1.Рабочая программа для 8 класса учебного предмета «Информатика и ИКТ» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с требованиями основной образовательной программы МАОУ СОШ №9, в качестве рабочей программы используется авторская программа по информатике и ИКТ Угриновича Н.Д..
2. Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические пособия:
- Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Угринович Н.Д. Уроки информатики в 7-9 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
- Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д.. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/).
3. Изучение информатики и ИКТ в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
*формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических системах; освоение методов и средств автоматизации информационных процессов с помощью ИКТ; *освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины
мира и составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях; *формирование представлений о важности информационных процессов в развитии личности, государства, общества;Календарно-тематическое планирование по информатике (ФГОС) 8 класс, автор Н.Д.Угринович.
Пояснительная записка
1.Рабочая программа для 8 класса учебного предмета «Информатика и ИКТ» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего
образования, в соответствии с требованиями основной образовательной программы МАОУ СОШ №9, в качестве
рабочей программы используется авторская программа по информатике и ИКТ Угриновича Н.Д..
2. Для реализации программного содержания используются следующие учебнометодические пособия:
Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Угринович Н.Д. Уроки информатики в 79 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2011.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/).
Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д.. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/).
3. Изучение информатики и ИКТ в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
*формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических
системах; освоение методов и средств автоматизации информационных процессов с помощью ИКТ; *освоение
системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины
мира и составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах,
технологиях; *формирование представлений о важности информационных процессов в развитии личности,
государства, общества;
*осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин; умение использовать понятия и
методы информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях;
*развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
*приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в учебной и
практической деятельности; *овладение умениями создавать и поддерживать индивидуальную информационную
среду, обеспечивать
защиту значимой информации и личную информационную безопасность; *выработка навыков применения
средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и
коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке
труда.
Реализация целей потребует решения следующих задач:
*систематизировать подходы к изучению предмета; *сформировать у учащихся единую систему понятий,
связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
*научить пользоваться распространенными пакетами прикладных программ; *показать
основные приемы эффективного использования информационных технологий;
*обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке
VisualBasic, обучить навыкам работы с системой программирования;
*сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
*формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
*формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики;
*развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; *формирование
коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской,
творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
*умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи
в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
*владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности; *умение определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
1*умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
*смысловое чтение; *умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации; владение
устной и письменной речью; *формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных
технологий (далее ИКТкомпетенции).
Предметные результаты:
*умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм»,
«программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
*умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;
использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа
от 0 до 256;
*умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице; умение составлять
неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном
алгоритмическом языке (языке программирования);
*умение использовать логические значения, операции и выражения с ними; *умение формально выполнять
алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные
операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин; *умение
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной
среде программирования; *умение использовать готовые прикладные компьютерные
программы и сервисы в выбранной
специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами; *навыки выбора
способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
4. В рабочей программе предусмотрена следующая разбивка учебного материала по темам:
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Тема
Информация и информационные процессы
Компьютер как универсальное устройство обработки
информации
Кодирование текстовой и графической информации
Обработка текстовой информации
Обработка графической информации, цифрового фото и
видео
Коммуникационные технологии и разработка Web
сайтов
Информационное общество и информационная
безопасность
Резерв и контрольные уроки
Всего
6. Изменений в авторской программе нет.
Количество
часов
8 кл.
1
7
2
8
5
8
1
2
34
7.Учебнометодическое обеспечение программы:
Примерная программа (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям .
«Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 211 классы» 6е издание, исправленное и
дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Информатика. Программа для основной школы: 79 классы. Авторы: Угринович Н.Д., Самылкина Н.Н. М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
7–9 классы. Методическое пособие для учителя / Авторысоставители: И. Ю. Хлобыстова, М. С. Цветкова. —
М. : БИНОМ. Лаборатория знаний,2013.
2Календарнотематическое планирование по информатике (ФГОС) 8 класс, автор Н.Д.Угринович.
№ Тема урока
Вид деятельности
Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные
п/
п
1
Техника безопасности и
организация рабочего места.
