"Картетека дидактических игр на развитие звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста"
Оценка 4.8

"Картетека дидактических игр на развитие звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста"

Оценка 4.8
docx
18.04.2020
"Картетека дидактических игр на развитие звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста"
Картотека.docx

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 
ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ 
ДЛЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕЙ ГРУППЫe2d7674f860d

 

 

«Часы»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют

часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак»!

- Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее

звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют

(звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).

https://stephanieaespinalportfolio.files.wordpress.com/2013/04/10825786-cartoon-alarm-clock.jpg- Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо

бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

 

 

« Лягушка и лягушата»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают)

 

http://loveferrari.l.o.pic.centerblog.net/ac2d089f.pngМаленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). « Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

 

«Медвежата мед едят»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а

https://st2.depositphotos.com/2081021/6054/v/950/depositphotos_60541937-stock-illustration-bear-eats-honey.jpgмедвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.)

https://st2.depositphotos.com/2081021/6054/v/950/depositphotos_60541937-stock-illustration-bear-eats-honey.jpgИгра повторяется 3-4 раза.

 

Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу( показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3

раза).

 

«Покормим птенчиков»

Цель: Развивать речевой аппарат детей.

Ход: Вос-ль «Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики

веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за

вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат.»

Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают

головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных

 

https://st.depositphotos.com/1967477/2538/v/950/depositphotos_25389777-stock-illustration-blue-bird-cartoon-in-the.jpgкрошек. (Воспитатель добивается, что бы дети по шире открывали рот). Игра

https://st.depositphotos.com/1967477/2538/v/950/depositphotos_25389777-stock-illustration-blue-bird-cartoon-in-the.jpgповторяется 2-3 раза.

«Кто как кричит? »

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки).

Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют

звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют

звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы

(переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет

сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют

звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он

чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко.

Как?

 

«Отзовись»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать

интонационную выразительность.

Ход: Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у

нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Картинки выставляются на

фланелеграф.

Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц.

Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки

щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать –

https://previews.123rf.com/images/katrinahappy/katrinahappy1401/katrinahappy140100003/24916299-goat-and-kid-vector-illustration-on-white-background-Stock-Photo.jpgответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.

Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого

изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.

 

«Чудесный мешочек»

Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении

предмета по его признакам.

Материалы: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.

Ход: Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это?

(Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (По аналогии достаем помидор, яблок).

Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в

мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и

расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе.

Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он

http://static8.depositphotos.com/1499637/984/v/950/depositphotos_9841148-stock-illustration-vegetable-family.jpgзеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это?

(Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)»

Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.)

Яблоки — это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».

«Чего не стало?»

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа

множественного числа существительных.

Материалы: пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая),

ленточки (разного цвета и разного размера—длинная и короткая), лошадки,

утята, Буратино, мешок.

Ход: Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес

ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют

на столе.

Комментируем:

— Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще

матрешка. Поставь их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это?

(Пирамидка.) Еще пирамидка есть? И т. д.

— Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята.

https://data3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/1000000/734000/733047-f0f3012447ad25ae.jpgБуратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете

говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то

другого.

«Мишка, ляг!»

Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения

глаголов лежать, петь.

Материалы: плюшевый медвежонок (озвученная игрушка).

Ход: В гости к детям приходит медвежонок. Рассказываем, что он умеет

выполнять поручения. Медвежонка можно попросить: «Мишка, ляг на

бочок... ляг на спинку... ляг на животик». Еще он умеет петь, только надо

попросить: «Мишка, спой!» (Рассказ сопровождается действиями с

игрушкой.)

По желанию детей медвежонок выполняет разные задания. Если ребенок

затрудняется сформулировать задание, задаем наводящие вопросы: «Ты

хочешь, чтобы мишка лег? На животик или на спинку? Давай скажем вместе: мишка, ляг на животик».

Можно давать медвежонку и другие задания: поезжай (с горки), поскачи,

попляши, напиши письмо и др.

«Чей голос?»

Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям,

соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Материалы: игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и

лягушонок, корова и теленок.

Ход: В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть.

Дети должны отгадывать, чей голос услышали.

- Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тоненько? (Теленок.)

Ква-ква — чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая

и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у

лягушки?

Аналогично обыгрываются остальные' игрушки. После игры дети могут

поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).

 

 

«Домики»

Цель: употреблять названия детенышей животных.

Материалы: поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами,

мышатами и др.— по количеству детей, строительный материал.

Ход: Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны

построить для малышей домики. Каждый сначала должен решить, для кого

он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне,

пожалуйста, утенка (бельчонка)».

В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его

https://10kr.ru/upload/iblock/f5a/37ab8a20bc0b11e2b1c6005056c00008_10d300ca9d8d4f63be3d5c815da40555.jpg

начало и попросить малыша повторить название.

На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих

животных домики, играют.

«Прятки»

Цель: правильно использовать в речи предлоги с пространственным

значением (в, на, около, под, перед).

Материалы: грузовик, мишка, мышка.

Ход: В гостях у детей снова мишка и мышка. Гости стали играть в прятки.

Мишка водит, а мышка прячется. Предлагаем детям закрыть глаза. Говорим:

— Мышонок спрятался. Откройте глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок?

Он, наверное, под машиной?» Нет. Где же он, ребята? (В кабине.) Вон он

куда забрался!

 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5f5d80a99d7c19e427fb7ad85f0ad549-l&n=13Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (Сажаем мышонка на кабину.) Где же мышонок? Ребята, подскажите мишке!

Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мышонка, который прячется под машиной, около машины, перед машиной.

 

 

«Где наши ручки?»

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа

множественного числа существительных.

Ход: Дети сидят на стульчиках. Обратимся к ним, приглашая интонацией к

шутке, игре: - Где наши ручки? Нет наших ручек! (Прячем руки за спину. Дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами.)

— Где наши ножки? Нет наших ножек! (Дети прячут ноги под стул.) Вот

http://olimplab.ru/wp-content/uploads/2017/06/%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B8.pngнаши ножки! (Топают ножками.)

— Где же наши ручки? Чего нет? (Ручек.) Вот наши ручки! -

Где же наши ножки? Чего нет? (Ножек.) Вот наши

ножки! Игра повторяется 2—3 раз.

 

 

«Назови как можно больше предметов»

 

Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.

https://kidbik.ru/image/catalog/1c/Pictures/00-00003408.jpgХод: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения) Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

 

 

«Волшебный кубик»

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.

Правила игры: Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

https://kidsmegashop.ru/image/data/products_pictures/brand/kurnosiki/kurnosiki-5234.jpgХод: Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», — и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит сымитировать гул самолёта. Аналогично разыгрываются и другие грани кубика.

 

 


 

Часы» Цель: Развивать речевое внимание детей

Часы» Цель: Развивать речевое внимание детей

Покормим птенчиков» Цель: Развивать речевой аппарат детей

Покормим птенчиков» Цель: Развивать речевой аппарат детей

Чего не стало?» Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных

Чего не стало?» Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных

Прятки» Цель: правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед)

Прятки» Цель: правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2020