Картотека пальчиковых игр для детей 6-7 лет

  • Занимательные материалы
  • pdf
  • 02.02.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность: Речевые области мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет, и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. К сожалению, о проблеме с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей сталкивается только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому, наша задача – развивать руку дошкольника, мелкую моторику и координацию движений пальцев рук. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, реализовать эту задачу нужно в игровой форме Целями пальчиковых игр является формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами. - Развитие зрительно – моторной координации, умения производить точные движения кистью и пальцами рук. - Развитие умения правильно держать карандаш, ручку. - Развитие речи ребёнка, пополнение словаря новыми понятиями. - Развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.
Иконка файла материала Картотека пальчковых игр для детей 6-7 лет.pdf



 

 

 

                        «Пальчиковые игры по лексическим темам»

Практическое  пособие/О.А.Фурса– Макеевка: ДОУ – 2022 –40с.

 

             Одобрено педагогическим  советом МДОУ №114, протокол № 1 от 17.08.2022г.

    


     

 

 

     

 

    

 

 

                                    Пояснительная записка

 

Актуальность: Речевые области мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет, и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью.

К сожалению, о проблеме с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей сталкивается только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Поэтому, наша задача – развивать руку дошкольника, мелкую моторику и координацию движений пальцев рук. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, реализовать эту задачу нужно в  игровой форме


         

Целями пальчиковых игр является формирование  и совершенствование  мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами.

-  Развитие зрительно – моторной координации, умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

-  Развитие умения правильно держать карандаш, ручку.

-  Развитие речи ребёнка, пополнение словаря новыми понятиями.

-  Развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточенности,  зрительного и слухового восприятия.

 

Данное пособие поможет воспитателям детских садов, учителямлогопедам, дефектологам

                        

 

 

 

 

 

 


 

 

             “КАРАНДАШ”                  

 

 

Всё нарисует карандаш,                              (Держат в руке «карандаш»)

Когда ему работу дашь.                              (Стучат пальцами по столу)

Но сам без дела не сиди:                             (Сжимают и разжимают пальцы)

Карандашом руководи.                               (Пишут «карандашом» по столу) Семь вещей у нас в портфеле:                   (сжимают и разжимают пальцы)        

Промокашка и тетрадь,                              (загибают поочередно пальцы)

Ручка есть, чтобы писать

И резинка, чтобы пятна

Убирала аккуратно

И пенал, и карандаш, И букварь – приятель наш.


 

Овощи            

 

«Однажды хозяйка с базара пришла»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

(шагать пальчиками по столу) Картошку, капусту, морковку, Горох, петрушку и свёклу.

(загибать по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках) Ох!

(хлопок)

Вот овощи спор завели на столе – Кто лучше, вкусней и нужней на земле. (попеременные удары кулачками и ладонями) Картошка? Капуста? Морковка?

Горох? Петрушка иль свёкла?

(загибать по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках) Ох!

(хлопок)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

(стучать ребром каждой ладони по столу)

 

 

 

 

 

 

Картошку, капусту, морковку, Горох, петрушку и свёклу.

(загибать по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках) Ох!

(хлопок)

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

(ладони сложить крест-накрест на столе) Картошка, капуста, морковка, Горох, петрушка и свёкла.

(загибать по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках) Ох!

(хлопок)

И суп овощной оказался неплох! (показывать, как едят суп)

 

  

 *     *     *                                                           

 «Засолка капусты»

Мы капусту рубим,


(движения прямыми кистями вверх-вниз)

Мы капусту солим, солим,

(имитировать посыпание солью из щепотки) Мы капусту жмем.

(сжимать и разжимать пальцы)

А морковку трем,

(пальцы обеих рук сжаты в кулачки, тереть кулаки друг о друга)

Пе – ре – ме – ши – ва – ем

(перемешиваем – в горизонтальной плоскости)

В бочки всё утрамбовали

(потираь кулак о кулак)

Сверху грузиком прижали

(ставить кулак на кулак)

      *     *     *  

«В корзиночке»

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке

делать ладошки «корзиночкой»)

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку уложила ловко,

Помидор и огурец

(согнуть пальчики, начиная с большого).

 

Наша Зина молодец! (показать большой палец)

  

  

Сад – огород

 «Сколько грядок в огороде?»                                                

В огороде у Федоры

Растут на грядках помидоры, А на грядке у Филата Много разного салата.

У бабушки Феклы Четыре грядки свеклы. У дядюшки Бориса Очень много есть редиса.

У Маши и Антошки Две гряды картошки. Рад, два, три, четыре, пять — Поможем урожай собрать. (поочередно загибать пальцы)

      *     *     *

В огороде много гряд,          

(сжимать и разжимать пальцы.)

Тут и репа, и салат,               


(загибать пальцы поочерёдно.) Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород             

(хлопать в ладоши.)  

Нас прокормит целый год.

  

Ягоды                     

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших) В лес идём мы погулять.

За черникой,

За малиной,

За брусникой, За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

      *    *     *

 

 

 

 


«Ягоды»

Ягоды — это крыжовник, 

Клюква, черника, брусника,  Малина, клубника, шиповник,  Смородина и земляника. (сгибая, пальцы на другой руке) Запомнил ягоды я наконец. 

Что это значит?

(приподнимать плечи, удивиться) Я – молодец!

(большой палец вытянуть вперед)

 

 

Грибы         

 

«Грибы»

Топ-топ – пять шагов,



(«шагать» пальчиками по столу) В туесочке пять грибов. Мухомор красный – Гриб опасный.

(сгибать и разгибать кулачки) А второй – лисичка, Рыжая косичка. Третий гриб – волнушка, Розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок, Бородатый старичок. Пятый гриб – белый, Ешь его смело!

