Календарно-тематическое планирование курса географии «География России. Природа. Население. Хозяйство» 8 А
№ п/п |
Темы разделов и уроков Количество часов |
Виды контроля |
Планируемые результаты
|
Дата |
||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
По плану |
Фактическая |
||||
Введение. 1 час.
|
||||||||
1 |
Введение. Что изучает география России в 8 классе. |
1 |
Фронтальный опрос |
Уметь: называть различные источники географической информации и методы получения географической информации |
Познавательные УУД: находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать тематический материал; формулировать выводы; определять термины и понятия; строить логически обоснованные рассуждения; находить закономерности по результатам наблюдений; составлять описания на основе достоверных источников информации; классификация объектов и явлений. Регулятивные УУД: Определять цель, проблему в учебной деятельности; оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях; прогнозировать результат учебной деятельности. Коммуникативные УУД: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого. Личностные УУД: осознавать свои эмоции; адекватно выражать и контролировать их; понимать эмоциональное состояние других людей; осознавать и проявлять себя гражданином России. |
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформирован-ность учебно-познавательно- го интереса к изучению географии России. |
04.09 |
|
Россия на карте мира. 15 часов.
|
||||||||
2 |
Границы России.
|
1 |
Фронтальный опрос |
Уметь: определять географическое положение России; показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию |
Познавательные УУД: находить достоверные сведения в источниках географической информации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и алгоритма действий. Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения и позиции; задавать вопросы, выстраивать понятные для партнера суждения. Личностные УУД: осознают и проявляют себя гражданином России |
Использование знаний о географичес-ком положении страны в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы |
06.09 |
|
3 |
Границы России.
|
1 |
Проверка к/к |
Уметь: определять моря, омывающие Россию, морские и сухопутные границы; давать определения терминов, понятий по теме урока |
Познавательные УУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач Регулятивные УУД: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
|
Понимают значение исполнения роли хорошего ученика, важность познавательной деятельности |
11.09 |
|
4-5 |
Россия на карте часовых поясов. |
2 |
Решение задач. |
Уметь: определять поясное время; давать определения терминов, понятий по теме урока; |
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, подведение под понятие, выделение следствий. Регулятивные УУД: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществлять пошаговый контроль Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
|
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего коллектива |
13.09 18.09 |
|
6 |
Географическое положение России. |
1 |
Фронтальный опрос |
Уметь: выявлять уровни географического положения на основе анализа иллюстративных материалов учебника. выявлять последовательность изучения географических объектов на основе иллюстративных материалов учебника. Обсуждать примеры природных, политических, социально – экономических и других событий, иллюстрирующих изменения разных видов географического положения страны со временем. |
Познавательные УУД: уметь управлять своей познавательной деятельностью Регулятивные УУД: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные УУД: уметь отображать информацию в графической форме |
Осознавать важность полученных знаний для жизни. |
20.09 |
|
7 |
Географическое положение России |
1 |
Проверка к/к |
Уметь: определять географическое положение России; показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию |
Познавательные УУД: находить достоверные сведения в источниках географической информации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и алгоритма действий. Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения и позиции; задавать вопросы, выстраивать понятные для партнера суждения. Личностные УУД: осознают и проявляют себя гражданином России |
Использование знаний о географичес-ком положении страны в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы |
25.09 |
|
8 |
Физико-географическое, экономико - географическое и транспортно-географическое положение России. |
1 |
Письменный опрос |
Уметь: показывать и называть факторы, определяющие географиическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; показывать на карте субъекты РФ. Выявлять уровни географического положения на основе анализа иллюстративных материалов учебника. выявлять последовательность изучения географических объектов на основе иллюстративных материалов учебника. Обсуждать примеры природных, политических, социально – экономических и других событий, иллюстрирующих изменения разных видов географического положения страны со временем |
Познавательные УУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач Регулятивные УУД: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. |
Обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе человеческого развития. Осознание важности и необходимости изучения географии, знания которой помогут в различных жизненных ситуациях и в профессиональной сфере. |
27.09 |
|
9 |
Геополитическое, геоэкономическое, геодемографическое этнокультурное и эколого-географическое положение России. |
1 |
Проверка к/к |
Уметь: выявлять уровни географического положения на основе анализа иллюстративных материалов учебника. выявлять последовательность изучения географических объектов на основе иллюстративных материалов учебника. Обсуждать примеры природных, политических, социально – экономических и других событий, иллюстрирующих изменения разных видов географического положения страны со временем. Знать типы климатических поясов. Уметь определять по картам географическое положение климатических поясов и давать их характеристику Пр.р.№4 Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. |
Познавательные УУД: находить достоверные сведения в источниках географической информации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и алгоритма действий. Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения и позиции; задавать вопросы, выстраивать понятные для партнера суждения. Личностные УУД: осознают и проявляют себя гражданином России |
Осознание важности и необходимости изучения географии, знания которой помогут в различных жизненных ситуациях и в профессиональной сфере. Осознание важности и необходимости изучения географии, знания которой помогут в различных жизненных ситуациях и в профессиональной сфере. |
02.10 |
|
10 |
Как формировалась государственная территория России. |
1 |
Фронтальный опрос |
Уметь: выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные этапы и направления колонизации территории России в IX– XVII вв. Анализировать по картам атласа важнейшие маршруты русских землепроходцев XVI–XVII вв. На контурную карту наносить города, основанные в европейской и азиатской частях страны в этот период. |
Познавательные УУД: объяснять вклад путешественников – исследователей Регулятивные УУД: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Коммуникативные УУД: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы.
|
Понимание важности географических открытий для формирования территории своей страны. |
04.10 |
|
11 |
Этапы и методы географического изучения территории. |
1 |
. Проверка к/к |
Уметь: выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные этапы и направления колонизации территории России в IX– XVII вв. Анализировать по картам атласа важнейшие маршруты русских землепроходцев XVI–XVII вв. Пр.р.№5 На контурную карту наносить города, основанные в европейской и азиатской частях страны в этот период. |
Познавательные УУД: находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать (выделять главное, делить текст на части) и обобщать тематический материал; формулировать выводы; определять термины и понятия. Регулятивные УУД: Определять цель, проблему в учебной деятельности, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, самостоятельно исправлять ошибки; прогнозировать результат учебной деятельности Коммуникативные УУД: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; понимание позиции другого
|
Понимание важности географических открытий для формирования территории своей страны. |
09.10 |
|
12 |
Особенности административно-территориального устройства России |
1 |
Фронтальный опрос. |
Знать: функции административно – территориального деления страны. Федеральные округа и их столицы. Субъекты Федерации: края, области, города федерального подчинения, национально – территориальные образования.
