Картотека театрализованных сюжетных игр-ситуаций
Сценка «Птицы прощаются».
Утка. Ты скажи, скворец, когда
В теплые летишь края?
Скворец. В понедельник улетаю
Я со всею нашей стаей.
Полетим мы в теплый край.
Утка. Что же, скворушка, прощай!
Скворец. Утка, ну а ты когда
В теплые летишь края?
Утка. Собрались уж утки в стаю –
Послезавтра улетаем.
Улетаем далеко,
Быть в дороге не легко,
После долгих дней в пути
Отдых нужно нам найти.
Приземлимся на озера,
Там еду найдем мы скоро:
Головастиков, травинок,
Мелких рыбок и личинок.
Скворец. До весны давай прощаться,
Нам весною возвращаться.
Сценка «Мастерица».
Воспитатель. Утром рано у окна
(Люба садится на стул и шьет иголкой.)
Села наша Люба.
Кукле маленькой она
Шьет сегодня шубу.
Люба. Из сукна, на вате,
(Люба показывает заготовку, рядом – кукла.)
Чтоб не мерзнуть Кате.
Воспитатель. Пришивает не спеша
Рукава и ворот.
Люба. Вышла шуба хороша:
(Люба встает и показывает шубу.)
Можно ехать в город.
Инсценировка русской народной песни
«Где был, Иванушка?».
Дети. Где был, Иванушка?
(выходят рядком вперед)
Иванушка. На ярмарке.
(Стоит, подбоченившись.)
Дети. Что купил, Иванушка?
(Притопывают ногой.)
Иванушка. Курочку.
Дети. Курочку по сеничкам
(Все дети имитируют движения животных: как курочки, ходят и клюют зерна; как Иванушка, приплясывают)
Зернышки клюет,
Иванушка в горенке
Песенки поет.
Дети. Где был, Иванушка?
Иванушка. На ярмарке.
Дети. Что купил, Иванушка?
Иванушка. Уточку.
Дети. Курочка по сеничкам
Зернышки клюет.
Уточка по лужице
(Как уточки плывут, разводя руками.)
Взад-вперед плывет,
Иванушка в горенке
Песенки поет.
Где был, Иванушка?
Иванушка. На ярмарке.
Дети. Что купил, Иванушка?
Иванушка. Барашеньку.
Дети. Курочка по сеничкам
Зернышки клюет,
Уточка по лужице
Взад-вперед плывет,
Барашек в садике
(Как у барашка, делают рожки.)
Травушку жует,
Иванушка в горенке
Песенки поет.
Сценка «В медицинском кабинете».
Доктор. Я – доктор, я больных лечу,
Чтоб люди не болели.
В любое время к нм спешу,
В ненастье и в метели.
Могу поставить градусник
И выписать таблетки.
Микстуру, капли сладкие
Я дам для кукол – деток.
Кто здесь болеет, проходите
Что тут у вас стряслось, скажите?
Девочка с куклой. У дочки кашель и простуда,
Высокая температура.
Какое дать лекарство ей,
Чтоб поправиться быстрей?
Доктор. Вот ей таблетки, вот микстура.
Понизится температура.
(Девочка с куклой уходит.)
Мальчик с мишкой. Доктор, у сыночка бледный вид,
У него живот болит.
Чем вы сможете помочь?
Он не спит вторую ночь.
Доктор. Я потрогаю животик,
На кушетку положу.
(Кладет мишку на кушетку, мнет живот.)
Все в порядке у мишутки,
Ничего не нахожу.
Видно просто он объелся,
Много ягод он наелся.
(Грозит мишке пальцем.)
Ты мишутка, папу слушай,
Только лишнего не кушай.
(Мальчик с мишкой уходит.)
Инсценировка «Смех да веселье!»
Роли исполняют: Матрешка – девочка, Петрушка – взрослый (кто-то из родителей).
Матрешка. Как в огороде, во главном
Начинался праздник славный.
Смех да веселье, милости просим!
Петрушка. Бояре поспешили, народ потешили:
- Мы, бояре, всех умней, дайте нам шубы поновей.
Смех да веселье, милости просим!
Матрешка. Как только бояре сказали, сразу петухи закричали:
- Кар-кар! И нам сапог восемь пар!