(на каждое двустишие разгибать по одному пальчику, начиная с большого)

*    *    *

 «По грибы»   

Пальчик, пальчик, где ты был? (пальцы сжаты в кулак.)

Этот пальчик в лес ходил, (отгибается мизинец).

Этот пальчик гриб нашёл,

(отгибается безымянный палец). Этот пальчик чистить стал, (отгибается средний палец).

 

Этот пальчик жарить стал, (отгибается указательный). Этот пальчик всё съел, Оттого и потолстел.

(отгибается большой палец).

Можешь пальцы сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять. (считается каждый палец отдельно).

      *     *     *  

Красный-красный мухомор-  

(соединить кончики пальцев – изобразить шляпу гриба.) Белых крапинок узор.             

(одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показать

«крапинки».)

Ты красивый, но не рвём!       (погрозить пальчиком.)

И в корзинку не берём!          

(прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

 



 

Деревья               

 

Раз, два, три, четыре, пять (сжимать и разжимать кулачки) Будем листики считать.

Листья березы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины, Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

(загибать пальчики)

*            *     * 

Ветер по лесу летал , ветер листики считал :

(загибать пальчики) Вот дубовый , вот кленовый, вот рябиновый резной , Вот с берёзки — золотой ,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку

(спокойно укладывать ладони на стол)

*            *     *

Вот деревья:

(показать ладони обеих рук с разжатыми пальцами)

Клен, рябина, липа, дуб, береза, вяз,

Ясень, тополь, елка, пихта,

(перечисляя названия деревьев, загибать пальцы сначала на руке) Мы в лесу встречаем вас.

*            *     *

Летом деревья росли, зеленели.

(руки - "деревья")

Осенью листья на них пожелтели. (кисти рук - "падают") Стали деревья листья терять.

(поочередно пальцы прижимаются к ладони) Стали деревья листья ронять.

(пальцы по очереди стучат о крышку стола)

Тихо ложится листок за листком. (плавно кладем ладони на крышку стола)

Скоро накроет листья снежком. (одна ладонь накрывает другую)

      *     *     *

Всем в лесу на удивленье (тереть ладони друг о друга) Разные растут деревья:

(открыть ладони, пальцы растопырены - деревья)

Вот уперлась в небеса

Вся смолистая сосна.(локти соединить - ствол, ладони раскрыть - крона)

Распустила ветви-косы- Белоствольная береза.

("фонарики" с движением сверху вниз)

Как во полюшке былинка,

Тонкая растет осинка. (показать указательный палец, остальные в кулаке)

Дуб раскинул свои ветви, И не страшен ему ветер.

(вытянуть руки вверх, пальцы растопырены)

Липа цветом зацвела,

(пальцы рук собраны в щепотку - бутон) Пчелок в гости позвала.

(круговые вращения указательным пальцем - пчелы летят)

Ель иголки распушила

(руки в стороны вниз, пальцы растопырены) И грибочки все закрыла.

(указательный палец - ножка, ладонь сверху - шляпка)

Шелестят листвой деревья,

Словно разговор ведут,

(трут ладони друг о друга - "шуршат")


Руки-ветви распустили, (стряхнуть ладони) Птичек в гости к себе ждут.

(сцепить большие пальцы рук, ладони в стороны - птицы)

 

 

Осень        

 

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибать пальчики, начиная с большого) Будем листья собирать.

(сжимать и разжимать кулачки)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

(загибать пальчики, начиная с большого) Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём.


(«шагать» по столу средними и указательными

пальчиками)                                                        

 

 

  Ветер северный подул:

«С-с-сс», все листья с липы сдул..

(пошевелить пальцами и подуть на них) Полетели, закружились И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»          

(постучать пальцами по столу) Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.         (постучать кулаками по столу)

Снег потом припорошил,               

(плавные движения кистями рук )

Одеялом их накрыл.                     

(ладони крепко прижать к столу)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пернатые друзья               

Десять птичек стайка. Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)

Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)

Эта птичка – воробей. Эта птичка – совушка, Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца) Серенькое перышко.

Эта – зяблик.


Эта – стриж.

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки) Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками).

 

 

Дятел

Дятел-дятел (помахивать кистями рук, как крыльями).

Сел на сук.

Тук-тук-тук (одновременно стучать большими пальцами обеих рук по столу) Тук-тук-тук (одновременно стучать указательными пальцами обеих рук по столу)

Тук-тук-тук (одновременно стучать средними пальцами обеих рук по столу)

Тук-тук-тук (одновременно стучать безымянными пальцами обеих рук по столу) Тук-тук-тук -(одновременно стучать мизинцами обеих рук по столу.) Долбит сук.

 

 

Гуси

Гуси-гуси, га-га-га (пальцы рук щепоткой то раскрываем, то опять вместе)

Есть хотите, да-да-да (пальцы щепоткой киваем вниз)

Хлеба с маслом, нет-нет-нет (пальцы щепоткой, киваем в стороны) А чего вам? Нам конфет (раскрываем пальчики ладошками вверх) Ворона

Вот ворона полетела, кар-кар (делаем руками движения, как будто крыльями машем, и ходим)

Вот она землю села, кар-кар (приседаем на корточки)

Поклевала-поклевала, кар-кар (делаем наклоны головы, как будто клюем)

Громко-громко закричала, кар-кар (встаем и снова машем крыльями)

 

Совушка-сова

Совушка-сова (руки положить на голову, покачать головой) - Большая голова.

На суку сидела (не убирая рук с головы, покрутить ею из стороны в сторону) Головой вертела.

Во траву свалилася (уронить руки на колени, В яму провалилася. (Убрать руки с колен и уронить их вниз вдоль туловища).

