Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности. Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."
Карточка 15. Звук Й
1. Звук й — согласный, мягкий, звонкий. При произнесении звука й
губы улыбаются, кончик языка внизу за зубами, спинка языка выгибается
дугой. Воздушная струя теплая, короткая. Произнеси звук й 2 — 3 раза.
2. Подбери и приклей или нарисуй картинки к словамназваниям со
звуком й.
3.Определи позицию звука в словах: йод, йога, йогурт; чай, май, соловей,
воробей, дуй, пей, мой; майка, лайка, балалайка, сойка.
4. Сделай звукослоговой анализ слов: май, майка.
5.Составь слово из слогов: вей, ло, со; ба, лай, ка, ла; гурт, йо; ро, бей,
во.
6. Закрепи звук й в произношении. Игра по картинкам «Чего у нас нет?»:
йод — нет йода и т.д.
7. По картинкам составь предложения. Сосчитай слова в каждом
предложении.
8.Составь предложение правильно.
Работа с деформированным
предложением: Чайник, на, стоит, стол. Лайка, кота, лает, на, громко.
На, соловей, поет, ветка. Какое короткое слово (предлог) встречается во
всех предложениях?
9.Запомни чистоговорку:
Ехали мы, ехали,
До ели доехали,
Ель мы объехали
И дальше поехали.