ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Наталья Сидоренко свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС
Файл:

КТП 9 кл.docx - Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н. Пономаревой ФГОС


Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

Календарно – тематическое планирование курса
« Основы общей биологии ».
Содержание
(разделы, темы)

ур
ок
а
Ко
ли
чес
тв
о
час
ов
1. Биология — наука о
1
живом мире.
9 класс.
(68 часов)
Даты проведения
План
Факт
План
Факт
План
Факт
План
Факт
План
Факт








9
Д
9
Д
Оборудова
ние
Основные виды учебной деятельности (УУД)
Предметные
результаты
Метапредметные
результаты
Личностные
результаты
1. Общие закономерности жизни (5 ч.)
Называть и
характеризовать
различные научные
области биологии.
Характеризовать
роль биологических
наук в практической
деятельности людей
Воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку; соблюдать
правила поведения в
природе; понимание
основных факторов,
определяющих
взаимоотношения
человека и природы;
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
портреты
выдающихся
ученых
биологов,
выставка
литературы по
общей
биологии,
объекты живой
природы
различных
систематическ
их групп

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

2. Методы
биологических
исследований
3. Общие свойства
живых организмов
1
1
4. Многообразие форм
1
жизни
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
комнатные
растения,
коллекции
насекомых,
чучела
животных
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
гербарий
растений,
коллекция
животных
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
гербарий
растений,
коллекция
животных
Характеризовать и
сравнивать методы
между
собой.
Объяснять
назначение методов
исследования
в биологии.
Соблюдать правила
работы в кабинете,
обращения с
лабораторным
оборудованием
Называть и
характеризовать
признаки живых
существ.
Сравнивать
свойства живых
организмов со
свойства ми тел
неживой природы,
делать выводы
Характеризовать
отличительные
особенности
представителей
разных царств
живой природы.
Называть четыре
среды жизни в
биосфере.
Объяснять
особенности
строения и
жизнедеятельности
вирусов.
Объяснять понятие
«биосистема».
Называть
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,
оперировать фактами
как доказательства,
так и для
опровержения
существующего
мнения.
Признание
учащимися ценности
жизни во всех её
проявлениях и
необходимости
ответственного,
бережного
отношения к
окружающей среде
признание учащимися
ценности жизни во
всех её проявлениях
и необходимости
ответственного,
бережного
отношения к
окружающей среде

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

5. Обобщение и
1
по теме: «Общие
закономерности
жизни»
6. Многообразие клеток
1
Лабораторная
работа № 1
«Многообразие клеток
эукариот. Сравнение
растительных и
животных клеток»
структурные уровни
организации жизни
Отвечать на
итоговые вопросы
темы 1,
предложенные в
учебнике.
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
гербарий
растений,
коллекция
животных
Овладевать умением
аргументировать
свою точку зрения
при обсуждении
проблемных
вопросов темы,
выполняя итоговые
задания. Находить в
Интернете
дополнительную
информацию об
учёных­биологах
проведение
учащимися работы
над ошибками для
внесения корректив в
усваиваемые знания;
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам
2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска; схема
строения
растительных и
животных
клеток,
портреты
ученых
«Модель
аппликация
«Строения
клетки»,
разборная
модель клетки»
лабораторное
оборудование
Приводить примеры
организмов
прокариот и
эукариот.
Называть имена
учёных, положивших
начало
изучению клетки
Соблюдать правила
работы в кабинете,
обращения с
лабораторным
оборудованием
Называть
отличительный
признак различия
клеток прокариот и
эукариот.
Выделять
существенные
признаки
жизнедеятельности
клетки
свободноживу­ щей и
входя­
щей в состав тка­ ни.
Рассматри ­вать,
сравнивать и
зарисовывать
клетки растительных
и животных тканей.
Фиксировать
результаты
Воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку; соблюдать
правила поведения в
природе; понимание
основных факторов,
определяющих
взаимоотношения
человека и природы;

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

7. Химические
вещества в клетке
1
8. Строение клетки
1
9. Органоиды клетки и
1
их функции
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска.
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска; схема
строения
растительных и
животных
клеток,
«Строения
клетки»,
разборная
модель клетки»
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
видеофильмы:
«Клетка и ее
органоиды»,
Различать и называть
основные
неорганические и
органические
вещества клетки.
Объяснять функции
воды, минеральных
ве ществ, белков,
углеводов, липидов и
нуклеиновых кислот
в клетке.
Называть и
объяснять
существенные
признаки всех
частей клетки.
наблюдений и
делать выводы.
Сравнивать
химический состав
клеток живых
организмов и тел
неживой природы,
делать
выводы
Различать
основные части
клетки.
Сравнивать
особенности
клеток растений и
животных
умение учащимися
реализовывать
теоретические
познания на
практике; понимание
учащимися ценности
здорового и
безопасного образа
жизни
умение учащимися
реализовывать
теоретические
познания на
практике;
понимание
учащимися
ценности здорового
и безопасного
образа жизни
Выделять и
называть
существенные
признаки
строения
органоидов.
Различать
органоиды клетки
на рисунке учеб­
Объяснять
функции от
дельных
органоидов
в жизнедеятель
ности
растительной и
животной клеток
умение учащимися
реализовывать
теоретические
познания на
практике; понимание
учащимися ценности
здорового и
безопасного образа

