Календарно-тематическое планирование
по литературному чтению в 4 классе УМК «Школа России»
на 2022 - 2023 учебный год
с планируемыми результатами освоения материала
№ п/п |
Дата
|
Тема урока |
Тип урока |
Основные виды учебной деятельности |
Планируемые результаты освоения материала |
Универсальные учебные действия |
1 четверть (36 часов) |
||||||
1 |
|
Самое великое чудо на свете. Р.С. Сеф «Читателю».
|
Урок введения в новую тему. |
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению, применять систему условных обозначений, предполагать на основе названия содержание текста или главы. |
Знание структуры учебника, системы условных обозначений. Умение пользоваться оглавлением, словарём. Умение составлять небольшие монологические высказывания с опорой на авторский текст. |
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач. |
Устное народное творчество (12 часов) |
||||||
2 |
|
Русские народные песни. Вводная диагностическая работа. |
Комбинированный урок. |
Прогнозировать содержание раздела, читать, выражая настроение произведения, находить созвучные окончания в тексте. |
Знание названий, содержания изученных произведений и их авторов. Умение создавать небольшой устный текст на заданную тему.
|
Учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию. |
3 |
|
Потешки и прибаутки, считалки и небылицы.
|
Урок изучения нового материала. |
Находить слова, которые помогают представить героя произведения устного народного творчества. Находить различие в потешках и прибаутках, сходных по теме. |
Знание правил заучивания стихотворений, малые фольклорные жанры: считалки, небылицы, потешки и прибаутки. Умение выполнять словесное рисование картин природы, читать осознанно текст художественного произведения. |
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
4 |
|
Загадки, пословицы и поговорки.
|
Комбинированный урок. |
Знакомство с русскими народными пословицами. Объяснять смысл пословиц, соотносить смысл пословиц с содержанием и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице и соотносить содержание рассказа с пословицей. Анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки. Моделировать загадки. |
Знание малых фольклорных жанров, народных загадок. Умение приводить примеры произведений фольклора, составлять свои загадки, участвовать в диалоге при обсуждении темы урока. |
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
5 |
|
Сказки. Ю.П. Мориц «Сказка по лесу идёт».
|
Урок-сказка. |
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. |
Знание малых фольклорных жанров, народных загадок. Умение приводить примеры произведений фольклора, составлять свои загадки, участвовать в диалоге при обсуждении темы урока.
|
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
6 |
|
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
|
Урок-драматизация. |
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать, передавая настроение героя. Читать по ролям. Рассказывать сказку, используя иллюстрации в книге. |
Знание понятий «народная сказка» и «авторская сказка». Умение читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст, используя иллюстрации учебника, приводить примеры произведений фольклора. |
Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Читать целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы. |
7 |
|
Русская народная сказка «У страха глаза велики».
|
Урок закрепления и систематизации знаний. |
Читать, передавая настроение героя. Характеризовать героев сказки. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. |
Знание понятий «народная сказка» и «авторская сказка». Умение читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст, используя иллюстрации учебника, приводить примеры произведений фольклора.
|
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Читать целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы. |
8 |
|
Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Проверка техники чтения.
|
Комбинированный урок. |
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Характеризовать героев сказки. Составлять план сказки. Пересказывать по составленному плану. Исправлять ошибки, допущенные при пересказе. |
Знание понятий «народная сказка» и «авторская сказка». Умение читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст, используя план текста, приводить примеры произведений фольклора. |
Устанавливать причинно-следственные связи, строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Читать целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы. |
9 |
|
Русская народная сказка «Лиса и журавль».
|
Урок-исследование.
|
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Характеризовать героев сказки. Составлять план сказки. Рассказывать сказку, используя иллюстрации в книге. Исправлять ошибки, допущенные при пересказе. |
Знание понятий «народная сказка» и «авторская сказка». Умение читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст, используя план текста, приводить примеры произведений фольклора. |
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Читать целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы. |
10 |
|
Русская народная сказка «Каша из топора».
|
Урок-проект. |
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Характеризовать героев сказки. Составлять план сказки. Пересказывать по составленному плану. Исправлять ошибки, допущенные при пересказе. |
Знание понятий «народная сказка» и «авторская сказка». Умение читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст, используя план текста, приводить примеры произведений фольклора. |
Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Читать целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы. |
11 |
|
Русская народная сказка «Гуси-лебеди».
|
Урок закрепления и систематизации знаний.
|
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Характеризовать героев сказки. Составлять план сказки. Рассказывать сказку, используя иллюстрации в книге. Исправлять ошибки, допущенные при пересказе.
|
Знание понятий «народная сказка» и «авторская сказка». Умение читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст, используя план текста, приводить примеры произведений фольклора. |
Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Читать целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы. |
12 |
|
А.А. Шибаев «Вспомни сказку».
