КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
(с использованием материала по ознакомлению с железной дорогой и профессиями магистрали)
Дидактическая игра "Составители поездов"
ЦЕЛЬ:
закрепить знания детей о назначении поездов, закрепить в активном словаре их названия, упражнять в употреблении этих слов.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:
отдельно нарисованные четыре тепловоза и множество разнообразных вагонов, цистерны (пожарная, цистерна с бензином, горючим); вагоны с углем, дровами, песком, гравием, зерном, машинами и другим грузом; пожарные вагоны, почтовые вагоны, вагоны с пассажирами и т.д.
ХОД ИГРЫ:
1 вариант игры. Воспитатель вывешивает на фланелеграф четыре тепловоза, к которым прицеплено всего по 1 вагону. Раздает детям по одному вагону и говорит: "Ребята, давайте поможем составителям оформить составы поездов. Для этого вам нужно внимательно посмотреть на фланелеграф и прицепить свой вагон к нужному составу".
Когда дети по очереди подойдут к фланелеграфу и прицепят свой вагон к нужному составу, воспитатель предлагает перед отправлением еще раз все проверить и исправить ошибки, если они есть.
Теперь для того, чтобы наши поезда отправились в путь, их нужно просто назвать.
Воспитатель:
-Миша, отправляй первый поезд!
Ребенок:
-Внимание! Внимание! С первого пути отправляется пассажирский поезд. Будьте осторожны!
-Оля, отправляй второй состав!
-Внимание! Внимание! Со второго пути отправляется почтовый поезд. Будьте осторожны!
Даша, отправляй третий состав!
-:С третьего пути отправляется грузовой поезд.
-:С четвертого пути отправляется пожарный поезд. Будьте осторожны!
2 вариант игры (для индивидуальной работы).
В игре участвуют 4 человека. Каждому ребенку дается задание собрать и отправить свой состав: пожарный, грузовой, пассажирский и почтовый поезд.
Побеждает тот, кто первым отправит свой состав.
Примечание. В каждом составе должно быть одинаковое количество вагонов.
3 вариант игры.
Все составы собраны, но в решении игры допущены ошибки. Побеждает тот ребенок, кто укажет больше ошибок.
Дидактическая игра "Подбери словечко".
ЦЕЛЬ:
знакомство детей с основами социограмм профессий железной дороги; закрепить названия железнодорожных профессий; обогащать и активизировать словарь.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:
иллюстрации с изображением железнодорожников разных профессий; фишки.
ХОД ИГРЫ:
1 вариант игры. Воспитатель вывешивает на фланелеграф иллюстрацию с изображением, например, проводницы. Дети по очереди подбирают по одному слову к чертам характера, нужным для работы в этой должности. Дважды повторять нельзя, за это снижаются баллы. Фишку получает ребенок, который последний назвал слово, обозначающее нужную черту характера.
Например, проводница должна быть приветливая, гостеприимная, опрятная, ответственная, добрая, доброжелательная, аккуратная, веселая, улыбающаяся., спокойная и т.д.
В конце игры подсчитываются фишки и подводятся итоги.
2 вариант игры. Соревнование в парах.
Воспитатель вывешивает на фланелеграф иллюстрацию с изображением, например, машиниста. Выбирают двух играющих, которые по очереди подбирают слова к его характеру. Кто последний назовет слово, тот и победитель. Победитель соревнуется с другим партнером или получает фишку. Выбирается новая пара игроков. Иллюстрация меняется.
3 вариант игры. Каждый ребенок получает иллюстрацию с изображением одного из представителей железнодорожных профессий.
Дети по очереди встают, называют профессию и подбирают соответствующие слова к его характеру.
Например, кассир - ответственный, спокойный, внимательный, доброжелательный, приветливый и т.д.
Фишку получает каждый, кто подберет 8 и более слов.
Дидактическая игра " Дополни предложение "
ЦЕЛЬ:
Развивать речевую активность, быстроту мышления, знания о железнодорожном транспорте.
