Календарно-тематическое планирование
по окружающему миру во 2 классе УМК «Школа России»
на 2022 - 2023 учебный год
с планируемыми результатами освоения материала
№ п/п |
Дата
|
Тема урока |
Тип урока |
Основные виды учебной деятельности |
Планируемые предметные результаты освоения материала |
Универсальные учебные действия |
1 четверть (18 часов) |
||||||
Где мы живём? (3 часа) |
||||||
1 |
|
Твой адрес в мире. Край, в котором мы живём.
|
Комбинированный урок. |
Понимать учебные задачи урока. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями. |
Знание названия нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где проживаем; умение называть свой адрес в мире, давать устное описание объектов окружающего мира.
|
Умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы. |
2 |
|
Стартовая диагностика. Россия – священная наша держава.
|
Комбинированный урок. |
Проверить остаточные знания второклассников по предмету. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями. |
Знание символов России – герба, флага, гимна. Умение оценивать свои достижения на уроке. |
Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации. |
3 |
|
Что нас окружает? Наше отношение к окружающему. |
Урок изучения нового материала.
|
Приводить примеры объектов; различать объекты природы и рукотворного мира.
|
Знание, что нас окружают предметы живой и неживой природы; умение различать объекты живой и не живой природы. |
Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. |
Природа (21 час) |
||||||
4 |
|
Живая и неживая природа.
|
Урок-исследование |
Классифицировать объекты по существенным признакам. |
Знание названий времён года, основных свойств воздуха и воды, общих условий, необходимых для жизни растений и животных. Умение различать объекты живой и неживой природы. |
Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. |
5 |
|
Явления природы.
|
Урок изучения нового материала.
|
Рассказывать о результатах своих наблюдений, определять сезон по характерным явлениям природы. |
Знание понятия «явления природы», основных свойств воздуха и воды. Умение различать объекты природы и предметы, созданные человеком.
|
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
6 |
|
Как измеряют температуру? Практическая работа № 1 «Измерение температуры». |
Урок-практика.
|
Знакомиться с различными видами термометров, измерять и записывать температуру, работать в парах. |
Знание понятия «температура», правил измерения температуры, названий времён года. Умение определять температуру воздуха, человека, воды. |
Умение читать и составлять простые схемы. |
7 |
|
Что такое погода?
|
Комбинированный урок. |
Наблюдать и описывать погоду за окном класса, характеризовать погоду, как сочетание температуры воздуха, осадков, облачности, ветра. Вести дневник наблюдений за погодой. |
Знание понятия «погода», названий времён года, названий осенних месяцев. Умение отмечать погоду в дневнике наблюдений, определять признаки осенних изменений в природе, определять температуру воздуха, человека, воды. |
Установление причинно-следственных связей, выполнение действий по алгоритму. |
8 |
|
В гости к осени. Экскурсия № 1.
|
Урок-экскурсия. |
Наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязи между ними, формулировать выводы. |
Знание правил поведения на экскурсии. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе. |
Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях. |
9 |
|
Неживая природа осенью.
|
Комбинированный урок. |
Наблюдать изменения в неживой природе осенью, формулировать выводы. Рассказывать об осенних явлениях в неживой природе. Вести дневник наблюдений за погодой. |
Знание признаков осени, названий осенних месяцев, основных свойств воздуха и воды. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. |
Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. |
10 |
|
Живая природа осенью. Перелётные птицы.
|
Комбинированный урок. |
Наблюдать изменения в живой природе осенью, формулировать выводы. Рассказывать об осенних явлениях в живой природе. Вести дневник наблюдений. |
Знание признаков осени, названий осенних месяцев, основных свойств воздуха и воды, перелётных птиц. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.
|
Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. |
11 |
|
Звёздное небо.
|
Урок-исследование. |
Находить на рисунке знакомые созвездия, моделировать созвездия Ориона, Лебедя, Кассиопеи, формулировать выводы. |
Знание понятий: «звёздное небо», «созвездие». Умение работать с картой звёздного неба, решать практические задачи с помощью наблюдения. |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
12 |
|
Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами». |
Урок-практика. |
Исследовать с помощью лупы состав гранита, различать горные породы, формулировать выводы. Работать в паре. |
Знание понятий «горная порода» и «минерал», названий и отличие горных пород от минералов. Умение различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы. |
Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. |
13 |
|
Про воздух.
|
Комбинированный урок. |
Рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека.
