Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" Русский язык
Оценка 4.6

Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" Русский язык

Оценка 4.6
Домашнее обучение
docx
русский язык
3 кл
28.01.2017
Календарно-тематическое планирование  домашнее обучение 3 класс "Школа 2100"  Русский язык
Русский язык (Ш2100) - пояснительная.docx
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего   образования, Концепцией   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина   России, требованиями   к   реализации   Основной   образовательной   программы   НОО   МБОУ   «Средняя общеобразовательная   школа   №   2».   Методическим   сопровождением   реализации   данной программы       является   авторская программа  Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева «Русский язык» и обеспечена  УМК:   учебниками   «Русский   язык»   для   1­4   класса,   рабочими   тетрадями   и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Прониной, О.В. Чиндилова и др.) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В   курсе   русского   языка   реализуются   следующие   сквозные   линии   развития   учащихся средствами предмета.  Линии, общие с курсом литературного чтения: 1)   овладение   функциональной   грамотностью   на   уровне   предмета   (первичные   навыки работы с информацией); 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; 3)  овладение  умениями,  навыками  различных  видов  устной  и письменной речи. Линии, специфические для курса «Русский язык»: 4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности; 5) дальнейшее овладение родным языком; 6) овладение орфографией и пунктуацией; 7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка; 8) развитие чувства языка. В   курсе   «Обучение   грамоте»   обеспечивается   пропедевтика   изучения   курса   русского языка. Из   области   фонетики   дети   знакомятся   с   понятием   звук   в   сопоставлении   с   буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные).  Дети учатся  произносить  звуки,  слушать  звучащее  слово, соотносить  произношение  и  написание, делать  слого­звуковой  и звуко­буквенный анализ слов. В   период   обучения   грамоте   закладываются   основы   для   развития   у     детей орфографической   зоркости.   Проходит   ознакомление   с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в   слове   выделяются   части;   знакомятся   с   корнем,   однокоренными   словами,     суффиксом, приставкой,   графическим   обозначением   этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов. В   ходе   рассредоточенной   лексической   работы   дети   наблюдают   за     тем,     что     слова называют   предметы,   их   признаки;   действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что­то означает,  то  есть  имеет  значение;  что  значений  у  одного  слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.  Из области   морфологии   первоклассники   получают   первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки. 2 Вводятся   также   такие   синтаксические   понятия,   как   предложение,   текст.   Дети учатся     правильно     писать     и     пунктуационно   оформлять   простые   предложения,   читать   и произносить предложения  с  правильной  интонацией.  В  ходе  чтения  текстов  «Букварь» идёт целенаправленное  формирование  у  них  типа  правильной читательской деятельности. Разделы   «Предложение» и «Текст» В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью,  культурой письменного  общения  (естественно, наряду  с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных  разделов, изучаемых  в  каждом  классе,  –  разделы «Предложение» и «Текст». В   1­м   классе,    после     завершения     курса     обучения     грамоте,     дети   повторяют     и систематизируют  знания  о  предложении  и  тексте, оформлении предложения на письме. Во 2­м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение  состоит  из  слов, выражает   законченную   мысль,   слова   в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова   к   слову   можно   задать   вопрос),   знакомятся   с   повествовательной,   вопросительной   и восклицательной   интонацией;   совершенствуют   умение   правильно     и пунктуационно  оформлять  предложения на письме (писать 1­е слово с заглавной буквы, ставить в конце  предложения  точку,  восклицательный,  вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.    орфографически   Углубляется понятие о тексте (текст состоит из  предложений, предложения в тексте связаны   по   смыслу,   у   текста   есть   заглавие;   по   заглавию   можно   определить,   о   чём   будет говориться   в   тексте).   Дети   учатся   отличать   текст   от   набора   предложений,   анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе   с   текстом   идёт   формирование   у   детей   типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это  обеспечивает  единство подхода  к  работе  с текстом  и  формирование  одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения.   вопросительными   и   побудительными, В   3­м   классе  расширяется   понятие   о   предложении:   дети   знакомятся   с повествовательными,   восклицательными   и невосклицательными предложениями, с их  использованием  в  разных  речевых  ситуациях;  с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в  предложении.  Вводится  понятие  о  главных  и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их   роль   в   речи.   Дети   знакомятся   с   однородными   членами   предложения,   с   интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются  между  собой  однородные  члены  с  помощью  интонации,  а также  с  помощью  союзов  (и,  а,  но)  или  без  помощи  союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными  членами.  Внимание  детей  обращается  на  смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить  мысль  и понять написанное, то есть помогают письменному общению. Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения. В течение всего учебного года продолжается развитие читательских  умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении  художественных  и  учебно­научных  текстов. Вводится  понятие  абзаца  как смысловой части текста. В 4­м классе продолжается развитие названных выше синтаксических,  пунктуационных и   речевых   умений.   Развивается   умение на доступном уровне производить синтаксический 3 разбор простого  и  сложного  предложений,  вычленять  словосочетания  из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но   (на   примере   сложных   предложений,   состоящих   из   двух   частей).   Вводится     понятие предложения  с  прямой  речью  на  примере  простейшей  конструкции  «слова  автора  плюс прямая  речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с  союзами  и,  а,  но  или  без  союзов).  Внимание  детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста. На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания   и   чтения, формирование  типа  правильной  читательской деятельности.  Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и   письменной   речи,   для изучения   слова   с   разных точек   зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит.   Так,   например,   знание   об     «устройстве»     предложений     и     текста,     умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей. Раздел «Слово» Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово». Слово рассматривается с четырёх точек зрения: 1) звукового состава и обозначения звуков буквами; 2) морфемного состава и словообразования; 3) грамматического значения; 4)  лексического  значения,  лексической  сочетаемости  и  слово­употребления. В   1­м   и   2­м   классах   происходит   закрепление   необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения  грамоте:  звук  и  буква,  звуки  гласные и     согласные;   согласные   звонкие   и   глухие,   твёрдые   и   мягкие,   парные   и   непарные;     слог, слогообразующая   роль   гласных;   ударение,   гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и  совершенствуются  умения  произносить  звуки,  слышать  звучащее слово,  соотносить  звуковой  состав  слова  и  его  написание, делать  звуко­буквенный  анализ слов     (с     составлением     схемы   слова).   Отрабатываются     знание     алфавита     и     навык     его практического использования. Фонетические   знания   и   умения   являются   базовыми   для   развития   следующих орфографических умений: 1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами; 2) правильно писать слова с изученными орфограммами;  3)   графически   обозначать   орфограмму   и   условия   выбора   (без введения термина «условия выбора орфограммы»);  4) находить и исправлять орфографические ошибки. Чтобы     обеспечить     преемственность     в     изучении     орфографии   между   начальной   и основной школой и сделать процесс развития орфографических  умений  более  осмысленным, вводится  понятие  орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на  слух,  написание  по правилу).     