Петрушка. Погоди, а разве так петухи кричат?
Это ж вороны!
Матрешка. А то нет! Кричат, когда разъярены.
А нищий Федюшка:
- И мне хлеба полушку,
С утра не ел, а вчера так просидел!
Петрушка. Пока мы с тобой судачим,
Народ уйдет, не иначе!
Почтенная публика! Не жалейте рублики,
Оставайтесь на нашем представлении,
Окажите нам свое почтение.
Начинай, Матрена.
Матрешка. Сарафан новый надеваю, сначала начинаю.
Пока начинаю – что в конце, забываю.
На конец перейду, так начала не пойму.
Петрушка. Давай я скажу.
Игру начинаем – за игрой не скучаем.
Я буду вас спрашивать, а вы будете отвечать,
Когда это нужно, но только дружно.
Итак, чтобы не попасть впросак,
Когда надо, повторяйте за мной:
- Это я, это я, это все мои друзья.
Запомнили? Тогда давайте играть.
Игра «Это все мои друзья».
- Кто, друзья, из вас очень любит хлебный квас?
(Дети отвечают по смыслу: «Это я, это я, это все мои друзья.»)
- Кто игрушки раскидает, а потом не убирает?
- Кто не любит грязным быть, может часто руки мыть?
- Кто в трамвае не зевает, старшим место уступает?
- У кого опрятный вид и хороший аппетит?
- Кто «спасибо» не сказал, а поел и убежал?
Матрешка. Хорошо мы так играли,
Но хотим, чтоб не скучали.
И немного нам сплясали.
(Для детей «Дискотека» под песни из знакомых мультфильмов и фильмов.)
Инсценировка русской народной сказки
«Заюшкина избушка».
Роли и исполнители: лиса, заяц, собака, медведь, петушок - дети, ведущий – взрослый.
Декорации и атрибуты: элементы костюмов героев (шапочки или герои кукольного театра), имитация домиков (ледяная и лубяная).
Ведущий. Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная. Пришла весна – у лисы избушка-то и растаяла, а у зайца стоит. Холодно лисе.
Лиса. Куда мне, бедной деться? Пойду, попрошусь к зайчику погреться. (Подходит к избушке зайца. Стучит.) Зайка!
Заяц (из избушки). Кто меня зовет?
Лиса. Зайка, это я, лиса. Пусти меня погреться.
Заяц. Ну, заходи, лиса.
Лиса. Да я ненадолго.
Ведущий. Пустил заяц лису, да напрасно. Выгнала лиса зайца из его избушки. Пошел зайчик, плачет.
Заяц. Что мне, бедному, делать?
Ведущий. Идет навстречу зайцу собака.
Собака. О чем, зайчик, плачешь?
Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла – лиса и попросилась ко мне погреться да и выгнала меня.
Собака. Не плачь, зайчик, я ее выгоню.
Ведущий. Пошли заяц и собака к избушке.
Собака. Гав-гав, поди, лиса, вон!
Ведущий. А лиса им с печки отвечает…
Лиса (из дома). Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!
Собака. Гав-гав! (Убегает.)
Ведущий. Испугалась собака, убежала. Сел зайчик под кустик и плачет. Идет мимо медведь.
Медведь. О чем, зайчик, плачешь?
Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла – лиса и попросилась ко мне погреться да и выгнала меня.
Медведь. Не плачь, зайчик, я ее выгоню.
Заяц. Нет, медведь, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, и ты не выгонишь.
Медведь. Нет, выгоню!
Ведущий. Пошли заяц и медведь к избушке.
Медведь. Поди, лиса, вон!
Лиса (из дома). Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь. Р-р-р…
Ведущий. Медведь испугался и ушел. Сидит зайка под кустом и плачет. Идет мимо петушок – золотой гребешок, косу на плече несет. Увидел зайчика и спрашивает…
Петушок. Что ты, зайка, плачешь?
Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла – лиса и попросилась ко мне погреться да и выгнала меня.
Петушок. Пойдем, я ее выгоню.
Заяц. Нет, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, медведь гнал – не выгнал.
Петушок. А я выгоню, пойдем! (Подходят к избушке.)
Петушок (поет). Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
Лиса (испугано). Одеваюсь, петушок…
Петушок. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
Лиса (испугано). Шубу надеваю, петушок…
Петушок (громко). Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
Лиса (выбегает). Ой-ей-ей!