|
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, используя общие приемы решения задач; находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать, выделять главное Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии в решении коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, чётко формулировать возникающие затруднения, предлагать помощь и сотрудничество) |
Осознание важности и необходимости изучения географии, знания которой помогут в различных жизненных ситуациях и в профессиональной сфере. |
11.10 |
|
13 |
Особенности административно-территориального устройства России. |
1 |
Проверка работы |
Уметь обозначать на контурной карте субъектов Российской Федерации и их центров.
|
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, используя общие приемы решения задач; находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать, выделять главное Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии в решении коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, чётко формулировать возникающие затруднения, предлагать помощь и сотрудничество) |
Осознание важности и необходимости изучения географии, знания которой помогут в различных жизненных ситуациях и в профессиональной сфере. |
16.10 |
|
14 |
Эколого-географическое положение Тамбовской области |
1 |
Фронтальный опрос. |
Уметь анализировать эколого-географическое положение Тамбовской области |
Познавательные УУД: Находить и анализировать сведения об экологических показателях родного края Регулятивные УУД: Определять цель, проблему в учебной деятельности, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, самостоятельно исправлять ошибки; прогнозировать результат учебной деятельности Коммуникативные УУД: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; понимание позиции другого
|
Умение планировать свою образовательную исследовательскую деятельность. |
18.10 |
|
15 |
Контрольная работа |
1 |
Проверка письменной работы |
Уметь применять базовые навыки работы с картой. Ориентироваться в теме "Россия на карте мира" |
Познавательные УУД: выделять общее и частное, целое и часть , общее и различное в изучаемых объектах Регулятивные УУД: восприятие и удержание цели деятельности до получения ее результата; анализ собственной работы: соотнесение плана и совершенных операций, выделение этапов и оценка меры освоения каждого Коммуникативные УУД: планирование цели и способов взаимодействия, обмен мнениями
|
Умение планировать свою образовательную исследовательскую деятельность. |
23.10 |
|
16 |
Обобщающий урок по пройденной теме "Россия на карте мира" |
1 |
Проверка работы |
Знать особенности географического положения России и административно-территориального устройства; показывать на карте географические объекты по изученной теме; объяснять связь между ГП и спецификой развития экономики и жизнью населения страны |
Познавательные УУД: представлять подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою работу на уроке; анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной деятельности на уроке. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблем; адекватно относится к другому мнению и позиции
|
Умение планировать свою образовательную исследовательскую деятельность. |
25.10 |
|
Природа России. 29 часов.
|
||||||||
17 |
Геологическая история и геологическое строение территории России. |
1 |
Устный опрос |
Уметь приводить конкретные примеры влияния рельефа на другие компоненты природы, при необходимости используя материалы учебника. Определять на основе объяснений учителя или иных источников информации основные этапы геологической истории развития Земли. Выявлять по материалам учебника названия геологических эр и периодов, их продолжительность, порядок чередования, главные изменения природы. |
Познавательные УУД: Выявлять особенности различных объектов в процессе их рассмотрения; формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Регулятивные УУД: ставить учебные задачи на основании изученного материала, учитывая выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Коммуникативные УУД: сотрудничество с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливание и соблюдение очередности действий, сравнивание полученных результатов, выслушивание партнера, корректно указывая на ошибки |
Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений. |
06.11 |
|
18 |
Рельеф России. |
1 |
Устный опрос |
Уметь определять по тектонической и физической картам России полезные ископаемые Восточно-Европейской, Западно-Сибирской равнин, Среднесибирского плоскогорья, Уральских, Кавказских гор, Алтая, Сихоте-Алиня, Верхоянского хребта и др. Формулировать выводы о зависимости размещения полезных ископаемых от строения земной коры. Выявлять полезные ископаемые региона проживания; объяснять их наличие и особенности размещения, приводить примеры их хозяйственного использования. Уметь показывать на карте крупные формы рельефа России. |
Познавательные УУД: формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; -обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; -самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания; Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель УД Выдвигать версии решения проблем, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать самостоятельно; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом…) В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы. Учиться критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.
