КАПЕЛЛА
Впервые слово «капелла» употребляется в 679 году по отношению к парижской молельне меровингских королей, в которой хранилась священная реликвия католиков —
плащ (cappa) св. Мартина Турского
В католической и англиканской архитектуре: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме для
молитв знатного семейства,
для хранения реликвий,
размещения певчих и т. д.
Меровинги были первой династией франкских королей, которая правила с конца V до середины VIII века государством, располагавшимся на землях современной Франции и Бельгии. Их род происходил от правителей салических (морских) франков. Этот народ был известен римлянам с середины III века нашей эры, его этноним в переводе означает «свободные». В V веке франки делились на две этнические группы: салические (то есть морские), которые жили ближе к морю, и рипуанские (то есть речные), жившие по берегам Рейна. Напоминанием о той эпохе служит сохранившееся до нашего времени название германской области Франкония.
Согласно преданиям короли этой династии знали толк в оккультных науках и эзотерике. Пчела была одним из сакральных символов меровингской династии. Этими золотыми пчелами Хильдерика I (сына Меровея, отца Хлодвига) позже воспользовался Наполеон, желая подчеркнуть историческую преемственность своей власти. В 1804 году, во время коронации, Наполеон распорядился, чтобы золотых пчел прикрепили к его коронационной мантии.
На месте старой королевской часовни Святого Николая была возведена новая церковь. Она была построена в рекордно короткий срок с 1242 по 1248 годы, предположительно, под руководством Пьера из Монтрейля, одного из крупнейших зодчих готики. За образец была взята Святая Капелла при Сен- Жерменском замке, ставшая временным местом хранения реликвий до освящения Сент-Шапели (Капелла). Постройка обошлась казне «всего» 40 тысяч ливров, что в три раза дешевле стоимости тернового венца. Сюда были доставлены частицы Креста Господня, Копьё Лонги́на и другие предметы-свидетели Ветхого и Нового Заветов.
История Сент-Шапели началась с одного из самых постыдных событий в летописи крестовых походов. В 1204 году жадные крестоносцы, в четвертый раз отправившись отвоевывать Иерусалим у «неверных», настолько соблазнились богатством союзной им Византии, что не нашли ничего лучшего, как разграбить ее столицу Константинополь. Христианский город пал под напором христианских же рыцарей, и на его обломках была провозглашена Латинская империя.
Латинский император Балдуин II не гнушался приторговывать священными предметами, чтобы поправить свое финансовое положение. В 1237 г. он решил заработать на «терновом венце, обагренном кровью Христа».
Идея заполучить терновый венец показалась очень привлекательной королю Франции Людовику IX. После продолжительного торга стороны сошлись в цене (по некоторым данным — 137 тысяч ливров), и терновый венец увезли в Париж. В качестве бонуса королю достались гвозди, которыми Спаситель был прибит к кресту, частицы самого креста и копье римского солдата.
Среди прочих богатств, которые достались крестоносцам, было неисчислимое количество христианских реликвий, собранных к тому времени в Константинополе. Подлинность их, конечно, внушала подозрения, к тому же они чудесным образом размножились при доставке в Европу.
В России большая часть реликвий находится в музеях Кремля — Оружейной палате, Успенском соборе. Среди главных святынь — частицы Ризы Христовой, Гвоздь из Креста Господня, частицы Ризы Богоматери. Уникальной реликвией является ковчег Дионисия Суздальского с частицей древа Животворящего Креста Господня и ещё 16-тью святынями, среди которых — частицы хитона Христа, тернового венца, ароматы, которыми помазывали тело Спасителя перед погребением
Сегодня реликвия, почитаемая как Терновый венец Господа, представляющая собой целый венец, находится в Париже, в соборе Нотр-Дам де Пари.
СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА (Cappella Sistina)
Капелла была задумана еще предшественником Сикста IV — папой Николаем V. Сикст IV предложил архитектору построить такое здание, которое бы своим внешним видом представляло в глазах католиков всего мира военный оплот церкви, а внутренним убранством подчеркивало бы могущество римского папы. На протяжении веков капелла выполняла различные функции, но с самого начала своего основания (и до настоящего времени) в ней собираются конклавы для избрания нового папы.
Здание может рассматриваться как личный памятник семейству Делла Роверa, так как Сикст IV начал его строительство, а продолжил — его племянник, Юлий II. Листья дуба и желуди, геральдические символы семейства Деллы Ровер, чьё имя означает буквально "от дуба", изобилуют на элементах фресок.
