Календарно-тематическое планирование по литературе за 7 класс для детей с ОВЗ. Автор: . Г.С. Меркин, С.А. Зинин
Оценка 4.7

Календарно-тематическое планирование по литературе за 7 класс для детей с ОВЗ. Автор: . Г.С. Меркин, С.А. Зинин

Оценка 4.7
docx
17.04.2020
Календарно-тематическое планирование по литературе за 7 класс для детей с ОВЗ. Автор: . Г.С. Меркин, С.А. Зинин
литра.docx

                  Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа (АОП) для детей с ограниченными возможностями здоровья определяет цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия в учебных предметах и используемые педагогические технологии, регламентирует организацию образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рабочая программа по литературе (7 класс) для индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому, занимающихся по специальным (коррекционным) программам VII вида (приказ № от 01.09.18), разработана на основе нормативных документов:

-Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

- Концепции федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

- Приказа  Минобрнауки РФ № 1598 Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;

- Приказа Минобрнауки РФ № 1599 Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Письма Минобрнауки России от 16.02.2015 № ВК-333/07 об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ;

- СанПиНа для обучающихся с ОВЗ;

- Программа по литературе для 5—11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. — 6-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2015.

Реализация АОП направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями, овладение учебной деятельностью.

Цель деятельности учителя — создать оптимальные условия для развития позитивных потенций ребенка.

Рабочая программа по литературе (7 класс) для индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ориентирована на сохранение коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы. Построение учебного процесса с данной категорией обучающихся осуществляется на основе следующих (основных) показателей:

состояние здоровья;

учебные возможности (познавательные процессы, общеучебные умения и навыки, интеллектуальные способности, умственная работоспособность, учебная мотивация);

социально-психическая адаптация.

Направления в организации учебного процесса.

Коррекционное (преодоление отставания, неуспеваемости, отклонений).

Реабилитационное («восстановление» уверенности в своих возможностях – ситуация успеха).

Стимулирующее (положительная внутренняя мотивация).

Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ (ЗПР);

коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности, формирование произвольной регуляции деятельности и поведения, обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью повышения мотивации к обучению и предупреждения негативного отношения к учёбе.

Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (ЗПР), которые включают использование адаптированной образовательной программы, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии и формирование социальных (жизненных) компетенций.

Обучение литературе в 7 классе реализуется в единстве взаимосвязанных компонентов:

-воспитательного;

-образовательного;

-развивающего;

-практического.

Образовательный процесс по коррекционной программе VII вида осуществляется в соответствии с образовательной программой по литературе. При изучении литературы дети с задержкой психического развития испытывают определённые трудности: замедленное усвоение лексического материала, трудности в его использовании в устной речи, затруднения в восприятии грамматических явлений и в их применении на практике. При изучении тем, не предусмотренных программой, учащимся предлагаются задания для закрепления материала, а данные темы не оцениваются. Задания на уроке строятся по принципу от простого к сложному. По необходимости, оказывается устная помощь - стимулирующая и обучающая, и письменная помощь - таблицы, схемы, памятки, карточки. Учебная деятельность оценивается по итогам работы на уроке, а не конкретно за какой-то отдельный ответ, что позволяет стимулировать активность и сохранять интересС целью выработки положительного отношения к предмету является необходимым: сокращение объёма материала по темам уроков, максимально сократить объём текстов, разделив подобранные тексты на смысловые части, монологическая речь значительно сокращена.

Цель преподавания литературы:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание; формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Главными задачами реализации программы являются:

освоение текстов художественных произведений;

формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

формирование системы гуманитарных понятий, составляющих эстетический компонент искусства;

формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

усвоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;

освоение историко-литературных понятий, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.

