Технологическая карта урока "Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость" 9 класс биология
Оценка 4.6

Технологическая карта урока "Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость" 9 класс биология

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
9 кл
28.03.2017
Технологическая  карта  урока "Закономерности  изменчивости: мутационная  изменчивость"  9 класс биология
Разработка урока включает введение в тему в виде работы с логической цепочкой, презентацией "Белая ворона" и выходом на тему урока. Обучающиеся задают цели и задачи урока. Идет самостоятельное изучение новой темы, разнообразные формы работы: с текстом, в парах, с учебником о видах мутаций, составляют таблицу. Сравнивают мутационную и модификационную изменчивость. Выполняют тестовое задание вслух "Закончи предложение", в конце урока тест по теме на закрепление о видах изменчивости.
Технологическая карта 9 кл биология Закономерности изменчивости.docx
Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение «Средняя  общеобразовательная  школа № 17» г.Сарапула  Удмуртской  Республики Технологическая  карта урока биологии  9 класс «Закономерности  изменчивости: мутационная  изменчивость»                                                                                                                Автор Еремеева Людмила  Анатольевна                               учитель биологии высшей  категории  МБОУ «СОШ № 17»                                 г. Сарапул,  2017г. Технологическая карта урока   планы   по       проблемного     обучения,     частично­поисковый,     наглядный,   учебнику   А.А.Каменского, Данные об учителе:    Еремеева  Людмила  Анатольевна   учитель биологии высшей   категории,   МБОУ   «СОШ   №   17»,   г.Сарапула,   Удмуртская Республика Предмет:  биологии  класс:  9 а          Учебник   (УМК):   А.А.Каменский,   Е.А.Криксунов,   В.В.Пасечник.   Биология. Введение  в общую биологию. 9 класс.  Е.Ю.Щелчкова.   Поурочные   Е.А.Криксунова, В.В. Пасечника «Учитель», Волгоград, 2012.  Тема урока:  «Закономерности  изменчивости: мутационная  изменчивость». Тип урока:  комбинированный Оборудование: схемы  «Факторы  мутации»,  «Виды  мутаций»,  табл. «Мутационная  изменчивость», презентация  «Белая  ворона», фрагмент видеоурока «Основные  формы  изменчивости». Формы  работы:  фронтальная,  в  парах,  индивидуальная Методы:   словесный. Характеристика   учебных   возможностей   класса:   у     учащихся сформирована   учебная   мотивация,   взаимоотношения   между   учащимися дружеские. Учащиеся  владеют  УУД: *Коммуникативными   УДД:   включаются   в   коллективное   обсуждение вопросов( 1 уровень) *Познавательными     УДД:   выделять     и   структурировать     информацию, существенную  для  решения  проблемы ( 2  уровень) *Регулятивными     УДД:   формулировать   вопросы     по   теме     на     основе мотивационного  запроса  ( 2 уровень) *Личностными   УДД:     осуществлять     рефлексию     своего     отношения   к содержанию  темы  по  заданному  алгоритму ( 2 уровень) Цели урока как планируемые результаты обучения: рассмотреть  явление изменчивости   как   свойство   живых организмов, типы   изменчивости, виды наследственной     изменчивости     и     её     закономерности;     способствовать формированию     и коммуникативных  учебных  действий. Личностные   действия ­способствовать  формированию  положительных   эмоций  от  результатов своей  деятельности,   способствовать  воспитанию  ответственности за  свое  здоровье. Познавательные  действия – способствовать  формированию умений   анализировать,  сравнивать,  делать  выводы,  классифицировать, обобщать,   извлекать  знания  из  дополнительной  информации.  Познакомить     познавательных,     регулятивных     личностных, обучающихся  с  закономерностями  мутационной  изменчивости,  ее  ролью  в  эволюции. Регулятивные  действия  – формировать умения  проводить  самопроверку   теста и  оценивать  его,  корректировать  ошибки. Коммуникативные  действия  ­    формирование  умений  работать  в  паре,   слушать других,  сотрудничать. Деятельность  учителя Ход  урока Деятельность обучающихся Формируемые   УУД 1.Организационный  момент Приветствие,  отметка  отсутствующих, внимание  осанке. 2.Актуализация  знаний (повторение) и  выход  на  тему  урока 1.Опрос  по  логической   цепочке: Ядро­хромосомы­ДНК­гены Вспоминают  понятия,   отвечают  на  вопросы Использование   языка  и речи  для   получения   информации  и  ее   передачи Самовыражение,  монологическое   высказывание Высказывают  свои   появившиеся  мысли,   возможно  кто­то  выйдет на  термин  мутация   (альбинизм) 2.Обучающимся   предлагается  посмотреть      презентацию «Белая   ворона» Серая  ворона  и  белая   ворона, Белый  тигр  и  полосатый   тигр Сизый  голубь  и  белый   голубь Какие  мысли  у  вас   появились? 3.Обучающимся   предлагается  ответить  на   вопрос:  как  часто  вы  встречаете  например,  в   нашем  городе  белых  ворон  или  белых  голубей? Почему? 4.Возвращение  к    логической  цепочке   Объедините  все  четыре   слова  в  одно.   Какова  роль   наследственности? Обучающиеся  отвечают.  