Картотека игр по ознакомлению с окружающим миром

  • docx
  • 27.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала картотека игр по ознакомлению с окр миром..docx

1. Упражнение «Скажи по-другому»
Цель: упражнение детей в подборе синонимов и антонимов к словам; пополнение словаря синонимов и антонимов. 
Материал: мяч; иллюстрации с изображением разных пейзажей города. 
Вариант 1. Игровые действия: игра с мячом, придумать слова-синонимы. 
Воспитатель. В этой игре я называю слово, а вы должны подобрать к этому слову похожее по смыслу слово. 
Беречь (природу) — сохранять, щадить, оберегать, хранить. 
Большой (завод) — огромный, крупный, громадный, гигантский. 
Высотный (дом) — многоэтажный. 
Знаменитый (человек) — известный, прославленный, популярный. 
Прекрасный (парк) — красивый, изумительный. 
Родина — Отечество, Отчизна. 
Современный (зал) — новый, модернизированный. 
Старинный (дворец) — древний.

 

 

 

 

Вариант 2.«Скажи наоборот»
 Игровые действия: ловить мяч, придумывать слова-антонимы. Воспитатель называет слово, и бросаем мяч ребенку, тот в свою очередь должен назвать слово противоположное по значению, названному педагогом. 
Большой (город) — маленький, крохотный, небольшой. 
Высокий (кран) — низкий. 
Глубокий (канал) — мелкий. 
Древний (замок) — современный, новый. 
Загрязнять (речку) — очищать. 
Интересный (случай) — скучный. 
Красивый (вид) — безобразный, уродливый, неопрятный. 
Молодой (человек) — пожилой, старый, 
Разрушать (дом) — строить, восстанавливать. 
Огромный (магазин) — маленький, крохотный. 
Отчизна — чужбина.

2. Упражнение «Экскурсия по городу»
Цель: активизация в речи слова-предметы, слова-признаки, слова-действия по теме. 
Материал: иллюстрации с изображением различных мест города природных пейзажей. 
Вариант 1. Игровые действия: подобрать слова-определения к заданному слову. 
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас в гостях мальчик Ваня. Он живет в другой стране и ничего не знает о нашей стране России. Давайте расскажем ему о ней.
Наша Россия (какая) — красивая, необъятная, современная, процветающая и т. д. 
Россияне (какие) — трудолюбивые, заботливые, доброжелательные, терпеливые, умелые и т. д. 
Наш город (какой) — красивый, зеленый, чистый, многолюдный и т. д.

 

 

 

 

Вариант 2. Игровые действия: найти и объяснить несоответствия в высказываниях. 
Воспитатель. Помогите мне выбрать только те предложения, которые соответствуют реальному положению вещей. 
Столица России — город Минск. (Москва) 
Самая главная река в нашей стране — Днепр. (Волга) 
На флаге России — красный и белый цвет. (Белый, синий, красный) .
В России все разговаривают на английском языке. (На русском языке.)
В сибирских лесах водится много животных: медведи, волки, жирафы, антилопы. (Медведи, волки, зайцы, лисы и др.)

Вариант 2. Игровые действия: ловить мяч, видоизменять словосочетания согласно оговоренным условиям. 
Воспитатель. Ребята, я буду бросать мяч каждому из вас по очереди, а ваша задача — поймать его и выполнить задание: нужно говорить о предметах и явлениях, как будто их много. 
Красивый город — (красивые города).
Широкая река — (широкие реки).
Глубокое озеро — (глубокие озера).
Зеленый лес — (зеленые леса).
Цветущий луг — (цветущие луга).
Поющая птица — (поющие птицы).

