Технологическая карта урока "Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость" 9 класс биология
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
9 кл
28.03.2017
Разработка урока включает введение в тему в виде работы с логической цепочкой, презентацией "Белая ворона" и выходом на тему урока. Обучающиеся задают цели и задачи урока. Идет самостоятельное изучение новой темы, разнообразные формы работы: с текстом, в парах, с учебником о видах мутаций, составляют таблицу. Сравнивают мутационную и модификационную изменчивость. Выполняют тестовое задание вслух "Закончи предложение", в конце урока тест по теме на закрепление о видах изменчивости.
Технологическая карта 9 кл биология Закономерности изменчивости.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
г.Сарапула Удмуртской Республики
Технологическая карта урока биологии 9 класс
«Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость»
Автор Еремеева Людмила Анатольевна
учитель биологии высшей категории МБОУ «СОШ № 17»
г. Сарапул, 2017г. Технологическая карта урока
планы по
проблемного
обучения,
частичнопоисковый,
наглядный,
учебнику А.А.Каменского,
Данные об учителе: Еремеева Людмила Анатольевна учитель биологии
высшей категории, МБОУ «СОШ № 17», г.Сарапула, Удмуртская
Республика
Предмет: биологии класс: 9 а
Учебник (УМК): А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Биология.
Введение в общую биологию. 9 класс.
Е.Ю.Щелчкова. Поурочные
Е.А.Криксунова, В.В. Пасечника «Учитель», Волгоград, 2012.
Тема урока: «Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость».
Тип урока: комбинированный
Оборудование: схемы «Факторы мутации», «Виды мутаций»,
табл. «Мутационная изменчивость», презентация «Белая ворона», фрагмент
видеоурока «Основные формы изменчивости».
Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная
Методы:
словесный.
Характеристика учебных возможностей класса: у
учащихся
сформирована учебная мотивация, взаимоотношения между учащимися
дружеские.
Учащиеся владеют УУД:
*Коммуникативными УДД: включаются в коллективное обсуждение
вопросов( 1 уровень)
*Познавательными УДД: выделять и структурировать информацию,
существенную для решения проблемы ( 2 уровень)
*Регулятивными УДД: формулировать вопросы по теме на основе
мотивационного запроса ( 2 уровень)
*Личностными УДД: осуществлять рефлексию своего отношения к
содержанию темы по заданному алгоритму ( 2 уровень)
Цели урока как планируемые результаты обучения: рассмотреть явление
изменчивости как свойство живых организмов, типы изменчивости, виды
наследственной изменчивости и её закономерности; способствовать
формированию
и
коммуникативных учебных действий.
Личностные действия способствовать формированию положительных
эмоций от результатов своей деятельности, способствовать воспитанию
ответственности за свое здоровье.
Познавательные действия – способствовать формированию умений
анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать, обобщать,
извлекать знания из дополнительной информации. Познакомить
познавательных,
регулятивных
личностных, обучающихся с закономерностями мутационной изменчивости, ее ролью в
эволюции.
Регулятивные действия – формировать умения проводить самопроверку
теста и оценивать его, корректировать ошибки.
Коммуникативные действия формирование умений работать в паре,
слушать других, сотрудничать.
Деятельность учителя
Ход урока
Деятельность
обучающихся
Формируемые
УУД
1.Организационный момент
Приветствие, отметка отсутствующих, внимание осанке.
2.Актуализация знаний (повторение) и выход на тему урока
1.Опрос по логической
цепочке:
ЯдрохромосомыДНКгены
Вспоминают понятия,
отвечают на вопросы
Использование
языка и речи для
получения
информации и ее
передачи
Самовыражение,
монологическое
высказывание
Высказывают свои
появившиеся мысли,
возможно ктото выйдет
на термин мутация
(альбинизм)
2.Обучающимся
предлагается посмотреть
презентацию «Белая
ворона»
Серая ворона и белая
ворона,
Белый тигр и полосатый
тигр
Сизый голубь и белый
голубь
Какие мысли у вас
появились?
3.Обучающимся
предлагается ответить на
вопрос: как часто вы
встречаете например, в
нашем городе белых ворон
или белых голубей?
Почему?
4.Возвращение к
логической цепочке
Объедините все четыре
слова в одно.
Какова роль
наследственности?
Обучающиеся отвечают.
Что встречают таких
представителей нечасто.
Самовыражение,
монологическое
высказывание
Попытка объяснить
почему нечасто.
Высказывают мнение,
что все четыре слова
можно объединить в
одно слово
наследственность.
Объясняют роль
наследственности в
передаче
Высказывают
предположение,
делают прогноз.
Анализ, синтез,
обобщение.
Монологическое
высказывание 5.Работа с дополнительной
информацией о
наследственности в виде
тезисов (См. приложение 1)
(на столе у каждого
ученика)
Вспоминаем понятие
изменчивость.
