МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад 46» . Перми
Картотека осенних опытов и экспериментов для детей старшего возраста.
Воспитатель Кривоногова Татьяна Валерьевна
Цель: Организация развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.
Опыт 1 "Рассматривание листа через лупу"
Цель: визуально отметить строение листа, выделить особенности.
Ход: Дети рассматривают листья через лупу. Вместе с детьми выделяем особенности каждого листа: имеется черенок, который держит лист на ветке, имеются жёсткие прожилки, напоминающие форму дерева, край листа не ровный.
Опыт 2 "Почему листья зеленые?"
Цель: познакомить с зеленым "красителем" в листьях хлорофиллом.
Ход: предложить детям завернуть зеленый лист в бумажную салфетку, постучать по нему деревянным кубиком, отметить, что салфетка окрасилась в зеленый цвет.
Вывод: мы выделили особое вещество - зеленый "краситель", который находится внутри листьев. Солнечный свет, попадая на листья, способствует тому, что они активно вырабатывают хлорофилл. Осенью солнечного света мало, поэтому листья изменяют окраску.
Опыт 3 "Растение дышит".
Цель: показать, что растение выделяет кислород.
Ход: зеленый лист поместить в банку с водой. Через какое - то время мы наблюдаем пузырьки воды.
Вывод: растение выделяет кислород.
Опыт 4. «Как листья падают?»
Цель: Показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
Ход. Собрать листья разной величины, формы, сухие и свежевыпавшие. Поднявшись на небольшое возвышение бросать листья и наблюдать за скоростью, полётом, траекторией.
Вывод: сухие листья летят медленнее и раскачиваются, они легче. Большие листья падают быстрее. А мелкие листья в полете переворачиваются.
Скорость и траектория полета листьев зависит от веса и формы листьев.
Опыт 5. «Почему крылатки клёна при падении вращаются?»
Цель: определение зависимости формы семян клена и траектории падения.
Ход. Собрать семена клена – крылатки и предложить бросить их по одному. Семена при падении кружатся, вращаются. Предлагаю рассмотреть семена. Замечаем утолщение и крыло. Утолщение тяжелее, а крыло легче. Вместе делаем вывод, что тяжёлая часть падает вниз, а крыло закручивает и вращает семя клёна.
Опыт 6. «Осенний листопад в банке».
1 Вариант.
Цель. Создание имитации листопада: дерева и падающих листьев.
Материал: Для данной поделки вам понадобиться, искусственные листочки или опавшие, банка с крышкой; веточка, клеевой пистолет, ножницы, глицерин.
Описание: Приклеиваем веточку к крышке. Веточку можно скорректировать при помощи лески, чтобы она поместилась в банку. Обклеиваем веточки листьями. Получается осеннее дерево. Нарезаем листья маленькими кусочка и кладем в банку. Затем наливаем в банку воду, добавляем немного глицерина и опускаем дерево. Хорошо закручиваем крышку и переворачиваем банку. Получается листопад в банке.
2 Вариант.
Цель: создание осенних листьев из салфеток, окрашивая их в разные цвета.
Материал: Салфетки белые, фломастеры, миска с водой , ножницы.
Описание: Берем бумажные салфетки, рисуем контур листа. По краю его , ставим разноцветные точки. Далее берем листья и «веточкой» опускаем в воду. Вода начинается двигаться по салфетке, смешивая цвета. Просушиваем листья, дорисовываем прожилки на листьях. Листья готовы!
Опыт 7. «Цветной листопад в банке»
Цель: Исследование жидкостей на растворимость, сравнение веса жидкостей. Создание эффекта листопада
Ход. Предложить сделать вместе листопад в банке. В отдельных стаканчиках в небольшом объёме развести в воде краски: жёлтую, красную, оранжевую, зеленую. На банке ( 350мл) снаружи нарисовать дерево. В банку налить 1/3 воды, затем 2/3 растительного масла. Масло легче, оно останется наверху. Затем дети по очереди набирают пипеткой цветную воду и капли опускают в банку с деревом. Капли будут погружаться в воду.
Вывод: цветные капли красиво погружаются в масло и останавливаются на воде, так как вода тяжелее масла.
Опыт 8. «Бутылка - тучка»
Цель: Наблюдение за вытеканием воды из бутылки.
Материал: Пластиковая бутылка с отверстиями внизу и крышкой, вода.
Описание: Наклейте на бутылку тучку из бумаги. Налейте воду в пластиковую бутылку и закройте крышку. Шилом проделайте в бутылке одну или несколько дырок. Конечно, из отверстий тут же польётся вода. Но спустя пару секунд остановится, и не будет вытекать, пока вы вновь
не откроете крышку. Если отверстия небольшие, то при закрытой крышкой бутылке вода из них не вытекает. При надавливании на бутылку из отверстий брызжут одинаковые струйки.
Почему так происходит. Вода остаётся даже в бутылке с дырками благодаря поверхностному натяжению. В момент, когда вы открываете крышку, содержимое сосуда начинает сверху вытеснять атмосферное давление, силы натяжения не хватает, и вода выливается. Таким образом, зная физическую основу этого фокуса, вы можете с помощью крышки регулировать поток воды.
Опыт 9. «Уличные тени»
Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение
Ход. Предложить детям рассмотреть тени. Сделать разные фигуры: животных, гимнастов, предметы. Выяснить происхождение тени.
Измеряем длину тени утром на прогулке и вечером. Находим взаимосвязь длины тени от времени суток.
Вывод: тень происходит при освещении предмета, так как предметы не прозрачные, свет через них не проходит, на земле мы видим тень.
Если солнце высоко, тень поменьше, если солнце низко, то тень удлиняется.
Опыт 10. "Рисование листьями".
Цель: отметить, что листья отлично подходят для творческой деятельности.
Ход: выбрать лист (не сухой) нужной формы, покрасить гуашью или акварельными красками ту сторону листа, где больший рельеф. Поместить лист на бумагу и прижать его. Отпечаток листа будет повторять его форму и рисунок прожилок листа на бумаге. Из таки отпечатков можно создавать различные рисунки.
Опыт 11. «Живые осенние картинки»
Цель: исследование свойств бумаги для салфеток, как бумаги для рисования.
Ход. Предложить детям оживить осенние картинки. Дл я этого нужно открыть салфетку и нарисовать на правой половинке фломастерами любую осеннюю картинку: фрукты, овощи, листья, деревья… Закрыть салфетку белой половинкой и опустить в тарелку с водой. Салфетка намокает и становится прозрачной. Картинка становится яркой.
Вывод: салфетка при намокании становится прозрачной, рисунок «проявляется», становится ярким.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.