Картотека дидактических игр по экологии
Оценка 5

Картотека дидактических игр по экологии

Оценка 5
pptx
18.01.2023
Картотека дидактических игр по экологии
+++ прил 2 Картотека дидактических игр.pptx

Картотека дидактических игр по экологии

Картотека дидактических игр по экологии

Картотека дидактических игр по экологии

Выполнила:
Инамова Т.В.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 28 «Огонек» г. Бердск

Приложение

С какого дерева листок» Задачи: - закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев, плодов; - развивать внимание, наблюдательность, память; - воспитывать познавательный интерес

С какого дерева листок» Задачи: - закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев, плодов; - развивать внимание, наблюдательность, память; - воспитывать познавательный интерес

«С какого дерева листок»
Задачи:
- закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев, плодов;
- развивать внимание, наблюдательность, память;
- воспитывать познавательный интерес.
Игра знакомит детей с деревьями, кустарниками средней полосы России и Сибири. Играть в нее можно как одному, так и небольшой группой. Игра очень познавательна, хорошо использовать ее для занятий по ознакомлению с окружающим миром в детском саду или дома.
Правило игры:
1.Подобрать листочки к каждому дереву, назвать дерево и листочек
2. Описать дерево и его листья
3.Найти деревья, у которых есть иголочки, назвать их.
4. Назвать особенность каждого дерева.
5. Составить рассказ о берёзе и дубе, о черёмухе и тополе, о сосне и иве, опираясь на картинки деревьев.

«Аптека Айболита»
Цель игры: продолжать формировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.
Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (зверобой, подорожник, крапива, шиповник, ромашка и др.).
Ход игры: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют "Зеленым доктором".
Аналогичные игры можно проводить на такие темы как: "Грибы", Съедобные-несъедобные грибы", "Ягоды", "Цветы луговые" и др.

«Что было бы, если бы леса исчезли»
Цель: Закреплять знания о взаимосвязи в природе.
Дидактический материал: Карточки с объектами живой природы.
Методика проведения: Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Сентябрь

Приложение

Октябрь «Угадай по силуэту» Цель: учить детей различать и узнавать животных по силуэту

Октябрь «Угадай по силуэту» Цель: учить детей различать и узнавать животных по силуэту

Октябрь

«Угадай по силуэту»
Цель: учить детей различать и узнавать животных по силуэту.
Задачи:
- закрепить с детьми названия животных,
- развивать мышление, воображение,
- учить классифицировать животных.
- воспитывать заботу и любовь к животным.
Дидактический материал: трафареты с изображением домашних и диких животных изготовлены из плотного картона.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям трафареты с изображением диких и домашних животных. Они должны назвать его. Далее можно спросить: где животное обитает, чем питается, как можно за ним ухаживать. В игре у детей развивается память, мышление, воображение. Они легко запоминают животных. В эту игру можно играть как индивидуально, так и с подгруппой детей.

«Узнай по описанию»
Цель: упражнять детей в составлении и отгадывании описательных загадок о предметах, изображённых на картинках. Развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы. Воспитывать внимание, наблюдательность, умение действовать в группе, интерес к дидактическим играм.
Играющие садятся за столы. Ведущий, стоя лицом к игрокам, берёт одну из карточек игры, составляет описательную загадку о предмете, изображённом на картинке, не показывая и не называя его. Играющие называют варианты отгадок. Ведущий отдаёт карточку тому игроку, который правильно назовёт загаданный предмет. Выигрывает тот игрок, у которого в конце игры оказывается больше всего карточек.

«Чьи семена?»
Цель: Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность.
Дидактический материал: карточки овощей, фруктов, плодовых деревьев; тарелочка с разными семенами.
Методика проведения: Дети берут набор семян и выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща.

Приложение

Ноябрь «Составь загадку» Цель:

Ноябрь «Составь загадку» Цель:

Ноябрь

«Составь загадку»
Цель: Развитие творческого и речевого мышления детей.
Задачи: Учить детей составлять загадки отрицания и сравнения, учить детей составлять предложения с союзами но и как, развивать мышление, воспитывать умение выслушивать своих сверстников.
Игровое оборудование: Карточка из трёх или четырёх предметов, которые отражают признак предмета, который является отгадкой. Некоторые предметы перечёркнуты, как отрицание предмета, изображённого на карточке, неперечёркнутые предметы обозначают сравнение данного предмета с отгадкой.
Ход игры: Играют от одного и более детей. Детям предлагается карточка со схемой, по которой они составляют и отгадывают загадку.

«Найди пару листочку».
Игра предназначена для детей 3- 4 лет.
Задачи:
Учить находить одинаковые предметы по цвету, форме, величине.
Учить называть с какого дерева лист.
Развивать внимание, память.
Процесс изготовления игры:
1. Найти картинки листьев разных деревьев
2. Расположить их на листе формата А 4.
3. Распечатать их в двойном экземпляре, разрезать и заламинировать.
Ход игры:
Надо найти каждому листочку пару.
Ребёнок выкладывает перед собой листья. Рассматривает их, ищет пару листьям.
Игровой результат – каждому листочку правильно найдена пара, игра закончена.

«Найди такой же цветок»
Цель: Упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.
Дидактический материал: настоящие комнатные цветы, к ним соответствующие карточки.
Методика проведения: Детям раздаются карточки с изображением комнатных цветов, они должны найти такой же в группе, показать и по возможности назвать.

