КАРТОТЕКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Оценка 5

КАРТОТЕКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Оценка 5
doc
25.04.2020
КАРТОТЕКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Картотека для обучения грамоте.doc

 

 

 

Карточка 1.

 

Запомнить правила

1.  Первое слово в предложении              пишется с большой буквы.

2.  Имена, клички животных,        названия рек, городов пишутся с большой буквы.

3. Слова в предложениях пишутся отдельно.

4.  В конце предложения ставится             точка (восклицательный или вопросительный знак).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка 2.

 

Полный анализ слова

  Условные обозначения:

   гласный звук — красный квадрат;    

   согласный звук (твердый) — синий квадрат;

   согласный звук (мягкий) — зеленый квадрат;

   слово — длинная полоска;

   слог — короткая полоска.

 Пример: слово пила — 2 слога, 4 звука: 2 гласных, 2 соглас­ных, из них 1 — твердый, 1 — мягкий.

 

 

 

 

 

 

Карточка 3. Звук а и буквы А, а

1.  Вспомнить, что агласный.

2.  Назвать слова со звуком а.

3.  Определить место звука а в словах: аист, утка, мак, муха.

4. В названии каких овощей есть звук а? (Репа, капуста, каба­чок, тыква, картошка, баклажан.)

5. Запомнить буквы А, а. На что похожа буква А?

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А. С. Маршак

А — начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко. А. Шибаев

6.  Выложить букву А из счетных палочек, цепочки, веревочки.

7.  Напечатать буквы А, а.

Запомнить, что большая буква пишется в две клеточки, малень­кая — в одну. Расстояние между буквами в строчке — 1 клетка.

8.  Сделать полный анализ слов бак, вата. Зарисовать схемы, под соответствующими знаками напечатать знакомые буквы.

9. Дописать недостающие элементы букв. (Далее на усмотрение логопеда.)

Карточка 4. Звук у и буквы У, у

1.  Вспомнить, что угласный.

2. Подумать и назвать слова со звуком у, определить в них место звука у.

3. Отгадать слово, состоящее из первых звуков таких слов: ули­ца, танк, куст, аист. (Утка.)

4. На что похожа буква У?

У— сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.       В. Степанов

Удобная буква! Удобно в ней то,

Что можно на букву повесить пальто.

                                                      Е. Тарлапан

5.  Выложить букву У из счетных палочек, цепочки, веревочки.

6.  Напечатать буквы У, у. Следить за соблюдением интервалов между буквами.

7.  Напечатать слоги ау, уа. Расстояние между слогами в строч­ке — 2 клетки.

8. Сделать полный анализ слов пух, муха. Зарисо-вать схемы, под соответствующими символами напечатать знакомые буквы на своих местах.

9.  Какие слова подойдут к данным схемам?

У - (Ус, ум, ух.)

У - - (Ухо, уха, ура.)

У - - - (Утро, урок.)

- у - (Суп, дуб, лук, душ.)

10.  Написать буквы, которые видишь среди зашумленных

Карточка 5. Звук м и буквы М, м

1.  Вспомнить, что м — согл., звонк., тверд.

2.  Назвать продукты питания, начинающиеся на звук м (масло, макароны, мука, манка, молоко, морс).

3.  Определить место звука м в словах: мох, дом, дама, малина, лимон.

4.  Вспомнить и назвать слова, начинающиеся на слог:      Ма... (Мама, мак, машина, майка.)

         My... (Муха, муравей, музыка, мука.)

5. На что похожа буква Ml

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали. В. Степанов

    Хорошо известно всем:

    Где метро, там буква М. А. Шибаев

6.  Выложить букву М из счетных палочек.

7.  Напечатать буквы М, м; слоги: ам, ум, ма, му; слово мама.

8.  Сделать полный анализ слов дом, мука. Зарисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.

9.  Отгадать и назвать слова, которые подходят к этим схемам.

М - - (Мак, мал, мох, мул, мыл, миг.)

 - - м (Дом, ком, сом, моль, дым, сам.)

10. Дописать недостающие элементы (буква М)

Карточка 6. Звук о и буквы О, о

1.  Вспомнить, что о — гласный.

2.  Вспомнить и назвать слова на звук о.

3.  Определить место звука о в словах: дом, овод, гном, пальто, обувь.

