Конспект открытого урока по биологии в 9 классе Тема: «Центры многообразия и происхождения культурных растений».
Оценка 4.9

Конспект открытого урока по биологии в 9 классе Тема: «Центры многообразия и происхождения культурных растений».

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
9 кл
29.01.2018
Конспект открытого урока по биологии в 9 классе  Тема: «Центры многообразия и происхождения культурных растений».
Данная разработка урока, направлена на помощь в изучении темы центров происхождения и многообразия культурных растений.Изучение данной темы является важным этапом для формирования у школьников обучающихся по программе ФГОС целостного восприятия окружающего мира.Урок разработан в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов.
Конспект открытого урока по биологии 9 класс.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАТВЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА 433465, Ульяновская область, Старомайнскийрайон,С. Шмелёвка , пер Школьный,5 тел.8-84-230-47-2-28 Конспект открытого урока по биологии в 9 классе Тема: «Центры многообразия и происхождения                         культурных растений».                                                   Разработала  учитель биологии и химии                                                   первой квалификационной категории                                                                 Черкасова Галина Николаевна Тема: Центры многообразия и происхождения культурных растений. Ц е л ь   у р о к а :  изучить задачи селекции как науки, показать центры  многообразия и происхождения культурных растений; выявить роль работ Н.  И. Вавилова и И.В.Мичурина  для селекции.  З а д а ч и : Предметные: познакомить учащихся с основами селекции, обеспечить  усвоение базовых понятий сорт, порода, штамм. Познакомить с работами Н.  И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений,  научить находить их по географической карте. Прослеживается  метапредметная связь с географией. Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать знания, отработать умение учащихся работать  с текстом учебника и интернет­ресурсами . Воспитательные: подчеркнуть роль трудолюбия, любви к своему делу,  свойственной увлечённым селекционерам. Э л е м е н т ы   с о д е р ж а н и я :  селекция,   центры   происхождения   и многообразия культурных растений.   Т и п   у р о к а :  комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление) М е т о д ы   о б у ч е н и я :  Проблемно­развивающие. О б о р у д о в а н и е :     таблица     «Центры     происхождения     культурных растений», ноутбук, мультимедийное оборудование, распечатанные карточки с   заданиями,   наглядные   материалы:   колосья   пшеницы,   муляжи   фруктов, овощи различных  сортов. План урока: I.Организационный момент  ­ 3 мин. II. Этап проверки домашнего задания – 12 мин.  III. Изучение нового материала  ­ 15 мин. IV. Закрепление полученных знаний – 5 мин. V. Рефлексия – 3 мин. VI Домашнее задание – 2 мин. ХОД УРОКА I. Организационный момент 3 минуты (Тема, отсутствующие) Слайд 1.  – Здравствуйте ребята, сегодня на уроке нам нужно изучить очень интересный материал. Поэтому давайте максимально сконцентрируемся на уроке и будем  работать быстро. Итак, давайте вспомним к изучению какой темы мы  приступили на прошлом уроке? (Селекция)Слайд 2. – Сегодня на уроке мы с вами должны: – повторить основные понятия темы «Селекция»; – изучить материал по основным центрам происхождения культурных  растений. Ответить на вопросы  написанные на доске: 1.Как  вы считаете, какая наука является теоретической основой селекции и  почему? 2.Почему  для успешной селекционной работы необходимо знать  биологические свойства исходных диких видов? – Вы готовы это сделать? (Да) II. Этап проверки домашнего задания 12 минут Итак, на столах вы видите  карточки с вопросами к биологическому диктанту, по материалу,  изученному на прошлом уроке. Ваша задача правильно  подобрать термины к определениям. Не забудьте подписать свою фамилию и  имя. Даю вам две минуты. Слайд 3. Теперь обменяйтесь листочками, проверим правильные ответы друг у друга ,  пользуясь слайдом презентации. Слайд 4. В конце урока вы  получите ещё одно письменное задание на закрепление , и  по результатам двух работ вам будет выставлена оценка. Отложим листочки в сторону. На прошлом уроке, мы начали с Вами говорить о том, что основой успеха  селекционной работы в значительной степени является генетическое  разнообразие исходного материала. Не только у близких видов, но и у родов,  семейств и даже классов обнаруживаются сходные гомологические ряды  наследственной изменчивости.  В своей работе селекционеры стараются  использовать все многообразие диких и культурных растений. На своих  столах, вы видите результаты работы учёных селекционеров, Благодаря  их  кропотливому труду, мы имеем возможность выращивать полезные,  высокоурожайные сорта различных овощей фруктов и других  сельскохозяйственных культур. Сейчас мы заслушаем выступления об  известных учёных­селекционерах. Подготовка выступлений была частью  домашнего задания. Выступает первый ученик с докладом о И.В. Мичурине. Слайды 5­9. Выступает второй ученик с докладом о  Н.И. Вавилове .Слайды 10­15. III.Изучение нового материала 15 минут В своих экспедициях Вавилов собрал богатейшую коллекцию культурных  растений, обнаружил существование районов с максимальной концентраци­ ей видов, разновидностей и сортов определенных культурных растений, а  также то, что эти районы связаны с местами древнейших цивилизаций.  Слайд 16. В ходе исследований Н.И. Вавилова было выявлено семь основных географи­ ческих центров происхождения культурных растений .Давайте совершим  виртуальную экскурсию по этим странам. У вас, ребята, есть возможность  опираясь на собственные знания, знания полученные из учебника и  дополнительных источников информации, стать экскурсоводами в нашей  экскурсии. Я попрошу желающих выходить и рассказывать нам вкратце о  центрах происхождения и произрастания культурных растений. Третий ученик 1. Южноазиатский тропический центр ( включает в себя тропическую Индию,  Индокитай, Южный Китай, Юго­Восточную Азию. Культурные растения цен­ тра: рис, сахарный тростник, огурец, баклажан, цитрусовые, манго, банан, ко­ косовая пальма, черный перец – около 33 % всех культурных растений.  ( ученик показывает центр на карте). Слайды 17­ 21. Четвёртый ученик. 2. Восточноазиатский центр – Центральный и Восточный Китай, Япония,  Корея, Тайвань . Отсюда произошли соя, просо, гречиха, слива, вишня, редь­ ка, грецкий орех, мандарин, хурма, бамбук, женьшень – около 20 % культур­ ных растений ( ученик показывает  центр на карте).