Дети     знакомятся     с     «опасными   местами»   в   словах   русского   языка   (гласные   в безударных слогах; звук  [й']  после  согласных  перед  гласными;  согласные  на  конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах  орфограммы. Изучаются следующие орфограммы:  1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; 4 2)   большая   буква   в   именах,   отчествах,   фамилиях   людей,   кличках   животных, географических названиях; 3) буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ]; 4) разделительные ь и ъ; 5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов); 6) проверяемые буквы согласных на конце слова; 7) пробел между предлогом и соседним словом. Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой­чёрточкой при переносе. В 3­м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся   переносить   слова   с   ь   и   ъ.   Изучается правописание     слов     с   удвоенной   буквой   согласного   в   корне   типа   ссора,   аллея,   жужжит   и правило  их  переноса.  Отрабатывается  умение  писать  слова  с  проверяемой  и  непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также с проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки:  подбором  однокоренных  слов  и  изменением формы слова. Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём. Вводится   новая   орфограмма   –   обозначение   буквой   на   письме   непроизносимого согласного     звука     в     корне     слова.     Параллельно   заучиваются     слова,     в     которых     нет непроизносимых  согласных (вкусный, чудесный и др.). В   4­м   классе    продолжается   развитие     умения   писать    слова   с  орфограммами, изученными  в  1–3 м  классах.  Рассматриваются также  случаи  написания  слов  с  удвоенной буквой  согласного  на стыке корня и суффикса типа сонный.  В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами: 1) мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3­го склонения (кроме существительных на ­ие, ­ия, ­ий, ­мя); 2)   безударные   окончания   имён   прилагательных   (кроме   прилагательных   с   основой   на шипящий и ц);   3)   безударные   окончания   глаголов   1 го   и   2 го   спряжения;   ь после шипящих в глаголах   2­го   лица   единственного   числа   (читаешь,   поёшь);   окончания   ­о,   ­а   в   глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); ­тся – ­ться в глаголах; не с глаголами; 4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Изучение   орфографии   в   начальной   школе   направлено   на   то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический  навык. Орфографически   правильная   письменная   речь   – залог успешного общения в письменной форме. Этот   подход   заложен   уже   в   пропедевтическом   курсе   русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом  слова,  за  собственным  произнесением отдельных  звуков,  определение места ударения в слове – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего   сознательного   овладения орфографией.     Одновременно   целенаправленно   проводятся   наблюдения   над   лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания. 5 Второй  аспект  в  рассмотрении  слова  в  курсе  русского  языка начальной  школы  – это  его  морфемный  состав.  Чтобы  решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1­м классе, так как чувство языка   связано   прежде   всего   с   пониманием   и   чутьём   к   особенностям   словообразования   и словоизменения. Уже в период обучения грамоте даётся необходимый словообразовательный   минимум: наблюдение   над   группами   однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные  слова»,  познакомиться  с  приставками  и  суффиксами.  Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.   проводится   Во  2­м  классе  даётся  определение  корня,  однокоренных  слов, суффикса,  приставки. Систематически     наблюдение   над   однокоренными   словами,   подбор   групп однокоренных   слов   и   выявление   признаков,   по   которым   слова   являются   однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: ­ок­, ­ик­, ­тель­, ­ушк­, ­юшк­, ­ёнок­, ­онок­, ­ят­, ­ищ­, их значениями, учатся  видеть  эти  суффиксы  в  словах,  образовывать  слова  с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др. «Состав  слова»  –  сквозная  тема  курса  русского  языка.  При изучении всех разделов и тем  в  каждом  классе  в качестве  дополнительного   задания   к   упражнениям     предлагается наблюдение  над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов.  В   1­м  классе   в   качестве   материала   для   обучения   чтению   предлагаются   группы однокоренных   слов,   имена   существительные     с     наиболее     частотными     суффиксами; однокоренные   глаголы   с   разными   приставками.   Во   2 м   классе   для   анализа   предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб – дубок, кот – котёнок, стол – столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок – глаголы движения (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).  В 3­м классе  дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов. Происходит   знакомство   с   явлением   чередования   согласных   в корне   слова,   на   этом   материале   продолжается   работа   с   группами   однокоренных   слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных   слов   с   чередованием   согласных   в корне  типа  дорога  – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в  течение всего учебного года. Кроме   того,   дети   знакомятся   с   другими   суффиксами   и   приставками,   тренируются   в образовании слов, в различении предлогов и приставок,  в  разборе  по составу  доступных  слов, знакомятся  со сложными словами. В 4­м классе  дети продолжают наблюдение за словоизменением и   словообразованием имён   существительных,   имён   прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные  существительные,  прилагательные,  глаголы,  тренируются  в образовании этих   частей   речи   с   помощью   суффиксов   и   приставок,   в   подборе   однокоренных   слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.). Таким   образом,   на   протяжении   всех   лет   обучения   в   начальной   школе   у   ребёнка   формирования формируется   чувство   языка,   чувство   слова;   создаётся   орфографической  зоркости,  для развития орфографических умений.   база     для   Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа  пронизывает  весь  курс:  регулярно  ведётся наблюдение над  значением  слов,  в  том  числе  однокоренных;  объясняются  и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов,   над   словоупотреблением,     практически     знакомятся     с     синонимией,     антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.  6 Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический. Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение   предполагает сформированность     определённых     мыслительных   операций,   способности   к   обобщению,   к абстрагированию.  Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса   (функционирование   слов   в   предложении). Нужно  также иметь  в  виду,  что  морфология  изучается  как  средство  развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.  В 1­м классе в курсе обучения грамоте и во 2­м классе дети знакомятся   с   группами слов,   которые   отвечают   на   определённые вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова   к слову,  узнают,  что  слова,  которые  отвечают  на  вопросы «кто?  –  что?»,  могут  называть один  предмет  и  много  предметов;  частично усваивают определения частей речи. Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»).  Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах   слов   в   русском языке  –  самостоятельных  (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи. В 3­м и 4­м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.  Изучаются   сведения   об   именах   существительных,   именах   прилагательных,   глаголах   и личных   местоимениях,   об   их   роли   в   предложении.   Параллельно   вводятся   соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи. При   изучении   частей   речи   особое   внимание   уделяется   наблюдению   за   их   ролью   в предложении,   тексте,   за   особенностями   употребления     существительных,     прилагательных, глаголов  и  личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям  в  подборе синонимов  и  антонимов,  тематических  групп слов. В  курсе  русского  языка  дети  получают  первоначальное  представление  о  системе языка,  т.