|
Знание основных свойств воздуха и воды, общих условий, необходимых для жизни растений и животных. Умение определять свойства воздуха, температуру воздуха и воды. |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
14 |
|
Вода в жизни человека.
|
Комбинированный урок. |
Рассказывать о значении воды для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания водных просторов на человека. |
Знание, где используется вода, как и почему загрязняется. Умение называть свойства воды, роль воды в живой природе, называть очистительные сооружения. |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
15 |
|
Какие бывают растения? Практическая работа №3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав». |
Урок-практика. |
Устанавливать по схеме различия между группами растений, классифицировать растения и делать самопроверку, приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края. |
Знание, чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы; лиственные и хвойные деревья; знание 2-3 растений, занесённые в Красную книгу. Умение определять растения, называть дикорастущие и культурные растения своего края. |
Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
16 |
|
Какие бывают животные? Проверочная работа.
|
Контрольно-обобщающий урок.
|
Соотносить группы животных и их существенные признаки, знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию, выступать с сообщениями. Сравнивать животных. Выявлять зависимость между строением тела животного и местом его обитания. |
Знание общих условий, необходимых для жизни животных, особенности внешнего вида животных и растений, особенности ухода за домашними животными; знать 2-3 животных, занесённых в Красную книгу. Умение раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера. |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
17 |
|
Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира. |
Комбинированный урок. |
Моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. |
Знание понятия «невидимые нити в природе». Умение устанавливать взаимосвязи. |
Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
|
18 |
|
Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений». |
Урок-практика. |
Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; приводить примеры, находить и обсуждать новую информацию. Формулировать выводы. Работать в парах. |
Знание дикорастущих и культурных растений. Умение делить растения на дикорастущие и культурные; различать части растений; отображать их на рисунке. Умение оценивать воздействие человека на природу.
|
Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
|
2 четверть (14 часов) |
||||||
19 |
|
Дикие и домашние животные.
|
Комбинированный урок. |
Сравнивать и различать диких и домашних животных; моделировать значение домашних животных для человека. Формулировать выводы. Работать в парах. |
Знание общих условий для жизни животных, особенности внешнего вида животных и растений, особенности ухода за домашними животными. Умение раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера. |
Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
|
20 |
|
Комнатные растения. Практическая работа №5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями». |
Урок-практика. |
Узнавать комнатные растения на рисунках; осуществлять самопроверку. Оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. Работать в группе. |
Знание особенностей выращивания комнатных растений. Умение выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений. |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
21 |
|
Животные живого уголка. Про кошек и собак. Практическая работа №6 «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка». |
Урок-практика. |
Рассказывать о животных живого уголка и особенностях ухода за ними. Определять породы кошек и собак; обсуждать роль кошек и собак в хозяйстве человека. Работать в группах. |
Знание представителей живого уголка, правил ухода за животными живого уголка. Умение называть редкие породы кошек и собак, характеризовать условия жизни кошек и собак. |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
22 |
|
Красная книга.
|
Урок-проект. |
Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране. Работать в группах. |
Знание истории создания Красной книги, знание нескольких животных и растений, занесённых в Красную книгу. Умение устанавливать взаимосвязи в природе. |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
23 |
|
Будь природе другом.
|
Комбинированный урок. |
Анализировать факты, угрожающие живой природе, знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил и предлагать свои правила. Работать в группах. |
Знание историй создания Красной книги, знание нескольких животных и растений, занесённых в Красную книгу. Умение объяснять экологический знак. |
Умение декодировать условные знаки, выбирать нужную информацию из художественного текста, иллюстрации. |
24 |
|
Обобщающий урок по теме «Природа». Тест №1.
|
Контрольно-обобщающий урок. |
Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов. |
Знание истории создания Красной книги, знание нескольких животных и растений, занесённых в Красную книгу. Умение объяснять экологический знак. |
Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
Жизнь города и села (10 часов) |
||||||
25 |
|
Город и село. Наш дом. Проект «Родной город».
|
Урок-проект. |
Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село, формулировать вывод из изученного материала. Подбирать материал для проекта. Оформить стенд, сделать презентацию. |
Знание понятия «город» и «село», названий строительных машин, составных частей экономики, понятий «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение». Умение отличить город от села. |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
26 |
|
Что такое экономика?
