Ярина Татьяна Ивановна
Воспитатель 1 квалификационной категории
Ч/У «Ясли-сад Есик Болашак – 2007»
Картотека
подвижных игр
2019 год
КАРТОЧКА №1
«Мышеловка»
Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость; упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу.
Описание игры. Играющие делятся на две неравные команды, большая образует круг – «мышеловку», остальные – мыши. Слова:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, все поели.
Берегитесь же плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот расставим мышеловки, Переловим всех сейчас!
Затем дети опускают руки вниз, и «мыши» оставшиеся в кругу встают в круг и мышеловка увеличивается.
КАРТОЧКА №2
«Катай мяч»
Цель: Развивать выдержку, внимание, ловкость; упражнять в катании мяча. Описание игры. Играющие образуют круг, опускаются на колени и садятся на пятки. Воспитатель катит мяч кому – либо из детей. Тот, отталкивает от себя рукой, не давая коснуться ног, другому играющему. Если мяч коснулся ног, ребенок делает шаг из круга. Сидя за кругом, проигравший принимает участие в игре, если он отталкивает мяч случайно посланный ему. Продолжительность игры 4 – 5 минут.
КАРТОЧКА №3
«Перелет птиц»
Цель: Развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу; упражнять в беге, лазании.
Описание игры. Дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом конце – вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают. Продолжительность 5-7 минут
КАРТОЧКА №4
«Гори, гори ясно!»
Цель: Развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве; упражнять в быстром беге.
Описание игры. Играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. «Ловящий» становится на эту линию. Все говорят: Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо-
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три – беги!
После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один слева, другой – справа), стремясь схватить за руки впереди ловящего, который старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует пару и становится впереди колонны, а оставшийся – ловящий.
КАРТОЧКА №5
«Хитрая лиса»
Цель: Развивать у детей выдержку и наблюдательность; упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле.
Описание игры. Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается «дом лисы». Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг и дотрагивается до одного из играющих, который становиться «хитрой лисой». Дети открывают глаза. Играющие три раза спрашивают хором сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» Хитрая лиса выходит на середины круга, поднимает руку и говорит: «Я здесь!» Дети разбегаются, а «лиса» ловит. Пойманного- в дом. Продолжительность 6-8 минут.
КАРТОЧКА №6
«Спрячь руки за спину»
Цель: Развивать у детей быстроту реакции на сигнал; упражнять в беге, в ловле, закреплять правильную осанку.
Описание игры. Выбирают водящего – «ловишка», стоит в середине площадки. Остальные стоят в разных местах площадки и держат руки за спиной. По слову воспитателя «начинай» играющие опускают руки и начинают бегать в любом направлении, но только в пределах границ площадки, обозначенной флажками. Задача ловишки – поймать кого – либо из играющих, но касаться можно только тех, у кого руки опущены. Если играющий успел заложить руки за спину и сказать «не боюсь», ловишка не может его трогать. Если ловишка не сумел поймать никого – назначается другой. Продолжительность 5-7 минут.
КАРТОЧКА №7
«Угадай, что делали»
Цель: Развивать у детей выдержку, инициативу, воображение.
Описание игры. Выбирают одного ребенка, который отходит на 8 – 10 шагов от остальных и поворачивается спиной. Дети договариваются, какое действие они будут изображать. По слову «пора», отгадывающий поворачивается, подходит к играющим и говорит:
Здравствуйте, дети!
Где вы бывали?
Что вы видали?
Дети отвечают:
Что мы видели – не скажем,
А что делали – покажем.
Все дети изображают какое – ни будь действие (играют на гармошке, скачут на лошадях и т.д.) Водящий должен отгадать это действие. Продолжительность игры 4-6 минут.
КАРТОЧКА № 8
«Два мороза»
Цель: Развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу; упражнять в беге
Описание игры. Играющие располагаются по две стороны площадки, двое водящих становятся по середине (Мороз – Красный нос и Мороз – Синий нос) и говорят:
Мы два брата молодые,
Два мороза удалые:
Я мороз – Красный нос,
Я Мороз – Синий нос,
Кто из вас решится
В путь – дороженьку пуститься?
Все играющие хором отвечают: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз. После слова «мороз» все играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а морозы стараются их «заморозить» (коснуться рукой). Продолжительность игры 5-7 минут
КАРТОЧКА №9
«Ловишки из круга»
Цель: Развивать у детей умение согласовывать движения со словами; упражнять в ритмической ходьбе, в беге с увёртыванием и в ловле, в построении в круг.
Описание игры. Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Водящий– в центре круга, на руке повязка. Играющие двигаются по кругу и говорят:
Мы, веселые ребята,
Любим бегать и скакать
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три – лови!
Дети разбегаются, а водящий догоняет. Пойманный временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока водящий не поймает 2-3 детей. Продолжительность 5-7 минут.
КАРТОЧКА №10
«Ловишки с мячом»
Цель: Развивать умение выполнять движения по слову; упражнять в метании в движущуюся цель и в беге с увертыванием.
Описание игры. Площадка ограничивается линиями. В центре площадки играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Один ребенок становится в центр (водящий). У его ног лежат 2 небольших мяча. Водящий проделывает ряд движений, играющие повторяют. По сигналу воспитателя: «Беги из круга», дети разбегаются, а водящий старается попасть мячом в одного из детей. По сигналу «раз, два, три в круг беги» дети снова образуют круг. Водящий меняется. Продолжительность 5-7 минут.
КАРТОЧКА №11
«Лягушки и цапля»
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость; упражнять в прыжках в высоту с места.
Описание игры. Очерчивается квадрат – «болото», где живут «лягушки». В углах вбиваются колышки или кладутся кубики. Высота 10 – 15 см. По сторонам квадрата протягивается веревка. За пределами квадрата «гнездо цапли». По сигналу «цапля» она, поднимая ноги, направляется к болоту и перешагивает через веревку. Лягушки выскакивают из болота, прыгая через веревку, отталкиваясь двумя ногами. Перешагнув через веревку, цапля ловит лягушек. Продолжительность 5-7 минут.
