Карта урока. Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы

  • Аудио
  • doc
  • 15.05.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Карта урока. Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.doc

 Русский язык 

  2 класс 

          Тема. Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.

Обр система

«Школа 2100»

Место урока в программе

6 урок из 7 по теме «Связь слов предложении»

 

Педагогическая цель

Создать условия для совершенствования навыка работы с предложением.

Задачи урока

1.Актуализировать знания детей из области синтаксиса: повторить признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу). Начать работу по алгоритму «Установление связи слов».

2.Развивать умение отличать предложение от группы слов; конструировать их, расставляя слова в определённом порядке, анализировать  структуру предложений.

3.Воспитывать положительное отношение к уроку русского языка как к виду речевой деятельности, потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; воспитывать культуру труда: привычку правильно сидеть, держать тетрадь, ручку; воспитывать аккуратность, уважение к своему труду и труду товарищей.

Тип урока

Урок развития умений (отработка умений и рефлексии)

Планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные)

Личностными результатами являются:

- осознание роли языка и речи в жизни людей;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметными результатами являются:

Регулятивные УУД:

1)формирование умения правильно держать ручку, располагать тетрадь и правильно сидеть при письме; к ведению тетради;

2)формирование умения определять и формулировать учебную тему и задачу на уроке;

3)формирование умения высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

4)формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

5)формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

6)формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1)извлечение информации из схем, иллюстраций, текстов;

2)представлять информацию в виде схемы;

3)выявлять сущность, особенности объектов;

4)делать вывод в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

1)умение слушать и понимать речь других людей;

2)умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3)умение оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

4)умение работать в коллективе.

Предметные результаты: учащиеся

1)устанавливают, чем различаются записи (группа слов и предложения); объясняют, где слова, а где предложение;

2)составляют и грамотно оформляют предложения на письме;

3)грамотно пишут слова с изученными ранее орфограммами;

4)правильно списывают слова, предложения, текст, проверяют написание, сравнивают с образцом;

6)осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами.

Деятельность учеников:

Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.

– Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.

– Группировать слова по вопросам.

– Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.

 

Формы организации самостоятельной работы учащихся

-  индивидуальная

- фронтальная

- парная

- самостоятельная

 

Основные виды работ на уроке и их методическая характеристика

Упражнения по совершенствованию навыков и умений на различных этапах были взаимосвязаны и последовательны.

На уроке были реализованы следующие принципы: наглядности, последовательности и систематичности, доступности, сознательности и активности, связи с жизнью.

Методы обучения: коммуникативный,  критического мышления, методы самоконтроля.

Формы и приемы контроля разнообразны и выбраны адекватно и сообразно заданию.

 

Используемые технологии

 Приёмы смыслового чтения – чтение про себя с вопросами (самостоятельная работа),

Использовала приёмы технологии формирующего оценивания – карта понятий с частичными данными (мороз), самооценивание, лестница успеха,

Здоровьесберегающие технологии - во время урока была проведена физминутка, были задания, предполагающие двигательную активность, задания для глаз. Формы организации познавательной деятельности – фронтальная, парная, групповая и индивидуальная.

 

Организаторская роль учителя на уроке

 

При планировании урока учитывались возрастные, поведенческие, учебные особенности учащихся, то есть осуществлялся дифференцированный подход в обучении.  В классе состоит из 25 человек, среди которых 2 человека вышли на занятия после продолжительного отсутствия.

Учитывался темперамент, интересы, личный опыт детей, тем самым я реализовывала личностно-ориентированный подход к учащимся.

Урок соответствовал нормам здоровьесбережения, смена видов деятельности.  Атмосфера урока – доброжелательная. Темп занятия соответствует возрасту и способностям учащихся.

 

Оснащение и оборудование урока

 

На уроке использовался раздаточный материал, интерактивная доска,  презентация, наглядность. Раздаточный материал соответствует эстетическим нормам.

 

Цели использования ИКТ на уроке:

Обеспечение оптимизации учебного процесса, реализации идей развивающего обучения и совершенствования форм и методов его организации

.Выводы по результатам урока

Цели урока достигнуты. В дальнейшем планируется работа над совершенствованием письменных навыков по данной теме.

 

 

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя и обучающихся

доска

Рефлексия

1.Организационный.

Задачи:

1)Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии.

2)Психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии.