|
Комбинированный урок. |
Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану, моделировать взаимосвязи отраслей экономики, читать тексты, находить в них ответы на поставленные вопросы. |
Знание понятия «экономика», названий строительных машин, составных частей экономики, названий товаров. Умение отличить город от села. |
Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
|
27 |
|
Что из чего сделано? За покупками.
|
Комбинированный урок. |
Классифицировать предметы по характеру материала, прослеживать производственные цепочки, моделировать их и составлять рассказ. |
Знание материалов и объектов труда, составных частей экономики, названий товаров, названий профессий. Умение определять материалы, из которых сделаны товары. Умение классифицировать товары.
|
Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
28 |
|
Строительство и транспорт. Виды транспорта.
|
Комбинированный урок. |
Рассказывать о строительстве городского и сельского домов. Узнавать по фотографиям виды транспорта и классифицировать его. |
Знание понятий «транспорт», видов транспорта, названий профессий. Умение приводить примеры видов транспорта. |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
29 |
|
Промежуточная диагностическая работа. |
Контрольно-обобщающий урок. |
Анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых товаров и продуктов. |
Знание составных частей экономики, понятий: «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение». |
|
30 |
|
Культура и образование. Все профессии важны.
|
Урок-игра. |
Различать учреждения культуры и образования, узнавать их и приводить примеры. Посещать музеи. |
Знание понятий: «культура», «образование», «культурное учреждение», «образовательное учреждение»; названия профессий. Умение называть профессии в сфере образования и культуры. |
Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
|
31 |
|
В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 2.
|
Урок-экскурсия. |
Наблюдать над зимними природными явлениями. Обсуждать зимние явления за прошедший день, исследовать пласт снега и выявлять зависимость от чередования оттепелей, снегопадов и морозов. |
Знание признаков сезонных изменений в природе зимой, названий зимующих птиц. Умение проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе. |
Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
32 |
|
Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц.
|
Комбинированный урок. |
Обобщить наблюдения над зимними природными явлениями. Формулировать правила поведения на улице зимой. Работать с текстами учебника, делать выводы. |
Знание признаков сезонных изменений в природе зимой, названий зимующих птиц. Умение проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе. |
Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
3 четверть (20 часов) |
||||||
33 |
|
Невидимые нити в лесу.
|
Урок-исследование.
|
Моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. |
Знание понятия «невидимые нити в лесу». Умение устанавливать взаимосвязи. |
Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. |
34 |
|
Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села». Тест №2.
|
Контрольно-обобщающий урок. |
Выполнять тестовые задания. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. |
Знание понятий «город» и «село», названий строительных машин, состав-ных частей экономики, понятий: «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение». Умение отличить город от села. |
Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. |
Здоровье и безопасность (10 часов) |
||||||
35 |
|
Строение тела человека.
|
Урок введения в новую тему. |
Называть и показывать внешние части тела человека, определять на страницах учебника или на муляже положение внутренних органов. |
Знание основных систем органов человека, их роль в организме; правил сохранения и укрепления здоровья; понятия «здоровый образ жизни». Умение определять органы человека, рассказывать о функциях основных систем органов человека. |
Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. |
36 |
|
Если хочешь быть здоров.
|
Урок-игра. |
Рассказывать о своём режиме дня, составлять рациональный режим дня школьника. Обсуждать сбалансированное питание школьника, формулировать правила личной гигиены. |
Знание основных систем органов человека, их роль в организме; правил сохранения и укрепления здоровья; понятия «здоровый образ жизни». Умение определять органы человека, рассказывать о функциях основных систем органов человека.
|
Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
37 |
|
Поговорим о болезнях.
|
Комбинированный урок. |
Выяснить значение понятия «здоровье». Обсудить проблему, что может повредить здоровью, что поможет сохранить его. |
Знание понятия «болезнь», правил сохранения и укрепления здоровья. Умение проводить профилактику болезней. |
Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
|
38 |
|
Правила дорожного движения. Берегись автомобиля! Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода улиц». |
Урок-практика. |
Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов, моделировать сигналы светофора. Практически учиться соблюдать правила дорожной безопасности. |
Знание правил поведения на дороге, в транспорте; дорожных знаков ПДД. Умение выполнять правила дорожного движения. |
Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. |
39 |
|
Домашние опасности.
|
Комбинированный урок. |
Объяснять с опорой на иллюстрацию учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций, формулировать правила безопасности в быту. |
Знание правил обращения с электроприборами и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами. Умение выполнять правила безопасности дома. |
Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. |
40 |
|
Пожар.