|
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания |
08.11 |
|
19 |
Как и почему изменяется рельеф России. |
1 |
письменный |
Уметь давать определения терминов, понятий по тематике урока; выявлять и называть особенности тектонического строения страны и тектонической карты; выявлять особенности тектонических структур. Уметь: выяснять с помощью карт соответствие равнин и гор платформенным и складчатым областям; обозначать на контурной карте географические объекты; объяснять зависимость расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры |
Познавательные УУД: проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивание уровня владения тем или иным учебным действием Коммуникативные УУД: сотрудничество с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливание и соблюдение очередности действий, сравнивание полученных результатов, выслушивание партнера, корректно указывая на ошибки
|
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформирован-ность учебно-познавательно- го интереса к изучению географии; понимание и принятие правил проведения практической работы |
13.11 |
|
20 |
Стихийные природные явления в литосфере. |
1 |
Подготовка выступлений |
Уметь выявлять причинно-следственные связи между стихийными явлениями и особенностями рельефа и тектоническим строением территории. |
Познавательные УУД: находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать, выделять главное; определять термины и понятия; устанавливать причинно-следственные связи; классифицировать объекты и явления Регулятивные УУД: ставить учебные задачи на основании изученного материала, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии, выстраивать понятные для партнера суждения
|
Осознавать последствия стихийных явлений, связанных с рельефом на жизнь и хозяйственную деятельность человека. |
15.11 |
|
21 |
Человек и литосфера. Тест. |
1 |
Письменный. Тест. |
Уметь выявлять на основе презентаций школьников особенности стихийных природных явлений, связанных с литосферой. Определять особенности и условия возникновения обвалов, осыпей, селей, оползней; разрабатывать правила безопасного поведения при нахождении в горах. Обсуждать преимущества и недостатки условий жизни человека на равнинах и в горах; формулировать выводы, учитывая различные точки зрения. Определять особенности рельефа региона проживания, выявлять техногенные формы рельефа. Уметь давать оценку минеральным ресурсам России. Знать основные районы залегания полезных ископаемых. Приводить примеры использования полезных ископаемых, влияния разработки месторождений на природную среду; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи |
Познавательные УУД: находить достоверные сведения в источниках географической информации. Регулятивные УУД: ставить учебные задачи на основании изученного материала, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии, выстраивать понятные для партнера суждения
|
Формулировать правила безопасного поведения в случае возникновения природных катастроф. Пробуждать интерес к науке, к исследовательской деятельности |
20.11 |
|
22 |
Факторы, определяющие климат России. |
1 |
Фронтальный |
Умение называть факторы, влияющие на формирование климата России; определять характерные особенности климата России |
Познавательные УУД: формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
Сформированность учебно-познавательно- го интереса к изучению географии; понимание и осознание особенностей факторов формирования климата; использование знаний о факторах, определяющих климат России в повседневной жизни; понимание и принятие правил проведения практической работы |
22.11 |
|
23 |
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. |
1 |
Устный опрос. |
Анализировать климатические карты и определять средние температуры января и июля, годовое количество осадков для различных территорий России; выявлять закономерности в распределении климатических показателей и объяснять их. Определять коэффициент увлажнения у различных пунктов на основе объяснения учителя. Выявлять по материалам учебника и атласа территории с климатическими рекордами и объяснять данные особенности. |
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в учебных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; понимание и осознание особенностей распределения тепла и влаги по территории России; использование знаний в повседневной жизни; понимание и принятие правил проведения практической работы и правил поведения на уроке |
27.11 |
|
24 |
Сезонность климата. |
1 |
Устный опрос |
Анализировать климатические карты и определять средние температуры января и июля, годовое количество осадков для различных территорий России; выявлять закономерности в распределении климатических показателей и объяснять их. Определять коэффициент увлажнения у различных пунктов на основе объяснения учителя. Выявлять по материалам учебника и атласа территории с климатическими рекордами и объяснять данные особенности. Пр.р.№9 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. |
Познавательные УУД: обобщать тематический материал; формулировать выводы; находить закономерности по результатам наблюдений; составлять описания на основе достоверных источников информации; устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные УУД: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Формировать личностные представления о целостности природы Земли и её оболочек; элементов живой и неживой природы. |
29.11 |
|
25-26 |
Типы климатов России. |
2 |
Устный опрос |
Уметь сравнивать климатические условия арктического и субарктического климатического поясов на основании рассказа учителя; выявлять и объяснять черты их сходства и различий. Выявлять по картам районы распространения основных типов климата умеренного пояса; определять их особенности, формулировать вывод о нарастании степени континентальности климата при движении с запада на восток. Определять тип климата по климатическим диаграммам. Характеризовать по климатическим картам климатические условия и тип климата региона проживания. Готовить презентацию на тему «Опасные и неблагоприятные климатические явления» по плану. Пр.р.№10 Составление характеристики основных типов климата в России по плану |
Познавательные УУД: делать выводы об особенностях климата России Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. |
Умение планировать свою образовательную исследовательскую деятельность. |
04.12 06.12 |
|
27 |
Климат и человек. Тест. |
1 |
Письменный. Тест. |
Уметь определять тип климата по климатическим диаграммам. Характеризовать по климатическим картам климатические условия и тип климата региона проживания. Оценивать агроклиматические условия страны по картам и материалам учебника, формулировать выводы. Обсуждать презентации о неблагоприятных погодно- климатических явлениях. Рассматривать примеры влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Выявлять в процессе беседы способы адаптации человека к климатическим условиям, в том числе на примере региона проживания. Обсуждать основные мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения.
|
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; решение общих приемов решения задач Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, составление плана и алгоритма действий Коммуникативные УУД: планирование цели и способов взаимодействия, обмен мнениями, согласование действия с партнером Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
|
Сформирован-ность учебно-познаватель-ного интереса к изучению географии родного края |
11.12 |
|
28-29 |
Разнообразие внутренних вод России. Реки. |
2 |
Проверка работы |
Умение выявлять особенности рек, которые определяются климатом, на основании материалов учебника. Обсуждать основные источники питания рек, выявлять особенности питания некоторых крупных рек по диаграммам учебника. Определять особенности питания и режима крупных рек страны, конкретизировать выводы о зависимости питания и режима рек от климатических условий. Обозначать на контурной карте водоразделы океанских бассейнов, устанавливать крупные реки, относящиеся к различным бассейнам. Выявлять речные рекорды (самая длинная из рек, самая многоводная и др.)по тексту учебника. Определять существенные признаки понятий «падение» и «уклон» реки на основании объяснения учителя или иных источников информации. Определять по карте длину и падение, вычислять уклон одной из рек региона проживания. Обсуждать возможности хозяйственного использования рек. Пр.р.№11 Составлять характеристику одной из крупных рек страны (или региона проживания) |
Познавательные УУД: принятие и сохранение учебной задачи; сопоставление характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявление сходства и различия объектов Регулятивные УУД: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи, составление плана и алгоритма действий Коммуникативные УУД: проявление активности во взаимодействии в решении коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, четко формулируют возникающие затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
|
Сохранение мотивации к учебной деятельности; выражение положительно-го отношения к процессу познания. |
13.12 18.12 |
|
30 |
Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. |
1 |
Устный опрос |
