Картотека дидактических игр
Оценка 4.8

Картотека дидактических игр

Оценка 4.8
docx
27.02.2020
Картотека дидактических игр
Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста (развитие словаря)
Картотека дидактических игр для дошкольников.docx

 ГДЕ КОТЕНОК
2 младшая группа
Морфология
Оборудование: мягкая игрушка
Дидактическая задача: учить использовать предлоги по назначению
Игровые правила: отвечать только тем, кому досталась игрушка
Игровые действия: 
Воспитатель передвигает игрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на диван, за стол, прячет за шкаф, за диван.

Дети объясняют, где игрушка – игрушка сидит на стуле, под столом и т.д.
А У ВАС?
2 младшая группа
Словообразование
Дидактическая задача: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
Игровые правила: отвечать хором
Игровые действия: 
Воспитатель называет части своего тела, а ребёнок повторяет их, используя суффикс уменьшительности.
- У меня нос, - говорит воспитатель.
- А у меня носик.
- У меня уши (а у меня ушки) и т.п.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                      


 

ДОБАВЬ СЛОВА
2 младшая группа
Синтаксис
Дидактическая задача: научить составлять распространенные предложения.
Игровые правила: отвечать по поднятой руке
Игровые действия: 
«Сейчас я скажу предложение.  Например,  «Мама шьёт платье». Как ты  думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое,
оранжевое).  Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.
Предложения для игры:
Девочка кормит собаку.
Пилот управляет самолётом.
Мальчик пьёт сок.
ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК
Средняя группа
Морфология
Оборудование: мяч, зайчик, яблоко, огурец, ведро, лягушка, ложка.
Дидактическая задача: сформировать навыки употребления родовой принадлежности, согласования прилагательных в роде
Игровые правила: отвечать по поднятой руке
Игровые действия:
Вначале все предметы рассматриваются
 Вносится "Волшебный мешочек", из которого достаются игрушки.
Дети рассматривают их и отвечают на вопросы.
Какой огурец? (Длинный, овальный, зелёный, сочный.)
Какой мяч? (Синий, резиновый, круглый, красивый, меленький.)
Какое яблоко? (Вкусное, сладкое, круглое, красное, большое.)
Какая лягушка? (Зелёная, холодная, блестящая, резиновая.)
Какое ведро? ( Пластмассовое, жёлтое, маленькое, легкое.)
Какая ложка? (Железная, маленькая, блестящая, чайная.)
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                              


 

ЕДИНИЦА ЦЕЛОГО
Средняя группа
Морфология
Дидактическая задача: учить образовывать слова со значением единицы целого.
Игровые правила: отвечать хором
Игровые действия:
Бусина-бусинка, пыль-пылинка, роса-росинка, икра-
икринка, изюм-изюминка, солома-…,  песок-…, снег-…, пух-… .
СВЯЖИ ПАРЫ
Средняя группа
Синтаксис
Дидактическая задача: совершенствование навыка составления сложносочиненных предложений со словами для того чтобы
Игровые правила: отвечать по поднятой руке
Игровые действия:
Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы мне на них ответите с помощью слов «ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ»
(Например: для чего швее нужны швейная машины? 
1-й ребенок.  Швее нужна швейная машина для того, чтобы шить на ней одежду.
2-й ребенок. Медсестре нужны шприцы, чтобы делать уколы, и йод, чтобы смазывать царапины.
3-й ребенок. Повару нужны вилка и нож, чтобы готовить еду.
4-й ребенок.  Продавцу нужны весы для того, чтобы взвешивать продукты.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                 


 

ПОСЧИТАЙ
Старшая группа
Морфология
Дидактическая задача: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Игровые правила: отвечать по поднятой руке
Игровые действия:
воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.
Один мяч, два мяча, пять мячей.
Одна кукла, две куклы, пять кукол.
Одно облако, два облака, пять облаков.
Одна собака, две собаки, пять собак.
Одна ложка, две ложки, пять ложек.
Один апельсин, два апельсина, 5 апельсинов.
Один торт, два торта, пять тортов.
Один бант, два банта, пять бантов.
НАЗОВИ, КАКОЙ ДОМ?
Старшая группа
Словообразование
Оборудование: мяч
Дидактическая задача: учить образовывать прилагательное от имени существительного.
Игровые правила: отвечает только тот, у кого мяч
Игровые действия: 
Воспитатель бросает мяч ребенку, задавая вопросы.
Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом. 

из бетона –                 из пластмассы -                 из бумаги -

из камня –                  из металла -                        изо льда -

из глины —                  из стекла -                           из дерева –
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                   


 

КТО СУМЕЕТ ПОХВАЛИТЬ?
Старшая группа
Синтаксис
Дидактическая задача: прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Игровые правила: ответы по поднятой руке
Игровые действия:
Взрослый объясняет условия игры: «Пьеро принёс нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы — хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисован апельсин. Можно так похвалить апельсин: апельсин вкусный или: апельсин ароматный. А булочку как можно похвалить? (Булочка мягкая.) Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Пьеро подарит картинку».
Лексический материал: кошка, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, ёжик, лиса, мальчик и др.
Примерные ответы: кошка умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, ёжик серый, лиса рыжая, мальчик трудолюбивый и т. п.
ОДИН-МНОГО
Подготовительная группа
Морфология
Оборудование: мяч
Дидактическая задача: научить образовывать существительные множественного числа
Игровые правила: отвечает только тот ребенок, у которого мяч
Игровые действия:
Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч.
(торт, шарф, мяч, пальто, нога, рука, окно)
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                             


 

СЛОЖНЫЕ СЛОВА
Подготовительная группа
Морфология
Оборудование: мяч
Дидактическая задача: учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ
Игровые правила: отвечает только тот ребенок, у которого мяч
Игровые действия:
Листья падают-листопад	Сам ходит - самоход
Снег падает - снегопад	Звонит попусту - пустозвон
Звезды падают - звездопад	Сено косит - сенокос
Разводит сады - садовод	Везде ходит - вездеход
Разводит леса - лесовод	База для нефти - нефтебаза
Перевозит лес - лесовоз	Ходит на атомной энергии - атомоход
Сам летит - самолет	Пыль сосет - пылесос
Воду возит - водовоз	Рыбу ловит - рыболов
ОДИН-МНОГО
Подготовительная группа
Морфология
Оборудование: 
Дидактическая задача: упражнять детей в употребление существительных в форме родительного падежа в единственном и множественном числе.
Игровые правила: 
Игровые действия:
В. А сейчас мы поиграем в игру «Чего не стало?» Посмотрите на картинки. Что на них изображено?
Дети. Баклажан, салат, свекла, укроп.
В. Запомните эти названия. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку. Вы должны будете сказать, чего не стало.
В. убирает одну из картинок.
В. Чего не стало?
Дети. Баклажана.
В. Верно.
В. помещает на доску следующий комплект.
 


 


Картотека дидактических игр

Картотека дидактических игр

Картотека дидактических игр

Картотека дидактических игр

Картотека дидактических игр

Картотека дидактических игр

Картотека дидактических игр

Картотека дидактических игр

Картотека дидактических игр

Картотека дидактических игр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2020