Картотека игр и упражнений для развития речевого дыхания
у детей дошкольного возраста
Задача: тренировать речевое дыхание, длительность и плавность голоса, умение изменять его тембр. Описание:
Ребенок делает глубокий вдох носом и на выдохе начинает плавно, длительно протягивать любой гласный звук, начиная с высокого тона голоса и постепенно изменяя его до низкого и наоборот - от низкого до высокого.
Перед началом игры взрослый показывает ребенку, как это сделать, и объясняет, что голос как бы опускается и поднимается по лестнице.
Игра «Кто дольше?» Задача: развить речевое дыхание, силу голоса. Описание:
Игра проводится как соревнование по парам. Дети стоят лицом друг к другу.
По сигналу взрослого они одновременно делают глубокий вдох носом и начинают долго, на одной ноте тянуть определенный гласный звук (А, О, У, Ы, И). Кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха, тот считается победителем.
Задача: развить речевое дыхание, силу голоса, Способность изменять ее в нужный момент. Описание:
Взрослый показывает детям картинку, объясняя, что такое вьюга (это сильный ветер со снегом), и дает им послушать звук вьюги, когда она начинается, когда она самая сильная и когда она стихает.
Затем дети по сигналу взрослого «Вьюга начинается» тихо изображают ее звук: у-у-у, «Сильная вьюга» - изменяют силу голоса до громкого (но не крика), «Вьюга стихает» - снова изменяют силу голоса до тихого, «Вьюга прошла» -замолкают.
Перед началом игры дети делают глубокий вдох носом. Взятого воздуха им должно хватить до слов «Вьюга прошла».
Задача: развить длительный плавный выдох, автоматизировать звуки [с], [ш]. Описание:
Дети стоят близко друг к другу в маленьком кругу. Затем повторяют слова за взрослым: «Надувайся, наш шар, надувайся большой, да не лопайся!» и отходят назад, образуя большой круг.
По сигналу взрослого «Шарик лопнул» дети снова сужают круг и тянут звук [с] или [ш] (в зависимости от возможностей детей), изображая выходящий из шара воздух.
Игра «Надуй воздушный шарик» Задача: развить сильный, длительный, непрерывный выдох. Оборудование: неплотные воздушные шарики.
Описание:
Ребенок должен надуть шарик или игрушку, плавно, длительно выдыхая воздух в отверстие. Вдох проводится через нос, губы трубочкой.
Задача: тренировать длительную, направленную посередине языка воздушную струю. Описание:
Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, губы вытянуть в трубочку, язык просунуть между ними, свернуть его и подуть в получившуюся трубочку.
Поначалу можно дуть на занавеску, находящуюся напротив, или на узкую полоску бумаги, прикрепленную к чему-либо и расположенную по направлению воздушной струи. Необходимо следить, чтобы выдох проводился ребенком плавно, длительно, не надувая щек.
Игра на тему: «Времена года» «Маленькие художники».
Задача: научиться задерживать дыхание и делать полный выдох. Описание:
Детям предлагается выдохнуть несколько раз на окно — 1 минута. Затем учитель просит нарисовать на этом кусочке какой-то рисунок. Задание воспитателя и является точкой пересечения с конкретной темой занятия.
Педагог вместе с детьми обсуждает получившиеся рисунки.
«Бабочки/листья/снежинки» Задача: тренировать навык придавать определѐнную направленность струе выдыхаемого воздуха. Описание:
Бабочек/листья/снежинки крепим на длинные нитки и размещаем либо на потолке, либо на палочке. Дети дуют на объект так, чтобы они «летали».
«Регулировщик» Задача: разрабатывать дыхательный аппарат.
Верный путь он нам покажет, Повороты все укажет.
Описание:
Становимся прямо, ножки на уровне плеч, одну руку поднимаем вверх, а вторую отводим в сторону — 1 минута.
Делаем вдох через нос — ½ минуты.
Меняем положение рук на замедленном выдохе, произнося «р-р-р-р» — 1 минута. Повторяем 5–6 раз — 2–3 минуты.
Задача: учиться направлять струю выдыхаемого воздуха. Описание:
Садимся с детьми, выкладываем на лист плотной бумаги или картона по 2 ватных шарика. Дуем на них так, чтобы они упали на пол — 2 минуты.
Повторяем 5–6 раз — 1–2 минуты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.