сравнения.

 

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений: сравнивать, делать выводы

 

29.

Индивидуальное

развитие.

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

 

ДЗ:&23

Рост и развитие организмов. Индивидуальное

развитие организма - онтогенез.

      

Выделять существенные признаки процессов роста, развития.

Сравнивать рост и развитие организмов, делать выводы на основе сравнения.

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений: сравнивать, делать выводы

 

30.

Обобщение по теме «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне»

 

Тип урока: урок рефлексии

 

ДЗ:& 5-13,

подведем итоги

стр.58-61

 

Основные теоретические вопросы по теме «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне»

Выделять существенные признаки строения клетки и  процессов обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, деления клетки.

Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток.

 

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам

 

31.

Изучение механизма наследственности.

 

Тип урока: открытия нового знания

 

 

ДЗ:&25

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Объяснять механизмы наследственности и изменчивости

Метапредметные:

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Личностные:сформированность интеллектуальных умений, реализация установок здорового образа жизни

 

32.

Основные закономерности наследования признаков у организмов.

 

Тип урока: открытия нового знания

 

ДЗ:&26

Наследственность - свойство организмов. Закономерности наследования признаков.

Характеризовать

закономерности наследования признаков

Объяснять роль гена в наследовании признаков

Доказывать роль изменчивости в проявлении признаков у организмов

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений анализировать, сравнивать

 

33.

Закономерности изменчивости.

 

Тип урока: открытия нового знания

 

ДЗ:&27

Изменчивость - свойства организмов. Закономерности изменчивости признаков

Характеризовать

закономерности изменчивости признаков

Доказывать роль изменчивости в проявлении признаков у организмов

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений анализировать, сравнивать

 

34.

Ненаследственная изменчивость.

 

Инструкция №104

Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости у организмов»

Тип урока: урок-практикум

 

ДЗ:&28

 

 

Изменчивость - свойство организмов. Ненаследственная изменчивость. Основные формы изменчивости.

 

Различать наследственную и ненаследственную изменчивость

Овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).



Метапредметные:

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, делать выводы

 

35.

Основы селекции организмов

 

Тип урока: открытия нового знания ДЗ:&29

 

Селекция как наука. Общие методы селекции. Методы селекции растений, животных, микроорганизмов.

 

Называть практическое значение селекции

Приводить примерыпород животных и сортов растений, выведенных человеком, использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

 

Метапредметные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Выявлять эстетические достоинства объектов живой природы.

Личностные: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

 

36.

Обобщение по теме «Закономерности жизни на организменном уровне»

 

Тип урока: урок рефлексии

ДЗ:& 14-29,

подведем итоги стр. 127-131

 

Основные теоретические вопросы по теме «Закономерности жизни на организменном уровне»

Объяснять особенности строения растительных организмов, механизмы наследственности и изменчивости.

Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки растений) и процессов (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ,  рост, развитие,  размножение, регуляция жизнедеятельности организма

Сравнивать изменчивость и наследственность, делать выводы на основе сравнения.

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений, реализация установок здорового образа жизни

 

37.

 

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

 

ДЗ:&30

 

Гипотезы о происхождении жизни на Земле.

Характеризовать основные представления о возникновении жизни.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни.

Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)

 

38.

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

 

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

 

ДЗ:&31

 

Гипотеза о происхождении жизни на Земле А.И.Опарина.

Условия возникновения жизни на молодой Земле.

Характеризовать основные представления о возникновении жизни.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни.

Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)

 

39.

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в раз витии жизни.

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

 

ДЗ:&32

 

 

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в раз витии жизни. Возникновение биосферы.

Давать определения основным понятиям:автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты. Описывать, начальные этапы биологической эволюции. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам

 

40

Этапы развития жизни на Земле.

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

 

ДЗ:&33

 

Общие направления эволюции жизни. Этапы развития жизни.

Давать определение терминам ароморфоз, идиоадаптации. Приводить примеры:

растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое, мезозое, кайнозое; ароморфозов у растений и животных протерозоя и палеозоя, мезозоя, кайнозоя; идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя.

Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам

 

41

Идеи развития органического мира в биологии.

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

ДЗ:&34

 

Идеи развития органического мира в биологии. Теория эволюции Ж.Б. Ламарка.

Сравнивать основные идеи об эволюции

Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам

 

42

Чарлз Дарвин об эволюции органического мира.

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

 

ДЗ:&35

 

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Суть эволюции животного мира, ее причины и движущие силы.

Объяснять роль естественного отбора в развитии животного мира;

Сравнивать основные идеи об эволюции, изложенные в теории Ч. Дарвина и теориях его предшественников

Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам

 

43

Современные представления об эволюции органического мира.

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

 

ДЗ:&36

 

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Суть эволюции животного мира, ее причины и движущие силы.

Сравнивать основные идеи об эволюции, изложенные в теории Ч. Дарвина и теориях его предшественников;

Доказывать роль вида и популяции в эволюционном процессе

Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам

 

44

Вид, его критерии и структура.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний

ДЗ:&37

 

Вид — основная систематическая единица. Признаки вида.

Выделять существенные признаки вида.

Доказывать роль вида и популяции в эволюционном процесе

Метапредметные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам

 

45

Процессы образования видов.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний

ДЗ:&38

 

Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Процессы образования видов.

Выделять существенные признаки вида.

Характеризовать закономерности происхождения видов.

Доказывать роль вида и популяции в эволюционном процессе

Метапредметные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам

 

46

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний

ДЗ:&39

 

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов.

Выделять существенные признаки вида.

Характеризовать закономерности происхождения видов.