Ведущий. Выскочила лиса из избушки, в лес убежала. А зайчик опять стал жить в своей избушке. Вот и сказочке конец – а кто слушал молодей!
Игра – спектакль «Колобок»
(настольный театр фанерных фигур).
Методика проведения. Воспитатель предлагает детям отгадать, на что похож мяч. Для этого загадывает загадку:
Круглый, да не мяч,
Мягкий, да не вата,
Жаркий, да не солнце,
Вкусный, да не яблоко.
Кто это? (Колобок.)
Воспитатель приносит на блюдце колобок (воздушный шарик желтого цвета, или испеченный белый круглый хлеб).
Воспитатель. Поет он песенку такую,
Поет песенку простую:
Я колобок, колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку я метен,
На сметане я мешен
Да в масле испечен…
Скажите мне, дети. Как называется сказка, из которой к нам пришел этот гость? Правильно, это сказка о колобке. Вот у меня волшебный мешочек. В нем находится сказка. Хотите посмотреть ее? А поучаствовать в ней? Тогда надо сказать волшебные слова и сказка оживет: крибле, крабле, бумс!
Воспитатель достает из волшебного мешочка героев сказки: настольный театр фанерных фигур.
Воспитатель побуждает детей к участию в постановке. Дети по желанию с помощью воспитателя распределяют роли, берут фанерные игрушки и разыгрывают спектакль по знакомой сказке.
«Зимовье зверей»
(спектакль в театре картинок).
Материал и оборудование: атрибуты к театру картинок (бык, баран, свинья, кот, петух).
Роли и исполнители: бык, баран, свинья, кот, петух, волки (картинки); ведущий (воспитатель).
Воспитатель приглашаем детей на спектакль. Дети проходят по билетам в театральный зал, звучит музыка. Все ждут начала спектакля по русской народной сказке.
Ведущий. Жили-были бык, баран, свинья, кот да петух. Задумали они жить в лесу. Летом в лесу хорошо.
Бык и баран. Летом у нас травы вволю.
Кот. А я ловлю мышей.
Петух. А я собираю ягоды да червяков клюю.
Свинья. А мне корешков да желудей хватает.
Ведущий. Прошло лето, и наступила поздняя осень. Плохо друзьям, когда дождик идет. Стало в лесу холодать. Первым спохватился баран. Говорит он быку…
Баран. Давай, друг, зимовье строить. Я стану из леса бревна носить да столба таскать.
Бык. Ладно, согласен. А я буду щепу драть.
Бык и баран. Пойдем, Хавронья, с нами зимовье строить. Мы станем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, а ты будешь глину месить, кирпичи делать, печку класть.
Свинья. Согласна.
Ведущий. Повстречали бык, баран и свинья кота, и он тоже согласился.
Кот. Согласен. Буду я мох таскать да стены конопатить.
Ведущий. Повстречали бык, баран, свинья и кот петуха. Попросили его помочь. Петух согласился.
Петух. И я согласен. Буду крышу крыть.
Ведущий. Выбрали друзья место посуше, наносили бревен, натесали столбов, щепы надрали, наделали кирпичей, моху натаскали – стали рубить избу.
Бык и баран. Избу мы срубили.
Свинья. Печку сложили.
Кот. Стены проконопатили.
Петух. Крышу покрыли. Наготовили на зиму запасов дров.
Ведущий. Пришла лютая зима, затрещал мороз. Кому в лесу холодно, а друзьям тепло. Бык и баран на полу спят, свинья – в подполе. Кот на печи песни поет, петух на жердочке пристроился. Живут – не горюют.
(Раздается вой волков.)
Ведущий. Бродили как-то в лесу семь голодных волков. Один и говорит…
Волк (картинка «Волки»). Пойду-ка я, братцы, посмотрю, кто в этом зимовье живет. Если не скоро вернусь, прибегайте на выручку.
Ведущий. Вошел волк в зимовье и сначала на барана угодил.
Баран. Бэ-э-э! Бэ-э-э!
Петух. Ку-ка-ре-ку!
Кот. Мя-у-у! Мя-у-у!
Бык. У-у-у! У-у-у!
Свинья. Хрю! Хрю! Кого съесть!