 

 

Птичка

Я пройдусь по лесам -     (Изобразить деревья обеими руками)

Много птичек там.           (Изобразить птицу: перекрестить ладони, держа их тыльной стороной наружу. Зацепить большие пальцы друг за друга, как крючки)

Все порхают,                     (Помахать руками, как крыльями)


Поют,                                (Изобразить двумя руками открывающиеся клювы) Гнезда теплые вьют.       (Сложить ладони в виде гнезда).

 

 

Цветы         

 

 

Вот перед нами бутон, Таит секреты он.

Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам. Из бутона раскрываются цветы Необычной красоты.

Пальчики разведём в стороны, не отрывая друг от друга основания ладоней. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.

Шевелим пальчиками, лепестками цветка.

Влево – вправо, Влево – вправо.

Наклоняем цветочек в разные стороны.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Закрываются цветы

Необычной красоты.

Закрываем цветок, прижимая пальчики друг к другу. Засыпают все цветы,

Ночью спать они должны.

Наклоним голову, положим ладошку под щёку, спим.

 

 

Комнатные цветы

 

Комнатные цветы

Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам. необычной красоты!

Пальчики разведём в стороны, не отрывая друг от друга основания ладоней.

В комнатах у нас растут,

Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам.

Аспарагус, каланхоэ, фиалка, герань, алоэ.

Загибаем указательным пальцем правой руки каждый пальчик на левой руке, начиная с мизинца. (Дети проговаривают названия комнатных цветов).

И цветут, цветут, цветут.

Пальчики разведём в стороны, не отрывая друг от друга основания ладоней.



Шевелим пальчиками, лепестками цветка.

Бальзамин, бегония, фиалка, роза, пеларгония.

Загибаем указательным пальцем левой руки каждый пальчик на правой руке, начиная с мизинца. (Дети проговаривают названия комнатных цветов).

Комнатные нежные цветы,

Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам.

Лето посреди зимы.

Пальчики разведём в стороны, не отрывая друг от друга основания ладоней.

 

 

                 Транспорт                           

 

 

Поезд

Дети сели на бревно:

Будет поездом оно. (присаживаемся и встаем) Загудели: «У-У-У-У!

 

 

 

 

 

 

 

Мы поехали в Москву!»

(играем на «дудочке»)

Дети едут и гудят,

Точно паровозы,

(топаем ногами и «гудим») А вверху грачи кричат На ветвях березы. (поднимаем руки вверх)

 

Самолет

Я построю самолет,

(разводим руки широко в стороны) Шлем надену — и в полет.

(показываем «шлем» над головой)

Сквозь волнистые туманы,

Полечу в другие страны,

(шевелим пальчиками) Над морями и лесами,

Над горами и полями,


(делаем «брызгающие» движения пальцами) Облечу весь шар земной. (обхватываем воображаемый шар) А потом вернусь домой.

(взмахивающие движения ладонями)

 

 

Кораблик

Вот плывет кораблик мой,

(руки — «полочка», покачиваются) Он плывет ко мне домой.

(руки вперед, ладони сомкнуть углом, имитируя нос корабля)

Крепко я держу штурвал,

(«держать штурвал»)

Я ведь главный капитан (четыре хлопка в ладоши)

 

Машина

Заведу мою машину

(повороты кистями руки сжатой в кулак, как будто заводим машину) Би-би-би, налью бензину.

(три раза хлопнуть в ладоши и одновременно топать)

Крепко-крепко руль держу (имитировать движения водителя) На педаль ногою жму. (топать правой ногой)

 

 

 

 

 

 

 

 

Дом, семья   

 

 

Моя семья

Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик - дедушка      Разжимают большой палец

Этот пальчик - бабушка      Разжимают указательный палец

Этот пальчик – папочка      Разжимают средний палец

Этот пальчик - мамочка      Разжимают безымянный палец

Этот пальчик - я.                  Разжимают мизинец

Вот и вся моя семья             энергично сжать руку в кулак несколько раз

Как у нас семья

Большая и весела    хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок                  попеременно

 

Наша семья



Правая рука сжата в кулак. Левой рукой разжимают пальцы поочередно.

Этот пальчик большой -

Это папа дорогой                         Разжимают большой палец

Рядом с папой - наша мама.       Разжимают указательный палец

Рядом с мамой – старший брат  Разжимают средний палец

Вслед за ним сестренка -

Милая девчонка.                        Разжимают безымянный палец

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш.           Разжимают мизинец

 

«Мой дом»

В нашем доме все друзья    Дети ритмично стучат кулачками по столу

Самый младший - это я       Разжимают кулачки, начиная с мизинчика

Это мама Маша,                   Разжимают безымянный

Это папа Саша,                     Разжимают средний

Это брат Юра,                       Разжимают указательный

Это сестра Даша.                  Разжимают большой

Пальцы - дружная семья,

Друг без друга им нельзя Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их

Вот большой!                    большие пальцы

А это – средний.                Разжимают средние пальцы

Безымянный                      Разжимают безымянные пальцы

 

 

 

 


 

 

 

 

и последний - наш мизинец, малышок!    Разжимают мизинцы

Указательный забыли                                Дети показывают указательный палец

Чтобы пальцы дружно жили,     Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху Будем их соединять и движенья выполнять.  Каждый палец руки соединяем поочередно с большим пальцем

 

Наша дружная семейка:

 

Самой первой села мама,       разогнуть большой палец

Рядом — строгий наш отец.   разогнуть указательный

Следом братец и сестрица.     разогнуть средний и безымянный Ну а мне где поместиться       разогнуть мизинец

 

        Мой город, страна  

 

«Я по городу хожу»


Я по городу хожу,             Хлопки в ладоши Я про город расскажу.

Поликлинника, аптека,    Сгибают пальцы на обеих руках Магазин, библиотека.

Много здесь жилых домов   Разжимать по очереди пальцы И деревьев, и цветов.