КАРТОЧКА №12
«Найди, где спрятано?»
Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность, четность. Описание игры. Дети сидят вдоль стены. Воспитатель показывает детям флажок и говорит, что он его спрячет. Затем воспитатель предлагает детям встать и отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, воспитатель прячет флажок, после чего говорит «пора». Дети начинают искать спрятанный флажок. Кто первый найдет – тот его прячет. Повторить игру 3-4 раза.
КАРТОЧКА №13
«Волк во рву»
Цель: Развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу; упражнять в прыжках в длину с разбегу.
Описание игры. На площадке проводятся две параллельные прямые на расстоянии 80 – 100 см – «ров». По краям площадки очерчивается «дом коз». Воспитатель назначает одного играющего «волком», остальные – «козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становиться в ров. По сигналу воспитателя «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк - старается их поймать (коснуться). Пойманных отводит в угол рва. Продолжительность игры 5-7 минут.
КАРТОЧКА №14
«Свободное место»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу; упражнять в быстром беге.
Описание игры. Играющие сидят на стульях по кругу. Воспитатель вызывает пру детей сидящих рядом. По сигналу «раз, два, три – беги!» бегут в разные стороны за кругом, добегают до своего места и садятся. Воспитатель и все играющие отмечают, кто первый занял свободное место. Продолжительность игры 5-7 минут.
КАРТОЧКА №15
«Совушка»
Цель: Развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу; упражнять детей в беге.
Описание игры. На расстоянии 80 – 100 см проводятся две прямые – это «ров». На расстоянии одного – двух шагов от границы очерчивается «дом козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становится в ров. По сигналу «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону, перепрыгивая ров, а волк в это время ловит коз.
КАРТОЧКА №16
«Бездомный заяц»
Цель: Развивать у детей ориентировку в пространстве; упражнять в быстром беге
Описание игры. Из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки – «свой домик». Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке – становится бездомным зайцем. Если охотник поймает, то меняются ролями.
КАРТОЧКА №17
«Пожарные на ученье»
Цель: Развивать у детей чувство коллективизма, умение выполнять движения по сигналу; упражнять в лазании и в построении в колонну. Описание игры. Дети строятся лицом к гимнастической стенке на расстоянии 5 – 6 шагов в 3 – 4 колонны. Против каждой колонны на одной и той же высоте подвешивается колокольчик. По сигналу «1, 2, 3 – беги» дети, стоящие первыми, бегут к стенке, влезают и звонят в колокольчик. Затем спускаются и становятся в конец своей колонны. Повторить игру 6-8 раз.
КАРТОЧКА №18
«Ловля бабочек»
Цель: Развивать у детей выдержку и умение действовать по сигналу; упражнять в беге с увертыванием и в ловле, в приседании.
Описание игры. Выбрать четырех играющих – «дети с сачками». Остальные играющие – «бабочки». На слово «летите» дети разбегаются по площадке. По сигналу «лови» двое детей выбегают ловить бабочек. они ловят, смыкая руки вокруг пойманного, затем отводят его в условное место. на слова «Бабочки сели на цветы». бабочки присаживаются и отдыхают. Когда поймано 3-5 бабочек, отмечают, какая пара поймала больше. Повторить игру 6-8 раз.
КАРТОЧКА №19
«Рыбаки и рыбки»
Цель: Развивать у детей ловкость, сообразительность, умение действовать по сигналу; упражнять в быстром беге с увертыванием и в ловле.
Описание игры. Площадка – «пруд». Вдоль площадки ходит рыбак, а на противоположной стороне – его помощник. В руках старшего рыбака «сеть» (веревка), на конце – мешочек с песком. Старший рыбак говорит помощнику: «Лови!», и бросает ему конец веревки с грузом, затем рыбаки окружают веревкой рыбок, которые не успели уплыть в глубокое место (отчерченное место на площадке). по сигналу «рыбки, плывите» рыбки снова выплывают из глубокого места. Продолжительность игры 6 – 8 минут.
КАРТОЧКА №20
«Ловля обезьян»
Цель: Развивать у детей инициативу, наблюдательность, память, ловкость; упражнять в лазании, в беге.
Описание игры. Дети, изображающие обезьян, размещаются на одной стороне площадки, где имеются приборы для лазания или скамейки. На другой стороне 4 – 6 человек – это ловцы обезьян. Обезьяны подражают всему, что видят. Ловцы сговариваются, какие движения они будут делать. Как только ловцы выходят на середину площадки, обезьяны влезают на вышку и оттуда наблюдают. Проделав движения, ловцы уходят, обезьяны приближаются к тому месту, где были ловцы и повторяют их движения. По сигналу «ловцы» ловцы ловят обезьян. Продолжительность игры 5-7 минут.
КАРТОЧКА №21
«Беги из круга»
Цель: Развивать умение выполнять движения по слову; упражнять в метании в движущуюся цель и в беге с увертыванием.
Описание игры. Площадка ограничивается линиями. В центре площадки играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Один ребенок становится в центр (водящий). У его ног лежат 2 небольших мяча. Водящий проделывает ряд движений, играющие повторяют. По сигналу воспитателя: «Беги из круга», дети разбегаются, а водящий старается попасть мячом в одного из детей. По сигналу «раз, два, три в круг беги» дети снова образуют круг. Водящий меняется. Продолжительность 5-7 минут.
КАРТОЧКА №22
«Позвони в погремушку»
Цель: развивать реакцию на сигнал, совершенствовать навыки бега.
Ход игры: дети стоят полукругом, воспитатель перед ними, за спиной у него звоночек (бубен, барабан, погремушка). Он показывает его детям и быстро прячет. Спрашивает, что они видели, затем перебегает на другую сторону, говоря:
«Я бегу, бегу, бегу, и
в погремушку я звоню».
