Развитие речи детей - одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями. Он осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте. Обучение построено на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому и звуко-буквенному анализу, чтению, подготовке руки ребенка к письму. Одна из основных целей подготовки к обучению грамоте в дошкольном учреждении - ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуковым анализом. И необходимо знакомить детей со звуковой стороной слова, самыми простыми формами его анализа уже со средней группы детского сада, то есть с 4 лет, когда резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка и проявляют особый интерес к словам и звукам.
Карточка 27. Звук ц и буквы Ц, ц
1. Вспомнить, что ц — согласный, глухой, твердый.
2. Подумать и назвать слова на букву Ц (цифра, цепь, цыпленок,
цветы, цирк).
3. Определить позицию звука ц в словах:
цифра, пловец, птица,
певец, цирк.
4. Придумать слова, оканчивающиеся на:
... ца (синица, лисица, луковица, курица, медведица, тигрица, овца,
волчица).
... цы (спицы, огурцы, птенцы, синицы, концы, скворцы, кузнецы).
5. На что похожа буква Ц?
Буква Ц — внизу крючок,
Точно с краником бочок.
Е. Тарлапан
Вот такая буква Ц: С
коготочком на конце.
Коготок — царапка,
Как кошачья лапка.
А. Шибаев
6. Выложить букву Циз счетных палочек, цепочек, веревочек.
7.Напечатать буквы Ц, ц; слоги: ац, уц, оц, ыц, иц, ца, цу, цо, цы, ци;
слова: лицо, цапли, синица, птица; предложения: Вот синица. Синица —
птица.
8.Сделать полный анализ слова синица. Зарисовать схему, напечатать
знакомые буквы на своих местах.
9.Расставить буквы в соответствии с их порядковыми номерами.
Напечатать получившееся слово.
3 14 2
р Ц к и (Цирк.)10. Дописать недостающие элементы (буква Ц).
11. Назвать, какие буквы «спрятались». Напечатать их.