к.  знакомятся  на  элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом,   словосочетанием,   предложением   и   текстом,   наблюдают   соотношения   между   этими языковыми единицами. Помимо  разделов  «Слово»,  «Предложение»  и  «Текст»  в  курс русского  языка  входят разделы  «Развитие  речи»  и «Совершенствование  навыков  каллиграфии».  Два  последних  не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе  начальной школы. Основные направления работы по развитию речи:  1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря   детей   в   ходе   наблюдения   за   лексическим     значением     слов,     подбора     групп однокоренных   слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.  2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение  над  связью слов   в   предложении,   над   построением   простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными   членами;   над   правильностью   употребления   форм слов,   их грамматической     конструирование   словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.   Самостоятельное     сочетаемостью. 7 3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной  речи,  устной  учебно­научной  речи;  навыками  и умениями понимания  и  элементарного  анализа  художественного  и учебно­научного текста.   4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией. Таким   образом,   курс     русского     языка,     имеющий     практическую   направленность, показывает   значимость   всех   единиц   языка   для     успешного   общения,   сообщает   необходимые знания   об   этих   единицах   языка,   формирует   учебно­языковые,   речевые,   коммуникативные   и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.  Отличие данной программы заключается в том, что: 1)   Определены   основные   линии   развития   учащихся   средствами   предмета     «Русский язык»,   на   которых   строится   непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и   умениями   различных   видов   устной   и   письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка. 2)   Предложен   путь   формирования   у   детей   орфографической   зоркости     на     основе целенаправленной  систематической  работы  над составом  и  лексическим  значением  слова  в сочетании  с  его звуко­буквенным  анализом;  развития  на  этой  основе  языкового чутья детей. 3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по  которым  дети  учатся обнаруживать  орфограммы  в  словах  и между словами.  4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами. 5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения   собственных   мыслей   и   чувств   и   понимания   чужих.   Увеличен   объём   изучаемого материала по синтаксису и пунктуации. 6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети   осваивают   систему   приёмов   чтения   и   понимания   художественного   и   учебно­научного текста. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА РУССКИЙ ЯЗЫК  ДЛЯ 1—4 КЛАССОВ  НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Назначение   предмета   «Русский   язык»   в   начальной     школе     состоит     в     том,     чтобы заложить   основу   формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. Цель   определяется   как  развитие  личности   ребёнка   средствами предмета «Русский язык», а именно – формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково­символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); –  формирование  коммуникативной  компетенции  (социокультурная цель).  В соответствии с этой целью ставятся задачи: 1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как   части   русской   национальной   культуры;   2)   осознание   себя   носителем   языка,   языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование у детей чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться  всем  языковым богатством (а  значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;  5)  сообщение  необходимых 8 знаний     и     формирование   учебно­языковых,   речевых   и   правописных   умений   и   навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке. В период обучения грамоте дети проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики», учебнику «Русский язык», 1­й класс. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. 1 класс 1.  Бунеева, Е. В.  Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики» : методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева [и др.] ; под науч. ред. Е. В. Бунеевой. – М. : Баласс, 2009. 2. Бунеева, Е. В. Русский язык. 1 и 2 классы : методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, М. А. Яковлева. – М. : Баласс, 2010. 3.  Образовательная  система   «Школа   2100».   Федеральный   государственный образовательный стандарт. Примерные основные образовательные программы. В 2 кн. Кн. 2. Программы   отдельных   предметов   (курсов)   для   начальной     школы     /   под   науч.   ред.   Д.   И. Фильдштейна. – Изд. 2­е, испр. – М. : Баласс, 2011.  4.  Слова  с непроверяемыми написаниями : пособие к учебнику «Русский язык. Первые уроки» / сост. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2012. 2 класс   1.Бунеева   для учителя 1­2 класс 2011, «Баласс»     Е.В.,  Комиссарова     Л.Ю.,  Яковлева       М.А.  Русский язык.  Методические рекомендации 3 класс 1. Бунеева, Е. В. Русский язык. 3 класс : методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. – М. : Баласс, 2010. класс 4 1.Бунеева, Е. В. Русский язык. 4 класс : методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. – М. : Баласс, 2014. ДЛЯ УЧАЩИХСЯ. 1 класс 1. Пронина, О. В.  Мои волшебные пальчики. Прописи для первоклассников к учебнику «Букварь» : в 5 тетрадях / О. В. Пронина ; под науч. ред. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012. 2. Пронина, О. В. Тетрадь для письменных  упражнений.  1  класс  /  О. В. Пронина. – М. : Баласс, 2012. 3. Бунеев, Р. Н. Русский язык. Первые уроки : учебник для 1 класса / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012. 4. Бунеева, Е. В. Рабочая тетрадь по русскому языку для  1  класса  / Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012. 2 класс 1.Бунеев Р.Н., Бунеева     Е.В., Пронина     О.В. Русский язык 2 кл. «Баласс» 2011     3 класс 1. Бунеев, Р. Н. Русский язык : учебник для 3 класса : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М. : Баласс : Школьный дом, 2011. 9 2.  Комиссарова,   Л.   Ю.  Дидактический   материал   (упражнения)   к   учебнику   «Русский язык» для 3 класса Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной : пособие для учащихся / Л. Ю. Комиссарова ; под науч. ред. Е. В. Бунеевой. – М. : Баласс : Школьный дом, 2011. 3.  Бунеева,   Е.   В.  Проверочные   и   контрольные   работы   по   русскому   языку.   3   класс. Вариант 1 / Е. В. Бунеева. – М. : Баласс : Школьный дом, 2011. 4.  Бунеева,   Е.   В.  Проверочные   и   контрольные   работы   по   русскому   языку.   3   класс. Вариант 2 / Е. В. Бунеева. – М. : Баласс : Школьный дом, 2011. 4 класс 1. Бунеев, Р. Н. Русский язык : учебник для 4 класса : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина ; под науч. ред. А. А. Леонтьева. – М. : Баласс : Школьный дом, 2014. 2.  Комиссарова,   Л.   Ю.  Дидактический   материал   (упражнения)   к   учебнику   «Русский язык» для 4 класса Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной : пособие для учащихся / Л. Ю. Комиссарова ; под науч. ред. Е. В. Бунеевой. – М. : Баласс : Школьный дом, 2014. 3.  Бунеева,   Е.   В.  Проверочные   и   контрольные   работы   по   русскому   языку.   4   класс. Вариант 1 / Е. В. Бунеева. – М. : Баласс : Школьный дом, 2014. 4.  Бунеева,   Е.   В.  Проверочные   и   контрольные   работы   по   русскому   языку.   4   класс. Вариант 2 / Е. В. Бунеева. – М. : Баласс : Школьный дом, 2014. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА   Предметные результаты освоения учебного предмета разработаны в соответствии с ООП НОО «Средняя общеобразовательная школа № 2» В результате изучения курса русского языка учащиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной   культуры,   у   них   начнет   формироваться   позитивное   эмоциональноценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе изучения учащиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении   (в   том   числе   с   использованием   средств   ИКТ)   потребность   в   творческом самовыражении,   научатся   использовать   язык   с   целью   поиска   необходимой   информации   в различных источниках для выполнения учебных заданий. У   выпускников,   освоивших   основную   образовательную   программу   начального   общего образования,   будет   сформировано   отношение   к   правильной   устной   и   письменной   речи   как показателям   общей   культуры   человека.   