С каким видом
изменчивости мы
знакомились на прошлом
уроке?
наследственных
признаков.
В результате прочтения
тезисов о
наследственности
приходят к выводу о
том, что
наследственность может
изменяться.
Дают определение
понятия изменчивость.
Называют
модификационную
изменчивость
3. Изучение нового материала
6. Формулируем тему
урока
«Закономерности
изменчивости: мутационная
изменчивость»
Формулируем цели урока:
познакомиться с
мутационной
изменчивостью, ее
причинами, видами,
значением в жизни
организмов.
7. Обучающимся
предлагается два текста
№1 и №2 без оглавления
с описанием двух видов
изменчивости:
модификационной и
мутационной
(См.Приложение 2)
8. Выбрать из текста № 2
признаки мутационной
изменчивости.
Выписать их в тетрадь
Обучающиеся
формулируют тему
урока
Записывают тему в
тетрадь.
Формулируют цели
урока
Работают в парах с
информацией
Определяют какой
текст рассказывает о
мутационной
изменчивости.
Работа в парах с
дополнительной
информацией,
записывают в тетрадь
признаки мутационной
изменчивости
Делать выводы
Монологическое
высказывание
Выражают мысли
вслух
Монологическое
высказывание
Выражают мысли
вслух
Целеполагание:
постановка
учебной задачи на
основе того, что
известно и что
неизвестно.
Формирование
познавательной
цели
Проводить
сравнение, анализ,
делать выводы.
Работа с текстом.
Сотрудничество
при работе в
парах
Работа с текстом:
поиск, и выделение
нужной
информации,
обсуждение в
парах и запись в
тетрадь признаков Самовыражение,
монологическое
высказывание.
Использование
средств языка и
речи для передачи
информации.
Описывают
механизм
возникновения
мутационной
изменчивости
Работа с текстом,
поиск информации
для схемы
Высказывание
мыслей о формах
изменчивости
Использование
средств языка и
речи, умение
выражать мысли
вслух хоровые
ответы
(артикуляционная
гимнастика)
Положительные
эмоции от
правильных
ответов
Физкультминутка для глаз (видео 1 мин)
9.Обучающимся
предлагается выступить с
характеристикой
мутационной изменчивости.
Выступают, зачитывают
признаки мутационной
изменчивости
Работают с текстом
учебника §3.12,
составляют схему
«Виды мутаций» в
тетради.
Составляют схему на
доске (маркерами)
Просмотр
видеофрагмента в
течение 2 минут
Обучающиеся слушают
и заканчивают
предложение
10. Обучающимся
предлагается прочитать
материал о видах
мутаций. Выписать в
тетрадь виды мутаций.
11.Просмотр фрагмента
видеоурока «Основные
формы изменчивости»
12.Заключение по теме
урока в форме «Закончите
предложения»
Обучающимся предлагается
начало предложения :
1.Наука. изучающая
наследственность и
изменчивость …(генетика)
2.Свойство передавать
признаки от родителей
потомству…(наследственность)
3.Свойство приобретать
новые признаки в процессе
развития…(изменчивсоть)
4.Различают две формы
изменчивости…(модификационная
и мутационная)
5.Не затрагивает генотип
… (модификационная)
6.Связана с изменением
генотипа . . .(мутационная)
7.Различают три вида мутационной
изменчивости(генные, хромосомные,
геномные)
(См.Приложение3 Устная
работа).
4.Закрепление и проверка знаний
13. Мы с вами
познакомились с новым
видом изменчивости
мутационной. Предлагаю
вам выполнить тест
(См.Приложение 4)
Выполняют тест.
Проводят
взаимопроверку по
эталону
5.Рефлексия учебной деятельности
Обучающиеся выражают
свои мысли по теме
урока, о своих
действиях и
результатах.
13.В начале урока я
предложила вам
посмотреть презентацию
«Белая ворона» , где были
представлены животные
одного вида различающиеся
по окраске и животные
разных видов сходные по
окраске. А есть ли
альбинизм у человека?
Как вы думаете, ответили
мы на вопрос откуда в
природе появляются белые
вороны, белые голуби,
белые тигры? В чем
причина такого явления?
Что для этого нам
пришлось сделать?
Достигли ли мы цели
урока, которую поставили?
Более подробно вы
познакомитесь с мутациями
в 10 классе.Учитель
объясняет понятие
генетическая грамотность.
Контроль и оценка
результатов
действий.
Самовыражение.
Сотрудничество.
Выражение мыслей
вслух.
Делать обобщение.
Умение подводить
итоги и оценивать
свои действия.
Обучающиеся выражают
свои мысли по теме
урока и приходят к
выводу, что цели урока
мы достигли.
У вас на столе
смайлики, давайте
прикрепим на
доску и увидим
наши эмоции.
Высказывают мнение о
значении генетической
грамотности дя
человека.