Кладет погремушку сзади, широко разводит руки в стороны и говорит: «Все сюда скорей бегут
и погремушечку найдут».
Дети бегут. Кто первый нашел, звонит и отдает воспитателю. Игра повторяется.
Правила: не толкаться, выполнять задание по сигналу воспитателя.
КАРТОЧКА №23
«Мяч через сетку»
(бросание и ловля мяча)
Цель: Учить детей соревноваться. Упражнять в бросании мяча через сетку двумя руками снизу и из-за головы. Материал: Мячи и сетка. Описание игры. На расстоянии 1м от сетки на линии с обеих сторон стоят группки детей напротив друг друга. По сигналу воспитателя: «Начинай!» - ребёнок бросает мяч через сетку ребёнку, стоящему напротив. Тот, поймав мяч, перебрасывает его стоящему рядом и т. д. Когда мяч дойдёт до последнего играющего, воспитатель отмечает какие ошибки были сделаны группками играющих.
КАРТОЧКА №24
«У медведя во бору»
(бег)
Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить.
Описание игры.
Материал: Грибы, ягоды, корзинки, маска медведя. Описание игры. Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором: У медведя во бору, Грибы, ягоды беру, А медведь не спит И на нас рычит. Как только дети закончили говорить стихотворение медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.
КАРТОЧКА №25
«Найди и промолчи»
(ориентировка в пространстве)
Цель: Учить ориентироваться в зале; воспитывать выдержку, смекалку. Материал: любой предмет, который можно спрятать.
Описание игры. Детям воспитатель показывает предмет, и после того как они закрыли глаза, он прячет его. Потом предлагает поискать, но только не брать, а сказать на ушко, где он спрятан. Кто нашёл первый тот и ведущий в следующей игре.
КАРТОЧКА №26
«Самолеты»
(бег)
Цель: Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну. Упражнять в беге.
Описание игры. Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков на самолетах. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя «К полету готовься!» дети кружат согнутыми в локтях руками – заводят мотор. «Летите!» - говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную, в разных направлениях. По сигналу воспитателя «На посадку!» - самолеты находят свои места и приземляются, строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.
КАРТОЧКА №27
«Цветные автомобили»
(бег)
Цель: Развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу. Упражнять детей в беге, ходьбе.
Описание игры. Дети сидят вдоль стены, они автомобили. Каждому дается флажок какого – либо цвета. Воспитатель стоит лицом к играющим, в центре. В руке – 3 цветных флажка, по цветам светофора. Поднимает флажок, дети, имеющие флажок этого цвета бегут по площадке в любом направлении, на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются, и по сигналу «Автомобили возвращаются!» - направляются шагом в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, но может поднять и 2 , и все 3 флажка вместе, тогда все машины выезжают из гаража. Правила: Выезжать из гаражей можно только по сигналу воспитателя, возвращаться в гараж тоже по сигналу. Если флажок опущен, автомобили не двигаются. Варианты: Разложить по углам ориентиры разного цвета. На сигнал «Автомобили выезжают», в это время поменять местами ориентиры. Предложить детям вспомнить разные марки автомобилей.
КАРТОЧКА №28
«Лиса в курятнике»
(прыжки)
Цель: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.
Описание игры. На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется. Правила: Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!». Варианты: Увеличить число ловишек – 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку.
КАРТОЧКА №29
«Птички и кошка»
(бег)
Цель: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.
Описание игры. На земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку который становится в центре круга. Это кошка. Остальные – птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга. Когда поймают 2-3 птичек – выбирается новая кошка. Правила: Кошка ловит птичек только в кругу. Кошка может касаться птичек, но не хватать их. Варианты: Если кошка долго не может никого поймать, добавить еще одну кошку.
КАРТОЧКА №30
«Зайцы и волк»
(прыжки)
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.
Описание игры. Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.
КАРТОЧКА №31
«Лошадки» (бег)
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе.
Описание игры. Дети делятся на 2 равные группы. Одна группа изображает конюхов, другая – лошадей. На одной стороне отчерчивается конюшня. На другой – помещение для конюхов, между ними луг. Воспитатель говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей!». Конюхи с вожжами в руках, бегут к конюшне и запрягают лошадей. Когда все лошади запряжены, они выстраиваются друг за другом и по указанию воспитателя идут шагом или бегут. По слову воспитателя «Приехали!» конюхи останавливают лошадей. Воспитатель говорит «Идите отдыхать!». Конюхи распрягают лошадей и отпускают их пастись на луг. Сами возвращаются на свои места отдохнуть. Лошади спокойно ходят по площадке, пасутся, щиплют траву. По сигналу воспитателя «Конюхи, запрягайте лошадей!» конюх ловит свою лошадь, которая убегает от него. Когда все лошади пойманы и запряжены, все выстраиваются друг за другом. После 2-3 повторений воспитатель говорит: «Отведите лошадей в конюшню!». Конюхи отводят лошадей в конюшню, распрягают их и отдают вожжи воспитателю. Правила: Играющие меняют движения по сигналу воспитателя. По сигналу «Идите отдыхать» - конюхи возвращаются на места.
КАРТОЧКА №32
«Найди себе пару» (бег)
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.
Описание игры. Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!», дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!». Правила: Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя. Каждый раз играющие должны иметь пару. Варианты: Вместо флажков использовать платочки. Чтобы дети не бегали парами, ввести ограничитель – узкую дорожку, перепрыгнуть через ручеек.
КАРТОЧКА №33
«Кегли»
( катание шара)
Цель: Учить детей основным правилам игры. Упражняться в сильном и резком катание шара в кегли правой рукой. Развивать глазомер. Материал: Кегли, шары. Описание игры. Кегли ставят с интервалом 10-15 см. друг от друга. Дети прокатывают по одному шару с расстояния 1-1,5 м
КАРТОЧКА №34
«Пастух и стадо»
Цель: Закрепление умения играть по правилам игры. Упражнять в ползание на четвереньках по залу. Материал: Для пастуха шапку, хлыст и рожок. Описание игры. Выбирают пастуха, дают ему рожок и кнут. Дети изображают стадо (коров, телят, овец). Воспитатель произносит слова:
«Рано-рано поутру,
Пастушок: «Ту - ру- ру- ру».
