Сценарий урока биологии в 9 классе на тему "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"
Оценка 5

Сценарий урока биологии в 9 классе на тему "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
9 кл
29.03.2019
Сценарий урока биологии в 9 классе на тему "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"
УРок полностью соответствует всем требованиям ФГОС. Четко прослеживаются основные этапы урока по ФГОСу. Вхождение в тему урока представлено в виде химического демонстрационного эксперимента, при анализе которого учащиеся должны сделать вывод о том, что же они сегодня на уроке биологии будут изучать. Изучение нового материала сопровождается работой в группах с использованием учебника. В конце дается дифференцированное домашнее задание.
разработка урока биологии.docx
Разработка урока биологии в 9 классе (ФГОС) Подготовил учитель химии и биологии МБОУ СОШ №1 Выскребенцева С.В. Тема: «Обмен веществ и превращение энергии в клетке». Цели урока: образовательная:  сформировать   знания   о   процессах,   протекающих   в   клетке,   обратив особое внимание на процессы энергетического обмена и его этапы. развивающая: способствовать развитию умений сравнивать объекты и делать обобщения. воспитывающая: способствовать формированию ответственности и бережного отношения к окружающей среде. Оборудование:  компьютер,   мультимедийный   экран,   презентация   к   уроку,   таблицы «Строение молекулы АТФ», «Строение животной и растительной клетки». Дополнительное оборудование для демонстрационного эксперимента: металлическая или   керамическая   плитка,   кусочек   ваты,   пипетка,   стеклянная   палочка,   держатель   для пробирки;   спирт,   перманганат   калия,   раствор   серной   кислоты,   оксид   меди, концентрированная серная кислота.  Формируемые результаты и УУД: коммуникативные:   умения аргументировать   и   координировать   её   с   позициями   партнёров   в   сотрудничестве   при выработке общего решения в совместной деятельности при работе в группах.  формирование   собственного   мнение   и   позиции, регулятивные:  развитие   навыков   самооценки   и   самоанализа,   умения   организовать выполнение   заданий   учителя   согласно   установленным   правилам   работы   в   кабинете, формирование   умения   адекватно   самостоятельно   оценивать   правильность   выполнения действий. познавательные:  развитие   умений   строить   логическое   рассуждение,   включающее установление   причинно­следственных   связей,   умений   выделять   главное   в   тексте, структурировать   учебный   материал,   грамотно   формулировать   вопросы,   представлять результаты работы классу. личностные:  формирование   осознанного   и   доброжелательного   отношения   к   мнению другого   человека,  развитие  ответственного   отношения   к   обучению,   навыков   обучения, оценивания результатов своей деятельности на уроке. ХОД УРОКА: Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Организацион­ ный момент. (1­2  мин.) 2. Повторение  Приветствует   учащихся,   проверяет   готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих.   учителя, Приветствуют настраиваются на работу на уроке. Задает   вопросы   по   основным   понятиям   прошлой Участвуют во фронтальной изученного  материала.  (10­12 мин.) 3.   Мотивация   и вхождение   в   тему урока (5­7 мин.) темы:  ­ особенности строения клеток грибов; ­ особенности строения клеток растений; ­ особенности строения клеток животных; ­ особенности строения клеток бактерий; ­ сходство клеток растений, животных и грибов; ­ различия между этими клетками; ­ сходство между прокариотами и эукариотами; ­ различия между этими клетками. Слабые учащиеся работают по карточкам:  ­   рисунок   растительной   клетки   в   разрезе,   на котором  надо подписать  составные  части,  указать отличительные особенности; ­ рисунок животной клетки в разрезе, на котором надо   подписать   составные   части,   указать отличительные особенности; ­   рисунок   бактериальной   клетки   в   разрезе,   на котором  надо подписать  составные  части,  указать отличительные особенности; Совсем   слабым   учащимся   карточки,   где   нужно закончить фразы, или выбрать верные утверждения из числа предложенных по прошлой теме. Сильные учащиеся и учащиеся, выбравшие сдавать экзамен   по   биологии   в   9­м   классе,   в   это   время решают тесты по данной теме (Приложение 1). Прежде чем определить тему нашего сегодняшнего   предлагаю   посмотреть   небольшой урока, эксперимент.   