Русский язык
2 класс
Тема. Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.
Обр система |
«Школа 2100» |
Место урока в программе |
6 урок из 7 по теме «Связь слов предложении»
|
Педагогическая цель |
Создать условия для совершенствования навыка работы с предложением. |
Задачи урока |
1.Актуализировать знания детей из области синтаксиса: повторить признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу). Начать работу по алгоритму «Установление связи слов». 2.Развивать умение отличать предложение от группы слов; конструировать их, расставляя слова в определённом порядке, анализировать структуру предложений. 3.Воспитывать положительное отношение к уроку русского языка как к виду речевой деятельности, потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; воспитывать культуру труда: привычку правильно сидеть, держать тетрадь, ручку; воспитывать аккуратность, уважение к своему труду и труду товарищей. |
Тип урока |
Урок развития умений (отработка умений и рефлексии) |
Планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) |
Личностными результатами являются: - осознание роли языка и речи в жизни людей; - формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Метапредметными результатами являются: Регулятивные УУД: 1)формирование умения правильно держать ручку, располагать тетрадь и правильно сидеть при письме; к ведению тетради; 2)формирование умения определять и формулировать учебную тему и задачу на уроке; 3)формирование умения высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; 4)формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 5)формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 6)формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: 1)извлечение информации из схем, иллюстраций, текстов; 2)представлять информацию в виде схемы; 3)выявлять сущность, особенности объектов; 4)делать вывод в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД: 1)умение слушать и понимать речь других людей; 2)умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3)умение оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); 4)умение работать в коллективе. Предметные результаты: учащиеся 1)устанавливают, чем различаются записи (группа слов и предложения); объясняют, где слова, а где предложение; 2)составляют и грамотно оформляют предложения на письме; 3)грамотно пишут слова с изученными ранее орфограммами; 4)правильно списывают слова, предложения, текст, проверяют написание, сравнивают с образцом; 6)осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами. |
Деятельность учеников: |
Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет. – Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы. – Группировать слова по вопросам. – Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.
|
Формы организации самостоятельной работы учащихся |
- индивидуальная - фронтальная - парная - самостоятельная
|
Основные виды работ на уроке и их методическая характеристика |
Упражнения по совершенствованию навыков и умений на различных этапах были взаимосвязаны и последовательны. На уроке были реализованы следующие принципы: наглядности, последовательности и систематичности, доступности, сознательности и активности, связи с жизнью. Методы обучения: коммуникативный, критического мышления, методы самоконтроля. Формы и приемы контроля разнообразны и выбраны адекватно и сообразно заданию.
|
Используемые технологии |
Приёмы смыслового чтения – чтение про себя с вопросами (самостоятельная работа), Использовала приёмы технологии формирующего оценивания – карта понятий с частичными данными (мороз), самооценивание, лестница успеха, Здоровьесберегающие технологии - во время урока была проведена физминутка, были задания, предполагающие двигательную активность, задания для глаз. Формы организации познавательной деятельности – фронтальная, парная, групповая и индивидуальная.
|
Организаторская роль учителя на уроке
|
При планировании урока учитывались возрастные, поведенческие, учебные особенности учащихся, то есть осуществлялся дифференцированный подход в обучении. В классе состоит из 25 человек, среди которых 2 человека вышли на занятия после продолжительного отсутствия. Учитывался темперамент, интересы, личный опыт детей, тем самым я реализовывала личностно-ориентированный подход к учащимся. Урок соответствовал нормам здоровьесбережения, смена видов деятельности. Атмосфера урока – доброжелательная. Темп занятия соответствует возрасту и способностям учащихся.
|
Оснащение и оборудование урока
|
На уроке использовался раздаточный материал, интерактивная доска, презентация, наглядность. Раздаточный материал соответствует эстетическим нормам.
|
Цели использования ИКТ на уроке: |
Обеспечение оптимизации учебного процесса, реализации идей развивающего обучения и совершенствования форм и методов его организации |
.Выводы по результатам урока |
Цели урока достигнуты. В дальнейшем планируется работа над совершенствованием письменных навыков по данной теме.
|
Организационная структура урока
Этап урока |
Деятельность учителя и обучающихся |
доска |
Рефлексия |
|||||||||||||||||
1.Организационный. Задачи: 1)Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии. 2)Психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии. |
1.1.Мотивация к учебной деятельности. Ребята! Готовы к уроку? (Да) На вас надеюсь я, друзья. Мы- хороший дружный класс Все получится у нас! - А для этого нужно быть очень внимательным и старательным. - На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят). - Ушки внимательно слушают и всё (слышат). - Голова хорошо (думает). - Молодцы!
К нам на урок сегодня пожаловала загадочная гостья. Я - антоним к слову ЛЕТО, Хоть люблю мороз сама, Потому что я …. (зима). Поздравляю всех вас с официальным наступлением календарной зимы. - Посмотрите на доску и выберете лишнее слово. (ДЕКАБРЬ) - Почему оно лишнее? (название зимнего месяца).
1.2.Правила посадки и положения тетради. Подружили спинку со спинками стульев, проверили расстояние между вами и партой. 1.3.Требования к введению тетради. Запись даты. - Запишем дату выполнения работы. - Назовите орфограммы, которые встретились в этом слове. (Безударная гласная Е – непроверяемая ударением. А – проверочное слово ДЕКАБРЬ).
На следующей строке – классная работа. Записи должны быть аккуратными.
|
1 декабря. |
|
|||||||||||||||||
2. Актуализация субъектного опыта учащихся. Задачи: 1)Обеспечить мотивацию учения школьников. 2)Актуализировать субъектный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения). |
Первый этап – орфоэпическая и словарная работа.