|
Комбинированный урок. |
Характеризовать пожароопасные предметы, запомнить правила предупреждения пожара, моделировать вызов пожарной охраны по мобильному и обычному телефону по номеру МЧС. |
Знание правил безопасности, которые надо соблюдать дома; правил противопожарной безопасности, правил поведения в социальной среде. Умение выполнять правила безопасности дома. |
Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. |
41 |
|
Лесные опасности.
|
Урок-исследование. |
Характеризовать потенциальные опасности в лесу, определять с помощью дополнительной литературы опасных насекомых. |
Знание правил безопасности, которые надо соблюдать в лесу, знать съедобные и ядовитые грибы, правил экологической безопасности. Умение правильно вести себя на природе. |
Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. |
42 |
|
Как нужно купаться?
|
Комбинированный урок. |
Характеризовать потенциальные опасности на воде, запомнить правила поведения во время купания. |
Знание правил безопасности, которые надо соблюдать на воде, правил экологической безопасности. Умение правильно вести себя на природе.
|
Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. |
43 |
|
Очень подозрительный тип.
|
Комбинированный урок. |
Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми, предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, моделировать звонок в милицию и МЧС. |
Знание правил безопасности, которые надо соблюдать в социальной среде, как вести себя с незнакомцами. Умение выполнять правила безопасности с незнакомыми людьми. |
Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. |
44 |
|
Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Тест №3. |
Контрольно-обобщающий урок. |
Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов. |
Знание правил безопасности в лесу, на воде, в социальной среде, дома, на дороге. Умение выполнять правила безопасности. |
Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. |
Общение (6 часов) |
||||||
45 |
|
Наша дружная семья.
|
Комбинированный урок. |
Формировать понятие «культура общения», рассказывать о семейных взаимоотношениях, моделировать ситуации семейной трапезы. |
Знание понятий: «культура общения», «семья». Умение выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе. |
Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. |
46 |
|
В школе.
|
Комбинированный урок. |
Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, в школе. Обсуждать вопрос о культуре общения в школе, моделировать различные ситуации.
|
Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах. |
Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. |
47 |
|
Правила вежливости.
|
Комбинированный урок. |
Обсуждать, какие правила вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения. Формировать правила поведения, моделировать ситуации общения в различных ситуациях. |
Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах. |
Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. |
48 |
|
День рождения. Практическая работа № 8 «Отработка основных правил этикета».
|
Урок-практика. |
Обсуждать морально-эстетические аспекты дружбы, правила поведения за столом. Формулировать правила этикета в гостях. Моделировать различные ситуации за столом.
|
Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах. |
Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. |
49 |
|
Мы – зрители и пассажиры. Проверочная работа.
|
Контрольно-обобщающий урок. |
Обсуждать правила поведения в театре, в общественном транспорте, формулировать их на основе иллюстраций учебника. |
Знание понятий: «зрители», «пассажиры», «культура общения». Умение выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и театре. |
Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации.
|
50 |
|
Обобщающий урок по теме «Общение». Тест №4.
|
Контрольно-обобщающий урок. |
Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов. |
Знание понятий: «зрители», «пассажиры», «культура общения». Умение выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и театре. |
Умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов.
|
Путешествия (15 часов) |
||||||
51 |
|
Посмотрите вокруг.
|
Урок введения в новую тему. |
Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; находить на схеме и называть указанные стороны горизонта. |
Знание понятия «горизонт», условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. |
Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира.
|
52 |
|
Для чего нужен компас? Практическая работа № 9 «Определение сторон горизонта по компасу».
|
Урок-практика. |
Находить ориентиры на рисунке учебника, на дороге от дома до школы, в своём городе. Знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним. Знакомиться со способами ориентирования по местным признакам. |
Знание правил определения сторон горизонта с помощью компаса, условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. |
Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира.
|
4 четверть (16 часов) |
||||||
53 |
|
Формы земной поверхности.
|
Комбинированный урок. |
Сопоставлять фотографии равнин и гор, анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Сравнивать по схеме гору и холм, описывать красоту гор. |
Знание формы земной поверхности, условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. |
Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира. |
54 |
|
Водоёмы.
|
Комбинированный урок. |
Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения. Анализировать схему частей реки. |
Знание понятия «водоём», правил поведения у водоёма. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы. |
Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира. |
55 |
|
В гости к весне. Экскурсия №3.