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

10. Обмен веществ —
1
основа
существования
клетки
11. Биосинтез белка в
1
живой клетке
12. Биосинтез углеводов
1
— фотосинтез
ника.
Определять понятие
«обмен веществ».
Устанавливать
различие понятий
«ассимиляция»
«диссимиляция»
Объяснять роль АТФ
как универсального
переносчика и
накопителя энергии.
Характеризовать
энергетическое
значение
обмена веществ для
клетки и организма
Определять
понятие
«биосинтез
белка».
Выделять и
называть основных
участников
биосинтеза белка в
клетке. Отвечать
на итоговые
вопросы
Определять
понятие
«фотосинтез».
Характеризовать
значение
фотосинтеза для
растительной
клетки и природы
в целом
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
видеофильм
«Обмен
веществ и
превращение
энергии»
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска; модель
аппликация
«Биосинтез
белка»,
видеофильм
«Синтез белка»
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
видеофильм
«Фотосинтез»
Характеризовать и
сравнивать роль
ассимиляции и
диссимиляции в
жизнедеятельности
клетки, делать
выводы на основе
сравнения.
Различать и
характеризовать
этапы биосинтеза бел
ка в клетке.
Сравнивать стадии
фотосинтеза,
делать выво­
ды на основе
сравнения.
жизни
умение учащимися
реализовывать
теоретические
познания на
практике;
понимание
учащимися
ценности здорового
и безопасного
образа жизни
понимание
значения
обучения для
повседневной
жизни и
осознанного
выбора
профессии;
Воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку; понимание
значения обучения
для повседневной

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

13. Обеспечение клеток
1
энергией
1
14. Размножение клетки
и её жизненный цикл
Лабораторная
работа № 2
«Рассматривание
микропрепаратов с
делящимися
клетками»
жизни и
осознанного
выбора профессии;
Воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку; понимание
значения обучения
для повседневной
жизни и осознанного
выбора профессии;
чувства гордости за
российскую
биологическую
науку; понимание
значения обучения
для повседневной
жизни и осознанного
выбора профессии;
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска.
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
комнатные
растения,
размножающие
ся разными
способами
Сравнивать стадии
клеточного
дыхания и де­
лать выводы.
Выявлять
сходство и
различие дыхания
и фотосинтеза
Сравнивать
деление клетки
прокариот и
эукариот, делать
выводы на основе
сравнения.
Наблюдать,
описывать и
зарисовывать
делящиеся клетки
по готовым
микропрепара
­там.
Фиксировать
результаты
наблюдений,
формулировать
выводы.
Определять
понятие
«клеточное
дыхание».
Характеризовать
значение
клеточного
дыхания для
клетки и орга
низма.
Характеризо­ вать
значение
размножения
клетки.
Давать
определение
понятия «митоз».
Объяснять
механизм
распределения
наследственного
материала между
двумя дочерними
клетками у
прокариот и
эукариот.
Давать опреде
ление понятия
«клеточный
цикл».
Называть и
характеризовать

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

15 Обобщение
1
по теме :
« Закономерности
жизни на клеточном
уровне»
стадии клеточного
цикла.
Соблюдать правила
работы в кабинете,
обращения с
лабораторным
оборудованием
Отвечать на
итоговые вопросы.
Использовать
информационные
ресурсы для
подготовки
презентаций и
сообщений по
материалам темы
Обобщать и
систематизировать
знания по
материалам темы
2.
Обсуждать
проблемные
вопросы,
предложенные в
учебнике.
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска; модель
аппликация
проведение
учащимися работы
над ошибками для
внесения корректив
в усваиваемые
знания; признание
права каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам;
умение слушать и
слышать другое
мнение, вести
дискуссию,
оперировать
фактами как
доказательства, так
и для опровержения
существующего
мнения.
16. Организм —
1
открытая живая
система
3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч)
school­
collection.edu
http://www.kin
der.ru/
http://www.sc
Выделять
существенные
признаки биосистемы
«организм»: обмен
веществ и
Обосновывать
отнесение
живого
организма
к биосистеме.
Воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

(биосистема)
17. Бактерии и вирусы.
1
hool­holm.ru
http://www.ch
at.ru/rusrepetit
or
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска
превращения энергии,
питание, дыхание,
транспорт
веществ, связи с
внешней средой.
Объяснять
целостность и
открытость
биосистемы.
Характеризовать
способность
биосистемы к
регуляции процессов
жизнедеятельности
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска
Рассматривать и
объяснять по
рисунку учебника
процесс
проникновения
вируса в клетку
и его размножения.
Приводить примеры
заболеваний,
вызываемых
бактериями и
вирусами
Выделять
существенные
признаки
бактерий,
цианобактерий и
вирусов.
Объяснять (на
конкретных
примерах)
строение и значе
ние бактерий,
цианобактерий
и вирусов.
биологическую
науку; соблюдать
правила поведения в
природе; понимание
основных факторов,
определяющих
взаимоотношения
человека и природы;
умение учащимися
реализовывать
теоретические
познания на
практике; понимание
учащимися ценности
здорового и
безопасного образа
жизни
Воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку; соблюдать
правила поведения в
природе; понимание
основных факторов,
определяющих
взаимоотношения
человека и природы;
умение учащимися
реализовывать
теоретические
познания на
практике; понимание
учащимися ценности