А коровки в лад ему:
Затянули: «Му- му- му».
Дети выполняют под слова действия, затем пастух гонит стадо в поле (на условленную лужайку), все бродят по ней. Через некоторое время пастух щёлкает кнутом, гонит стадо домой.
КАРТОЧКА №35
«Подбрось-поймай»
(игра с бросанием и ловлей мяча)
Цель: Учить детей соревноваться. Упражнять в бросании мяча двумя руками снизу вверх и ловить его. Описание игры. Дети свободно располагаются в помещении или на площадке, каждый в руках держит мяч. По сигналу воспитателя: «Начинай!» дети подбрасывают мяч вверх и ловят его. Каждый считает, сколько раз сумеет поймать мяч и не уронить его. Указания. Детей можно разделить на пары. Одни подбрасывают и ловят мячи, а другие считают или все становятся в круг, а один или двое из играющих выходят в середину круга и подбрасывают мяч. Все наблюдают за правильностью выполнения задания. Можно ввести и элемент соревнования: кто подбросит и поймает мяч большее число раз? Можно включить и такие упражнения: подбросив мяч вверх, подождать, пока он ударится о землю, а затем уже поймать; ударить мячом о землю и поймать его; подбросить мяч повыше, хлопнуть в ладоши, поймать мяч; подбросить мяч, быстро повернуться кругом и после отскока мяча от земли поймать его.
КАРТОЧКА №36
«Кто ушёл?»
(на ориентировку в пространстве, внимание)
Цель: Учить детей ориентироваться в помещении группы и на участке. Развивать память, внимание. Описание игры. Дети стоят по кругу или полукругом. Воспитатель предлагает одному из играющих запомнить стоящих с ним рядом детей (5—6), а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза. Один из детей прячется. Потом воспитатель говорит: «Отгадай, кто ушел?». Если ребенок угадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если не отгадает, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, становится на свое место. Отгадывающий должен его назвать. Игра повторяется 4-5 раз.
КАРТОЧКА №37
«Птицелов»
Цель: Учить различать и имитировать крики различных птиц; развивать умение ориентироваться с закрытыми глазами.
Описание игры. Играющие выбирают себе названия птиц. Встают в круг, в центре птицелов с завязанными глазами. Птицы водят хоровод Во лесу в лесочке, На зеленом дубочке Птички весело поют. Ах, птицелов идет, Он в неволю нас возьмет. Птицы, улетайте! Птицелов хлопает в ладоши и начинает искать птиц. Кого поймали, кричит подражая какой-либо птице. Водящий должен угадать имя игрока и птицу.
КАРТОЧКА №38
«Найди свой цвет»
Цель: Формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.
Описание игры. Воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах зала, возле флажков определенного цвета. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся в разные стороны. Когда воспитатель скажет «Найди свой цвет» дети собираются у флага соответствующего цвета. Игра может сопровождаться музыкальным оформлением. Как усложнение, когда игра освоена детьми, можно менять ориентировочные флажки местами, располагая их в разных местах спортивного зала.
КАРТОЧКА №39
«Солнышко и дождик»
Цель: Формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу.
Описание игры. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит «Солнышко!». Дети ходят и бегают по залу в разных направлениях. После сов «Дождик!», они бегут на свои места. Игра может проходить с музыкальным сопровождением. После того как игра хорошо освоена, слова можно заменять звуковыми сигналами.
КАРТОЧКА №40
«Поезд»
Цель: Формировать умение ходить и бегать друг за другом небольшими группами, сначала держась друг за друга, затем не держась; приучать начинать движение и останавливаться по сигналу.
Описание игры. Сначала к игре привлекается небольшая группа детей. первое время каждый ребенок держится за одежду впереди стоящего, затем свободно двигаются друг за другом, двигая руками, имитируя движения колес. Роль паровоза сначала исполняет воспитатель. Лишь после многократных повторений роль ведущего поручается наиболее активному ребенку. Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением.
КАРТОЧКА №41
«Пробеги тихо»
Цель: Воспитывать выдержку, терпение, умение передвигаться бесшумно.
Описание игры: Дети распределяются на три группы и выстраиваются за чертой. Выбирают водящего, он садится посередине площадки и закрывает глаза. По сигналу одна подгруппа бесшумно бежит мимо водящего на другой конец зала. Если водящий услышит, он говорит «Стой!» и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, водящий говорит какая группа бежала. Если он правильно указал группу, дети отходят в сторону. Если ошибся, они возвращаются на свои места. Так поочередно пробегают все группы. Выигрывает та группа, которая пробежала тихо и которую водящий не смог обнаружить.
КАРТОЧКА №42
«Лохматый пес»
Цель: Совершенствовать умение двигаться врассыпную, двигаться в соответствии с текстом, развивать ориентировку в пространстве, ловкость.
Описание игры. Дети стоят на одной стороне зала. Водящий – пес – на другой стороне. Дети тихо подходят к нему со словами:
Вот лежит лохматый пес,
в лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим,
и посмотрим что-то будет!»
После этих слов пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, а пес старается их поймать.
КАРТОЧКА №43
«Береги предмет»
Цель: Приучать детей действовать по сигналу; развивать ловкость, выдержку, глазомер.
Описание игры. Дети становятся в круг. У ног каждого ребенка лежит кубик. Воспитатель находится в кругу и старается взять кубик то у одно то у другого ребенка. Играющий, к которому приближается водящий, приседает и закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться. Вначале водящий не забирает кубики у детей, а только делает вид. Затем при повторении он может взять кубик у игрока, не успевшего закрыть его руками. Этот ребенок временно не участвует в игре. Впоследствии роль водящего может быть предложена наиболее активным детям.
