Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа (АОП) для детей с ограниченными возможностями здоровья определяет цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия в учебных предметах и используемые педагогические технологии, регламентирует организацию образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа по литературе (7 класс) для индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому, занимающихся по специальным (коррекционным) программам VII вида (приказ № от 01.09.18), разработана на основе нормативных документов:
-Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Концепции федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
- Приказа Минобрнауки РФ № 1598 Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
- Приказа Минобрнауки РФ № 1599 Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Письма Минобрнауки России от 16.02.2015 № ВК-333/07 об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ;
- СанПиНа для обучающихся с ОВЗ;
- Программа по литературе для 5—11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. — 6-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2015.
Реализация АОП направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями, овладение учебной деятельностью.
Цель деятельности учителя — создать оптимальные условия для развития позитивных потенций ребенка.
Рабочая программа по литературе (7 класс) для индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ориентирована на сохранение коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы. Построение учебного процесса с данной категорией обучающихся осуществляется на основе следующих (основных) показателей:
состояние здоровья;
учебные возможности (познавательные процессы, общеучебные умения и навыки, интеллектуальные способности, умственная работоспособность, учебная мотивация);
социально-психическая адаптация.
Направления в организации учебного процесса.
Коррекционное (преодоление отставания, неуспеваемости, отклонений).
Реабилитационное («восстановление» уверенности в своих возможностях – ситуация успеха).
Стимулирующее (положительная внутренняя мотивация).
Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ (ЗПР);
коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности, формирование произвольной регуляции деятельности и поведения, обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью повышения мотивации к обучению и предупреждения негативного отношения к учёбе.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (ЗПР), которые включают использование адаптированной образовательной программы, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии и формирование социальных (жизненных) компетенций.
Обучение литературе в 7 классе реализуется в единстве взаимосвязанных компонентов:
-воспитательного;
-образовательного;
-развивающего;
-практического.
Образовательный процесс по коррекционной программе VII вида осуществляется в соответствии с образовательной программой по литературе. При изучении литературы дети с задержкой психического развития испытывают определённые трудности: замедленное усвоение лексического материала, трудности в его использовании в устной речи, затруднения в восприятии грамматических явлений и в их применении на практике. При изучении тем, не предусмотренных программой, учащимся предлагаются задания для закрепления материала, а данные темы не оцениваются. Задания на уроке строятся по принципу от простого к сложному. По необходимости, оказывается устная помощь - стимулирующая и обучающая, и письменная помощь - таблицы, схемы, памятки, карточки. Учебная деятельность оценивается по итогам работы на уроке, а не конкретно за какой-то отдельный ответ, что позволяет стимулировать активность и сохранять интерес. С целью выработки положительного отношения к предмету является необходимым: сокращение объёма материала по темам уроков, максимально сократить объём текстов, разделив подобранные тексты на смысловые части, монологическая речь значительно сокращена.
Цель преподавания литературы:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание; формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Главными задачами реализации программы являются:
освоение текстов художественных произведений;
формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
формирование системы гуманитарных понятий, составляющих эстетический компонент искусства;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
усвоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;
освоение историко-литературных понятий, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.
Важнейшая составляющая организации процесса обучения на дому - самостоятельная работа обучающегося. Для самостоятельного изучения взяты следующие произведения:
1.А.К. Толстой. «Илья Муромец»-1ч
2.Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне-2ч
3.Теория о «трех штилях»-1ч
4.Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего »)-1ч
5.А.С.Пушкин. Человек и природа («Туча»)-1ч
6.М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина»-1ч
7.И.С.Тургенев «Нищий» (стихотворение в прозе)-1ч
8.Н.А. Некрасов. «Вчерашний день в часу шестом..»-1ч
9.Произведения русских поэтов о России-2ч
10.М.Горький «Старуха Изергиль»(легенда о Ларре)-1ч
11.Произведения о Великой Отечественной войне-4ч
Уроки внеклассного чтения:
Алексин А. Г. « Безумная Евдокия», « Домашнее сочинение», « Звоните и приезжайте» ( по выбору).Бабель И. Э. « История моей голубятни», « Пробуждение» ( по выбору). Баруздин С. А. « Её зовут ёлкой». Беляев А. Р. « Голова профессора Доуэля», « Человек-амфибия», « Ариэль». Богомолов В. О. « Иван». Брагин В. Г. « В Стране Дремучих Трав»: Роман-сказка. Гайдар А. П. « Голубая чашка», « Горячий камень», « Дальние страны». Герцен А. И. « Сорока-воровка». Грин А. С. « Алые паруса», « Бегущая по волнам» ( и др. произведения по выбору учащихся)-19ч
Итого: 35 часов.
Литература входит в образовательную область «Филология».
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе. В индивидуальном плане обучения на дому в 2019 – 2020 году на изучение литературы отведен 1 час в неделю (35 часов в год). Срок реализации программы – 1 год.
Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Из устного народного творчества (1ч)
Былины(1ч)
«Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Из древнерусской литературы (1 ч)
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.
Из литературы XVIII века (2ч)
Д.И. ФОНВИЗИН
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Русская литература XIX века (12 ч)
А.С. ПУШКИН
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»), Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие.
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ
Стихотворение «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя.
