Картотека сюжетно-ролевых игр по формированию экологических представлений
Оценка 4.9

Картотека сюжетно-ролевых игр по формированию экологических представлений

Оценка 4.9
pptx
18.01.2023
Картотека сюжетно-ролевых игр по формированию экологических представлений
+++ Картотека сюжетно-ролевых игр.pptx

Картотека сюжетно-ролевых игр по формированию экологических представлений

Картотека сюжетно-ролевых игр по формированию экологических представлений

Картотека сюжетно-ролевых игр  по формированию экологических  представлений

Выполнила:
Инамова Т.В.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 28 «Огонек» г. Бердск

Приложение

Лесное происшествие» Цель: На примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию основ экологического сознания детей

Лесное происшествие» Цель: На примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию основ экологического сознания детей

«Лесное происшествие»
Цель: На примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию основ экологического сознания детей.
Материалы и оборудование: 1. Подборка фотографий на тему пожар в лесу, спасение животных. 2. Атрибуты к игре «Пожарные», «Спасатели», «Журналисты»; «Шофёры» 3. Макеты ёлок;
Ход игры:
Жизнь животных в лесу.
Прилетает Весточка: «Помогите! Спасите! В лесу пожар! Мальчики Федя и Витя разожгли костёр. Но вдруг огонь быстро пополз по сухой траве. Дети испугались и убежали из леса домой. Пламя продолжает разгораться. В опасности жители леса. Помогите! Спасите!»
На тушение пожара отправляются пожарные, спасатели, девочки – санитарки, а так же журналисты.
Чтобы потушить пожар и спасти животных участники игры должны преодолеть различные препятствия: пробежать по наклонной доске, кувыркнуться на мате, прыгнуть через перекладину, проползти под дугой, имитируя препятствия пожара в лесу, они переносят пострадавших зверей в больницу и тушат пожар. В больнице девочки – санитарки лечат зверей. Оказывают им помощь. Журналисты ведут репортаж с места событий.
После того как пожар потушен, и животные спасены, воспитатель оценивает деятельность детей и беседует о причинах пожара, закрепляя правила поведения людей в природе.

«Мы - гусеницы»
Цель: создавать условия для всестороннего развития детей. Умение брать на себя роль. Умение играть в коллективе. Дать представление о циклах (превращениях) гусеницы в бабочку.
Мотивация: Воспитатель предлагает детям превратиться в веселых гусениц.
Роль гусеница, кокон, бабочка.
Материалы и оборудования:
детские гольфы разных цветов (по одному на каждого участника);
питьевую воду в стаканах или блюдцах;
кусочки капусты на подносе;
небольшие покрывала или полотенца.
Предварительная работа:
Ход игры: Каждый участник, надев гольф на руку, «превращается в гусеницу», которые знакомятся друг с другом: «Я - зеленая гусеница. Я - желтая гусеница. Я -полосатая гусеница. Я-пестрая гусеница»(в зависимости от цвета гольфа).
Воспитатель или (ребенок) сопровождает игру комментариями, при этом он сам выполняет различные действия: «Гусеницы сидят на дереве, ползают по веткам, едят листья, они очень вкусные (участники игры пытаются съесть капустные листья без помощи рук).
А вот капли воды на листочках, можно попить, очень вкусно (дети должны выпить воду из блюдец без помощи рук). Хорошо дышать гусеницам свежим воздухом. Но вот спустилась ночь, гусеницам нужно найти дом для ночлега. Забрались гусеницы на листья и заснули (дошкольники прячутся под покрывалами по 2-3 человека).
Пришло утро, и наши гусеницы проснулись. Приятно погреться на солнце. Наконец, наступает пора превращаться в бабочку. Гусеница делает кокон-домик (дети заворачиваются в покрывала), спит, а через некоторое время кокон раскрывается, и появляется бабочка. Бабочка улетает». В конце игры можно вылепить, нарисовать свою гусеницу.
В дальнейшем ребенок играет с изготовленной игрушкой.