Школа, детский сад, музей,   Стучать пальчиком о пальчик

Город нужен для людей. Хлопки

 

                «Моя страна»

Посмотрю на карту я :      (вытягивают вперед прямые ладони)

Вот российская земля.     (поочередно соединяют одноименные пальцы рук) Есть леса тут и озера, Горы, реки и моря.

Я люблю тебя, Россия,     (крепко сжимают в «замок»)

                Ты же Родина моя!           (прикладывают руки к груди)

 

 

«Город- это улицы…»  

Город – это улицы, проспекты и дома, (Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу). Площади, музеи, парков тишина,

 

 

 

 

 

 

 

 

(Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.) Блеск огромных стекол,

Праздничных витрин,

(Разводить пальцы в стороны и соединять.)

Быстрое движенье

(Круговые движения руками, согнутыми в локтях).

Прохожих и машин

(Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак.)

 

«В День единства будем рядом»

В День единства будем рядом, (Сжимать и разжимать кулачки)

Будем вместе навсегда, (Соединить руки в «рукопожатии») Все народности России В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить, (Поочерёдно загибать пальчики правой руки , начиная с большого) Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,(Поочерёдно загибать пальчики левой руки , начиная с большого)

                Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,(Указательными пальчиками «погрозить»)

Чтобы счастьем жизнь наполнить, (Сжимать и разжимать кулачки)

Чтоб под мирным небом спать! (Соединить руки в «рукопожатии»)

 

 

«Село»

На горе мы видим дом,

Много зелени кругом,

(хлопок, кулачок)     Вот деревья, вот кусты, Вот душистые цветы. Окружает всё забор, За забором - чистый двор. (поочерёдно загибаем пальчики)

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

Зима     

«Варежка»

Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал».

Маша варежку сняла: «Поглядите – ка, нашла!»

Ищешь, ищешь и найдешь,

Здравствуй, пальчик, как живешь?

Сжать пальцы в кулачок.

Все пальцы разжать, кроме одного.

Разогнуть оставшийся согнутым палец. Сжать пальцы в кулачок.

 

                  «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)


Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней) Круглый, крепкий, очень гладкий.

(показывают круг, гладят ладони друг о друга)

Раз – подбросим, ("подбросить", посмотреть вверх

Два – поймаем. (" ловят", приседают)

Три – уроним (встают, "роняют")

И … сломаем! (топают)

 

                  «Зима»

Пришла зима,     (трем ладошки друг о друга)

Принесла мороз. (пальцами массажируем плечи, предплечья)

Пришла зима,      (трем ладошки друг о друга)

Замерзает нос.     (ладошкой массажируем кончик носа)

Снег,                    (плавные движения ладонями)

Сугробы,             (кулаки стучат по коленям попеременно)

Гололед.              (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)

Все на улицу — вперед! (обе руки протянуть вперед)

 

«Зима»

Наши ручки замерзают.    (Кулачки крепко прижать друг к другу)

Поиграем – ка немножко  (Разжать кулачки, хлопать в ладони.) Да похлопаем в ладошки.  (Хлопать в ладоши) Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

 

 

 


 

 

 

 

Пальчики, чтоб их согреть, (Прижать ладони друг к другу, тереть)

Сильно надо растереть.       (ладонь о ладонь.)

Пальчики мы согреваем,      (Греем руки круговыми движениями)

Их сжимаем – разжимаем!   (сжимаем и разжимаем кулачки.)

 

 

Животные Севера          

 

Над планетой пролетаем, Холодные земли посещаем. Здесь стужа да холода, гуляют холодные ветра.

Руки в стороны – вниз (взмахи крыльями).

Вот тундра – серая земля,

Руки вперёд, покажем ладони обеих рук.

Живут в тундре …



Ладони параллельно друг другу. северные олени, мохнатые овцебыки, полярные волки, белоснежные песцы, зайцы-беляки.

Парное касание пальцев от мизинцев к большому пальцу.

(Дети проговаривают названия животных). Белые куропатки, полярные совы, белоснежные гуси, длинноногие журавли, прекрасные лебеди.

Парное касание пальцев от мизинцев к большому пальцу.

(Дети проговаривают названия животных). Вот Арктика – белая земля,

Льдом и снегами покрыта она.

Руки вперёд, покажем ладони обеих рук.

Живут в Арктике … Покажем ладони обеих рук белые медведи, морские котики, огромные моржи,

серые тюлени,

 

 

 

 

 

 

 

 

маленькие нерпы.

Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке.

(Дети проговаривают названия животных).

Зубастые белухи, длиннорогие нарвалы, синие киты, хищные касатки, огромные финвалы.

Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на левой руке.

(Дети проговаривают названия животных). Над планетой пролетели, Холодные земли посетили. Где стужа да холода, гуляют холодные ветра. Руки в стороны – вниз (взмахи крыльями).

 

 

На Севере белый Мишутка живёт

На севере белый мишутка живёт, Но только, как бурый, он мёд не сосёт.

Наш Умка пытается рыбку ловить,


Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить.

(массировать пальчики, начиная с мизинца к большому, на каждую строчку

 

 

Новый год         

 

 

«Новогодний праздник»

Ждали праздника мы долго. (Трём ладошку о ладошку.)

Наконец пришла зима. (Сжать кулаки, прижать их друг к другу.) Наконец пришла зима (Пальцы «идут» по столу, по коленкам.) В гости ёлку привела.

(Пальцы показывают Ёлочку, указательные пальцы сцепляются)

К ёлке все мы подошли,

Хороводы завели. (Круговые движения кистями рук.) Покружились, поплясали, (Кисти рук опустить, расслабить.) Даже чуточку устали.

Дед Мороз скорей приди,

(Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд).

 

 

 

 

     

 

 

Нам подарки принеси.