Приложение

Декабрь «Что бывает осенью? (летом, весной, зимой)»

Декабрь «Что бывает осенью? (летом, весной, зимой)»

Декабрь

«Что бывает осенью?
 (летом, весной, зимой)» Задачи: формировать знания о характерных признаках каждого времени года. Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку найти детали, которые относятся к определенному времени года.

«Съедобное - несъедобное»
Цель:
Научить детей разделять предметы на съедобные и несъедобные. Закреплять названия овощей и фруктов.
Материал:
Коробка с изображением лица девочки, предметные картинки с изображением овощей, фруктов, продуктов питания и различных предметов мебели, посуды, бытовой техники.
Игровое действие:
Воспитатель знакомит детей с девочкой Машей, которая изображена на коробке. «Ребята, Маша пришла с нам в гости. Чем мы можем накормить нашу гостью? Давайте посмотрим, что у нас есть?»
Воспитатель предлагает каждому ребенку взять по одной карточке с изображениями продуктов питания и разных предметов. Ребенок достает картинку, показывает детям, называет, что на ней изображено (например, банан). Воспитатель задает вопрос: «Можно банан кушать?» (Да.) Воспитатель предлагает покормить им Машу. Другой ребенок берет карточку с изображением несъедобного предмета (например, стол). «Можно скушать стол?» (Нет.) «Тогда мы отложим стол в сторону» и т. д.

«Живое и неживое»
Цель игры – расширение знаний о живых и неживых предметах.
Материал: 2 карточки формата А 4, маленькие карточки с изображением предметов. Картинки должны отвечать на такие вопросы, как: живой?, не живой?, кто?, что?
Описание игры – игра будет интересна педагогам и воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста. Лексическая игра рассчитана для детей старшего дошкольного возраста. Дети учатся задавать вопросы по картинке и отвечать на них. В старшем возрасте дети способны, детально рассказывать о содержании картинки. Данные картинки помогут сформировать умение составлять план рассказа и придерживаться его при составлении

Приложение

Январь «Сравни, чего больше»

Январь «Сравни, чего больше»

Январь

«Сравни, чего больше»
Задачи: формировать представления о количестве (много – мало, один – много — для детей раннего возраста, счёт от 1 до 10 старшего возраста). Способствовать формированию умения составлять группу из отдельных предметов и выделять из неё один предмет, различать понятия «много» и «один».
Ход игры: Предложить детям (старшего возраста) посчитать, сколько на дереве яблок, а сколько груш. Сравнить чего больше и на сколько. Детям младшего возраста сравнить с помощью слов «один», «много».

«12 месяцев» 
Задачи: Способствовать формированию математических представлений: счет от 1 до 12; умение называть последовательность месяцев в году. Учить составлять краткое описание по картинке. Развивать логическое мышление, внимание, память. Ход игры: Предложить детям в определённой последовательности разложить под каждым деревом картинки с изображением определённого месяца (сентябрь, октябрь и т.д.) - по 3 месяца на каждое время года. Описать какой — либо месяц. В процессе игры формируются представления о том, что год делится на четыре времени года – на три месяца, а также закрепляется счет от 1 до 12.

«Воздух, земля, вода»
Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения:
Вариант 1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Приложение

Кто чем питается?» Цель: Закрепить знания у детей, чем питаются звери

Кто чем питается?» Цель: Закрепить знания у детей, чем питаются звери

«Кто чем питается?»
Цель: Закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.
Дидактический материал: Мешочек.
Методика проведения:  В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д.
Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.

Февраль

«Природа и человек»
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения: Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

«Когда это бывает?»
Цель: Учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Дидактический материал: На каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы, стихотворения временах года.
Методика проведения: Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

Приложение

Лекарственные растения» Цель: Закрепить знания лекарственных растений

Лекарственные растения» Цель: Закрепить знания лекарственных растений

«Лекарственные растения»
Цель: Закрепить знания лекарственных растений.
Дидактический материал: Карточки с растениями.
Методика проведения: Воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).
Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).

Март

«Звери, птицы, рыбы »
Цель: Закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения:
Вариант 1: Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»
Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).
Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.
Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).

«Кто где живёт»
Цель: Закреплять знания о животных и местах их обитания.
Дидактический материал: Карточки «Живтные», «Места обитания».
Методика проведения: У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Приложение

Апрель «Летает, плавает, бегает, прыгает»

Апрель «Летает, плавает, бегает, прыгает»

Апрель

«Летает, плавает, бегает, прыгает»
Цель: Закреплять знания об объектах живой природы.
Дидактический материал: Картинки с изображением разных животных.
Методика проведения:
Вариант 1: Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.
Вариант 2: Дети классифицируют картинки – летающие, бегающие, прыгающие, плавающие.

«Береги природу»
Цель: Закреплять знания об охране объектов природы.
Дидактический материал: Карточки с объектами живой и неживой природы.
Методика проведения: На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

«Что было бы, если из леса исчезли…»
Цель: Закреплять знания о взаимосвязи в природе.
Дидактический материал: Карточки с объектами живой природы.
Методика проведения: Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Приложение

Май «Назовите растение» Цель:

Май «Назовите растение» Цель:

Май

«Назовите растение»
Цель: Уточнять знания о комнатных растениях.
Дидактический материал: Комнатные растения.
Методика проведения: Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

«Найди свой камешек»
Цель: Развивать тактильные ощущения, внимание, память.
Дидактический материал: Коллекция камней.
Методика проведения: Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если эта игра поводится на улице, то находит его), внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и примешивают. Задание – найти свой камень.

«Вершки – корешки»
Цель: Учить детей составлять целое из частей.
Дидактический материал: два обруча, картинки овощей.
Методика проведения:
Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.
Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.
Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!»

Приложение

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2023