КАРТОЧКА №44
«Мы веселые ребята»
Цель: Развивать ловкость, увертливость; совершенствовать умение соблюдать правила игры. Описание игры. Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также проводится черта – это дома. В центре площадки находится водящий. Играющие хором произносят
Мы веселые ребята,
любим бегать и скакать
Ну, попробуй нас догнать.
1,2,3 – лови! После слава «Лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а водящий старается поймать их. Тот кого водящий успеет задеть до черты, считаются пойманными и отходят в сторону, пропуская одну перебежку. После двух перебежек выбирается другой водящий.
КАРТОЧКА №45
«Удочка»
Цель: Развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.
Описание игры. Играющие стоят по кругу, в центре воспитатель, он держит в руках веревку к которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их. Описав мешочком два три круга, воспитатель делает паузу, во время которой подсчитывают количество попавшихся.
КАРТОЧКА №46
«Не попадись»
Цель: Развивать ловкость, быстроту; играть, соблюдая правила; совершенствовать прыжки на двух ногах.
Описание игры. Играющие располагаются вокруг шнура положенного в форме круга. В центре – двое водящих. По сигналу воспитателя дети прыгают на двух ногах в круг и из него по мере приближения водящий. Кого успели запятнать, тот получает штрафное очко. Через 40-50 секунд игра останавливается, подсчитываются проигравшие, и игра повторяется с новым водящим.
КАРТОЧКА №47
«Не оставайся на полу»
Цель: Развивать ловкость, быстроту, увертливость; играть, соблюдая правила.
Описание игры. Выбирается водящий, который вместе со всеми детьми бегает по залу. Как только воспитатель произносит слово «Лови!», все убегают от водящего и взбираются на предметы. Водящий старается осалить убегающих. Дети, до которых он дотронулся, отходят в сторону. По окончании игры подсчитывается количество пойманных и выбирается новый водящий.
КАРТОЧКА №48
«Сети»
Цель: Развивать ловкость, смекалку, ориентировку в пространстве, умение соблюдать правила игры.
Описание игры. Одни дети встают по кругу и держат обручи. Другие - «рыбки» - снуют туда-сюда через обручи. Далее возможны варианты: 1. Щука гоняется за рыбками. 2. Дети с обручами медленно двигаются, по сигналу бегут по кругу, и тогда из него не возможно выбраться 3. Дети с обручами стоят неподвижно и только по сигналу начинают двигаться. Ведется подсчет улова.
КАРТОЧКА №49
«Гуси-лебеди»
Цель: Развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли; согласовывать слова с игровыми действиями.
Описание игры. На одном краю зала обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной – стоит пастух. Сбоку – логово, в котором живет волк. Остальное – луг. Выбираются дети исполняющие роли волка и пастуха, остальные – гуси. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся. Пастух: Гуси, гуси! Гуси: Га-га-га! Пастух: Есть хотите? Гуси: Да-да-да! Пастух: Так летите. Гуси: Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой! Пастух: Ну, летите, как хотите, только крылья берегите! Гуси, расправив крылья, летят, а волк старается их поймать. После нескольких перебежек подсчитывается количество пойменных.
КАРТОЧКА №50
«Воздушный футбол»
Цель: Совершенствовать ловкость, силу, смекалку; развивать координацию движений.
Описание игры. Дети из положения сидя, зажимая ногами брусок, перекатываются на спину и бросают брусок через сетку, в ворота или вдаль. Вместо бруска можно использовать мяч.
КАРТОЧКА №51
«Ловишки»
Цель: развивать: быстроту реакции, ловкость и сноровку, учить играть в коллективе, соблюдая правила игры.
Ход игры: дети находятся на площадке. Ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, становится на середине площадки. По сигналу: «Раз, два, три — лови!» — все дети разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его рукой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся рукой, отходит в сторону. Варианты: ловишки с ленточками.
Участникам игры раздаются атласные ленточки, которые дети крепят за резинку шорт, со стороны спины. По команде воспитателя или по свистку, дети начинают произвольно бегать по площадке. А водящий пытается их догнать, срывая при этом ленту. По звуковой команде воспитателя: «В круг становись!», дети снова строятся в круг, а «Ловишка» считает количество лент, которые смог вытянуть у игроков.
КАРТОЧКА №52
«Зайка серый умывается»
Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом, прыгать на двух ногах с продвижением вперёд, приземляясь на носки полусогнутые ноги. Укреплять мышцы ног. Развивать внимание, координацию движений. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Ход игры: зайка серый умывается. Все играющие образуют круг. Выбранный зайкой становится в середину. Дети произносят:
Зайка серый умывается, Вымыл носик, вымыл ротик,
Видно, в гости собирается. Вымыл ухо, вытер сухо!
Зайка проделывает движения в соответствии с текстом. Затем он скачет на двух ногах к кому-нибудь из детей. Тот, к кому подойдет зайка прыжками отправляется на середину круга. Игра повторяется 5-6 раз.
Указания. В кругу могут находиться и несколько заек – 4-5 Они выполняют игровое задание.
Правила: внимательно слушать стихотворение и выполнять движения соответственно тексту.
КАРТОЧКА №53
«Котята и щенята»
Цель: развивать ловкость ориентировку в пространстве. Упражнять в лазанье, беге.
Ход игры: играющие делятся на две группы: одни «котята», другие «щенята», они находятся в разных концах площадки. По сигналу котята начинают бегать, легко, как бы играя. На слова «котята!» они произносят «мяу!». В ответ на это щенята лают «гав-гав-гав!», на четвереньках бегут за котятами, которые быстро влезают на гимнастическую стенку. Щенята возвращаются на свои места.
После 2-3 повторений дети меняются ролями. Закончить игру можно следующим образом: предложить всем тихо и медленно «по — кошачьи» пройти.
