Данная презентация раскрывает понятие "картоид". В ней показано как можно использовать данный вид картографического материала на уроках географии в различных классах.Географическими картоидами (геокартоидами) называются чертежи, изображающие ту или иную реальную или вымышленную территорию упрощённо, без обязательного соблюдения всех правил классической картографии (в том виде, в каком они сложились к середине ХХ в.) – например, без картографической проекции, без масштаба, с «чрезмерным» спрямлением линий, огрублением контуров и т.д.внеклассная
Картоиды
и их применение
на уроках
географии
обязательного
Географическими картоидами
(геокартоидами) называются чертежи,
изображающие ту или иную реальную или
вымышленную территорию упрощённо,
без
всех
правил классической картографии (в том
виде, в каком они сложились к середине
ХХ в.) – например, без картографической
проекции, без масштаба, с «чрезмерным»
спрямлением
огрублением
контуров и т.д.
соблюдения
линий,
Российский географ Б. Б. Родоман в 1970х гг.
впервые употребил понятие «картоид» для
обозначения научных картографических
моделей, изредка применявшихся и ранее, и
предложил свои правила их составления
Картоид – пространственная теоретическая модель,
применение которой разумно в тех случаях, когда
речь идет о
генерализированном анализе и
отражении масштабных пространственных явлений.
Картоид – буквально «подобный
карте» (географической),
похожий на неё, однако
«настоящей» картой не считается.
пропорциям
не
учитывается
классическая
Основные отличия картоидов от
классических картографических
изображений состоят в следующем:
отражаемого
нет масштаба и точного следования физическим
территориальным
на
модели пространства;
система
географических координат в виде сетки параллелей
и меридианов;
обозначений
вводится
генерализированного
которые могут не
встречаться в физическом пространстве и отражать
сложные, идеальные по своей сути явления;
игнорируются те элементы реального пространства,
которые не важны для теоретического анализа,
проводимого с помощью картоидов;
существуют строго определенный уровень и
стандарт генерализации, задаваемые изначально.
система
условных
типа,
В школе на разных этапах обучения
СФЕРА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
географии, картоиды могут быть
использованы по-разному:
Для отражения образа территории;
Для выявления и объяснения причинно-
следственных связей между различными
географическими
и
явлениями;
объектами
Для
типологии
географических
объектов.
применения картоидов –
упрощение, т.е. максимальная
генерализация изображения
территории и огрубление ее
циркуля
контура до простейшей
геометрической фигуры,
построенной с помощью линейки и
Применение картоидов на уроках
географии
В учебнике А.И. Алексеева и
В.В. Николиной для 9 класса в
разделе «Численность и
размещение населения»
демонстрируется
эквидемическая карта России
(фактически картоид),
составленная необычным
виде квадратов, которые
На ней экономические
районы изображены в
способом
отражают не размеры
площадей районов, а
характеризуют величину
численности населения
Применение картоидов на уроках
географии
Некоторые модели-картоиды направлены не на отражение
свойств конкретных существующих, а представляют собой
идеализируемое геопространство территорий
(типологические картоиды)
Например, в учебнике 10 класса В.П. Максаковского
приведена модель территориальной структуры
хозяйства абстрактной развивающейся страны
Применение картоидов на уроках
географии
К картоидам можно отнести
генерализованную карту плотности
населения Австралии
Применение картоидов на уроках
географии в различных классах
В 7 классе при знакомстве с материками
если важно, чтобы ученик запомнил и
осознал положение южных материков по
отношению к экватору, то это несложно
отразить с помощью трех фигур,
«нанизанных» на экватор
Применение картоидов на уроках
географии
По памяти или даже глядя на
обычную карту, школьнику
сложно
воспроизвести
очертания
изучаемой
территории. Гораздо проще
нарисовать
геометрическую
фигуру, ее напоминающую, и
наполнить
заданным
содержанием.
этом
необходимо придерживаться
главного правила картоида, а
именно – упрощения.
При
Пример нанесения
рек Африки
Применение картоидов на уроках
географии
Более сложно применение картоидов в старших
классах, когда осваивается районирование,
типология. В 8 классе мы знакомимся с природным, в
9 классе – с экономическим районированием России
В 8 классе первая задача – создать образ
России, акцентировав внимание на главных
природных районах
Применение картоидов на уроках
В 9 классе аналогичным методом выделяются
экономические районы. Для характеристики
географии
территории подойдет круг
Пример узлового районирования в учебнике
В.П. Дронова, В.Я. Рома в 9 классе
Картоид – это средство
привлечения внимания к
главному
Метод картоидов развивает
зрительную память, ускоряет
запоминание, помогает
выявить территориальные
зависимости причины и
следствия, находить
сходные черты у разных
географических объектов и
явлений и проводить их
типологию