Картотека упражнений на развитие мелкой моторики
Очень важно с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры, которые:
- развивают мелкую моторику рук ребенка;
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности.
Картотека составлена из личного опыта работы, использованы идеи игр и упражнений для развития мелкой моторики, представленные другими педагогами на просторах интернета.
Строим «сруб» из спичек
Строим "сруб" из спичек (предварительно обломив головки) или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
с помощью спичек, счетных палочек выкладывать различные фигурки, сначала по схеме, затем по памяти, воображению. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков).
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
- Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.
Ребенку предлагается пособие с приклеенными горлышками от пластиковых бутылок по определенной лексической теме, ему нужно закрутить крышки на горлышки. Можно проговаривать поставленный звук, закрепляя изолированное произношение; считать, называть цвет крышечки.
В коробке с горохом спрятать маленькие игрушки (из киндерсюрприза). Ребенок с закрытыми глазами перебирает горох руками, ищет, кто спрятался внутри.
В ведре не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль.
На дне игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
Выкладывание рисунка косточками, семечками, скорлупками
По листу картона равномерно распределите пластилин, на котором выкладывается рисунок. Для упражнения используются косточки, семечки, скорлупки. Ребенок составляет сюжетную картинку по теме, затем рассказывает, что получилось. Цель упражнения – развивать воображение, фантазию, связную речь
Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу песок, любую мелкую крупу. Ребенку предлагается нарисовать пальчиком какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д. Для особого интереса на дно подноса можно положить зеркало.
Игрушки из речных камушков
Камушки представлены как части животных, дети складывают хрюшку, мишку, лису и т.д., подбирая их по размеру.
Массировать каждый пальчик снизу
верх, с сверху вниз круговыми вижениями; Массаж ладоней круговыми вижениями, д движениями вверх-вниз.
Эти шарики берем Ими ручки разомнем. Каждый шарик не простой - Этот с солью, с рисом тот. Меж ладошками кладем Им ладошки разотрем. Вверх и вниз его катаем Свои ручки развиваем! Можно шар катать по кругу, Перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять - Нам пора и отдыхать!
Считать количество бусин в прямом и обратном порядке. Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и т. д. Щелчки каждым пальцем по подвешенным бусам. Катать бусины между ладоней:
Покатаю я в руках бусинки – горошки.
|
Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.
Ребёнок катает мяч или круглую щётку
для
волос между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает:
У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки. Но ещё сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник!
Рассыпать на столе 10 горошин, прижимать каждую горошину по очереди к столу пальцами по очереди сначала одной. Потом другой руки. Затем прокатываем горошинку пальцем по кругу, прижимая ее к столу:
Дома я одна скучала, горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать, надо пальчику сказать:
«Пальчик, пальчик, мой хороший, ты прижми к столу горошек.
Покрути и покатай и другому передай
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.