Зимой мороз любит рисовать на окнах ледяные узоры. У него получается очень красиво! Что интересного вы рассмотрели в морозном узоре? (О) Вспомним алгоритм написания строчной буквы О с верхним соединением. (ДОСКА) Напишите 1 раз. Напишите букву О с верхним соединением столько раз, сколько раз она пишется в слове «МОРОЗ» (2). Сколько букв вы записали? Какая орфограмма в этом слове? (безударный гласный, непроверяемый ударением) Сравните написанные буквы с образцом (эталоном). Выберите самую правильную и отметьте ее.
|
|
||||||||||||||||||
|
Образуйте от слова МОРОЗ однокоренные слова, опираясь на схему. Самостоятельная работа.
Проверяем работу по эталону. Возьмите эталон и проверьте свою работу.
Что объединяет получившиеся слова? - Это однокоренные слова (есть общая часть – корень). Выделите корень родственных слов.
Оцените, пожалуйста, правильность выполнения работы.
|
|
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. |
|||||||||||||||||
3. Постановка темы и учебной задачи. Задача: 1)постановка темы и учебной задачи урока вместе с учащимися. |
Подул ветерок и слова, как снежинки, разлетелись.
- Какое задание можно выполнить с этими словами? - Составьте предложение. Наступила морозная зима.
- Есть ли ещё варианты предложений? (Зима морозная наступила. Морозная зима наступила.) - Всегда ли был одинаковый порядок слов? Вывод: слова в предложении могут располагаться свободно. они могут меняться местами. - Какое предложение соответствует этой схеме?
(что сделала?) (какая?) (что?)
Спросить несколько человек. - Что помогло вам правильно составить это предложение? - Почему предложения получились одинаковые? (есть схема, вопросы)
Сформулируйте на основе этого задания тему урока.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ из слов с опорой на вопросы.
Сформулируйте цель урока. Узнать как правильно конструировать (составлять) предложения из слов. расставляя в определённом порядке с опорой на вопросы.
Для чего необходимо уметь правильно конструировать предложения ? (Чтобы правильно выразить свою мысль).
Запишите это предложение. Помните о правилах оформления предложений на письме. Найдите грамматическую основу.
Оцените свои умения в составлении предложений. На какой ступени успеха вы сейчас находитесь?
Предлагаю проверить Вспомним, что вы знаете о предложении. Это поможет нам в работе.
Прочитайте карточки, которые лежат у вас на столе. Обсудите в паре и поселите в 1 домик признаки предложения, а оставшиеся карточки во 2 домик.
Приготовьтесь проверить свою работу. Проверка: (согласен, не согласен, сомневаюсь). Какой правильный жёлтый домик у нас получился! Молодцы! Оцените свою работу. (смайлики) без ошибок - |
морозная наступила зима Составить предложение
Самопроверка.
|
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Проверка
На доске |
|||||||||||||||||
Работа над развитием речевых и правописных умений. Задача: вооружить младших школьников языковыми умениями и навыками в такой степени, в какой это необходимо для того, чтобы получить речевую ориентацию в определенной лексической теме, в определенной речевой ситуации (и в жизненной ситуации тоже); работать над содержанием и последовательностью речи: учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, грамотному оформлению мыслей (формирование и становление детей как языковой личности) |
А теперь предлагаю заглянуть в зимний лес и понаблюдать за жизнью разных животных. Продолжим работу по составлению предложений. Работа в парах. Внимательно прочитайте задание, Действуйте по плану и у вас все получится. Если возникнет необходимость – используйте памятки. ЗАДАНИЕ на местах.
Дифференцированная работа у доски. 1 набор слов для 1 ряда - пушистая белка орешки грызёт Пушистая белка грызёт орешки.
2 набор слов для 2 ряда – медведь бурый спит. У доски слабая группа.
Бурый медведь спит.
(какой?) (кто?) (что делает?)
3 набор слов для 3 ряда – лисица мышкует рыжая Мышкует рыжая лисица.
Проверка: у доски 3 пары. - Прочитайте все предложения. Можно ли назвать это текстом? НЕТ - Почему? (нет названия, нет концовки, заключения) - придумайте название к нашему тексту. - Каким предложением можно закончить этот текст? |
АЛГОРИТМ. 1. О ком или о чем говорится в предложении? 2. Что о нём говорится? 3. Какой он? какая? или какие?
|
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к работе, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
|||||||||||||||||
Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия. Задачи: 1)дать качественную оценку работе класса и отдельных учеников. 2)осмысление учащимися своего эмоционального состояния, собственной учебной деятельности |
- Какую цель ставили мы ставили в начале урока? Добились цели? Чему вы научились на этом уроке? - Что у вас уже получается хорошо? - Что нуждается еще в улучшении? В отработке?
Оцените себя. На какой ступени успеха вы находитесь сейчас? Кто смог подняться по ступенькам вверх?
|
|
|
|||||||||||||||||
|
А теперь отметим то, что вы уже умеете делать, а что ещё остается трудным. Декабрь – месяц ожидания самого волшебного праздника в году. Вот и мы с вами, начнем к нему готовиться. У вас на партах есть по 2 шарика. Подумайте и оцените, что вы уже умеете делать хорошо, а что ещё остается трудным. Украсьте шариками елки.
Составлять предложение Находить грамматическую из слов с опорой на вопросы. основу предложения.
КТО ГОТОВ К ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЕ и считает, что справится с ней на хорошем уровне? |
1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось… |
||||||||||||||||||
Д/З |
По выбору. 1. с. 76 упр. 2 Желающие проявить свои творческие способности придумают, как можно интересно закончить наш текст. Составить синквейн на тему «Зима» |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.