Сентябрь.
Прогулка 1. Наблюдение за состоянием погоды
Цель: учить определять время года по характерным признакам.
Ход наблюдения: Предложить детям посмотреть, есть ли на небе солнышко или тучи. Спросить, что сделали тучи (закрыли солнце), отметить, какое небо (хмурое), какая погода (хмурая).
Дуют ветры, ветры буйные,
Ходят тучи, тучи темные.
Обратить внимание детей на верхушки деревьев (раскачиваются), дует ветер, раскачивает деревья. У деревьев разноцветная листва.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы полетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время осенью зовется.
Трудовая деятельность: Поливание песка для игры.
Цели: приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать оказывать помощь взрослым; закреплять знания, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить пирожки для кукол.
Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль».
Цель: учить детей быстро бегать по сигналу, но не наталкиваться друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место. «Береги предмет». Цель: учить действовать и ориентироваться по сигналу, в пространстве, развивать ловкость.
Дидактическая игра: «Найди пару» Цель. Учить детей подбирать предметы разных по пропорции по образцу, закреплять знания основных цветов, развивать память и внимание.
Индивидуальная работа: Развитие движений- прыжки с продвижением вперед.
Выносной материал: Лейки, кубики и формочки на каждого ребенка для игры с песком, кукла, машинки.
Прогулка 2. Наблюдение за автобусом
Цели: учить различать транспорт по внешнему виду; называть основные части автомобиля; закреплять навыки поведения в автобусе.
Ход наблюдения: На улице нашей Машины, машины.
Машины-малютки, Машины большие.
Спешат грузовые, Фырчат легковые,
Торопятся, мчатся, Как будто живые.
У каждой машины Дела и заботы,
Машины выходят с утра на работу.
Автобус — пассажирский транспорт, на нем перевозят людей. Впереди сидит водитель, а в салоне пассажиры. Пассажиры ожидают автобус на остановке. Когда автобус подъезжает, они входят и занимают места. Во время движения нельзя вставать, бегать по салону, трогать руками дверь. Нужно ждать, пока водитель откроет дверь.
Трудовая деятельность: Подметание дорожки, ведущей к участку. Цель: учить правильно пользоваться веничками.
Подвижные игры: «Автомобили», «Воробушки и автомобиль».
Цели: приучать соблюдать правила дорожного движения; закреплять знания об автобусах.
Дидактическая игра: «Собери бусы». Цель. Развивать координацию действий обеих рук ребенка, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Способствовать подведению детей к группировке предметов по цветовому признаку.
Индивидуальная работа: Д/игра «Подбери колеса к машине»-ФЭМП
Выносной материал: Рули, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки.
Прогулка 3. Наблюдение за осенними деревьями
Цели: расширять представление о деревьях; учить любоваться красотой родной природы.
Ход наблюдения:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
ты же видишь — мы свои.
По дороге на прогулку остановить детей в таком месте, где деревья видны издали и хорошо просматриваются. Полюбоваться разноцветным парком, обратить внимание детей на красоту пейзажа. Уточнить, какой цвет характерен для осенних деревьев.
Трудовая деятельность: Уборка участка, где дети будут играть.
Цель: приучать соблюдать чистоту и порядок .
Подвижные игры: «Птицы в гнездышках».
Цели: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
«Найди свой домик». Цель: учить быстро действовать по сигналу, приучать ориентироваться в пространстве.
Дидактическая игра: «Угадай, что делать» Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитывать у детей умение переключать слуховое внимание.
Индивидуальная работа: Развитие движений- прыжки
Выносной материал: Корзинки для шишек, ведерки для сбора мусора.
Прогулка 4. Наблюдение за птицами во время кормления
Цели: прививать желание заботиться о птицах; формировать знания о повадках птиц; воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения: Перед прогулкой оставить корм для птиц на участке. Подвести детей к кормушке для птиц. Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые).
Маленький мальчишка,
в сером армячишке,
По двору гуляет,
крошки подбирает.
Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.
Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы
клюют и перелетают на новое место.)
Как птицы кричат? Как прыгают?
Чик-чирик к зернышкам — прыг.
Клюй — не робей! Кто же это? (Воробей.)
Трудовая деятельность: Кормление птиц. Цели: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка участка); воспитывать желание ухаживать за животными.
Подвижные игры: «Воробушки и кот». Цели: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать, не задевая друг друга, увертываться от водящего ;быстро убегать, находить свое место; быть осторожными, занимая место, не толкать товарища.
«Попади в круг». Цели: совершенствовать умение действовать с разными предметами; развивать умение бросать предметы в определенном направлении двумя руками; развивать глазомер, координацию движений, ловкость.