В 1481, после сближения папы и Лоренцо Медичи (спустя два года после заговора Пацци) группа лучших флорентийских художников была приглашена в Рим, где вместе с умбрийскими мастерами в 1481-83 гг. украсили стены Сикстинской капеллы. Это были Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Доменико Гирландайо и Козимо Росселли, при участии своих помощников: Пинтуриккио, Синьорелли, Бартоломео делла Гатта, Давид Гирландайо, Пьеро ди Козимо, Бьяджо д'Антонио. Эти фрески содержали множество портретных фигур (в сохранившихся 12 фресках насчитывается не менее сотни). Первоначально фресок было 16, сохранилось 12.
Фрески были исполнены за удивительно короткое время, за 11 месяцев, с июля 1481 до мая 1482. Потолок был украшен фресками Пьеро Маттео д'Эмилией - усеянным звездами - блестками небом. Такой вид имела Сикстинской капелла в дни Сикста IV.
В 1508 году новый Римский папа, Юлий II Деллa Роверa, племянник папы Сикста IV, поручил Микеланджело расписать заново потолок; работа была закончена между 1508 и 1512. Микеланджело не считал себя живописцем, к этому времени он был уже известен как выдающийся скульптор, и он всячески уклонялся от росписи, предлагая поручить это дело Рафаэлю. Микеланджело добился от папы разрешения писать на потолке все, что ему подскажет его неудержимая фантазия: он решил украсить весь потолок фресками на библейские сюжеты. Цель, которую ставил перед собой Микеланджело, — превзойти природу, сотворить из человека титана. «Микеланджело… создал такой образ человека, который может подчинить себе землю и, кто знает, может быть, больше, чем землю!»
«Потоп» является первой композицией, выполненной художником на потолке. Главной идеей «Потопа» является не всемирная катастрофа, а показ человека со всеми его сильными и слабыми сторонами.
Плафон капеллы:
Новое толкование Библии
новое осмысление «Божественной комедии» Данте
поэму о восхождении человека от скотского состояния (фреска «Опьянение Ноя») до божественного совершенства.
Алтарь:
В 1534 году, по поручению Римского папы Павла III Фарнезе, почти через четверть века после окончания росписи сикстинского плафона, скульптор переезжает в Рим и приступает к работе над одной из самых грандиозных фресок за всю историю мировой живописи.
Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Если раньше творчество Микеланджело было проникнуто верой в человека, верой в то, что он является творцом своей судьбы, то теперь, расписывая алтарную стену, художник показывает человека беспомощным перед лицом этой судьбы. Лицо Христа непроницаемо, в карающий жест его руки вложено столько силы и мощи, что он истолковывается только как жест возмездия. В смятении отвернулась Мария, не в силах ничего сделать для спасения человечества.
По-прежнему Микеланджело изображает мощные фигуры с мужественными лицами, с широкими плечами, с хорошо развитым торсом, с мускулистыми конечностями. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Поэтому искажены гримасами их лица, поэтому так безнадежны все их, даже самые энергичные, движения, напряженные и конвульсивные».
Еще при жизни художника папа приказал обнаженные тела записать драпировкой, а в 1596 году другой папа (Климент VIII) хотел вообще сбить весь «Страшный суд». Только заступничеством художников из Римской академии святого Луки удалось убедить папу не совершать столь варварского акта.
Разработку проекта домовой церкви папы римского (место, где не только проводили церковные службы, но и жили) поручили архитектору Баччо Понтелли. Но само возведение Капеллы велось под руководством другого архитектора – Джордже де Дольчи, и заняло почти 9 лет, начавшись в 1473 г. и завершившись в 1481 г. Поскольку Капелла, по сути, являлась небольшой крепостью, снаружи Вы нет никаких архитектурных изысков. И это учитывая то, что за прошедшие века здание было дополнено рядом надстроек и опор. Размеры Капеллы (длина – 40,93 м., ширина – 13,41 м., высота – 20,70 м.) в точности повторяют размеры Храма Соломона из Ветхого Завета.
Первый этаж Капеллы самый крепкий, массивный.
Второй этаж - основной. Именно он изнутри украшен потрясающими фресками. Стены второго этажа прорезаны большими окнами. Два окна имеет стена со стороны входа, еще по шесть окон обеспечивают доступ света и воздуха внутрь со стороны боковых стен.
Третий этаж – караульня (и снова намек на «крепостное прошлое» Капеллы). Он представляет собой галерею с множеством небольших окошек-бойниц, по периметру опоясывающую здание. Поначалу галерея караульни была открыта небу, ветрам и дождям, но затем над ней возвели крышу. Вода протекала внутрь и могла испортить бесценные картины.
Художники создали 16 красивейших фресок, представляющих собой сложные портретные композиции на библейские темы из Нового и Ветхого Завета. К сожалению, до наших дней из 16 фресок сохранились только 12.
Два цикла картин, по 6 фресок в каждом, опоясывают изнутри стены Капеллы: история Христа и история Моисея.
