Капабланка-Алехин. 19 партия матча чемпионата мира 1927 года "
Оценка 4.8

Капабланка-Алехин. 19 партия матча чемпионата мира 1927 года "

Оценка 4.8
docx
07.08.2024
Капабланка-Алехин. 19 партия матча чемпионата мира 1927 года "
Знакомство с игрой в шахматы. Капабланка - Алехин 21 партия матча ЧМ 1927 года.docx

Автономное учреждение социального обслуживания

Удмуртской Республики

«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

(Реабилитационный центр «Адели»)

                                                                                                  

 

 

 

 

Знакомство с игрой в шахматы.

«Капабланка- Алехин. 21 партия чемпионата мира 1927 года»

 

 

 

Возраст обучающихся от 10 до 14 лет

Контингент обучающихся – дети- инвалиды

Уровень обучения детей  - разный

Автор-составитель:

Протопопова Е.А.,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Город Ижевск, 2024 год.       

 

 

Тема занятия : «Капабланка- Алехин. 21 партия чемпионата мира 1927 года» 

 

Цель- познакомить с 21 партией Капабланка – Алехин чемпионата мира 1927 года.

Задачи:

- повторить понятия- ферзевый гамбит, ортодоксальная защита, карлсбадский вариант 

- познакомить с  партией - «Капабланка- Алехин, 21 партия на ЧМ 1927 года в Буэнос- Айресе»

- повторить знания шахматной доски

- закрепление знаний шахматной нотации

-провести тренировочную игру.                                                          

 

Оборудование:

-демонстрационная шахматная доска, 

- комплекты шахматных фигур

- ученическая доска

-распечатанная партия «Капабланка – Алехин, 21 партия, 1927 год»

-электронные шахматные часы

 

Ход занятия.

Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем очередном занятии, которое будет посвящено знакомству ортодоксальная защита, карлсбадский вариант и с 21 партией,  одной из 34-х партий между Х.Р. Капабланкой и Александром Александровичем на чемпионате мира в Буэнос – Айресе в 1927 году, эта партия победой Алехина А.А. Вы увидите, как два гроссмейстера сражаются на шахматном поле и узнаете из комментария Алехина, какие ошибки  он обозначил в игре Х.Р. Капабланки. Для того, чтобы наше занятие прошло продуктивно, вспомним:

- что обозначает понятие «ферзевый гамбит»

Ответы детей. Ферзевый гамбит — дебют в шахматах, начинающийся ходами: 1. d2-d4 d7-d5 2. c2-c4.

Педагог. Итак, что за  дебют ортодокса́льная защи́та?

Ответ детей.  Ортодокса́льная защи́та — это шахматный дебют, разновидность отказанного ферзевого гамбита и начинается ходами:

 

1. d2-d4         d7-d5
2. C2-c4         e7-e6
3.
Кb1-c3      Кg8-f6
4.
Сc1-g5      Сf8-e7
5. E2-e3         0—0
6.
Кg1-f3      Кb8-d7.

Педагог. Хорошо! Правильно! А ортодоксальная защита, карлсбадский вариант?

Ответы детей. Карлсбадский вариант – это одно из разветвлений ортодоксальной защиты в отказанном ферзевым гамбите и возникает после следующих ходов ортодоксальной защиты ходами:

7. Ла1-c1      a7-а6

 

Педагог. Правильно! Хорошо запомнили! Итак, приготовьтесь. Сегодня рассмотрим 21 партию Капабланка- Алехин. Опять перед нами будет ферзевый гамбит, ортодоксальная защита, карлсбадский вариант. Победителем в этой партии будет А.А. Алехин. Эту партию Александр Александрович считал самой лучшей из всех 34-х партий! И в своём объяснении буду использовать комментарии А.А. Алехина.

 

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет  ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.

 

1. d2-d4         d7-d5
2. c2-c4          e7-e6
3.
Кb1-c3      Кg8-f6
4.
Сc1-g5      Сf8-e7
5. e2-e3          0—0
6.
Кg1-f3      Кb8-d7

7. Ла1-c1      a7-а6

8.a2-a3          h7-h6

9.Сg5-h4       d5xc4

10.Сf1xc4          b7-b5!Этим убедительным образом опровергается 8-й ход белых. И действительно, уже через несколько ходов белым лучше всего стремиться к уравнению, чтобы не предоставить противнику без всякой компенсации длительную инициативу.

 

 

11.Сc4-e2- заслуживает внимания!        Сc8-b7

12.O-O, а если на12-м ходу последует b2-b4?, то у черных последует12-й ход a6-а5. 12…c7-c5

13.d4xc5     Кd7xc5

14.Кf3-d4 и вследствие получившегося в центре равновесия у белых нет никаких перспектив на достижение какого-либо рода преимуществ, поэтому естественное продолжение для них заключалось в быстрых упрощениях путём:14.Фd1xd8 Лf8xd815.Лfd1и т.д.

14…Лa8-c8 этот ход предотвращает навсегда угрозу Кс3хb5

15.b2-b4 белые без надобности ослабляют пункт c4, после чего белым приходится бороться с некоторыми, хотя и преодолимыми, затруднениями. Проще было15.Сe2-f3   Фd8-b6 16.Фd1-e2  15…Кc5-d7!