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

18. Растительный
организм и его
особенности
1
19. Многообразие
1
растений и значение
в природе
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска
Сравнивать
значение полового
и бесполого
способов
размножения
растений, делать
вы­
воды на основе
сравнения.
Объяснять роль
различных растений
в жизни
человека.
Выделять и обобщать
существенные
признаки растений и
растительной клетки.
Характеризовать
особенности процессов
жиз­
недеятельности
растений: питания,
дыхания,
фотосинтеза,
размножения.
Приводить конкретные
примеры
использования
человеком разных
способов размножения
растений в хозяйстве и
в природе
здорового и
безопасного образа
жизни
Воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку; соблюдать
правила поведения в
природе; понимание
основных факторов,
определяющих
взаимоотношения
человека и природы;
умение учащимися
реализовывать
теоретические
познания на
практике; понимание
учащимися ценности
здорового и
безопасного образа
жизни
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска
Называть конкретные
примеры споровых
растений.
Выделять и обобщать
особенности строения
семенных растений.
Называть конкретные
при меры голосемен
ных и
покрытосеменных
растений.
Различать и называть
Выделять и
обобщать
существенные
признаки растений
разных групп,
особенности
строения споровых
растений.
Сравнивать
значение семени и
споры в жизни
растений
Воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку; соблюдать
правила поведения в
природе; понимание
основных факторов,
определяющих
взаимоотношения

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

20. Организмы царства
1
грибов и
лишайников
органы цветкового рас
тения и растений иных
отделов на
натуральных объектах,
рисунках,
фотографиях.
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска
Называть конкретные
примеры грибов и
лишайников.
Характеризовать
значение грибов и
лишайников для
природы и человека.
Отмечать опасность
ядовитых грибов и
необходимость знания
правил сбора грибов в
природе
Выделять и харак
теризовать
существенные
признаки строе­
ния и процессов
жизнедеятельности
грибов и
лишайников.
Сравнивать
строение грибов со
строением
растений и
животных, делать
выводы.
Сравнивать
строение гриба и
лишайника, делать
выводы.
человека и природы;
умение учащимися
реализовывать
теоретические
познания на
практике; понимание
учащимися ценности
здорового и
безопасного образа
жизни
Воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку; соблюдать
правила поведения в
природе; понимание
основных факторов,
определяющих
взаимоотношения
человека и природы;
умение учащимися
реализовывать
теоретические
познания на
практике; понимание
учащимися ценности
здорового и
безопасного образа
жизни
21. Животный организм
1
и его особенности
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
Наблюдать и
описывать поведение
животных.
Называть конкретные
примеры различных
Выделять и
обобщать
существенные
признаки строения
и процессов
Воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

22. Многообразие
1
животных
жизнедеятельности
животных.
Выделять и
обобщать
существенные
признаки строения
и процессов
жизнедеятельности
животных.
Выявлять
принадлежность
животных к опре­
делённой система
тической группе
(классификации).
доска
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска
диких животных и
наиболее
распространённых
домашних животных.
Объяснять роль
различных животных в
жизни человека.
Характеризовать
способы питания,
расселения,
переживания
неблагоприятных
условий
и постройки жилищ
животными
Различать на
натуральных объектах,
рисунках,
фотографиях,
таблицах органы и
системы
органов животных
разных типов и
классов ,наиболее
распространённых до­
машних животных и
животных, опасных
для человека.
Объяснять роль
различных животных в
жизни человека.
Характеризовать рост
и развитие животных
(на примере класса
Насекомые, типа
биологическую
науку; соблюдать
правила поведения в
природе; понимание
основных факторов,
определяющих
взаимоотношения
человека и природы;
умение учащимися
реализовывать
теоретические
познания на
практике; понимание
учащимися ценности
здорового и
безопасного образа
жизни
Воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку; соблюдать
правила поведения в
природе; понимание
основных факторов,
определяющих
взаимоотношения
человека и природы;
умение учащимися
реализовывать
теоретические
познания на
практике; понимание
учащимися ценности
здорового и

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

23. Сравнение свойств
организма человека
и животных
1
24. Размножение живых
1
организмов
Хордовые)
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска
Выявлять и называть
клетки, ткани органы и
системы органов
человека на рисунках
учебника и таблицах.
Приводить
доказательства
родства человека с
млекопитающими
животными.
Сравнивать клетки,
ткани организма
человека и
животных, делать
выводы.
Выделять
особенности
биологической
природы человека и
его социальной
сущности, делать
выводы
безопасного образа
жизни
Воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку; соблюдать
правила поведения в
природе; понимание
основных факторов,
определяющих
взаимоотношения
человека и природы;
умение учащимися
реализовывать
теоретические
познания на
практике; понимание
учащимися ценности
здорового и
безопасного образа
жизни
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска
Объяснять роль
оплодотворения и
образования зиготы в
развитии живого мира.
Выявлять и называть
половое и бесполое
поколения у
папоротника по
рисунку учебника.
Характеризовать
значение полового и
бесполого поколений у
растений и животных.
Выделять и
характеризовать
существенные
признаки двух
типов размножения
организмов.
Сравнивать поло
вое и бесполое
размножение,
женские и муж­
ские половые
клетки, делать
выводы.
Воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку; соблюдать
правила поведения в
природе; понимание
основных факторов,
определяющих
взаимоотношения
человека и природы;

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

25. Индивидуальное
1
развитие организмов
26. Образование
1
половых клеток.
Мейоз
Раскрывать
биологическое
преимущество
полового размножения
Давать опреде­ ление
понятия «онтогенез».
Выделять и сравнивать
существенные
признаки двух
периодов онтогенеза.
Объяснять процессы
развития и роста
много­
клеточного организма.
Различать на рисунке и
таблице основные
стадии развития
эмбриона.
Объяснять на примере
насекомых развитие с
полным и неполным
превращением.
Называть и
характеризовать
стадии роста и
развития у лягушки
Называть и
характеризовать
женские и мужские
половые клетки,
диплоидные и
гаплоидные клетки
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска; модель
Сравнивать и
характеризовать
значение этапов
развития эмбриона.
Объяснять
зависимость
развития эмбриона
от наследственно
го материала и
условий
внешней среды.
умение учащимися
реализовывать
теоретические
познания на
практике; понимание
учащимися ценности
здорового и
безопасного образа
жизни
Воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку; соблюдать
правила поведения в
природе; понимание
основных факторов,
определяющих
взаимоотношения
человека и природы;
умение учащимися
реализовывать
теоретические
познания на
практике; понимание
учащимися ценности
здорового и
безопасного образа
жизни
Анализировать и
оценивать
биологическую
роль мейоза
Характеризовать и
сравнивать первое
понимание основных
факторов,
определяющих
взаимоотношения
человека и природы;