|
Урок-экскурсия. |
Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, появлением первых птиц и т.д., используя дополнительную литературу. Формулировать выводы о весенних явлениях природы. |
Знание признаков весны, названий весенних месяцев, три названия раннецветущих растений. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе. |
Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.
|
56 |
|
Путешествие по родной стране.
|
Комбинированный урок. |
Сравнивать изображение России на глобусе и карте, осваивать приёмы чтения карты, учиться правильно показывать объекты на настенной карте. |
Знание названия родной страны, условных обозначений сторон горизонта. Умение показать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы, границу нашей Родины.
|
Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира.
|
57 |
|
Что такое карта и как её читать? Практическая работа № 10 «Освоение основных приёмов чтения карты». |
Урок-практика. |
Учиться правильно показывать объекты на настенной карте, осваивать приёмы чтения карты. |
Знание понятия «карта», условных обозначений на карте. Умение показать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы, границу нашей Родины. Показывать на карте город Москву, 1-2 города России.
|
Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира.
|
58 |
|
Путешествие по Москве. Московский Кремль.
|
Урок-путешествие. |
Находить Москву на карте России, знакомиться с планом Москвы. Обсуждать значение Московского Кремля для каждого россиянина, извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Москвы. |
Знание столицы России, правил работы с картой, достопримечательностей Москвы. Умение показать на карте город Москву – столицу России, называть 2-3 достопримечательности. |
Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира.
|
59 |
|
Город на Неве.
|
Урок-путешествие. |
Находить Санкт-Петербург на карте России, знакомиться с планом Санкт-Петербурга. Извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Санкт-Петербурга. |
Знание правил работы с картой, достопримечательностей Санкт-Петербурга. Умение показать на карте город Санкт-Петербург, называть 2-3 достопримечательности. |
Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. |
60 |
|
Путешествие по Оке.
|
Комбинированный урок. |
Рассказать по фотографиям в учебнике о достопримечательностях городов на Оке. Моделировать в виде схемы, чем знаменит каждый из городов на Оке.
|
Знание правил работы с картой, достопримечательностей городов на Оке. Умение показать на карте города на Оке. |
Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. |
61 |
|
Путешествие по планете.
|
Комбинированный урок. |
Сравнивать глобус и карту мира, находить, называть и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны. |
Знание условных обозначений сторон горизонта. Умение показать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы, границу нашей Родины. |
Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. |
62 |
|
Страны мира.
|
Урок-исследование. |
Сравнивать политическую и физическую карты мира. Приводить примеры стран, расположенных на разных материках. |
Знание стран мира. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, страны, столицу. |
Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.
|
63 |
|
Путешествие в космос. Тест № 5 за учебный год.
|
Контрольно-обобщающий урок. |
Работать с готовыми моделями – глобусом и картой. Изучать дополнительную информацию о звёздах, планетах, метеоритах. Выявить главные факторы жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Выполнять тестовые задания. |
Знание фамилии первого космонавта, 2-3 созвездий. Знание материала, изученного во 2 классе. Умение работать с картой звёздного неба, ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, страны, столицу. |
Умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов. |
64 |
|
Обобщающий урок по теме «Путешествие». Итоговая диагностическая работа. |
Контрольно-обобщающий урок. |
Обобщить знания по теме «Путешествие». Выполнять тестовые задания. |
Знание материала, изученного во 2 классе. Умение применить свои знания при выполнении итоговой диагностической работы. |
Умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов. |
65 |
|
Впереди лето.
|
Экскурсия № 4 |
Приводить примеры летних явлений в живой и неживой природе, определять цветущие травы с помощью дополнительной литературы. |
Знание признаков сезонных изменений в природе летом. Умение проводить наблюдения за летними изменениями в живой и неживой природе. |
Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.
|
66-68 |
|
Резерв. |
|
|
|
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.
В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:
– таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);
– плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
– портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
– географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
– рельефные модели равнины, холма, оврага;
– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
– модель торса человека с внутренними органами;
– муляжи грибов, фруктов и овощей;
– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
– разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
– коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.
Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, минералов и др., лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера (по возможности).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
- демонстрационный экземпляр микроскопа;
- демонстрационный экземпляр глобуса;
- комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;
- комплект компасов для работы в группах по 5-6 человек;
- демонстрационный экземпляр флюгера;
- демонстрационный экземпляр барометра;
- демонстрационный экземпляр бинокля;
- демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;
- демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.
Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами – рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.
Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.
Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.