Консультация для родителей
«Как развивать моторику руки?»
Ребенок постоянно изучает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все трогать, гладить и пробовать на вкус! Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны.
Начинать работу по развитию мелкой моторики у детей нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Какой молодец!», «Как красиво!»
Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении.
Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:
Пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры) - это инсценировка каких-либо рифмованных
историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что
дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх»,
«вниз». В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых,
активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять
своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии
ребенка:
-способствует овладению навыками мелкой моторики;
-помогает развивать речь;
-повышает работоспособность головного мозга;
-развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
-развивает тактильную чувствительность;
-снимает тревожность.
Дети с удовольствием принимают участие в таких играх. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.
Игра "Моя семья".
Этот пальчик –
дедушка ,
Этот пальчик –
бабушка ,
Этот пальчик –
папочка ,
Этот пальчик –
мамочка ,
Этот пальчик –
я ,
Вот и вся моя семья
!
(Попеременно дети загибают пальцы руки, на последней строке разжимают кулачок).
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами.
Игры с пуговицами.
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок. Вы можете попросить малыша сделать такой же. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, мячик, бусы.
Пуговицы можно нанизывать на нитку, изготавливая бусы.
«Витамины в пузырьке»
Возьмите пузырек из-под лекарства с достаточно широким горлышком. Предложите малышу сложить в него витамины. Витаминами могут быть разноцветные пуговицы.
Игры с сыпучими материалами:
1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи»
2. Перекладываем в кружку горох, фасоль, поочерёдно пальчиками.
3. В «сухой бассейн» помещаем горох, фасоль. Ребенок запускает в него руки и старается на ощупь достать игрушки – сюрпризы.
Рисование по крупе или песку.
На поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манную). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько простых линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, круг, точки).
Игры с пальчиковым театром.
Разыгрывание сказок с помощью пальчикового театра.
Игры с прищепками.
1. Помогите представить ребёнку, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона, «лучики» для солнышка, «дождинки» для облака.
2. Развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками.
Игры с бусинами, макаронами.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны.
Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.
Игры – шнуровки.
Можно использовать шнуровки как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают умственные и творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий, развивают пальцы и кисти рук. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.
Игры с мозаикой.
«Дорожка»
Покажите малышу игрушку животного (например, зайчика). Предложите выложить для зайчика из мозаики дорожку. Дорожка может быть однотонная или разноцветная.
«Цветочки на поляне»
Предложите малышу посадить разноцветные цветочки на поляне из красных, синих, желтых и зеленых деталей мозаики. А затем можно вместе с ребенком собрать цветочки.
Можно катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
Игры с глиной, пластилином и солённым тестом.
Лепить из глины, пластилина или солённого теста можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания. Например, лепить можно колбаски, колечки, шарики. Игра доставит удовольствие. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.
Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.
Рисование.
Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям книжки – раскраски. Используйте игры – обводки, дорисовки, трафареты. Обводить можно все, что попадется под руку.
Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальчиками, рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью, «печатки».
Уважаемые, родители, занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более четкими и скоординированными!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.