Важнейшая составляющая организации процесса обучения на дому - самостоятельная работа обучающегося. Для самостоятельного изучения взяты следующие произведения:

1.А.К. Толстой. «Илья Муромец»-1ч

2.Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне-2ч

3.Теория о «трех штилях»-1ч

4.Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего »)-1ч

5.А.С.Пушкин. Человек и природа («Туча»)-1ч

6.М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина»-1ч

7.И.С.Тургенев «Нищий» (стихотворение в прозе)-1ч

8.Н.А. Некрасов. «Вчерашний день в часу шестом..»-1ч

9.Произведения русских поэтов о России-2ч

10.М.Горький «Старуха Изергиль»(легенда о Ларре)-1ч

11.Произведения о Великой Отечественной войне-4ч

Уроки внеклассного чтения:

Алексин А. Г. « Безумная Евдокия», « Домашнее сочинение», « Звоните и приезжайте» ( по выбору).Бабель И. Э. « История моей голубятни», « Пробуждение» ( по выбору). Баруздин С. А. « Её зовут ёлкой». Беляев А. Р. « Голова профессора Доуэля», « Человек-амфибия», « Ариэль». Богомолов В. О. « Иван». Брагин В. Г. « В Стране Дремучих Трав»: Роман-сказка. Гайдар А. П. « Голубая чашка», « Горячий камень», « Дальние страны». Герцен А. И. « Сорока-воровка». Грин А. С. « Алые паруса», « Бегущая по волнам» ( и др. произведения по выбору учащихся)-19ч

Итого: 35 часов.

Литература входит в образовательную область «Филология».

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе. В индивидуальном плане обучения на дому в 2019 – 2020 году на изучение литературы отведен 1 час в неделю (35 часов в год). Срок реализации программы – 1 год.

 

              Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Из устного народного творчества (1ч)

Былины(1ч)

«Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Из древнерусской литературы (1 ч)

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.

Из литературы XVIII века (2ч)

Д.И. ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Русская литература XIX века (12 ч)

А.С. ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»), Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие.

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

Стихотворение «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя.

Н.В. ГОГОЛЬ

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

Н.А. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей.

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Н.С. ЛЕСКОВ

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.

А.П. ЧЕХОВ

Рассказы «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Из литературы XX века (14ч)

М. ГОРЬКИЙ

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика.

И.А. БУНИН

Стихотворение  «Догорел апрельский светлый вечер…»,  рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

А.И. КУПРИН

Рассказ «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

С.А. ЕСЕНИН

Стихотворения «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...».  Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

И.С. ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рас сказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

М.М. ПРИШВИН

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

Из зарубежной литературы (4 ч)

У. ШЕКСПИР

Краткие сведения об авторе. Сонеты «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...». Темы и мотивы.

Р. БЁРНС

Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

Р.Л. СТИВЕНСОН

Краткие сведения об авторе. «Вересковый мед». Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.

 

                Календарно-тематическое планирование по русской литературе 7 класс (Г.С.Меркин, С.А.Зинин)

 

Тема

Кол-во часов

       Дата проведения

     Формы контроля

По плану

Фактически

Из устного народного творчества.

Былины.

1

 

1

Былины. « Илья Муромец и Соловей- разбойник».

1

04.09

 

Выразительное чтение

Из древнерусской литературы.

1

 

2

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

1

11.09

 

Пересказ эпизодов

Из литературы XVIII века.

2

 

3

Д.И. Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения.

1

18.09

 

Чтение по ролям

4

Основной конфликт пьесы и ее проблематика Образы в комедии.

1

25.09

 

Письменный ответ на вопрос «О чём комедия «Недоросль»?

Из литературы XIX века.

12

 

5

А.С. Пушкин. Краткие сведения о поэте. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта «К Чаадаеву».

1

02.10

 

Наизусть «К Чаадаеву»

6

«Песнь о вещем Олеге». Судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина.

1

09.10

 

Сравнить летопись и балладу

7

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

16.10

 

Выразительное чтение

8-9

Н.В.Гоголь «Шинель». Изображение чиновничества и жизни «маленького человека».

