Карточка - путеводитель эксперимента "Сравнительный анализ углеводородов", 10 класс
Оценка 4.9
Карточки-задания
docx
химия
10 кл
05.03.2018
Среди экспериментальных работ, рекомендуемых к проведению обучающимися, особое место занимают практические работы, которые требуют высшей степени самостоятельности учеников. Практическим занятиям отводится особое место в обучении экспериментальной химии, так как целью этих работ является не только совершенствование, закрепление и контроль знаний, но и проверка умений планировать собственную деятельность, делать обобщенные выводы при анализе результатов химического экспериментирования, грамотно работать с химическими веществами и лабораторным оборудованием.
Практические работы сопровождаются как картами-инструкциями, направленными на воспроизведение известных знаний и умений (репродуктивный уровень), так и карточками-заданиями, придающими практическим занятиям проблемный характер и стимулирующими творческую деятельность.
сравнительный анализ углеводородов.docx
Демонстрационный опыт
«СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УГЛЕВОДОРОДОВ»*
(проводится на уроке изучения свойств ароматических углеводородов
(второй урок по теме «Арены»))
фильтровальная бумага,
О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы : штатив лабораторный, спиртовка,
пробирки,
кристаллизатор (можно заменить
фарфоровой чашкой для выпаривания), подкисленный раствор перманганата
калия (KMnO4 + H2SO4), бромная вода, раствор бромида железа (III) (реакции
хорошо идут и при использовании хлорида железа (III)); в трех пробирках с
пробками гексан, бензол, толуол.
Х о д о п ы т а
Учитель демонстрирует три склянки (демонстрационные пробирки) без
этикеток – с гексаном, бензолом и толуолом.
– Опишите физические свойства данных веществ. (Бесцветные жидкости с
неприятным специфическим запахом.)
З а д а н и е : предположите, как определить данные вещества.
В о з м о ж н ы е г и п о т е з ы :
а) Вещества относятся к разным классам углеводородов и горят поразному
(бесцветное пламя у гексана (как у всех предельных), коптящее пламя – у
бензола и толуола, так как это непредельные углеводороды).
б) Непредельные углеводороды достаточно легко обесцвечивают растворы
брома и перманганата калия, присоединяя галогены и окисляясь раствором
перманганата калия.
– Предлагаю проверить гипотезы.
а) Первая достаточно наглядно подтверждается опытом: смочить
положить
фильтровальную бумагу небольшой порцией углеводорода,
в кристаллизатор и поджечь (гексан горит почти бесцветным пламенем, бензол и
толуол – коптящим).
б) К 1–2 мл веществ добавляется немного бромной воды. Реакция
бромирования веществ без катализатора не приводит к ожидаемому результату;
ни одно из веществ не обесцвечивает раствор брома (бром собирается сверху и
окрашивает верхний слой). Отсутствие реакции замещения атомов водорода
бромом у гексана учащиеся могут объяснить недостаточностью необходимых условий (нужно облучение светом), а отсутствие реакции присоединения у
непредельных бензола и толуола вызывает недоумение.
Возникает п р о т и в о р е ч и е между непредельным составом вещества и
проявляемыми им свойствами.
в) Добавляем к смесям во 2й и 3й пробирках (брома с бензолом и брома с
толуолом) раствор бромида железа (III). В пробирке с толуолом обесцвечивание
раствора начинается практически сразу, а в пробирке с бензолом – после легкого
нагревания (при нагревании пробирку время от времени надо встряхивать).
П р о б л е м н ы й в о п р о с :
Какая реакция прошла: замещения или
присоединения?
После высказанных обучающимися предположений можно опустить
в пробирки (не касаясь раствора!) бумагу, смоченную индикатором,
и удостовериться в появлении бромоводорода (индикатор покажет кислую
среду). Запись уравнений осуществляется учениками, а учитель дополняет
запись, поясняя роль бромида железа (III) как катализатора и роль
углеводородного радикала в молекуле толуола как орто, параориентанта.
Определяется тип обеих реакций – электрофильное замещение.
г) К 2 мл веществ добавляется такой же объем подкисленного раствора
KMnO4. Смесь слегка нагревают и взбалтывают. Обесцвечивания раствора
перманганата калия не происходит в пробирках с гексаном и с бензолом, в
результате чего делается вывод об устойчивости данных веществ к окислителям
(акцент учителя с обсуждением: бензольное ядро устойчиво к окислению).
Толуол же обесцвечивает раствор, то есть окисляется с образованием
бензойной кислоты.
П р о б л е м н ы й в о п р о с : Что подверглось окислению в молекуле толуола:
бензольное ядро или углеводородный радикал? Сравнение результатов параллельных опытов приводит обучающихся
к самостоятельному в ы в о д у об окислении радикала. Можно записать
уравнение реакции:
5С6H5CH3 + 6KMnO4 + 9H2SO4 = 5C6H5COOH + 2K2SO4 + MnSO4 +
+ 14H2O
Можно показать и продукт окисления этой реакции: горячую жидкость
профильтровать, затем охладить (в холодной воде). При этом выделятся белые
кристаллы бензойной кислоты.
О б о б щ а ю щ и й в ы в о д : бензольное ядро, непредельное по своему
составу, является очень прочным, вступает в реакции электрофильного
замещения лишь при наличии катализаторов и не подвергается окислению.
Здесь же обсуждается возможность реакций присоединения и
называются условия данных реакций.
Карточка - путеводитель эксперимента "Сравнительный анализ углеводородов", 10 класс
Карточка - путеводитель эксперимента "Сравнительный анализ углеводородов", 10 класс
Карточка - путеводитель эксперимента "Сравнительный анализ углеводородов", 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.