Карточка Материалы для учителя

  • docx
  • 24.06.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Материал для учителя.docx

Подготовка к ЕГЭ 2024 Задание 20 (выступление на ГМО учителя МОАУ «СОШ №13 г.Новотроицка» Давыдовой Е.И.)

 Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту (4 ) то сами убедились (5) насколько правы были очевидцы.

Код проверяемого требования

1.1. Владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию.

Коды проверяемых элементов содержания:

7.12

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

7.13

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

 

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

(обязательные знания: подчинительные и сочинительные союзы, грамматическая основа, части сложного предложения, виды соподчинения)

1.1 СПП с одним придаточным

 

[   ], (c   ).         (С   ), [   ].             [    , (с   ),   ].

 

1.2 СПП с несколькими придаточными

Особое внимание необходимо обратить на СПП с последовательным и однородным подчинением придаточных.

 

Последовательное подчинение придаточных предложений

При последовательном  подчинении рядом могут оказаться два союза: чтоесли, чтокогда, чтохотя, что – пока, так чтохотя, сколько-столько и др.

 

Запятая ставится на стыке двух союзов, если второе придаточное можно опустить без перестройки всего сложного предложения (в этом случае далее НЕ следует вторая часть двойного союза – то, но, так).

Запятая НЕ ставится на стыке двух союзов, если второе придаточное нельзя изъять без изменения всего сложного предложения (в этом случае далее следует вторая часть двойного союза – то, но, так).

 

Сравните:

[Я знаю],(что, (если случится беда), мне помогут).

[Я знаю],(что (если случится беда), то мне помогут). *

 

Однородное подчинение придаточных предложений

!Однородные придаточные могут соединяться сочинительными союзами. Знаки препинания при них ставятся так же, как и при однородных членах предложения.

[Слышно было], (как в саду шагал садовник) и (как скрипела его тачка).

 

!Подчинительный союз (союзное слово) перед вторым (и т.д.) однородным придаточным может опускаться, но его легко восстановить.

  • Часто в таких предложениях бывает пропущен второй подчинительный союз. Его отсутствие не влияет на пунктуацию.

[Мы увидели], (как затеплились звёзды) и (<как>засияла луна).

 

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связями на «стыке» сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). знаки препинания между союзами ставятся аналогично тому, как они ставятся на «стыке» союзов при последовательном подчинении придаточных.*

 

Запятая ставится на стыке двух союзов, если далее НЕ следует вторая часть двойного союза – то, но, так.

Запятая НЕ ставится на стыке двух союзов, если далее следует вторая часть двойного союза – то, но, так.

 

Сравните:

[Надвигалась зима], и, (когда ударили первые морозы), [жить в лесу стало тяжело].

[Надвигалась зима], и (когда ударили первые морозы), [то жить в лесу стало тяжело].

 

1.3  Следует обратить внимание на то, что сочинительные союзы И, ДА = И, ИЛИ, ЛИБО могут соединять

·         однородные члены предложения → запятая перед союзом не ставится.

·         части сложносочиненного предложения → запятая перед союзом ставится.

 

В таких случаях при проведении синтаксического анализа необходимо в обязательном порядке выделять грамматические основы предложений, считать их количество.

 

Сравните:

[Все меня любили], и, (хотя я безмерно шалил  ), [мне прощалось всё] ,(что бы я ни сделал).

 


очень люблю весну и, (когда проступает молодая зелень), спешу в лес], (чтобы насладиться первыми минутами возрождения природы).