Правила: действовать по сигналу «Котята».
КАРТОЧКА №54
«Прятки»
Цель: учить детей искать своих товарищей называть их по имени. Развивать ориентировку в пространстве, внимание.
Ход игры: по считалке выбирается водящий. Тот становится возле педагога и закрывает глаза, остальные дети прячутся. Водящий говорит: 1, 2, 3, 4, 5, я иду искать! Обнаружив ребёнка, он называет его по имени, ребёнок выходит из укрытия и подходит к воспитателю. Когда водящий найдёт 4-5 детей, на роль ведущего назначается.
Варианты: выбираются два водящих.
КАРТОЧКА №55
«Ястребы и ласточки»
(Жапактар жане карлыгаш)
Цель: Развитие скорости, реакции и на быстроту бега.
Описание игры. Участвовать в ней могут неограниченное число человек. Дети разделяются на две равные команды. Одна команда - ласточки, другая - ястребы. И определяется один ведущий. Обе команды стают в две шеренги спиной друг к другу. Ведущий, проходя мимо шеренг, громко выкрикивает либо "Лас" либо "Яс". Пока название команды не будет названо полностью, двигаться нельзя. Как только одно из названий команды будет произнесено ведущим "Ласточки" или "Ястребы", то команда, чье название, было, произнесено начинает догонять участников другой команды, те в свою очередь бросаются врассыпную и стараются убежать за отмеченную территорию. Тех, кого поймали, становится членом ловящей команды. И игру можно начинать снова. По результатам нескольких игр можно определить победителей.
КАРТОЧКА №56
«Деревянный шар»
(Тумалак-Агаш)
Описание игры. Для такой казахской игры для детей, как Тумалак -Агаш достаточно двух человек. В земле выкапывается небольшая ямка лунка. Двое участников берут по небольшой палке и шарик для игры. Один участник пытается палкой загнать шар в лунку, а второй участник пытается палкой преградить путь и помешать этому. После того, как шар оказывается, в лунке роли меняются местами.
КАРТОЧКА №57
«Платок с узелком»
(Орамал)
Описание игры. Это замечательная казахская детская игра на выносливость и быстроту реакции. Участвовать в этой игре может неограниченное число детей, но не менее 5-6 человек. Для начала определяется водящий, который выбирает одного из участников и передает ему завязанный в узел платок. Затем участники встают в круг, а водящий в центр этого круга. Участники начинают кружить хоровод вокруг водящего. После сигнала "Стоп" выкрикиваемого водящим, участники разбегаются в разные стороны. Задача водящего поймать участника с платком, причем участник с платком может на бегу передать платок другому участнику. Как только участник, в чьих руках платок будет пойман, он должен исполнить для всех песню или рассказать стих, также он автоматически становится водящим и игра начинается заново.
КАРТОЧКА №58
«Белая кость»
(Ак суек)
Описание игры. Белая кость или Ак суек - это очень веселая казахская детская игра. Принимать участие в Ак суек может неограниченное число участников. По условиям игры определяется один ведущий, который держит в руках белую кость (кость можно заменить и другим атрибутом, таким как кегля или мяч). Остальные дети встают в ряд лицом к ведущему. Ведущий кидает кость вперед, как можно дальше за шеренгу, приговаривая:
"Белая кость — знак счастья,
ключ, лети до луны,
до белых снежных вершин!
Находчив и счастлив тот,
кто тебя вмиг найдет!".
Участники в это время не имеют права оборачиваться или оглядываться, чтобы не видеть в каком точно направлении полетела кость. По команде ведущего, которая звучит так:
"Ищите кость — найдете счастье скорей!
А найдет его тот, кто быстрей и ловчей!", -
дети разбегаются в поисках кости. Победит тот, кто быстрее всего отыщет кость и принесет ее ведущему. Если в момент, когда нашедший кость бежит к ведущему, его настигает, кто-нибудь из участников игры и успевает коснуться его, то догнанный игрок должен передать кость догнавшему его игроку. Хитрость игры заключается в том, что тот, кто нашел кость первым, должен постараться не выдать себя, чтобы никто из участников не кинулся его догонять. Например, он может крикнуть, что кость найдена другим игроком и с разочарованным видом пойти к ведущему, а пока игроки, поймавшись на уловку, кинутся за указанным игроком, кость будет незаметно передана ведущему. Победитель имеет право загадать желание, чтобы проигравшая группа или кто-нибудь из участников игры, например, спел для него песню.
КАРТОЧКА №59
«Ауэ-таяк»
Описание игры. Ауэ-таяк - это казахская игра для детей на меткость. В игре может участвовать как двое детей, так и небольшая группа, тогда игра превратится в настоящее соревнование меткости и ловкости. По условиям игры выходят двое, каждый берет по гладкой палке длиной около 80 сантиметров и шириной 2-3 сантиметра. Первый кидает палку вперед и вверх, а второй отойдя от первого на расстояние 3-4 метров пытается кинув свою палку сбить летящую палку соперника. Так участники по очереди пытаются сбивать палки друг друга, и в итоге побеждает тот, кто сбил больше палок.
КАРТОЧКА №60
«Цыплята»
(Балапандар)
Описание игры. Это веселая казахская игра для детей, хорошо подходящая дл группы детей от 15 человек и больше. по условиям игры участники разбиваются на три группы и с помощью считалки определяют три коршуна и три квочки, остальные участники будут цыплятами. Три группы цыплят, возглавляемых квочками движутся держась друг за друга и за квочек, которые возглавляют каждую из цепочек. при этом цыплята поют песню:
"Дружно держимся за друга,
здесь, в колонне: друг — подруга!
Мы все смелые ребята.
Развеселые цыплята!
Нам не страшен хищный коршун.
С нами наша мать!
Мы идем с ней погулять, чудеса повидать!"