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

27. Изучение механизма
1
наследственности
28. Основные
1
закономерности
наследственности
организмов
и второе деление
мейоза, делать
выводы.
аппликация
«Деление
клетки»,
видеофильм:
«Митоз»,
микроскоп и
микропрепарат
ы
организмов.
Давать определение
понятия «мейоз».
Различать понятия
«сперматогенез» и
«оогенез».
умение учащимися
реализовывать
теоретические
познания на
практике; понимание
учащимися ценности
здорового и
безопасного образа
жизни
Характеризовать
этапы изучения
наследственности
организмов.
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска; модель
аппликация
«Кроссинговер
», «Перекрест
хромосом»,
видеофильм
«Митоз и
мейоз»
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска; модель
зародыши
позвоночных,
модель
аппликация
«Размножение
развитие
Сравнивать понятия
«наследственность» и
«изменчивость».
Давать определение
понятия «ген».
Приводить при меры
проявления
наследственности и
изменчивость
организмов.
Давать определения
понятий «генотип» и
Объяснять
существенный
вклад в
исследования
наследственности и
изменчивости Г.
Менделя.
Выявлять и
характеризовать
современные
достижения науки в
исследованиях
наследственности и
изменчивости
понимание основных
факторов,
определяющих
взаимоотношения
человека и природы;
умение учащимися
реализовывать
теоретические
познания на
практике; понимание
учащимися ценности
здорового и
безопасного образа
жизни
Объяснять
механизмы
наследственности и
изменчивости
организмов.
понимание основных
факторов,
определяющих
взаимоотношения
человека и природы;
умение учащимися
реализовывать
теоретические
познания на
практике; понимание
учащимися ценности

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

29. Закономерности
1
изменчивости
Лабораторная
работа № 3
«Выявление
наследственных и
ненаследственных
признаков у
растений разных
видов»
30. Ненаследственная
1
изменчивость
Лабораторная
работа № 4
«Изучение
изменчивости у
организмов»
хромосом»
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска.
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
видеофильм
«Основные
законы
наследственнос
ти»,
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
видеофильм
«Законы
наследственнос
ти»
«фенотип»
Выделять
существенные
признаки
изменчивости.
Называть и объяснять
причины
наследственной
изменчивости.
Сравнивать
проявление
наследственной и
ненаследственной
изменчивости
организмов.
Давать определение
понятия «мутаген».
Соблюдать правила
работы в кабинете,
обращения с
лабораторным
оборудованием
Выявлять признаки
ненаследственной
изменчивости.
Называть и объяснять
причины
ненаследственной
изменчивости.
Соблюдать правила
работы в кабинете,
обращения с
здорового и
безопасного образа
жизни
Объяснять причины
проявления
различных
видов мутационной
изменчивости.
Выявлять,
наблюдать,
описывать и
зарисовывать при
знаки проявления
наследственных
свойств организмов
и их изменчивости.
Обобщать
информацию и
формулировать
выводы.
понимание основных
факторов,
определяющих
взаимоотношения
человека и природы;
умение учащимися
реализовывать
теоретические
познания на
практике; понимание
учащимися ценности
здорового и
безопасного образа
жизни
Сравнивать
проявление
ненаследственной
изменчивости у
разных организмов,
делать
выводы.
Выявлять,
наблюдать,
описывать и
понимание основных
факторов,
определяющих
взаимоотношения
человека и природы;
умение учащимися
реализовывать
теоретические
познания на
практике; понимание

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

31. Основы селекции
1
организмов
лабораторным обору
дованием
Называть и
характеризовать
методы селекции
растений, животных и
микроорганизмов.
зарисовывать
признаки
изменчивости
организмов на
примере листьев
клёна и раковин
моллюсков.
Обобщать
информацию и
формулировать
выводы.
Анализировать
значение селекции
и биотехнологии в
жизни людей
учащимися ценности
здорового и
безопасного образа
жизни
понимание основных
факторов,
определяющих
взаимоотношения
человека и природы;
умение учащимися
реализовывать
теоретические
познания на
практике; понимание
учащимися ценности
здорового и
безопасного образа
жизни
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
изображение
собак и кошек
разных пород,
набор муляжей
растений,
видеофильм
«Методы
селекции
растений»
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска; набор
муляжей
плодов
культурных
растений,
гербарий
культурных

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

32. Обобщение и
1
систематизация
знаний по теме:
«Закономерности
жизни на
организменном
уровне».
растений
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
географическа
я карта мира,
видеофильм
«Учение
академика Н.И
Вавилова»
Таблицы по
теме,
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска.
Обсуждать
проблемные вопросы,
предложенные в
учебнике.
Использовать
информационные
ресурсы для
подготовки
презентаций проектов
и сообщений по
материалам темы
Обобщать и
систематизироват
ь знания по
материалам темы
3.
Обсуждать
проблемные
вопросы,
предложенные в
учебнике.
проведение
учащимися работы
над ошибками для
внесения корректив в
усваиваемые знания;
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,
оперировать фактами
как доказательства,
так и для
опровержения
существующего
мнения.
4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч)