Что  встречают  таких   представителей  нечасто. Самовыражение,   монологическое   высказывание Попытка объяснить   почему  нечасто. Высказывают  мнение,   что  все  четыре  слова   можно  объединить  в   одно слово­  наследственность. Объясняют  роль  наследственности   в   передаче   Высказывают   предположение,   делают прогноз. Анализ,  синтез,   обобщение. Монологическое   высказывание 5.Работа  с  дополнительной  информацией  о   наследственности  в виде   тезисов  (См. приложение 1) (на  столе  у каждого  ученика)    Вспоминаем  понятие   изменчивость. С  каким  видом   изменчивости  мы   знакомились  на  прошлом   уроке? наследственных   признаков. В  результате  прочтения  тезисов  о   наследственности   приходят  к  выводу  о   том,  что   наследственность  может  изменяться. Дают  определение   понятия  изменчивость. Называют   модификационную   изменчивость 3. Изучение  нового  материала 6. Формулируем  тему   урока «Закономерности   изменчивости: мутационная   изменчивость» Формулируем  цели  урока:  познакомиться  с   мутационной   изменчивостью, ее   причинами,  видами,   значением  в  жизни   организмов. 7. Обучающимся   предлагается  два  текста   №1  и  №2  без  оглавления   с  описанием  двух  видов   изменчивости:   модификационной  и   мутационной (См.Приложение 2) 8. Выбрать  из  текста   № 2   признаки  мутационной   изменчивости. Выписать  их в  тетрадь Обучающиеся   формулируют  тему   урока Записывают  тему  в   тетрадь. Формулируют  цели   урока Работают  в парах  с   информацией Определяют  какой   текст  рассказывает  о   мутационной   изменчивости. Работа  в  парах  с   дополнительной   информацией,   записывают  в  тетрадь   признаки  мутационной   изменчивости Делать  выводы Монологическое   высказывание Выражают  мысли   вслух Монологическое   высказывание Выражают  мысли   вслух Целеполагание:   постановка   учебной  задачи  на  основе  того,  что   известно  и  что   неизвестно. Формирование   познавательной   цели Проводить   сравнение,  анализ,  делать  выводы.   Работа  с  текстом. Сотрудничество   при  работе  в   парах Работа  с текстом:  поиск, и выделение нужной  информации,  обсуждение  в  парах  и запись в  тетрадь  признаков Самовыражение,   монологическое   высказывание.   Использование   средств  языка  и   речи  для  передачи информации. Описывают   механизм   возникновения   мутационной   изменчивости Работа  с  текстом,  поиск  информации для  схемы Высказывание   мыслей  о формах   изменчивости Использование   средств  языка  и   речи,  умение   выражать  мысли   вслух­ хоровые  ответы  (артикуляционная гимнастика) Положительные   эмоции  от   правильных   ответов                                        Физкультминутка  для  глаз (видео  1 мин) 9.Обучающимся   предлагается  выступить  с   характеристикой   мутационной  изменчивости. Выступают,  зачитывают   признаки мутационной   изменчивости Работают  с  текстом   учебника §3.12,   составляют  схему   «Виды  мутаций» в  тетради. Составляют  схему  на   доске  (маркерами) Просмотр   видеофрагмента    в  течение  2 минут  Обучающиеся  слушают   и  заканчивают   предложение 10. Обучающимся   предлагается  прочитать   материал   о  видах   мутаций.  Выписать  в   тетрадь  виды  мутаций. 11.Просмотр  фрагмента  видеоурока  «Основные   формы  изменчивости» 12.Заключение  по  теме   урока  в  форме  «Закончите  предложения» Обучающимся  предлагается начало  предложения : 1.Наука.  изучающая   наследственность  и   изменчивость …(генетика) 2.Свойство  передавать   признаки  от  родителей   потомству…(наследственность) 3.Свойство  приобретать   новые  признаки  в  процессе  развития…(изменчивсоть) 4.Различают  две  формы   изменчивости…(модификационная  и мутационная) 5.Не  затрагивает  генотип   …  (модификационная) 6.Связана  с  изменением   генотипа . . .(мутационная) 7.Различают  три  вида мутационной   изменчивости(генные, хромосомные,  геномные)   (См.Приложение3 Устная  работа). 4.Закрепление  и  проверка  знаний 13. Мы  с  вами  познакомились  с  новым   видом  изменчивости   мутационной.     Предлагаю   вам  выполнить  тест   (См.Приложение 4) Выполняют  тест. Проводят   взаимопроверку  по   эталону 5.Рефлексия  учебной  деятельности Обучающиеся  выражают  свои  мысли  по  теме   урока,  о  своих   действиях  и   результатах. 13.В  начале  урока   я   предложила  вам   посмотреть  презентацию  «Белая  ворона» , где были  представлены животные   одного  вида  различающиеся по  окраске  и  животные   разных  видов  сходные  по   окраске. А есть ли   альбинизм  у человека?  Как  вы   думаете,  ответили мы  на  вопрос  откуда  в  природе  появляются   белые вороны, белые  голуби,   белые  тигры?  В  чем   причина  такого  явления? Что  для  этого нам   пришлось  сделать? Достигли  ли  мы  цели   урока,  которую  поставили? Более  подробно вы   познакомитесь  с  мутациями в 10 классе.