большинство   процессов, протекающих в клетках живых организмов, по своей природе   являются   реакциями   окисления.   Но   и горение – это тоже окисление, и необязательно оно может начинаться при нагревании. Демонстрационные   опыты  «Окисление   спирта смесью  KMnO4   H2SO4»   и «Взаимодействие  CuO  c  разбавленной  H2SO4» (методика выполнения опытов в приложении 2). Анализ опытов: ­ Что происходило в 1­ой реакции? и   конц.   Итак, ­ А что происходило во 2­ой реакции? Подводит итог опытов:  Энергия,  выделившаяся   в  1­м  процессе,  пошла   на образование новых веществ во 2­ой реакции. Создает проблемную ситуацию: Проделанные  2  процесса   по  своей   сути  отражают одно   из   важнейших   свойств   живых   организмов, которое мы сегодня будем изучать на уроке. Какое? беседе,   отвечают   на вопросы учителя, работают по карточкам и выполняют тестовые задания.     спирт Вступают   в   диалог   с учителем,   отвечая   на   его вопросы: ­ окислялся кислородом   воздуха,   при этом выделялась энергия. ­   изменялся   цвет,   значит прошла   реакция,   но   при нагревании. Пытаются   сформулировать учебную   проблему   в различных вариациях.  ­ обмен веществ и энергии. Пытаются   формулировать Открытие 4. новых знаний. (15 мин.) А какие цели урока у нас сегодня будут? (как минимум должны назвать – изучение процессов обмена веществ и энергии в клетках). Открываем   тетради   и   записываем   тему   урока «Обмен веществ и энергии в клетке». Итак,   в   клетках   живых   организмов   протекают аналогичные   опыту   процессы   –   в   ходе     одних реакций вещества окисляются, при этом выделяется энергия, в ходе других – эта энергия расходуется на образование нужных клетке веществ. Попробуйте   сформулировать   определение,   что   же такое обмен веществ и энергии? Запишите в тетрадях это определение. Обмен   веществ   и   энергии   (метаболизм)   –   это совокупность процессов жизнедеятельности клетки. Соответственно   метаболизм   состоит   из   двух противоположных процессов. Найдите в учебнике в параграфе 19, как называются эти процессы и что в ходе них происходит? Делает на доске (дублирует на слайде) схему Метаболизм        Катаболизм                                   Анаболизм  (или энергетический                     (или пластический              обмен)                                          обмен) ­ распад крупных молекул     ­ биосинтез сложных   на более простые;                    мол­л из простых; ­ энергия выделяется;             – энергия расходуется.  ! Энергия аккумулируется в виде молекул АТФ (по таблице   вспомнить,   что   это   за   вещество).   Все процессы идут с участием ферментов. Сегодня мы более подробно с вами рассмотрим, как протекает энергетический обмен (или катаболизм).  Делит   класс   на   3   группы   по   количеству   этапов энергетического обмена. Каждая группа в учебнике в параграфе 20 ищет информацию о своем этапе и заносит ее в таблицу: 1 этап 2 этап 3 этап Название этапа Место протекания   в клетке Основные процессы Что цели урока. Записывают   тему   урока   в тетрадях. Дают   определение   обмена веществ. Записывают в тетрадях. Работают   с   учебником, ищут информацию. Делают   в   тетрадях   схему, помогают   учителю   ее заполнять,   характеризуя каждый из процессов. Вспоминают,   как   устроена молекула АТФ и ее роль в клетках. Чертят таблицу в тетрадях и   заполняют   ­   каждая группа   только   о   своем этапе. Через   время   повторяют действия,   но   только   уже происходит   с энергией      (заполненная таблица в идеале в приложении 3) Через время (2­3 минуты) задания сдвигаются на 1 таким   образом,   чтобы   каждая   группа   нашла информацию   обо   всех   этапах,   предложенных   в таблице. Контролирует выполнение заданий группами. Организует   выступление   каждой   группы   по отдельному   этапу   энергетического   обмена, проверяет наличие записей в тетрадях по таблице. По   каждому   этапу   дублирует   выступление учащихся слайдами презентации по данной теме.  