Дидактическая игра: «Солнце или дождик?» Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитывать у детей умения переключать слуховое внимание.
Индивидуальная работа: «Разрезные картинки» Цель. Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 2 части.
Выносной материал: Корм для птиц, куклы, одетые по погоде, атрибуты к п/и, совочки, машинки.
Прогулка 5. Рассматривание клумбы
Цели: продолжать учить различать и называть два цветущих растения по цвету, размеру, обращать внимание на их окраску; воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения: На прогулке подвести детей к клумбе, где растут ромашки, бархатцы. Познакомить детей с растениями, рассказать о них.
Бархатцы (Чернобривцы) бывают низкорослыми и высокими, разных золотисто-оранжевых оттенков. Цветки мелкие и крупные, листья рассеченные, пестрые, с резким запахом. Растут быстро, цветут до морозов. Ромашка — высокое изящное растение с мелкими белыми цветочками. Цветет очень долго, до глубокой осени. Хорошо растет на солнечных участках.
Трудовая деятельность: Выкапывание бархатцев и пересадка их в ящики для дальнейших наблюдений в уголке природы. Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за растениями.
Подвижные игры: «Птичка в гнездышке». Цели: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу. «Найди свой домик». Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.
Дидактическая игра: «Да или нет». Цель: формировать у детей желание беречь свое здоровье и здоровье других детей; учить понимать: что можно делать, а что - нет.
Индивидуальная работа: Игра «Давайте познакомимся!» Цель: закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова.
Выносной материал: Совочки, мелкие игрушки, формочки, лопатки, ведерки.
Прогулка 6. Наблюдение за облаками
Цели: познакомить с различными природными явлениями; показать разнообразие состояния воды в окружающей среде; формировать творческое отношение к делу.
Ход наблюдения:
Я сегодня видел сам:
Слон гулял по небесам!
Фиолетовою тушей,
Не в тропических лесах,
А у нас, над нашей сушей
Слон слонялся в небесах.
В синеве он важно плыл
Даже солнце заслонил.
Предложить детям понаблюдать за облаками, рассказать, что облака состоят из капелек воды. Предложить каждому ребенку выбрать наиболее понравившееся облако и проследить, куда оно плывет, быстро двигается или медленно. Пусть каждый ребенок даст своему облаку имя.
Трудовая деятельность: Сбор опавших листьев и другого мусора на участке. Цель: приучать соблюдать порядок на участке детского сада.
Подвижные игры: «Солнышко и дождь». Цели: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу. «С кочки на кочку». Цели: продолжать учить подпрыгивать на двух ногах; спрыгивать с высоких предметов, мягко приземляться, сгибая ноги в коленях; совершенствовать навыки перепрыгивания.
Дидактическая игра: «Оцени поступок».
Цель: развивать представления детей о добрых и плохих поступках с с опорой на сюжетные картинки; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать доброжелательность и чуткость у детей.
Выносной материал: Совочки, формочки для песочницы, машинки, кубики для игр.
Индивидуальная работа: Развитие движений-ходьба по ограниченной плоскости.
Прогулка 7. Наблюдение за птицами
Цели: продолжить наблюдение за птицами на участке; учить различать основные части тела; развивать и воспитывать бережное отношение к птицам.
Ход наблюдения :Осенью можно часто увидеть, как на электропроводах или кустах сидят и чирикают воробьи. Обратите внимание детей, что птицы собираются к холоду. Предложите детям покормить птиц, насыпав им хлебных крошек, и понаблюдайте, как птицы клюют корм.
-Воробей, что ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь.
-Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
Вместе с детьми рассмотреть внешний вид птиц. (Тело покрыто пухом, перьями, есть крылья; они летают, прыгают, клюют.)
Трудовая деятельность. Кормление птиц.
Цели: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка участка); воспитывать желание ухаживать за животными.
Подвижные игры: «Воробушки и кот». Цели: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать, не задевая друг друга, увертываться от водящего, быстро убегать, находить свое место;
приучать быть осторожными, занимая место, не толкать товарища.
«Попади в круг». Цели: совершенствовать умение действовать с разными предметами; развивать умение бросать предметы в определенном направлении двумя руками; развивать глазомер, координацию движения, ловкость.
Дидактическая игра: «Как зовут членов семьи». Цель: закреплять умение детей четко называть всех членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.
Индивидуальная работа: «Бабочка, лети!»
Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.
Выносной материал. Корм для птиц, куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы.
Прогулка 8. Наблюдение за дождем
Цель: познакомить с природным явлением — дождем.