Выражение своих
мыслей. Записывают домашнее
задание в дневник.
14.Домашнее задание
§3.12,творческое задание:
написать синквейн на тему
урока или ответить на
вопрос «Почему Ч.Дарвин
назвал мутационную
изменчивость
неопределенной?»
15.Урок окончен.
Успешного вам дня!
У вас на столе
смайлики, давайте
прикрепим на
доску и увидим
наши эмоции.
«Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость»
Приложения к уроку
Биология 9 класс
Учебник А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник Биология.
Введение в общую биологию. 9 класс
1.Тезисы
В основе современных представлений о наследственности лежит
хромосомная теория.
Основная роль в аппарате наследственности играет ДНК, способная к
репликации(самоудвоению).
В ДНК закодированы не сами признаки, а лишь сочетание
специфических белковых молекул.
Белковые молекулы взаимодействуют в клетках зародыша и
определяют общее направление процессов его развития.
Эти сложные процессы при различных внешних условиях протекают по
разному.
2.Работа с текстами
Текст № 1.
Текст № 2.
Разные варианты проявления одних и
тех же генов определяются
воздействиями внешних условий.
Температура, количество влажности,
наличие пищи и др. изменяют организм,
вырабатывают приспособления, но не
Разные варианты проявления одних и
тех же генов основаны на изменении
аппарата наследственности. Внешние
воздействия стимулируют появление
новых признаков и свойств, которые не
всегда имеют отношения к защите являются новшеством, не затрагивают
аппарата наследственности, не
передаются из поколения в поколение,
не приводят к эволюционным сдвигам.
Могут проявляться у целой группы
организмов одного вида.
организма от неблагоприятных условий,
то есть могут быть как полезными, так
и вредными. Проявляются обычно у
одной особи. Чаще всего возникают
внезапно, закрепляются в генотипе и
передаются по наследству.
3.Устная работа
Закончите предложения
1. Наука. изучающая наследственность и изменчивость …
2. Свойство передавать признаки от родителей потомству…
3. Свойство приобретать новые признаки в процессе развития….
4. Различают две формы изменчивости…
5. Не затрагивает генотип . ..
6. Связана с изменением генотипа . . .
7. Различают три вида мутационной изменчивости…
4.Тест
Установите соответствие между видами изменчивости и
характерными признаками.
Виды изменчивости
А Модификационная
Б Мутационная
Признаки изменчивости
1. Передается по наследству
2. Изменения проявляются у многих особей
3. Возможна в пределах нормы реакции.
4. Возникает внезапно.
5. Имеет направленный характер.
6. Могут быть полезными и вредными.
7. Не имеет направленный характер.
8. Бактерия приобретает устойчивость к
антибиотикам.
9. При соблюдении всей технологии выращивания
картофель дает высокие урожаи.
Матрица ответов__________________________ 9 а класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Все приложения раздаются каждому обучающемуся. Литература
1 О.А. Панкратова. Материалы «Новой школе новое качество». III
педагогический марафон. ФГОС ООО Формирование универсальных
учебных действий. Департамент социального развития
ПетропавловскКамчатского городского округа, отдел образования.
2 Г.О.Аствацатуров. О дидактике и педагогической технике. Пояснительная записка к уроку
«Здоровье человека не в сердце и не в почках. Но самая суть чисто
человеческого здоровья это когда его неудержимо тянет сказать чтото хорошее
другому человеку. Как будто это даже закон: раз мне хорошо – то должно быть и
всем хорошо!»
М.М. Пришвин
Урок биологии разработан с использованием здоровье сберегающих технологий:
Учет возрастных особенностей ребенка, рациональное использование времени урока,
соответствие содержания обучения возрасту, успех порождает успех, то есть
нейтрализация негативных факторов и акцентирование внимания на положительных
факторах.
Влияние учителя на обучающихся на каждом этапе урока.
1.Смена видов деятельности (устная работа, письменная работа, работа с текстом,
просмотр презентации, фрагмента видеоурока) предупреждает быструю утомляемость
и повышает интерес.
2.Гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика.
3.Оформление кабинета к уроку проветривание перед уроком, подготовка мест для
обучающихся, таблиц, схем для работы.
4.Внимание личностному росту и самоуважению обучающихся.
5.Стиль общения, обеспечивающий комфорт на уроке.
6.Генетическая грамотность.
Технологическая карта урока "Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость" 9 класс биология
Технологическая карта урока "Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость" 9 класс биология
Технологическая карта урока "Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость" 9 класс биология
Технологическая карта урока "Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость" 9 класс биология
Технологическая карта урока "Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость" 9 класс биология
Технологическая карта урока "Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость" 9 класс биология
Технологическая карта урока "Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость" 9 класс биология
Технологическая карта урока "Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость" 9 класс биология
Технологическая карта урока "Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость" 9 класс биология
Технологическая карта урока "Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость" 9 класс биология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.