Записывает   на   доске   (и   высвечивает   на   слайде) суммарное уравнение энергетического обмена:           C6H12O6 + 6O2 = 6CO2 + 6H2O + 38АТФ На слайдах высвечивает тестовые вопросы по уроку (5­6   вопросов)   с   выбором   одного   правильного ответа   и/или   на   установление   соответствия. (Приложение 4). Посмотрите на цели урока, которые мы выдвинули в начале сегодняшнего занятия. Высвечивает слайд с целями урока). Достигнуты они или нет? Что   вы   узнали   сегодня?   Что   бы   вы   еще   хотели узнать по этой теме?   Первичное 5. закрепление. (5 мин.) Вторичное   6. закрепление. (3­4 мин.) 7. Рефлексия. (2­3 мин.)   Оценивание. 8. Домашнее задание. (2­3 мин.) Для базового уровня – параграфы 19­20 , вопросы после него. Дополнительное   задание   –   написать   реакций окисления жиров. для других этапов. Заполняют таблицу.    полностью Каждая   группа   выбирает выступающего,   который должен   рассказать   про один этапов энергетического обмена. Записывают   уравнение   в тетрадях. из     Фронтально   отвечают   на вопросы со слайдов. Проговаривают   еще   раз цели   урока,   отвечают, достигнуты   ли   они. Вступают   в   диалог   с учителем,   что узнали сегодня и что хотят еще узнать. Записывают домашнее задание, подносят дневники для оценки.   отвечая,   Список используемой литературы: 1. Пасечник В.В. Биология: Введение в общую биологию. 9 кл. : учебник / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов. – 3­е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. 2.   Рохлов   В.С.   Биология.   9   класс.   44   диагностических   варианта   /   В.С.   Рохлов,   Н.В. Славина. – 2­е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014. Тест «Клеточная теория. Строение клетки» Вариант 1. Приложение 1. 1.   Рассмотрите   изображение   микроскопа.   Что   на   нём   обозначено   под цифрой 4? 1) зеркало        2) объектив      3) тубус        4) окуляр 2. Как называется система линз, которая направлена на рассматриваемый объект? 1) окуляр     2) штатив     3) объектив     4) диафрагма 3. Каким будет увеличение микроскопа, если увеличение линзы окуляра ­ *7, а линзы объектива ­ *40? 1) *640       2) *280    3) *46    4) *34 4. Чтобы увидеть ядро растительной клетки, достаточно использовать 1) световой школьный микроскоп              2) ручную лупу 3) электронный микроскоп                         4) невооруженный глаз 5. Именем какого ученого назван один из органоидов клетки? 1) К. Гольджи    2) Р. Вирхова     3) Т. Шванна     4) М. Шлейдена 6. Какую клеточную структуру   по выполняемой функции можно сравнить с тепловой электростанцией? 1) ядро     2) рибосому      3) митохондрию     4) клеточную мембрану 7. У эукариотической клетки хромосомы находятся в 1) ядре     2) цитоплазме    3) вакуоле    4) комплексе Гольджи   Вариант 2. 1.   Рассмотрите   изображение   микроскопа.   Что   на   нём   обозначено   под цифрой 2? 1) зеркало       2) объектив        3) тубус       4) окуляр 2.   Как   называется   та   часть   микроскопа,   на   которую   помещается исследуемый объект? 1) предметный столик    2) зеркало     3) тубус     4) диафрагма 3.  Каким будет увеличение микроскопа, если увеличение линзы окуляра ­ *10, а линзы объектива ­ *60? 1) *10       2) *70    3) *600    4) *1060 4.   Школьный   световой   микроскоп   с   200­кратным   увеличением   позволяет   увидеть   в лейкоците человека 1) ядро      2) рибосомы     3) митохондрии     4) вакуоль 5. Одним из утверждений клеточной теории является 1) все клетки имеют одинаковые формы и структуру 2) вирусы образованы клетками со сложным строением 3) новая клетка возникает в результате деления исходной клетки 4) все известные клетки имеют ядро 6. Какую клеточную структуру по выполняемой функции можно сравнить с копировальным аппаратом? 1) ядро      2) рибосому      3) митохондрию      4) клеточную мембрану 7. Какой органоид клетки имеет немембранное строение? 1) клеточный центр      2)ЭПС      3) вакуоль       4) хлоропласт   Приложение 2. Демонстрационные опыты. Опыт №1 «Окисление спирта смесью KMnO4 и концентрированной H2SO4»  В фарфоровой чашке до урока готовится смесь перманганата калия и концентрированной серной кислоты в соотношении 1:1. На   уроке   на   металлическую   (или   керамическую)   плитку   положить   кусочек   ватки, предварительно смочить ее спиртом.  