Введение. Информация, ее
пред
ставление и измерение.
УУД
Информация и информационные процессы 1час.
Формирование
первоначальных
представлений об
информации, ее
представлении и измерении
Изучение нового
теоретического
материала
Формирование. Поиск и выделение целеустремленности необходимой
и настойчивости в информации; достижении целей,
Умение осознанно жизненного строить речевое, оптимизма,
Высказывание готовности к устно и письменно; преодолению
Умение трудностей. структурировать
Формирование знание; умений Чтение. интерпретировать и представлять информацию,
соблюдать этические нормы при работе с информацией.
Коммуникативноречевые УУД. формулировать собственное мнение, слушать
собеседника; управление, коммуникацией – разрешать, конфликты на основе учета,
интересов и позиции всех участников.
Дата
проведения
по
плану
фактичес
ки
Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 7 часов.
Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, информацию,
соблюдать этические нормы при работе с информацией.
Поиск и выделение необходимой информации; Умение осознанно строить речевое
высказывание устно и письменно;
Умение структурировать знание, чтение.
Коммуникативноречевые мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией –
разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.
2
Устройство компьютера. Общая Изучение нового
схема. Процессор, память
теоретического
материала
3
4
Устройства ввода и вывода.
Файл и файловая система.
Изучение нового
теоретического
материала , ввод текста.
Изучение нового
теоретического
материала. Ввод цифр5
Работа с файлами.
Практическая работа № 1.1
Практическая работа №1.1
«Работа файлами с
Формирование
целеустремленности
использованием файлового
и настойчивости в
«Работа файлами с
менеджера». Практическая
достижении целей,
использованием файлового
работа № 1.2
жизненного
менеджера».
«Форматирование диска»
оптимизма,
Практическая работа № 1.2
«Форматирование диска»
6 Программное обеспечение и его
виды.
Практическая работа № 1.3
«Установка даты и времени с
использованием графического
интерфейса операционной
системы»
7 Организация информационного
пространства.
8 Компьютерные вирусы
и антивирусные про
граммы
Практическая работа № 1.3
«Установка даты и времени
с использованием
графического интерфейса
операционной системы».
Изучение нового
теоретического
материала
Изучение нового
теоретического
материала
готовности к
преодолению
трудностей.
Формирование
умений
интерпретировать и
представлять
информацию,
соблюдать этические
нормы при работе с
информацией.
Умение учиться и
способность к
организации своей
деятельности.
Умение действовать
по плану и
планировать.
Формирование
Поиск и выделение
необходимой
информации;Самостоя
тельное создание
алгоритмов
деятельности.
Поиск и выделение
необходимой
информации;
Самостоятельное
создание алгоритмов
деятельности.
Коммуникати
вноречевые
УУД.
формулирова
ть
собственное
мнение,
слушать
собеседника;
управление
коммуникац
ией –
разрешать
конфликты
на основе
учета
интересов и
позиции всех
участников
Коммуникат
ивно
речевые
УУД.
инициативно
е
сотрудничес
тво – ставить
вопросы,
обращаться
за
помощью;
проявлять
активность
во
взаимодейств
ии дляумений соблюдать
этические нормы
при работе с
информацией
решения
коммуникати
вных
задач
Обработка тестовой информации 8часов.
Кодирование текстовой и графической информации – 1час.
9 Создание документа в
текстовом редакторе.
Изучение нового
Преобразовывать
Изучение нового материала
практическую
Выбирать наиболее
эффективные решения
в режиме интеграции
задачу
поставленной задачи.
теории и практики
в образовательную;
Ставить
вопросы,
обращаться
за помощью;
проявлять
активность
во
взаимодейств
ии дляОсновные приемы
10 редактирования документов.
Практическая работа № 2.1
«Тренировка ввода текстовой и клавиатурного тренажёра».
числовой информации с
помощью клавиатурного
тренажёра».
Практическая работа № 2.1
«Тренировка ввода
текстовой и числовой
информации с помощью
контроль и
самоконтроль –
использовать
установленные
правила в контроле
способа решения
задачи.