4.  Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: осень, кот, ноты, автобус. (Окна.)

5.  На что похожа буква О?

    В старом дереве дупло

    Ну совсем как буква О. (В. Степанов)

            Посмотри на колесо

            И увидишь букву О.  ( А. Шибаев)

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла —

Покатиться бы могла. Е. Тарлапан

6.  Выложить букву О из веревочки, цепочки.

7.  Напечатать буквы О, о;   слоги:   ом,   мо,   мом, ум,   ам.

8.  Сделать полный анализ слов мох, нота. Зарисовать схемы, под соответствующими символами напечатать знакомые буквы.

9.  Какие слова подойдут к схеме?

         - о - (Рот, дом, мох, нос, сон, пол, гол, вол.)

10.  Написать буквы, которые видишь среди многих.

Карточка 7. Звук п и буквы П, п

1. Вспомнить, что п – согл., глухой, твердый.

2.  Назвать одежду на звук п (пальто, плащ, платье, пуловер).

3.  Определить место звука п в словах: паук, тапки, пух, суп.

4.  Подумать и назвать слова, начинающиеся на слог:

Па... (Папа, палец, панама, паутина, палуба.) По... (Пол, пони, палка, поезд, поле, повар, пончик.) Пу... (Пух, пума, пушка, пудель, пуля.)

5.  На что похожа буква /7?

На хоккее, на футболе

Буква П — ворота в поле. В. Степанов

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

— Ну-ка, милый, не ленись —

Подойди да подтянись. А. Шибаев

6.  Выложить букву Я из счетных палочек.

7.  Напечатать буквы П, п; слоги: an, yn, on, na, пу, по; слова поп, пуп, папа. Расстояние между словами в строчке — 2 клетки.

8.  Сделать полный анализ слова пума. Зарисовать схему, под схемой напечатать знакомые буквы на своих местах.

9.  Подобрать и назвать слова к схеме.

П - - (Пух, пол, поп, пир.)

10. Дописать недостающие элементы (буква П).

11.  Напечатать знакомые буквы, «спрятанные» в рисунке.

Карточка 8. Звук т и буквы Т, m

1.  Вспомнить, что m — согл., глухой, твердый.

2.  Вспомнить посуду, в названии которой есть звук m (тарелка, кастрюля, стакан, розетка).

3.  Определить место звука т в словах: кот, тумба, каток, ка­нат, ноты.

4.  Назвать имена детей, начинающиеся на слог:

Та... (Таня, Тамара, Тарас.)

То... (Толя, Тома, Тося, Том.)

5.  На что похожа буква Т?

Молоток стучит: «Тук-тук!

Букве Т я старый друг».  В. Степанов

6.  Выложить букву Т из счетных палочек, веревочек.

7.  Напечатать буквы Т, т; слоги: am, ym, от, yam, та, ту, то; слова: тут, тот, там, пот, Тома.

8.  Запомнить, что с большой буквы пишутся име-на, названия городов, рек и первое слово в предложении.

9.  Напечатать предложения. Тут Тома. Там Том.

10.  Запомнить, что слова в предложениях пишутся отдельно. В конце предложения ставится точка.

11.  Сделать полный анализ слова туман. Зарисовать схему, под схемой напечатать знакомые буквы на своих местах.

12. Подобрать слова к данным схемам.

Т - - (Том, так, ток, тур.)

- - т (Кот, сыт, вот, тот, лот, пот.)

13. Дописать недостающие элементы (буква Т).

 

Карточка 9. Звук к и буквы К, к

1.  Вспомнить, что к — согл, глухой, твердый.

2.  Назвать одинаковый звук в словах: бык, тыква, конь, мак. Определить позицию звука к в этих словах.

3.  Подумать и назвать слова, обозначающие мебель со звуком к   (кровать, шкаф, кресло, тумбочка, табуретка, полка).

4.  Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: кофта, обувь, танк. (Кот.)

5.  На что похожа буква К?

Сигнальщик держит два флажка.

С флажками он как буква К.   В. Степанов

Два столба стояли рядом.

Вдруг один переломился

И к другому прислонился. Л.Леонова

6.  Выложить букву T из счетных палочек.

7.  Напечатать буквы К, к; слоги: ак, ук, ок, уак, аок, аук, ка, ку, ко; слова: как, кок, кот, мак, ком; предложение: Тут кот.

