Календарно – тематическое планирование
№ урока (сквозная нумерация) |
Раздел, тема урока |
Количество часов |
Дата проведения
|
Элементы содержания |
Примечание (домашнее задание, творческие работы, рефераты и др.) |
|||||||
по плану |
по факту |
|||||||||||
Книга в мировой культуре (5 ч) |
||||||||||||
1 |
Вводный урок по содержанию раздела. Высказывания о книгах известных людей |
1 |
|
|
Рассуждение о роли книги в мировой культуре. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов |
|
||||||
2
|
Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни». «Повесть временных лет» |
1 |
|
|
Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений |
|
||||||
3 |
М. Горький. «О книгах» Маленькая энциклопедия книги. Удивительная находка |
1 |
|
|
Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. |
|
||||||
4 |
Контрольная работа. Проверка техники чтения |
1 |
|
|
Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них |
|
||||||
5 |
Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах. Проверочная работа (тест) |
1 |
|
|
Связь произведений литературы с другими видами искусств Тема, главная мысль, события, последовательность |
|
||||||
Истоки литературного творчества (17ч) |
||||||||||||
6 |
Пословицы разных народов. Сочинение на тему: «Книги-мои друзья» |
1 |
|
|
Сравнение пословиц и поговорок разных народов |
|
||||||
7 |
Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета) |
1 |
|
|
Выявление особенностей притч, былинного текста. Сравнение былин и сказочного текста |
|
||||||
8 |
Притча о сеятеле. Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи |
1 |
|
|
Выявление особенностей притч, былинного текста. Сравнение былины и сказочного текста |
|
||||||
9 |
Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов Гусляры |
1 |
|
|
Образные языковые средства. Герои произведения, понимание их эмоционально-нравственных переживаний |
|
||||||
10 |
Былины. Исцеление Ильи Муромца. Сравнение былины со сказочным текстом |
1 |
|
|
Выявление особенностей притч, былинного текста. Сравнение былин и сказочных текстов |
|
||||||
11 |
Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины |
1 |
|
|
Различение жанров произведений |
|
||||||
12 |
Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок» Славянский миф. Особенности мифа |
1 |
|
|
Связь произведений литературы с другими видами искусств. Тема, главная мысль, события, последовательность |
|
||||||
13 14 |
Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского |
2 |
|
|
Связь произведений литературы с другими видами искусств. Тема, главная мысль, события, последовательность |
|
||||||
15 |
Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества |
1 |
|
|
Составление сказки по аналогии с данной сказкой. Определять тему выставки книг |
|
||||||
16 |
Самостоятельное чтение. Сказки о животных |
1 |
|
|
Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций |
|
||||||
17 |
Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии |
1 |
|
|
Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении
|
|
||||||
18 |
Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю |
1 |
|
|
Различные виды чтения. Выразительное чтение, интонации, соответствующие смыслу текста
|
|
||||||
19 |
Семейное чтение. Царь и кузнец. Притча |
1 |
|
|
Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний |
|
||||||
20 |
Семейное чтение. Шрамы на сердце. Притча |
1 |
|
|
Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения |
|
||||||
21 |
Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе |
1 |
|
|
Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
|
||||||
22 |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа (тест) |
1 |
|
|
Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения |
|
||||||
О Родине, о подвигах, о славе (13 ч) |
||||||||||||
23 |
К.Ушинский. Отечество. В.Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине |
1 |
|
|
Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений |
|
||||||
24 |
Н. Языков. Мой друг!… А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь |
1 |
|
|
Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
|
||||||
Итого за 1 четверть: к/р – 1, пр/р - 2 |
||||||||||||
25 |
Александр Невский. Н.Кончаловская. Слово о побоище ледовом |
1 |
|
|
Связь произведений литературы с другими видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
|
||||||
26 |
Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском |
1 |
|
|
Тема, главная мысль, события, последовательность. Понимание основного содержания услышанного |
|
||||||
27 |
Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь |
1 |
|
|
Тема, главная мысль, события, последовательность |
|
||||||
28 |
Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. Реквием |
1 |
|
|
Тема, главная мысль, события, последовательность. Понимание основного содержания услышанного |
|
||||||
29 |
А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение |
1 |
|
|
Тема, главная мысль, события, последовательность |
|
||||||
30 |
Е. Благинина. Папе на фронт. Сравнение произведения живописи и литературы |
1 |
|
|
Сравнение произведения литературы и живописи
|
|
||||||
31 |
Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей |
1 |
|
|
Тема, главная мысль, события, последовательность. Понимание основного содержания |
|
||||||
32 |
Самостоятельное чтение. С. Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета |
1 |
|
|