Умение выявлять способы формирования озёрных котловин на основании материалов учебника. Определять существенные признаки понятия «болото» на основании объяснения учителя или иных источников информации, определять по карте основные «болотные» районы. Сравнивать верховые и низинные болота по типу питания, растительности, использованию торфа. Выявлять в процессе беседы существенные признаки понятия «ледник», определять по картам и приложению учебника основные районы распространения горного и покровного оледенений. Устанавливать по материалам учебника основные способы использования подземных вод. Устанавливать существенные признаки понятия «многолетняя мерзлота» на основании объяснения учителя или иных источников информации. Анализировать карту распространения многолетней мерзлоты; формулировать вывод о неодинаковом широтном положении границ в европейской и азиатской частях территории страны. Обсуждать причины образования многолетней мерзлоты с учетом особенностей е. распространения. Выявлять специфические формы рельефа районов распространения многолетней мерзлоты. Обсуждать влияние многолетней мерзлоты на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность человека; формулировать выводы. |
Познавательные УУД: при решении учебных задач выявление известного и неизвестного; преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; оценивание своей работы на уроке Коммуникативные УУД: работа в диалоге, понимание позиции партнера, вступление в коллективное учебное сотрудничество
|
Понимание необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний |
20.12 |
|
31 |
Водные ресурсы и человек. Тест. |
1 |
Письменный. Тест. |
Умение давать определения терминов, понятий по теме урока; оценивать водные ресурсы; выявлять специфику взаимодействия человека и гидросферы |
Познавательные УУД: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем различного характера Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивание уровня владения тем или иным учебным действием Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблем; понимание позиций партнера, адекватное отношение к другому мнению и позиции
|
Сформирован-ность учебно-познавательно-го интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; осознание роли воды в жизни человека |
25.12 |
|
32 |
Образование почв и их разнообразие. |
1 |
Устный опрос |
Уметь определять существенные признаки понятия «почва» на основании беседы. Выявлять факторы почвообразования на основании объяснения учителя или иных источников информации; конкретизировать механизм действия различных факторов на примере разных типов почвы. Устанавливать почвенные горизонты на основании работы с текстом учебника, систематизировать изученный материал в виде таблицы (название горизонта, положение в почвенном профиле, особенности). Обсуждать роль почвенного гумуса в обеспечении плодородия почв. |
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями; овладение навыками анализа и синтеза; составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления Коммуникативные УУД: выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении |
Формирование готовности и способности к обучению и саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
15.01 |
|
33 |
Закономерности распространения почв. |
1 |
Устный опрос. |
Анализировать почвенную карту по следующим вопросам: какие зональные типы почв распространены на территории России; в каком направлении они сменяют друг друга; как называется выявленная закономерность; какая часть России — западная или восточная — имеет большее разнообразие типов почвенного покрова и с какими причинами это связано. Выявлять основные особенности главных типов почв на основании беседы или работы с текстом учебника; систематизировать изученный материал в виде таблицы (название типа почвы, территория распространения, условия почвообразования, содержание гумуса, плодородие). Определять зональные типы почв региона проживания, составлять их краткое описание, выявлять закономерности распространения. |
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, используя общие приемы решения задач Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, при выборе алгоритма действий учитывая выделенные учителем ориентиры, осуществляя индивидуальную образовательную траекторию Коммуникативные УУД: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
Формирование понимания значения исполнения роли хорошего ученика, важность познавательной деятельности |
17.01 |
|
34 |
Почвенные ресурсы России. |
1 |
Устный опрос |
Анализировать диаграмму «Структура земельного фонда России» и формулировать выводы. Выявлять неблагоприятные изменения почв в результате хозяйственного использования на основании беседы; систематизировать материал в виде схемы. Определять существенные признаки понятия «мелиорация» на основании объяснения учителя. Обсуждать материалы презентации о путях и способах охраны и рационального использования почвенных ресурсов на примере региона проживания. Составлять характеристику одного из зональных типов почв по следующему плану: название, географическое положение; условия почвообразования; особенности почвенного профиля; содержание гумуса, плодородие; использование в хозяйственной деятельности; основные мероприятия по рациональному использованию и охране. |
Познавательные УУД: апробация собственных нестандартных способов решения учебных задач Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; оценивание своей работы на уроке Коммуникативные УУД: адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
|
Осознание и понимание особенностей почвенных ресурсов России, использование знаний о почвенных ресурсах в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья, принятие правил поведения на уроке |
22.01 |
|
35 |
Растительный и животный мир России. |
1 |
Фронтальный опрос |
Определять состав органического мира России на основании материалов учебника. Выявлять факторы, определяющие биоразнообразие территории, на основании объяснения учителя или иных источников информации; конкретизировать действие рассмотренных факторов. Обсуждать примеры взаимосвязи между животными и растениями в пределах конкретной территории; определять признаки понятия «биом». |
Познавательные УУД: выделять общее и частное, целое и часть , общее и различное в изучаемых объектах Регулятивные УУД: восприятие и удержание цели деятельности до получения ее результата; анализ собственной работы: соотнесение плана и совершенных операций, выделение этапов и оценка меры освоения каждого Коммуникативные УУД: планирование цели и способов взаимодействия, обмен мнениями Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
|
Сформирован-ность учебно-познавательно-го интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание и осознание особенностей растительного и животного мира России; использование знаний о растительном и животном мире в повседневной жизни |
24.01 |
|
36 |
Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. |
1 |
Выступления |
Выявлять состав биологических ресурсов на основании анализа материалов учебника. Определять состав растительных ресурсов; приводить примеры использования разнообразных растений человеком. Обсуждать материалы презентации о роли животных и растений в жизни человека. Выявлять особенности промыслово- охотничьих ресурсов на основании анализа материалов приложения; формулировать выводы. Обсуждать причины сокращения численности отдельных животных и мероприятия по охране органического мира. |
Познавательные УУД: классификация объектов, приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений Регулятивные УУД: планирование учебной задачи; анализ собственной работы: соотношение плана и совершенных операций, выделение этапов и оценивание меры освоения каждого Коммуникативные УУД: сотрудничество с товарищами; задают вопросы с целью добывания необходимой информации
|
Мотивируют свои действия, выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения |
29.01 |
|
37 |
Обобщающий урок по пройденным темам раздела "Природа России". Тест. |
1 |
Проверка письменной работы. Тест. |
Обсуждать вопросы и задания учебника. Давать характеристику природно-ресурсному потенциалу России; классифицировать природные ресурсы России
|
Познавательные УУД: находить достоверные сведения в источниках географической информации; формулировать выводы; находить закономерности по результатам наблюдений; составлять описания на основе достоверных источников информации; составлять характеристику явления или объекта; устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Коммуникативные УУД: сотрудничество с товарищами при выполнении заданий в паре; установление и соблюдение очередности действий, сравнение полученных результатов, выслушивание партнера, корректно указывают на ошибки |
Мотивация своих действий, выражение готовности в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения |
31.01 |
|
38 |
Разнообразие природных комплексов. |
1 |
Устный опрос |
Обсуждать примеры взаимосвязей между компонентами природы с целью выявления существенных признаков понятия «природный комплекс». Выявлять характер антропогенных изменений природных комплексов на основании объяснения учителя или иных источников информации. Определять признаки понятия «ландшафт» на основании анализа текста учебника. Анализировать изображения различных ландшафтов с целью их классификации на природные и антропогенные; обосновывать собственную точку зрения. |
Познавательные УУД: выявлять особенности различных объектов в процессе их рассмотрения Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, при выборе алгоритма действий учитывая выделенные учителем ориентиры, осуществляя индивидуальную образовательную траекторию Коммуникативные УУД: использование вербальных средств общения, участие в диалоге, работа с книгой; структуризация знаний Личностные УУД : учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи .
