Урок по теме "Видообразование. результат микроэволюции"
Оценка 4.6

Урок по теме "Видообразование. результат микроэволюции"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
9 кл
09.04.2017
Урок по теме "Видообразование. результат микроэволюции"
Видообразование — процесс возникновения новых биологических видов и изменения их во времени. При этом генетическая несовместимость новообразованных видов, то есть их неспособность производить при скрещивании плодовитое потомство или вообще потомство, называется межвидовым барьером, или барьером межвидовой совместимости. Существуют разнообразные теории, объясняющие механизмы видообразования. Одна из причин этого — сложность эмпирической проверки из-за долговременности изучаемого процесса.
Видообразование. Результат микроэволюции.docx
Урок биологии «Видообразование. Результат микроэволюции»             Цели урока:    1.  Закрепить знания учащихся об эволюционных процессах, происходящих в популяциях, познакомить с современными представлениями о  видообразовании.   2. Дать понятия о путях, скорости и типах видообразования. 3.Развивать умения на основе сравнения раннее изученного материала с  новым, самостоятельно делать выводы. 1. Воспитывать интерес к изучаемому предмету, умение связывать  теоретический материал с практикой жизни. Тип урока: комбинированный.       Оборудование: таблица «Видообразование», схемы, тесты,  видеофильм «Вид. Видообразование».                                          План урока:   I. Организационная часть.   II. Проверка знаний учащихся.         III. Объяснение нового материала.  видообразование;  общие сведения о видах;   пути видообразования;  значение видообразования.         IV. Закрепление нового материала. V. Подведение итогов. VI. Задание на дом.   Ход урока: I. Организационная часть. Ребята, мы с вами сегодня продолжаем рассматривать эволюционное учение с точки зрения современных концепций и сравнивать это учение с Дарвинизмом. 1. Что является единицей эволюции?  2. К чему могут привести эволюционные процессы в популяциях? 3. Какие виды изоляции вам известны? 4. Что такое вид? 5. Назовите критерии вида. II. проверка знаний учащихся. Задание – тесты: (Задание на два варианта)   III. Объяснение нового материала.     Сегодня   на   уроке   мы   продолжим   знакомиться   с   современными   эволюционными   понятиями,   узнаем,   что   такое   видообразование,   его пути, типы и скорость. Сравним ранее изученный материал с новым, сделаем выводы.          Нас с вами окружает огромное разнообразие организмов. Много видов растений, животных и т.д.  Вопрос: Как оно возникло? Что лежит в основе видообразования?   возникновение новых видов при определенных условиях.     Большой   вклад   в   изучение   этого   процесса   внес   Эрнест   Майр,   американский   ученый,   эволюционист   который   в   1964   году   в   книге «Популяция, виды, эволюция» описал основные пути видообразования (внимание на доску).      Пути видообразования:   Видообразование   –   это   сложный   эволюционный   процесс,  Филетический – этот путь не предлагает изменения числа видов.  Гибридогенный   –   этот   путь   идет   даже   с   уменьшением   числа видов.  Дивергентный – это самый распространенный путь. Именно этот путь   и   описал   Дарвин.   Он   и   приводит   к   многообразию   видов, способствует увеличению их числа. Вопрос: Какой отбор описывал в своих работах Ч.Дарвин?     Ключевым   фактором   видообразования   выступает   изоляция.   В   результате   изоляции   одной   популяции   или   группы   популяций прекращается   скрещивание   между   расходящимися   формами (прекращается   обмен   генетической   информацией),   нарушается   их сглаживание и нивелировка. Это приводит к постепенной дивергенции популяций   внутри   одного   вида   до   полного   разобщения   молодых дочерних видов. В зависимости от характера изоляции различают два пути видообразования.   А теперь рассмотрим типы видообразования.       На доске схема                                         ВИДООБРАЗОВАНИЕ           Аллопатрическое                                      Симпатрическое          ­ географическое                                        ­ полиплоидизация          ­ экологическое                                          ­ гибридогенное *   Аллопатрическое   –   основано   на   географической   изоляции, возникновение   географических   преград   (хребты,   пролив,   поля,   сады) приводят   к   появлению   изолятов   –   географически   изолированных популяций.   Единый   генофонд   популяции   разрывается   на   части   из­за географической   изоляции.   Прерыв   потока   генов   между   изолятами   с одной стороны географические преграды и естественный отбор с другой стороны   приводят   постепенно   к   репродуктивности,   а   значит   к образованию   нового   вида.   Таким   образом,   возникли   различные   виды вьюрков   на   Галапагосских   островах,   описанные   Дарвином   (показ дарвинских вьюрков).           Экологическое   видообразование   осуществляется   в   результате приспособления   к   экологическим   условиям   и   дифференциации исходного материала вида на экологические экотипы, которые могут стать основой новых видов.                   *  Симпатрическое  –  возникает,  если  дивергенция   идет  на  одной территории и             связана с различными условиями, иногда с пищей. Так многие виды лютиков, обитающих на Европейской территории, возникли в связи с изменениями условий, а синицы по пищевой специализации.                          Полиплоидизация возникает спонтанно, возникают полиплоиды в природе, отличаются повышенной жизнеспособностью.                          Гибридогенное репродуктивно изолированы друг от друга, но в природе встречаются случаи межвидовых и межродовых гибридов чаще всего среди растений, реже среди животных. Вопрос: Как вы думаете, видообразование идет быстро или медленно? (медленно)                А под действием естественного отбора? (быстрее)                              Подумайте, с чем связанно внезапное видообразование? (загрязнение   окружающий   среды,   воды,   воздуха,   радиация,   влияние озоновых дыр, ядохимикаты и т.д.)     Попробуем сделать вывод вместе.  Вопрос: Что такое микроэволюция? (это развитие внутри вида)                А что же является результатом микроэволюции? (многообразие видов, приспособленность организмов к определенной среде обитания)      Такие результаты и приводят к многообразию живой природы. Без которого немыслимо разнообразие и прогресс в природе.  IV. Закрепление материала. Вопрос: Что такое видообразование?                О каких типах видообразования вы узнали сегодня на уроке? V. Подведение итогов. VI. Задание на дом.

Урок по теме "Видообразование. результат микроэволюции"

Урок по теме "Видообразование. результат микроэволюции"

Урок по теме "Видообразование. результат микроэволюции"

Урок по теме "Видообразование. результат микроэволюции"

Урок по теме "Видообразование. результат микроэволюции"

Урок по теме "Видообразование. результат микроэволюции"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2017