11 Основные приемы
форматирования документов.
Практическая работа № 2.3
«Форматирование символов и
абзацев». Практическая
работа 2.4 «Создание и
форматирование списков».
Практическая работа № 2.3 Изучение нового
«Форматирование символов
и абзацев». Практическая
работа № 2.4 «Создание и
форматирование списков»
материала в режиме
интеграции теории и
практики
12 Внедрение объектов в
текстовый документ.
Практическая работа № 2.2
«Вставка в документ формул»
13 Работа с таблицами в
текстовом документе.
Практическая работа № 2.5
«Вставка в документ таблицы,
её форматирование и
заполнение данными»
14 Подготовка текстового
документа со сложным
форматированием
15 Творческая тематическая
работа на теме: «Создание
объявления о новогоднем
спектакле».
16 Компьютерные словари и
системы машинного перевода
текста. Практическая работа
№ 2.6 «Перевод текста с
Практическая работа № 2.2
«Вставка в документ
формул»
Практическая работа № 2.5
«Вставка в документ
таблицы, её
форматирование и
заполнение данными»
Изучение нового
теоретического
материала
Изучение нового
теоретического
материала
Практическая работа № 2.6
«Перевод текста с помощью
компьютерного словаря»
Приобретение опыта
выполнения
индивидуальных и
коллективных
проектов, таких как
разработка
программных средств
учебного назначения
на основе
использования
информационных
технологий
решения коммуникативных
задач
Формирование умений
формализации и
структурирования
информации, умения
выбирать способ
представления данных в
соответствии с
поставленной задачей
(таблицы, схемы, графики,
диаграммы), с
использованием
соответствующих
программных средств
обработки данных.
• Формирование
информационной и
алгоритмической культуры;
формирование
представления о
компьютере как
универсальном устройстве
обработки информации;
развитие основных навыков
и умений использования
компьютерных устройств.
5помощью компьютерного
словаря».
17 Системы оптического
распознавания документов.
Практическая работа № 2.7
«Сканирование и распознавание
«бумажного» текстового
документа».
Практическая работа № 2.7
«Сканирование и
распознавание
«бумажного» текстового
документа»
Формирование
умений
интерпретировать и
представлять
информацию,
соблюдать этические
нормы при работе с
информацией
Поиск и выделение
необходимой
информации;
Самостоятельное
создание алгоритмов
деятельности
Во время групповой
работы стремиться
к координации и
сотрудничеству
Коммуникативноречевые
УУД
инициативное
сотрудничество –
формулировать свои
затруднения
Обработка графической информации – 5 часов. Кодирование текстовой и графической информации – 1час. 1час (к.р.)
Изучение нового
теоретического
материала
Самооценка на основе
критериев успешной
учебной деятельности
Изучение нового
теоретического
материала
Практическое задание №
3.1 «Редактирование
изображений в растровом
графическом редакторе»
Преобразовывать
практическую
задачу в
образовательную;
контроль и
самоконтроль –
использовать
установленные
правила в контроле
способа решения
задачи.
Формирование
умений
интерпретировать и
представлять
информацию,
соблюдать этические
нормы при работе с
информацией
Выбирать наиболее
эффективные решения
поставленной задачи.
Инициативное
сотрудничество –
формулировать свои
затруднения
Поиск и выделение
необходимой
информации;
Самостоятельное
создание алгоритмов
деятельности
Во время групповой
работы стремиться
к координации и
сотрудничеству
Коммуникативноречевые
УУД
управление коммуникацией
– осуществлять взаимный
контроль
6
18 Растровая графика и векторная
графика.
19 Интерфейс и возможности
растровых графических
редакторов
20 Редактирование изображений в
растровом графическом
редакторе. Практическое
задание № 3.1 «Редактирование
изображений в растровом
графическом редакторе».Интерфейс и возможности
21 векторных графических
редакторов.
22 Создание рисунков в векторном
графическом редакторе.
Практическое задание № 3.1
«Редактирование изображений в
растровом графическом
редакторе».
23 Контрольный урок
24 Растровая и векторная
Анимация.