ХОД ИГРЫ:
Дети находят и называют такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Можно добавлять только одно слово. Например: “Ревизор проверяет… билет”
Дидактическая игра " Закончи предложение "
ЦЕЛЬ:
Учить понимать причинные связи. Упражнять в правильном подборе слов на железнодорожную тематику.
ХОД ИГРЫ:
Воспитатель поднимает руку. Имитируя стрелку, предложение заканчивает тот, на кого укажет стрелка. “Я работаю машинистом, чтобы…”
Дидактическая игра "Угадай, о каком поезде я говорю"
ЦЕЛЬ:
развивать у детей связную речь при помощи опорной схемы: закрепить знания детей о назначении поездов.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:
опорная схема.
Выбрать нужную картинку из предложенных и составить рассказ по опорной схеме:
Длинная лента
Короткая лента
Цветные пятна: синее, красное, желтое, коричневое, зеленое
Фигурка человека
Конверт
Вагон с лесом
ХОД ИГРЫ:
Ребенок по опорной схеме составляет рассказ о поезде, не называя его. В конце дети отгадывают, о каком поезде идет речь. За правильный ответ - фишка.
Например, "Мой поезд имеет много вагонов, он очень длинный. Но иногда всего два вагона прицепляют к началу вагона пассажирского поезда. В вагонах моего поезда нет окон, а сами они могут быть синего, зеленого, серого цвета. Этот поезд перевозит письма, книги, журналы, посылки, бандероли. Он приносит большую пользу людям, так как привозит им новости от родных и близких, доставляет интересные книги и журналы. О каком поезде я говорю?" (почтовый)
Дидактическая игра «Только на эту букву»
ЦЕЛЬ:
Закреплять знания о букве и звуке, воспитывать звуковое внимание.
ХОД ИГРЫ:
Воспитатель называет слово “паровоз”. Ребенок должен назвать слово на любую букву из этого слова, связанное с железнодорожным транспортом.
Дидактическая игра «Чья одежда?»
ЦЕЛЬ:
Воспитывать интерес к людям железнодорожных профессий.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:
Набор картинок, фишки.
ХОД ИГРЫ:
По рабочей одежде дети определяют профессию железнодорожника, находят нужную картинку и показывают ее. За правильный ответ – фишка.
Дидактическая игра «Собери картинку»
ЦЕЛЬ:
Упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:
Разрезные картинки по железнодорожной тематике.
ХОД ИГРЫ:
За определенное время дети должны правильно собрать из частей целую картинку.
Дидактическая игра «Железнодорожная связь»
ЦЕЛЬ:
Познакомить детей с теми, кто обеспечивает связь на железной дороге. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:
Микрофон.
ХОД ИГРЫ:
Дети рассказывают о наиболее характерных особенностях в железнодорожной связи: селектор, радио, рация.
Дидактическая игра «На чём я путешествую»
ЦЕЛЬ:
Сформировать у детей представление об огромном значении железнодорожного транспорта для такой большой страны, как наша. Познакомить с особенностями труда железнодорожников в зависимости от вида транспорта – пассажирского или грузового. Воспитывать уважение к труду работников железнодорожного транспорта.
ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ:
Увлекательно составить рассказ - загадку о поездке.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
В рассказе использовать свои впечатления и картинки. Проявить себя умелым железнодорожником.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:
Игрушечная железная дорога, картинки с изображениями различных городов, пригородных зон.
ХОД ИГРЫ:
Буратино, Крокодил Гена, Гном или другие сказочные персонажи приглашают детей в путешествие по железной дороге. Вместе с ними и выбирают роли кассира, проводника, машиниста, диспетчера, грузчика, пассажиров. Последние приобретают в кассе билеты, предъявляют их проводнику, усаживаются в вагоны. Грузчики загружают товарные вагоны и отправляются в путь как сопровождающие грузы. Диспетчер даёт сигнал к отправлению, машинист включает ход.
Во время путешествия используйте загадки, стихи, песни по теме, показывайте картинки – те места, которые видят пассажиры в окно вагона.
В пункте прибытия проводник, машинист, диспетчер, грузчики выполняют свои обязанности.