8.  Сделать полный анализ слов кони, утка. Зарисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.

9. Дописать недостающие элементы (буква К).

10. Написать буквы, которые увидел(а).

 

Карточка 10. Звук э и буквы Э, э

1.  Вспомнить, что э — гласный.

2.  Подумать и назвать слова на звук э (эхо, этаж, эскимо, эта­жерка, эмблема, эфиоп).

3.  Определить позицию звука э в словах: поэт, эльф, статуэт­ка, эвкалипт.

4.  Отгадать имя девочки по первым буквам слов: эскимос, ма­шина, мак, антенна. (Эмма.)

5. На что похожа буква Э?

Это - Э,

С открытым ртом

И большущим языком. Г. Юдин

6. Выложить букву Э из веревочек, цепочек.

7.  Напечатать буквы Э, э; слоги: эм, эп, эт, эк, мэ, пэ, тэ, кэ; слова: это, эму, Эмма; предложения: Тут Эмма. Там эму.

8. Сделать полный анализ слова эму.

9. Подобрать слова к схеме.

                Э - - (Это, эхо, эму, эра.)

10. Дописать недостающие элементы (буква Э).

11. Найти букву Э среди других.

 

Карточка 11. Звук н и буквы Н, н

1.  Вспомнить, что н — согл., звонкий, твердый.

2.  Определить позицию звука н в словах: окна, ноль, лен, нота, сон.

3.  Назвать части тела со звуком н (нос, ноги, спина, колено, ногти).

4.  Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: носорог, осы, туча, апельсин. (Нота.)

5. На что похожа буква Я?

На букве Н

Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки! Е. Тарлапан

6. Выложить букву Н из счетных палочек.

7.  Напечатать буквы Н, н; слоги: ан, ун, он, эн, на, ну, но, нэ; слова: тон, пан, нота, Ната; предложение: Вот Ната.

8.  Написать буквенный диктант (писать боль-шие и маленькие буквы по памяти):

У, А, п, т, а, О, к, э.

9.  Сделать полный анализ слова канат. Зарисовать схему, под схемой напечатать знакомые буквы на своих местах.

10.  Расставить буквы в соответствии с их порядковыми номера­ми. Полученное слово записать.               4  2  3   1

                               к  а  н   Т (Танк.)

11. Дописать недостающие элементы (буква Н).

12.  Написать буквы, которые видишь.

 

Карточка 12. Звук х и буквы X, х

1.  Вспомнить, что х — согл., глухой, твердый.

2.  Вспомнить и назвать продукты питания со звуком х (хлеб, сахар, халва, сухари).

3.  Определить позицию звука х в словах: мох, хобот, бухта, хомяк, мех.

4.  Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: мыло, ухо, хомяк, аист. (Муха.)

5.  На что похожа буква X?

Xзабавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка —

Ветру вольному подружка. В. Степанов

6.  Выложить букву X из счетных палочек, веревочек, цепочек.

7.  Напечатать буквы X, х; слоги: ах, ух, ох, эх, ха, ху, хо, хэ; слова: мох, пух, уха, муха, хата; предложение: Эта муха тут.

8.  Сделать полный анализ слова хвост. Зарисовать схему, под схемой напечатать знакомые буквы на своих местах.

9. Дописать недостающие элементы (буква X).

10.  Напечатать буквы, которые видишь.

 

 

Карточка 13. Звук ы и буква ы

1.  Вспомнить, что ы — гласный.

2.  Назвать слова со звуком ы (дыня, дым, коты, диваны, тыква, бык).

3.  Определить позицию звука ы в словах: пыль, винты, улыбка, годы.

4. На что похожа буква ы?

Вот топор. Полено рядом,

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы

Все мы знать ее должны. В. Степанов

А бедняжка буква Ы

Бродит с палочкой, увы. А. Шибаев

5.  Выложить букву ы из веревочек, цепочек.

6.  Напечатать букву ы; слоги: ым, ып, ыт, ын, ых, мы, пы, ты, кы, ны, хы; слова: ноты, мамы, папы; предложение: У мамы ноты.

7.  Сделать полный анализ слова ноты. Зарисовать схему, под схемой напечатать знакомые буквы на своих местах.

8. Подобрать слова к данным схемам.