 

«Подарки»

Дед мороз принес подарки:     («Шагают» пальчиками по столу.)

Буквари, альбомы, марки,       (На каждое название загибают

Кукол мишек и машины,        по одному пальчику, сначала на

Попугая и пингвина,               правой, потом на левой руке.)

Шоколадок пол мешка            (Делают из пальчиков правой руки

И пушистого щенка!                мордочку щенка, согнуты

Гав! Гав!                                   средний и указательный пальчики – «ушки»)

 

«Елочка»

Ждут красавицу колючую                («Рисуют» руками елочку.)

В каждом доме в декабре.                 (Делают ладошками «дом».)

На ветвях зажгут фонарики,             (Показывают «фонарики».)

Искры брызнут в серебре.                 (Руки над головой, пальцы оттопырены.) Сразу станет в доме празднично,     (Берутся за руки и становятся в хоровод.) Закружится хоровод.

Дед Мороз спешит с подарками,      (Идут по кругу с воображаемым Наступает Новый год.                        мешком за плечами.)



 

Зимние забавы   

 

 

«Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться.

(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)

Новогодние игрушки Праздник приближается, Елка наряжается.

(Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.)

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

(Поочередно соединяют большой палец с остальными.) А здесь фонарики висят,

 

 

 

 


 

 

 

 

Блеском радуют ребят.

(Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».)

 

«Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять     (загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять

(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)

Бабу снежную слепили        (катаем ручками "комок")

Птичек крошками кормили  ("кормим птичек ")

С горки мы потом катались

(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) А ещё в снегу валялись

(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли   (отряхиваем ладошки)

Суп поели         ("едим суп)

Спать легли       (ладошки под щечку).

 

 

Снеговик

Мы слепили снежный ком     (Лепим двумя руками комок)

Шляпу сделали на нем           (Соединяем руки в кольцо и кладем на  голову)


Нос приделали и вмиг            ( Приставляем кулачки к носу)

Получился снеговик               (Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика.)

 

 

              Зимние виды спорта    

 

Спортсмены

Чтоб болезней не бояться    Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны.

Надо спортом занимать       Сжимаем и разжимаем кулаки.

Играет в теннис теннисист  Сгибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Он спортсмен, а не артист

В футбол играет футболист

В хоккей играет хоккеист,

В волейбол — волейболист, В баскетбол — баскетболист.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лыжники

Мы бежим с тобой на лыжах    Дети “скользят” шагают пальцами по столу (на лыжах)

Снег холодный лыжи лижет    (Скользят, делая поочередно движения пальцами А потом – на коньках,               (“бегут” на коньках)

Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили,        Показывают, как лепят снежки (сверху то одна рука, другая)

А потом снежки катили,          Катят воображаемый комок

А потом без сил упали             Кидают друг в друга

И домой побежали

 

 

 

Профессии   

 

 

 


Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.) И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель… (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.) Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

 

«Такие разные дела»

Много дел на белом свете: Раз, два, три, четыре! Вот военные идут – они границу берегут. А швея иглу берёт И одежду людям шьёт. Дворник улицу метёт, Звонко песенку поёт. Птичница во двор пришла, Курам зёрна принесла.

(Дети сжимают пальчики по одному в кулачки. Разжимают пальчики по одному из кулачков.

Пальчики «шагают». Имитируют движения руки с иглой при шитье. Подражают движения дворника.

Выполняют упражнение

«Кормление птиц».)

 

«За работу» Ну-ка, братцы, за работу. Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить, А тебе обед варить, А тебе посуду мыть.


А потом всем песни петь, Песни петь да плясать, Наших деток забавлять. (Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать»

- энергично шевелить ими).

 

 

«Мы пожарные»

         С огнем бороться мы должны, Мы смелые работники, С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? Пожарные (Поочередное соединение        всех пальчиков, начиная с мизинчика и заканчивая большими пальчиками, затем сжать пальчики

в кулачок и выпрямить пальчики)

 

 

 

 

 

 

 


 

«Продавец» Продавец ребятам рад.

В магазине для ребят: Есть матрёшки расписные, Есть машины заводные. (Ритмично хлопать в ладони, бить кулачек о кулачек,

заводить ключом машину.)

 

«Строитель» Строитель строит дом.

(постукивают кулачками один о другой) Он увлечен своим трудом:

Из камня дом он строит.

домик» - соединить подушечки пальцев под углом)

Сердитый ветер налетел, (покачивают руками над головой) Шел град, но дом остался цел.

(стучат пальцами одной руки по ладони другой) Лил дождь, был гром –Не рухнул дом! («домик»)

 

 

«Поварята»

Муку в тесто замесили,

(Сжимают и разжимают пальчики.) А из теста мы слепили:

(Прихлопывают ладошками, «лепят».)

Пирожки и плюшки,

(Поочередно разгибают Сдобные ватрушки,       пальчики, начиная с мизинца) Булочки и калачи - Всё мы испечём в печи.

Очень вкусно!

(Обе ладошки разворачивают вверх.)

 

                    «Космонавт»

В тёмном небе звезды светят,

(сжимают и разжимают пальцы) Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

(изображают рукой полёт ракеты) И на землю вниз глядит.

(опускают медленно руку вниз).

 

 

 

 

 

Профессии разные есть Профессии разные есть, Все сразу не перечесть: (Ритмично сжимают- разжимают кулаки.) Доктор лечит людей,

Учитель учит детей,

Повар готовит обед,

Пожарных смелее нет, (Поочерёдно загибают пальцы на правой руке на каждое название профессии.) Строитель построит нам дом:

Все дружно жить будем в нём.

(Сводят руки над головой — «крыша».) Стены покрасит маляр,

Сантехник починит кран,

Электрик включит нам свет,

Плотник постелет паркет, (Поочерёдно загибают пальцы на левой руке.) А если ты хочешь всё знать, (Покачивают указательным пальцем.)

