Экологические компоненты учебновоспитательного процесса.
Тема урока: «Картина пейзаж».
3 класс.
Цель:
познакомить учащихся с жанром изобразительного искусства «пейзаж»,
разнообразием видов и пейзажных сюжетов; показать роль искусства в
понимании красоты природы; рассмотреть особенности построения
композиции пейзажа.
Задачи:
Формировать навыки работы художественными материалами в выполнение
пейзажа;
Развивать творческую активность, воображение, память, пространственное
мышление;
Воспитывать интерес и уважение к произведениям искусства; прививать
любовь и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
содействовать развитию эстетического вкуса,
художественного мышления; строить логически обоснованные рассуждения.
Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и
средств художественной выразительности для передачи замысла в
собственной деятельности.
Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с
учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения
учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять
способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию
одноклассников.
Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала,
познавательную активность; осознают свои эмоции; вырабатывают свои
мировоззренческие позиции; аргументировано оценивают свои работы и
работы одноклассников.
Методы и формы обучения: рассказ, объяснительно иллюстративный,
практический, выставка; индивидуальная, фронтальная.
Оборудование : репродукции с картин А. К. Саврасова, И.И.Шишкина,
И.И.Левитана, презентация « Картинапейзаж» ,музыка А.Вивальди «Времена
года», бумага, краски, кисти, фломастеры, цв.карандаши.
1. Организационный момент (1мин.)
Приветствие учителя, проверка готовности к уроку
2.Мотивация учебной деятельности. (5мин.) Звучит
тихая
музыка
А.Вивальди
"Времена
года".
Учитель : Пришла весна на место встречи,
Накинув бережно на плечи
Платок в сиреневых цветах
Дорога детства так знакома:
Сиренью улицы цветут,
И тороплюсь к родному дому,
Где так тепло, когда там ждут.
Ребята, о чём эти стихотворения?
Тема природы звучит в музыке, в стихах, в картинах.
Обратите внимание на доску, что здесь лишнее?
О: О природе.
Учащиеся по желанию выходят к доске и убирают не нужные репродукции.
3.Постановка учебной задачи (5 мин.)
Ребята, давайте попытаемся определить тему нашего сегодняшнего урока.
Учитель: Если видишь на картине,
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые березки
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денёк.
Нарисованный быть может
Или север, или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется пейзажем!
Ребята, а какие задачи вы поставите перед собой?
Чтобы решить поставленные задачи, мы должны познакомиться с
жанром «пейзаж», с художниками пейзажистами .
4.Изучение нового материала. 10 мин.
Итак, что такое пейзаж?
Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу.
Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь
в 1617в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства.
В то время особенно славились пейзажи голландских художников.
Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке.
Ребята, кто может назвать художников этого времени? Верно, это художники А. К. Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан,– их
картины природы содержательны и поэтичны. Художник пейзажист передает
в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение:
радостное и светлое, грустное и тревожное.
А вы наблюдали за природой? Замечали ее красоту и настроение?
А как меняется? Что вы наблюдали?
Когда дождь – то все вокруг темно, мрачно. Когда солнце настроение
радостное, веселое.
Молодцы! Правильно! А теперь давайте посмотрим на какие виды делится
жанр пейзажа
Сельский (рисуются поля, деревенские дома)
Городской (изображение различных улиц, видов города, домов.)
морской. (рисуются виды моря) он ещё называется маринисткой, а
художники – маринисты. Сегодня на уроке мы любовались различными
уголками нашей необъятной страны России. Природа на её территории
сильно меняется: есть могучие леса и бескрайние степи, горы, моря и океаны.
Через всю страну бегут полноводные реки. Светлыми лентами вьются дороги.
Бескрайние просторы полей и они разноцветные: одно с голубизной от
васильков, на другом золотиться рожь. Прозрачные берёзовые рощи или
непролазная чаща. Всё это мы можем увидеть на картинах художников.
Однако мало нарисовать холмы, деревья, реки, облака и тучи. Настоящий
художник умеет почувствовать и понять настроение природы. Она видится
ему живой радостной или грустной, ликующей, спокойной или тревожной.
Вы уже обратили внимание, что помимо репродукций на доске
находится карта полушарий нашей планеты Земля.
А почему нашу планету называют голубым шаром?
Земля – это не только вода, но и суша. Это огромные материки, где
живут звери, птицы, где растут деревья и цветы, где высятся горы и дышат
жаром пустыни.
Мы должны беречь нашу землю, ее красоту, ее обитателей. Именно это
и показали нам художникипейзажисты.
Так давайте последуем их примеру
Физкультминутка(5мин)
Учитель показывает движениями.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше!
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
5. Практическая работа (15 мин):
На доске вы видите 2пустых полушария нашей планеты. Наша с вами задача заполнить яркими красочными пейзажами эти
полушария.
Перед вами лежат кусочки нашей планеты, нарисуйте на них пейзаж,
соблюдая основные правила построения.
Этапы построения.
1.Выбор уголка природы. Работа выполняется с натуры или по
представлению.
2.Работа начинается с наброска карандашом.
3.Делим плоскость листа на 2 части: небо и землю.
4.Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы.
Законы перспективы.
1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные –
обобщенно. 2. Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные –
неопределенно. 3. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее,
а темные – светлее ближних. 4. Все ближние предметы обладают контрастной,
сильной светотенью и видятся нам объемными, все дальние – слабо выражены
светотенью и кажутся плоскими.
5. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем
больше.
6. В зависимости от времени года или смены частей суток изменяется и
цветовая палитра.
Теперь закройте глаза и представьте пейзаж, на котором будет передано
любимое время года и настроение.
6. Итог урока. Рефлексия (4 мин).
Выставка , анализ и оценка работ учащихся.
В: Что мы изучали на уроке?
Учитель предлагает закончить предложение:
•«За этот урок я понял, что…».
•«Мне понравилось…».
•«Я не напрасно провел этот урок, потому что...».
•«Главным для меня было...».
• «Урок дал мне для жизни…».
Учащиеся выставляют работы, осуществляют анализ и самооценку
собственной деятельности.
Картина - пейзаж
Картина - пейзаж
Картина - пейзаж
Картина - пейзаж
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.