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

33. Представления о
1
возникновении
жизни на Земле в
истории
естествознания
34. Современные
1
представления о
возникновении
жизни на Земле
Объяснять
постановку и
результаты опытов
Л. Пастера
Выделять и пояснять
основные идеи
гипотез
о происхождении
жизни.
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
портреты
ученых
Объяснять
процессы
возникновения
коацерватов как
первичных
организмов
Характеризовать и
сравнивать
основные идеи
гипотез о
происхождении
жизни Опарина и
Холдейна, делать
выводы на основе
сравнения.
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска; схемы
возникновения
протобиополим
еров,
видеофильм
«Возникновени
е жизни на
земле»
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам; умение
отстаивать свою
точку зрения; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,
оперировать фактами
как доказательства,
так и для
опровержения
существующего
мнения.
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам; умение
отстаивать свою
точку зрения; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,
оперировать фактами
как доказательства,
так и для
опровержения
существующего

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

35. Значение
1
фотосинтеза и
биологического
круговорота веществ
в
развитии жизни
36. Этапы
развития
1
жизни на Земле
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
видеофильм
«Возникновени
е жизни на
земле»
Выделять
существенные
признаки строения
и
жизнедеятельност
и первичных
организмов.
Объяснять роль
биологического
круговорота
веществ
Аргументировать
процесс
возниковения
биосферы.
Отмечать
изменения условий
существования
жизни на Земле.
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
Выделять
существенные
признаки
эволюции
жизни.
Отмечать
изменения условий
существования
живых организмов
на Земле.
Различать эры в
истории Земли.
Характеризовать
причины выхода
организмов на сушу.
Описывать
изменения,
происходящие в
связи с этим на
Земле и в свойствах
организмов
мнения.
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам; умение
отстаивать свою
точку зрения; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,
оперировать фактами
как доказательства,
так и для
опровержения
существующего
мнения.
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам; умение
отстаивать свою
точку зрения; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,
оперировать фактами
как доказательства,
так и для
опровержения

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

37. Идеи развития
1
органического мира
в биологии
38. Чарлз Дарвин об
1
эволюции
органического мира
Выделять
существенные
положения теории
эволюции Ж.­Б.
Ламарка.
Характеризовать
значение теории
эволюции Ламарка
для биологии
Аргументировать
несостоятельность
законов,
выдвинутых
Ламарком, как путей
эволюции
видов.
образовательный
комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска; портреты
ученых,
видеофильм
«Развитие
эволюционного
учения в
додарвиновский
период»
Аргументировать
значение трудов Ч.
Дарвина
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
видеофильмы
«Жизнь и
деятельность
Ч. Дарвина»,
«Естественный
отбор»
Выделять и
объяснять
существенные
положения теории
эволюции Дарвина.
Характеризовать
движущие силы
эволюции.
Называть и
объяснять
результаты
эволюции.
существующего
мнения.
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам; умение
отстаивать свою
точку зрения; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,
оперировать фактами
как доказательства,
так и для
опровержения
существующего
мнения.
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам; умение
отстаивать свою
точку зрения; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,
оперировать фактами
как доказательства,
так и для

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

39. Современные
1
представления об
эволюции
органического мира
40. Вид, его критерии и
1
структура
Объяснять роль
популяции в
процессах
эволюции видов.
Выделять и
объяснять основные
положения
эволюционного
учения.
Называть факторы
эволюции, её
явления, материал,
элементарную
единицу
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска; живые и
гербарные
экземпляры
растений,
видеофильм
«Современная
теория
эволюции»
Сравнивать
популяции одного
вида, делать
выводы.
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
видеофильм
«Вид и
видообразован
ие. Критерии
вида»
Выявлять
существенные
признаки вида.
Объяснять на
конкретных
примерах
формирование
приспособленности
организмов вида к
среде обитания.
Выявлять
приспособления у
организмов к среде
обитания (на
опровержения
существующего
мнения.
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам; умение
отстаивать свою
точку зрения; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,
оперировать фактами
как доказательства,
так и для
опровержения
существующего
мнения.
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам; умение
отстаивать свою
точку зрения; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,
оперировать фактами

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

41. Процессы
образования видов
1
42. Макроэволюция как
процесс появления
надвидовых групп
организмов
1
конкретных
примерах)
Анализировать и
сравнивать примеры
видообразования (су
дак, одуванчик),
приведённые в
учебнике
Объяснять причины
многообразия видов.
Приводить
конкретные примеры
формирования
новых видов.
Объяснять причины
двух типов
видообразования.
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
гербарий
растений,
коллекция
насекомых,
набор муляжей
полиплоидных
и гибридных
растений
Приводить примеры,
служащие
доказательством
процесса эволюции
жизни на Земле.
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
видеофильм
«Основные
ароморфозы в
развитии»
Выделять
существенные
процессы
дифференциации
вида.
Объяснять
возникновение
надвидовых групп.
Использовать и
пояснять иллюст­
ративный
материал учебника,
извлекать из него
как доказательства,
так и для
опровержения
существующего
мнения.
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам; умение
отстаивать свою
точку зрения; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,
оперировать фактами
как доказательства,
так и для
опровержения
существующего
мнения.
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам; умение
отстаивать свою
точку зрения; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