Учёным тебе надо стать. (Дотрагиваются

указательным пальцем до лба.)

 

 

Наша армия    

 

«Бойцы-молодцы»

Пальцы эти — все бойцы, (Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами).

Удалые молодцы. (Сжимают и разжимают пальцы обеих рук).

Два — больших и крепких малых

(Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие). И солдат в боях бывалых.

Два — гвардейца-храбреца

(Показывают указательные пальцы)

 

 

 

 

 

Два — сметливых молодца (Показывают средние пальцы). Два — героя безымянных

(Показывают безымянные пальцы) Но в работе очень рьяных. Два мизинца — коротышки (Показывают мизинцы).

Очень славные мальчишки!

Один, два, три, четыре, пять

(Поочередно считают пальцы на левой руке)

Будем молодцев считать

(Начиная с мизинца, затем на правой руке).

Пальцы встали дружно в ряд

(Показывают ладони, разводят стороны пальцы и сводят их).

Десять крепеньких солдат

(Показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают в ладоши).

 

 

Вышли танки на парад.

Встали строем ровно в ряд. Раз, два, три, четыре, пять, Очень просто их считать.

(«Шагают» пальчиками по столу.


Ладони прижаты друг к другу.

Соединяют попарно пальцы левой и правой рук).

 

"Наша армия"

Аты – баты! Аты – баты!

(поочередно шагают указательным и средним пальцами то правой, то левой руки)     На парад идут солдаты. Вот идут танкисты, потом артиллеристы, А потом пехота Рота за ротой.

(по очереди соединяем подушечки пальцев, начиная с большого пальца)

                     

«Вертолет»

(пальцы обеих рук, кроме указательных и больших, «сплетают», указательные выдвигают вперед и соединяют их подушечки – хвост вертолета, большими пальцами выполняют совместные круговые движения – лопасти вертолета) Быстро лопасти крути! Вертолет, лети, лети!

 

 

 

 


 

 

Мамы всякие важны    

 

«Наши мамы»

Много мам на белом свете, Всех их очень любят дети!

(Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.)

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

(Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.)

Мамы разные нужны,

(Сжимают обе ладошки в «замочек».) Мамы разные важны!

 

«Помощники»



Дружно маме помогаем

Пыль повсюду вытираем. (движения по тексту) Мы белье теперь стираем Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом – И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем.

 

«Мамины помощницы»

Решили маме мы помочь

И воду в таз налили,

(Изображают пальцами откручивание крана).

Насыпали вниз порошка,

(Делают мелкие движения щепоткой пальцев).

Белье все замочили.

(Ставят руки перед собой, кисти вниз, изображают погружение белья в таз.) Стирали долго мы его, (Потирают кулаком о кулак).

О доску даже терли.

(Потирают кулаком о ладонь)

 

 

 

 

 

 

 

 

Не разорвали ничего,

(Делают отрицательное движение указательным пальцем). А полоскали сколько!

Туда-сюда, туда-сюда,

(Наклоняются, опускают руки, расслабляют, болтают ими из стороны в сторону.)

Вода в тазу вскипела.

(Складывают ладони перед собой, резко сжимают и разжимают пальцы.) Но только, братцы, вот беда:

(Прижимают руки к щекам, покачивая головой).

На пол упала пена!

(Опускают руки вниз, трясут легко кистями). Давай ее мы собирать И отжимать в ведерко.

(Приседают, имитируя сбор пены обеими руками) Чтобы как мама наша стать, Трудиться надо столько!

(Показывают указательным пальцем вверх).

 

 



 

Игрушка  народная       

 

Я клубком круги катаю          Делаем вращательные движения

Взад-вперед его катаю           Катаем между ладонями

И поглажу я ладошку

Будто я сметаю крошку          Гладим ладошки, имитируем смахивающие движения

И сожму его немножко              Сжимаем поочередно в кулачок

Каждым пальчиком прижму     Поочередно прижимаем клубок пальчиками

И другой рукой начну                Поочередно прижимаем клубок пальчиками

Будет кукла загляденье

Всем ребятам удивленье

 

У Матрешиной сестрицы    Ритмичные удары пальцами правой руки,

                                                   начиная с указательного, по левой ладони.

По деревне небылиц               Ритмичные удары пальцами левой руки, на-                                                    чиная с указательного, по правой ладони.

Ходит утка в юбке,                  На каждое название животного загибают В теплом полушубке,              пальцы на руках, начиная с больших.

 

Курочка — в жилете,

Петушок — в берете,

Коза — в сарафане,

Заинька — в кафтане,

А всех их пригоже            Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и Корова в рогоже.               удары кулачками.

 - Петушок, петушок, -     (соединить на руке указательный и большой палец)

Золотой гребешок, -          (сделать «замок» из пальцев)

Масляна головушка, –       (погладить рукой по голове)

Шелкова бородушка, -       (погладить рукой по подбородку)

Что ты рано встаешь,

Что ты звонко поешь,

Деткам спать не даешь? – (закрыть глаза и сложить ладони под щеку) Солнышко-вёдрышко



 

Быт (мебель)       

Мебель

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет.

Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки. Много мебели назвал -

Десять пальчиков зажал! Поднимают зажатые кулачки вверх.

 

 

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

Ритмично сжимают и разжимают пальцы.

Много мебели в квартире               

В шкаф повесим мы рубашку,   

Загибают пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.

А в буфет поставим чашку.           

Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле.

 


А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.          

Ритмично попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачком о кулачок. Много мебели в квартире! 

 

 «Пол»

В доме жалуется пол:                                  

 Дети поочередно кладут кисти рук на стол.