Кончик   стеклянной   палочки   как   следует   обмакнуть   в   смесь   перманганата   калия   и концентрированной серной кислоты. Прикоснуться стеклянной палочкой к ватке, смоченной спиртом. Наблюдать быстрое воспламенение спирта (горит еле видимым пламенем). Опыт «Взаимодействие CuO c разбавленной H2SO4» В пробирку на кончике шпателя насыпать оксид меди CuO. Добавить на ¼ пробирки раствор серной кислоты H2SO4 (разбавленной). Пробирку зафиксировать в держателе и сразу же нагревать над пламенем, выделяемом в первом опыте. Наблюдать изменение цвета раствора на сине­голубой. Приложение 3. Заполненная таблица по этапам энергетического обмена. Название этапа 1 этап Подготовительный 2 этап Неполное бескислородное расщепление (анаэробное дыхание, гликолиз) 3 этап Полное кислородное расщепление (аэробное дыхание) В лизосомах В цитоплазме В митохондриях Белки = аминокислоты Глюкоза = 2 молекулы Жиры = глицерин + жир. кислоты Полисахариды = глюкоза  ПВК (пировиноградной кислоты) C6H12O6 = 2C3H6O3 Энергии хватает на образование 2АТФ 2 C3H6O3 + 6O2 =  6CO2 + 6H2O Энергии много, хватает на образование 36АТФ Место протекания   в клетке Основные процессы Что происходит   с энергией Энергии выделяется мало, рассеивается в виде тепла Приложение 4. Тестовые вопросы для вторичного закрепления нового материала. 1. Какое органическое вещество образуется в организме человека в результате проте­ кания данной химической реакции?   глюкоза + кислород = углекислый газ + вода + ? 1) крахмал 2) АТФ 3) белок 4) ДНК 2. Пластический обмен в организме направлен на 1) удаление продуктов распада из организма 2) сбор и использование организмом поступающей информации 3) биологическое окисление с освобождением энергии  тез ве  ществ, спе   4) син      фич  ных для дан    ци     но   го ор  га   низ  ма     3. Обмен веществ и превращение энергии представляет собой единство 1) про    цес   сов син    те   за и рас  па   да ве  ществ     2) процессов возбуждения и торможения 3) свойств наследственности и изменчивости 4) процессов роста и развития организма 4. Что происходит в организме человека в процессе энергетического обмена? 1) поглощение кислорода 2) образование из глюкозы крахмала 3) окис    ле   ние ор    га   ни   че   ских ве  ществ   4) превращение аминокислот в белки 5.   Сколько   молекул   АТФ   образуется   в   результате   полного   расщепления   одной молекулы глюкозы? 1) ни одной 2) 2 молекулы АТФ 3) 36 молекул АТФ 4) 38 молекул АТФ

Сценарий урока биологии в 9 классе на тему "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"

Сценарий урока биологии в 9 классе на тему "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"

Сценарий урока биологии в 9 классе на тему "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"

Сценарий урока биологии в 9 классе на тему "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"

Сценарий урока биологии в 9 классе на тему "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"

Сценарий урока биологии в 9 классе на тему "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"

Сценарий урока биологии в 9 классе на тему "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"

Сценарий урока биологии в 9 классе на тему "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"

Сценарий урока биологии в 9 классе на тему "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"

Сценарий урока биологии в 9 классе на тему "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"

Сценарий урока биологии в 9 классе на тему "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"

Сценарий урока биологии в 9 классе на тему "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"

Сценарий урока биологии в 9 классе на тему "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"

Сценарий урока биологии в 9 классе на тему "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"

Сценарий урока биологии в 9 классе на тему "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"

Сценарий урока биологии в 9 классе на тему "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"

Сценарий урока биологии в 9 классе на тему "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"

Сценарий урока биологии в 9 классе на тему "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2019