Тема, главная мысль, события, последовательность |
|
||||||
33 |
Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография-источник получения информации |
1 |
|
|
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них |
|
||||||
34 |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа (тест) |
1 |
|
|
Тема, главная мысль, события, последовательность |
|
||||||
35 |
Творческий проект на тему «Нам не нужна война» |
1 |
|
|
Коллективное редактирование получившихся текстов. Презентация своих работ |
|
||||||
Жить по совести, любя друг друга (14 ч) |
||||||||||||
36 |
А. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа. Герои рассказа |
1 |
|
|
Соотношение поступков героев с реальными жизненными ситуациями |
|
||||||
37 38 |
И. Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему |
2 |
|
|
Образные языковые средства. Выразительное чтение использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
|
||||||
39 |
А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа |
1 |
|
|
Выразительное чтение, использование интонаций |
|
||||||
40 |
А.Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии |
1 |
|
|
Понимание содержания литературного произведения Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний |
|
||||||
41 |
М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа |
1 |
|
|
Участие в диалоге при обсуждении произведения |
|
||||||
42 43 |
И. Пивоварова. Смеялись мы-хи-хи… Соотнесение содержания текста с пословицей |
2 |
|
|
Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения |
|
||||||
44 |
Н. Носов. Дневник Коли Синицына |
1 |
|
|
Ответы на вопросы, выполнение задания, пересказ |
|
||||||
45 |
Самостоятельное чтение. Н. Носов. Метро. Особенности юмористического текста |
1 |
|
|
Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
|
||||||
46 |
Семейное чтение. В. Драгунский. …бы. Смысл рассказа |
1 |
|
|
Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация произведений
|
|
||||||
47
|
Наш театр. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование |
1 |
|
|
Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения |
|
||||||
48 |
Контрольная работа. Проверка техники чтения |
1 |
|
|
Проверка техники чтения |
|
||||||
Итого за 2 четверть: к/р – 1, пр/р - 1 |
||||||||||||
49 |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа (тест) |
1 |
|
|
Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения |
|
||||||
Литературная сказка (24 ч) |
||||||||||||
50 |
Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Толстой, А. Толстой |
1 |
|
|
Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения |
|
||||||
51 |
Вильгельм и Якоб Гримм- собиратели немецких народных сказок |
1 |
|
|
Участие в диалоге при обсуждении произведения Оценка иллюстрации к произведению |
|
||||||
52 |
Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки |
1 |
|
|
Участие в диалоге при обсуждении произведения Оценка иллюстрации к произведению |
|
||||||
53 |
Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои литературной сказки |
1 |
|
|
Участие в диалоге при обсуждении произведения Оценка иллюстрации к произведению |
|
||||||
54 |
Шарль Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки |
1 |
|
|
Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний |
|
||||||
55 56 |
Шарль Перро. Мальчик -с -пальчик. Особенности зарубежного сюжета. Герои сказки |
2 |
|
|
Осознанное чтение текста художественного произведения «про себя», анализ особенности речи героев произведения |
|
||||||
57 |
Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги |
1 |
|
|
Творческая работа. Написание отзыва на книгу и представление книги |
|
||||||
58 |
Сказки Г.-Х. Андерсена |
1 |
|
|
Определение средств выразительности, работа над лексическим значением слов |
|
||||||
58 |
Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой |
1 |
|
|
Умение определять главную мысль произведения; создание интерпретации текста на основе художествен. текста |
|
||||||
60 |
Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Герои сказки |
1 |
|
|
Умение определять главную мысль произведения |
|
||||||
61 |
Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди» |
1 |
|
|
Определение последовательности событий в произведении. Работа в группе |
|
||||||
62 |
Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки |
1 |
|
|
Умение определять главную мысль произведения; создание интерпретации текста |
|
||||||
63 |
Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки |
1 |
|
|
Умение определять главную мысль произведения; Умение выразительно читать |
|
||||||
64 |
Г.-Х.Андерсен. Чайник. Смысл сказки |
1 |
|
|
Умение находить слова в тексте, позволяющие характеризовать героя произведения |
|
||||||
65 |
Проверочная работа (тест). Создание сказки по аналогии |
1 |
|
|
Создание своего окончания сказки. Презентация работы |
|
||||||
66 |
Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей |
1 |
|
|
Группировка книг по подтемам. Представление одной из книг по заданным параметрам |
|
||||||
67 |
Самостоятельное чтение. И.Токмакова. Сказочка о счастье |
1 |
|
|
Работа по группам. Классификация сказок. Знакомство с особенностями волшебной сказки |
|
||||||
68 |
Семейное чтение. С. Аксаков. Аленький цветочек |
1 |
|
|
Определение последовательности событий, изображённых на иллюстрациях. Работа в группе |
|
||||||
69 |
С. Аксаков. Аленький цветочек |
1 |
|
|
Определение главной мысли. Чтение произведения |