Доказывать роль вида и популяции в эволюционном процессе

Объяснять причины многообразия видов.

Метапредметные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам

 

47

Основные направления эволюции.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний

ДЗ:&40

Основные направления эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная из­менчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Называть основные направления эволюции

Метапредметные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам

 

48

Примеры эволюционных преобразований живых организмов.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний

ДЗ:&41

 

Примеры эволюционных преобразований живых организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Приводить примеры эволюционных преобразований живых организмов

Метапредметные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам

 

49

Основные закономерности эволюции.

 

Лабораторная работа №3

«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

Тип урока:

урок -практикум

 

ДЗ:&42

 

Основные закономерности эволюции. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Многообразие животных - результат эволюции. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.-

Называть основные закономерности эволюции

Объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах)

Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на кон­кретных примерах), изменчивость у организмов одного вида.

Овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).

Метапредметные:

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам

 

50

Человек-представитель животного мира.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний

ДЗ:&43

Человек-представитель животного мира. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

.

Давать определение терминамантропология, антропогенез.

Объяснять место и роль человека в природе;

родство человека с животными. Определятьпринадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы.

Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения)

 

50

Эволюционное происхождение человека.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний

ДЗ:&44

 

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных, его сходство с животными.

Объяснять

место и роль человека в природе;

родство человека с млекопитающими животными.

Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения)

 

51

Этапы эволюции вида Человек разумный.

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

 

ДЗ:&45

 

Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Биологическая природа и социальная сущность человека.

Выделять признаки биологического объекта - человека. Объяснять

место и роль человека в природе;

родство человека с млекопитающими животными. Перечислять факторы (движущие силы) антропогенеза. Характеризовать стадии развития человека.

Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения)

 

52

Этапы эволюции вида Человек разумный.

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

 

ДЗ:&45

 

Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Биологическая природа и социальная сущность человека.

Выделять признаки биологического объекта - человека. Объяснять

место и роль человека в природе;

родство человека с млекопитающими животными. Перечислять факторы (движущие силы) антропогенеза. Характеризовать стадии развития человека.

Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения)

 

53

Человеческие расы, их родство и происхождение.

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

ДЗ:&46

 

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Антинаучная сущность расизма.

Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы. Объяснятьродство, общность происхождения и эволюцию человека.

Доказывать единство человеческих рас.

Метапредметные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам

 

54

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

 

ДЗ:&47

 

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Приводить доказательства (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

Знать основные правила поведения в природе и основ здорового образа жизни;

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

реализация установок здорового образа жизни

 

55

Условия жизни на Земле. Среды жизни и

 

Тип урока: урок открытия новых знаний

ДЗ:&48

Среда — источник веществ, энергии и ин­формации.

Характеризоватьособенности четырех сред жизни на Земле; закономерности действия экологических факторов среды

Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения)

 

56

Экологические факторы.

Влияние экологических факторов на организмы.

Характеризоватьособенности четырех сред жизни на Земле; закономерности действия экологических факторов среды

Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения)

 

57

Общие законы действия факторов среды.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний

ДЗ:&49

Общие законы действия факторов среды. Закон оптимума. Закон ограничивающего фактора. Периодичность в жизни организмов.

Характеризовать законы действия факторов среды. Закон оптимума. Закон ограничивающего фактора. Периодичность в жизни организмов.

Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения)

 

58

Приспособленность организмов к действию факторов среды

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

ДЗ:&50

Приспособленность организмов к действию факторов среды

Характеризоватьзакономерности действия экологических факторов среды

Выявлять приспособления организмов к среде обитания

Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения)

 

59

Биотические связи в природе.

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

ДЗ:&51

 

Взаимодей­ствия разных видов в экосистеме (конкурен­ция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме.

Давать определение терминамконкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм, автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень.

Называть типы взаимодействия организмов.

Характеризовать разные типы взаимоотношений.

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные:

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

 

60

Популяции.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний

ДЗ:&52

Популяция - элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: плотность, возрастная и половая структура.

Называть признаки биологического объекта - популяции; показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту).

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные:

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

 

61

Функционирование популяции в природе.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний

ДЗ:&53

Популяция - элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, функционирование в природе.

Характеризовать процессы, происходящие в популяции.

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения)

 

62

Сообщества.

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

ДЗ:& 54

Структура экосистем: биоценоз, экотоп. Экологические ниши. Роль видов в биоценозе.

Выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговоро­та веществ и превращений энергии в экосистемах.

Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения экосистемы.

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения)

 

63.

Биоценозы, экосистемы и биосфера.

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

ДЗ:& 55

Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распростра­нение и роль живого вещества в биосфере.

Выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговоро­та веществ и превращений энергии в экосистемах.

Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения экосистемы.

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения)

 

64.

Развитие и смена биогеоценозов.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

ДЗ:& 56

 

Экологическая сукцессия Свойства сукцессий: изменение видового богатства; увеличение биомассы органического вещества, снижение скорости прироста биомассы.

Называть признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений;факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессии.Описывать свойство сукцессии.Анализироватьсодержание определения основного понятия.Объяснять сущность и причины сукцессии.Находить различия между первичной и вторичной сукцессиями.

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения)

 

65.

Основные законы устойчивости живой природы.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

ДЗ:& 57

Основные законы устойчивости живой природы. Цикличность в экосистемах. Отрицательные обратные связи в экосистемах.

Характеризовать структуру экосистемы;Оценивать роль круговорота веществ и превращения энергии в поддержании и устойчивости экосистем;Доказывать преимущества многообразия видов в природных экосистемах

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.Личностные:сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения)

 

66.

Итоговая контрольная работа