Учитель   объясняет  понятие   генетическая  грамотность. Контроль  и  оценка результатов   действий. Самовыражение. Сотрудничество. Выражение  мыслей вслух. Делать  обобщение. Умение  подводить  итоги  и  оценивать  свои  действия. Обучающиеся  выражают  свои  мысли  по теме   урока  и приходят  к  выводу, что   цели  урока  мы  достигли. У вас  на  столе   смайлики, давайте   прикрепим  на   доску  и увидим   наши  эмоции. Высказывают  мнение  о  значении  генетической   грамотности  дя   человека. Выражение  своих  мыслей. Записывают  домашнее   задание  в дневник. 14.Домашнее  задание   §3.12,творческое  задание:  написать  синквейн на тему  урока  или  ответить на  вопрос «Почему  Ч.Дарвин   назвал  мутационную   изменчивость   неопределенной?» 15.Урок  окончен.   Успешного  вам  дня! У вас  на  столе   смайлики, давайте   прикрепим  на   доску  и увидим   наши  эмоции. «Закономерности  изменчивости:  мутационная  изменчивость» Приложения  к  уроку Биология  9  класс Учебник  А.А. Каменский, Е.А.  Криксунов,  В.В.Пасечник  Биология.   Введение  в  общую  биологию.  9 класс 1.Тезисы  ­ В  основе  современных  представлений  о  наследственности  лежит    хромосомная  теория.  ­ Основная  роль  в  аппарате  наследственности  играет  ДНК,  способная  к   репликации(самоудвоению).  ­ В  ДНК  закодированы  не  сами  признаки,  а  лишь  сочетание   специфических  белковых  молекул.  ­ Белковые  молекулы  взаимодействуют  в  клетках  зародыша  и   определяют  общее  направление  процессов  его  развития. ­ Эти  сложные  процессы  при  различных  внешних  условиях  протекают  по­ разному. 2.Работа  с  текстами Текст  № 1. Текст  № 2. Разные   варианты   проявления   одних  и   тех же  генов  определяются   воздействиями  внешних  условий.   Температура,  количество  влажности,   наличие  пищи и др.  изменяют  организм,   вырабатывают  приспособления,  но  не   Разные  варианты  проявления  одних  и   тех же  генов  основаны  на  изменении   аппарата  наследственности.  Внешние   воздействия  стимулируют  появление   новых  признаков  и  свойств, которые  не  всегда   имеют  отношения  к  защите являются новшеством,  не  затрагивают   аппарата  наследственности,   не   передаются  из  поколения  в поколение,  не  приводят  к  эволюционным  сдвигам. Могут  проявляться  у  целой  группы   организмов  одного  вида. организма  от  неблагоприятных  условий,  то  есть  могут  быть  как  полезными,  так и  вредными.  Проявляются  обычно  у   одной  особи.  Чаще  всего  возникают   внезапно,  закрепляются  в генотипе  и   передаются  по  наследству. 3.Устная  работа  Закончите  предложения 1. Наука.  изучающая  наследственность  и  изменчивость … 2. Свойство  передавать  признаки  от  родителей  потомству… 3. Свойство  приобретать  новые  признаки  в  процессе  развития…. 4. Различают  две  формы  изменчивости… 5. Не  затрагивает  генотип  . ..  6. Связана  с  изменением  генотипа . . . 7. Различают  три  вида  мутационной  изменчивости… 4.Тест Установите  соответствие  между  видами  изменчивости  и   характерными  признаками. Виды  изменчивости А­ Модификационная Б ­Мутационная Признаки  изменчивости 1. Передается  по  наследству 2. Изменения  проявляются  у  многих  особей 3. Возможна  в  пределах  нормы  реакции. 4. Возникает  внезапно. 5. Имеет  направленный  характер. 6. Могут  быть  полезными  и  вредными. 7. Не  имеет  направленный  характер. 8. Бактерия  приобретает  устойчивость  к   антибиотикам. 9. При  соблюдении  всей  технологии  выращивания   картофель  дает  высокие  урожаи. Матрица  ответов__________________________ 9 а класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Все  приложения  раздаются  каждому  обучающемуся. Литература 1 О.А. Панкратова.  Материалы  «Новой  школе  ­  новое  качество».  III   педагогический  марафон.  ФГОС  ООО  Формирование  универсальных   учебных  действий.  Департамент  социального  развития Петропавловск­Камчатского  городского  округа, отдел  образования. 2 Г.О.Аствацатуров.  О  дидактике  и  педагогической  технике. Пояснительная  записка  к уроку              «Здоровье  человека  не  в сердце  и не  в почках. Но самая  суть  чисто   человеческого   здоровья  ­  это  когда  его  неудержимо  тянет  сказать  что­то  хорошее  другому  человеку.  Как  будто  это  даже  закон:  раз  мне  хорошо – то должно  быть  и   всем  хорошо!»                                                                                            М.М. Пришвин     Урок  биологии  разработан   с использованием  здоровье  сберегающих  технологий:  Учет  возрастных особенностей  ребенка, рациональное  использование  времени  урока,  соответствие  содержания  обучения  возрасту,  успех  порождает  успех, то  есть   нейтрализация  негативных факторов  и акцентирование  внимания  на  положительных  факторах.    Влияние  учителя  на  обучающихся  на  каждом  этапе  урока. 1.Смена  видов  деятельности  (устная  работа,  письменная работа,  работа  с текстом,  просмотр презентации, фрагмента  видеоурока)  предупреждает  быструю  утомляемость и повышает  интерес. 2.Гимнастика для  глаз, артикуляционная  гимнастика. 3.Оформление кабинета  к  уроку­ проветривание  перед  уроком,  подготовка  мест  для  обучающихся,  таблиц, схем  для  работы. 4.Внимание  личностному  росту  и  самоуважению  обучающихся. 5.Стиль  общения, обеспечивающий  комфорт на  уроке. 6.Генетическая  грамотность.