Практическая работа № 3.3
«Анимация».
Изучение нового
теоретического
материала
Практическое задание
№3.1 «Редактирование
изображений в растровом
графическом редакторе»
Владение способами
и методами освоения
новых
инструментальных
средств.
Владение способами
и методами освоения
новых
инструментальных
средств.
Выбирать наиболее
эффективные решения
поставленной задачи.
Выбирать наиболее
эффективные решения
поставленной задачи.
Внутренняя позиция
школьника на основе
положительного отношения
к уроку.
Внутренняя позиция
школьника на основе
положительного отношения
к уроку
Контрольная работа
может состоять из двух
частей: 1 часть —
тематический тест (10
минут), 2 часть —
творческая практическая
работа (30 минут),
Практическая работа
№ 3.3 «Анимация»
Осознание
ответственности
человека за общее
благополучие и
своей
ответственности за
выполнение долга
Умение адекватно
воспринимать
оценки
и отметки.
Умение различать
объективную
трудность
и субъективную
сложность
задачи
Выбирать наиболее
эффективные решения
поставленной задачи.
Владение основными
универсальными умениями
информационного
характера: постановка и
формулирование проблемы.
Поиск и выделение
необходимой ин
формации;
Знаково
символическое
моделирование;
Умение осознанно
строить речевое
высказывание
устно и письменно
Коммуникация как
взаимодействие
(учет
позиции
собеседника или
партнера
по
деятельности).
Коммуникативно речевые
УУД.
управление коммуникацией
– осуществлять взаимный
контроль
Коммуникационные технологии и разработка Webсайтов 8 часов.
25 Представление информационных
ресурсов в глобальной
телекомму
никационной сети.
Практическая работа №4.1
Практическая работа
№ 4.1 «Путешествие
по Всемирной
паутине»
Умение адекватно
воспринимать оценки
и отметки.
Умение различать
объективную трудность
и субъективную
Поиск и выделение
необходимой ин
формации;
Знаково
символическое
моделирование;
Коммуникация как
взаимодействие
(учет
позиции
собеседника или
партнера по
деятельности).
7«Путешествие по Всемирной
паутине».
26 Сервисы сети.
Электронная почта
27 Работа с электронной почтой.
Практическая работа № 4.2
«Работа с электронной Web
почтой».
28 Сервисы сети.
Файловые архивы
29 Загрузка файлов из
Интернета.
Практическая работа № 4.3
«Загрузка файлов из
Интернета».
30 Социальные сервисы
Сети.
31 Электронная коммерция в
Интернете
32 Поиск информации в
сети Интернет.
Практическая работа № 4.4
«Поиск информации в
Интернете».
33 Личная безопасность в сети
Интернет.
34 Резерв
сложность задачи.
Умение осознанно
строить речевое
высказывание
устно и письменно
Коммуникативно речевые
УУД.
управление коммуникацией
– осуществлять взаимный
контроль
Умение адекватно
воспринимать оценки
и отметки.
Умение различать
объективную трудность
и субъективную
сложность
задачи
Поиск и выделение
необходимой ин
формации;
Знаково
символическое
моделирование;
Умение осознанно
строить речевое
высказывание
устно и письменно
Регулятивные:
целеполагание
формировать и
удерживать учебную
задачу;
Познавательные:
общеучебные –
выбирать наиболее
эффективные способы
решения задач.
Коммуникация как
взаимодействие
(учет позиции
собеседника или
партнера по
деятельности).
Коммуникативно речевые
УУД.
управление коммуникацией
– осуществлять взаимный
контроль
Самоопределение –
осознание ответственности
человека за общее
благополучие и своей
ответственности за
выполнение долга
Изучение нового
теоретического
материала
Практическая работа
№ 4.2 «Работа с
электронной Web
почтой»
Изучение нового
теоретического
материала
Практическая работа
№ 4.3 «Загрузка
файлов из Интернета»
Изучение нового
теоретического
материала
Изучение нового
теоретического
материала
Практическая работа
№ 4.4 «Поиск
информации в
Интернете»
Информационное общество и информационная безопасность 1 час.
89