-  ы - (Бык, сыр, дым, мыс, рык, тыл.)

-  ы - - (Рыба, дыра, мыло, лыжи.)

- - - ы; (Куры, горы, норы, коты, лапы, ноты.)

9. Дописать недостающие элементы (буква ы).

10.  Найти букву ы среди других.

 

Карточка 14. Звук ф и буквы Ф, ф

1.  Вспомнить, что ф — согласный, глухой, твердый.

2.  Определить место звука ф в словах: буфет, фонтан, гольф, фантик, конфета.

3.  Подумать и назвать слова, начинающиеся на слог: Фа... (Факел, фара, фамилия, фазан, факир, фабрика.) Фо... (Форма, фокус, фон, фото, форточка.)

4.  На что похожа буква Ф?

С этой буквой на носу

Филин прячется в лесу. Е. Тарлапан

         Федя ходит руки в боки,

         Значит, выучил уроки. Г. Виеру

5.  Выложить букву Ф из цепочек, веревочек.

6.  Напечатать буквы Ф, ф; слоги: аф, уф, оф, ыф, фа, фу, фо, фы.

7.  Сделать полный анализ слова фант. Зарисовать схему, под схемой напечатать знакомые буквы на своих местах.

8. Дописать недостающие элементы (буква Ф).

9.  Напечатать буквы, которые видишь.

 

Карточка 15. Звук б и буквы Б, б

1. Вспомнить, что б — согл., звонкий, твердый.

2.  Вспомнить и назвать слова со звуком  б.

3. Определить место звука б в словах:

                 банан, губы, буквы, соболь.

4.  Назвать животных со звуком б (бык, буйвол, кабан, собака, баран, зебра, бобр, соболь, бизон).

5.  Придумать как можно больше слов на слог:

Ба... (Баня, банка, бабушка, баран, башня.)

Бу... (Бутон, бутылка, булка, бусы, бумага.)

6.  На что похожа буква Б?

 Буква Б с большим брюшком,

 В кепке с длинным козырьком. А. Шибаев

   Вот посмотрите — кто такой,

   Загородив дорогу, стоит с протянутой рукой,

   Согнув баранкой ногу.  С. Маршак

7.  Выложить букву Б из цепочек, веревочек.

8.  Напечатать буквы Б, б; слоги: ба, бу, бо, бэ, бы; слова: бак, бум, баба, батон, бутон; предложения: Там бутон. Тут батон.

9.  Продолжить цепочку слов, меняя только одну гласную в слове.

Бок... (бак — бук бык).

10.  Сделать полный анализ слова банка. Зарисовать схему, под схемой напечатать буквы на своих местах.

11.  Поменять местами слоги в слове банка. Полученное слово записать.

12. Дописать недостающие элементы (буква Б).

 

Карточка 16. Звук д и буквы Д, д

1.  Вспомнить, что д — согл., звонкий, твердый.

2.  Назвать слова на звук д (дом, душ, дама, дым, дорога, друг, дверь, дуб).

3.  Определить позицию звука д в именах: Даша, Федот, Лида, Данила, Богдан.

4. Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: муха, обувь, дом, автобус. (Мода.)

5.  На что похожа буква Д?

Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д — труба печная. В. Степанов

Видны за окнами дома

И дети на дорожках.

А вот и буква Д сама

На самоварных ножках. С. Маршак

6.  Выложить букву Д из счетных палочек, цепочек, веревочек.

7.  Напечатать буквы Д, д; слоги: да, ду, до, ды, дэ; слова: дам, дом, дым, дама, мода; предложения: Тут дом. Дама дома.

8.  Расставить буквы по росту и составить слово.

у  ы  Д  б

2  4  1   3       Дубы.)

Ответить на вопросы: сколько слогов в слове? Какой первый? Второй? Сколько гласных в слове? Какие? Сколько согласных? Какие?

9. Дописать недостающие элементы (буква Д).

10.  Назвать, какие буквы спрятались. Напечатать их.

 

Карточка 17. Звук г и буквы Г, г

1.  Вспомнить, что г — согл., звонкий, твердый.

2.  Назвать фрукты со звуком г. (Груша, виноград, гранат, манго).

3.  Определить место звука г в словах: гайка, книга, губы, нога, голова.