Стены зала под фресками, на самом нижнем его уровне, раньше покрывали искусно сотканные гобелены. Эти гобелены кроме декоративной, выполняли и чисто практическую функцию, скрывая двери в служебные помещения. И конечно, выполненные по рисункам Рафаэля Санти и изображающие события из жизни апостолов, они были очень красивы. До нас дошло лишь 7 гобеленов, которые сейчас хранятся в музее. А копии, висящие на стенах Сикстинской капеллы, большую часть времени скрыты портьерами, и открываются только по праздникам.
Сразу два цикла опоясывают стены часовни. Первый (с правой стороны) «История Христа» включает сюжеты:
◾Крещение Иисуса – творение Перуджино.
◾Призвание апостолов – работа Гирландайо.
◾Искушение Христа (Боттичелли).
◾Нагорная проповедь и Тайная вечеря кисти Козимо Росселли (1439-1507) Фрескa, 1481-82гг, 348,5 x 570см
◾Вручение ключей апостолу Петру – фреска Перуджино.
Второй цикл (левая сторона) «История Моисея» отображает следующие события:
◾Избиение младенцев в Египте и призвание Моисея – работа Боттичелли.
◾Обрезание сына Моисея (Перуджино).
◾Переход через Красное море, Дарование заповедей кисти Россели.
◾Возмущение против законов Моисея (Боттичелли).
◾Смерть и завещание Моисея — работа Синьорелли.
Паруса сводов Капеллы поражают огромными картинами, изображающими библейских персонажей, пророков и сивилл. В четырех углах свода, на изогнутой поверхности распалубков, Микеланджело изобразил истории спасения народа Израиля. Арки над окнами украшены портретными фресками предков Христа.
Осмотр сюжетов по замыслу Микеланджело Буонарроти начинаться с «Опьянения Ноя», а завершаться «Отделением света от тьмы», то есть в порядке, обратном последовательности событий в Библии.
Летящий в космическом пространстве Саваоф, представленный в облике старца титанической мощи, в бурном порыве, как бы в экстазе творческой энергии, одним движением широко распростертых рук творит светила и разделяет пространства. Человек здесь представлен художником Микеланджело Буонарроти в образе демиурга, своей безграничной силой созидающего миры.
Животный сон пьяного, напоминающего Римского речного бога, Ноя, выбранного Богом, чтобы пережить Наводнение и гарантировать выживание человечества, показывает не передозировку вина, а потерю духовной памяти, гипнотический сон человека, не обращающего внимания на его происхождение и заветы Господа.
Сыновья Ноя, вышедшие с ним из ковчега, были Сим, Хам и Иафет.
Ной стал возделывать землю и насадил виноградник. ..
Центральную часть потолка Капеллы -группа из 9 сцен Книги Бытия. Создание Богом мира и первых людей, Адама и Евы, об их изгнании из Рая, и последовавших за этим испытаниях, выпавших на долю человечества в лице Ноя. Центральный ряд фресок окружают изображения юношей. Рядом с этими библейскими сценами можно увидеть 10 круглых щитов, называемых медальонами. Сюжет каждого медальона повествует об одном из самых тяжелых и мрачных эпизодов истории Завета.
•«Сотворение мира»,
•«Рождение Адама»,
•«Сотворение Евы»,
•«Адам и Ева в раю»,
•«Изгнание из рая»,
•«История Ноя» и другие.
•«Ливийская сивилла», (предсказательница)
•«Дельфийская сивилла» и другие
Сикстинской капеллой первобытного искусства именуют пещеру Альтамира, расположенную на Севере Испании. Там нашли образцы наскальной живописи эпохи палеолита.
В музее Дрездена хранится полотно Рафаэля Са́нти , которое носит название «Сикстинская мадонна» 1514-1515. К капелле оно практически не имеет никакого отношения. Картина, просто, названа в честь еще одного папы с тем же именем. Там, кроме Мадонны с младенцем, изображены папа Сикст II, у которого на руке шесть пальцев, Святая Варвара и ангелы. На самом деле шестой палец главы церкви – это визуальный обман. Говорят, что это внутренняя часть ладони.
С конца XV века, в Капелле проходят Конклавы (выбор нового папы). Первым Конклавом, прошедшим в Капелле, был Конклав 1492 года, на котором был избран Александр VI.
Она служит часовней при Папском дворце и местом выбора нового папы после смерти предшествующего. 120 специально назначенных епископов и архиепископов запираются в часовне и не покидают её, пока не изберут нового папу.
Верующие, собравшиеся на площади, узнают о результатах голосования благодаря условному дымовому сигналу: белый дым извещает об избрании нового папы, черный же — о продолжении голосования. В настоящее время капелла открыта для посещения как музей, выдающийся памятник Возрождения.
источники
http://studopedia.ru/1_3851_sikstinskaya-kapella.html
http://hochuvitaliu.ru/sikstinskaya-kapella
http://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post329392942/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.