Технологическая карта урока "Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость" 9 класс биология

Технологическая  карта  урока "Закономерности  изменчивости: мутационная  изменчивость"  9 класс биология

Технологическая карта урока "Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость" 9 класс биология

Технологическая  карта  урока "Закономерности  изменчивости: мутационная  изменчивость"  9 класс биология

Технологическая карта урока "Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость" 9 класс биология

Технологическая  карта  урока "Закономерности  изменчивости: мутационная  изменчивость"  9 класс биология

Технологическая карта урока "Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость" 9 класс биология

Технологическая  карта  урока "Закономерности  изменчивости: мутационная  изменчивость"  9 класс биология

Технологическая карта урока "Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость" 9 класс биология

Технологическая  карта  урока "Закономерности  изменчивости: мутационная  изменчивость"  9 класс биология

Технологическая карта урока "Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость" 9 класс биология

Технологическая  карта  урока "Закономерности  изменчивости: мутационная  изменчивость"  9 класс биология

Технологическая карта урока "Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость" 9 класс биология

Технологическая  карта  урока "Закономерности  изменчивости: мутационная  изменчивость"  9 класс биология

Технологическая карта урока "Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость" 9 класс биология

Технологическая  карта  урока "Закономерности  изменчивости: мутационная  изменчивость"  9 класс биология

Технологическая карта урока "Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость" 9 класс биология

Технологическая  карта  урока "Закономерности  изменчивости: мутационная  изменчивость"  9 класс биология

Технологическая карта урока "Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость" 9 класс биология

Технологическая  карта  урока "Закономерности  изменчивости: мутационная  изменчивость"  9 класс биология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017