1.1.Мотивация к учебной деятельности.

Ребята! Готовы к уроку? (Да)

На вас надеюсь я, друзья.

Мы- хороший дружный класс

    Все получится у нас!

-  А для этого нужно быть очень внима­тельным и старательным.

- На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё       (видят).

- Ушки внимательно слушают и всё        (слышат).

- Голова хорошо        (думает).

- Молодцы!

 

К нам на урок сегодня пожаловала загадочная гостья.

Я - антоним к слову ЛЕТО,
В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …. (зима).

 Поздравляю всех вас с официальным наступлением календарной зимы.

- Посмотрите на доску и выберете лишнее слово.  (ДЕКАБРЬ)

- Почему оно лишнее? (название зимнего месяца).

 

1.2.Правила посадки и положения тетради.

Подружили спинку со спинками стульев, проверили расстояние между вами и партой.

1.3.Требования к введению тетради. Запись даты.

- Запишем дату выполнения работы. 

- Назовите орфограммы, которые встретились в этом слове. (Безударная гласная Е – непроверяемая ударением. А – проверочное слово ДЕКАБРЬ).

 

На следующей строке – классная работа. Записи должны быть аккуратными.

 

 

 

 

 

 

НОЯ

РЬ

СЕНТЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ОКТЯБРЬ

 

 

 

 

 

 

 

1 декабря.

 

2. Актуализация субъектного опыта учащихся.

Задачи: 1)Обеспечить мотивацию учения школьников.

2)Актуализировать субъектный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения).

Первый этап – орфоэпическая и словарная работа.

Описание: Картинки по запросу  буква О

Зимой мороз любит рисовать на окнах ледяные узоры. У него получается очень красиво!

Что интересного вы рассмотрели в морозном узоре?  (О)

Вспомним алгоритм написания строчной буквы О с верхним соединением. (ДОСКА)

Напишите 1 раз.

Напишите букву О  с верхним соединением столько раз, сколько раз она пишется в слове «МОРОЗ» (2).

Сколько букв вы записали?

Какая орфограмма в этом слове? (безударный гласный, непроверяемый ударением)

Сравните написанные буквы с образцом (эталоном). Выберите самую правильную и отметьте ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образуйте от слова МОРОЗ однокоренные слова, опираясь на схему.

Самостоятельная работа.

 

 

 

 

 

 


И

Проверяем работу по эталону.

Возьмите эталон и проверьте свою работу.

 

 

 

 

 


 

Что объединяет получившиеся слова?

- Это однокоренные слова (есть общая часть – корень).

Выделите корень родственных слов.

 

Оцените, пожалуйста, правильность выполнения работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

3. Постановка темы и учебной задачи.

Задача: 1)постановка  темы и учебной задачи урока вме­сте с учащимися.

Подул ветерок и слова, как снежинки, разлетелись.

 

- Какое задание можно выполнить с этими словами?

- Составьте предложение.

Наступила морозная зима.

 

- Есть ли ещё варианты предложений? (Зима морозная наступила. Морозная зима наступила.)

- Всегда ли был одинаковый порядок слов?

Вывод: слова в предложении могут располагаться свободно. они могут меняться местами.

- Какое предложение соответствует этой схеме?

 


         (что сделала?)         (какая?)          (что?) 

 

Спросить несколько человек.

- Что помогло вам правильно составить это предложение?

- Почему предложения получились одинаковые?  (есть схема, вопросы)

 

 Сформулируйте на основе этого задания тему урока.

 

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ из слов с опорой на вопросы.

 

Сформулируйте цель урока.

Узнать как правильно конструировать (составлять) предложения из слов. расставляя в определённом порядке с опорой на вопросы.

 

Для чего необходимо уметь правильно конструировать предложения ? (Чтобы правильно выразить свою мысль).

 

  Запишите это предложение. Помните о правилах оформления предложений на письме.

Найдите грамматическую основу.

 

Оцените свои умения в составлении предложений. На какой ступени успеха вы сейчас находитесь?

 

Предлагаю проверить

Вспомним, что вы знаете о предложении. Это поможет нам в работе.

 

Прочитайте карточки, которые лежат у вас на столе. Обсудите в паре и поселите в 1 домик признаки предложения, а оставшиеся карточки во 2 домик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приготовьтесь проверить свою работу.

