Развитие речи детей - одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями. Он осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте. Обучение построено на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому и звуко-буквенному анализу, чтению, подготовке руки ребенка к письму. Одна из основных целей подготовки к обучению грамоте в дошкольном учреждении - ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуковым анализом. И необходимо знакомить детей со звуковой стороной слова, самыми простыми формами его анализа уже со средней группы детского сада, то есть с 4 лет, когда резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка и проявляют особый интерес к словам и звукам.
Карточка 21. Звук с и буквы С, с
1. Вспомнить, что с — согласный, глухой, твердый.
2. Определить позицию звука с в словах:
сок, нос, коса, поднос,
сова.
3. Придумать и назвать животных со звуком с (собака, свинья,
лиса, слон, барс).
4. Назвать слова, начинающиеся на слог:
Са... (Сани, сад, сабля, самокат, салат, сапоги.)
Су... (Сушка, судно, сухари, суп.)
Со... (Сосны, соль, сода, соболь, совы, Соня.)
5. На что похожа буква С?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
В. Степанов
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Г. Виеру
6. Выложить букву С из веревочек, цепочек.
7. Напечатать буквы С, с; слоги: ас, ус, ос, ыс, эс, ис, са, су, со,
сы, сэ, си; слова: сок, сад, сын, осы, косы, Алиса, каска; предложения: Вот
Алиса. У Алисы косы.
8. Расставить буквы в соответствии с порядковыми номерами.
Сделать полный анализ получившегося слова.
4 2 3 1
т и с Л (Лист.)
9. Продолжить цепочку слов, меняя только одну любую букву в
слове.
Сок... (сук — лук — лак — мак — бак — как — кок — кот — ком —кол — пол).
10. Назвать слова, которые подходят к этим схемам.
С (Сок, сук, сын, сон, сом, суп.) С (Нос, вес,
лес, пес, бас, лис.)
11. Найти букву среди других.
12. Отгадать ребус: 100 лб. (Столб.)