Ход наблюдения :В дождливую погоду предложить детям понаблюдать из окна, как капли дождя падают на землю. Ранее воспитатель выносит емкость для накапливания дождевой воды. Капли стучат по стеклу. Послушать вместе с детьми шум дождя (есть дождик веселый, а есть грустный), определить, какой дождь.
Сколько знаю я дождей? —
Сосчитайте поскорей.
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой.
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Трудовая деятельность: Поливка дождевой водой растений в группе.
Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за комнатными растениями.
Подвижные игры: «Солнышко и дождь». Цели: - учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
«Лиса в курятнике». Цели: упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки; учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2—3 метра; совершенствовать навыки перепрыгивания.
Дидактическая игра: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Цель: закреплять знания детей о профессиях; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.
Выносной материал: Для игр в зале: кубы, скамейки, емкости для воды.
Индивидуальная работа: Развитие движений- ходьба большими и маленькими шагами.
Прогулка 9. Наблюдение за собакой
Цели: дать представление о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении; воспитывать любовь к животным.
Ход наблюдения. Наблюдать за собаками, которых выгуливают хозяева. Охарактеризовать внешний вид животного и его поведение. (Собака очень привязана к человеку, она стережет его дом, ходит с ним на охоту.)
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
Хвост колечком.
Во время прогулки спросить у детей, у кого есть собака, кто за ней ухаживает.
Трудовая деятельность: уборка площадки Цель: воспитывать желание трудиться, поддерживать чистоту.
Подвижные игры: «Лохматый пес». Цели: учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения; бегать, стараясь не попадаться водящему.
«Кому флажок?». Цели: упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч; воспитывать ловкость, целеустремленность.
Дидактическая игра: «Кому что нужно для работы». Цель: закреплять и уточнять знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.
Выносной материал: Куклы, одетые по погоде, атрибуты к п/и, карандаши, печатки, совочки, машинки.
Индивидуальная работа: Развитие движений- прыжки
Прогулка 10.Знакомство с пешеходной дорожкой — тротуаром
Цели: закреплять знания о правилах поведения на улице;
воспитывать внимание и навыки ориентировки в пространстве.
Ход наблюдения: Пригласить детей на прогулку вокруг детского сада. Объяснить им, что с этой минуты они становятся пешеходами и должны строго соблюдать правила дорожного движения: двигаться только по пешеходной дорожке (тротуару), не спешить, быть внимательными, крепко держать друг друга за руку, не кричать, внимательно слушать воспитателя.
На улице будьте внимательны, дети!
Твердо запомните правила эти!
Правила эти помни всегда,
Чтобы с тобой не случилась беда.
Трудовая деятельность: Предложить детям сгребать сухие листья в определенное место, наполнять ими ведерки и уносить в контейнер.
Цель: учить правильно пользоваться граблями, наполнять ведерки до определенной мерки.
Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль». Цель: закреплять знания о правилах дорожного движения, ориентировке в пространстве.
«Перебежки — догонялки». Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Дидактическая игра: «Лишний предмет». Цель: учить детей определять лишний предмет по цвету; развивать зрительную память, мышление.
Выносной материал: Куклы, одетые по погоде, атрибуты к п/и, грабельки, ведерки.
Индивидуальная работа: Развитие движений- ходьба и бег парами.
Октябрь.
Прогулка 1. Наблюдение за солнцем
Цели: вырабатывать представление о том, что когда светит солнце — на улице тепло; поддерживать радостное настроение.
Ход наблюдения: В солнечный день предложить детям посмотреть в окно.
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду. (Сегодня светит солнышко — тепло.)
Солнце огромное, раскаленное. Обогревает всю землю, посылая ей лучи. Вынести на улицу маленькое зеркало и сказать, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они поиграли с ним. Навести луч на стену.
Солнечные зайчики играют на стене,
Помани их пальчиком — пусть бегут к тебе.
Вот он светленький кружок,
Вот, вот, левей, левей — убежал на потолок.
По команде «Ловите зайчика!» дети пытаются поймать его.
Трудовая деятельность: Сбор камней на участке.
Цель: продолжать воспитывать желание участвовать в труде.
Подвижные игры: «Мыши в кладовой». Цель: учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга, двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения. «Попади в круг». Цели: совершенствовать умение действовать с предметами; учить попадать в цель; развивать глазомер, ловкость.
Дидактическая игра: «Громко – тихо» Цель: Учить детей менять силу голоса: говорить то тихо, то громко. Воспитывать умение менять силу голоса.
Выносной материал: Мешочки с песком, мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, печатки, карандаши, ведерки, совочки.
Индивидуальная работа: бросание мешочков с песком на дальность.
Прогулка 2. Наблюдение за кошкой
Цели: расширять представление о домашнем животном — кошке;
воспитывать желание заботиться о животных.