Проверка: (согласен, не согласен, сомневаюсь).

Какой правильный жёлтый домик у нас  получился! Молодцы!

Оцените свою работу. (смайлики) без ошибок -

морозная

наступила

зима

Составить предложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание: https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/11/25/k_58386b7177fcf/362551_23.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка.

 

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка

 

На доске 

Работа над развитием речевых и правописных умений.

Задача: вооружить  младших школьников языковыми умениями и навыками в такой степени, в какой это необходимо для того, чтобы получить речевую ориентацию в определенной лексической теме, в определенной речевой ситуации (и в жизненной ситуации тоже); работать над содержанием и последовательностью речи: учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, грамотному оформлению мыслей (формирование и становление детей как языковой личности)

 

А теперь предлагаю заглянуть в зимний лес и понаблюдать за жизнью разных животных.

Продолжим работу по составлению предложений.  Работа в парах. Внимательно прочитайте задание, Действуйте по плану и у вас все получится. Если возникнет необходимость – используйте памятки.

ЗАДАНИЕ на местах.

1.          Прочитайте слова.

2.          Составьте предложение из данных слов.

3.          Выделите грамматическую основу предложения.

*      Покажите графически, от какого слова к какому ставится вопрос.

 

Дифференцированная работа у доски.

1 набор слов для 1 ряда - пушистая   белка   орешки грызёт

Пушистая белка грызёт орешки.

 

2 набор слов для 2 ряда – медведь бурый спит. У доски слабая группа.

1.      Прочитайте слова.

2.      Составьте предложение по схеме.

 

*      Выделите грамматическую основу предложения.

Бурый медведь спит.

  

    (какой?)         (кто?)          (что делает?)

 

 

3 набор слов для 3 ряда – лисица мышкует рыжая

Мышкует рыжая лисица.

1.      Прочитайте слова.

2.      Составьте предложение из данных слов.

3.      Подберите вопросы к каждому слову.

4.      Составьте схему предложения.

 

*      Выделите грамматическую основу предложения.

 

Проверка:  у доски 3 пары.  

- Прочитайте все предложения. Можно ли назвать это текстом?   НЕТ

- Почему?    (нет названия, нет концовки, заключения)

- придумайте название к нашему тексту.

- Каким предложением  можно закончить этот текст?

АЛГОРИТМ.

1.    О ком или о чем говорится в предложении?

2.    Что о нём говорится?

3.    Какой он? какая? или какие?

Описание: Картинки по запросу лиса
 

 

 

 

 

 

 

 

 


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к работе, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

Задачи: 1)дать качественную оценку работе класса и отдельных учеников.

2)осмысление учащимися своего    эмоционального состояния, собственной учебной деятельности

- Какую цель ставили мы ставили в начале урока? Добились цели?

Чему вы научились на этом уроке?

- Что у вас уже получается хорошо?

- Что нуждается еще в улучшении? В отработке?

 

Оцените себя. На какой ступени успеха вы находитесь сейчас?

Кто смог подняться по ступенькам вверх?

 

 

 

 

 

 

А теперь отметим то, что вы уже умеете делать, а что ещё остается трудным.

Декабрь – месяц ожидания самого волшебного праздника в году. Вот и мы с вами, начнем к нему готовиться. У вас на партах есть по 2 шарика. Подумайте и оцените, что вы уже умеете делать хорошо, а что ещё остается трудным. Украсьте шариками елки.

Описание: Картинки по запросу шаблон елка                                                              Описание: Картинки по запросу шаблон елка

Составлять предложение                                                            Находить грамматическую          

 из слов с опорой на вопросы.                                                    основу предложения.

 

КТО ГОТОВ К ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЕ и считает, что справится с ней на хорошем уровне?

1.  сегодня я узнал…

2.  было интересно…

3.  было трудно…

4.  я выполнял задания…

5.  я понял, что…

6.  теперь я могу…

7.  я почувствовал, что…

8.  я приобрел…

9.  я научился…

10.       у меня получилось …

11.       я смог…

12.       я попробую…

13.       меня удивило…

14.       урок дал мне для жизни…

15.       мне захотелось…

Д/З

По выбору.  1. с. 76 упр. 2

Желающие проявить свои творческие способности придумают, как можно интересно закончить наш текст. 

Составить синквейн на тему «Зима»