«До чего мой труд тяжел:                          

Тумба, кресло и столы,                              

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.

Там кровать, а тут шкафы.                        

Еле — еле их терплю                             

Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

— Только жалобно скриплю!»        

 

Платяной шкаф.

Мне купили для одежды



Шкаф вместительный, большой. Показывает, какой большой шкаф. Он красивый и удобный И зовется «платяной». Уберу в него одежду:

Майки, шорты и трусы,

Брюки, куртки и рубашки, Загибает пальцы на двух руках. Свитера и пиджаки. И носки с футболками Уберу на полки я.

Сказки-сказочки     

 

Сказки.

(Дети поочередно загибают пальчики.

На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть Рукавичка,

Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя,

 

Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку, Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем Знаем Волка и козлят.

 

«Репка»

Репку мы сажали (пальцами правой руки как будто роем лунку на ладошке левой руки)

Репку поливали (имитируем, как льется вода из лейки)

Вырастала репка (выпрямляем постепенно пальчики)

Хороша и крепка! (ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки ребёнка и тяните – каждый в свою сторону) Вытянуть не можем, Кто же нам поможет?

Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух! (расцепили руки, потрясли кистями)

 

«Козлята»

Мы славная семья козлят (сжать – разжать кулачки)

Мы любим, прыгать и скакать (пальчики подпрыгивают на столе)



Мы любим, бегать и играться (пальчики бегают по столу) Любим рожками бодаться    (указательными пальчиками обеих рук показывают «рожки»)

«Братья-гномики»

В кулачке, как в домике, (Пальцы сжимаем в кулачок и разжимаем)

Скрыты пальцы-гномики. (пальцы зажаты в кулачок)

Домик открывается, (постепенно кулачки разжимаются)

Сказка начинается. (ладошки тянем вверх)

Раз, два, три, четыре, пять (пальчики в кулачке, разгибаем пальцы, начиная с большого)

Вышли пальчики гулять. (сжать и разжать пальчики)

Вдруг начался дождик

Раз, два, три, четыре, пять. (зажать пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять. (пальцы зажаты в кулачок)

(А когда пальчики-гномики опять вышли гулять, то увидели яркое солнышко, которое ласково грело своими лучиками)

Вышли солнышка лучи, (ладошки тянем вверх и поворачиваем их в разные стороны)

Лучи солнца горячи, (руки поднимаем вверх, вниз)

Солнышко проснулось, (ладошки тянем вверх)

К щечкам прикоснулось. (ладошки прижать к щёчкам)

 

 

 

 

 

 

Весна    

 

Посадили зернышко,              Нажать на центр ладони пальчиком Выглянуло солнышко.           Кисти сжимаем и разжимаем по очереди Солнышко, свети — свети!

Зернышко, расти — расти!    Ладони вместе, руки двигаются вверх

Появляются листочки,         Ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с        большим пальцем на двух руках одновременно

Распускаются цветочки.         Кисти разжимаем по очереди.

 

  

Стучат всё громче дятлы, Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.

Синички стали петь.

Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены. Встаёт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть.


Выполняем руками волнообразные движения

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

А из под старой травки

Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка) Уже глядит цветок.

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак. Раскрылся колокольчик

Пальцы       постепенно          разжитаются,   свободно    расслаблены        (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,

Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь". Динь-динь, пришла весна.

 

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка- Поочередно сгибать пальцы на обеих руках,   начиная с мизинца левой руки. Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж- Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.

 

 

 

 

 

 

 

 

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами сделать «клюв» —

«птицы поют».

 

С наступлением весны, Пальцы расставлены, ладони перекрещены.

Птицы прилетают. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.

Возвращаются скворцы,

Работяги и певцы.                 Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются.

А грачи у лужицы                     Ладони раскрыты, соединены чашечкой.

Шумной стайкой кружатся.     Круговые движения кистями рук.

Журавли летят торопятся,       Пальцы расставлены, ладони перекрещены.

А малиновка и дрозд,              Большие пальцы соединяют, остальными  машут, как крыльями.

Занялись устройством гнезд.    Пальцы рук в замок ладони открыты.

 

Десять птичек — стайка

Десять птичек — стайка. 

Пой-ка, подпевай-ка:          (Спокойные взмахи расслабленными ладонями

Эта птичка — соловей,       (Загибаем по очереди пальцы начиная с мизинца 




Эта птичка — воробей,       левой руки ) Эта птичка — совушка,  сонная головушка.  Эта птичка — свиристель,

 Эта птичка — коростель, 

Эта птичка — скворушка, серенькое перышко. (Загибаем по очереди пальцы начиная с                          мизинца правой руки) Это-зяблик, это — стриж,     Это — развеселый чиж. 

Ну а это — злой орлан.  (Держим большой палец левой руки) Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Космос         

 

"Мы космический отряд".

(Пальцы одной руки сжаты в кулак. Дети разжимают и сжимают пальцы) Мы космический отряд,

Очень дружных пять ребят.

(Дети разгибают по очереди пальцы сжатые в кулак, начиная с большого.

Говоря про пятый палец, придерживают его другой рукой)

1   – Гагарин,

2   – Титов,

3   – Леонов,

4   – Комаров,

5-ый женщина, а не мужчина - Терешкова Валентина!

(Дети соединяют ладони перед собой и поднимают их вверх, вытягивая руки) В космический корабль сели, Да и в космос полетели.

 

 "Будем в космосе летать".

(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)

1,2,3,4,5.

(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак) Будем в космосе лететь.

(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого) 1 – комета.

2   – планета.

3   – луноход.

4   – звездолет.

5   – земля,

(Дети машут кистью руки, как бы прощаясь)    До свидания друзья!

(То же с другой руки. Или можно выполнять двумя руками вместе).