Ход наблюдения: Беседа на тему «Кто из животных живет с человеком дома?».
Острые ушки, на лапках — подушки!
Усы, как щетинки, дугою спинка.
Днем спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.
Молоко пьет, песенки поет.
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет.
Что есть у кошки и как она ходит? Рассказы детей о кошке и котятах. Дополнить: кошка — домашнее животное, живет с человеком, залезает на колени, мурлычет. Человек ее любит, заботится о ней, разговаривает с ней, угощает молоком.
Трудовая деятельность: уборка площадки Цель: воспитывать желание трудиться, поддерживать чистоту
Подвижные игры: «Перебежки — догонялки». Цели: согласовывать свои действия с действиями товарищей.
«Догони меня». Цели: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.
Дидактическая игра: «Один – много»
Цель: Учить употреблять существительное единственного и множественного числа.
Выносной материал: Куклы, одетые по погоде, совочки, машинки.
Индивидуальная работа: «Лошадки цокают копытцами»
Цель: Развивать фонематический слух, развивать речевое внимание детей.
Прогулка 3.Наблюдение за транспортом
Цель: учить различать транспорт по внешнему виду.
Ход наблюдения: Машина, машина, машина моя,
Работаю ловко педалями я.
Машину веду у всех на виду,
Катаюсь на ней во дворе и в саду.
Понаблюдать с детьми за движением легкового автомобиля. Объяснить, что машину ведет водитель, он сидит впереди, а все остальные являются пассажирами. Разговаривать во время движения с водителем нельзя, чтобы автомобиль не столкнулся с другими автомобилями.
Трудовая деятельность: Уборка территории.
Цель: учить правильно пользоваться веничками.
Подвижные игры: «Автомобили», «Самолеты». Цели: приучать соблюдать правила дорожного движения; закреплять знания о грузовых машинах.
Дидактическая игра: «Чудесный мешочек» Цель: В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.
Индивидуальная работа: «Назови ласково» Цель: Расширение и активизация словарного запаса детей. Учить образовывать слова с суффиксами "чк-чн"
Выносной материал: Рули, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки.
Прогулка 4. Рассматривание осеннего дерева
Цель: формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине.
Ход наблюдения: Поспевает брусника, стали дни холоднее,
И от птичьего крика в сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают прочь, за синее море,
Все деревья блистают в разноцветном уборе.
Подвести детей к дереву, вспомнить его основные части. Дать детям наглядное представление, что деревья бывают разной толщины и высоты. Напомнить, что на ветвях растут листья, но с наступлением осени они опадают. Предложить погладить ствол дерева. Обратить внимание, что дерево высокое, и чтобы его рассмотреть, надо поднять голову. Предложить найти низкое дерево. Рассмотреть ствол молодого и старого дерева, сравнить. Предложить побегать по опавшим листьям деревьев.
Трудовая деятельность: Вместе с детьми обрезать сломанные веточки у деревьев. Взрыхлить землю граблями, подсыпав ее к корням деревьев, объяснить для чего это делается Цели: воспитывать желание участвовать в уходе за растениями; прививать бережное отношение к природе.
Подвижные игры: «Птицы в гнездышках». Цели: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
«Зайцы и Жучка». Цель: упражнять в метании в горизонтальную цель, пролезании под шнуром.
Дидактическая игра: «Части суток» Цель: закреплять знания о частях суток; упражнять в сопоставлении картинки с частями суток: утро, день, вечер, ночь.
Выносной материал: Детские грабли, кубики для подвижной игры, игрушки для игр с песком, машинки.
Индивидуальная работа: беседа «Поведение в лесу»- экологическое воспитание.
Прогулка 5. Наблюдение за птицами
Цели: расширять представление о птицах; формировать знания о том, какие птицы чаще всего прилетают к кормушке, чем их надо подкармливать; воспитывать доброе отношение к пернатым.
Ход наблюдения: Обратить внимание детей на нахохлившихся ворон, прыгающих воробьев. Рассказать, что птицы прилетают ближе к людям, надеясь, что они их накормят.
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
«Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою: Чик-чирик!»
Объяснить детям, что о птицах надо заботиться, кормить их хлебными крошками, пшеном. Вместе с детьми повесить кормушку для птиц. Пройти вокруг детского сада и посмотреть, где повесили дети кормушки.
Трудовая деятельность: Насыпать корм для птиц в кормушки, расчистка дорожки к кормушке. Цель: воспитывать желание ухаживать за животными, правильно их кормить.
Подвижные игры: «Бездомный заяц». Цели: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; быстро менять направление движения; воспитывать ловкость и выносливость. «Догони меня». Цель: -учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.