Квочки движутся по замысловатой траектории, а коршуны ждут, как только кто-нибудь из участников цепи случайно отцепится, в этот момент, если коршун успеет задеть его ладонью, значит, цыпленок пойман. Разорвавшаяся цепочка стремится успеть соединиться, иначе пока она разъединена, всех кого успеет задеть коршун, будут пойманы. При этом квочка может защищать цыплят. Если в момент нападения коршуна, квочка успеет задеть его ладонью, коршун считается выбывшим из игры.
КАРТОЧКА №61
«Айгулек»
(Цепи кованы)
Описание игры. Айгулек - это казахская детская игра, хорошо подходящая для небольшой группы детей. Для игры дети разделяются на две команды и расходятся в стороны на 10-15 метров. Каждая команда встает в шеренгу, крепко взявшись за руки и лицом к команде противника. Первая команда кричит: "Цепи раскуйте!" А вторая команда отвечает: "Кого?" Тогда первая команда называет игрока, который должен попробовать порвать цепь. Тот, кого назвали, должен разбежаться и попробовать разорвать цепочку предыдущей команды. Если ему это удается, то он забирает любого игрока этой команды к себе в команду, если же не удается - остается в команде противника.
КАРТОЧКА №62
«Алармаж»
(Волк и овцы)
Описание игры. Алармаж - веселая казахская игра для детей, играть в которую можно как совсем небольшой группой около 5 человек, так и большой - до 20 человек. В некоторых источниках эта игра называется иначе - волки и овцы. Согласно условиям игры, определяется водящий, который встает лицом к группе. Все члены группы тем временем становятся в ряд друг за другом и держат друг друга за пояс. По сигналу или на счет "раз, два, три" игра начинается и водящий, забегая то с одной, то с другой стороны группы пытается догнать игрока, стоящего последнего в цепи. Если ему это удается, то водящий становится первым в цепи, а пойманный игрок - водящим.
КАРТОЧКА №63
«Есть идея»
(Такия тастамак)
Описание игры. Это очень веселая казахская детская игра, подходящая как для не очень большого количества детей, так и для довольно большой группы. Для начала определяется один ведущий, который объявляет всем: "Есть идея!" (Такия тастамак!). "Присядем в кружок," - заговорщицким тоном говорит ведущий, а все при этом садятся в круг. Ведущий идет вокруг круга и говорит:
"Неспеша, неторопливо
обойду я круг.
В это время незаметно
тюбетейку подложу кому-нибудь. Если не заметишь ее,
тебя я ею же и побью.
И тебе придется начинать игру."
При этом старается незаметно положить сзади кого-нибудь из сидящих тюбетейку. Как только круг будет обойден и текст произнесен, дети начинают искать сзади себя тюбетейку, и тот, кто ее найдет должен как можно скорее догнать ведущего и надеть ему на голову тюбетейку, а если не догонит, то ведущий должен тюбетейкой слегка шлепнуть игрока, догоняя его. Так они бегают один круг. Круг условно начинается и заканчивается на месте догоняющего.
КАРТОЧКА №64
«Кара сиир»
Описание игры. Кара-сиир - это казахская игра для детей, в которой может принимать участие как небольшое число детей, так и довольно большая группа. согласно условиям игры, намечается центр игры из которого водящий убегает и пытается скрыться, положив рядом с местом своего укрытия шапку или какой-нибудь другой личный предмет, а другие участники игры должны попытаться его найти, схватить шапку и успеть принести ее условному руководителю. Водящий при этом должен всячески защитить шапку от захвата.
КАРТОЧКА №65
«Соккуртеке»
Описание игры. Соккуртеке - казахская детская игра, в которой может принимать участие, как небольшая группа детей (около 10 человек), так и довольно большая (до 40 человек). Согласно правилам игры участники становятся в круг, взявшись за руки, три - четыре человека при этом находятся внутри круга, одному из них завязывают глаза. Трое, находящиеся в кругу поочередно прикасаются к игроку с завязанными глазами, подходя к нему с разных сторон, а он при этом пытается угадать, кто к нему прикоснулся. Если угадывает, то опознанному завязывают глаза и игра продолжается. Если же игрок с завязанными глазами ловит кого-нибудь из игроков, стоящих в кругу, то не отгадывая, кого поймал, он снимает с себя повязку и завязывает глаза пойманному.
КАРТОЧКА №66
«Балтам тап»
Описание игры. Балтам тап - это очень веселая казахская детская игра. Для игры необходимо около 20-30 человек. Все участники встают в круг в плотное кольцо. Определяют одного водящего, который находится внутри круга. Участники, стоящие в кругу держат руки за спиной и передают друг другу, какой-нибудь небольшой предмет, например мячик или кеглю. Игрок находящийся внутри круга пытается угадать, у кого из участников находится предмет, как только он угадывает, тот, у кого оказался предмет встает в круг и игра продолжается.
КАРТОЧКА №67
«Паук на охоте»
Цель: развитие быстроты реакции, координации движений; воспитание ловкости, смелости. Воспитывать желание проявлять решительность и сноровку в игре.
Ход игры: ведущий выбирает "паука", ему отводится условное место (укрытие - обруч, нарисованный мелом круг и т. д.). Остальные дети выбирают для себя любого насекомого по желанию - бабочки, мухи, комары, стрекозы и т. д. По команде "день" - насекомые летают по площадке, "паук" в это время находится в своем укрытии. По команде ведущего "паутина" - "насекомые" замирают на месте, "паук" выходит на охоту, забирает тех, кто шевелится. По команде ведущего "ночь" - "насекомые" ложатся спать - приседают на корточки, "паук" - уходит в укрытие. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одно "насекомое" - победитель (если игроков до 10 человек). Если играющих больше десяти, можно менять паука через 3-4 эпизода игры или по желанию детей.
КАРТОЧКА №68
«Кочки-листочки»
Цель: развитие быстроты реакции, координации движений; воспитание ловкости, смелости.
