Предлагаемый методический материал является раздаточными дидактическими карточками с подборкой тематических заданий для быстрой проведения знаний школьников по определенной теме из школьного курса химии. Также материалы заданий могут быть использования для индивидуальных заданий на уроках химии, для повторения, обобщения или закрепления знаний, навыков решения задач разных типов, в качестве тренировочных тематических заданий при отработке заданий из ОГЭ или ЕГЭ.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Карточка для индивидуальной работы по теме:
«Комплексные соединения»5
Многие положительно заряженные ионы (Cu2+, Ag+) обладают способностью
присоединять ионы противоположного знака (Сl–, СN–) или полярные
молекулы (NН3, Н2О). Образующиеся частицы
(Сu(СN)4
состав которых входят комплексные ионы, – это комплексные соединения.
+) называют комплексными ионами. Соединения, в
2, Аg(NН3)2
Примеры комплексных соединений:
K2[Cu(CN)4], [Аg(NН3)2]Cl, [Ni(NH3)6]Cl2, K2[HgI4], [Cr(H2O)6]Cl3.
Центральное положение в комплексном соединении занимает ион металла
– комплексообразователь, или центральный ион. Вокруг центрального иона
располагаются (координируются) молекулы или кислотные остатки
– лиганды. Число лигандов вокруг центрального иона – это координационное
число. Так, в приведенных выше аммиачном комплексе никеля(II) и
аквакомплексе хрома(III) координационные числа равны шести, в цианидном
комплексе меди и йодидном комплексе ртути координационные числа равны
четырем.
Строение комплексных и простой солей:
а – [CoCl2(H2O)4]•2H2O (розовый цвет),две молекулы H2O, находящиеся во внешней координационной сфере,
не показаны; б – CoCl2•2H2O (розоватофиолетовый цвет);
в – CoCl2 (голубой цвет)Многие положительно заряженные ионы (Cu2+,
Ag+)
обладают способностью присоединять ионы противоположного знака
(Сl–, СN–)
или полярные молекулы (NН3, Н2О). Образующиеся частицы (Сu(СN)4 2,
Аg(NН3)2+) называют комплексными ионами. Соединения, в состав
входят комплексные ионы, – это комплексные соединения.
которых
Центральный ион и окружающие его лиганды составляют внутреннюю сферу
комплекса, ее обозначают квадратными скобками: [Fe(CN)6]3–. Противоионы
комплексного соединения расположены во внешней сфере комплекса:
К3[Fe(CN)6], [Co(NH3)6]Cl3.
Два соединения с одинаковой общей формулой могут содержать в
координационных сферах различные лиганды. Например, вещество
СrСl3(Н2О)6 существует в трех формах: [Cr(H2O)6]Cl3,
[Cr(H2O)5Cl]Cl2•H2O и [Cr(H2O)4Cl2]Cl•2H2O. Первое соединение окрашено в
фиолетовый цвет, второе и третье – в зеленый. Во втором и третьем
соединениях молекулы воды вытеснены хлоридионами за пределы
внутренней сферы.
9. Составьте уравнения реакций по следующим словесным описаниям.
а) Осадок бромида серебра растворяется в водном растворе тиосульфата
натрия Na2S2O3.
б) Добавление аммиака к водному раствору CuSO4 вызывает изменение
бледноголубой окраски иона [Cu(Н2О)4]2+ на темносинюю окраску,
характерную для иона [Cu(NН3)4]2+.
в) Нерастворимый в воде гидроксид цинка растворяется в растворе натриевой
щелочи.
г) Розовый раствор Со(NO3)2 при добавлении концентрированной соляной
кислоты становится темноголубым.
Шкала проверки заданий:Задания
Взаимопроверка
Моя оценка (сравнение
с эталоном решения)
1
2
Моя итоговая оценка
Я усвоил хорошо
Мне надо еще
повторить
Это – новое для меня