|
Адекватно воспринимать причины успешной (неуспешной) деятельности |
05.02 |
|
39 |
Природно-хозяйственные зоны России. |
1 |
Устный опрос |
Выявлять связи компонентов природы внутри акваториального природного комплекса на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Приводить примеры проявления закона природной зональности в морях России на основе анализа текста учебника и карт атласа. Определять ресурсы и направления хозяйственного использования российских морей на основе анализа карт атласа, текста и иллюстративных материалов учебника. Обсуждать проблемы охраны природных комплексов морей на основе сообщений/презентаций школьников. Обозначать на контурной карте названия морей, омывающих территорию России; определять их принадлежность к бассейнам океанов; обозначать крупнейшие морские порты и Северный морской путь. Подготавливать краткие сообщения об одном из заповедников и заполнять таблицу на основе дополнительных источников географической информации. Пр.р.№13 Сравнительная характеристика двух морей, омывающих территорию России по плану. |
Познавательные УУД: находить достоверные сведения в источниках географической информации; формулировать выводы; находить закономерности по результатам наблюдений; составлять описания на основе достоверных источников информации; составлять характеристику явления или объекта; устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные УУД: Определять цель, проблему в учебной деятельности; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать учебную деятельность; оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки; прогнозировать результат учебной деятельности Коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии в решении коммуникативных и познавательных задач; четко формулировать возникшие затруднения, предлагать помощь и сотрудничество Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
|
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформирован-ность учебно-познавательно-го интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание и осознание особенностей; понимание и осознание особенностей природных зон России. |
07.02 |
|
40 |
Арктические пустыни, тундра и лесотундра. |
1 |
Устный опрос |
Выявлять особенности метода физико-географического районирования как одного из методов географических исследований на основании объяснения учителя. Определять перечень крупных природных районов (азональных природных комплексов) на основании материалов учебника. Обсуждать существенные признаки понятия «природная зона», приводить примеры взаимосвязи еѐ компонентов. Анализировать карту природных зон по следующим вопросам: какая закономерность существует в размещении природных зон на территории России; в каком климатическом поясе расположено наибольшее число природных зон и какими причинами это объясняется; какая из природных зон занимает наибольшую площадь на территории страны и в связи с какими причинами; в какой (каких) из природных зон расположен регион вашего проживания Выявлять общие особенности зоны арктических пустынь на основании объяснения учителя или иных источников информации. Определять и объяснять различия природы островов Северного Ледовитого океана, расположенных в зоне арктических пустынь. Обсуждать особенности климата и растительности зоны тундр на основании материалов учебника. Анализировать особенности тундрово-глеевых почв. Обсуждать основные экологические проблемы зоны в связи с особенностями хозяйственной деятельности человека; предлагать обоснованны. Пр.р.№14 Описание природных зон России по плану. Выявление характера воздействия на них человека и определение последствий этих воздействий. |
Познавательные УУД: уметь работать с картой.. Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
|
Осознание важности полученных знаний для жизни. |
12.02 |
|
41 |
Леса. |
1 |
Устный опрос |
Уметь: показывать основные природные зоны России, называть их; приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира; выявлять и называть особенности ГП, природных условий природной зоны; читать и анализировать тематические карты, давать характеристику природной зоны; описывать взаимное влияние компонентов ПК друг на друга в рамках природной зоны |
Познавательные УУД: находить достоверные сведения в источниках географической информации; формулировать выводы; находить закономерности по результатам наблюдений; составлять описания на основе достоверных источников информации; составлять характеристику явления или объекта; устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием Коммуникативные УУД: сотрудничество с товарищами при выполнении заданий в паре; установление и соблюдение очередности действий, сравнение полученных результатов, выслушивание партнера, корректно указывают на ошибки |
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформирован-ность учебно-познавательно-го интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание и осознание особенностей; понимание и осознание особенностей природных зон России. |
14.02 |
|
42 |
Лесостепи, степи и полупустыни. |
1 |
Устный опрос |
Составлять письменную характеристику зоны степей на основании опорной схемы; сравнивать полученную характеристику с текстом учебника; формулировать выводы. Обсуждать экологические проблемы степной зоны, обосновывать возможные пути их решения. Определять географическое положение и особенности природы зон пустынь и полупустынь на основании материалов учебника и карт. Обсуждать приспособление животных и растений к условиям существования, формулировать выводы. |
Познавательные УУД: находить достоверные сведения в источниках географической информации; формулировать выводы; находить закономерности по результатам наблюдений; составлять описания на основе достоверных источников информации; составлять характеристику явления или объекта; устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Коммуникативные УУД: сотрудничество с товарищами при выполнении заданий в паре; установление и соблюдение очередности действий, сравнение полученных результатов, выслушивание партнера, корректно указывают на ошибки Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформирован-ность учебно-познавательно-го интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание и осознание особенностей; понимание и осознание особенностей природных зон России. |
19.02 |
|
43 |
Высотная поясность. |
1 |
Устный опрос |
Уметь: называть основные природные зоны гор России, приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира; выявлять и называть особенности ГП, природных условий природной зоны; читать и анализировать тематические карты, давать характеристику природным поясам; описывать взаимное влияние компонентов ПК друг на друга в рамках природного пояса |
Познавательные УУД: находить достоверные сведения в источниках географической информации; формулировать выводы; находить закономерности по результатам наблюдений; составлять описания на основе достоверных источников информации; составлять характеристику явления или объекта; устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, при выборе алгоритма действий учитывая выделенные учителем ориентиры, осуществляя индивидуальную образовательную траекторию Коммуникативные УУД: сотрудничество с товарищами при выполнении заданий в паре; установление и соблюдение очередности действий, сравнение полученных результатов, выслушивание партнера, корректно указывают на ошибки Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
Совершенствовать навыки организации своей деятельности. |
21.02 |
|
44 |
Особо-охраняемые природные территории. |
1 |
Устный опрос |
Определять особенности и виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Приводить примеры разных видов особо охраняемых природных территорий на основе сообщений учащихся, анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Обозначать на контурной карте старейшие и крупнейшие заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия на территории России. |
Познавательные УУД: находить достоверные сведения в источниках географической информации; обобщать тематический материал; составлять описания на основе достоверных источников информации Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблем, адекватное отношение к другому мнению и позиции |
Осознавать необходимость охраны окружающей среды |
26.02 |
|
45 |
Обобщение по теме «Природное районирование». Тест |
1 |
Проверка письменной работы. Тест. |
Уметь рассуждать и объяснять влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Характеризовать жизнедеятельность человека и его адаптации к окружающей среде. Описывать географию основных типов хозяйственной деятельности. Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы учебника по данному разделу. |
Познавательные УУД: обобщать тематический материал; формулировать выводы; находить закономерности по результатам наблюдений; составлять описания на основе достоверных источников информации; устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные УУД: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
|
Осознание важности полученных знаний для жизни. Совершенствовать навыки организации своей деятельности. |
28.02 |
|
Население России. 7 часов.