 

 

 

 

3. Упражнение «Мой город»
Цель: упражнение детей в согласовании имен существительных и имен прилагательных в роде, числе, падеже; в образовании множественного числа имен существительных и прилагательных. 
Материал: иллюстрации с изображением городских пейзажей; мяч. 
Вариант 1. Игровые действия: закончить предложение словом город, употребив его в правильной форме. 
Воспитатель. Ребята, к нам пришло удивительное письмо: предложения в нем не закончены, зато есть картинка с изображением городского пейзажа. Догадайтесь, для чего эта картинка. (Предположения детей.) Тогда давайте попробуем закончить эти предложения, добавляя слово город в правильной форме. 
Я люблю свой славный (город). 
Из-за тумана не видно красивого (города). 
Я скучаю по своему родному (городу). 
Мы украшаем наш славный (город).
Мы гордимся своим прекрасным (городом). 
Я могу долго рассказывать о своем (городе). 
А теперь добавим слова русский, русская, русские. 
Москва — (российский) город. 
Наша природа (русская).
Наши сказки (русские). 
Национальный костюм (русский народный костюм). 
Наш язык (русский).

4. Упражнение «Скажи красиво о России»
Цель: упражнение в умении дополнять предложения; упражнение в установлении причинно-следственных связей; составление предложения с использованием двух разных картинок. 
Материал: иллюстрации с изображениями различных городов страны, природных пейзажей. 
Вариант 1. Игровые действия: дополнить предложения, подобрать слова-определения. 
 Воспитатель. Ребята, наша страна очень красивая, в ней много озер, рек. Я люблю нашу страну. 
А теперь расскажите мне, как вы любите свою страну. Помогут вам в этом предложения, которые нужно дополнить. 
Я рад, что живу в России, потому что. 
Я люблю свою страну за то, что. 
Города страны становятся красивее, потому что. 
Мне нравится отдыхать в России, потому что. 
Я люблю свой народ за то, что. 
Мне нравится русский язык за то, что. 
Я горжусь тем, что Россия. 
Я уверен, что Россия…

 

 

 

 

Вариант 2. Игровые действия: подобрать две картинки, составить на их основе предложения. 
Воспитатель. Я приготовила для вас необычное задание: вам нужно рассказать о нашей стране, опираясь на картинки, иллюстрации. 
У меня есть картинки с изображением трактора и поля. Рассмотрите их, пожалуйста. А теперь придумайте предложение, в котором бы упоминалось о России, тракторе, поле одновременно. (Русские тракторы пашу колхозные поля.) 
Каждый ребенок должен придумать не менее двух-трех предложений.

 

 

5. Упражнение «Моя Россия» 
Цель: развитие умения изменять силу голоса, интонацию, в зависимости от содержания, высказывания; закреплять навыки правильного звукопроизношения. 
Игровые действия: чисто и правильно произносить стихотворные фразы хором и по одному, с разной интонацией.
Восторженно. 
Небо чистое и глубокое 
И березовый тихий рай — 
Россия моя синеокая, 
 Россия моя — родной край!	Вопросительно. 
Здесь домов вокруг так много, 
Много улиц, площадей, 
И отдельные дороги 
Для машин и для людей. 
Кто ответит мне, друзья, 
Где живу сегодня я?
	Плавно. 
 Как прекрасен рассвет в этой пуще, 
 Когда солнце, сырое на вид, 
 Разгораясь все пуще и пуще, 
 Меж стволов в поднебесье летит.	       Гордо. 
Надо всею землей пролети: 
Есть на свете различные страны, 
Но такой, как у нас, не найти.  
Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля. 
И гремят, не смолкая заводы, 
И шумят, расцветая поля.

 

 

6Дидактическая игра  «Гости города» 
 Для игры вам понадобятся открытки с видом вашего города пронумерованные, несколько машинок. Ход игры: Воспитатель предлагает считалкой выбрать экскурсовода по городу. Ребёнок - экскурсовод бросает кубик, выпавшее число на кубике ищет на открытке. Задача детей - рассказать о том месте, которое изображено на открытке.
7Дидактическая игра "Собери картинку"
 Вам понадобятся старые ненужные кубики, которые найдутся в любой группе, открытки с видами вашего города (2 экземпляра). Обклеив кубики, вы увидите, какая простая и интересная игра у вас получилась. Для младших детей обязательно надо использовать образец, старшие дошкольники могут справиться самостоятельно. Задача детей - собрать картинку и рассказать, что на ней изображено.

 

 

 

КАРТОТЕКА ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Воспитатель МКДОУ д/с № 6
Балдина С.А.