Дидактическая игра: «Скажи какой?» Цель: развитие у детей тактильных ощущений, обогащение и активизация словаря.
Выносной материал: Корм для птиц, совочки, машинки, атрибуты к п/играм.
Индивидуальная работа: Д/игра «Цвета»-ФЭМП
Прогулка 6. Наблюдение за грузовым транспортом.
Цель: учить различать по внешнему виду грузовой транспорт.
Ход наблюдения: Не летает, не жужжит —
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
Познакомить детей с машиной, на которой привозят продукты. Назвать ее основные части. (Кабина, кузов, руль, колесо, окна). Понаблюдать, как разгружают продукты из машины, объяснить, что продукты — это груз для нее. Рассказать, какую важную работу выполняет эта машина.
Трудовая деятельность: Подметание дорожки, ведущей к участку.
Цель: учить правильно, пользоваться веничками.
Подвижные игры: «Автомобили», «Самолеты». Цели: приучать соблюдать правила дорожного движения; закреплять знания о грузовых машинах.
Дидактическая игра: «Какое время года?» Цель: Учить детей разбираться в изменениях погоды по сезонам, поведению растений и животных, а также жизни людей в разное время года.
Выносной материал: Рули, совочки, формочки, игрушки, машинки.
Индивидуальная работа: Развитие движений- ходьба, бег «змейкой»
Прогулка 7. Наблюдение за растительным миром.
Цели: формировать представление об особенностях ели, по которым
ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать бережное отношение к природе.
Ход наблюдения: На участке воспитатель предлагает детям найти дерево, послушав стихотворение.
Ее всегда в лесу найдешь —
Пойдешь гулять и встретишь.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
Подвести детей к ели. Обратить их внимание на характерные особенности. (Вместо листьев иголки, всегда зеленая, ветви внизу длинные, вверху короткие.) Предложить пройти по всей территории детского сада и найти ели. Объяснить, чем выше ель, тем она старше.
Трудовая деятельность: Вместе с детьми обрезать сломанные веточки у деревьев. Взрыхлить землю граблями, подсыпав ее к корням деревьев, объяснить, для чего это делается. Цели: воспитывать желание участвовать в уходе за растениями; прививать бережное отношение к природе.
Подвижные игры: «Встречные перебежки». Цели: повышать двигательную активность; развивать меткость, ловкость, выносливость.
«Ловкая пара» Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата.
Дидактическая игра: «Чего больше - чего меньше» Цель: учить сравнивать равные и неравные по количеству группы предметов, устанавливать равенство и неравенство групп предметов, пользуясь словами «больше», «меньше», «поровну».
Выносной материал: Детские грабли, кубики для подвижной игры, игрушки для игр с песком.
Индивидуальная работа: Развитие движений- прыжки парами.
Прогулка 8. Наблюдение за работой дворника.
Цели: воспитывать уважение к труду людей; учить приходить на помощь окружающим.
Ход наблюдения :Воспитатель загадывает детям загадку.
Скручена, связана,на кол навязана
И по дому пляшет. (Метла.)
Предоставить детям самостоятельно поиграть на участке, обратить внимание на работу дворника: «Посмотрите, как он старается, подметает дорожки, чтобы вам было где играть». Уточнить, что дворник выполняет свою работу хорошо, ловко действуя метлой и лопатой. Подвести детей к дворнику, который объяснит, что нельзя ломать деревья, бросать мусор на землю, участок нужно содержать в чистоте. Подсказать детям, что нужно поблагодарить дворника за работу, но не только словами, но и делами. Предложить детям собрать мусор на участке.
Трудовая деятельность: Подметание веничками дорожек на участке. Цель: учить правильно пользоваться веничками, доводить начатое дело до конца.
Подвижные игры: «Мы — шоферы». Цель: учить ориентироваться в пространстве. «Найдем грибок». Цели: ориентировка в пространстве
Дидактическая игра: «Из каких фигур состоит предмет?»
Цель: Учить выделять части изображения, определять их форму. Упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).
Выносной материал: Рули, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки.
Индивидуальная работа: д/игра «Дикие животные»-речь, память, мышление.
Прогулка 9. Наблюдение за собакой
Цели: расширять представление о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении; воспитывать любовь к животным.
Ход наблюдения: Рассказать детям: рядом с домом стоит маленький домик — будка, в которой живет зверь. Этот зверь грозно рычит, громко лает, у него острые зубы, он грызет кости. Кто этот зверь?
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек,
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
Дети вместе с воспитателем рассматривают собаку. Собака — домашнее животное, она любит своих хозяев, охраняет жилище, лаем предупреждает, что пришли чужие. Радуется, когда приходит хозяин. Хозяин тоже любит собаку, заботится о ней, строит для нее дом, кормит днем и вечером.