|
Урок закрепления и систематизации знаний. |
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Характеризовать героев сказки. Соотносить пословицы со сказками. |
Знание народных сказок. Умение читать выразительно текст, различать жанры художественной литературы, приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу. |
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
13 |
|
Обобщающий урок по теме «Устное на-родное творчество». Тест №1.
|
Урок обобщения и систематизации. |
Систематизировать и проверить свои знания по данной теме. Отвечать на вопросы, формулировать выводы по теме. |
Знание народных сказок. Умение читать выразительно текст, различать жанры художественной литературы, приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу. |
Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. |
Люблю природу русскую! Осень (7 часов) |
||||||
14 |
|
Нравится ли вам осень? Осенние загадки.
|
Урок-исследование. |
Прогнозировать содержание раздела. Отвечать на вопросы, используя свои наблюдения. Формулировать ответы. Составлять загадки, используя свои знания сезонных изменений в природе. Работать в парах. |
Знание понятия «устное народное творчество». Умение читать осознанно текст, пересказывать его, объяснять смысл пословиц. Умение различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). |
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
15 |
|
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …» К. Бальмонт «Поспевает брусника…» А. Плещеев «Осень наступила …»
|
Урок изучения нового материала. |
Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. |
Знание произведений русских поэтов. Умение выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть (по выбору). |
Учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста. |
16 |
|
А. Фет «Ласточки пропали…» А. Толстой «Осень».
|
Урок изучения нового материала. |
Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Слушать звуки осени, переданные в лирическом произведении. Представлять картины осенней природы. |
Знание произведений русских поэтов. Умение описывать поэтический образ осени в стихах, анализировать поэтическое изображение осени в стихах, читать стихотворения наизусть (по выбору). |
Учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста. |
17 |
|
С. Есенин «Закружилась листва золотая». В. Брюсов «Сухие листья». И. Токмакова «Опустел скворечник».
|
Урок изучения нового материала. |
Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. |
Знание произведений русских поэтов. Умение описывать поэтический образ осени в стихах, анализировать поэтическое изображение осени в стихах, читать стихотворения наизусть (по выбору). |
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста. |
18 |
|
В.Д. Берестов «Хитрые грибы».
|
Урок-проект. |
Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворение. |
Знание произведений русских поэтов. Умение описывать поэтический образ осени в стихах, анализировать поэтическое изображение осени в стихах, определять тему и главную мысль произведения. |
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста. |
19 |
|
М.М. Пришвин «Осеннее утро».
|
Комбинированный урок. |
Читать произведение, передавая с помощью интонации настроение автора. Иллюстрировать рассказ. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. |
Знание произведений русских поэтов. Умение описывать поэтический образ осени в стихах, анализировать поэтическое изображение осени в стихах. |
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. |
20 |
|
Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Осень». Проверочная работа №1.
|
Комбинированный урок.
|
Читать стихотворения и прозаические произведения, передавая с помощью интонации настроение авторов. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. |
Знание произведений русских поэтов. Умение анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. |
Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Декламировать произведения. |
Русские писатели (15 часов) |
||||||
21 |
|
А.С. Пушкин. Викторина по сказкам поэта.
|
Урок-викторина. |
Прогнозировать содержание раздела. Сравнивать авторские и народные произведения, отгадывать загадки, отвечать на вопросы викторины. Познакомиться с биографией А.С. Пушкина. |
Знание произведений А.С. Пуш-кина. Умение анализировать поэтическое изображение осени в стихах, определять тему и главную мысль произведения. |
Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. Развивать воссоздающее и творческое воображение. |
22 |
|
А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …»
|
Комбинированный урок.
|
Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотво-рение. |
Знание произведений А.С. Пуш-кина. Умение читать выразительно и осознанно текст стихотворения, осуществлять выборочное чтение отрывков, соответствующих описаниям каких-либо явлений природы, определять изобразительные средства выразительности речи, отображающие красоту природы, читать стихотворение наизусть. |
Учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
23 |
|
А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…»
|
Комбинированный урок.
|
Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотво-рение. |
Знание произведений А.С. Пуш-кина. Умение читать выразительно и осознанно текст стихотворения, осуществлять выборочное чтение отрывков, соответствующих описаниям каких-либо явлений природы, определять изобразительные средства выразительности речи, отображающие красоту природы, читать стихотворение наизусть. |
Выделять существенную информацию. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
24 |
|
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
|
Урок изучения нового материала. |
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Различать стихотворный и прозаический текст. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. |
Знание содержания сказки А.С. Пушкина. Умение определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения. |
Учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию. |
25 |
|
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
|
Урок-путешествие. |
Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения. |
Знание содержания сказки А.С. Пушкина. Умение определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения, создавать небольшой устный текст на заданную тему, составлять план произведения. |
Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. |
26 |
|
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
|
Урок-театр. |
Пересказывать сказку в прозе по плану. Выразительно читать. Объяснять интересные словесные выражения в произведении. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
Знание содержания сказки А.С. Пушкина. Умение определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения, создавать небольшой устный текст на заданную тему, пересказывать по плану. |
Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. |
27 |
|
И.А. Крылов. Биография.