Сентябрь

Приложение

Контактный зоопарк» Задачи: Расширять знания детей о домашних животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах

Контактный зоопарк» Задачи: Расширять знания детей о домашних животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах

«Контактный зоопарк»
Задачи:
Расширять знания детей о домашних животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах.
Мотивация к игре:
Воспитатель рассказывает детям о том, что посетил «контактный зоопарк» и как было бы замечательно построить (создать) его в группе. А потом пригласить младших ребят, родителе, друзей на экскурсию в наш «Контактный зоопарк».
Роли:
Строители, водитель, грузчики, работники зоопарка, ветеринарный врач, кассир, экскурсовод, посетители.
Игровые действия:
Строители строят контактный зоопарк. Водитель привозит животных. Грузчики разгружают, ставят клетки с животными на место. Работники зоопарка ухаживают за животными (кормят, поят, убирают в клетках). Ветеринарный врач осматривает животных (измеряет температуру, прослушивает фонендоскопом), лечит больных. Кассир продает билеты. Экскурсовод проводит экскурсию, рассказывает о животных, говорит о мерах безопасности. Посетители покупают билеты, слушают экскурсовода, смотрят животных.
Игровой материал:
Крупный строительный материал, дикие животные (игрушки). Посуда для кормления животных, инвентарь для уборки (ведра, метлы, совки). Халаты, шапки, санитарная сумка. Фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, шприц, таблетки, касса, билеты, деньги.

«Экологическая служба спасения»
Спасение реки
Цель: Способствовать воспитанию интереса к родной природе; желание охранять ее. Познакомить с мерами сохранения водоемов.
Игровой материал: Конструктор, прутики, нитки, предметы-заместители, игрушечные рыбки, костюм и маска для водолаза.
Подготовка к игре: Загадки про реку, Рассматривание иллюстраций, Чтение стихотворений. Просмотр мультфильма «Крокодил гена и чебурашка» Загрязнение реки. Рисунки по теме. Лепка рыб.
Игровые роли: Спасатели, водолазы, водители, врачи, экологи, речные обитатели, попавшие в беду. Также можно включать дополнительные роли пример: журналист.
Мотивация к игре: дети получают видеописьмо от девочки Маши ее любимая речка в беде. Просмотрев видеописьмо, ребята решают помочь Маше.
Методические рекомендации: в игре воспитатель не только расширяет круг представлений о заинтересовавшем детей явлении, но и помогает в организации игры; иногда принимает непосредственное участие в сговоре, иногда помогает спланировать игру.
Ход игры: Начиная игру, прежде всего воспитатель может организовать экскурсию на реку или предложить родителям сходить, где вместе с детьми понаблюдать за водными ресурсами, обсудить возникающие вопросы. После этого в группе воспитатель проводит беседу «Что мы видели на реке?», «Как мы можем помочь речке?». Воспитатель помогает в развитии сюжета.

Октябрь

Приложение

Ноябрь «Экологическая служба спасения»

Ноябрь «Экологическая служба спасения»

Ноябрь

«Экологическая служба спасения».
Спасаем растения
Цели: Создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом.
Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы
спасения, ее необходимости в чрезвычайных ситуациях. Познакомить с профессиями взрослых. Развивать речь детей, обогащая новыми словами.
Примерные игровые действия:
- Вызов по тревоге ребят- юных Эколят. (дети одевают атрибут шапочки, повязки и.т.д). Сигналом может быть, колокольчик, барабан, свисток и.т.д
-Осмотр места происшествия, ориентировка на местности;
-Распределение спасательных работ между разными группами; использование
-Техники специального назначения;
спасение пострадавших; оказание первой медицинской помощи;(по задумке детей)
-Доставка необходимых предметов в район происшествия; возвращение на базу.
Роли: спасатели, водители ,врачи, экологи, лесные жители попавшие в беду.
Также можно включать дополнительные роли пример: журналист.
Оборудование:
- Набор техники специального назначения; рации, телефоны; планы, карты;
- Символика службы спасения; инструменты; защитные каски, перчатки;
- Использование атрибутов из других игр, например: «Скорая помощь», «Полиция».и.т.д.

"Зоопарк"
Задачи: расширять знания детей о диких животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах.
Роли: строители, водитель, грузчики, животные, работники зоопарка, ветеринарный врач, кассир, посетители зоопарка.
Игровые действия: Строители строят зоопарк. Водитель привозит животных. Грузчики разгружают, ставят клетки с животными на место. Работники зоопарка ухаживают за животными (кормят, поят, убирают в клетках). Ветеринарный врач осматривает животных (измеряет температуру, прослушивает фонендоскопом), лечит больных. Кассир продает билеты. Экскурсовод проводит экскурсию, рассказывает о животных, говорит о мерах безопасности. Посетители покупают билеты, слушают экскурсовода, смотрят животных.
Предварительная работа: Чтение литературных произведений о животных. Рассматривание иллюстраций о диких животных. Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Рассматривание с детьми иллюстраций к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит». Рассказы детей «Как мы ходили в зоопарк» Рассказ воспитателя о работе ветеринарного врача в зоопарке. Беседа с детьми о правилах безопасного поведения в зоопарке. Рисование «Что я видел в зоопарке». Коллективная лепка «Зоопарк» Изготовление с детьми атрибутов к игре.
Игровой материал: крупный строительный материал, дикие животные (игрушки), посуда для кормления животных, инвентарь для уборки (ведра, метлы, совки), халаты, шапки, санитарная сумка (фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, шприц, мази, деньги.