|
||||||
70 |
Ш.Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок |
1 |
|
|
Определение главной мысли. Чтение произведения |
|
||||||
71 |
Наш театр. Э. Хогарт. Мафин печёт пирог. Инсценирование |
1 |
|
|
Определение последовательности событий, изображённых на иллюстрациях. Инсценирование произведения |
|
||||||
72 |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа (тест) |
1 |
|
|
Определение средств выразительности, работа над лексическим значением слов |
|
||||||
73 |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление аннотации |
1 |
|
|
Создание своей выставки книг по прочитанным произведениям в этом разделе. Пересказ любимых произведений |
|
||||||
Великие русские писатели (24ч) |
||||||||||||
74 |
Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки |
1 |
|
|
Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника |
|
||||||
75 |
К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина» |
1 |
|
|
Анализ произведения
|
|
||||||
76 |
А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Особенность литературной сказки. Сравнение с народной сказкой |
1 |
|
|
Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения
|
|
||||||
77 78 |
А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Герои сказки. Сравнение литературных сказок |
2 |
|
|
Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения
|
|
||||||
Итого за 3 четверть: пр/р - 3 |
||||||||||||
79 |
А.С. Пушкин. Осень. Гонимы вешними лучами…Средства художественной выразительности для создания образа весны |
1 |
|
|
Определять свою позицию по отношению к героям произведения
|
|
||||||
80 |
Ф. И. Тютчев. Ещё земли печален вид… Сравнение произведений живописи и литературы |
1 |
|
|
Объяснять используемые в тексте выражения: сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения |
|
||||||
81 |
Сочинение по картине И. Левитана. Вечерний звон |
1 |
|
|
Умение: - оставлять отзыв о прочитанном произведении |
|
||||||
82 |
И.Козлов. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы |
1 |
|
|
Объяснять используемые в тексте выражения.: сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения |
|
||||||
83 |
М. Лермонтов. Горные вершины. Подготовка сообщения о М. Лермонтове. Перевод В.Брюсова |
1 |
|
|
Делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации |
|
||||||
84 |
М. Лермонтов. Дары Терека. Утёс
|
1 |
|
|
Делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации |
|
||||||
85 |
М. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни |
1 |
|
|
Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения
|
|
||||||
86 |
Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов |
1 |
|
|
Осознание нравственных понятий на основе чтения различных текстов |
|
||||||
87 |
Л. Толстой. Подготовка сообщения о Л. Толстом. Л.Толстой. Маman (Из повести «Детство») |
1 |
|
|
Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения |
|
||||||
88 |
Л. Толстой. Ивины. Герои рассказа |
1 |
|
|
Умение находить слова в тексте, позволяющие характеризовать героя произведения |
|
||||||
89 |
И. Никитин. Вечер ясен и тих. И. Никитин. Когда закат прощальными лучами |
1 |
|
|
Чтение и анализ стихотворения. Подготовка к выразительному чтению |
|
||||||
90 |
И. Бунин. Гаснет вечер, даль синеет. И.А.Бунин. Ещё холодно и сыро |
1 |
|
|
Чтение и анализ стихотворения Подготовка к выразительному чтению |
|
||||||
91 |
Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом |
1 |
|
|
Подготовка к краткому пересказу. Краткий пересказ. Работа по вопросам учебника |
|
||||||
92 |
Самостоятельное чтение. Л. Толстой. Был русский князь Олег. Басни Л.Толстого |
1 |
|
|
Умение находить слова в тексте, позволяющие характеризовать героя произведения. Определять нравственный смысл текста |
|
||||||
93 |
Семейное чтение. Л. Толстой. Петя Ростов |
1 |
|
|
Подготовка к краткому пересказу. Краткий пересказ. Анализ рассказа. Работа по вопросам учебника |
|
||||||
94. |
Л. Толстой. Петя Ростов. Пересказ |
1 |
|
|
Подготовка к краткому пересказу. Краткий пересказ. Анализ рассказа. Работа по вопросам учебника |
|
||||||
95. |
Наш театр. И. Крылов. Ворона и Лисица. Инсценирование |
1 |
|
|
Инсценировка басни; распределение ролей. Соотнесение отрывков басен И.Крылова с книгами басен |
|
||||||
96. |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа (тест) |
1 |
|
|
Соотносение поступков героев с реальными жизненными ситуациями, умение делать свой нравственный выбор |
|
||||||
97. |
Контрольная работа. Проверка техники чтения |
1 |
|
|
Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника |
|
||||||
Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения (5 ч) |
||||||||||||
98 |
.Обобщение. Ритм. Рифма |
1 |
|
|
Работа по группам. Обобщающая работа |
|
||||||
99 |
Обобщение. Стихотворение и стихотворение в прозе. |
1 |
|
|
Работа по группам. Обобщающая работа |
|
||||||
100 |
Обобщение. Понятие «Художественная литература» |
1 |
|
|
Работа с выставкой книг. Классификация книг |
|
||||||
101 |
Самостоятельная работа по рассказу И.Тургенева «Воробей» |
1 |
|
|
Чтение и анализ произведения |
|
||||||
102 |
Обобщение по теме. Рекомендации на лето |
1 |
|
|
Анализ курса литературного чтения. Отбор понравившихся произведений. Задание на лето |
|
||||||
Итого за 4 четверть: к/р – 1, пр/р - 1 |
||||||||||||
Итого за год: 3 к/р, 7 пр/р. |
||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.