|
Урок изучения нового материала. |
Познакомиться с биографией И.А. Крылова. Отвечать и задавать вопросы. |
Знание биографии И.А. Крылова, понятия «басня». Умение читать осознанно текст, участвовать в обсуждении прочитанного произведения. |
Выделять существенную информацию. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
28 |
|
И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука».
|
Урок изучения нового материала. |
Отличать басню от стихотворения, знать особенности басенного текста, характеризовать героев басни с опорой на басенный текст. |
Знание биографии И.А. Крылова, понятия «басня». Умение определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно. |
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. |
29 |
|
И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».
|
Урок-театр. |
Отличать басню от стихотворения, знать особенности басенного текста, характеризовать героев басни с опорой на басенный текст. |
Знание биографии И.А. Крылова, понятия «басня». Умение определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно. |
Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. |
30 |
|
Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».
|
Урок изучения нового материала. |
Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения, соотносить пословицы и смысл прозаического произведения.
|
Знание понятия «быль», творчества Л.Н. Толстого. Умение определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно. |
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. |
31 |
|
Л.Н. Толстой «Филипок».
|
Урок изучения нового материала. |
Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения. |
Знание понятия «быль», творчества Л.Н. Толстого. Умение определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно.
|
Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. |
32 |
|
Л.Н. Толстой «Правда всего дороже».
|
Урок изучения нового материала. |
Пересказывать текст, соотносить пословицы и смысл прозаического произведения. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения. |
Знание понятия «быль», творчества Л.Н. Толстого. Умение определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно.
|
Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. |
33 |
|
Л.Н. Толстой «Котёнок».
|
Урок-проект. |
Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения. |
Знание понятия «быль», творчества Л.Н. Толстого. Умение различать жанры (рассказ, быль, стихотворение), осознанно читать текст художественного произведения. |
Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. |
34 |
|
Разноцветные страницы. Проверка техники чтения.
|
Комбинированный урок. |
Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
Знание понятия «быль», творчества Л.Н. Толстого. Умение различать жанры (рассказ, быль, стихотворение), осознанно читать текст художественного произведения. |
Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. Понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности. Развивать воссоздающее и творческое воображение. |
35 |
|
Обобщающий урок по теме «Русские писатели». Контрольная работа № 1.
|
Контрольно-обобщающий урок. |
Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
Знание понятий: «быль», «басня», «устное народное творчество». Умение различать литературные жанры. Умение оценивать свои знания и достижения. |
Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Развивать воссоздающее и творческое воображение. |
О братьях наших меньших (10 часов) |
||||||
36 |
|
Н.И. Сладков «Они и мы». А.А. Шибаев «Кто кем становится?»
|
Урок-проект. |
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть. |
Знание авторов, которые пишут о природе. Умение прогнозировать жанр произведения, определять мотив поведения героев путём выбора правильного ответа из текста. |
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. |
2 четверть (28 часов) |
||||||
37 |
|
Б. Заходер «Плачет киска …» И. Пивоварова «Жила-была собака…»
|
Урок изучения нового материала. |
Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. |
Знание произведений о животных, о природе, авторов, пишущих о природе. Умение участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. |
Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. |
38 |
|
В. Берестов «Кошкин щенок».
|
Урок изучения нового материала. |
Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. |
Знание произведений о животных, о природе, авторов, пишущих о природе. Умение выполнять творческую работу (сочинение сказок), осознанно и выразительно читать текст художественного произведения. |
Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. |
39 |
|
М.М. Пришвин «Ребята и утята».
|
Урок изучения нового материала. |
Сравнивать художественные и научно-познавательные тексты, сказки и рассказы о животных. |
Знание произведений М.М. Пришвина. Умение определять, от какого лица идёт повествование, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять простой план. |
Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. |
40 |
|
Е.И. Чарушин «Страшный рассказ».
|
Комбинированный урок. |
Определять героев и характеризовать их. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. |
Знание произведений Е.И. Чарушина. Умение определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге. |
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. |
41 |
|
Б.С. Житков «Храбрый утёнок».
|
Комбинированный урок. |
Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Участвовать в обсуждении. |
Знание произведений Б.С. Житкова. Умение объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. |
Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. |
42 |
|
В.В. Бианки «Музыкант».
|
Урок-проект. |
Видеть красоту природы, изображённую в художественном произведении, составлять план и пересказывать. Участвовать в обсуждении. |
Знание произведений В.В. Бианки. Умение определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, создать небольшой устный текст на заданную тему. |
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. |
43 |
|
В.В. Бианки «Сова».