4.  Подумать и назвать слова, начинающиеся на слог:  Га... (Гамак, галка, гармонь, гараж,

                       гайка, Галя, газон, гал­стук.)

     Го... (Год, город, гость, горький.)

    Гу... (Гусь, гуашь, гусеница, гусенок, губка.)

5.  На что похожа буква Г?

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге. С. Маршак

Букву на плече носил,

На лугу траву косил. Е. Тарлапан

6.  Выложить букву Г из счетных палочек, веревочек, цепочек.

7.  Напечатать буквы Г, г; слоги: га, гу, го, гы; слова: гам, губы, гудок, гамак; предложения: Там гамак. Тут губы.

8.  Сделать полный анализ слова гамак. Зарисовать схему, под схемой напечатать буквы на своих местах.

9.  Найти слова в слове гамак. (Гам, мак.)

10. Показать и обвести букву Г.

11. Дописать недостающие элементы (буква Г).

Карточка 18. Звук в и буквы В, в

1. Вспомнить, что звук в - согл., звонкий, твердый.

2.  Назвать имена на звук в (Вова, Ваня, Валя, Вася, Владик, Варя).

3.  Назвать птиц со звуком в. (Ворона, воробей, иволга, сова, скворец, жаворонок.)

4.  Определить позицию звука в в словах: вата, тыква, вода, диван.

5.  Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: ворона, аист, ножницы, ноты, автобус. (Ванна.)

6.  На что похожа буква В?

Вот буква В видна вдали —

Красивая, витая,

Как будто крендель испекли,

Приезжих поджидая. С. Маршак

7. Выложить букву В из цепочек, веревочек.

8.  Напечатать буквы В, в; слоги: ва, во, ву, вы, вэ; слова: вам, вот, вон, вата, ванна; предложения: Вот ванна. Вот вата.

9.  Сделать полный анализ слов вагон, вдох. Зарисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы.

10.  Расставить правильно слоги и напечатать получившиеся слова:    Вы —бук,   та — ва.

11. Дописать недостающие элементы (буква В).

12. Назвать, какие буквы спрятались. Напечатать их 

Карточка 19. Звук л и буквы Л, л

1. Вспомнить, что л — согл., звонкий, твердый.

2. Назвать игрушки со звуком  л. (Лопатка, кукла, лошадка, сло­ненок, голыш, скакалка.)

3.  Определить позицию звука л в словах:

           лупа, пол, вилка, гол, полка.

4.  Подумать и назвать слова, начинающиеся на слог:    Лу... (Лупа, лужа, лук, луна.)

        Ло... (Ложка, лошадь, лом, локоть, лодка.)

   Ла... (Лампа, лавка, ладонь, лама, ласточка.)

5.  На что похожа буква Л?

Алфавит продолжит наш

Буква Л — лесной шалаш. В. Степанов

6.  Выложить букву Л из цепочек, веревочек.

7.  Напечатать буквы Л, л; слоги: ал, ул, ол, ыл, эл, ла, лу, ло, лы, лэ; слова: лак, лук, лупа, лапа, галка, флот; предложения: Вот лак. Тут галка.

8.  Сделать полный анализ слов лупа, плот. Зарисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.

9. Продолжить цепочку слов, меняя только одну гласную в слове. Мал... (мол, мул, мыл).

10.  Назвать слова, которые подходят к этим схемам.      Л - - (Лак, лук, лоб, лом, лад.)

                   - - л (Гол, пол, вол, бил, кол, мал.)

11. Дописать недостающие элементы (буква Л).

12.  Написать буквы, которые видишь.

 

Карточка 20. Звук и и буквы И, и

1. Вспомнить, что и — гласный. Запомнить, что и смягчает пре­дыдущий согласный и он читается мягко (пики).

2.  Назвать имена на звук и. (Инна, Игорь, Ира, Илья, Иван.)

3.  Определить место звука и в словах: иней, липа, ноги, кино, индюк.

4.  Отгадать имя мальчика по первым звукам слов: игрушки, ва­ленки, автобус, нос. (Иван.)

5.  На что похожа буква И?

На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок. В. Степанов

6.  Выложить букву И из счетных палочек.

7.  Напечатать буквы И, и; слоги: им, ип, ик, ми, пи, ти, ки; слова: кит, пик, ива, Иван; предложения: Вот ива. У ивы Иван.