Слайды 22­ 25. Пятый ученик 3. Юго­западноазиатский центр – Малая Азия, Средняя Азия, Иран, Афгани­ стан, Юго­Западная Индия . Этот центр является прародителем пшеницы, яч­ меня, ржи, фундука, бобовых культур, льна, конопли, репы, чеснока, виногра­ да, абрикоса, груши, дыни – порядка 14 % всех культурных растений ( ученик показывает центр на карте). Слайды 26­ 29. Шестой ученик 4. Средиземноморский центр – страны побережья Средиземного моря . Отсю­ да вышли капуста, сахарная свекла, маслины, клевер, чечевица, овес, лен,  лавр, кабачок, петрушка, сельдерей, виноград, горох, бобы, морковь, мята,  тмин, хрен, укроп – около 11 % культурных растений ( ученик показывает  центр на карте). Слайды 30­33. Седьмой ученик 5. Абиссинский, или Африканский центр – Абиссинское нагорье Африки в  районе Эфиопии . Оттуда произошли пшеница, ячмень, сорго, кофе, бананы,  кунжут, арбуз – порядка 4 % культурных растений ( ученик показывает центр  на карте). Слайды 34­37. Восьмой ученик 6. Центральноамериканский центр ­ Южная Мексика . Родоначальник фасоли, кукурузы, подсолнечника, хлопчатника, какао, тыквы, табака, топинамбура,  папайи – около 10 % культурных растений ( ученик показывает центр на  карте).Слайды  38­41. Девятый ученик 7. Южноамериканский, или Андийский центр ­ западное побережье Южной  Америки . Из этого центра произошли картофель, томат, ананас, сладкий  перец, хинное дерево, кокаиновый куст, гевея, арахис – около 8 % культурных растений( ученик показывает центр на карте). Мы познакомились с важнейшими центрами происхождения культурных рас­ тений, они связаны не только с растительным богатством, но и с древнейшими  цивилизациями. Слайды 42­44. Большое спасибо, ребята, мы действительно совершили замечательную  экскурсию! IV. Закрепление полученных знаний – 5 минут Теперь, ребята , давайте  повторим то, о чём мы узнали сегодня на уроке.   Ответим на несколько вопросов по изученной нами теме. 1.Как  вы считаете, какая наука является теоретической основой селекции и  почему? (Генетика , успех селекционной работы зависит от генетического  разнообразия исходной группы растений или животных. При  выведении   новых сортов и пород, важно  найти и выявить полезные  признаки у диких  форм.) 2.Почему  для успешной селекционной работы необходимо знать  биологические свойства исходных диких видов? (Это  необходимо для того,  чтобы  создавать новые сорта и породы с необходимыми для человека  полезными свойствами, используя особенности исходных форм, связанные с  условиями произрастания или проживания диких предков.) Самое время заполнить письменную карточку № 2. «Центры происхождения  культурных растений» Даю вам 2 минуты. Теперь обменяйтесь карточками  для взаимопроверки. Слайд 45, 46. Сдайте мне карточки, я подсчитаю полученный средний балл за две  письменных работы. V. Рефлексия – 3 минуты. Пока я проверяю результаты, подумайте и запишите на листочках ответы на  вопросы с экрана.  Ученики поочередно отвечают на вопросы, образуя таким образом «цепочку»  из впечатлений  и ощущений о своей работе на уроке. • Сегодня я узнал новую информацию о__  • Что мне понравилось на уроке_______  • Сегодня я работал на уроке (хорошо, могу и лучше, плохо) • Моё настроение в данный момент Слайд 47.( 2 минуты ). Пусть каждый зачитает ,что у него получилось.(1 мин.) VI Домашнее задание – 2 минуты. Запишите домашнее задание. Слайд 48. Заслушайте оценки за урок. Всего вам доброго!( 2 минуты). Литература: 1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие  закономерности. 9 кл.: Учеб. для общеобразовательных учебных  заведений. – 5­е изд., исправленное. – М.: Дрофа, 20018. – 301 с.:ил. 2. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения  биологии. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.: ил. 3. Козлова т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6 – 11 классы:  Справочное пособие. – 4 – е изд., стереотип – М.: Дрофа, 2012. – 240 с. 4. Петрова О.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности.9  класс.: методическое пособие к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б.  Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина «Биология. Общие  закономерности. 9 класс». ­ М.:, Дрофа, 2010. Приложение 1. Фамилия и Имя ученика_______________________________Карточка 1. Биологический диктант по материалу прошлого урока    1.Как называется популяция растений искусственно созданная         человеком? _Сорт_____________________ 2.Как называется метод при котором проводят различные скрещивания  организмов? __Гибридизация_______________________ 3.Как называется популяция животных искусственно созданная человеком? ____Порода______________________ 4.Как называется популяция микроорганизмов искусственно созданная  человеком?____Штамм__________________________ 5.Какие 2 основных метода выделяют в селекции? _Отбор и  гибридизация___________________________________________ 6.Какие объекты изучают с помощью отбора и гибридизации? _Животных,  растения и микроорганизмы__________________________________________ 7.Какая наука является теоретической базой селекции? _Генетика_____________________ 7 правильных ответов­ «5»,  6­5 правильных ответов­ «4»,  4­3 правильных ответа­ «3»,   2­1 правильный ответ­ «2».  Приложение 2. Фамилия и Имя ученика__________________________________ Карточка 2 Задания на закрепление и повторение изученной темы Назвать центры происхождения культурных растений Рис, сахарный тростник, цитрусовые, баклажаны и др. (50% культурных 1. растений)._Южноазиатский___________________________________ 2. Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры – слива, вишня и др. (20% культурных растений). _Восточноазиатский____________________ 3. и др. (14% культурных растений). _Юго­западноазиатский________ Пшеница, рожь, бобовые культуры, лен, конопля, репа, чеснок, виноград Капуста, сахарная свекла, маслины, клевер (11% культурных  4. растений)._Средиземноморский_______________________________________ 5. Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, бананы,  сорго.___Абиссинский 6. 7. Кукуруза, какао, тыква, табак, хлопчатник. _Центральноамериканский_ Картофель, ананас, хинное дерево. _Южноамериканский__________ 7 правильных ответов –«5» 6 правильных ответов­«4» 5 ­4 правильных ответов­ «3» 3­1 правильный ответ – «2» Приложение 3. Рефлексия «Цепочка»  Ученики поочередно отвечают на вопросы, образуя таким образом «цепочку»  из впечатлений  и ощущений о своей работе на уроке. • Сегодня я узнал новую информацию о__  • Что мне понравилось на уроке_______  • Сегодня я работал на уроке (хорошо, могу и лучше, плохо) • Моё настроение в данный момент