|
Комбинированный урок. |
Видеть красоту природы, изображённую в художественном произведении, составлять план и пересказывать. Участвовать в обсуждении. |
Знание произведений В.В. Бианки. Умение определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, создать небольшой устный текст на заданную тему. |
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. |
44 |
|
Разноцветные страницы.
|
Урок-викторина. |
Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбирать книги по темам и по авторам. |
Знание авторов, которые пишут о животных. Умение поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. |
Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Развивать воссоздающее и творческое воображение. |
45 |
|
Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших». Контрольная работа № 2. |
Контрольно-обобщающий урок. |
Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
Знание авторов, которые пишут о животных. Умение поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. |
Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. |
Из детских журналов (9 часов) |
||||||
46 |
|
Знакомство с детскими журналами.
|
Урок введения в новую тему. |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. |
Знание названий детских журналов, понятия «темп чтения». Умение устанавливать темп чтения, работать с иллюстрациями, ориентироваться в журнале. |
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. |
47 |
|
Д. Хармс «Игра».
|
Урок изучения нового материала. |
Отличать журнал от книги. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. |
Знание названий детских журналов. Умение найти нужную статью в журнале или рубрику, находить отличия книги от журнала. |
Выделять существенную информацию. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
48 |
|
Д. Хармс «Вы знаете?..»
|
Урок-игра. |
Находить интересные и нужные статьи в журнале, создавать свой журнал и устно его описывать. Выразительно читать. |
Знание названий детских журналов. Умение найти нужную статью в журнале или рубрику; находить отличия книги и журнала; поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. |
Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. |
49 |
|
Д. Хармс «Весёлые чижи».
|
Урок изучения нового материала. |
Планировать работу на уроке. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. |
Знание названий детских журналов. Умение найти нужную статью в журнале или рубрику, находить отличия книги и журнала. |
Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. |
50 |
|
Д. Хармс «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог».
|
Урок изучения нового материала. |
Рисовать иллюстрации к прочитанному и своему журналу. Писать свои рассказы и стихи для детского журнала. |
Знание названий детских журналов. Умение проводить лексическую работу, создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. |
51 |
|
Ю.Д. Владимиров «Чудаки». А.И. Введенский «Учёный Петя».
|
Урок изучения нового материала. |
Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. |
Знание названий детских журналов. Умение определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно. |
Выделять существенную информацию. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
52 |
|
А.И. Введенский «Лошадка».
|
Урок изучения нового материала. |
Планировать работу на уроке. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. |
Знание названий детских журналов. Умение определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно. |
Учить основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. |
53 |
|
Д. Хармс «Весёлый старичок».
|
Урок изучения нового материала. |
Читать вслух с постепенным переходом про себя, отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале. |
Знание названий детских журналов. Умение определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно. |
Учить основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
|
54 |
|
Обобщающий урок по теме «Из детских журналов». Тест № 2.
|
Контрольно-обобщающий урок. |
Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
Знание, как устроен журнал. Умение поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. |
Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. |
Люблю природу русскую! Зима (10 часов) |
||||||
55 |
|
Нравится ли вам зима? Зимние загадки.
|
Урок введения в новую тему. |
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. |
Знание произведений о зиме. Умение отгадывать загадки, моделировать свои загадки, составлять мини-рассказ о зиме и зимних играх. |
Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
56 |
|
И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…» К.Д. Бальмонт «Светло-пушистая…»
|
Урок изучения нового материала. |
Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворение. |
Знание произведений о зиме. Умение определять в тексте средства выразительности, читать выразительно стихотворение наизусть, сравнивать стихотворения разных поэтов одной тематики. |
Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. |
57 |
|
Я.Л. Аким «Утром кот принёс на лапах…» Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
|
Урок изучения нового материала. |
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Различать стихотворный и прозаический текст. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. |
Знание произведений о зиме. Умение определять в тексте средства выразительности, читать выразительно стихотворение наизусть, сравнивать стихотворения разных поэтов одной тематики. |
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. |
58 |
|
С.А. Есенин «Поёт зима, аукает …», «Берёза».
|
Урок изучения нового материала. |
Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. |
Знание творчества С.А. Есенина. Умение воспринимать на слух художественный текст, определять средства выразительности, рисовать словесные картины зимней природы. |
Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. |
59 |
|
Русская народная сказка «Два Мороза».
|
Урок-театр. |
Понимать особенности сказочного текста. Характеризовать и сравнивать героев, использовать слова-антонимы для их характеристики. |
Знание отличия прозаического произведения от лирического. Умение объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. |
Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. |
60 |
|
С.В. Михалков «Новогодняя быль».