Трудовая деятельность: Кормление птиц.
Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.
Подвижные игры: «Мы — веселые ребята». Цели: четко проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры; согласовывать свои действия с действиями товарищей.
«Догони меня». Цели: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.
Дидактическая игра: «Давайте познакомимся!» Цель: закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова.
Индивидуальная работа: д/игра «Геометрические фигуры»- ФЭМП
Выносной материал: Корм для птиц, атрибуты к п/и, совочки, машинки.
Прогулка 10. Наблюдение за небом
Цель: формировать представление о небе.
Ход наблюдения: Предложить детям понаблюдать за облаками, напомнив, что облака состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед дождем? Быстро двигаются облака или медленно? Предложить каждому выбрать понравившееся облако и проследить, куда оно плывет.
Облака, белокрылые лошадки,
Облака, куда вы мчитесь без оглядки?
Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,
А по небу прокатите нас, облака.
Трудовая деятельность: Сбор мусора на площадке.
Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.
Подвижные игры: «Ловишки». Цель: упражнять в беге в разных направлениях. «Попади в обруч». Цель: формировать умение метать в горизонтальную цель, вдаль на расстояние не менее 5—9 м.
Дидактическая игра: «Назови форму» Цель: Учить детей различать и называть геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и выполнять действия с ними.
Индивидуальная работа: Д/игра «Цвета»-ФЭМП
Выносной материал: Лопатки, совочки, метелки, ведерки, формочки.
Ноябрь.
Прогулка 1. Наблюдение за морозными узорами
Цель: рассмотреть на окне морозные узоры.
Ход наблюдения: Не дождавшись тепла среди зимнего дня,
Распустились цветы на окне у меня.
Подошел я к цветам, стала мокрой щека,
Оттого, что окна коснулся слегка.
Подошел я к цветам, но не пахли они.
Для чего ж они выросли в зимние дни?
Наблюдать за морозными узорами на стекле. На что они похожи? Пусть дети сравнят узоры на разных окнах. Одинаковые ли узоры рисует мороз? Какие узоры получились самыми красивыми? Что будет, если пальчиком дотронутся до окон с узорами?
Трудовая деятельность: Сгребание листьев в определенное место.
Цель: приучать соблюдать чистоту и порядок на участке детского сада.
Подвижные игры: «Догони свою пару». Цели: выполнять движения по сигналу воспитателя; четко ориентироваться при нахождении своей пары. «Не попадись». Цели: упражнять в беге в разных направлениях; развивать медленный и быстрый бег, ориентировку в пространстве.
Дидактическая игра: «Угостим мышек чаем» Цель: Развивать умение сравнивать предметы по величине (3 предмета). Активизировать в речи детей слова "Большой, поменьше, маленький"
Индивидуальная работа: Развитие движений- ходьба, бег парами.
Выносной материал: Деревянные лопатки, совочки, грабли, ведерки, игрушки, машинки, формочки.
Прогулка 2. Наблюдение за елью
Цель: формировать представление о ели, ее красоте.
Ход наблюдения: Воспитатель подводит детей к ели, обращает внимание на ее стройность, зеленый наряд.
Ее всегда в лесу найдешь —
Пойдешь гулять и встретишь.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
Воспитатель обращает внимание детей, что находиться рядом с елью очень приятно (она красива и полезна), ее аромат целителен для здоровья. Спрашивает, что красивого дети находят в елочке. Предлагает попеременно глубоко дышать с открытыми глазами и смотреть на нее.
Трудовая деятельность: Утепление корней растений вместе с воспитателем. Цели: воспитывать желание участвовать в уходе за растениями; закреплять знания о способах адаптации растений зимой;
учить бережно относиться к растительному миру.
Подвижная игра «Идите ко мне». Цели: учить выполнять задание воспитателя; ходить прямо, сохраняя заданное направление.
Дидактическая игра: «Найди пару» Цель. Учить детей подбирать предметы разных по пропорции по образцу, закреплять знания основных цветов, развивать память и внимание.
Индивидуальная работа: д/игра «Признаки осени»-речь, мышление, память.
Выносной материал: Лопатки, формочки, совочки.
Прогулка 3. Наблюдение за облаками
Цель: формировать понятия об облаках и тучах.
Ход наблюдения: Я вконец себя измучил,
Все никак не мог понять:
И откуда эти тучи появляются опять?
Но помог однажды случай:
Мы ходили по грибы,
У лесов сторожки тучи
Выползали из трубы.