8.  Сделать полный анализ слов вилка, клин. Зарисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.

9. Расставить правильно слоги и напечатать получившиеся слова. Но ки, ван ди, га кни.

10. Дописать недостающие элементы (буква И).

11. Отгадать ребус: ИвА. (Ива.)          

Карточка 21. Звук с и буквы С, с

1. Вспомнить, что с — согл., глухой, твердый.

2.  Определить позицию звука с в словах: сок, нос, коса, поднос, сова.

3.  Придумать и назвать животных со звуком с (собака, свинья, лиса, слон, барс).

4.  Назвать слова, начинающиеся на слог:

Са... (Сани, сад, сабля, самокат, салат, сапоги)

Су... (Сушка, судно, сухари, суп.)

Со... (Сосны, соль, сода, соболь, совы, Соня.)

5.  На что похожа буква С?

              Села мышка в уголок,

              Съела бублика кусок. Г. Виеру

6.  Выложить букву С из веревочек, цепочек.

7.  Напечатать буквы С, с; слоги: ас, ус, ос, ыс, эс, ис, са, су, со, сы, сэ, си; слова: сок, сад, сын, осы, косы, Алиса, каска; предло­жения: Вот Алиса. У Алисы косы.

8.  Расставить буквы в соответствии с порядко-выми номерами. Сделать полный анализ полу-чившегося слова.         4  2  3   1

                                      т  и  с  Л     (Лист.)

9.  Продолжить цепочку слов, меняя только одну любую букву в слове.  Сок... (сук - лук - лак - мак - бак - как - кок - кот - ком - кол - пол)

10.  Назвать слова, которые подходят к этим схемам.      С - -  (Сок, сук, сын, сон, сом, суп.)

                    - - С  (Нос, вес, лес, пес, бас, лис.)

11.  Найти букву среди других.

Карточка 22. Звук з и буквы 3, з

1.  Вспомнить, что з — согл., звонкий, твердый.

2.  Назвать имена со звуком з (Лиза, Зоя, Захар, Роза, Злата).

3.  Определить позицию звука з в словах: зубы, гнездо, ваза, забор.

4.  Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: заяц, осы, нос, туфли. (Зонт.)

5.  На что похожа буква 3?

         На эту букву посмотри:

         Она совсем как цифра три. С. Маршак

  3 не просто завитушка,

  3 — пружинка, крендель, стружка. В. Степанов

6.  Выложить букву 3 из цепочки, веревочки.

7.  Написать буквы 3, з; слоги: за, зу, зо, зы, зэ, зи; слова: зал, тазы, козы, Лиза, зонт; предложения: Вот Лиза. У Лизы зонт.

8.  Расставить буквы по росту и составить слово. Сделать полный анализ этого слова. Зарисовать схему, напечатать знакомые буквы на своих местах.      3   2   4   1

                 м    и    а    3     (Зима.)

9. Составить слова из слогов: зу, ва, бы, за. Напечатать получив­шиеся слова.

10.  Найти букву 3 среди других.

11.  Назвать и показать знакомые буквы, «спрятанные» в рисун­ке. (Рисунок составляет логопед по усмотрению.)

 

Карточка 23. Звук ш и буквы Ш, ш

1.Вспомнить, что ш – согласный, глухой, всегда твердый.

2.  Определить позицию звука ш в словах:     

        душ, машина, шапка, катушка.

3.  Отгадать название одежды по первым звукам каждого слова: шар, улитка, барабан, автомат. (Шуба.)

4.  Назвать слова, начинающиеся на слог:

   Ша... (Шайба, шалаш, шапка, шахматы.)

   Шу... (Шуба, шум, шуруп.)

5.  На что похожа буква Ш?

   

Посмотри на букву Ш

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё. А. Шибаев

6.  Выложить букву Ш из счетных палочек.

7.  Запомнить: ши всегда пиши с буквой И.

 

 

 

 

 

8.  Напечатать буквы Ш, ш; слоги: аш, уш, ош, ыш, иш, ша, шу, шо, ши; слова: шум, наш, душ, Маша, Миша, шина, каша, шаги; предложения: У Маши каша. У Миши кошка.

9.  Сделать полный анализ слова мошки. Зарисовать схему, под схемой напечатать знакомые буквы.

10.  Найти слово в слове:  камыши (мыши), машина (шина).