|
Комбинированный урок. |
Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. |
Знание зимних праздников. Умение рифмовать слова, текст, делить текст на смысловые части, создавать небольшой устный текст на новогоднюю тематику. |
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
|
61 |
|
А.Л. Барто «Дело было в январе …» С.Д. Дрожжин «Улицей гуляет …»
|
Комбинированный урок. |
Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотво-рение. |
Знание творчества А.Л. Барто. Умение определять тему и находить главных героев. Рассказывать об изображениях зимнего времени года в произведениях, читать стихотворения по выбору наизусть. |
Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. |
62 |
|
Разноцветные страницы.
|
Урок-викторина. |
Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
|
Знание произведений о зиме. Умение поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. |
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. |
63 |
|
Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима». Контрольная работа №3.
|
Контрольно-обобщающий урок. |
Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
Знание произведений о зиме. Умение поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. |
Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. |
64 |
|
Проверка техники чтения.
|
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Анализировать свои успехи / неуспехи. |
Знание своих сильных и слабых сторон. Умение поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. |
Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. |
3 четверть (40 часов) |
||||||
Писатели – детям (21 час) |
||||||
65 |
|
К.И. Чуковский. Биография.
|
Урок введения в новую тему. |
Познакомиться с биографией К.И. Чуковского, совершить обзор по произведениям писателя. Работа в группах. |
Знание произведений К.И. Чуковского. Умение найти информацию из дополнительной литературы по заданию учителя. |
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
66 |
|
К.И. Чуковский «Путаница».
|
Урок-игра. |
Воспринимать на слух художественный текст, определять особенности юмористического произведения. Характеризовать и сравнивать героев, использовать слова-антонимы для их характеристики. |
Знание творчества К.И. Чуковского, содержание произведений. Умение анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках и шутках, давать характеристику героям. |
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
67 |
|
К.И. Чуковский «Радость».
|
Комбинированный урок. |
Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. |
Знание творчества К.И. Чуковского, содержание произведений. Умение определять смысл произведения, поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. |
Учиться основам смыслового чтения художественных и юмористических текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. |
68 |
|
К.И. Чуковский «Федорино горе».
|
Урок изучения нового материала. |
Воспринимать на слух художественный текст. Характеризовать и сравнивать героев, использовать слова-антонимы для их характеристики. Читать по ролям. |
Знание творчества К.И. Чуковского, содержание произведений. Умение анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках и шутках, давать характеристику героям. |
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
69 |
|
К.И. Чуковский «Федорино горе».
|
Урок-исследование. |
Определять смысл произведения, составлять план, давать характеристики героям, выражать своё мнение в адрес главной героини. Читать по ролям. |
Знание творчества К.И. Чуковского, содержание произведений. Умение различать народные и литературные сказки, делать выводы. |
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. |
70 |
|
К.И. Чуковский «Федорино горе».
|
Урок закрепления. |
Пересказывать в прозе и наизусть. Коллективно составлять картинный план. Анализировать отношение автора к главной героине в начале сказки и в конце. |
Знание творчества К.И. Чуковского, содержание произведений. Умение выразительно читать, отвечать на вопросы по прочитанному тексту. |
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
71 |
|
К.И. Чуковский «Федорино горе».
|
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Пересказывать в прозе и наизусть. Коллективно составлять картинный план. Анализировать отношение автора к главной героине в начале сказки и в конце. |
Знание творчества К.И. Чуковского, содержание произведений. Умение делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста. |
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
72 |
|
С.Я. Маршак.
|
Урок введения в новую тему.
|
Познакомиться с биографией С.Я. Маршака, сделать обзор произведений писателя. Работа в группах. |
Знание произведений С.Я. Маршака. Умение найти информацию из дополнительной литературы по заданию учителя. |
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
73 |
|
С.Я. Маршак «Кот и лодыри».
|
Урок изучения нового материала. |
Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Соотносить смысл пословицы с содержанием стихотворения. Характеризовать героев произведения. |
Знание творчества С.Я. Маршака. Умение анализировать юмористическое стихотворение, выразительно читать, отвечать на вопросы по прочитанному тексту. |
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
74 |
|
С.В. Михалков.
|
Урок введения в новую тему. |
Знакомиться с биографией С.В. Михалкова, сделать обзор произведений писателя. Работа в группах.
|
Знание произведений С.В. Михалкова. Умение найти информацию из дополнительной литературы по заданию учителя. |
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
75 |
|
С.В. Михалков «Мой секрет».
|
Урок изучения нового материала. |
Определить смысл произведения. Обсудить заголовок стихотворения. Дать характеристику герою по его поступкам. |
Знание произведений С.В. Михалкова. Умение выделять главную мысль произведения, оценивать поступки героев, выражать своё отношение к героям. |
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
76 |
|
С.В. Михалков «Сила воли».
|
Комбинированный урок.
|
Определить смысл произведения. Обсудить заголовок стихотворения. Дать характеристику герою по его поступкам. Разделить текст на смысловые части. |
Знание произведений С.В. Михалкова. Умение выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, отвечать на вопросы по прочитанному. |
Учиться основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. |
77 |
|
С.В. Михалков «Мой щенок».