Обратить внимание детей на небо. Серые, темные облака движутся по нему, их называют тучами. Они низко плывут над землей, из них идет дождь или снег.
Трудовая деятельность: Сбор игрушек после игр на улице.
Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений, оказывать помощь взрослым.
Подвижные игры: «Воробушки и кот». Цели: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленках; бегать, не задевая друг друга, увертываясь от ловящего; приучать к осторожности.
«Бегите ко мне». Цель: учить ориентироваться по звуку, двигаться в сторону звука.
Дидактическая игра: «Угадай, что делать» Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитывать у детей умение переключать слуховое внимание.
Выносной материал :Лопатки, карандаши, маски для игр, формочки для игры, ведерки.
Индивидуальная работа: Развитие движений- прыжки парами.
Прогулка 4. Наблюдение за осенним парком.
Цели: расширять представление об осеннем парке; учить видеть красоту осеннего пейзажа.
Ход наблюдения: Подвести детей к такому месту, где парк виден издали, хорошо просматривается. Обратить внимание на красоту парка поздней осенью. Деревья «надели» осенний наряд, а елки и сосенки по-прежнему зеленые.
Трудовая деятельность: Изготовление построек из песка.
Цели: учить правильно носить песок для постройки, помогать товарищам в выполнении трудовых действий; помогать правильно строить из песка домик, соизмерять величину домика с величиной игрушки, аккуратно и достаточно глубоко вырезать отверстие (дверку).
Подвижные игры: «Найди нас». Цель: закреплять название объектов на участке, ориентировку в пространстве. «У оленя дом большой». Цель: закреплять умение соотносить движения с текстом.
Дидактическая игра: «Как зовут членов семьи».
Цель: закреплять умение детей четко называть всех членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.
Выносной материал: Лопатки, ведерки, совочки, игрушки.
Индивидуальная работа: д/игра «Сварим суп»- овощи, закрепить названия, развитие речи и мышления.
Прогулка 5. Наблюдение на огороде
Цель: формировать представление об изменениях в природе поздней осенью.
Ход наблюдения: Привести детей на огород. Вспомнить, что они видели в начале осени. (На грядках росли лук, картофель, свекла.) Тогда дети старших групп занимались уборкой урожая, а затем посадкой чеснока. Сейчас все грядки покрыты снегом. Снег укрыл землю, корни плодов. Чем больше снега будет лежать в огороде, тем теплее будет клубнике, чесноку. Воспитатель задает детям загадку.
Пришла девушка Беляна —
Побелела вся поляна.
Всю зиму пролежит,
Весной в землю убежит. (Снег.)
Трудовая деятельность: Изготовление снежных построек. Цели: учить правильно носить снег для постройки; помогать товарищам в выполнении трудовых действий; учить правильно строить из снега домик, соизмерять величину домика с величиной игрушки, аккуратно и достаточно глубоко вырезать отверстие (дверку).
Подвижные игры: «Совушка». Цель: учить слаженным действиям по сигналу воспитателя. «Жмурки». Цель: быстро действовать при потере равновесия.
Дидактическая игра: «Все профессии нужны, все профессии важны». Цель: закреплять знания детей о профессиях; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.
Выносной материал: Лопатки, санки, ведерки.
Индивидуальная работа: д/игра «Комплименты». Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.
Прогулка 6. Наблюдение за сезонным явлением — инеем, заморозками.
Цель: формировать представление об инее как об одном из состояний воды.
Ход наблюдения: Обратить внимание на иней. Иней — это капельки водяного пара, только замерзшие, как снежинки. Пусть дети внимательно рассмотрят иней на деревьях и кустарниках, прикоснутся ладошкой к ветке, покрытой инеем. Что произошло с веткой и ладошкой? Куда исчез иней?
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.(Иней)
Стоят деревья в инее —
То белые, то синие.
Столбами синеватыми
Стоят дымки над хатами.
И все на свете в инее —
То белое, то синее.
Трудовая деятельность: Сооружение снежной клумбы.
Цель: побуждать оказывать помощь взрослым.
Подвижные игры: «Краски». Цели: учить запоминать цвет краски, быстро бегать по сигналу воспитателя, быть внимательным; упражнять в беге в нужном направлении до определенного места; «Волк и козлята». Цели: учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил; развивать ловкость, уверенность в себе; воспитывать смелость.
Дидактическая игра: «Давайте познакомимся!» Цель: закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова.
Выносной материал: Лопатки, формочки для игры с песком, ведра.
Индивидуальная работа: Развитие движений- перешагивание через препятствия .
Прогулка 7. Наблюдение за березой.
Цели: расширять представление о дереве; формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитать желание защищать и оберегать природу.
Ход наблюдения: Подвести детей к березе.