|
||||||||
46 |
Численность населения России. |
1 |
Фронтальный. |
Определять численность населения России, место России по численности населения в мире; особенности динамики численности населения России в ХХ в. на основе анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. Выявлять демографические кризисы в России и обсуждать их причины на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Обсуждать понятие «естественный прирост» населения, его ведущие признаки. Определять факторы, влияющие на естественный прирост, на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Выявлять изменения естественного прироста населения в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Обсуждать понятие «воспроизводство населения», выявлять его существенные признаки. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения, определять этапы перехода от традиционного типа воспроизводства к современному, на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Обсуждать влияние механического прироста населения на демографическую ситуацию в стране на основе иллюстративных и статистических материалов учебника. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения в разных частях страны; формулировать прогноз динамики численности населения России на основе статистических данных учебника. Пр.р.№15 Анализ карт населения. |
Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текста и карт атласа; решать тестовые задания Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. Коммуникативные УУД: владеть навыками диалогической речи.. |
Пробуждать интерес к науке, к исследовательской и творческой деятельности. |
05.03 |
|
47 |
Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. |
1 |
Географический диктант. |
Определять соотношение мужчин и женщин в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Выполнять задания на чтение и анализ современной возрастно-половой пирамиды России. Сравнивать возрастно-половые пирамиды разных регионов России, в том числе региона своего проживания. Выявлять место России в мире по средней ожидаемой продолжительности жизни на основе текста и иллюстративных материалов учебника. Определять субъекты РФ с самой высокой и самой низкой продолжительностью жизни мужчин и женщин на основе анализа карт атласа. Обсуждать факторы, влияющие на среднюю продолжительность жизни, выявлять и объяснять причины значительной разницы средней продолжительности жизни в России между мужчинами и женщинами на основе текста и иллюстративных материалов учебника. Формулировать основные демографические проблемы России и факторы, их определяющие. Пр.р.№16 Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий. |
Познавательные УУД: сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; выявлять причинно-следственные связи Регулятивные УУД: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; оценивать работу одноклассников. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Пробуждать интерес к демографии, как науке, её значимости для развития экономики страны |
07.03 |
|
48 |
Этнический, языковой и религиозный состав населения. |
1 |
Устный опрос. |
Выявлять особенности этнического состава населения России, определять крупнейшие по численности народы на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Определять основные языковые семьи (индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская) и группы народов России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Определять особенности размещения крупных народов России, сопоставлять с особенностями территориального деления РФ на основе анализа карты народов в атласе, статистических материалов, иллюстративных материалов учебника по следующему плану: 1. Крупнейшие народы РФ. 2. Численность (тыс. чел.) и доля (%) в населении РФ. 3. Особенности размещения (в какой части страны, соответствие политико- административным и национально- территориальным единицам РФ). Обсуждать этнические депортации народов в СССР. Обсуждать на основе текста учебника особенности формирования Евразийской цивилизации (российского этноса), влияние природных, исторических и социальных факторов на формирование материальной и духовной культуры разных народов, населяющих территорию России. Определять современный религиозный состав населения России и главные районы распространения христианства, ислама, буддизма и прочих религий на основе анализа текста, иллюстративных материалов учебника и карты атласа. Наносить на контурную карту крупнейшие религиозные центры российского православия, ислама, буддизма и связанные с ними объекты. Всемирного культурного наследия на основе сообщений учащихся и карт атласа. Обсуждать межнациональные проблемы и выявлять их географию на основе анализа дополнительных источников географической информации, подбирать примеры, иллюстрирующие территориальные аспекты межнациональных отношений. |
Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текста и карт атласа; решать тестовые задания. Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. Коммуникативные УУД: владеть навыками диалогической речи |
Формировать чувство толерантности, осознавать себя частью многонационального государства, уважать особенности традиций, культуры, религий и быта народов России.