|
Комбинированный урок. |
Определить смысл произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение. Дать характеристику герою по его поступкам. Разделить текст на смысловые части. |
Знание произведений С.В. Михалкова. Умение выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать юмористические произведения и произведения о животных. |
Учиться основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. |
78 |
|
А.Л. Барто «Верёвочка».
|
Урок-игра. |
Познакомиться с биографией А.Л. Барто. Определить смысл произведения. Обсудить заголовок и прочувствовать ритм стихотворения. Вспомнить детские считалки и сопоставить с данным произведением. |
Знание творчества А.Л. Барто. Умение определять тему и главную мысль произведения, выразительно читать произведения наизусть. |
Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. |
79 |
|
А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу».
|
Комбинированный урок. |
Анализировать заголовки стихотворений, подобрать свои; выразительно читать. |
Знание понятия «темп чтения». Умение устанавливать темп чтения от смысла читаемого; работать с иллюстрациями; читать осознанно текст художественного произведения; оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения. |
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. |
80 |
|
А.Л. Барто «Вовка – добрая душа».
|
Комбинированный урок.
|
Анализировать заголовок стихотворения, определить тему и главную мысль произведения, дать характеристику герою стихотворения. |
Знание творчества А.Л. Барто. Умение определять тему и главную мысль произведения, выразительно читать произведения наизусть. |
Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей, близких по тематике произведений. |
81 |
|
Н.Н. Носов «Затейники».
|
Урок введения в новую тему.
|
Познакомиться с биографией Н.Н. Носова. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана.
|
Знание творчества Н.Н. Носова. Умение прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
Делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей, близких по тематике произведений. |
82 |
|
Н.Н. Носов «Живая шляпа».
|
Комбинированный урок.
|
Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. |
Знание творчества Н.Н. Носова. Умение определять тему и находить главных героев. Уметь: прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
Делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей, близких по тематике произведений. |
83 |
|
Н.Н. Носов «На горке».
|
Комбинированный урок.
|
Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. |
Знание творчества Н.Н. Носова. Умение определять тему и находить главных героев. Уметь: прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. |
84 |
|
Скороговорки.
|
Урок-игра. |
Знакомство с понятием «скороговорка». Работа над выразительностью чтения, ритмом. Участие в коллективном рассуждении о значении обучения и умения читать. Определение темы текста. |
Знание понятия «скороговорка», ее назначение, малые фольклорные жанры, народные загадки. Умение приводить примеры произведений фольклора, участвовать в диалоге при обсуждении темы урока. |
Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста. Соотносить название произведения с его содержанием. |
85 |
|
Обобщающий урок по теме «Писатели – детям». Контрольная работа № 4.
|
Контрольно-обобщающий урок.
|
Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Проверка предметных и универсальных учебных умений. |
Уметь: определять тему и Умение мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. |
Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. |
Я и мои друзья (13 часов) |
||||||
86 |
|
Я и мои друзья. Развитие речи.
|
Урок введения в новую тему.
|
Обогащение словарного запаса. Обучение выбору книги по заданной учителем теме. |
Умение прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. |
87 |
|
В.Д. Берестов «За игрой». Э.Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду».
|
Комбинированный урок. |
Дать характеристику персонажу. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения.
|
Умение работать со словарем; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения. |
Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. |
88 |
|
В.Д. Берестов «Гляжу с высоты». В.В. Лунин «Я и Вовка».
|
Комбинированный урок. |
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. |
Умение соблюдать интонацию при чтении; читать осознанно текст художественного произведения. |
Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. |
89 |
|
Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
|
Урок изучения нового материала. |
Анализ заголовка произведения. Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Определение идеи произведения. |
Умение соблюдать интонацию при чтении; читать осознанно текст художественного произведения. |
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
90 |
|
Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
|
Урок закрепления. |
Дать характеристику персонажу. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения |
Умение определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.
|
Определять собственное отношение к персонажу. Озаглавливать текст, иллюстрацию. |
91 |
|
Ю.И. Ермолаев «Два пирожных».
|
Комбинированный урок.
|
Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. |
Умение прогнозировать содержание и жанр произведения перед чтением; ориентироваться в заявленных программой жанрах и их особенностях; правильно называть элементы книги и их назначение.
|
Делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определять собственное отношение к персонажу. Озаглавливать текст, иллюстрацию. |
92 |
|
В.А. Осеева «Волшебное слово».
|
Урок-проект. |
Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. |
Умение прогнозировать содержание и жанр произведения перед чтением; ориентироваться в заявленных программой жанрах и их особенностях; правильно называть элементы книги и их назначение. |
Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Инсценировать прочитанное. |
93 |
|
В.А. Осеева «Хорошее».