Встречающие радостно приветствуют путешественников, расспрашивают их о дорожных впечатлениях, те отвечают загадками-описаниями. Встречающие должны угадать, где побывали наши путешественники, что повидали.
Во втором туре дети и игрушки меняются ролями. Все остальное происходит так же, только используются новые картинки.
Примечание.
Персонажи своими вопросами, замечаниями, репликами побуждают детей к поступкам, соответствующим их роли, активизируют рассказы об увиденном.
Дидактическая игра «Новоселье локомотива»
ЦЕЛЬ:
Закрепить знания о работниках локомотивного депо. Упражнять в употреблении и понимании обобщающих слов: депо, цех, подвижной состав.
ХОД ИГРЫ:
Дети строят цех для нового поезда, ищут нужный предмет, называют тех, кто там работает.
Дидактическая игра «Кем быть?»
ЦЕЛЬ:
На основе знаний о содержании и особенностях труда взрослых на железной дороге, научить оценивать его результаты, воспитывать в детях чувства благодарности к людям труда.
ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ:
Выбрать нужную и интересную профессию.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Интересно рассказать о железнодорожной профессии. Помогать друг другу.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:
Сюжетные картинки с изображением трудовой деятельности людей на железной дороге. Предметные картинки, изображающие необходимые для людей разных профессий инструменты.
ХОД ИГРЫ:
Дети расходятся по группе, чтобы выбрать по одному предмету для игры. При этом каждый думает о том, что он сумеет рассказать об этом предмете, вспоминает соответствующие стихи или загадки. Тем, кто выполнит это условие, участники игры разрешают выставить предметы на столе у доски. Остальным помогают составлять рассказ о выбранном предмете, сообща вспоминая стихи, загадки.
Когда все предметы выставлены, дети группируют их по месту производства. Потом выбирают сюжетные картинки и выставляют их рядом с соответствующей группой предметов. Ребёнок может взять понравившийся ему предмет только в том случае, если расскажет, кто и как его сделал. Выигрывает тот, у кого больше предметов.
Возможно, при первом проведении игры дети не сумеют рассказать обо всех предметах, тогда вам придётся провести экскурсию по картинкам.
Дидактическая игра «Не ошибись»
ЦЕЛЬ:
Развивать скорость мышления. Закреплять знания о содержании деятельности железнодорожников в разное время суток.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:
Мяч небольшой, легкий.
ХОД ИГРЫ:
Дети стоят полукругом. Ведущий называет часть суток и бросает ребенку мяч. Поймав его, ребенок называет какое-либо занятие, действие, которое совершают железнодорожники в это время.
Дидактическая игра « Кому что нужно?»
ЦЕЛЬ:
Упражнять в квалификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям в железнодорожной профессии.
ХОД ИГРЫ:
Воспитатель называет профессию, дети отвечают, что нужно этому человеку. Например, “сигналист – флажок”.
Дидактическая игра «Путешествие по депо»
ЦЕЛЬ:
Закреплять знания детей о том, кто работает в депо и что там делают.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:
Набор сюжетных картинок.
ХОД ИГРЫ:
Группа делится на две команды. Дети по сигналу отбирают только те картинки, которые соответствуют работе в депо.
Дидактическая игра «Кто кем будет?»
ЦЕЛЬ:
Развивать умственные способности, мышление и память.
ХОД ИГРЫ:
Воспитатель спрашивает детей, кем они хотят стать, когда вырастут и будут работать на железной дороге, и чем они будут заниматься.
Дидактическая игра «Кто кем будет?»
ЦЕЛЬ:
Развивать находчивость, умение перевоплощаться.
ХОД ИГРЫ:
Дети имитируют действия людей разных профессий железнодорожников так, чтобы окружающие узнали и назвали профессию.
Дидактическая игра «Кто больше знает»
ЦЕЛЬ:
Развивать память, обогащать знания о предметах, воспитывать находчивость.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:
Предметные картинки.
Дети сидят на ковре, воспитатель показывает картинку с изображением железнодорожного транспорта, вокзалов, работников магистрали. Дети подробно рассказывают о них.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.