|
12.03 |
|
49 |
Городское и сельское население. |
1 |
Проверка к/к |
Обсуждать понятие «город», выявлять его существенные признаки. Определять критерии города в России, виды городов по численности населения на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Обсуждать функции городов, опираясь на иллюстративные материалы учебника. Приводить примеры городов с разными функциями. Обсуждать понятие «урбанизация», выявлять его существенные признаки. Определять темпы урбанизации в разные исторические периоды и современный уровень урбанизации в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника и статистических данных. Определять города-миллионники России и крупнейшие городские агломерации. Обозначать на контурной карте города- миллионники РФ. Определять регионы России с самыми высокими и самыми низкими показателями урбанизации на основе анализа карт атласа. Обсуждать достоинства и недостатки городского образа жизни; социально- экономические и экологические проблемы больших городов на основе текста учебника и дополнительных источников географической информации. Обсуждать понятие «сельская местность», выявлять его существенные признаки. Определять виды сельских населѐнных пунктов по числу жителей (малые, средние, крупные) на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Выявлять зональные типы сельских поселений, отличающиеся по числу жителей, внешнему облику и планировке (село, деревня, станица, хутор, аул), по роли в хозяйстве страны на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Выявлять причинно-следственные связи между природными условиями и ресурсами (агроклиматическими, земельными, водными, рыбными, охотничьими, лесными) и формированием зональных типов сельских поселений. Определять субъекты РФ с более высокой долей сельских поселений на основе содержания карт атласа и таблиц учебника. Выявлять причины подобного расселения населения. Сравнивать городской и сельский образ жизни по следующим показателям: жилищные условия, характер и условия труда, ритм жизни, возможности получения различных услуг, общение, отношение к природе, досуг, одежда. Обсуждать современные социальные проблемы малых городов и с.л на основе анализа дополнительных источников географической информации. Подготавливать краткие сообщения/презентации об основных направлениях миграционных потоков на разных этапах исторического развития России. |
Познавательные УУД: объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала. РегулятивныеУУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные УУД: формировать навыки самостоятельной работы. Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
Формировать умение взаимодействовать с людьми в процессе групповой деятельности.
|
14.03 |
|
50 |
Размещение населения России. |
1 |
Устный опрос |
Уметь обсуждать понятие «плотность населения», его существенные признаки. Определять место России в мире по средней плотности населения, территории России с наиболее высокими и низкими показателями плотности населения на основе анализа иллюстративных и статистических материалов учебника. Обсуждать факторы, влияющие на размещение населения (природные, исторические, социально- экономические), используя иллюстративные и статистические материалы учебника. Обсуждать понятие «расселение населения», его существенные признаки. Определять главные зоны расселения основную зону расселения и хозяйственного освоения, зона Севера) на основе текста и иллюстративных материалов учебника, наносить их на контурную карту. Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим материалам, делать выводы о закономерностях в размещении населения России. |
Познавательные УУД: описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. Регулятивные УУД: понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи. Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
|
Осознавать важность полученных знаний для жизни.
|
19.03 |
|
51 |
Миграции населения в России. |
1 |
Устный опрос |
Обсуждать понятие «миграции населения», выявлять его существенные признаки. Определять виды и причины миграций, особенности внутренних миграций и их виды на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Определять основные направления внутренних миграционных потоков и выявлять регионы России с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли на основе анализа иллюстративных материалов учебника и сообщений/презентаций учащихся. Обсуждать политические и социально- экономические причины, оказывающие влияние на интенсивность внешних миграций населения России в ХХ в. и в настоящее время. Обсуждать понятие «миграционный» прирост населения, его ведущие признаки. Выявлять динамику миграционного прироста численности населения России, регионы и направления основных миграционных потоков внешних миграций на основе анализа иллюстративных и статистических материалов учебника, карт атласа. Обсуждать проблему притока в страну нелегальных трудовых иммигрантов на основе анализа дополнительных источников географической информации. |
Познавательные УУД: описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. Регулятивные УУД: понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи. Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
Осознавать важность полученных знаний для жизни
|
21.03 |
|
52 |
Люди и труд. Тест. |
1 |
Письменный. Тест. |
Обсуждать понятия «трудовые ресурсы», «экономически активное население», выделять их существенные признаки. Обсуждать проблемы занятости населения, старения населения и факторы, влияющие на безработицу, на основе текста учебника. Выявлять долю безработных в России в сравнении с другими странами мира на основе анализа статистических и иллюстративных материалов учебника. Определять тенденции изменения доли занятых в сфере современного хозяйства по статистическим материалам учебника. Выявлять регионы России с высокими и низкими показателями обеспеченности трудовыми ресурсами и безработицы, объяснять возможные причины на основе анализа текста и иллюстративного материала учебника. Определять показатели, характеризующие качество населения, оценивать человеческий капитал России на основе текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. Обсуждать проблемы формирования и эффективного функционирования человеческого капитала РФ на основе анализа текста учебника и дополнительных источников географической информации. |
Познавательные УУД: описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. Регулятивные УУД :понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи. Личностные УУД: определять целостный взгляд на мир, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования |
Формировать умение взаимодействовать с людьми в процессе групповой деятельности
|
02.04 |
|
Хозяйство России 15 часов.
|
||||||||
53 |
Что такое хозяйство. |
1 |
Устный опрос |
Выявлять существенные признаки понятия «хозяйство», методы и приемы изучения отраслей народного хозяйства. Выявлять природные условия для развития отраслей экономики страны. Выявлять особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории России, называть и показывать основные ресурсные базы, используя тематические карты атласа. |
Познавательные УУД: выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с предложенным планом Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. Личностные УУД: определять целостный взгляд на мир, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. |
Осознавать важность полученных знаний для жизни |
04.04 |
|
54 |
Как география изучает хозяйство. |
1 |
Устный опрос |
Оценивать природно-ресурсный потенциал России и определять его значение для обеспечения всех сторон жизнедеятельности населения на основе текста и иллюстративных материалов учебника. Обсуждать проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России, формулировать меры по сохранению и рациональному использованию природных ресурсов. Выявлять характер использования природных ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ |
Познавательные УУД: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. Регулятивные УУД: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач . Личностные УУД: сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому материалу; выражать положительное отношение к процессу познания. |
Осознавать важность полученных знаний для жизни
|
09.04 |
|
55 |
Состав первичного сектора экономики. |
1 |
Устный опрос |