|
Комбинированный урок. |
Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности. |
Умение использовать силу голоса при чтении; пересказывать текст, читать по ролям; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое выступление. |
Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.
|
94 |
|
В.А. Осеева «Почему?»
|
Урок изучения нового материала. |
Анализ заголовка произведения. Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. |
Умение оценивать события, героев произведения; анализировать взаимоотношения героев, оценивать их поступки; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); прогнозировать содержание текста на основе заглавия и иллюстрации. |
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
95 |
|
В.А. Осеева «Почему?»
|
Урок закрепления. |
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Составление плана. Характеристика персонажа.
|
Умение оценивать события, героев произведения; анализировать взаимоотношения героев, оценивать их поступки; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); прогнозировать содержание текста на основе заглавия и иллюстрации. |
Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Соотносить название произведения с его содержанием. |
96 |
|
В.А. Осеева «Почему?»
|
Урок закрепления. |
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Составление плана, пересказ. Характеристика персонажа.
|
Умение оценивать события, героев произведения; анализировать взаимоотношения героев, оценивать их поступки; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); прогнозировать содержание текста на основе заглавия и иллюстрации. |
Соотносить пословицы с произведениями. Различать жанры произведений: малые фольклорные и литературные формы. |
97 |
|
Е.А. Благинина «Простокваша». В.Н. Орлов «На печи».
|
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. |
Умение определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. |
Делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
98 |
|
Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья». Проверочная работа №2.
|
Контрольно-обобщающий урок. |
Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Проверка предметных и универсальных учебных умений. |
Умение прогнозировать содержание и жанр произведения перед чтением; ориентироваться в заявленных программой жанрах и их особенностях; правильно называть элементы книги и их назначение. |
Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. |
Люблю природу русскую! Весна (8 часов) |
||||||
99 |
|
Нравится ли вам весна? Весенние загадки.
|
Урок введения в новую тему. |
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. |
Знание произведений о весне. Умение отгадывать загадки, моделировать свои загадки, составлять мини-рассказ о весне. |
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. |
100 |
|
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды».
|
Урок изучения нового материала. |
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. |
Умение определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. |
Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. |
101 |
|
А.Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка».
|
Урок изучения нового материала. |
Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. |
Умение читать осознанно текст художественного произведения; оценивать события; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); прогнозировать содержание по заголовку; анализировать стихотворный текст. |
Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. |
102 |
|
А.А. Блок «На лугу». С.Я. Маршак «Снег теперь уже не тот…»
|
Урок изучения нового материала. |
Анализировать заголовки стихотворений, подбирать свои, выразительно читать. |
Умение определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события; находить в тексте логически законченные части произведения. |
Делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
103 |
|
И.А. Бунин «Матери». Проверка техники чтения.
|
Контрольно-обобщающий урок.
|
Проверка предметных и универсальных учебных умений. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. |
Умение определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. |
Делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
104 |
|
А.Н. Плещеев «В бурю».
|
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения.
|
Умение определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. |
Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений |
4 четверть (32 часа) |
||||||
105 |
|
Е.А. Благинина «Посидим в тишине». Э.Э. Мошковская «Я маму мою обидел».
|
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности. |
Умение использовать силу голоса при чтении; пересказывать текст, читать по ролям; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание. |
Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. |
106 |
|
И.М. Пивоварова «Здравствуй». Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна». Проверочная работа №3.
|
Контрольно-обобщающий урок. |
Проверка предметных и универсальных учебных умений. |
Умение читать осознанно текст художественного произведения; оценивать события; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); прогнозировать содержание по заголовку; анализировать стихотворный текст. |
Отвечать на вопросы по содержанию литературных текстов. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. |
И в шутку, и всерьёз (12 часов) |
||||||
107 |
|
«Мозговая атака». Развитие речи.
|
Урок-игра. |
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения.
|
Умение составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события; находить в тексте логически законченные части произведения. |
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. |
108 |
|
Б.В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»
|
Урок введения в новую тему.
|
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Пополнение словарного запаса. |
Умение читать осознанно текст художественного произведения; оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); прогнозировать содержание по заголовку; анализировать стихотворный текст; отличать «добрый смех» от иронии. |
Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.
|
109 |
|
Б.В. Заходер. Песенки Винни-Пуха.
|
Комбинированный урок. |
Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. |
Умение определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.
|
Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. |
110 |
|
Э.Н. Успенский «Чебурашка».
|
Комбинированный урок. |
Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. |
Умение давать характеристику необычным персонажам; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; выделять опорные слова в произведении. |
Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. |
111 |
|
Э.Н. Успенский «Чебурашка».
|
Урок закрепления. |
Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного. Составление рассказа по иллюстрации.
|
Умение определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения. |
Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. |
112 |
|
Э.Н. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память».
|
Комбинированный урок. |
Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. |
Умение определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.