Ведущий. Испугался волк, кричит своим товарищам: «Уходите, братцы!» Два часа бежали волки. Потом волк рассказывает…
Волк. Вошел я, братцы, выскочил на меня рогатый, уставился на меня косматый, снизу кричит: «Кого тут съесть?» Бежим, братцы, по целы.
Ведущий. И побежали волки, только снег столбом. Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Инсценировка сказки «Теремок».
Роли и исполнители: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайка-побегайка, лисичка-сестричка, серый волк-зубами щелк, медведь – дети, ведущий – взрослый.
Декорации: теремок, элементы костюмов для героев.
Ведущий. Стоит в поле теремок, теремок,
Он ни низок, ни высок.
Кто, кто в теремочке живет,
Кто, кто в невысоком живет?
Никого…
Бежит мышка-норушка по полю, увидела теремок…
Мышка (оглядывает теремок). Это что за теремок, теремок?
Он ни низок, ни высок.
(стучит).
Кто, кто в теремочке живет,
Кто, кто в невысоком живет?
(с удивлением).
Никого…
Войду я в теремок, закрою двери на замок
И буду жить.
(Входит в теремок).
Ведущий. Стоит в поле теремок, теремок,
Он ни низок, ни высок.
Бежит лягушка-квакушка.
Увидела теремок, подбежала к двери.
Лягушка (скачет возле теремочка). Это что за теремок, теремок?
Он ни низок, ни высок.
Кто, кто в теремочке живет,
Кто, кто в невысоком живет?
Мышка. Я, Мышка-норушка. А ты кто?
Лягушка. Я – лягушка-квакушка.
Мышка. Ступай ко мне жить.
(Мышка впускает лягушку в теремок.)
Ведущий. Стали они жить вместе. Вот по полю зайка бежит. Увидал он теремок…
Зайка. Это что за теремок, теремок?
Он ни низок, ни высок.
(стучит).
Кто, кто в теремочке живет,
Кто, кто в невысоком живет?
Мышка. Я, Мышка-норушка.
Лягушка. Я – лягушка-квакушка. А ты кто?
Зайка. Я – зайка-побегайка.
Мышка и лягушка. Ступай ко мне жить.
(Впускают зайку в теремок.)
Ведущий. Стали они жить вместе. Вот по полю лисичка бежит. Увидала она теремок…
Лисичка. Это что за теремок, теремок?
Он ни низок, ни высок.
(стучит).
Кто, кто в теремочке живет,
Кто, кто в невысоком живет?
Мышка. Я, Мышка-норушка.
Лягушка. Я – лягушка-квакушка.
Зайка. Я – зайка-побегайка. А ты кто?
Лисичка. Я – лисичка-сестричка.
Зайка. Ступай ко мне жить.
(Впускают лисичку в теремок.)
Ведущий. Стали они жить вместе. Вот по полю волк бежит. Увидала она теремок…
Волк. Это что за теремок, теремок?
Он ни низок, ни высок.
(стучит).
Кто, кто в теремочке живет,
Кто, кто в невысоком живет?
Мышка. Я, Мышка-норушка.
Лягушка. Я – лягушка-квакушка.
Зайка. Я – зайка-побегайка.
Лисичка. Я – лисичка-сестричка. А ты кто?
Волк. Я – серый волк, зубами-щелк.
Лисичка. Ступай ко мне жить.
(Впускают волка в теремок.)
Ведущий. Стали они жить вместе. Живут звери в теремке, горы не знают. Мышка варит кашу, лягушка ходит за водой, зайка носит дрова, лисичка печет пирожки, волк охраняет теремок. Вот идет по полю медведь. Идет и ревет, весь лес дрожит. Увидал он теремок…
Медведь. Это что за теремок, теремок?
Он ни низок, ни высок.
(стучит).
Кто, кто в теремочке живет,
Кто, кто в невысоком живет?
Ведущий. Испугались все звери громкого голоса и притихли. А медведь еще громче кричит. Взял он да и стукнул лапой по терему. Развалился теремок, а звери все разбежались.
Медведь (громко кричит). Никого? (Стучит лапой по теремочку, тот и развалился).
Ведущий. Вот и сказка вся.
Примечание. Воспитатель может использовать любые виды театров.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.