Они   получат   начальные   представления   о   нормах русского   и   родного   литературного   языка   (орфоэпических,   лексических,   грамматических)   и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,   что  станет   основой   выбора   адекватных   языковых   средств   для   успешного  решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных   текстов.   У   них   будут   сформированы   коммуникативные   учебные   действия, необходимые   для   успешного   участия   в   диалоге:   ориентация   на   позицию   партнера,   учет различных  мнений  и  координация  различных  позиций  в  сотрудничестве,  стремление  к  более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы. Выпускник на уровне начального общего образования: научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме   изученного)   при   записи   собственных   и   предложенных   текстов,   овладеет   умением проверять написанное; 10 получит   первоначальные   представления   о   системе   и   структуре   русского   и   родного языков:   познакомится   с   разделами   изучения   языка   –   фонетикой   и   графикой,   лексикой, словообразованием   (морфемикой),   морфологией   и   синтаксисом;   в   объеме   содержания   курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой   для   дальнейшего   формирования   общеучебных,   логических   и   познавательных (символико­моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами. В   результате   изучения   курса   у   выпускников,   освоивших   основную   образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования. Содержательная линия «Система языка» Раздел «Фонетика и графика» Выпускник научится: – – твердые/мягкие, парные/непарные звонкие и глухие;   парные/непарные различать звуки и буквы; характеризовать  звуки  русского  языка:  гласные  ударные/безударные;   согласные   согласные   звонкие/глухие,  твердые   и   мягкие; – пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для   упорядочивания   слов   и   поиска   необходимой   информации   в   различных   словарях   и справочниках. Выпускник   получит   возможность   научиться  пользоваться   русским   алфавитом   на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках. Раздел «Орфоэпия» Выпускник получит возможность научиться: – соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих  норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала); – находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью  к учителю, родителям и  др. Раздел «Состав слова (морфемика)» Выпускник научится: – – – различать изменяемые и неизменяемые слова; различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; находить   в   словах   с   однозначно   выделяемыми   морфемами   окончание,   корень, приставку, суффикс. Выпускник получит возможность научиться – выполнять   морфемный   анализ   слова   в   соответствии   с   предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения; – использовать   результаты   выполненного   морфемного   анализа   для   решения орфографических и/или речевых задач. Раздел «Лексика» Выпускник научится: – – – выявлять слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря подбирать синонимы для устранения повторов в тексте. 11 Выпускник получит возможность научиться: – подбирать   антонимы   для   точной   характеристики  предметов   при   их сравнении; – различать   употребление   в   тексте   слов   в   прямом   и  переносном   значении (простые случаи); – – оценивать уместность использования слов в тексте; выбирать   слова   из   ряда   предложенных   для   успешного   решения коммуникативной задачи. Раздел «Морфология» Выпускник научится: – – распознавать грамматические признаки слов;   с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы). Выпускник получит возможность научиться: – проводить   морфологический   разбор   имен   существительных,   имен прилагательных,   глаголов   по   предложенному   в   учебнике   алгоритму;   оценивать правильность проведения морфологического разбора; – находить   в   тексте   такие   части   речи,   как   личные   местоимения   и   наречия, предлоги   вместе   с   существительными   и   личными   местоимениями,   к   которым   они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. Раздел «Синтаксис» Выпускник научится: – – различать предложение, словосочетание, слово; устанавливать при помощи смысловых вопросов связь  между словами в слово­ сочетании и предложении; – классифицировать   предложения   по   цели   высказывания,  находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; выделять предложения с однородными членами. – – – Выпускник получит возможность научиться: – различать   второстепенные   члены   предложения —определения,   дополнения, обстоятельства; – различать простые и сложные предложения. выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; – Содержательная линия «Орфография и пунктуация» Выпускник научится: – – – – применять правила правописания (в объеме содержания курса); определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов; писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; – проверять   собственный   и   предложенный   текст,   находить   и   исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Выпускник получит возможность научиться: – – осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; подбирать примеры с определенной орфограммой; – при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; – при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах. 12 Содержательная линия «Развитие речи» Выпускник научится: – оценивать   правильность   (уместность)   выбора   языковых   и   неязыковых   средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; – соблюдать   в   повседневной   жизни   нормы   речевого   этикета   и   правила   устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор); – – – – выражать собственное мнение и аргументировать его; самостоятельно озаглавливать текст; составлять план текста; сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты  для конкретных ситуаций общения. Выпускник получит возможность научиться: – – – – создавать тексты по предложенному заголовку; подробно или выборочно пересказывать текст; пересказывать текст от другого лица; составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; – анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком  предложений, находить в тексте смысловые пропуски; – – корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; анализировать   последовательность   собственных   действий   при   работе   над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений)   и   с   назначением,   задачами,   условиями   общения   (для   самостоятельно создаваемых текстов); – соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­ сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи). Предметными  результатами  изучения  курса  «Русский  язык» является сформирован­ ность следующих умений: – отличать текст от набора предложений, записанных как текст; – осмысленно, правильно читать целыми словами; – отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – подробно пересказывать текст; – составлять устный рассказ по картинке;  – называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие,   глухие,   парные   и   непарные,   твёрдые,   мягкие,   парные   и   непарные);   не   смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение; – определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих  согласные  звуки, парные   по   мягкости   (обозначение   гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука); – обозначать мягкость согласных звуков на письме; – определять количество букв и звуков в слове; – писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях; – ставить пунктуационные знаки конца предложения; 13 – списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения; – находить корень в группе доступных однокоренных слов. 2­й класс Предметными  результатами  изучения  курса  «Русский  язык» является сформирован­ ность следующих умений: – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; – осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; – понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; – делить текст на части, озаглавливать части; – подробно и выборочно пересказывать текст; – правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги; доступных двусложных словах; – делить слова на части для переноса; – производить звуко­буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в –  правильно  списывать  слова,  предложения,  текст,  проверять написанное, сравнивая с образцом; – писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать   на   слух   без ошибок  слова,  где  