Приложение

Декабрь «Геологи» Цель: Познакомить детей с некоторыми породами камней; рассказать о их происхождении и использовании; продолжать знакомить детей со свойствами земли, песка и глины

Декабрь «Геологи» Цель: Познакомить детей с некоторыми породами камней; рассказать о их происхождении и использовании; продолжать знакомить детей со свойствами земли, песка и глины

Декабрь

«Геологи»
Цель: Познакомить детей с некоторыми породами камней; рассказать о их происхождении и использовании; продолжать знакомить детей со свойствами земли, песка и глины.
Пособия: макеты камней (гранит, мрамор, каменный уголь, известняк)
Ход.
- Расставить в группе баночки.
- Сказать детям о том, что мы сегодня отправляемся в геологическую экспедицию, с целью поиска полезных камней.
- В процессе продвижения и нахождения очередного полезного ископаемого – рассказать о нем детям (свойствах, использовании).
- По возвращению в группу предложить детям для рассматривания иллюстрационный материал.
- Спросить, понравилась ли им экспедиция.
- Предложить рассказать родителям об экспедиции.

«На дорогах моего микрорайона»
Цель: Воспитывать любовь к своей «малой Родине». Предупредить детский дорожно-транспортный травматизм через организацию сюжетно-ролевой игры. Закреплять знания детей о территории детского сада, достопримечательностях микрорайона, родного города. Варианты сюжетных линий игры: 1. «Дорожно-транспортное происшествие». По сигналу тревоги, выезжают на место ДДП милиция, скорая помощь, пожарная машины. Милиционер осматривает место происшествия. Пожарные тушат огонь. Врач оказывает первую помощь пострадавшему (кукле). 2. «Экскурсия к светофору». Ребёнок берёт на себя роль воспитателя. За ним следует группа детей. На перекрёстке у светофора ребёнок – воспитатель спрашивает, как правильно переходить дорогу. Дети отвечают. Ребёнок – воспитатель встаёт посередине дороги и поднимает красный флажок, дети переходят дорогу. 3. «Красный, жёлтый, зелёный». Дети – пешеходы. Загорелся красный свет – дети стоят на месте, жёлтый – готовятся, зелёный – переходят дорогу. 4. «Затор на дороге». На перекрёстке случился затор. Милиционер – регулировщик помогает разрешить ситуацию. 5. «Дорожные знаки». Дети изображающие автомобили едут по «улице» обращая внимание на дорожные знаки. 6. «Мяч выкатился на дорогу». Дети играют с мячом. Мяч выкатился на дорогу. Происходит затор. На помощь приходит регулировщик. Он помогает автомобилям проехать. Затем подходит к детям и объясняет, что играть около дороги нельзя.

Приложение

Январь «Сравнение игрушечной ёлки с живой елью»

Январь «Сравнение игрушечной ёлки с живой елью»

Январь

«Сравнение игрушечной ёлки с живой елью»
Цель: выяснить с детьми, чем отличается живая ель от игрушечной ёлочки, воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям, желание сохранить их в ближайшем окружении в лесу.
Пособия: искусственная ёлка, украшенная игрушками.
Ход.
- Во второй половине зимы принести наряженную искусственную ёлку.
- Дети рассматривают искусственную ёлку и веточку (сломанную ветром живого дерева). Сравнивают.
- Беседа по вопросам.
- Вывод. Можно живую ёлку нарядить к новому году на улице, а дома поставить искусственную. Это не погубит живое дерево.