 

«1,2,3,4,5, в космос полетел отряд»

Раз, два, три, четыре, пять –

 (По одному загибают пальчики на обеих руках) В космос полетел отряд.

 (Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх)

 

 

 

 

 

 

 

 

Командир в бинокль глядит,

(Пальцы обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль»)

 Что он видит впереди? Солнце, планеты, спутники, кометы,

 (Загибают пальчики обеих рук)

Поднимает руки в вышину, (Поднимаем руки вверх) Видит желтую луну.

                (Показываем круг)

               

              В космосе сквозь толщу лет

(Сжимают и разжимают пальцы рук) Ледяной летит объект.

(Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево)

Хвост его-полоска света,

(К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост»)

 А зовут объект комета.    (Сжимают и разжимают пальцы рук)  Посмотрите, луноход По Луне легко идет.

Он шагает очень важно,                 В нем сидит герой отважный.


 (Дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз).  

 

 «Космонавт»

Утро – солнце всходит.

 (Поднимаем растопыренную ладошку).

Ночь – луна приходит.

(Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц»).  Мы по глобусу шагаем,  Пальцы дружно опускаем. 

Перепрыгнули лесок, (пальцы «прыгают» по столу)

На гору забрались,  Оказались в океане  – Вместе покупались.  Пошагали в Антарктиду,     Холодно, замерзли.  На ракету все мы сели  – В космос улетели.

 (Выполняем движения по тексту).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Планеты»

В небе ясном солнце светит,  Космонавт летит в ракете.  А внизу леса, поля 

– Расстилается земля.

(Выполняем движения по тексту).  

На Луне есть звездочет

                Он ведет планет учет: 

                  Меркурий - раз, 

Венера - два-с, 

Три - Земля, 

Четыре - Марс 

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,  Семь - Уран,  Восьмой - Нептун.

 (На каждую строчку загибаем пальчик)


 

День Победы   

 

«Солдатики»

Аты — баты, аты — баты! на войну идут солдаты.

Указательный и средний пальцы обеих рук «маршируют на столе», изображая солдат (остальные пальцы прижаты к ладони). Важно, чтобы пальцы «маршировали» синхронно, в ногу.

Знамя красное несут,

Руки поднять вверх, пальцы выпрямить, прижать друг к другу, затем согнуть руки в локтях (знамя).

Пушки грозные везут.

Кулаки обеих рук лежат на столе. Выпрямленные указательные пальцы    изображают стволы пушек.

  

«Победа (пальчиковая гимнастика +физминутка) Мы празднуем Победу!

(марш на месте).

Салют! Салют! Салют!

(руки вверх, пальцы сжимаем, разжимаем)

 

 

 

 


 

 

 

Кругом цветы весенние

(руки на пояс, повороты туловища в стороны) Цветут, цветут, цветут!

(руки в стороны вверх - сгибаем, разгибаем) Все люди пляшут, празднуют, (приседания) Поют, поют, поют!

(дирижируем)

Пусть в мире страны разные

(вдох, круговое движение руками, изображая земной шар) Живут, живут, живут!

 

 

Насекомые  

 

Прилетела к нам вчера (загибать пальцы по одному) Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк



И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза.

(делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)

Пожужжали, полетали, (машут ладошками) От усталости упали. (уронить ладони на стол)

 

На ромашке – две букашки,

(руки вместе, ладони раскрыты, поочередно соединять пальцы рук)

А на лютике – жучок,

В колокольчике – кузнечик, На гвоздике – паучок.

А на маке-то – пчела,

(пальцы одной руки в кулаке, круговые движения указат. пальца – пчела жужжит)

Собирает мед она.

В избушке из ватрушки

(поочередно соединяют пальцы с большим одновременно на двух руках – на каждые две строчки) Живут подружки-мушки.

 

 

      

 

 

      

 

А в пряничном домишке — Сластёны-муравьишки.

Оса ночует в хатке Из сладкой мармеладки, А паучок в холупке Из треснутой скорлупки.

 

Жук жужжит,

(дети загибают пальцы на правой руке, рассказывая)

Звенит комар,

Ищет бабочка нектар,

Муравей несет травинку, А паук сплел паутинку.

(пальцы правой руки сжимают в кулак)

Стрекоза вокруг летает,

(делают небольшие круговые движения указательного пальца левой руки вокруг сжатых в кулак пальцев правой руки) Насекомых всех хватает.

Разлетайтесь, разбегайтесь, В лапки ей не попадайтесь! (резко разжимают кулак)

 


 

«Спортсмены»    

 

Чтоб болезней не бояться,

Надо спортом заниматься. Играет в теннис — теннисист, Он спортсмен, а не артист.

В футбол играет — футболист,

В хоккей играет — хоккеист, В волейбол — волейболист, В баскетбол — баскетболист. Поднимают руки к плечам, вверх, к плечам, в стороны. Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

 

 

 

 

     


 

 

 

«В ШКОЛУ»        

Скоро в школу мы пойдем  («шагают» пальцами по столу) И портфель с собой возьмем.  (загибают пальцы по одному) Книжки, ручку, карандаш Мы в портфель положим наш.  (соединяют и разъединяют пальцы)

Будем мы читать, писать,  (хлопают в ладоши) И учиться все на «пять»!  (показывают пять пальцев) 

 


 

В школу осенью пойду. Там друзей себе найду,

(Дети «шагают» пальчиками по

столу.)  


Научусь писать, читать, Быстро, правильно считать.

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)


Я таким ученым буду! Но свой садик не забуду.

(Грозят указательным пальчиком правой руки.)  


 

Семь вещей у нас в портфеле:         

(сжимают и разжимают пальцы рук)

Промокашка и тетрадь,  (загибают поочередно пальцы)

Ручка есть, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна

Убирала аккуратно,

И пенал, и карандаш,

И букварь – приятель наш.