16.Сh4-g3   На16.Сe2-f3 я заготовил следующий вариант:16…Фd8-b6 17.Кc3-e4 Лc8xc1

16…Кd7-b6 угроза 18.h2-h3

17.Фd1-b3      Кf6-d5, Если17…Кb6-c4, то18.Лf1-d1 Фd8-b6 19.a3-a4

18.Сe2-f3-cильный ход

                                18…Лc8-c4!

19.Кc3-e4        Фd8-c8

20.Лc1xc4?

Я склонен считать этот размен решающей ошибкой. С помощью необычайно стесняющего игру белых коня с4, которого невозможно оттеснить, чёрные овладевают всем ферзевым флангом, и лёгкие фигуры белых обрекаются на полную бездеятельность. Капабланка проиграл эту партию только потому, что не заметил вовремя скрытых опасностей своей позиции, после чего я последовательно его переиграл.20…Кb6xc4

21.Лf1-c1 Фc8-a8!В связи с угрозами предстоящих ходов чёрных, белые вынуждены эвакуировать центр, после чего позиция их быстро портится.

22.Кe4-c3      Лf8-c8

23.Кc3xd5     Сb7xd5

24.Сf3xd5     Фa8xd5

25.a3-a4Стремление освободиться от слабости на а3 и вообще уменьшить боевые единицы на ферзевом фланге вполне естественно для белых, но это ни в коей мере не улучшает их позиции. Чёрные получают в пешке b4 новый, весьма желательный объект для атаки. С этого момента белые уже обречены на гибель.25…Сe7-f6

26.Кd4-f3       Сf6-b2!Чёрные собираются сыграть e6-e5 и хотят, поэтому избежать того, чтобы их слон после вполне возможного ответа 27. е3-e4 оказался отрезанным от ферзевого фланга.

27.Лc1-e1, тактическое оправдание хода слоном основывается на нескольких вариантах.

27…                  Лc8-d8

28.a4xb5            a6xb5

29.h2-h3Очевидно, что «форточка» уже необходима.29…e6-e5

30.Лe1-b1           e5-e4!

31.Кf3-d4           Сb2xd4

32.Лb1-d1Теперь чёрные выигрывают путём комбинации, упомянутой в предыдущих вариантах. Столь же безнадёжно, конечно, было и 32.e3xd4 Фd5xd4. 32…Кc4xe3!Эту партию наряду с 34-й, я считаю лучшей из всего матча.0–1

                         

      

Педагог. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?

Ответы детей. Повторили ферзевый гамбит, дебют  ортодоксальная защита, карлсбадский вариант. По шахматной записи смогли сыграть 21партию Капабланка – Алехин на чемпионате мира в Буэнос – Айресе в 1927 году. Узнали, что можно находить много вариантов ходов и нужно уметь их просчитывать.

                       

Педагог. Всё правильно! Вы, ребята, очень внимательны! Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе. Приветствуйте друг друга пожатием  руки до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку.  После игры складываете фигуры вместе. Ребята, если желаете, то предлагаю по шахматной записи самостоятельно воспроизвести игру гроссмейстеров.

Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.

Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?

Ответы детей. Да! Понравилось!

Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!

Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.

21 партия чемпионата мира по шахматам в Буэнос – Айресе, 1927г.

 

Хосе Рауль Капабланка

 

Александр Александрович Алехин

1. d2-d4

2. c2-c4

3. Кb1-c3

4. Сc1-g5

5. e2-e3

6. Кg1-f3

7. Ла1-c1

8.a2-a3

9.Сg5-h4

10.Сf1xc4

11.Сc4-e2

12.O-O

13.d4xc5

14.Кf3-d4

15.b2-b4

16.Сh4-g3

17.Фd1-b3

18.Сe2-f3

19.Кc3-e4

20.Лc1xc4?

21.Лf1-c1

22.Кe4-c3

23.Кc3xd5

24.Сf3xd5

25.a3-a4

26.Кd4-f3

27.Лc1-e1

28.a4xb5

29.h2-h3

30.Лe1-b1

31.Кf3-d4

32.Лb1-d1

 

 

 

 

 

d7-d5
e7-e6
Кg8-f6
Сf8-e7
0—0
Кb8-d7

a7-а6

h7-h6

d5xc4

b7-b5!

Сc8-b7

c7-c5

Кd7xc5

Лa8-c8

Кc5-d7!

Кd7-b6

Кf6-d5

Лc8-c4!

Фd8-c8

Кb6xc4

Фc8-a8!

Лf8-c8

Сb7xd5

Фa8xd5

Сe7-f6

Сf6-b2!

Лc8-d8

a6xb5

e6-e5

e5-e4!

Сb2xd4

Кc4xe3!

0–1

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Автономное учреждение социального обслуживания

Автономное учреждение социального обслуживания

Тема занятия : «Капабланка- Алехин

Тема занятия : «Капабланка- Алехин

C2-c4 e7-e6 3. К b1-c3

C2-c4 e7-e6 3. К b1-c3

С c 4-e2- заслуживает внимания!

С c 4-e2- заслуживает внимания!

К b 6xc4 21.Л f 1-c1 Ф c 8-a8!

К b 6xc4 21.Л f 1-c1 Ф c 8-a8!

Педагог. Всё правильно! Вы, ребята, очень внимательны!

Педагог. Всё правильно! Вы, ребята, очень внимательны!

К c3-e4 20. Л c1xc4? 21. Л f1-c1 22

К c3-e4 20. Л c1xc4? 21. Л f1-c1 22
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2024