«Хлебороб»
Цель: Обобщить и закрепить знания о сельскохозяйственной профессии: хлебороб. Формировать умения принимать на себя роль, использовать ролевые действия.
Оборудование: трактор, машина, муляж поля с пшеницей, колосья пшеницы, картинки, муляжи хлеба, булки, поднос, костюм пекаря.
Ход игры:
Игровая ситуация: Ребята, я сегодня шла на работу, и видела как мальчик бросил хлеб на землю. Скажите, как он поступил? Дети обсуждают поступок мальчик. А вы помните, мы с вами беседовали о хлебе, о людях, которые выращивают хлеб. Смотрели развивающий мультфильм.
Воспитатель: Скажите, а как называется человек. Который выращивает хлеб? (хлебороб). А как вы думаете, люди каких профессий ему в этом помогают? (агроном, водитель, заправщик, комбайнер, тракторист, механик, мельник, пекарь). Я предлагаю вам поиграть в сюжетно – ролевую игру «Хлебороб». Дети договариваются, кто какую роль будет играть, обсуждаем план игры.
Агроном и мелиоратор обсуждают поле, на котором будут высаживать пшеницу. Оказалось, что земля непригодна для посева, она заболочена. Что делать? Ребята решают, что мелиоратор должен осушить землю.
Агроном подготавливает зерно, складывают его в машину и собираются ехать на поле. Но оказалось бензина недостаточно. Что делать? Ребята обсуждают проблему и решают заправить машину бензином. Заправщик заправляет машину, и водитель выезжает в поле.
В поле детей встречает тракторист, оказывается трактор сломался. И тут на помощь приходит механик, он ремонтирует трактор. И тракторист пашет землю. Агроном сеет зерно.
Пока растет пшеница, дети обсуждают, что же они будут делать дальше.
И вот настала работа комбайнера, хорошо работает комбайн, ни одного колоска не пропускает, ребята складывают колоски в машину.
Дети предлагают отвезти колоски на мельницу, чтобы из зерна получилась мука. Водитель отвозит урожай на мельницу, получает муку и отвозит на пекарню. Там пекарь печет из муки хлеб и булки.
Вот какая интересная игра получилась. Теперь мы точно знаем как выращивают хлеб и какая это трудная работа. И будем бережно относиться к хлебу.

Приложение

Экологи» Цели: Создавать условия и поощрять социальное творчество, умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, формировать навыки речевого этикета

Экологи» Цели: Создавать условия и поощрять социальное творчество, умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, формировать навыки речевого этикета

«Экологи»
Цели:
Создавать условия и поощрять социальное творчество, умение распределяться на
подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, формировать навыки речевого этикета.
Расширять представления детей о гуманной направленности работы экологов, ее
необходимости для сохранения природы, социальной значимости.
Примерные игровые действия:
выбор объекта, работа с картами, планами местности; изучение экологических паспортов;
изучение экологической обстановки (пробы воды, воздуха, почвы и т. д.); предъявление
штрафных санкций; работы по исправлению экологической ситуации; фотографирование,
съемка нарушений.
Предметно-игровая среда.
Оборудование: планы, карты, схемы местности; «Красная книга »; халаты; путеводители;
видеокамера; паспорта различных животных и растений.

«Пожар в лесу».
Цель: Познакомит детей с разными свойствами дерева: оно не тонет в воде, легко воспламеняется и быстро горит. Дать представление о том, что неосторожное обращение с огнём в лесу и приводим к большой беде – пожару. Лес – наше богатство, его надо беречь.
Пособия: деревянные предметы: чурочки, колечки, шарики и т.д.; ёмкость с водой, спички.
Ход.
- Показать детям папку с картинками «Деревья наших лесов».
- Показать детям опыты с деревянными изделиями.
- Беседа о том, как долго растёт дерево, и как быстро оно может погибнуть.
- Практическая работа «Посади семечко, вырастит деревце». Посадка семян дуба (или клёна).
- Наблюдение.
- Высаживание деревца в землю на участке (или за забором). Уход за ним.
 

Февраль

Приложение

Путешествие к Байкалу» Цель: расширить представление детей о городах

Путешествие к Байкалу» Цель: расширить представление детей о городах

«Путешествие к Байкалу»
Цель: расширить представление детей о городах Сибири, об озере Байкал, формировать бережное отношение к окружающему миру и чувство гордости за свой край. Примерные игровые действия: - дети строят теплоход, чтобы отправиться в путешествие по Байкалу, экскурсовода рассказывает про уникальность озера Байкал, капитан дает гудок и объявляет остановки, дети-пассажиры покупают открытки с достопримечательностями городов Иркутской области: Иркутск, Ангарск, Братск, Усть-Илимск, кассир продает билеты. Сходят на берег «Песчаный», гуляют по набережной речного порта. Посещают кафе «Морской бриз», покупают в сувенирной лавке сувениры, магниты, открытки на память о Байкале.

Март

« Исследователи космоса»
Цели: Научить детей самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Закреплять знания детей об исследованиях в области космоса, о специфических условиях труда исследователей, учить моделировать игровой диалог, использовать различные конструкторы, строительные материалы, предметы-заместители. Развивать творческое воображение, связную речь детей. Примерные игровые действия: выбор объекта исследования (планета, звезда, грунт с другой планеты и т. д.); создание лаборатории; работа в обсерватории; проведение опытной работы; изучение фотографий, видеосъемки из космоса; использование космических научных станций; ученый совет; подведение итогов исследований.