Н.В. ГОГОЛЬ
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Н.А. НЕКРАСОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей.
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Краткие сведения о писателе. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Н.С. ЛЕСКОВ
Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Из литературы XX века (14ч)
М. ГОРЬКИЙ
Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика.
И.А. БУНИН
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…», рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
А.И. КУПРИН
Рассказ «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.
В.В. МАЯКОВСКИЙ
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
С.А. ЕСЕНИН
Стихотворения «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
И.С. ШМЕЛЕВ
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рас сказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
М.М. ПРИШВИН
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.
Из зарубежной литературы (4 ч)
У. ШЕКСПИР
Краткие сведения об авторе. Сонеты «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...». Темы и мотивы.
Р. БЁРНС
Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Р.Л. СТИВЕНСОН
Краткие сведения об авторе. «Вересковый мед». Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.
Календарно-тематическое планирование по русской литературе 7 класс (Г.С.Меркин, С.А.Зинин)
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Формы контроля |
|
По плану |
Фактически |
||||
Из устного народного творчества. Былины. |
1 |
|
|||
1 |
Былины. « Илья Муромец и Соловей- разбойник». |
1 |
04.09 |
|
Выразительное чтение |
Из древнерусской литературы. |
1 |
|
|||
2 |
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». |
1 |
11.09 |
|
Пересказ эпизодов |
Из литературы XVIII века. |
2 |
|
|||
3 |
Д.И. Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения. |
1 |
18.09 |
|
Чтение по ролям |
4 |
Основной конфликт пьесы и ее проблематика Образы в комедии. |
1 |
25.09 |
|
Письменный ответ на вопрос «О чём комедия «Недоросль»? |
Из литературы XIX века. |
12 |
|
|||
5 |
А.С. Пушкин. Краткие сведения о поэте. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта «К Чаадаеву». |
1 |
02.10 |
|
Наизусть «К Чаадаеву» |
6 |
«Песнь о вещем Олеге». Судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина. |
1 |
09.10 |
|
Сравнить летопись и балладу |
7 |
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». |
1 |
16.10 |
|
Выразительное чтение |
8-9 |
Н.В.Гоголь «Шинель». Изображение чиновничества и жизни «маленького человека». |
2 |
23.10-6.11 |
|
Письменный ответ на вопрос «Какова главная художественная идея повести»? |
10 |
И.С.Тургенев «Певцы». Талант и чувство достоинства крестьян . |
1 |
13.11 |
|
Чтение |
11 |
Н.А. Некрасов. Краткие сведения о поэте. «Железная дорога». |
1 |
20.11 |
|
Выразительное чтение |
12 |
М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о писателе. Сказка «Дикий помещик». Приемы создания образа помещика. |
1 |
27.11 |
|
Пересказ сказки |
13 |
М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». |
1 |
04.12 |
|
Пересказ сказки |
14 |
Л.Н.Толстой. Рассказ «Севастополь в декабре месяце». Защита Отечества. Человек и война. |
1 |
11.12 |
|
Чтение |
15 |
Н.С.Лесков «Левша» |
1 |
18.12 |
|
Пересказ |
16 |
А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». |
1 |
25.12 |
|
Выразительное чтение |
Из русской литературы XX века. |
14 |
|
|||
17-18 |
М.Горький «Детство». (Избранные главы). Становление характера мальчика. |
2 |
15.01-22.01 |
|
|
19 |
И.А.Бунин. Рассказ «Кукушка». Смысл названия. Основные проблемы рассказа. |
1 |
29.01 |
|
|
20 |
А.И.Куприн «Куст сирени». Художественная идея рассказа. |
1 |
05.02 |
|
|
21 |
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». |
1 |
12.02 |
|
|
22 |
С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…». |
1 |
19.02 |
|
|
23 |
И.С.Шмелев «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя. |
1 |
26.02 |
|
|
24 |
М.М. Пришвин. «Москва-река». Родина, человек и природа в рассказе. |
1 |
04.03 |
|
|
25-26 |
К.Г. Паустовский повесть « Мещерская сторона». Человек и природа. Образ рассказчика в произведении. |
2 |
11.03-18.03 |
|
|
27 |
Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться!..». |
1 |
01.04 |
|
|
28 |
А.Т. Твардовский. «Прощаемся мы с матерями…». |
1 |
08.04 |
|
|
29-30 |
А.Т.Твардовский поэма «Василий Теркин». (Главы из поэмы). |
2 |
15.04-22.04 |
|
|
Из зарубежной литературы. |
4 |
|
|||
31 |
У. Шекспир. Краткие сведения об авторе. Сонеты (Перевод С.Я. Маршака) |
1 |
29.04 |
|
|
32 |
Р. Бернс. « Возвращение солдата». (Перевод С.Я. Маршака). |
1 |
06.05 |
|
|
33 |
Р.Л. Стивенсон « Вересковый мед» (Перевод С.Я. Маршака). |
1 |
13.05 |
|
|
34 |
Остров сокровищ (Избранные главы) (Перевод К.И. Чуковского). Приемы создания образов. Наиболее привлекательные качества героя. |
1 |
20.05 |
|
|
35 |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
27.05 |
|
Контрольная работа (тест с небольшим количеством заданий) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.