Выявлять влияние природных условий (прямое и опосредованное) на расселение людей, их жизнь и здоровье, размещение отраслей хозяйства и другие формы человеческой деятельности на основе объяснения учителя, текста и анализа иллюстративных материалов учебника. Приводить примеры особенностей культуры разных народов РФ, связанных с природными условиями их ареала проживания. Обсуждать изменение характера влияния природных условий и ресурсов на разных этапах развития общества. Определять соотношение экономически эффективной территории России и еѐ государственной территории на основе иллюстративных материалов учебника. Пр.р.№17 Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям. |
Познавательные УУД: классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи. Работать с картой: формирование умения правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника. РегулятивныеУУД: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; оценивать работу одноклассников Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные УУД: Широкая мотивационная основа учебной деятельности |
Осознание важности полученных знаний для жизни. |
11. 04 |
|
56 |
Природно-ресурсный потенциал России. |
1 |
Устный опрос |
Выявлять существенные признаки понятия «природные ресурсы» на основании текста учебника или иных источников информации. Обсуждать значение природных ресурсов для человека. Выявлять различные группы природных ресурсов на основании материалов учебника. Обсуждать и сравнивать пути и способы охраны и рационального использования различных групп ресурсов (исчерпаемые возобновимые, исчерпаемые невозобновимые, неисчерпаемые). Составлять характеристику одного из видов природных ресурсов по плану: 1. Значение для человека. 2. Составные части. 3. Особенности распространения по территории России. 4. Пути и способы рационального использования Пр.р.№18 Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рацио-нального использования. |
Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текста и карт атласа РегулятивныеУУД: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Коммуникативные УУД: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии |
Уметь рассуждать и объяснять влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. |
16.04 |
|
57 |
Сельское хозяйство. |
1 |
Устный опрос |
Выявлять главные особенности развития сельского хозяйства России. Определять долю сельскохозяйственных ресурсов в структуре российского экспорта, их роль в формировании бюджета страны; место России среди других стран мира по запасам сельхозпродукции на основе иллюстративных и статистических материалов учебника. |
Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текстов разных видов, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: выделять главную мысль, находить определение понятий, отвечать на вопросы, составлять таблицы. РегулятивныеУУД: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов. Коммуникативные УУД: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения |
Формировать умение взаимодействовать с людьми в процессе групповой деятельности. |
18.04 |
|
58 |
Земледелие. |
1 |
Фронтальный |
Определять по картам и эколого-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур. |
Познавательные УУД: работать с текстом и внетекстовыми компонентами: выделять главную мысль, находить определение понятий, отвечать на вопросы, составлять таблицы. Регулятивные УУД: составлять план, корректировать последовательность действий и оценивать результат. Коммуникативные УУД: кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. |
Формирование личностного представления о целостности природы Земли и её оболочек; элементов живой и неживой природы
|
23.04 |
|
59 |
Животноводство. |
1 |
Фронтальный |
Определять по картам и эколого-климатическим показателям основные районы животноводства. Пр.р.№19 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства |
Познавательные УУД: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности . |
Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимость ее сохранения и рационального использования
|
25.04 |
|
60 |
Лесное хозяйство. |
1 |
Фронтальный |
Обсуждать проблемы и перспективы развития лесного и рыбного хозяйства России, формулировать меры по сохранению и рациональному использованию. Выявлять характер использования ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ. |
Познавательные УУД: анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. Уметь определять возможные источники необходимых сведений. Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Уметь правильно выстраивать диалог и вести коллективную работу, нацеленную на получение результата |
30.04 |
|
61 |
Охота и рыбное хозяйство. |
1 |
Фронтальный |
Обсуждать проблемы и перспективы развития рыбного хозяйства России, формулировать меры по сохранению и рациональному использованию. Выявлять характер использования ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ. |
Познавательные УУД: производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. Регулятивные УУД: Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности .
|
Осознание важности полученных знаний для жизни и хозяйственной деятельности людей |
07.05 |
|
62 |
Географический фактор в развитии общества. |
1 |
Фронтальный |
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности; развитие коммуникатив-ной компетентнос-ти в сотрудничестве со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности |
Познавательные УУД: обобщать тематический материал; формулировать выводы; находить закономерности по результатам наблюдений; составлять описания на основе достоверных источников информации; устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные УУД: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
|
Осознавать важность полученных знаний для жизни |
14.05 |
|
63 |
Обобщающий урок по пройденной теме |
1 |
Проверка письменной работы |
Обсуждать проблемы и перспективы развития рыбного хозяйства России, формулировать меры по сохранению и рациональному использованию. Выявлять характер использования ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ. |
Познавательные УУД: работа с текстовым и нетекстовым компонентом; сравнение объектов по заданным критериям, создавать описание Регулятивные УУД: работать в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД: формирование навыков учебного сотрудничества |
Мотивация своих действий, готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; формирование экологической культуры, соответствую-щей современному уровню экологического мышления; осознавать и проявлять себя гражданином России |
16.05 |
|
64 |
Контрольная работа. Тест. |
1 |
Проверка письменной работы. Тест. |
Контрольная работа №2 по теме "Хозяйство России" |
Познавательные УУД: работа с текстовым и нетекстовым компонентом; сравнение объектов по заданным критериям, создавать описание Регулятивные УУД: работать в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД: формирование навыков учебного сотрудничества |
Умение планировать свою образовательную исследовательскую деятельность. |
21.05 |
|
65-67 |
Развитие геоэкологической среды в Тамбовской области. |
3 |
|
Развитие геоэкологической среды в Тамбовской области. Эколого-географическое положение Тамбовской области. Геоэкологические зоны и районы Тамбовской области. Геоэкология населенного пункта. Состояние окружающей среды Тамбовской области. Природосберегающее поведение в повседневной жизни.Знать приемы определения географического положения, уметь характеризовать особенности географического положения Тамбовской области, описывать основные черты рельефа и определять зависимость форм рельефа от тектонического строения территории. Уметь называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождение полезных ископаемых. Оценивать влияние географического положения на особенности природы Знать особенности климата области, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов; основные речные системы, озера; показывать внутренние воды на карте; определять особенности природных зон материка. Определять особенности и виды особо охраняемых природных территорий Тамбовской области на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебного пособия. Приводить примеры разных видов особо охраняемых природных территорий на основе сообщений учащихся. ПР\раб 21 Составление характеристики физико - географического положения Тамбовской области. Обозначать на контурной карте природоохранные территории Тамбовской области. |
Познавательные УУД: работа с текстовым и нетекстовым компонентом; сравнение объектов по заданным критериям, создавать описание Регулятивные УУД: работать в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД: формирование навыков учебного сотрудничества |
Совершенствование навыков организации своей деятельности. Осознание важности и необходимости охраны окружающей природной среды для здоровья людей и сохранения жизни на планете Земля. |
23.05 28.05 30.05 |
|
68-70 |
Повторение пройденного материала |
3 |
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.