Конспект открытого урока по биологии в 9 классе Тема: «Центры многообразия и происхождения культурных растений».

Конспект открытого урока по биологии в 9 классе  Тема: «Центры многообразия и происхождения культурных растений».

Конспект открытого урока по биологии в 9 классе Тема: «Центры многообразия и происхождения культурных растений».

Конспект открытого урока по биологии в 9 классе  Тема: «Центры многообразия и происхождения культурных растений».

Конспект открытого урока по биологии в 9 классе Тема: «Центры многообразия и происхождения культурных растений».

Конспект открытого урока по биологии в 9 классе  Тема: «Центры многообразия и происхождения культурных растений».

Конспект открытого урока по биологии в 9 классе Тема: «Центры многообразия и происхождения культурных растений».

Конспект открытого урока по биологии в 9 классе  Тема: «Центры многообразия и происхождения культурных растений».

Конспект открытого урока по биологии в 9 классе Тема: «Центры многообразия и происхождения культурных растений».

Конспект открытого урока по биологии в 9 классе  Тема: «Центры многообразия и происхождения культурных растений».

Конспект открытого урока по биологии в 9 классе Тема: «Центры многообразия и происхождения культурных растений».

Конспект открытого урока по биологии в 9 классе  Тема: «Центры многообразия и происхождения культурных растений».

Конспект открытого урока по биологии в 9 классе Тема: «Центры многообразия и происхождения культурных растений».

Конспект открытого урока по биологии в 9 классе  Тема: «Центры многообразия и происхождения культурных растений».

Конспект открытого урока по биологии в 9 классе Тема: «Центры многообразия и происхождения культурных растений».

Конспект открытого урока по биологии в 9 классе  Тема: «Центры многообразия и происхождения культурных растений».

Конспект открытого урока по биологии в 9 классе Тема: «Центры многообразия и происхождения культурных растений».

Конспект открытого урока по биологии в 9 классе  Тема: «Центры многообразия и происхождения культурных растений».

Конспект открытого урока по биологии в 9 классе Тема: «Центры многообразия и происхождения культурных растений».

Конспект открытого урока по биологии в 9 классе  Тема: «Центры многообразия и происхождения культурных растений».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2018