|
Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. |
113 |
|
В.Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка».
|
Комбинированный урок. |
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.
|
Умение читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); понимать настроение лирического героя. |
Делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определять собственное отношение к персонажу. Озаглавливать текст, иллюстрацию. |
114 |
|
И.П. Токмакова «Плим», «В чудной стране».
|
Комбинированный урок. |
Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. |
Умение читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; понимать настроение лирического героя. |
Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. |
115 |
|
Г.Б. Остер «Будем знакомы».
|
Комбинированный урок. |
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.
|
Умение понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику. |
Отвечать на вопросы по содержанию литературных текстов. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. |
116 |
|
В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».
|
Урок изучения нового материала. |
Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. |
Знание понятия «орфоэпическое чтение». Умение читать орфоэпически, по ролям; определять тему, характер и главную мысль произведения; пересказывать текст. |
Соотносить название произведения с его содержанием. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками. |
117 |
|
В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».
|
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение выбору книги по заданной учителем теме. Ранжирование произведений по тематике, жанру.
|
Умение делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. |
Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. |
118 |
|
Ю. Тувим «Про пана Трулялянского». Обобщающий урок по теме «И в шутку, и всерьёз». Проверочная работа №4.
|
Контрольно-обобщающий урок. |
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Проверка предметных и универсальных учебных умений. |
Умение понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику. |
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определять собственное отношение к произведению. |
Литература зарубежных стран (14 часов) |
||||||
119 |
|
Викторина. Развитие речи
|
Урок-викторина. |
Пополнение словарного запаса. |
Умение понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. |
Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. |
120 |
|
Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог».
|
Урок введения в новую тему. |
Анализ заголовка произведения. Определение собственного отношения к литературному персонажу.
|
Умение соблюдать интонацию при чтении; читать осознанно текст художественного произведения. |
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Сотрудничать с одноклассниками. |
121 |
|
Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы».
|
Урок изучения нового материала. |
Анализ заголовка произведения. Определение собственного отношения к литературному персонажу.
|
Умение определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения. |
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Сотрудничать с одноклассниками. |
122 |
|
Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк».
|
Комбинированный урок. |
Формирование осознанности и выразительности чтения. |
Умение подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений. |
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Сотрудничать с одноклассниками. |
123 |
|
Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети».
|
Комбинированный урок. |
Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть. |
Умение соблюдать интонацию при чтении; читать осознанно текст художественного произведения. |
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Сотрудничать с одноклассниками. |
124 |
|
Ш. Перро «Кот в сапогах».
|
Урок изучения нового материала. |
Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими). Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. |
Знание понятий: «драматизация», «волшебная сказка». Умение читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; оценивать события, героев произведения.
|
Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. |
125 |
|
Ш. Перро «Кот в сапогах».
|
Урок закрепления. |
Обучение художественному пересказу прочитанного. Освоение приема драматизации. Составление рассказа по иллюстрации.
|
Знание понятий: «драматизация», «волшебная сказка». Умение читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); различать сказки народные и литературные.
|
Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Учиться основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. |
126 |
|
Ш. Перро «Красная Шапочка».
|
Урок изучения нового материала. |
Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. |
Умение читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; оценивать события, героев произведения.
|
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Сотрудничать с одноклассниками. |
127 |
|
Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине».
|
Урок-театр. |
Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. |
Умение читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; оценивать события, героев произведения.
|
Учиться основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Сотрудничать с одноклассниками. |
128 |
|
Э. Хогарт «Мафин и паук».
|
Комбинированный урок. |
Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Пополнение словарного запаса.
|
Умение понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику. |
Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеризовать персонажи в опоре на текст. |
129 |
|
Э. Хогарт «Мафин и паук».
|
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. |
Умение понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику. |
Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. |
130 |
|
Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран». Контрольная работа №5.
|
Контрольно-обобщающий урок. |
Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими).
|
Умение читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. |
Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. |
131 |
|
Проверка техники чтения.
|
Контрольно-обобщающий урок. |
Проверка предметных и универсальных учебных умений. |
Умение определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное. |
Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. |
132 |
|
Итоговая диагностическая работа.
|
Контрольно-обобщающий урок.
|
Проверка предметных и универсальных учебных умений. |
Умение определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. |
Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. |
133-136 |
|
Резерв. |
|
|
|
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Требования к оснащению учебного процесса на уроках литературного чтения:
Для работы учащимся необходимы:
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению ( в том числе в цифровой форме).
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Портреты поэтов и писателей.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
- Классная доска с креплениями для таблиц.
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер с принтером.
- Ксерокс.
- Аудиомагнитофон.
- CD/DVD-проигрыватель.
- Телевизор с диагональю не менее 72 см.
- Проектор для демонстрации слайдов.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по литературному чтению.
Мультимедийные (цировые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц.
Полки для «Уголка книг».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.