43. Основные
направления
эволюции
1
44. Примеры
1
эволюционных
преобразований
живых организмов
нужную
информацию
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
видеофильм
«Основные
ароморфозы в
развитии
растительного
и животного
мира»
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
зоогеографичес
кая карта мира
Давать определения
понятий
«биологический
прогресс» и
«биологический
регресс».
Характеризовать
направления
биологического
прогресса.
Объяснять роль
основных
направлений
эволюции.
Называть и пояснять
примеры
ароморфоза,
идиоадаптации и
общей дегенерации
Характеризовать
эволюционные
преобразования у
животных на
примере нервной,
пищеварительной,
репродуктивной
систем.
Характеризовать
эволюционные
преобразования
репродуктивной
Анализировать и
сравнивать
проявление основных
направлений
эволюции.
Объяснять причины
формирования
биологического
разнообразия видов
на Земле
оперировать фактами
как доказательства,
так и для
опровержения
существующего
мнения.
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам; умение
отстаивать свою
точку зрения; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,
оперировать фактами
как доказательства,
так и для
опровержения
существующего
мнения.
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам; умение
отстаивать свою
точку зрения; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

45. Основные
1
закономерности
эволюции
Лабораторная
работа № 5
«Приспособленность
организмов
к среде обитания»
46. Человек —
1
представитель
животного мира
системы у растений.
Сравнивать типы
размножения у
растительных
организмов.
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;,
лабораторное
оборудование
Называть и
характеризовать
основные
закономерности
эволюции.
Соблюдать правила
работы в кабинете,
обращения с
лабораторным
оборудованием
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс», скелет
человека и
млекопитающе
го, рудименты
Различать и
характеризовать
основные
особенности предков
приматов и гоминид.
Находить в
Интернете
дискуссию,
оперировать фактами
как доказательства,
так и для
опровержения
существующего
мнения.
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам; умение
отстаивать свою
точку зрения; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,
оперировать фактами
как доказательства,
так и для
опровержения
существующего
мнения.
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное
отношение к
Анализировать
иллюстративный
материал
учебника для
доказательства
существования
закономерностей
процесса эволюции,
характеризующих её
общую
направленность.
Выявлять,
наблюдать,
описывать и
зарисовывать
признаки
наследственных
свойств организмов и
наличия их
изменчивости.
Записывать выводы и
наблюдения в
таблицах.
Сравнивать и
анализировать
признаки ран­
них гоминид и
человекообразных
обезьян на
рисунках учебника.

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

47. Эволюционное
происхождение
человека
1
и атавизмы,
видеофильм
«Происхожден
ие человека»
дополнительную
информацию о
приматах и
гоминидах
Доказывать на
конкретных
примерах единство
биологической и
социальной сущности
человека
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска; скелеты
человека и
млекопитающе
го, коллекция
муляжей
черепов
человека и
обезьян
Характеризовать
основные
особенности
организма человека.
Сравнивать по
рисунку учебника
признаки
сходства строения
организма человека и
человекообразных
обезьян.
сверстникам; умение
отстаивать свою
точку зрения; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,
оперировать фактами
как доказательства,
так и для
опровержения
существующего
мнения.
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам; умение
отстаивать свою
точку зрения; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,
оперировать фактами
как доказательства,
так и для
опровержения
существующего
мнения.
48. Ранние этапы
эволюции человека
1
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска; модель
Различать и
характеризовать
стадии
антропогенеза.
Находить в
Интернете
Доказывать на
конкретных
примерах единство
биологической и
социальной сущности
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

49. Доказывать на
1
конкретных
примерах единство
биологической и
социальной
сущности человека
происхождения
человека
человека
дополнительную
информацию о
предшественниках и
ранних
предках человека
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска; модель
происхождения
человека
Характеризовать
неоантропа —
кроманьонца
как человека
современного типа.
Называть решающие
факторы
формирования и
развития Человека
разумного.
Обосновывать
влияние социальных
факторов на
формирование
современного
человека
отношение к
сверстникам; умение
отстаивать свою
точку зрения; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,
оперировать фактами
как доказательства,
так и для
опровержения
существующего
мнения.
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам; умение
отстаивать свою
точку зрения; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,
оперировать фактами
как доказательства,
так и для
опровержения
существующего
мнения.
50. Человеческие расы,
1
их родство и
происхождение
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
Называть
существенные
признаки вида
Человек разумный.
Объяснять
Выявлять причины
многообразия рас
человека.
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

51. Человек как житель
1
биосферы и
его влияние на
природу Земли
доска;
изображение и
фотографии
людей разных
рас
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска; научно­
популярная
литература
приспособленность
организма человека к
среде обитания.
Характеризовать
родство рас на
конкретных
примерах.
Называть и
объяснять главный
признак,
доказывающий
единство вида
Человек разумный
Выявлять причины
влияния человека на
биосферу.
Характеризовать
результаты влияния
человеческой
деятельности на
биосферу.
Приводить
конкретные примеры
полезной
и губительной
деятельности
человека в природе.
Аргументировать
необходимость
бережного
отношения к природе
52. Обобщение и
1
систематизация зна­
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
Обобщать и
систематизировать
полученные
знания, делать
Использовать
информационные
ресурсы для
подготовки
положительное
отношение к
сверстникам; умение
отстаивать свою
точку зрения; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,
оперировать фактами
как доказательства,
так и для
опровержения
существующего
мнения.
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам; умение
отстаивать свою
точку зрения; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,
оперировать фактами
как доказательства,
так и для
опровержения
существующего
мнения.
признание права
каждого на
собственное мнение;

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

ний по теме :
«Закономерности
происхождения и
развития жизни на
Земле»
53. Условия жизни на
1
Земле
презентации или
сообщения об
эволюции человека
интерактивная
доска;
выводы.
Выполнять итоговые
задания из учебника.
Находить в
Интернете
дополнительную
информацию о
происхождении
жизни и эволюции
человеческого
организма.
5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч)
Распознавать и
характеризовать
экологические
факторы среды
school­
collection.edu
http://www.kind
er.ru/
http://www.scho
ol­holm.ru
http://www.chat
.ru/rusrоepetitor
бразовательный
комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска; научно­
популярная
литература
Выделять и
характеризовать
существенные
признаки сред жизни
на Земле.
Называть
характерные
признаки организмов

обитателей этих сред
жизни.
Характеризовать
черты
приспособленности
организмов к среде
их обитания.
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам; умение
отстаивать свою
точку зрения; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,
оперировать фактами
как доказательства,
так и для
опровержения
существующего
мнения.
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам; умение
отстаивать свою
точку зрения; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,
оперировать фактами
как доказательства,
так и для
опровержения
существующего
мнения.