Ход игры: Традиционная эстафета, стилизованная под осеннюю тематику. Нам понадобится по два больших осенних листа на каждую команду. Листы рисуем на картоне и вырезаем. Суть эстафеты: игрок берет два листа, на один из них становится, а другой кладет перед собой. Затем перепрыгивает на второй лист, а первый кладет перед собой. Таким образом надо пройти дистанцию от старта до финиша и наоборот, передав листы следующему игроку. Побеждает та команда, которая быстрее справится.
КАРТОЧКА №69
«Воробей-воришка»
Цель: развитие внимания; умения играть в коллективе; прививает понятие «правило»; скорость; смекалку.
Ход игры: Выбирается водящий "воробей". Он встает в центр круга. Дети идут по кругу со словами:
Воробей-воришка,
Залез в амбаришко,
Клевать просо
Тупым носом.
Стоящий в центре круга приседает, постукивает пальцами по коленям, имитируя, как воробушек клюет, говорит: "Клю-клю!". Дети останавливаются, водящий подходит к кому-нибудь из детей и называет его по имени.
Названный ребенок протягивает руку ладошкой вверх и говорит:
Воробей - воришка
В сером армячишке,
На тебе крошки
На моей ладошке.
Затем меняется местом с водящим, и игра повторяется.
КАРТОЧКА №70
«Солнце и луна»
Ход игры: Все дети собираются на площадке, выбирают двух ведущих. Те отходят в сторону и тихо, чтобы никто не услышал, сговариваются, кто из них будет месяц, а кто солнце.
Участники игры встают друг за другом, кладут руку на плечо впереди стоящего или берут его за пояс. Солнце и месяц подходят к играющим, берутся за руки и высоко их поднимают, получаются ворота.
С этой песенкой они проходят через ворота. Солнце и месяц останавливают последнего и тихо спрашивают: «К кому хочешь — к солнцу или к месяцу?» Играющий так же тихо отвечает, к кому он пойдет, и встает рядом или с солнцем, или с месяцем. Игра продолжается. В конце игры нужно пересчитать, к кому перешло больше игроков.
КАРТОЧКА №71
«Во поле березка стояла»
Цель: развитие быстроты реакции, координации движений; воспитание ловкости.
Ход игры: Выбираются два ребёнка – берёзы, которые стоят лицом друг к другу. Дети – берёзы поднимают обе руки вверх и берутся за руки.
Остальные дети, взявшись за руки, образуют хоровод, который не торопясь, в такт с ритмом песни, проходит через «ворота» - руки двух берёзок. Берёзки и остальные дети поют первый куплет песни «Во поле берёза стояла»:
Во поле берёза стояла, Во поле кудрявая стояла. Люли, люли, стояла,
Люли, люли, стоя - ла. Последний слог в слове «стояла» отделяется секундной паузой. В этот момент руки двух «берёзок» опускаются, чтобы поймать ребёнка из хоровода. Пойманный ребёнок становится «берёзкой». Уже три «берёзки» берутся за руки, поднимают их.
Игра продолжается до тех пор, пока «берёзки» не «переловят» всех детей.
Чем больше «берёзок», тем им легче ловить детей.
КАРТОЧКА №72
«Березки»
Цель: развитие выразительности движений, наблюдательности, воображения.
Ход игры: Дети изображают деревья в разное время года, следуя словам воспитателя:
Лето. Березки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками.
Осень. Облетают листья на березах. Все чаще дует сильный, порывистый ветер, который качает деревья из стороны в сторону.
Зима. Веточки на березах дрожат от холода. Снег пригибает их к земле.
Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и из них появляются нежные листочки.
КАРТОЧКА №73
«Раз-два-три!
Этот лист бери!»
Цель: продолжать учить детей двигаться по участку, чередуя ходьбу с бегом и другими движениями; упражнять в ходьбе и беге с остановкой на сигнал взрослого; развивать слуховое внимание.
Ход игры: По предложению взрослого дети начинают произвольно двигаться по участку (идут шагом, бегут, кружатся, машут руками), на слова взрослого: «Раз-два-три! Желтый лист бери!» игроки должны найти среди опавшей листвы лист заданного цвета и поднять его. Выигрывает тот игрок, кому это удалось сделать первому.
Условие игры: брать можно только опавшие листья.
Затем взрослый снова предлагает детям отправиться на прогулку по участку и может предложить следующие задания:
- Раз-два-три! Красный лист бери!
- Раз-два-три! Два листа бери!
- Раз-два-три! Такой же как у меня лист бери!
- Раз-два-три! Ничего не бери!
КАРТОЧКА №74
«Дождь, гром, лед»
Цель: продолжать учить детей двигаться по участку, не наталкиваясь друг на друга; упражнять в выполнении действий в соответствии с сигналом взрослого; развивать слуховое внимание.
Ход игры: Ведущий говорит «дождь» и все игроки
начинают бегать по площадке, как бы скрываясь от дождя.
Ведущий говорит «гром» и все должны присесть на корточки.
Ведущий говорит «лед» и игроки должны застыть на месте в той самой позе, в
которой их застала команда.
Ведущий ходит и наблюдает за застывшими фигурами. Если кто-то пошевелится, он
становится ведущим.
КАРТОЧКА №75
«Тетя туча»
Цель: продолжать учить детей двигаться по кругу, упражнять в беге, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Дети идут по кругу со словами:
Туча-тетя, почему не льете?
Тучу-Тетю очень жаль:
Зацепилась за корабль.
Тот кораблик золотой
Высоко над головой.
Держит тебя крепко,
Не замочишь деток!
(Дети показывают туче нос).
Крутись, вертись
И на нас не злись.
Ребенок - Туча кружится вокруг себя
руки разведены в стороны ребенок на слова "Зацепилась за корабль" останавливается:
Всех сейчас я замочу,
Громом вас поколочу!
«Туча» топает ногами, машет руками и грозит, после слова «поколочу» дети убегают, «туча» их ловит. Кого «туча» заденет, тот «намок», идет сушиться на стул.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.