Полюбоваться вместе с детьми березой. Рассмотреть ее ствол. (Белый, с черными полосками — похож на сарафан.) Рассказать, что в холодное время береза находится в состоянии покоя, отдыхает. Объяснить детям, что в холодные и морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу.
Трудовая деятельность: Расчистка территории от мусора.
Цели: продолжать учить пользоваться лопаткой, помогать товарищам в выполнении трудовых действий; доводить начатое дело до конца.
Подвижные игры: «По ровненькой дорожке». Цель: учить ходить по невысокому брусу, спрыгивать, сгибая ноги в коленях.«Мы — веселые ребята». Цели: учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий.
Дидактическая игра: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Цель: закреплять знания детей о профессиях; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.
Выносной материал: Лопатки, венички, носилки, формочки для песка
Индивидуальная работа: д/игра «Лошадки цокают копытцами» Цель: Развивать фонематический слух, развивать речевое внимание детей.
Прогулка 8. Наблюдение за ветром
Цели: продолжать наблюдение за ветром; учить определять направление ветра.
Ход наблюдения: Посмотреть на верхушки деревьев. В какую сторону они наклоняются? Откуда дует ветер? Поднять флажки над головой и посмотреть, в какую сторону развевается полотнище у флажков. Дети определяют направление ветра по развевающимся полотнам. Предложить детям пробежать с флажком по направлению ветра и против него.
Трудовая деятельность: собрать флажки после исследовательской деятельности. Цели: побуждать оказывать взрослым помощь.
Подвижные игры: «Воробушки и кот». Цели: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего; быть осторожными. «Живой лабиринт». Цель: развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту движений.
Дидактическая игра: «Оцени поступок». Цель: развивать представления детей о добрых и плохих поступках с опорой на сюжетные картинки; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать доброжелательность и чуткость у детей.
Выносной материал: Флажки, маски для подвижных игр, формочки, игрушки, ведёрки.
Индивидуальная работа: Развитие движений- ходьба, перешагивание.
Прогулка 9. Наблюдение за кустарником.
Цели: формировать представление об основных частях кустарника;
воспитывать бережное отношение к растительному миру.
Ход наблюдения: Подвести детей к кустарнику, спросить, чем это растение отличается от березы, ели. Попросить детей показать ствол растения. Сделать вывод, что у кустарника нет ствола, есть ветви, которые растут от корня. Ветви тоньше ствола. Кустарник ниже дерева. Показать ребятам красавицу рябинку, дать попробовать ягодки.
Красную ягоду дала мне рябина.
Думал я, что сладкая, а она как хина.
То ли это ягодка просто не дозрела,
Толь рябинка хитрая подшутить хотела.
Трудовая деятельность: Расчистка дорожек. Цель: учить действовать лопатками, сгребая снег в определенное место.
Подвижные игры: «Бегите ко мне». Цель: учить выполнять задание воспитателя; ходить прямо, сохраняя заданное направление.
«Солнце или дождик?» Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитывать у детей умения переключать слуховое внимание.
Дидактическая игра: «Как зовут членов семьи?». Цель: закреплять умение детей четко называть всех членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.
Выносной материал: Лопатки, формочки для песка, грабельки, ведерки.
Индивидуальная работа: д/игра «Лишний предмет». Цель: учить детей определять лишний предмет по цвету; развивать зрительную память, мышление.
Прогулка 10. Наблюдение за птицами
Цели: продолжать наблюдение за птицами, их повадками;
сравнить воробья и голубя.
Ход наблюдения: Перед прогулкой воспитатель говорит детям, что нужно взять хлеб для того, чтобы покормить голубей. Придя на место, сначала рассмотреть их, спросить, много ли голубей? Посмотреть, как голуби будут клевать. Обратить внимание детей, что у голубей есть глаза — они видят корм, когда им насыпают, есть клюв — они клюют крошки, есть ноги — они ходят, есть хвост и крылья — они летают. Голуби бывают разного цвета и величины. Голубей иногда называют «сизарями».
Трудовая деятельность: Приготовление корма для птиц вместе с воспитателем. Цели: воспитывать желание участвовать в уходе за птицами; приучать детей с помощью взрослых кормить птиц.
Подвижные игры: «Раз, два, три — беги!». Цели: упражнять в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий. «Догони меня». Цели: учить быстро ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.
Дидактическая игра: «Да или нет». Цель: формировать у детей желание беречь свое здоровье и здоровье других детей; учить понимать: что можно делать, а что - нет.
Выносной материал: Маски для подвижных игр, корм для птиц, формочки для игр, игрушки..
Индивидуальная работа: Развитие движений- бросание в вертикальную цель.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.