11.  Какие буквы пропущены в словах? Назвать слова.

      - - ша (Маша, Даша, каша, наша, ваша,

                                                      Луша, туша.)

12. Дописать недостающие элементы (буква Ш).

 

 

Карточка 24. Звук ж и буквы Ж, ж

1.  Вспомнить, что ж — согласный, звонкий, всегда твердый.

2.  Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: жираф, ананас, банка, автобус. (Жаба.)

3.  Назвать имена на звук ж (Женя, Жанна, Жора).

4. Определить позицию звука ж в словах: пижама, жилет, пид­жак, жакет. Вспомнить, как можно назвать все эти слова одним словом. (Одежда.)

5.       На что похожа буква Ш

          Эта буква широка

          И похожа на жука.

          И при этом, точно жук,

          Издает жужжащий звук:

         Ж-ж-ж-ж-ж.   С. Маршак

 

          Это — Ж, а это — К,

          Целый жук и полжука.     А. Шибаев

6.  Выложить букву Ж из счетных палочек, веревочек, цепо­чек.

 

7.  Напечатать буквы Ж, ж; слоги: жа, жу, жо, жи; слова: жук, ужи, кожа, Жанна; предложения: Вот Жанна. У Жанны жук. В саду ужи.

8.  Запомнить: жи всегда пиши с буквой И.

9. Сделать полный анализ слов ужин, живот. Зарисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.

10.  Составить слова из слогов: жи, ба, вот, жа. Напечатать по­лучившиеся слова.

11.  Расставить буквы в соответствии с их порядковыми номера­ми. Выложить слово из букв разрезной азбуки.

               3    1    4    2

              ж   Л    и   ы     (Лыжи.)

12. Дописать недостающие элементы (буква Ж).

13.  Назвать и показать знакомые буквы, «спрятанные» в ри­сунке.

 

Карточка 25. Звук щ  и буквы Щ, щ

1.  Вспомнить, что щ — согласный, глухой, мягкий.

2.  Вспомнить и назвать инструменты со звуком щ. (Щипцы, щет­ка, клещи).

3.  Определить позицию звука щ в словах: щенок, клещи, щепка, ящик, лещ.

4. Отгадать слово по первым звукам каждого слова: щетка, игол­ка, табуретка. (Щит.)

5.  На что похожа буква Щ?

       На расческу Щ похожа.

       Три зубца всего? Ну что же!   Е. Тарлапан

             Буква Щ поможет нам

             Чистить зубы по утрам.    В. Степанов

6.  Выложить букву Щ из счетных палочек, цепочек, веревочек.

7.  Напечатать буквы Щ, щ; слоги: ащ, ощ, ущ, ищ, ща, щу, щи; слова: ищу, щука, плащ; предложения: У Сани плащ. В тазу щука.

8.  Сделать полный анализ слов щит, щука. Зарисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.

9.  Расставить буквы по росту и назвать слово.

                  аПщЛ       (Плащ.)

10. Дописать недостающие элементы (буква Щ).

11.  Найти букву Щ (среди других.

Карточка 26. Звук р и буквы  Р, р

1.  Вспомнить, что р — согласный, звонкий, твердый.

2.  Вспомнить и назвать профессии со звуком р. (Врач, прода­вец, строитель, шахтер, шофер.)

3.  Определить позицию звука р в словах: раковина, пароход, са­мовар, морковка, костер.

4.  Назвать слова, начинающиеся на слог:

         Ра... (Рак, рама, ракета, раковина.)

         Ро... (Робот, рок, рот, рог, ров.)

        Ру... (Рука, рубашка, ружье, руль.)

        Ры... (Рыба, рысь, рынок, рыжик,

                                           рыбак,  рыбалка.)

5.  На что похожа буква Р?

       Буква Р — на мачте парус,

       Вдаль плывет, небес касаясь. В. Степанов

           

            Ручка круглая у трости.

            Трость для деда сделал Костя.  Г. Виеру

6.  Выложить букву Р из цепочек, веревочек.

7.  Напечатать буквы Р, р; слоги: ар, op, yp, up, эр, ыр, ра, ро, ру, ры, ри, рэ; слова: рак, рис, шар, Рита, Рома, роза; предложе­ния: У Риты розы. У Ромы шары.