2

23.10-6.11

 

Письменный ответ на вопрос «Какова главная художественная идея повести»?

10

И.С.Тургенев «Певцы». Талант и чувство достоинства крестьян .

1

13.11

 

Чтение

11

Н.А. Некрасов. Краткие сведения о поэте. «Железная дорога».

1

20.11

 

Выразительное чтение

12

М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о писателе. Сказка «Дикий помещик». Приемы создания образа помещика.

1

27.11

 

Пересказ сказки

13

М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1

04.12

 

Пересказ сказки

14

Л.Н.Толстой. Рассказ «Севастополь в декабре месяце». Защита Отечества. Человек и война.

1

11.12

 

Чтение

15

Н.С.Лесков «Левша»

1

18.12

 

Пересказ

16

А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон».

1

25.12

 

Выразительное чтение

Из русской литературы XX века.

14

 

17-18

М.Горький «Детство». (Избранные главы). Становление характера мальчика.

2

15.01-22.01

 

19

И.А.Бунин. Рассказ «Кукушка». Смысл названия. Основные проблемы рассказа.

1

29.01

 

20

А.И.Куприн «Куст сирени». Художественная идея рассказа.

1

05.02

 

21

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1

12.02

 

22

С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…».

1

19.02

 

23

И.С.Шмелев «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя.

1

26.02

 

24

М.М. Пришвин. «Москва-река». Родина, человек и природа в рассказе.

1

04.03

 

25-26

К.Г. Паустовский повесть « Мещерская сторона». Человек и природа. Образ рассказчика в произведении.

2

11.03-18.03

 

27

Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться!..».

1

01.04

 

28

А.Т. Твардовский. «Прощаемся мы с матерями…».

1

08.04

 

29-30

А.Т.Твардовский поэма «Василий Теркин». (Главы из поэмы).

2

15.04-22.04

 

Из зарубежной литературы.

4

 

31

У. Шекспир. Краткие сведения об авторе. Сонеты (Перевод С.Я. Маршака)

1

29.04

 

32

Р. Бернс. « Возвращение солдата». (Перевод С.Я. Маршака).

1

06.05

 

33

Р.Л. Стивенсон « Вересковый мед» (Перевод С.Я. Маршака).

1

13.05

 

34

Остров сокровищ (Избранные главы) (Перевод К.И. Чуковского). Приемы создания образов. Наиболее привлекательные качества героя.

1

20.05

 

35

Итоговая контрольная работа.

1

27.05

 

Контрольная работа (тест с небольшим количеством заданий)




 

Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа (АОП) для детей с ограниченными возможностями здоровья определяет цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия в учебных предметах и…

Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа (АОП) для детей с ограниченными возможностями здоровья определяет цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия в учебных предметах и…

Направления в организации учебного процесса

Направления в организации учебного процесса

При изучении тем, не предусмотренных программой, учащимся предлагаются задания для закрепления материала, а данные темы не оцениваются

При изучении тем, не предусмотренных программой, учащимся предлагаются задания для закрепления материала, а данные темы не оцениваются

Важнейшая составляющая организации процесса обучения на дому - самостоятельная работа обучающегося

Важнейшая составляющая организации процесса обучения на дому - самостоятельная работа обучающегося

Литература входит в образовательную область «Филология»

Литература входит в образовательную область «Филология»

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ Стихотворение «Родина»

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ Стихотворение «Родина»

Краткие сведения о биографии писателя

Краткие сведения о биографии писателя

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рас сказа

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рас сказа

Календарно-тематическое планирование по русской литературе 7 класс (Г

Календарно-тематическое планирование по русской литературе 7 класс (Г

Основной конфликт пьесы и ее проблематика

Основной конфликт пьесы и ее проблематика

М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о писателе

М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о писателе

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с

У. Шекспир. Краткие сведения об авторе

У. Шекспир. Краткие сведения об авторе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2020