Данная презентация раскрывает понятие "картоид". В ней показано как можно использовать данный вид картографического материала на уроках географии в различных классах.Географическими картоидами (геокартоидами) называются чертежи, изображающие ту или иную реальную или вымышленную территорию упрощённо, без обязательного соблюдения всех правил классической картографии (в том виде, в каком они сложились к середине ХХ в.) – например, без картографической проекции, без масштаба, с «чрезмерным» спрямлением линий, огрублением контуров и т.д.внеклассная
Картоиды и их применение на уроке -.pptx
Картоиды и их применение на уроке
Картоиды
и их применение
на уроках
географии
Картоиды и их применение на уроке
обязательного
Географическими картоидами
(геокартоидами) называются чертежи,
изображающие ту или иную реальную или
вымышленную территорию упрощённо,
без
всех
правил классической картографии (в том
виде, в каком они сложились к середине
ХХ в.) – например, без картографической
проекции, без масштаба, с «чрезмерным»
спрямлением
огрублением
контуров и т.д.
соблюдения
линий,
Российский географ Б. Б. Родоман в 1970х гг.
впервые употребил понятие «картоид» для
обозначения научных картографических
моделей, изредка применявшихся и ранее, и
предложил свои правила их составления
Картоиды и их применение на уроке
Картоид – пространственная теоретическая модель,
применение которой разумно в тех случаях, когда
речь идет о
генерализированном анализе и
отражении масштабных пространственных явлений.
Картоид – буквально «подобный
карте» (географической),
похожий на неё, однако
«настоящей» картой не считается.
Картоиды и их применение на уроке
пропорциям
не
учитывается
классическая
Основные отличия картоидов от
классических картографических
изображений состоят в следующем:
отражаемого
нет масштаба и точного следования физическим
территориальным
на
модели пространства;
система
географических координат в виде сетки параллелей
и меридианов;
обозначений
вводится
генерализированного
которые могут не
встречаться в физическом пространстве и отражать
сложные, идеальные по своей сути явления;
игнорируются те элементы реального пространства,
которые не важны для теоретического анализа,
проводимого с помощью картоидов;
существуют строго определенный уровень и
стандарт генерализации, задаваемые изначально.
система
условных
типа,
Картоиды и их применение на уроке
В школе на разных этапах обучения
СФЕРА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
географии, картоиды могут быть
использованы по-разному:
Для отражения образа территории;
Для выявления и объяснения причинно-
следственных связей между различными
географическими
и
явлениями;
объектами
Для
типологии
географических
объектов.
Картоиды и их применение на уроке
применения картоидов –
упрощение, т.е. максимальная
генерализация изображения
территории и огрубление ее
циркуля
контура до простейшей
геометрической фигуры,
построенной с помощью линейки и
Картоиды и их применение на уроке
Применение картоидов на уроках
географии
В учебнике А.И. Алексеева и
В.В. Николиной для 9 класса в
разделе «Численность и
размещение населения»
демонстрируется
эквидемическая карта России
(фактически картоид),
составленная необычным
виде квадратов, которые
На ней экономические
районы изображены в
способом
отражают не размеры
площадей районов, а
характеризуют величину
численности населения
Картоиды и их применение на уроке
Применение картоидов на уроках
географии
Некоторые модели-картоиды направлены не на отражение
свойств конкретных существующих, а представляют собой
идеализируемое геопространство территорий
(типологические картоиды)
Например, в учебнике 10 класса В.П. Максаковского
приведена модель территориальной структуры
хозяйства абстрактной развивающейся страны
Картоиды и их применение на уроке
Применение картоидов на уроках
географии
К картоидам можно отнести
генерализованную карту плотности
населения Австралии
Картоиды и их применение на уроке
Применение картоидов на уроках
географии в различных классах
В 7 классе при знакомстве с материками
если важно, чтобы ученик запомнил и
осознал положение южных материков по
отношению к экватору, то это несложно
отразить с помощью трех фигур,
«нанизанных» на экватор
Картоиды и их применение на уроке
Применение картоидов на уроках
географии
По памяти или даже глядя на
обычную карту, школьнику
сложно
воспроизвести
очертания
изучаемой
территории. Гораздо проще
нарисовать
геометрическую
фигуру, ее напоминающую, и
наполнить
заданным
содержанием.
этом
необходимо придерживаться
главного правила картоида, а
именно – упрощения.
При
Пример нанесения
рек Африки
Картоиды и их применение на уроке
Применение картоидов на уроках
географии
Более сложно применение картоидов в старших
классах, когда осваивается районирование,
типология. В 8 классе мы знакомимся с природным, в
9 классе – с экономическим районированием России
В 8 классе первая задача – создать образ
России, акцентировав внимание на главных
природных районах
Картоиды и их применение на уроке
Применение картоидов на уроках
В 9 классе аналогичным методом выделяются
экономические районы. Для характеристики
географии
территории подойдет круг
Пример узлового районирования в учебнике
В.П. Дронова, В.Я. Рома в 9 классе
Картоиды и их применение на уроке
Картоид – это средство
привлечения внимания к
главному
Метод картоидов развивает
зрительную память, ускоряет
запоминание, помогает
выявить территориальные
зависимости причины и
следствия, находить
сходные черты у разных
географических объектов и
явлений и проводить их
типологию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.