Картотека "Игры на деление слов на слоги"
Оценка 4.7

Картотека "Игры на деление слов на слоги"

Оценка 4.7
docx
29.12.2021
Картотека "Игры на деление слов на слоги"
Игры на деление слов на слоги.docx

Игры на деление слов на слоги

Чудесный мешочек.

Цель. Развитие умения делить слава на слоги.

Оборудование. Мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

Ход игры. Ученики по порядку выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слова повторяется по слогам или делится для переноса, в зависимости от задания.

Игра идет как соревнование. Ряду насчитываются очки.

 

Телеграф.

Цель. Развитие умения делить слава на слоги.

Ход игры.

l вариант.

Учитель говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слава, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово учитель произносит па слогам и сопровождает его хлопками. Затем он называет слава, а вызванный ученик самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками. Если ученик неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши. Испорченный телеграф нужно починить, т. е. произнести слово правильно по слогам и отхлопать.

Ученик, правильно выполнивший задание или исправивший ошибку товарища, получает фишку. Выигрывает тот ряд или те ученики, кто был мастером и у кого больше фишек.

l l вариант.

Учитель говорит: «Сейчас мы с вами будем отгадывать слова. Я не назову их, а только передам па телеграфу: отстучу количество слогов. Вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Назвавший сразу два-три слова становится телеграфистом или получает флажок (по договоренности).

 

 

 

 

Купи игрушку.

Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове.

Оборудование. Игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, дудка, собака, кубики, пирамидка, матрешка, пушка.

Ход игры. Учитель раскладывает игрушки на столе и предлагает ученикам «купить» те из них, в названиях которых два слога. Ученик подходит к столу, выбирает игрушку, четко произносит слова па слогам. Если ответ правильный, ученик отставляет игрушку в сторону, она «куплена». После того как игрушки, в названиях которых два слога, «куплены», предлагается детям «покупать» игрушки, В названиях которых три слога.

В конце игры учитель выясняет, почему никто не «купил» мяч и пирамидку.

Комментарий для учителя. Для данной игры можно подбирать игрушки из наборов посуды, мебели. Вместо игрушек можно использовать картинки, изображающие предметы одежды, обуви и т.д. Соответственно изменяется и название игры.

 

Молчанка .

Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове.

Оборудование. Карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ученика.

Ход игры. Учитель называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.

Подбор слов может быть произвольным и тематическим.

Комментарий для учителя. Из числа учащихся выделяется судья, который отмечает ошибки детей, насчитывая ряду штрафные очки.

 

Кто быстрее?

Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове.

Оборудование. Слова, записанные на доске в два-три столбика (по количеству рядов).

Ход игры. Ученики по одному с каждого ряда выходят к доске и отмечают цифрой против слова в своем столбике количество слогов в нем. За каждое правильно указанное количество слогов ряд получает очко. Дополнительные очки насчитываются за найденные у соперника ошибки.

 

Зоопарк.

Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Оборудование. Три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, под кармашками графическое изображение слогового состава слов (первый кармашек - один слог, второй - два слога, третий - три слога); карточки с изображением животных и их названиями.

Ход игры. Учитель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Ребятам предлагается определить, каких зверей, в какую клетку можно посадить. Ученики по порядку выходят к доске, берут карточку с изображением животного, прочитывают его название по слогам и определяют количество слогов в слове. По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.

Примерный материал.

Слон, верблюд, тигр, лев, медведь, крокодил, носорог, волк, лиса, жираф, лось, шакал, заяц, барсук.

Слог - шаг.

Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Ход игры.

I вариант. Учитель дает каждому ученику задание: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперед!», «Сделай шаг вперед!»

Ученик должен вспомнить слово из стольких слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога.

Игровой жетон вручается правильно «прошагавшему» слово.

I I вариант. Оборудование. Предметные картинки.

Ход игры. Все ученики получают по одной картинке. Представитель каждого ряда с поднятой картинкой делает столько шагов, сколько слогов в слове.

Выигрывает тот ряд, кто больше названий картинок «прошагал» верно.

 

Отгадайте, кого я называю?

Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Ход игры. Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например: учитель хлопает три раза, учащиеся считают, после чего должны встать Се-ре-жа, Ма-ри-на, Та-ма-ра и т. д.

 

 

Кто уйдет дальше?

Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Ход игры. Один из учеников выходит к доске и идет от нее к классу, делая шаг на каждый слог выбранного им слова. Его остановка отмечается знаком на полу. Учитель спрашивает школьников, кто может уйти дальше, и вызывает к доске желающего. Если ученик прошагал дальше, т. е. подобрал слово с большим количеством слогов, его остановка также отмечается. Если остановка оказалась ближе, чем у предыдущего ученика, ход не засчитывается. Выигрывает тот, кто, правильно разделив слово на слоги, ушел дальше всех.

 

 

Собери слова.

Цель. Развитие умения составлять слова из слогов; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование. Карточки со слогами.

Ход игры. Учитель пишет на доске слог ва и раздает по одной карточке каждому ученику. Ученики по порядку выходят к доске и прикладывают свою карточку к написанному слогу так, чтобы получилось слово. В конце игры учитель предлагает записать в тетрадь запомнившиеся слова по слогам.

Выигрывает тот, кто правильно и больше всех записал слов.

Примерный материал.

Слоги: тра, дро, сло, та, за, гон, со, сла, сли, бук, тык, сле, спра, и, хал, клюк.

 

 

Перевертыши.

Цель. Развитие умения составлять слова из слогов; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование. Карточки со слогами (4-6) у каждого ученика.

Ход игры. Учитель называет по отдельности два слога. Ученики берут карточки со слогами и составляют из них сначала одно слово, потом, переставив слоги, другое. Выигрывают те, которые ответят, какие два слова получились.

Примерный материал.

Слоги: сос, на; чай, ка; вес, на; ка, мыш; бан, ка; ла, ска; ни, тка; ра, но; на, ши; ка, кой.

 

Часы.

Цель. Развитие умения составлять слова из слогов; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование. Круги с передвигающимися стрелками и с кармашками для слогов. Набор слоговых структур.

 

 

 

 

Ход игры. К доске выходит один ученик и ставит «часовую» стрелку на любой слог. Второй ученик ставит «минутную» стрелку на другой слог так, чтобы вместе с первым они составили слово. И так до тех пор, пока не будут использованы в игре все слоги. Получившиеся слова можно записать в тетрадях по памяти, деля на слоги. Выигрывает тот, кто больше записал слов, не сделав ошибки.

Примерный материал.

Слогибан, тя, са, вет, тка, ош, ка, ни, ко; ба, мыш, ма, ка, ры, ран; за, но, ра, сос, ро, на, мок, ки.

 

Полслова за вами.

Цель. Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

Ход игры. Учитель, обращаясь к каждому ученику по порядку, произносит первый слог двусложного слова. Ученик должен закончить слово, назвав второй слог. Если он не может подобрать слово, то выбывает из игры, а слово заканчивает его товарищ. Назвав два и более слов, начинающихся данным слогом, он может ввести в игру любого из выбывших одноклассников. Выигрывает тот, кто больше всех выручил друзей.

Домино.

Цель. Развитие умения составлять слова из слогов; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование. У каждого ученика по шесть пластинок домино:

одно домино у учителя, наборное полотно.

Ход игры. Учитель ставит на наборное полотно свою пластинку домино со слогом тра и предлагает ученикам подобрать у себя такую пластинку, первый слог которой образовал бы с данным слогом слово. Кто первый нашел такую пластинку, выставляет ее на наборном полотне и прочитывает получившееся слово. К оставшемуся слогу учитель предлагает подобрать такой, чтобы опять получилось слово, и т. д. Игра заканчивается пластинкой «пусто». Выигрывает тот, у кого на парте осталось меньшее количество пластинок.

 

Найди ошибку.

Цель. Развитие умения определять правильное и неправильное деление слов на слоги.

Оборудование. Слова, записанные на-доске в следующей разбивке: пар-ус, пар-та, пар-к, пар-ад, пар-а, пар-ник.

Ход игры. Учитель говорит: «Мальчик не знал правил деления слов на слоги, а ему нужно перенести слова парус, парта, парк, парад, пара, парник. Он отделил во всех словах первую часть пар, а вторую часть решил перенести. Правильно ли он сделал? Найдите ошибки».

Правильный ответ оценивается красным кружком (флажком, звездочкой). Победитель выявляется по сумме полученных кружков.

 

Цепочка.

Цель. Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

Ход игры. Дежурный записывает на доске слово окно по слогам. Далее ученики подбирают слово, которое начинается с последнего слога слова окно (но-ра), затем - новое слово, начинающееся слогом ра (ра-ма). и т. д. Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку и больше всех назвал слов.