Приложение

Апрель «Садоводы» Цель . Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания некоторых цветочных культур: дать понять детям, что жизнь красивого цветка начинается с маленькой семянки, проследить…

Апрель «Садоводы» Цель . Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания некоторых цветочных культур: дать понять детям, что жизнь красивого цветка начинается с маленькой семянки, проследить…

Апрель

«Садоводы»
Цель. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания некоторых цветочных культур: дать понять детям, что жизнь красивого цветка начинается с маленькой семянки, проследить путь роста цветочных культур. Продолжать учить детей заботиться о них; замечать красоту выращенных растений.
Материал: пластиковые контейнеры для посадки семян, питательный грунт, лейка с водой, семена бархатцев, астр.
Ход (весной)
- Сообщить детям о том, что наступила весна, стало теплее, снег тает, солнце ярче, день длинее. Пара готовить рассаду цветов для клумб.
- Выяснить с детьми, что необходимо для посадки семян. Беседа.
- Практическая работа. Каждый сажает семена в лунку.
- Наблюдение за растениями в процессе их роста. Уход за ними.
- Пересадка растений в клумбы.
Ход (осень)
- Уход за растениями.
- Сбор семян
- Пересадка в кашпо и перенос в группу  1-2 растений.
- Наблюдение.

«Огородники»
сюжет «Посадка лука» (овощные культуры могут быть разными).
Цель: Дать представление детям о том, какие условия необходимы для выращивания луковиц (питательная почва, вода, тепло, свет). Вспомнить, что в зелёном луке много витаминов, которые необходимы всем людям, особенно в конце зимы. Развивать наблюдательность у детей, умение замечать изменения в состоянии растений, приучать детей работать в коллективе.
Пособия: пластиковые ёмкости, питательный грунт, лейка с водой, деревянные палочки (для рыхления земли), луковицы, фартуки для работы.
Сюжет.
- Внести в группу корзину с луком по количеству детей. Сообщить детям, что пора сажать лук.
- Беседа с детьми о том, как правильно это сделать.
- Практическая работа с детьми.
- Поставить готовые посадки на свет.
- Дальнейший уход. Наблюдения.
- Отметить, что может произойти если во время не полить лук.
- Использование в пищу.

Приложение

Май « Посещение животноводческой фермы » (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

Май « Посещение животноводческой фермы » (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

Май

«Посещение животноводческой фермы»
(для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
      Цель: уточнение представления детей о домашних сельскохозяйственных животных: содержание на ферме, кормление, уход, их использование.    
     Задачи: ознакомить детей с трудом животновода; воспитывать интерес и доброе отношение к животным.
 Ход игры. Воспитатель в группе или другом помещении устраивает ферму для сельскохозяйственных животных, в которой находятся коровы, свиньи, козы, овцы. Это могут быть «загоны», сделанные из стульев или крупного «строителя». В качестве животных могут быть картины из наглядного пособия «Домашние животные» или подходящего размера и облика игрушки. В каждом «загоне» может быть несколько животных, могут быть взрослые животные и их детеныши.
Приведя детей на ферму, воспитатель надевает белый фартук и косынку - становится дояркой. И уже в этой роли проводит с детьми экскурсию: у каждого «загона» спрашивает, кто в нем находится, зачем содержат этих животных. Рассказывает, чем их кормят, как за ними ухаживают, как ласково с ними обращаются. Рассказывает о труде животноводов, предлагает детям помочь накормить животных. Дети раздают заранее заготовленное «сено», игрушечные овощи (слепленные из глины, пластилина или вырезанные из картона). Дети могут помочь навести порядок в «клетках» (подмести, протереть). Доярка говорит, что труд животноводов нелегкий, но очень важный, т.к. они обеспечивают всех людей молоком, мясом, шерстью.
Доярка прощается с детьми, приглашает их приходить еще на ферму (воспитатель снимает атрибуты одежды), и все возвращаются.
Примечание. Если ИОС проводилась в группе, педагог может не разбирать сооруженные фермы, дошкольники воспользуются им для самостоятельной игры.

«Аптека Айболита»
Цель игры: продолжать формировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях. 
Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (зверобой, подорожник, крапива, шиповник, ромашка и др.).
Ход игры: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют "Зеленым доктором".
Аналогичные игры можно проводить на такие темы как:  "Грибы", Съедобные-несъедобные грибы", "Ягоды", "Цветы луговые" и др.  

Приложение

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2023