8.  Сделать полный анализ слов мир, шарик. Зарисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.

 

9.  Продолжить цепочку слов, меняя только одну любую букву в слове.

    Рак... (рок рык — бык бак — мак —  

         лак — лук сук — жук).

10.  Назвать слова, которые подходят к этим схемам.

      Р - - (Рак, рок, рог, рык, рис.)

       - - ра (Нора, кора, гора, Вера,

                                 тара,  фара.)

11.  Найти букву Р.

12. Отгадать ребус:

                                                  (Ворона.)

 

 

 

Карточка 27. Звук ц и буквы Ц, ц

1.  Вспомнить, что ц — согласный, глухой, твердый.

2.  Подумать и назвать слова на букву Ц (цифра, цепь, цыпленок, цветы, цирк).

3.  Определить позицию звука ц в словах: цифра, пловец, птица, певец, цирк.

4.  Придумать слова, оканчивающиеся на:

         ... ца (синица, лисица, луковица, курица,    

                   медведица, тигрица, овца, волчица).

         ... цы (спицы, огурцы, птенцы, синицы,

                              концы, скворцы, кузнецы).

5.  На что похожа буква Ц?

         Буква Ц — внизу крючок,

         Точно с краником бочок.

                                           Е. Тарлапан

         Вот такая буква Ц:

         С коготочком на конце.

         Коготок — царапка,

         Как кошачья лапка.

                                          А. Шибаев

6.  Выложить букву  Ц  из счетных палочек, цепочек, веревочек.

 

7.  Напечатать буквы Ц, ц; слоги: ац, уц, оц, ыц, иц, ца, цу, цо, цы, ци; слова: лицо, цапли, синица, птица; предложения: Вот си­ница. Синица птица.

8. Сделать полный анализ слова синица. Зарисовать схему, напе­чатать знакомые буквы на своих местах.

9.  Расставить буквы в соответствии с их порядковыми номера­ми. Напечатать получившееся слово.

               3   1   4   2

              р   Ц   к   и       (Цирк.)

10. Дописать  недостающие  элементы (буква Ц).

11.  Назвать, какие буквы «спрятались». Напечатать их.

 

Карточка 28. Звук ч и буквы Ч, ч

1.  Запомнить, что ч — согласный, глухой, мягкий.

2.  Назвать слова на звук ч (чайник, чубчик, чашка, чайка, чемо­дан, человек, чучело).

3.  Вспомнить насекомых со звуком ч (кузнечик, бабочка, свер­чок, паучок, светлячок).

4.  Определить позицию звука ч в словах: чайка, меч, качели, мяч, речка, кирпич.

5. Отгадать слово по первым звукам каждого слова: лампа, удоч­ка, чайник. (Луч.)

6. На что похожа буква Ч?

  Ч с четверкой спутал чижик

   И прочел: «Четыре ижик». Г. Виеру

          Да, вы правильно решили,

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.   В. Степанов

7.  Выложить букву У из счетных палочек.

8.  Напечатать буквы Ч, ч; слоги: ач, уч, оч, ыч, ич, ча, чу, чо, чи; слова: луч, дача, бычок, ручка, грач; предложения: Вот дача. На лугу бычок.

9. Расставить буквы по росту. Выложить слово из букв разрезной азбуки.         ч Т а у    (Туча.)

10.  Продолжить цепочку слов, меняя только первую согласную в слове.        Бочка... (дочка — почка — кочка — ночка точка — мочка).

11.  Найти слово в слове: удача {дача), кочки {очки), лучи (учи).

12.  Найти букву Ч.

 


Карточка 1. Запомнить правила 1

Карточка 1. Запомнить правила 1

Карточка 5. Звук м и буквы

Карточка 5. Звук м и буквы

Карточка 9. Звук к и буквы

Карточка 9. Звук к и буквы

Карточка 13. Звук ы и буква ы 1

Карточка 13. Звук ы и буква ы 1

Карточка 17. Звук г и буквы

Карточка 17. Звук г и буквы

Карточка 21. Звук с и буквы

Карточка 21. Звук с и буквы

Карточка 24. Звук ж и буквы

Карточка 24. Звук ж и буквы

Продолжить цепочку слов, меняя только одну любую букву в слове

Продолжить цепочку слов, меняя только одну любую букву в слове
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2020