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

54. Общие законы
1
действия факторов
среды на организмы
55. Приспособленность
1
организмов к
действию факторов
среды
Анализировать
действие факторов
на организмы по
рисункам учебника.
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
гербарий
растений
короткого и
длинного дня
Выделять и
характеризовать
основные
закономерности
действия факторов
среды на организмы.
Называть примеры
факторов среды.
Выделять
экологические
группы организмов.
Приводить примеры
сезонных перестроек
жизнедеятельности у
животных и растений
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
Называть
необходимые
условия
возникновения и
поддержания
адаптаций.
Приводить
конкретные примеры
адаптаций у
живых организмов.
Различать значение
понятий «жизненная
форма» и
«экологическая
группа»
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам; умение
отстаивать свою
точку зрения; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,
оперировать фактами
как доказательства,
так и для
опровержения
существующего
мнения.
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам; умение
отстаивать свою
точку зрения; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,
оперировать фактами
как доказательства,
так и для
опровержения
существующего
мнения.

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

56. Биотические связи в
1
природе
57. Взаимосвязи
организмов в
популяции
1
Объяснять
многообразие
трофических связей.
образовательный
комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
кинофрагменты
иллюстрирующие
различные типы
биотических
связей «Пищевые
цепи и сети
питания.
Экологические
пирамиды»
Выделять и
характеризовать
типы биотических
связей.
Характеризовать
типы взаимодействия
видов
организмов:
мутуализм, симбиоз,
паразитизм,
хищничество,
конкуренция,
приводить их
примеры. Объяснять
значение
биотических связей
образовательный
комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска.
Объяснять
территориальное
поведение особей
популяции.
Анализировать
содержание рисунка
учебника,
иллюстрирующего
свойства популяций
Выделять
существенные
свойства популяции
как группы особей
одного вида.
Называть и
характеризовать
примеры
территориальных,
пищевых и половых
отношений
между особями в
популяции.
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам; умение
отстаивать свою
точку зрения; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,
оперировать фактами
как доказательства,
так и для
опровержения
существующего
мнения.
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам; умение
отстаивать свою
точку зрения; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,
оперировать фактами
как доказательства,
так и для
опровержения
существующего
мнения.

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

58. Функционирование
1
популяций в
природе
59. Природное
1
сообщество —
биогеоценоз
Анализировать
содержание рисунков
учебника
Анализировать
содержание рисунков
учебника
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска.
Выявлять
проявление
демографических
свойств популяции в
природе.
Характеризовать
причины колебания
численности и
плотности
популяции.
Сравнивать понятия
«численность
популяции»
и «плотность
популяции», делать
выводы.
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
гербарий
растений,
коллекция
насекомых,
чучело птиц,
атласы
растений и
животных
Выделять
существенные
признаки природного
сообщества.
Характеризовать
ярусное строение
биоценозов, цепи
питания, сети
питания и
экологические ниши.
Понимать сущность
понятия «биотоп».
Сравнивать понятия
«биогеоценоз» и
«биоценоз».
Объяснять на
конкретных
примерах
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам; умение
отстаивать свою
точку зрения; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,
оперировать фактами
как доказательства,
так и для
опровержения
существующего
мнения.
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам; умение
отстаивать свою
точку зрения; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,
оперировать фактами
как доказательства,
так и для
опровержения
существующего

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

60. Биогеоценозы,
экосистемы и
биосфера
1
61. Развитие и смена
1
природных
сообществ
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
средообразующую
роль видов в
биоценозе
Характеризовать
биосферу как
глобальную
экосистему.
Объяснять роль
различных видов в
процессе
круговорота веществ
и потоке энергии в
экосистемах.
Объяснять значение
биологического
разнообразия для
сохранения
биосферы.
Характеризовать
роль В.И.
Вернадского в
развитии учения о
биосфере.
Анализировать и
пояснять содержание
рисунков учебника.
Выделять, объяснять
и сравнивать
существенные
признаки природного
сообщества как
экосистемы или
биогеоценоза.
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска; портрет
В.И.Вернадско
го, видеофильм
«Биологически
й круговорот
веществ»
Объяснять и
характеризовать
процесс смены
биогеоценозов.
Называть сущест
венные признаки
первичных и
вторичных
сукцессий,
сравнивать их
между собой, делать
выводы.
Обосновывать роль
круговорота веществ
и экосистемной
организации жизни в
устойчивом развитии
биосферы.
Обсуждать процессы
смены экосистем на
примерах природы
родного края
мнения
признание права
каждого на
собственное мнение;
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам; умение
отстаивать свою
точку зрения; умение
слушать и слышать
другое мнение, вести
дискуссию,
оперировать фактами
как доказательства,
так и для
опровержения
существующего
мнения
соблюдать правила
поведения в природе;
понимание основных
факторов,
определяющих
взаимоотношения
человека и природы;
умение учащимися
реализовывать
теоретические
познания на
практике; понимание
учащимися ценности
здорового и
безопасного образа