По кругу.

Цель. Развитие умения составлять слова из слогов; накопление

в памяти слоговых образов.

Оборудование. Круг (круги) со слогами.

Ход игры.

1 вариант. Начиная со слога ка, ученики прочитывают слоги через один по часовой стрелке до тех пор, пока опять не придут к слогу ка. Затем учитель убирает пособие, и ребята по памяти записывают получившиеся слова. Выигрывает тот, кто вспомнит больше всех слов и запишет их правильно.

 

 

 

 

 

 

I I вариант. Каждый ученик ряда образует из слогов и записывает на доске одно слово. Выигравшим считается ряд, который быстрее и правильнее закончил «бег по кругу». За неправильно составленное слово снимается очко.

 

Точка.

Цель. Развитие умения быстро составлять и прочитывать слова со сходными слоговыми структурами.

Оборудование. Карточка со словом точка; карточки со слогами ве, кле, ни, лен, кис, кар, фор, кур, лас, кос, у, коф, шу,се - у каждого ученика по одной.

Ход игры. Учитель предлагает детям добавить к слову точка свой слог так, чтобы получилось новое слово. Ученики прочитывают получившиеся слова: ве-точка, кле-точка, ни-точка, лен-точка, кис-точка, кар-точка, фор-точка, кур-точка, лас-точка, у-точка, коф-точка, шу-точка, се-точка.

Игра идет как соревнование. Выигрывает ряд, который правильно составит слова.

Потерянный слог.

Цель. Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

Ход игры. Учитель говорит: «Наташа и Вова составляли различные слова из двух слогов. Но когда они хотели показать эти слова детям, случилась беда: слоги упали и рассыпались. У Наташи остался первый слог ва, а у Вовы последний слог ка. Помогите им, дети! Какие слова составляли Наташа и Вова?»

Учащиеся составляют слова, подбирая к любому из данных слогов первый или последний слог. За каждое правильно названное слово ученик получает фишку. Выигрывает тот, кто больше всех набрал фишек.

 

Загадки.

Цель. Развитие умения отгадывать загадки и делить на слоги (или для переноса) слова-отгадки с последующей их записью в тетрадях.

 

Ее всегда в лесу найдешь Пойдем гулять и встретим, Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

(Елка.)

Далеко мой стук Слышится вокруг. Червякам я враг, А деревьям друг.

(Дятел.)

 

Мой хвост не отличишь

от головы.

Меня всегда в земле

найдете вы.

(Червяк.)

 

ИЗ железа тучка, А у тучки ручка.

Эта тучка по порядку Полила за грядкой грядку.

(Лейка.)

С неба - звездой,

На ладошке - водой.

( Снег.)

Набита пухом, Лежит под ухом.

(Подушка.)

Зверька узнаем мы с тобой По двум простым приметам:

Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке - летом.

(Белка.)

Под березой иль под елкой Бродит кто-то весь в иголках. Берегитесь ночью, мыши!

Он все видит, он все слышит.

(Ежик.)

Стоит Антошка Только шапка да ножка. Дождик пройдет Антошка подрастет.

(Гриб.) Что же это? Кап да кап! Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять, Мы промочим ножки.

(Дождь.)

Только дождик удалился, В небе мостик появился, Яркой выгнулся дугой, Будто пояс золотой.

(Радуга.) Не ворона, не синица -

Как зовется эта птица? Примостилась на суку Раздалось в лесу «ку-ку!».

(Кукушка.)


 

Игры на деление слов на слоги

Игры на деление слов на слоги

Купи игрушку. Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове

Купи игрушку. Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове

Зоопарк. Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов

Зоопарк. Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов

Се-ре-жа, Ма-ри-на, Та-ма-ра и т

Се-ре-жа, Ма-ри-на, Та-ма-ра и т

Ход игры. Учитель называет по отдельности два слога

Ход игры. Учитель называет по отдельности два слога

Цель. Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу

Цель. Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу

Ход игры. Дежурный записывает на доске слово окно по слогам

Ход игры. Дежурный записывает на доске слово окно по слогам

Цель. Развитие умения быстро составлять и прочитывать слова со сходными слоговыми структурами

Цель. Развитие умения быстро составлять и прочитывать слова со сходными слоговыми структурами

Червяк.) ИЗ железа тучка, А у тучки ручка

Червяк.) ИЗ железа тучка, А у тучки ручка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2021