произношение  и  написание совпадают; – видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы; – писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях   людей,   кличках животных,  географических  названиях; буквы  безударных  гласных,  проверяемых  ударением, в  корнях двусложных  слов;  проверяемые  буквы  согласных  на  конце  слов; буквосочетания чк,  чн  в  словах;  ь  для  обозначения  мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями,   определённые   программой;   писать   предлоги   раздельно   с другими   словами;   различать   одинаковые   по   написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами; – находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила; – находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные  суффиксы  и приставки,    образовывать   слова   с    помощью этих   суффиксов   и    приставок;    видеть    и самостоятельно  подбирать однокоренные слова; – обращать внимание на особенности употребления слов; – ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится; –  составлять  предложения  из  слов,  предложения  на  заданную тему; –   предполагать   по   заглавию,   иллюстрации   и   ключевым   словам   содержание   текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных; –  составлять  небольшой  текст  (4–5  предложений)  по  картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его. Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им  пользоваться  при  общении  с  другими  людьми,  чтобы  понимать других и самому быть понятым. 3–4­й классы Предметными  результатами  изучения  курса  «Русский  язык» является сформирован­ ность следующих умений: 3­й класс – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; 14 – осознанно, правильно, выразительно читать вслух; – самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам; – производить звуко­буквенный анализ доступных слов; –   видеть   в   словах   изученные   орфограммы   по   их   опознавательным   признакам     (без введения  этого  понятия),  правильно  писать  слова  с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой   о   и   е;   частицу   не   с   глаголами;   буквы   безударных   гласных   в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора  (без  использования  термина   «условия   выбора   орфограммы»);   находить  и   исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; –  правильно  списывать  слова,  предложения,  текст,  проверять написанное; писать под диктовку   текст   с   изученными   орфограммами   и   пунктограммами   (объёмом   55–60   слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь; – находить в слове окончание и основу, составлять предложения  из  слов  в  начальной форме  (ставить  слова  в  нужную  форму),  образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том   числе   с   чередующимися   согласными   в   корне;   разбирать   по   составу   доступные   слова; выделять два корня в сложных словах; –   распознавать   имена   существительные,   имена   прилагательные,   личные   местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы; –   определять   вид   предложения   по   цели   высказывания   и   интонации,     правильно произносить  предложения  с  восклицательной  и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления; – разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое,  ставить  вопросы к     второстепенным     членам,     определять,   какие   из   них   относятся   к  подлежащему,   какие   к сказуемому; выделять  из  предложения  сочетания  слов,  связанных  между собой; –   видеть   в   предложении   однородные   члены,   ставить   запятую   в   предложениях     с однородными  членами  (без  союзов,  c  одиночным союзом и);  – составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи; – осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении; –   читать   художественные   тексты   учебника,   осмысливая   их   до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст   на   части   с   опорой   на   абзацы, озаглавливать  части  текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;  – читать и понимать учебно­научные тексты (определять количество   частей,   задавать вопрос  к  каждой  части,  составлять  план, пересказывать по плану); –  письменно  пересказывать  текст  (писать  подробное  изложение доступного текста). Учащиеся  должны  осмысленно  относиться  к  изучению  родного языка,  сознательно наблюдать   за   своей   речью,   стремиться   к   употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи; 4­й класс – произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; –   производить   фонетический   разбор,   разбор   по   составу,   морфологический   разбор доступных слов; – правильно писать слова с изученными орфограммами; –   видеть   в   словах   изученные   орфограммы   с   опорой   на   опознавательные   признаки, правильно   писать   слова   с   изученными   орфограммами,   графически   обозначать   орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические); 15 – находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; –  пользоваться  толковым  словарём;  практически  различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам; – различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов); – ставить запятые в простых предложениях с однородными членами   (без   союзов,   с союзами  и,  а,  но),  в  сложных  предложениях  из двух  частей  (без  союзов,  с  союзами  и,  а, но),  оформлять  на  письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь); –   производить   синтаксический   разбор   простого   и   сложного   предложений   в   рамках изученного; – разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок; – писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану,   сочинение   на   предложенную   тему   с   языковым   заданием   после   соответствующей подготовки; –   читать   тексты   учебника,   художественные   и   учебно­научные,   владеть     правильным типом   читательской   деятельности:   самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану; –   воспринимать   на   слух   высказывания,   выделять   на   слух   тему текста, ключевые слова; – создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему. Содержание учебного предмета «Русский язык» 1­й класс  Обучение грамоте и развитие речи  Добуквенный период  Задачи   добуквенного   периода   –   развитие   фонематического   слуха   детей,     умения вычленять   звуки   из   слова,   производить слого­звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих  словах.  На  этом  этапе  обучения  большую  роль  играет развитие устной   речи,   навыков   слушания   и   говорения.   На   уроках   вводятся   также   понятия   слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке,  называть  один  и  тот  же  предмет  разными  словами  (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка,   старик,   старичок   и   т.д.),   рисовать     схему     слова     (показывать     гласные     звуки, количество     слогов,   ударение),     составлять     предложения     по     картинкам,     изображать предложение в виде схемы. В   добуквенный   период   ведётся   подготовка   к   обучению   письму   (раскрашивание, рисование,   штриховка   в   разных   направлениях,   обведение   по   контуру,   написание   элементов букв). Букварный период  В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению. Последовательность   введения   букв   определяется,   с   одной   стороны,   ориентацией   при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны,  учётом  сходства  внешнего  облика  букв, наличия  в  них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ). В   процессе   работы   большая   роль   отводится   слого­звуковому   и звуко­буквенному анализу    слов,     который    даёт     возможность     наблюдать    способы     обозначения    мягкости согласных   звуков   на   письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и 16 написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость. В   ходе   обучения   письму   проводится   анализ   печатного   и   письменного   образа   буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква;   сопоставление   с   другими   буквами, содержащими  сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца. Языковая пропедевтика  в период обучения грамоте В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями   языка   из   области   фонетики,   лексики,   морфемики,   морфологии,   синтаксиса   и пунктуации, орфографии. Из области фонетики – это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные  и  согласные; гласные  звуки:  ударные  и  безударные;  слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение: ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные  и  непарные  обозначения  мягкости  согласных  на письме  (с  помощью  ь,  букв  е,  ё, ю,   я,   и);   ь   и   ъ   разделительные. Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу). Из  области  лексики  –  дети  знакомятся  с  тем,  что  каждое  слово что­то обозначает (имеет лексическое  значение), в  ходе наблюдения  устанавливают, что в языке  есть слова,  у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируют­ся в правильном словоупотреблении. Из области морфемики – дети получают первоначальное представление  о  составе  слова: о  корне,  приставке,  суффиксе  (без  введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания). Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения   понятий:   слова­названия,   которые   отвечают   на   вопросы   кто?   что?;   слова,   которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет – много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки. Из   области   синтаксиса   и   пунктуации   –   дети   получают   сведения   о   предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу,  предложение  –  законченная  мысль); об  интонации  повествовательной,  вопросительной,  восклицательной  и  её  коммуникативной значимости;   знакомятся   с   точкой,   восклицательным   знаком,   вопросительным   знаком   и многоточием   в   конце   предложения.   В   ходе   чтения     текстов     происходит     практическое знакомство  с  обращением; даётся общее понятие о тексте. Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной   буквы   в   начале   предложения;   в   именах   и   фамилиях   людей,   кличках   животных, географических   названиях;  буквосочетаний   жи–ши,   ча–ща,  чу–щу;   начинается   формирование орфографической     зоркости     в     ходе     наблюдений     за     несоответствием   произношения   и написания. Работа с текстом На материале  текстов «Букваря» и прописей  начинается  формирование у детей  типа правильной   читательской   деятельности   (термин   Н.Н.   Светловской)   –   системы   приёмов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа: I. Работа с текстом до чтения. 1. Самостоятельное чтение детьми ключевых слов и словосочетаний, которые выделены учителем   и   записаны   на   доске   (на   плакатах,     на     наборном     полотне).     Эти     слова     и словосочетания  особенно важны для понимания текста. 2.  Чтение  заглавия,  рассматривание  иллюстрации  к  тексту.  На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения. II. Работа с текстом во время чтения.  1. Первичное чтение (самостоятельное чтение детей про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение). 2. Выявление первичного восприятия (короткая беседа). 3. Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения. Учитель ведёт   «диалог   с 17 автором»,  включая  в  него  детей;  использует  приём комментированного чтения.  III. Работа с текстом после чтения.  1. Обобщающая беседа, включающая смысловые вопросы учителя ко всему тексту. 2. Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания. 3.     Творческие     задания     (иллюстрирование,     словесное     рисование,   придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.). РУССКИЙ ЯЗЫК 1­й класс   Повторение и систематизация пропедевтического курса русского  языка,  знакомство  с   которым  происходило  в  курсе  обучения грамоте. Слово.  Звуки речи (гласные – ударные и безударные), согласные (звонкие  и  глухие,  парные  и   непарные;  твёрдые  и  мягкие,  парные  и непарные), слог, ударение. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Алфавит. Правописание  буквосочетаний  жи–ши,  ча–ща,  чу–щу,  чк,  чн.  Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях. Однокоренные слова. Корень слова. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает?  что сделал? Предложение. Текст.  Признаки предложения, оформление предложения на письме. Отличие текста от набора предложений, записанных как текст. Каллиграфия.  Закрепление  навыков  письма  в  одну  линейку, обучение работе в  тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка  написания  букв  и  соединений,   отработка  написаний,  в которых дети допускают ошибки. 2­й класс  136 ч (4 часа в неделю) Слово (введение).  Чем мы будем заниматься на уроках русского языка. Звуки, части слова, слово, предложение, текст. Предложение.  Признаки   предложения   (предложение   состоит   из   слов,   выражает   законченную   мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы   предложений   на   основе   смысла   и   интонации,   оформлять   предложение   на   письме). Конструирование   предложений   из   слов,   наблюдение   за   порядком   слов   в   предложениях. Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорится в предложении? Что говорится?  Умение  устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса. Текст.  Понятие   о   тексте   (текст   состоит   из   предложений,   предложения   в   тексте   связаны   по смыслу; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Формирование   типа   правильной   читательской   деятельности   –   умение   самостоятельно осмысливать текст до чтения  (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время 18 чтения (в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие   умения   находить   в   тексте   главную     мысль,     соотносить     её     с     заглавием; самостоятельно  выбирать заглавие к тексту из ряда данных. Слово (продолжение).  1.   Слова,   которые   отвечают   на   вопросы   кто?   что?   какой?   какая?   какое?   какие?   что делает?   что   делал?   что   сделал?   Развитие   умения   ставить   вопросы   к   словам.   Связь   слов   в предложении.Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие  чувства,  но не  называющие  их,  –  без  введения  понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими   словами   (орфограмма пробел);   умение   видеть   и   графически   обозначать   эту орфограмму.  2.   Наблюдение   над   лексическим   значением   слова,   над   тем,   что   слово   может   иметь несколько значений, над прямым и переносным значениям  слова  (без  введения  специальной терминологии). Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение  в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением. 3. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением  однокоренных  слов,    над   единообразием    написания    корня   в однокоренных  словах. Умение подбирать однокоренные слова.  Суффикс (определение). Суффиксы ­ок­, ­ик­, ­ушк­, ­юшк­, ­онок­, ­ёнок­,   ­ат­,   ­ят­, ­тель­,  ­ищ­,  их  значения.  Умение  видеть  эти  суффиксы  в  словах,  образовывать  слова  с данными     суффиксами     (на     материале     существительных     мужского     рода     с     нулевым окончанием). Приставка  (определение).  Образование  слов  с  приставками  (на  материале  глаголов движения  типа  летел,  полетел,  улетел,  прилетел  и  т.п.),  наблюдение  над  ролью  приставки в  слове. Разграничение  приставок  и  предлогов  с,  на,  за,  до,  по,  про,  от и т.п.  4.  Алфавит.  Знание  букв  в  алфавитном  порядке,  умение  правильно  называть  буквы. Практическая  значимость  знания алфавита. 5. Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических  названиях.  Наблюдение  над   несоответствием    произношения    и   написания слов.     Умение   слышать   и   видеть   в   словах   «опасные»   места:   гласные   в   безударных   слогах; согласные   на   конце   слова,   звук   [й’]   после   согласных   перед   гласными;   место   после   мягкого согласного, после звуков и букв ж, ш, ч, щ. Орфограмма. Знакомство с орфограммами: 1) буквы и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч, щ; 2) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я; 3)   ь   для   обозначения   мягкости   согласных   в   конце   и   в   середине   слова;   написание буквосочетаний чк, чн в словах; 4) ь и ъ разделительные; 5) буквы проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов); 6) буквы звонких и глухих согласных в  конце слова. Развитие  умений  видеть  орфограммы  в  словах,  писать  слова  с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора. Повторение.  Развитие   речи   осуществляется   на   каждом   уроке   русского   языка   при     изучении программного  материала  и  ведётся  в  нескольких направлениях: 1) обогащение словарного запаса  детей – количественное (в ходе  образования  слов  с помощью   суффиксов   и   приставок)   и   качественное   (уточнение   и   разъяснение   лексического значения слов); 2)   развитие   грамматического   строя   речи   (анализ   и   конструирование   предложений, словосочетаний); 19 3)   развитие   связной   устной   речи   (ответы   на   вопросы,   составление   предложений   и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5–6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой); 4) обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию. Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.  3­й класс  136 ч (4 часа в неделю) Вводный урок  Повторение.  Слово.  1.  Совершенствование  умений  звуко­буквенного  анализа  слов, постановки ударения в словах,   различения   ударных   и   безударных   слогов;   написания   ь   для   обозначения   мягкости согласных, ь и ъ разделительных. Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок). Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать  слова  с  орфограммами,  изученными  во  2­м  классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ. Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки  и  корня  (рассказ, рассвет),  перенос  этих  слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах,  в  трёхсложных  словах  с  двумя  безударными  гласными  в корне).  Правописание  слов со  звонкими  и  глухими  согласными  в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки:   подбор   однокоренных   слов,   изменение   формы   слова.   Знакомство   с   орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых   букв   согласных. Освоение   написания   слов   типа   вкусный, чудесный. Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения. 2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие   умения   видеть   корень   в   однокоренных   словах,   в   том   числе   с   чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами –к­, ­оньк­, ­оват­, ­еват­,   ­ишк­,   ­ышк­,  их  значением;   образование  слов   с помощью   этих   суффиксов.   Развитие   умения   писать   слова   с   буквами   безударных   гласных   в приставках.   Знакомство   со   сложными   словами.   Окончание   (определение).   Роль   окончания   в слове, в предложении. Основа слова (определение). 3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи.  Самостоятельный  подбор  1–2  синонимов  к  данному  слову.  Наблюдение  над  особенностями  употребления  синонимов  в  речи.  Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных). 4.   Развитие   умения   ставить   вопросы   к   словам,   различать   и   группировать     слова     в зависимости  от  значения  (называют  предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.  Понятие   об   имени   существительном.   Имена   существительные   одушевлённые   и неодушевлённые. Род, число имён существительных.   Образование   имён   существительных   с помощью  суффиксов –оньк­, ­оньк­, ­еньк­, ­ок­, ­ек­, ­ик­, ­очк­, ­ечк­, ­ушк­, ­юшк­, ­ышк­, ­к­, ­чик­, ­тель­, ­ник­. Понятие   о   местоимении.   Личные   местоимения   1,   2   и   3­го   лица   единственного     и множественного     числа.     Раздельное     написание   местоимений   с   предлогами.   Наблюдение   за 20 ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот. Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание  безударных  гласных  в  окончаниях  имён прилагательных.  Суффиксы  имён  прилагательных  ­н­,  ­еньк­,  ­оват­, ­еват­. Понятие   о   глаголе.   Настоящее,   прошедшее   и   будущее   время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс –л­ в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам.   Правописание   частицы     не     с     глаголами.     Неопределённая     форма     глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы. Понятие о наречии. Наречие как часть речи. Предложение и текст. Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные,  вопроси­тельные, побудительные;  восклицательные  и невосклицательные;  особенности  интонации;  оформление этих предложений   на   письме,   использование   в   различных   речевых ситуациях. Логическое ударение,   его   роль   в   речи.   Подлежащее     и     сказуемое     –     главные     члены     предложения. Второстепенные   члены   предложения,   их   роль.   Наблюдение   за   второстепенными   членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение.  Предложения  распространённые  и нераспространённые. Понятие     об     однородных     членах     предложения,     их     роли     в     речи.   Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены  предложения.  Однородные  члены, связанные     без     помощи   союзов   и   при   помощи   одиночного   союза   и.   Постановка   запятой   в предложениях   с   однородными   членами,   роль   этого   знака   препинания   в   понимании   смысла предложения. Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие   умения   находить   в   предложении   главные   члены   и   определять   количество   частей, ставить запятую между  двумя  частями  сложного  предложения.  Смысловая  роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания. Развитие   читательских   умений   на   материале   текстов   учебника.     Формирование     типа правильной   читательской   деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану. Повторение.  Развитие   речи   –   одно   из   направлений   работы   на   всех   уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных   диктантов,   изложений,   небольших   сочинений   по   картинкам   и   опорным   словам). Развитие орфоэпических навыков. Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений.   Работа   по   совершенствованию   почерка,   устранению недочётов графического характера. Резерв.  4­й класс  136 ч (4 часа в неделю) Повторение.  Предложение. Текст.  Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с  однородными  членами  и  сложного  предложения (с  союзом  и,  с бессоюзной связью). 21 Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки   препинания   в   предложении,   где   прямая   речь   следует   за   словами   автора   и   наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения. Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов. Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно­научный текст и по­разному   читать   эти   тексты.   Развитие   навыков   изучающего,   просмотрового   и ознакомительного чтения. Слово.  1. Части речи и члены предложения. Имя существительное.  Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи. Орфограммы:   безударные   падежные   окончания   имён   существительных   1,   2   и   3­го склонения,   ь   после   шипящих   на   конце   существительных   женского   рода   3 го   склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.  Имя прилагательное.  Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения.   Наблюдение   над ролью  имён  прилагательных  в  тексте.  Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Орфограмма   –   безударные   гласные   в   падежных   окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц). Глагол.  Глагол  в  роли  сказуемого  в  предложении.  Лицо  глаголов.  Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1­го и 2­го спряжения по неопределённой форме. Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); ­тся–­ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1­го и 2­го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2­го лица единственного числа; окончания ­о–­а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени. 2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать  по  составу  имена существительные,  имена  прилагательные, глаголы. Образование  имён  существительных  и  имён  прилагательных  с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок. Удвоенные  буквы  согласных  на  стыке  корня  и  суффикса  (длина – длинный, сон – сонный). 3. Совершенствование умения выполнять звуко­буквенный анализ слов  различных  частей речи.  Дальнейшее  формирование  навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1– 3­м классах. 4.  Наблюдение  за  лексическим  значением,  многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи. Повторение.  Развитие   речи.   Работа   по   обогащению   словарного   запаса   учащихся,   грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию   подробного   изложения.   Обучение   написанию   сочинения   с   языковым   заданием (сочинение о себе на заданную тему). Каллиграфия.   Совершенствование   каллиграфических   навыков: закрепление навыков верного   начертания   букв,   способов   их   соединения     при     написании     слов,     работа     над ускорением  темпа  письма.  Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера,  по совершенствованию почерка. Резерв.  ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ 22 №  п/п 1 1.1 1.2 2 3 4 Темы, разделы Количество часов Примерная или  авторская программа 207 36 171 Обучение грамоте и  развитие речи Добукварный период Букварный период Слово  Предложение. Текст  Повторение  Резерв, вводные уроки ИТОГО часов Рабочая программа по классам 1 класс 227 36 191 36 9 2 класс 3 класс 4 класс 89 24 12 11 136 100 18 12 6 136 84 29 23 136

Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" Русский язык

Календарно-тематическое планирование  домашнее обучение 3 класс "Школа 2100"  Русский язык

Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" Русский язык

Календарно-тематическое планирование  домашнее обучение 3 класс "Школа 2100"  Русский язык

Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" Русский язык

Календарно-тематическое планирование  домашнее обучение 3 класс "Школа 2100"  Русский язык

Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" Русский язык

Календарно-тематическое планирование  домашнее обучение 3 класс "Школа 2100"  Русский язык

Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" Русский язык

Календарно-тематическое планирование  домашнее обучение 3 класс "Школа 2100"  Русский язык

Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" Русский язык

Календарно-тематическое планирование  домашнее обучение 3 класс "Школа 2100"  Русский язык

Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" Русский язык

Календарно-тематическое планирование  домашнее обучение 3 класс "Школа 2100"  Русский язык

Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" Русский язык

Календарно-тематическое планирование  домашнее обучение 3 класс "Школа 2100"  Русский язык

Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" Русский язык

Календарно-тематическое планирование  домашнее обучение 3 класс "Школа 2100"  Русский язык

Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" Русский язык

Календарно-тематическое планирование  домашнее обучение 3 класс "Школа 2100"  Русский язык

Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" Русский язык

Календарно-тематическое планирование  домашнее обучение 3 класс "Школа 2100"  Русский язык

Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" Русский язык

Календарно-тематическое планирование  домашнее обучение 3 класс "Школа 2100"  Русский язык

Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" Русский язык

Календарно-тематическое планирование  домашнее обучение 3 класс "Школа 2100"  Русский язык

Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" Русский язык

Календарно-тематическое планирование  домашнее обучение 3 класс "Школа 2100"  Русский язык

Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" Русский язык

Календарно-тематическое планирование  домашнее обучение 3 класс "Школа 2100"  Русский язык

Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" Русский язык

Календарно-тематическое планирование  домашнее обучение 3 класс "Школа 2100"  Русский язык

Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" Русский язык

Календарно-тематическое планирование  домашнее обучение 3 класс "Школа 2100"  Русский язык

Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" Русский язык

Календарно-тематическое планирование  домашнее обучение 3 класс "Школа 2100"  Русский язык

Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" Русский язык

Календарно-тематическое планирование  домашнее обучение 3 класс "Школа 2100"  Русский язык

Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" Русский язык

Календарно-тематическое планирование  домашнее обучение 3 класс "Школа 2100"  Русский язык

Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" Русский язык

Календарно-тематическое планирование  домашнее обучение 3 класс "Школа 2100"  Русский язык

Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" Русский язык

Календарно-тематическое планирование  домашнее обучение 3 класс "Школа 2100"  Русский язык
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017