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

62. Многообразие
биогеоценозов
(экосистем)
1
Объяснять причины
неустойчивости
агроэкосистем.
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
Выделять и
характеризовать
существенные
признаки и свойства
водных, наземных
экосистем и
агроэкосистем.
Сравнивать между
собой естественные и
культурные
экосистемы, делать
выводы
жизни; признание
учащимися ценности
жизни во всех её
проявлениях и
необходимости
ответственного,
бережного
отношения к
окружающей среде
соблюдать правила
поведения в природе;
понимание основных
факторов,
определяющих
взаимоотношения
человека и природы;
умение учащимися
реализовывать
теоретические
познания на
практике; понимание
учащимися ценности
здорового и
безопасного образа
жизни; признание
учащимися ценности
жизни во всех её
проявлениях и
необходимости
ответственного,
бережного
отношения к
окружающей среде

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

63. Основные законы
1
устойчивости живой
природы
64. Экологические
1
проблемы в
биосфере. Охрана
природы
Лабораторная
работа № 6
«Оценка качества
окружающей
среды»
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска;
Выделять и
характеризовать
существенные
причины
устойчивости
экосистем.
Объяснять на
конкретных
примерах значение
биологического
разнообразия для
сохранения
устойчивости
экосистемы.
Приводить примеры
видов — участников
круговорота веществ
в экосистемах.
Объяснять на
конкретных
примерах понятия
«сопряженная
численность видов в
экосистеме» и
«цикличность»
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска; Красная
книга
Краснодарског
о края,
видеофильм
«Круговорот
воды в
природе»
Выделять и
характеризовать
причины
экологических
проблем в биосфере.
Фиксировать
результаты
наблюдений и
делать выводы.
Соблюдать правила
работы в кабинете,
обращения с
лабораторным
оборудованием
Прогнозировать
последствия
истощения при­
родных ресурсов и
сокращения
биологического
разнообразия.
Обсуждать на
конкретных
примерах
экологические
проблемы своего
региона и биосферы
в целом.
Аргументировать
основных факторов,
определяющих
взаимоотношения
человека и природы;
умение учащимися
реализовывать
теоретические
познания на
практике; понимание
учащимися ценности
здорового и
безопасного образа
жизни; признание
учащимися ценности
жизни во всех её
проявлениях и
необходимости
ответственного,
бережного
отношения к
окружающей среде
основных факторов,
определяющих
взаимоотношения
человека и природы;
умение учащимися
реализовывать
теоретические
познания на
практике; понимание
учащимися ценности
здорового и
безопасного образа
жизни; признание
учащимися ценности

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

65. Экскурсия в
1
природу
«Изучение и
описание
экосистемы
своей местности»
66. Обобщение и
1
систематизация зна­
ний по теме :
««Закономерности
взаимоотношений
организмов и среды»
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска
Описывать
особенности
экосистемы
своей
местности.
Соблюдать правила
поведения в природе
необходимость
защиты окружающей
среды, соблюдения
правил отношения к
живой и неживой
природе.
Выявлять и
оценивать и степень
загрязнения
помещений.
Наблюдать за
природными
явлениями,
фиксировать
результаты, делать
выводы.
жизни во всех её
проявлениях и
необходимости
ответственного,
бережного
отношения к
окружающей среде
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам;
готовность учащихся
к самостоятельным
поступкам и
действиям на благо
природы; умение
отстаивать свою
точку зрения;
критичное отношение
к своим поступкам,
осознание
ответственности за
их последствия
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска; Красная
книга
Краснодарског
о края,
видеофильм
Выявлять признаки
приспособленности
организмов к среде
обитания.
Объяснять роль
круговорота веществ
и превращения
энергии в
экосистемах.
Характеризовать
Обсуждать
проблемные
вопросы.
Находить в
Интернете
дополнительную
информацию о
работе учёных по
сохранению
редких и исчезающих
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам;
готовность учащихся
к самостоятельным
поступкам и
действиям на благо
природы; умение

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

«Круговорот
воды в
природе»
биосферу как
глобальную
экосистему.
видов животных и
растений.
67. Итоговый контроль
усвоения материала
курса биологии 9
класса
68. Отчетный урок по
исследовательской
деятельности
обучающихся
1
1
образовательны
й комплекс
«Биология, 9
класс»,
интерактивная
доска
интерактивная
доска
Отвечать на
итоговые вопросы по
темам 1–5
учебника.
Обсуждать
проблемные вопросы
по мате риалам курса
биологии 9 класса
Систематизировать
знания по темам
раздела
«Общие
биологические
закономерности».
Применять
основные
учебной
деятельности при
формулировке
ответов к итоговым
заданиям
виды

Овладение
составляющими
исследовательской и
проектной
деятельности,
включая умения
видеть проблему,
ставить вопросы,
выдвигать гипотезы,
давать определения
понятиям,
классифицировать,
наблюдать,
проводить
эксперименты,
делать выводы и
заключения,
структуировать
материал, объяснять,
доказывать,
отстаивать свою
точку зрения;
критичное отношение
к своим поступкам,
осознание
ответственности за
их последствия
проведение
учащимися работы
над ошибками для
внесения корректив в
усваиваемые знания
эмоционально­
положительное
отношение к
сверстникам;
готовность учащихся
к самостоятельным
поступкам и
действиям на благо
природы; умение
отстаивать свою
точку зрения;
критичное отношение
к своим поступкам,
осознание
ответственности за
их последствия

Календарно – тематическое планирование курса. Биология : 9 класс УМК И. Н.  Пономаревой ФГОС

защищать свои идеи.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл