Тема: Взаимоотношения организмов.
SMART цель:
цель: определить уровень знаний о формах взаимоотношений между организмами.
1. Выполните задание №1, 2, 3, 4 листа контроля.
Задание №1. Работа в парах. Послушайте и оцените сообщения учащихся о позитивных, негативных и нейтральных взаимоотношениях между живыми организмами.
2. Укажите в листах контроля, что вы знаете, что узнали нового, что хотите узнать об отношениях между организмами.
цель: сравнитьформы симбиоза, антибиоза, нейтрализма, выявить сходства и различия.
Выполните задание № 2, № 3 и № 4 листа контроля.
Задание № 2. Расшифруйте ниже приведенные кластеры. Для каких царств живой природы характерны данные формы взаимоотношений? (Слайды 10, 11, 12)
Задание №3. Соотнесите по значению слова и их определения
1. Мутуализм |
1. Особи одного вида используют остатки пищи другого вида |
2. Комменсализм (нахлебничество) |
2. Особи одного вида представляют убежище особям другого вида, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы |
3. Комменсализм (квартиранство) |
3. Совместное взаимовыгодное сосуществование особей двух или более видов |
Задание № 4. Из перечня живых организмов составьте примеры взаимоотношений различных форм и внесите в таблицу в листе контроля
Цапля, шакал, человек, лев, амеба, береза, акула, горох, рак-отшельник, щука, рыба-лоцман, пшеница, наездник–трихограмма, росянка, смородина, подберезовик, актиния, тля, муравьиный лев, бодяк–полевой, бизон, аскарида, муравей, заяц-беляк, лягушка, яйца капустной белянки, дикая лошадь мустанг, муха, клубеньковые азотфиксирующие бактерии, водные бактерии, заяц-русак, карась.
цель: расширить знания о разнообразии взаимосвязей живых существ.
Задание. Пользуясь справочной литературой, определите, какие виды связей существуют между организмами? Ответьте на вопрос. Что образует множественность форм отношений между организмами?
Виды связей между живыми организмами:
цель: указать практическое использование знаний оразличных формах взаимоотношений между особями в медицине и сельском хозяйстве.
Используя информацию дополнительной, справочной литературы и Интернет ресурсов, обменяйтесь мнениями друг с другом о значении знаний о способах взаимоотношений между организмами в медицине и сельском хозяйстве. Выполните задание №5.
цель: отработать умения по распознаванию многообразия взаимоотношений между живыми существами.
На основании изученного материала сделайте вывод об эволюционном значении различных форм взаимоотношений между живыми существами.
Задание № 5. Определите типы взаимоотношений между организмами:
Тип взаимоотношений Примеры
Конкуренция заяц-беляк – заяц-русак
бизон – мустанг
пшеница – бодяк полевой
Паразитизм человек – аскарида
наездник – трихограмма – яйца капустной белянки
смородина – тля
Мутуализм береза – подберезовик
горох – клубеньковые азотфиксирующие бактерии
Хищничество цапля – лягушка
росянка – муха
амеба – водные бактерии
муравьиный лев – муравей
Комменсализм лей – шакал
акула – рыба-лоцман
цель: определить уровень усвоения знаний, умений, навыков по теме «Взаимоотношения между организмами».
Оцените свою работу на уроке по следующим критериям:
Если вы набрали 28-30 баллов – оценка «5» – Молодец!
25-27 баллов – оценка «4»;
21-24 баллов – оценка «3».
Задание на дом:
1. Повторить главу 17 (1 уровень
сложности)
2. Выполнить терминологическую работу на русском и английском языках, с.
568-569 (2 уровень сложности)
3. Подготовить сообщения на тему «Биосфера и человек», используя информацию
дополнительной литературы и Интернет-ресурсов ( 3 уровень сложности)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.